Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды автомобильных герметиков и их применение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В первую очередь остановимся на применяемости. Если нам нужно посадить поддон, клапанную крышку и так далее – достаточно выбрать из числа универсальных силиконовых герметиков. Главное – даже не смотреть в сторону ацетатных («уксусных») составов, для автомобилей они неприменимы, особенно в тех случаях, когда испарения полимеризующегося герметика попадут к катализатору и лямбда-зонду. Если же речь идет о более «горячих» местах наподобие фланца выхлопного коллектора в месте его прилегания к ГБЦ, то уже стоит смотреть в сторону высокотемпературных герметиков. Главное – не ошибитесь, выбрав для этого места ремонтную пасту-герметик для выхлопных систем: они предназначены для герметизации неразборных соединений!
Как выбрать герметик для автомобиля?
Если речь идет о плотном стыке двух металлических деталей, удостоверьтесь в инструкции по ремонту (они, конечно, предназначены для авторизованных техцентров, но так быстро утекают в Интернет…), что в этом узле допускается применение герметика-формирователя прокладок. Если производитель требует применять только анаэробный герметик, заменять его любыми другими составами нельзя.
Далее проверяем совместимость с эксплуатационными жидкостями. Причем в идеале она должна быть не просто общими словами описана на упаковке, а еще и подробно оговорена в листке технических характеристик. И, кстати, если производитель ничего подобного не публикует (да, Done Deal, это в ваш адрес), то лучше все-таки обратиться к другому. Если мы, например, работаем с клапанной крышкой, то нам в первую очередь важна совместимость с моторным маслом, для крышки КПП нужна стойкость к трансмиссионным маслам (их химический состав серьезно отличается). А вот при установке помпы нам важнее всего совместимость с этиленгликолем.
И самое главное: в любом случае не забудьте все-таки прочитать инструкцию по применению. Одни герметики перед сборкой выдерживаются для начала полимеризации, другие позволяют сразу собирать детали обратно. И нарушать рекомендации производителя не стоит – иначе и самый лучший герметик может спасовать.
Анаэробные герметики – это особый класс соединений, состоящий из сложных эфиров диметакрилата со способностью к полимеризации без доступа кислорода.
Эти материалы затвердевают при контакте с металлическими поверхностями в узких зазорах, куда не поступает атмосферный кислород. При невыполнении хотя бы одного из указанных условий герметик будет оставаться в жидком состоянии. Это свойство зачастую относят к преимуществам, поскольку при работе время не ограничено, можно производить монтаж, не опасаясь застывания материала.
Для того чтобы анаэробный состав полимеризовался, необходимо плотно соединить поверхности деталей для устранения лишнего кислорода. Как только такой герметик попадает в узкую металлическую щель, он застынет через 25-30 минут, превратившись в твердый полимер.
К преимуществам анаэробных составов также относят высокую устойчивость к агрессивным химическим средам, вибрациям, перепадам давления и температурам. Состав также предотвращает образование коррозии, окисления, утечку газа и жидкости.
В качестве недостатка материала можно назвать заполнение относительно небольших зазоров от 0,05 до 0,5 мм. Для полимеризации состава на неметаллических поверхностях или при низких температурах будет необходим активатор.
Критерии выбора герметика
Свойства, состав и область применения герметика являются ключевыми критериями при их выборе.
Назначение и эксплуатационные особенности жидких герметиков определяются их составом и входящими в них компонентами. Следует сразу обращать внимание на несколько параметров материала, самые важные среди которых маслостойкость и температурный диапазон.
Для герметизации двигателя необходимо выбирать специальные высокотемпературные материалы, способные работать при температуре
до +360 °С . Для других узлов, расположенных под капотом, достаточно термостойкости+200 °С . Иные элементы не нагреваются выше+150 °С .
Форма упаковки, объем и время застывания автомобильного герметика также имеют значение при выборе материала. Некоторые составы выпускаются в пластиковых или алюминиевых тюбиках с дозатором. Такая форма более удобна и экономична при нанесении. Для средств, выпускаемых в специальных тубах, может потребоваться пистолет или иные дополнительные инструменты. Также нужно обращать внимание на срок годности герметика. Большой объем более выгоден по цене, но если его не израсходовать сразу, через некоторое время он испортится или засохнет.
В сервисной книжке для новых автомобилей производитель зачастую указывает, какие материалы можно использовать. Фирменный герметик будет дороже аналогов, но гарантирует высокое качество сборки всех узлов.
Назначение и функциональные характеристики автомобильных герметиков находятся в зависимости от области применения материала. От этого будут разниться уровни стойкости, цвета и объемы выпуска составов.
Какой герметик подойдет, если течет радиатор?
Использовать герметик для устранения течей радиатора рекомендуется только как временную меру, если нет возможности вызвать эвакуатор или обратиться в автосервис. Герметик временно устранит проблему, однако использовать его на постоянной основе недопустимо. Он ухудшает прохождение антифриза через радиатор, снижает эффективность теплопередачи, из-за чего повышается температура двигателя и появляется риск перегрева.
Большинство герметиков для радиатора создано на основе натуральных органических компонентов и имеют порошкообразный вид. Они имеют низкую стоимость, однако состоят из крупных хлопьев, которые могут забить трубки системы.
Другой тип герметиков создается из металлизированных полимеров. Они вместе с антифризом циркулируют по системе охлаждения, а полимерные частицы цепляются за края течей, закрывая их. Такой состав не осаждается, не забивает трубки и легко выводится. У герметиков данного вида есть один недостаток: они могут устранить течи только небольшого диаметра, не превышающего 1 мм.
При обнаружении течи во время движения или стоянки автомобиля, порядок действий при использовании герметиков должен быть следующим:
-
При возникновении течи необходимо заглушить двигатель и дать остыть охлаждающей жидкости
-
Применить автомобильный герметик, соблюдая приведенные на этикетке правила
-
Завести двигатель на несколько минут, заглушить и проверить наличие течи
-
Если устранить течь не удалось, это означает, что размер отверстия слишком большой. В таком случае рекомендуется вызвать эвакуатор и обратиться в автосервис
Критерии выбора герметика
В автомобильных магазинах реализуются разнообразные герметики: для люков, кузовов, трубных соединений. Они различаются показателями термостойкости, эластичности, сроками службы. Самыми качественными, но дорогими являются профессиональные средства, которые продаются в большой таре и обычно применяются в автомастерских.
Для домашнего пользования покупают герметики в тубах подходящего объема (40-200 г). Если решено отдать предпочтение последнему варианту, лучше приобретать материал в алюминиевой тубе: он полностью сохраняет свойства в течение всего срока годности. Более дешевые средства представлены в пластиковых тубах, но при покупке следует обязательно проверить остаточный срок хранения: он должен составлять не менее 6 месяцев.
Как наносить шовный автомобильный герметик?
Перед использованием внимательно читайте инструкцию, где указывается технология нанесения, даются общие рекомендации, правила безопасности во время работы.
Стандартная схема выглядит так:
- Подготовка. На этом этапе зачищают сварные и стыковочные швы, удаляют ржавчину, грязь, обезжиривают поверхность. Старый слой изоляции также подлежит удалению.
- Зачистка. Чтобы увеличить адгезию, поверхность зашкуривают. Но не все составы требуют зачистки.
- Грунтование. Некоторые герметики наносятся только на загрунтованную поверхность. Здесь важно соблюдать равномерную толщину слоя грунтовки.
- Нагрев. Не все смеси легко выдавливаются. Поэтому их необходимо нагреть. Для этого опускают тубу в ведро с водой до +50 градусов.
- Нанесение «змейкой». При заполнении щелей дозатор тубы ставят под углом 45 градусов. Движения должны напоминать «елочку», «зигзаг» или «змейку».
Особенности применения
Назначение и функциональность кузовных герметиков зависит от компонентов, из которых они изготовлены. Это влияет на свойства материала, цвет, область применения и стоимость.
Некоторые герметики требуют для нанесения специального оборудования, поэтому перед покупкой следует ознакомиться с инструкцией или проконсультироваться с продавцом. Например, некоторые силанмодифицированные составы наносятся методом распыления, поэтому для их использования понадобится специальный пневматический пистолет.
Независимо от типа применяемого материала кузовной герметик должен наноситься на сухую, чистую и обезжиренную поверхность. Некоторые составы требуют дополнительного грунтования основания.
Количество материала рассчитывается исходя из объема и продолжительности работ. Для автомастерских, специализирующихся на кузовном ремонте, одного картриджа может быть недостаточно, а обычному автовладельцу для выполнения небольших работ может хватить и тюбика 150 мл.
Сколько времени сохнет герметик
То, сколько сохнет автомобильный герметик, во многом зависит от состава, который применяется для вклеивания стекла. Если стеклопакет устанавливается самостоятельно, важно ознакомиться с инструкцией производителя, приведенной на упаковке, а если лобовое стекло вклеил специалист, нужно следовать его рекомендациям, он скажет, сколько будет сохнуть клей.
Чаще всего автомобильный клей-герметик сохнет около полутора-трех часов, через 24 часа герметик высохнет, а полная полимеризация наступает только спустя трое суток. Хотя ехать на машине можно через несколько часов, однако передвигаться важно крайне осторожно и аккуратно. Через сутки после вклеивания разрешается ездить в привычном режиме, однако не помешает быть осторожным на протяжении трех суток после замены стекольного пакета.
При самостоятельном вклеивании стекла важно иметь в виду, сколько сохнет используемый праймер. Время высыхания будет приведено на упаковке. Если поспешить и вставить стеклопакет чересчур рано, или наоборот пересушить праймер, то определенные участки стекла приклеятся некачественно.
Разновидности герметиков и преимущества их состава
Герметизирующий состав для автомобиля имеет пастообразную или вязкую консистенцию, в состав входят полимеры и присадки, улучшающие эксплуатационные характеристики материала.
После нанесения из вещества испаряются органические растворители и происходит полимеризация основы, полученный слой предотвращает утечку рабочей среды (жидкостей или газов) через зазоры.
Если для соединения деталей использовать клей, то стык становится монолитным, а герметизирующая паста позволяет разбирать узел без использования специальных приспособлений.
В зависимости от химического состава герметики для машины разделяют на категории:
- на полимерной основе;
- на базе силикона;
- с синтетическими компонентами;
- с добавкой керамической пыли.
Разновидности герметиков
На витринах магазинов присутствует огромный выбор. По химическому составу есть следующие группы:
- Анаэробные. Процесс отвердевания идет без кислорода. Устраняют неровности до 0,5 мм. При присутствии кислорода сохраняют жидкую форму. Используется только профессионалами.
- Синтетические. Содержат искусственные смолы. Склеивают кузовы из стеклопластика.
- Силиконовые. Обладают значительной прочностью, эластичностью, дает герметичность при большом давлениях. Затвердевает на воздухе, для получения прокладки требуется до 10 минут. Устраняет неровности до 0,6 см.
- Керамические. Предназначены для ремонта системы выпуска и отвода отработки газов, если повреждение мало и обнаружено на ранней стадии.
- Полиуретановые. Склеивают различные поверхности. Обладают высокой адгезией. Имеют цветовую гамму для ремонта.
- Температурные. Выдерживают тепло до 3500 градусов.
- Не застывающие. В составе содержится каучук и синтетические смолы, медленно высыхает и после испарения спирта остается мягким. Применяется при заполнении пустот, автомобильных кузовах, герметизации металлических конструкций. Устойчив к воде, маслам, бензину, выдерживает большие температуры.
Сколько времени сохнет герметик
То, сколько сохнет автомобильный герметик, во многом зависит от состава, который применяется для вклеивания стекла. Если стеклопакет устанавливается самостоятельно, важно ознакомиться с инструкцией производителя, приведенной на упаковке, а если лобовое стекло вклеил специалист, нужно следовать его рекомендациям, он скажет, сколько будет сохнуть клей.
Чаще всего автомобильный клей-герметик сохнет около полутора-трех часов, через 24 часа герметик высохнет, а полная полимеризация наступает только спустя трое суток. Хотя ехать на машине можно через несколько часов, однако передвигаться важно крайне осторожно и аккуратно. Через сутки после вклеивания разрешается ездить в привычном режиме, однако не помешает быть осторожным на протяжении трех суток после замены стекольного пакета.
При самостоятельном вклеивании стекла важно иметь в виду, сколько сохнет используемый праймер. Время высыхания будет приведено на упаковке. Если поспешить и вставить стеклопакет чересчур рано, или наоборот пересушить праймер, то определенные участки стекла приклеятся некачественно.
При выборе, предпочтение следует отдавать шовным герметикам для автомобиля от проверенных производителей, чтобы не пришлось через пару дней переделывать работу. По результатам опросов к ним относятся:
- Merbenit XS55 создает высокопрочное эластичное покрытие. За счет высокой адгезии без ущерба выдерживает длительное воздействие вибрации, механические нагрузки. Не боится соленой воды, капризов погоды и агрессивных сред. Нет запаха, разрешено окрашивание.
- BODY 999 ― герметик с длительным сроком службы высыхает с минимальной усадкой. Не растрескивается при нанесении толстым слоем, не растекаясь при этом даже на вертикальных плоскостях. Не возбраняется окраска после высыхания. Однако не переносит ультрафиолета, поэтому применяют для ремонта в местах, куда не попадает солнечный свет.
- 3M 08537 применяют в качестве шовного герметика для обработки стыков и сварных соединений автомобиля. Состав устойчив к влаге и маслам, эластичен, рассчитан на укладку кистью тонким слоем.
У шовных герметиков высокая адгезия, что позволяет соединять ими неответственные детали автомобиля без сварки. Для временной прихватки состав наносится на одну из них. Для прочного соединения на обе. Также герметики применяют как уплотнители в местах соединения шлангов и трубок. Поэтому у опытных водителей, особенно в длительных поездках, они всегда под рукой.
Как выбирать герметик для швов автомобиля
- Если не можете определиться с выбором, купите полиуретановый герметик в тубе для заправки в пистолет. Такие герметики отличаются хорошим сбалансированным составом, не портятся при хранении, а наносятся на поверхность они просто. К тому же они часто встречаются в продаже, так что с покупкой проблем быть не должно.
- Акриловые составы отличаются низкой ценой, однако брать их рекомендуется только для заделки небольших швов. Акрил по всем техническим показателям проигрывает битуму, силикону и полиуретану, а стоят такие смеси ненамного дороже. К тому же акрил часто растрескивается при использовании, поэтому придется латать швы постоянно.
- Автоматических пистолетов бояться не стоит. Многие начинающие механики предпочитают брать жидкий герметик либо смеси в тюбиках, поскольку бояться пистолетного распыления. Но это неверный подход: справиться с пистолетом очень просто – достаточно провести пару-тройку тестовых распылений.
«Заделать течь, не разбирая»
Силиконовые герметики идеально полимеризуются тонкими слоями между двух плоскостей. Это их основная задача, и именно для нее они и создаются. Но нередко герметики пытаются использовать, чтобы заделать течь масла, антифриза или иных технологических жидкостей из трещины в патрубке, штуцере или в неразъемном стыке (типа завальцованных элементов радиаторов), просто намазав герметик поверх точки утечки. Такое применение совершенно бесполезно…
Герметик не обладает адгезией к неочищенным и влажным поверхностям, а безупречно очистить место утечки такого типа практически нереально. Протечку так не устранить, и герметик тут не виноват – на такое он просто не рассчитан… Кто много работает с клеями и герметиками, знает, что конечный результат напрямую зависит не только от качества клея, но в неменьшей степени и от качества подготовки поверхностей.
В инструкции к любому силиконовому составу любой марки первой же строчкой написано: «Наносить только на чистую и сухую поверхность!»
Правила соединения деталей
Чтобы выполнить ремонт мотора жидкими уплотнителями, недостаточно выяснить, какой герметик для двигателя лучше, – нужно правильно нанести вещетво. Это позволит надежно загерметизировать движок. Как правильно поменять герметик поддона картера или крышки ГБЦ:
- Подготовка поверхности – очистить от нагара, ржавчины, масел и загрязнений.
- Убрать изношенные уплотнители, аккуратно удалить, чтобы не остались царапины.
- Обезжирить поверхности растворителем, уайт-спиритом, очищенным бензином, просушить.
- Нанести слой герметизирующего состава, сняв колпачок, на одну из деталей, распределить наносимый на клапанную крышку слой.
- Требуется выдерживать толщину слоя и сделать покрытие равномерным.
- Силикону нужно дать «схватиться» минут 15, а потом плотно прижать детали.
- Если для замены герметика поддона картера используете анаэробный состав, скреплять детали можно в любой момент.
Окончательная затяжка болтов в случае нанесения силикона, выполняется через полчаса после того, как поверхности прижали и не до конца стянули болтами.
Выбор на основе эффективности применения
При подборе герметика учитывают расположение стыка сопрягаемых деталей и температурный фон в зоне соединения. Например, в выхлопных системах с каталитическими нейтрализаторами и датчиками концентрации кислорода запрещается использовать пасты с уксусной кислотой, разрушающей слой чувствительного материала.
При герметизации стыков между головкой и блоком цилиндров используют смеси с повышенной устойчивостью к температурным воздействиям.
При восстановлении кузова используют специальные шовные герметики, которые наносятся распылителем или кистью. Материалы базируются на основе каучука и заполняют мелкие поры и трещины, защищая металл от воздействия воды и агрессивных веществ.
Застывший герметик сохраняет эластичность и устойчив к вибрационным нагрузкам, поверхность допускает нанесение лакокрасочного покрытия.
Наносимая паста не должна стекать с вертикальных поверхностей и трескаться или выкрашиваться при полимеризации или принудительной термической обработке.
Герметик – это композиция из олигомеров или полимеров, имеющая пастообразное или вязкое состояние. Целевое использование данных веществ — это гидроизоляция и герметизация.
Сегодня на рынке представлено большое количество разного рода герметиков. Они не просто отличаются по составу, но и предназначены для склеивания различных поверхностей при совершенно разных условиях эксплуатации.
Герметики различаются:
- По составу.
- По способу применения.
По составу обычно различают:
- Силиконовые герметики. Это влагостойкие соединения, которые выдерживают довольно высокую температуру и способны образовать эластичный шов на месте соединения. Силиконовые соединения тоже не однородны, они могут быть универсальными, силикатными, то есть максимально жаропрочными, выдерживающими до 1200 градусов, авторемонтными и санитарными.
- Акриловые. Основной отличительной чертой является довольно высокая адгезия к разного рода пластмассам. Шов тоже получается эластичным, но в этом пункте будет явно уступать силиконовому варианту. Они являются химически нейтральными и не обладают устойчивостью к влаге. При соединении деревянных покрытий обычно применяют различные цвета этих герметиков.
- Полиуретановые или монтажная пена.
- Битумные. Обычно используются в строительства.