Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права учителя в школе в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Максимальное количество баллов зависит от категории, на которую аттестуется педагог. Для начального этапа это 60 баллов, поскольку квалификация молодого специалиста предполагает только оценку ЕФОМ. Для всех остальных категорий – 100 баллов.
Распределение баллов будет следующим:
Параметр | Максимальный балл |
ЕФОМ | 60 баллов |
Результативность (достижения учеников) | 20 баллов |
Индивидуальные достижения | 15 баллов |
Оценка работы учителя учениками и родителями | 5 баллов |
Презентация от Минобрнауки говорит о том, что новая аттестация педагогов будет лучше стимулировать учителей с 2024 года к повышению категории. Главный стимул – привязка заработной платы к уровню квалификации.
Формирование зарплаты будет происходить с учетом трех составляющих:
- базовая ставка;
- региональные надбавки;
- компенсационные и стимулирующие выплаты.
Базовая ставка оплаты учительского труда как и ранее будет устанавливаться региональными властями, поэтому может существенно отличаться в разных субъектах РФ.
По результатам аттестации педагоги смогут претендовать на следующие уровни доплат:
Аттестация | Доплата |
на соответствие должности | до 10% |
на учителя-методиста | до 25% |
на учителя-наставника | до 40% |
Свобода в выборе оценки знаний учащихся, а также установление требований к поведению на занятиях.
Очень важный аспект в этом случае – соблюдение баланса и прав самих учеников, в том числе уважение их чести и достоинства. Нередко случаются спорные ситуации, касающиеся полномочий учителя относительно учеников, особенно в ситуации с наказаниями. Не стоит забывать, что учитель НЕ имеет права:
- Кричать на ученика, оскорблять или унижать его.
- Не пускать его на занятия в случае опоздания или при отсутствии формы.
- Выгонять ученика с занятия (учитель не имеет права на такое действие, так как это нарушает правила безопасности).
- Отбирать телефон или другие личные предметы.
Пособия молодым учителям
Сколько: размер выплат определяется нормативными актами местного самоуправления:
- единовременная выплата (подъемные) — в среднем 15 тысяч рублей;
- надбавка 20-50 процентов от размера ставки ежемесячно на протяжении трех лет работы.
Кто может рассчитывать: выпускники педагогических вузов (до 30-35 лет в зависимости от региона трудоустройства). Максимальные надбавки получают специалисты, окончившие вуз с красным дипломом.
Как получить:
- устроиться на работу по специальности в течение трех месяцев после окончания обучения;
- заключить трудовой договор не менее, чем на три года.
Включается ли отпуск по уходу за ребенком в стаж
Вопрос с отпуском по уходу за ребенком является достаточно важным для женщин – педагогов. На самом деле, большое значение имеет то, в какой период времени он проходит. Если его оформление было проведено до 6 октября 1992 года, то указанное время также будет входить в преподавательский стаж. При этом не будет иметь значения тот факт, когда мать снова приступила к работе.
Что же касается тех, кто оформил отпуск по уходу за ребенком после указанной даты, то данный период не будет включаться страж учителя. Однако же, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 12 Закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года, 1,5 года по уходу за ребенком, но не более 6 лет суммарно, включается в общий страховой стаж, который берется в расчет обычного пенсионного начисления.
По новому закону мы видим довольно запутанный механизм определения права на пенсию для учителей:
- можно выработать необходимую выслугу лет, но пенсию оформить будет еще нельзя (соответственно, придется работать дальше);
- оформить пенсию “по выслуге” учитель сможет только по истечении определенного количества лет (см. таблицу выше).
ГЛАВНОЕ: для оформления пенсии педагогам по новому закону с 2021 года необходимо:
- иметь педагогический стаж не менее 25 лет;
- накопить необходимые пенсионные баллы;
- с 1 января 2021 года необходимо выдержать период “отсрочки”.
Льготная ипотека для учителей общеобразовательных школ в 2023 году
Молодые учителя по закону получают возможность оформления ипотечного кредита на более выгодных условиях, чем для обычных заемщиков. Каждое из существующих послаблений от банковского учреждения необходимо заслужить:
№ п/п. | Преимущества льготной ипотеки для учителей | При выполнении каких требований предоставляется |
1 | Сниженная ставка | Заемщику необходимо успешно закончить обучение на учителя, получить диплом государственного образца |
2 | Небольшой первоначальный взнос в сравнении со стандартным | Заявитель должен приступить к работе учителя незамедлительно после получения диплома о высшем или среднем профессиональном образовании |
3 | Установление индивидуальных условий, предоставление ипотечных программ на выбор | Достижение 35-летнего возраста, наличие гражданства РФ |
Как проходит аттестация
Порядок проведения аттестации педагогических работников условно включает три этапа.
Первый этап – подготовительный
Если речь идет об аттестации на соответствие занимаемой должности, на этапе подготовки в образовательной организации формируется рабочая комиссия.
Для проведения аттестации на категорию комиссия создается в соответствии с порядком, действующим на территории конкретного субъекта РФ.
В процессе подготовки на каждого сотрудника работодатель составляет представление об аттестации на соответствие. В этом документе указываются сведения о педагоге, его личных и профессиональных компетенциях, результатах работы.
С представлением работник должен быть ознакомлен под роспись не позднее 30 календарных дней до заседания аттестационной комиссии. При проведении процедуры по присвоению категории представление составлять не нужно.
Второй этап – заседание аттестационной комиссии
На нем учитель подробно рассказывает о своей работе, отвечает на вопросы членов комиссии.
Третий этап – объявление результатов
Путем открытого голосования члены комиссии принимают решение, соответствует ли учитель занимаемой должности, можно ли ему присвоить новую квалификационную категорию. Результаты аттестации заносятся в протокол, который подписывают все члены аттестационной комиссии, присутствующие на заседании.
Льготы и выплаты учителям в 2024 году? Последние новости на сегодня
Назначение привилегий регулируется федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». При этом регионы имеют право принимать собственные законодательные акты, определяющие, на какие скидки и денежную помощь имеют право учителя.
1️⃣ Льготы учителям в городе.
Федеральные власти предоставляют всем работникам образования:
🔹 надбавку к заработной плате за категорию, которая присваивается по итогам аттестации педагогического работника (размер надбавки регулируется локальными нормативными актами);
🔹 сокращение рабочего времени (до 18 часов);
🔹 право на дополнительное образование, связанное с профессиональной деятельностью (минимум один раз в три года);
🔹 увеличенный ежегодный отпуск (до 56 дней);
🔹 дополнительный неоплачиваемый отпуск до года один раз в десять лет (в случае непрерывного педагогического стажа) с сохранением за ним текущей должности;
🔹 компенсацию оплаты за ЖКХ, куда входят расходы на отопление, электроэнергию, как частично, так и в полном объеме, в зависимости от решения региональных властей;
🔹 надбавку за классное руководство и дополнительные занятия;
🔹 доплату за звание «Заслуженный учитель РФ»;
🔹 досрочный выход на пенсию при выслуге 25 лет с сохранением положенных выплат;
🔹 доплата за вредные условия учителям химии;
🔹 нуждающимся педагогическим работникам предоставляют жилые помещения вне очереди в рамках договора социального найма.
История. «Все сильнее мы привязаны к учебнику»
Петр Мазаев, учитель истории, лектор, координатор IB DP в Европейской гимназии, глава гуманитарной кафедры билингвальной школы «Le Sallay Диалог»:
— История — самый взрывоопасный предмет в любые времена, потому что в истории все строится на глобальных обобщениях и теориях, а связаны они с разными точками зрения. Лучший способ для ученых поссориться — это начать писать учебник по истории. Договориться насчет одного видения очень тяжело.
Старшие учителя говорят, что, когда начиналось преподавание истории отечества в новой России, после 1991 года, количество точек зрения и трактовок было гигантским. Теперь маятник качнулся в другую сторону, и это количество радикально сокращается, что видно в том числе по кодификаторам для ЕГЭ.
Но самое главное — сокращается количество учебников и разрешенных методических материалов.
Этот курс начался достаточно давно, но теперь за этим стали строже следить. К тому же в государственных школах появился и стал обязательным к использованию конструктор рабочих программ. И вроде бы закон «Об образовании» все еще гарантирует свободу в выборе методики и педагогическое творчество, но все больше преподаватели вынуждены обращаться к совершенно конкретным наборам тем и проходить их в том порядке, который заявлен.
Все сильнее мы привязаны к учебнику — и особенно к новому учебнику по XX веку, изданному под редакцией Владимира Мединского. Там как раз очень хорошо видно, что чем ближе мы подходим к концу XX – началу ХXI века, тем меньше точек зрения излагают авторы, тем однозначнее учебник — и, как замечают коллеги, задания в ЕГЭ все больше и больше опираются именно на него, а значит, миновать его никак не получится.
Согласно ФГОСам, которые мы развивали с 2009 года, история должна была уходить от знаниевой компоненты к навыковой. То есть в ЕГЭ постепенно должно было возрастать количество заданий, проверяющих навыки критического мышления, анализа источников, работы с картой, с визуальным изображением, рассуждения и категоризации и так далее, а знаниевые задания — сокращаться.
География. «Мои лекции всегда шире учебника»
Дмитрий Славин, учитель географии в физико-математическом лицее №5 (г. Долгопрудный, Московская область):
— Учебники по географии у нас фактически те же самые. Земля осталась шарообразной, и мало что изменилось, кроме карт: появились новые территории, но специального углубленного изучения этих территорий нет.
Сами учебники идут спиралями по одним и тем же темам, просто каждый раз глубже и глубже. И если дети у меня в 5-м классе что-то услышали и забыли, в 6-м они еще раз то же самое услышали и еще раз забыли, то в 7-м выясняется: ого, а они уже это знают.
Мои лекции всегда шире учебника. Тем же семиклассникам я, например, буду рассказывать про группы стран: ЕС, НАТО, БРИКС, АСЕАН, ОПЕК. В учебнике про это мало, я им больше расскажу. Или возьмем цифры. В прошлом году население Земли увеличилось до 8 миллиардов, но ни в одном учебнике про это не написано. Самая населенная страна мира? Нет, не Китай. Буквально недавно ей стала Индия, но в учебнике про это тоже ничего не сказано.
Учебнику сложно догнать такие вещи, здесь вопрос в том, насколько их догоняет учитель.
Расстраивает меня другое. Мне не нравится расфокусировка детей. Я преподаю в 5–7-х классах. Чем в классе меньше народа, тем внимательнее тебя слушают. Но в больших классах дети за последними партами уже не с тобой, особенно младшие.
Проблема с телефонами. То, что сейчас принят закон, который запрещает их использовать на уроках, в целом правильно, потому что — банально — дети переписываются или в них играют. Наступает контрольная. Я же не буду сочинять 20 вариантов, я сочиню два-три. Классов много, они перефотографируют, пошлют дальше. На контрольных я всегда готов пойти навстречу: они не поняли один вопрос — я им скажу, в каком направлении думать. Но вместо этого я вынужден работать тюремщиком: бегать по рядам и отнимать эти телефоны. И сами дети заняты тем, как бы им быстро и незаметно списать, а не тем, как порассуждать и откинуть неверный вариант.
Я работаю с энтузиазмом и вижу, что все учителя, которые задержались в профессии, тоже больше энтузиасты. Те деньги, которые нам платят, несовместимы с тем, что мы вкладываем, а кроме нагрузки всегда падают какие-нибудь курсы повышения квалификации. Меня на них тоже отправляли, в названии была какая-то сложная аббревиатура: ФГОС — а дальше много букв. Я не смог это запомнить, но должен был прослушать 30 часов за две недели. Когда? А еще надо было решить тесты, сделать практикумы.
Средние зарплаты учителей в других странах
Образовательная система различается между Россией и западными странами, но в пределах СНГ очень схожая. Рассмотрим, сколько платят за рубежом по нижеследующей таблице.
Страны | Среднемесячные доходы педагогов, 2023 г. | |
USD | RUB | |
Кыргызстан | $290 | 21 895 |
Азербайджан | $340 | 25 670 |
Казахстан | $345 | 26 048 |
Беларусь | $356 | 26 878 |
Грузия | $360 | 27 180 |
Польша | $1 850 | 139 675 |
Южная Корея | $2 000 | 151 000 |
Китай | $2 150 | 162 325 |
Франция | $2 750 | 207 625 |
Великобритания | $3 236 | 244 337 |
Япония | $3 350 | 252 925 |
Германия | $3 367 | 254 209 |
Италия | $3 390 | 255 945 |
Канада | $3 575 | 269 913 |
Новая Зеландия | $4 167 | 314 583 |
В мире профессия педагога очень важна, так как за счет их выполнения обязанностей формируется воспитанное и грамотное общество. Чем выше грамотность, тем выше уровень жизни. Что касается зарплат, то учителя во многих государствах получают среднемесячные размеры. На порядок выше в частных детсадах, школах, колледжах.
Если смотреть в разрезе списка, то в странах СНГ установлены примерно одинаковые цифры, приближены к российским. В Прибалтике в 3 раза больше.
В сравнении с западным уровнем, российский в 5 –10 раз ниже. Безусловно, здесь показаны средние, поэтому в небольших населенных пунктах, той же Германии, Канады, Италии учительские доходы вполовину меньше.
Призы и награды для победителя
Победитель конкурса «Учитель года 2024» будет награжден ценными подарками и заслуженным признанием своих достижений в образовательной сфере.
В качестве главного приза победителю будет вручена премия «Учитель года 2024» — это почетный знак, символизирующий высокую оценку и признание его профессиональной деятельности.
Также победитель будет награжден денежным вознаграждением в размере 100 000 рублей, которое поможет ему в реализации новых образовательных проектов и развитии собственных профессиональных навыков.
Дополнительно, победителю будут предоставлены возможности для повышения квалификации и профессионального развития. Он получит возможность посетить международную конференцию по образованию, где сможет поделиться своим опытом и узнать о передовых практиках в образовании.
Кроме того, победитель будет приглашен на особые образовательные мероприятия, где сможет принять участие в мастер-классах, семинарах и тренингах, проводимых опытными педагогами и ведущими экспертами в области образования.
Все награды и призы для победителя конкурса будут вручены на торжественной церемонии, которая пройдет в присутствии высокопоставленных гостей и представителей образовательного сообщества.
Награды и призы: |
---|
Премия «Учитель года 2024» |
Денежное вознаграждение в размере 100 000 рублей |
Возможности для повышения квалификации и профессионального развития |
Приглашение на международную конференцию по образованию |
Участие в мастер-классах, семинарах и тренингах |
Во всех школах появится должность советника по воспитательной работе
В некоторых регионах советники директоров уже работают в экспериментальном порядке, а в 2023 году такие специалисты будут работать уже повсеместно.
Занять эту должность может педагог, имеющий опыт воспитательной работы и прошедший переподготовку на базе Международного детского центра «Артек». В обязанности советника по воспитанию входит разработка и реализация программ воспитания в школе, вовлечение учащихся в проекты детских и молодежных объединений, а также содействие в организации творческих, туристических и спортивных мероприятий.
Советник по воспитанию получает доплату в размере 15 тысяч рублей за полную ставку.
Кто может получить служебное жилье?
В некоторых регионах, если на балансе образовательной организации есть жилые помещения, они могут быть предоставлены учителям в качестве служебного жилья.
Для того, чтобы узнать о возможности получения служебного жилья, педагогическому работнику необходимо обращаться непосредственно в образовательную организацию, в которой он трудоустроен.
Дополнительные дни отпуска для учителей
В 2024 году в школах будет введено дополнительное количество дней отпуска для учителей. Это нововведение призвано обеспечить педагогам возможность отдохнуть и восстановить силы после активной учебной деятельности.
Согласно новым правилам, каждый учитель будет иметь право на дополнительные 5 дней отпуска в год. Таким образом, общее количество дней отпуска учителя составит 45 дней.
Дополнительные дни отпуска будут предоставляться учителям в течение учебного года с учетом графика работы и учебного процесса. Это позволит учителям выбрать наиболее удобное для себя время для отдыха.
Для оформления дополнительных дней отпуска учителям необходимо будет подать заявление в администрацию школы не позднее, чем за 2 недели до планируемой даты начала отпуска. Администрация школы обязана рассмотреть заявление и уведомить учителя о решении.
Дополнительные дни отпуска для учителей позволят им более полноценно отдохнуть и подготовиться к следующему учебному году. Это важно не только для физического и эмоционального благополучия педагогов, но и для качества образовательного процесса в целом.
Количество дней отпуска в 2024 году: | 45 дней |
---|---|
Дополнительные дни отпуска для учителей: | 5 дней |
Замена отпуска на другие виды отдыха для учителей
В 2024 году в школах введены нововведения, касающиеся отпусков учителей. Теперь учителя имеют возможность заменить свой отпуск на другие виды отдыха, предлагаемые образовательными учреждениями.
Эта инициатива была принята с целью разнообразить опции отдыха для педагогов. Теперь учителя могут выбрать такие виды отдыха, как:
- участие в профессиональных семинарах и конференциях;
- общение с коллегами и обмен опытом на педагогических форумах;
- проведение исследовательской работы или создание учебных материалов;
- прохождение практики в других образовательных учреждениях;
- посещение культурных мероприятий и выставок;
- разработка и внедрение инновационных методик обучения;
- участие в проектах по совершенствованию образовательной системы.
Новые правила предлагают гибкость в выборе отдыха и позволяют учителям развиваться не только в процессе отдыха, но и в рамках своей профессиональной деятельности.
Общая информация о количестве дней отпуска у учителей
Количество дней отпуска у учителей зависит от возраста и стажа работы. В школе России в 2024 году установлены следующие нормы:
- Учителям с педагогическим стажем до 5 лет предоставляется 30 календарных дней отпуска;
- Учителям со стажем работы от 5 до 10 лет предоставляется 35 календарных дней отпуска;
- Учителям со стажем работы от 10 до 15 лет предоставляется 40 календарных дней отпуска;
- Учителям со стажем работы от 15 лет и более предоставляется 45 календарных дней отпуска.
Для учителей, работающих в условиях северных и малонаселенных районов России, предусмотрены дополнительные льготы:
- В северных районах учителям с педагогическим стажем до 5 лет предоставляется 45 календарных дней отпуска;
- В северных районах учителям со стажем работы от 5 лет и более предоставляется 50 календарных дней отпуска;
- В малонаселенных районах учителям с педагогическим стажем до 5 лет предоставляется 35 календарных дней отпуска;
- В малонаселенных районах учителям со стажем работы от 5 лет и более предоставляется 40 календарных дней отпуска.
Учителям также предоставляются дополнительные отпуска за особые условия работы, например, за подготовку и проведение выпускных экзаменов или организацию концертов и праздников в школе.