- Медицинское право

«Зарплатные» налоги и социальные платежи в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: ««Зарплатные» налоги и социальные платежи в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Ответственность за нарушения сроков уплаты и неуплаты налогов прописана в ст. 270, 272 , 92-1, 91 Кодекса «Об административных правонарушениях» РК: от предупреждения до (при повторном нарушении) штрафов на сумму от 15 МРП до 30 МРП, а также начисление пени.

Ответственность за нарушения по уплате налогов

Информация о налоговых сборах актуальна для предпринимателей, работающих по упрощенной системе. К ним, в том числе, относятся и продавцы на онлайн-площадках. Обучиться всем нюансам прибыльной онлайн-профессии можно на специальном курсе от опытного селлера Артёма Бухонина на сайте https://2buy.kz/.

Здесь в доступном видео-формате последовательно отражена информация о торговле на крупнейших маркетплейсах Kaspi, Ozon, Wildberries. Курс рассчитан как для новичков, так и для действующих бизнесменов, которые постоянно будут находится на связи в тренером. Обучение доступно с момента оплаты.

История ставок МРП с 2000 по 2023 год

Минимальная заработная плата (МЗП) Основание
МЗП с 1 января 2023 года — 70 000 тенге Установлен Законом РК «О республиканском бюджете на 2023 — 2025 годы»
МЗП с 1 января 2022 года — 60 000 тенге Установлен Законом Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2022 – 2024 годы»
МЗП с 1 января 2021 года — 42 500 тенге Установлен Законом от 2 декабря 2020 года № 379-VI Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2021 – 2023 годы»
МЗП с 1 января 2020 года — 42 500 тенге Установлен Законом от 4 декабря 2019 года № 276-VI «О республиканском бюджете на 2020-2022 годы»
МЗП с 1 января 2019 года — 42 500 тенге Установлен Законом от 30 ноября 2018 года № 197-VI «О республиканском бюджете на 2019-2021 год»
МЗП с 1 января 2018 года — 28 284 тенге Установлен Законом от 30 ноября 2016 года № 113-VI «О республиканском бюджете на 2018-2020 годы»
МЗП с 1 января 2017 года — 24 459 тенге Установлен Законом от 29 ноября 2016 года № 25-VI «О республиканском бюджете на 2017-2019 годы»
МЗП с 1 января 2016 года — 22 859 тенге Установлен Законом Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 426-V «О республиканском бюджете на 2016-2018 годы»
МЗП с 1 января 2015 года — 21 364 тенге Установлен Законом Республики Казахстан от 28 ноября 2014 года № 259-V «О республиканском бюджете на 2015-2017 годы»
МЗП с 1 января 2014 года — 19 966 тенге Установлен Законом Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2014 — 2016 годы»
МЗП с 1 января 2013 года — 18 660 тенге Установлен Законом РК от23 ноября 2012 года № 54-V «О республиканском бюджете на 2013-2015 годы»
МЗП с 1 января 2012 года — 17 439 тенге Установлен Законом РК от 24 ноября 2011 года № 496-IV «О республиканском бюджете на 2012-2014 годы»
МЗП с 1 января 2011 года — 15 999 тенге Установлен Законом РК от 29 ноября 2010 года № 357-IV «О республиканском бюджете на 2011-2013 годы»
МЗП с 1 января 2010 года — 14 952 тенге Установлен Законом РК от 07 декабря 2009 года № 219-IV «О республиканском бюджете на 2010-2012 годы»
МЗП с 1 января 2009 года — 13 470 тенге Установлен Законом РК от 4 декабря 2008 года № 96-IV ЗРК «О республиканском бюджете на 2009-2011 годы»
МЗП с 1 января 2008 года — 10 515 тенге; МЗП с 1 июля 2008 года — 12 025 тенге Установлен Законом РК от 6 декабря 2007 года № 8-IV «О республиканском бюджете на 2008 год»
МЗП с 1 января 2007 года — 9 752 тенге Установлен Законом РК от 8 декабря 2006 года № 194-III «О республиканском бюджете на 2007 год»
МЗП с 1 января 2006 года — 9 200 тенге Установлен Законом РК от 22.11.05 г. № 88-III «О республиканском бюджете на 2006 год»
МЗП с 1 января 2005 года — 7 000 тенге МЗП с 1 июля 2005 года — 9 200 тенге Установлен Законом РК от 02.12.04 г. № 3-III «О республиканском бюджете на 2005 год»
МЗП с 1 января 2004 года — 6 600 тенге Установлен Законом РК от 05.12.03 г. № 505-II «О республиканском бюджете на 2004 год»
МЗП с 1 января 2003 года — 5 000 тенге Установлен Законом РК от 12.12.02 г. № 362-II «О республиканском бюджете на 2003 год»
МЗП с 1 января 2002 года — 4 181 тенге Установлен Законом РК от 15.12.01 г. № 273-II «О республиканском бюджете на 2002 год»
МЗП с 1 января 2001 года — 3 484 тенге Установлен Законом РК от 22.12.00 г. № 131-II «О республиканском бюджете на 2001 год»
МЗП с 1 января 2000 года — 2 680 тенге Установлен Законом РК от 11.11.99 г. № 473-I «О республиканском бюджете на 2000 год»

Как оплачивать и отображать в налогах?

Согласно статье 322 НК РК расчёт единого платежа, его удержание, перечисление с заработной платы и предоставление необходимой налоговой отчётности возложены исключительно на предпринимателя. Налогоплательщик обязан провести положенный перевод средств не позднее 25 дней с момента окончания месяца выплаты заработной платы.

Налоговый период равен календарному месяцу. Ставка соответствует налоговому периоду, к которой производятся выплаты. Оплата осуществляется с приложением списка работников в формате МТ-102 в банке второго уровня.

В ней требуется указать:

  • Список работников (за которых производятся уплата);
  • ИИН;
  • ФИО;
  • дата рождения;
  • сумма единого платежа;
  • период, за который уплачивается ЕП;
  • коды назначения платежей сумму объекта исчисления в назначении элемента списочной части платежа.

Социальный налог в Казахстане

Социальный налог — это термин, который применяется в Казахстане и некоторых других странах.

Данный вид налогообложения имеет отношение к субъектам, совершающим хозяйственную деятельность на территории РК.

В январе 2023 года в законодательную базу касательно социального налога были внесены изменения.Пересмотрены налоговые ставки, что должны взять во внимание сотрудники компаний и предприятий, занимающиеся ежемесячным отчислением средств в государственные фонды.

По состоянию на 2023 год социальный налог (СН) государство обязывает перечислять из своих доходов следующих субъектов государства:

  • Юридических лиц.
  • Частных нотариусов.
  • Профессиональных медиаторов.
  • Адвокатов.
  • Частных судебных исполнителей.
  • Индивидуальных предпринимателей.

Отчисления ОСМС с заработной платы. Как в 2023 году брать отчисления на вычет по КПН?

Помимо административных расходов, связанных с предпринимательской деятельностью, таких как аренда, техническое обслуживание и прочее, на расходы берутся налоговые отчисления с заработной платы сотрудников.

Налоги по заработной плате начисляются с суммы заработной платы в отработанный месяц, а уплачиваются до 25 числа следующего месяца.

Проектом поправок НК РК, с 1 января 2023 года предложено изменить статью 243 вычеты по отдельным видам расходов в части отчислений на обязательное медицинское страхование.

В текущей редакции НК РК п.12 статьи 243 изложен следующим образом: вычету подлежат расходы налогоплательщика по отчислениям, уплаченным в Фонд социального медицинского страхования в соответствии с законодательством Республики Казахстан об обязательном социальном медицинском страховании. Соответственно, на вычет можно брать только ту сумму ОСМС, которая по факту была уплачена за сотрудников.

С 1 января 2023 года п.12 статьи 243 НК РК будет излагаться в следующей редакции: вычету подлежат расходы налогоплательщика по начисленным отчислениям в фонд социального медицинского страхования в размере, определяемом законодательством Республики Казахстан.

То есть вычету будут подлежать начисленные суммы ОСМС.

Вывод: Изменения НК РК в основном затрагивает ситуации, когда заработная плата сотрудникам начислялась в декабре, а налог по факту уплачивался в январе следующего года. Налогоплательщик не мог взять на расходы сумму ОСМС с начисленной зарплаты в декабре, так как п.12 статьи 243 предусматривал возможность брать на расходы только те суммы ОСМС, которые были по факту оплачены. Расходы по ОСМС переносились на следующий год.

С начала 2023 года, чтобы взять на расходы отчисления на обязательное медицинское страхование, необходимо учитывать начисленные суммы ОСМС, не смотря на то, что оплата по факту не производилась.

Как рассчитать социальный налог в РК в 2021 году

Статья 29. Статус фонда

Фонд является некоммерческой организацией в форме акционерного общества, учредителем и единственным акционером которого является государство.

Статья 30. Требования, предъявляемые к руководящим работникам фонда

1. Руководящими работниками фонда признаются первый руководитель исполнительного органа и его заместители, главный бухгалтер.

2. К руководящим работникам фонда устанавливаются следующие требования:

1) для первого руководителя исполнительного органа и его заместителей:

образование – высшее профессиональное (юридическое, финансово-экономическое);

не менее пяти лет стажа работы на руководящих должностях, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг и в организациях, осуществляющих деятельность на финансовом рынке, либо наличие не менее шести лет стажа работы на руководящих должностях в сфере социальной защиты населения;

2) для главного бухгалтера:

образование – высшее профессиональное (финансовое, экономическое);

не менее пяти лет стажа финансово-бухгалтерской работы, в том числе не менее пяти лет на руководящих должностях.

3. Руководящим работником фонда не может быть избрано (назначено) лицо:

1) не имеющее высшего профессионального образования и минимально необходимого стажа работы в сферах деятельности, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи;

2) не имеющее безупречной деловой репутации.

Безупречной деловой репутацией является наличие фактов, подтверждающих профессионализм, добросовестность, отсутствие неснятой или непогашенной судимости, в том числе отсутствие вступившего в законную силу решения суда о применении уголовного наказания в виде лишения права занимать должность руководящего работника финансовой организации, банковского и (или) страхового холдинга и являться крупным участником (крупным акционером) финансовой организации пожизненно;

3) ранее являвшееся первым руководителем, заместителем первого руководителя, главным бухгалтером юридического лица, которое было признано банкротом или подвергнуто санации, консервации, принудительной ликвидации в период нахождения данного лица в должности первого руководителя, заместителя первого руководителя, главного бухгалтера данного юридического лица;

Читайте также:  В чем вред и польза пальмового масла, и в каких продуктах оно содержится?

4) совершившее коррупционное преступление либо привлекавшееся в течение трех лет до даты избрания (назначения) к ответственности за совершение коррупционного правонарушения.

Статья 31. Деятельность фонда

Фонд осуществляет свою деятельность за счет комиссионного вознаграждения фонда.

Величина комиссионного вознаграждения может меняться не более двух раз в год.

Комиссионное вознаграждение фонда взимается от поступивших социальных отчислений, пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений, инвестиционного дохода в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Собственные средства фонда формируются и состоят из уставного капитала фонда, комиссионного вознаграждения.

Фонд осуществляет следующие виды деятельности:

1) ведение учета социальных отчислений, пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений, возвратов излишне (ошибочно) уплаченных социальных отчислений и (или) пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений, а также инвестиционного дохода;

2) ведение учета социальных выплат и возвратов излишне зачисленных (выплаченных) сумм социальных выплат;

3) создание и развитие информационной системы в сфере обязательного социального страхования.

В части, не урегулированной настоящим Законом, к деятельности фонда применяется законодательство Республики Казахстан об акционерных обществах.

Статья 32. Права и обязанности фонда

1. Фонд имеет право:

1) осуществлять аккумулирование социальных отчислений;

2) заниматься деятельностью, связанной с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами, в порядке, установленном настоящим Законом;

Статья 37. Разрешение споров

Все споры, возникающие между фондом, Государственной корпорацией, государственными органами, физическими и юридическими лицами по исполнению настоящего Закона, разрешаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном страховании

Нарушение законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном страховании влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

Статья 39. Переходные положения

1. Размер социальной выплаты на случай утраты трудоспособности, определенный до введения в действие настоящего Закона, с учетом ежегодного повышения, включая повышение с 1 января 2020 года, подлежит перерасчету путем деления на коэффициенты стажа участия и утраты трудоспособности, учтенные при назначении размера социальной выплаты, и умножения на коэффициенты стажа участия и утраты трудоспособности, предусмотренные в соответствии с настоящим Законом.

2. Размер социальной выплаты на случай потери кормильца, определенный до введения в действие настоящего Закона, с учетом ежегодного повышения, включая повышение с 1 января 2020 года, подлежит перерасчету путем деления на коэффициенты стажа участия и количества иждивенцев, учтенные при назначении размера социальной выплаты, и умножения на коэффициенты стажа участия и количес��ва иждивенцев, предусмотренные в соответствии с настоящим Законом.

3. Размер социальной выплаты на случай потери работы, определенный до введения в действие настоящего Закона, подлежит перерасчету путем деления на коэффициенты стажа участия и замещения дохода, учтенные при назначении размера социальной выплаты, и умножения на коэффициенты стажа участия и замещения дохода, предусмотренные в соответствии с настоящим Законом.

При этом продолжительность социальной выплаты на случай потери работы устанавливается в соответствии с пунктом 3 статьи 22 настоящего Закона.

Как вырастут зарплаты, пенсии и пособия в 2022 году

Все жители Казахстана, которые обязаны платить социальный налог, делать это должны до 25-го числа. Здесь правила стандартные, имеется ввиду от числа того месяца, который следует за отчётным. К примеру за август придётся платить в сентябре и так далее. Оплата производится ежемесячно.

Однако организации, которые используют упрощенную систему налогообложения, обязаны платить раз в полгода – до 15 августа за первую половину года, и до 15 февраля – за второе.

Естественно, несвоевременная оплата влечёт за собой штраф.

Рассчитать социальный налог в Казахстане в 2021 году довольно просто – налоговую ставку нужно умножить на налогооблагаемый объект. И полученную сумму необходимо оплатить государственную казну.

Для юридических лиц предусмотрено два довольно удобных способа исчисления:

  • по СНР – здесь принимается во внимание упрощенная декларация;
  • либо общепринятая схема.

Предприниматели также имеют два способа, которая повторяет предыдущие, но имеют некоторые отличия от стандартной схеме – для ИП предполагается использование коэффициентов минимального расчётного показателя. Лучше всего воспользоваться для получения более точных расчётов онлайн-калькулятором.

Социальный налог одинаков по каждому сотруднику компании за исключением одного варианта. Если работник является пенсионером, то организация за него не будет платить социальные отчисления. А соответственно по формуле будет не хватать одного параметра. В таком случае социальные отчисления просто не вычитаются из социального налога, и он в полном размере отправляется в казну. Таким образом при заработной плате в 200 тысяч тенге именно соцналог составит 17 100 тенге.

По упрощенной системе налогообложения отчисления социального налога несколько отличаются. Мало того, что он платится раз в полгода, так еще и всего 1,5% от дохода каждого сотрудника, в том числе и руководителя. Стоит отметить, что по упрощенке могут работать индивидуальные предприниматели и представители малого и среднего бизнеса.

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 года

Одновременно с пособием на рождение ребенка семьи могут оформить и получение ежемесячных выплат или пособий до достижения малышом возраста 1,5 года. Их имеют право получать один из родителей, опекуны, попечители или те члены семьи, которые ухаживают за ребенком. Эти выплаты разные для неработающих и работающих до рождения малыша родителей или опекунов.

Читайте также:  Отдельные меры социальной поддержки семьям с детьми с 01.01.2019

Неработающим женщинам или мужчинам по Закону РК из госбюджета выплачивают такие фиксированные пособия:

  • По уходу за первым ребенком — 5,76 МРП (19 872 тенге в 2023 году).
  • За вторым — 6,81 МРП (23 494).
  • За третьим — 7,85 МРП (26 151).
  • За четвертым и последующими — 8,9 МРП (30 705).

Возможна ли отмена этой нормы?

Дальнейшее откладывание срока введения ОПВР отрицательно скажется на уровне пенсионного обеспечения будущих пенсионеров. В особенности от этого могут пострадать казахстанцы, которые будут выходить на пенсию в 40-х годах текущего столетия. Размер их выплат по актуарным расчетам будет на 30 процентов ниже по сравнению с теми, кто выйдет на пенсию в 50-60-х годах.

Поэтому, на сегодняшний день, вопрос отмены или отсрочки введения данной нормы не рассматривается.

Напомним, что с 1 января 2023 года действующая накопительная система будет дополнена новой условно-накопительной компонентой, формируемой за счет взносов работодателей в размере 5 процентов от доходов работников. В предлагаемой условно-накопительной системе (УНС) будет реализован как накопительный (через накопление на условных счетах), так и распределительный механизмы пенсионного обеспечения.

Участниками новой пенсионной системы будут являться работники, в пользу которых работодатели будут перечислять обязательные 5-процентные пенсионные взносы, исчисленные от доходов работников и перечисленные за счет собственных средств работодателя на персонифицированные условно-накопительные счета в ЕНПФ.

Для каждого участника системы открывается условный пенсионный счет, на котором фиксируется сумма перечисляемых работодателями взносов и формируются условные пенсионные накопления.

Поступающие от работодателей пенсионные взносы не будут капитализироваться и не станут собственностью отдельных лиц, а будут расходоваться на выплату текущих пенсий за счет ОПВР.

При достижении работником пенсионного возраста и наличии не менее пяти лет стажа участия размер пенсии из условно-накопительного компонента определяется исходя из накоплений, сформированных на условном пенсионном счету, и ожидаемой продолжительности жизни.

То есть, пенсия будет эквивалентна сумме пенсионных накоплений, сформированных за весь период трудовой деятельности граждан, распределенных во времени в зависимости от ожидаемой продолжительности жизни.

Право на пенсионные выплаты за счет ОПВР будут иметь лица, достигшие пенсионного возраста, при стаже участия не менее 5 лет (60 месяцев), в размере не более 2-х прожиточных минимумов.

Пенсионные выплаты за счет ОПВР будут выплачиваться пожизненно, при этом ежегодно размеры пенсий будут индексироваться.

Необходимо отметить, что в отличие от накопительной пенсионной системы, пенсии за счет ОПВР в условно-накопительной компоненте не наследуются (поскольку не являются собственностью работника) и на них не распространяется гарантия по сохранности пенсионных накоплений.

Кроме того, предусматривается открытие условного пенсионного счета в ЕНПФ в автоматическом режиме для вкладчиков ОПВР при поступлении первого платежа, т.е. счет будет открываться автоматически при поступлении первого ОПВР.

Таблица новых размеров пособий и выплат на 2023 год

Вид Размер
Пенсия
Минимальная 77 417 тенге
Солидарная 53 076 тенге
Базовая 24 341 тенге
Пособие по инвалидности
Первая группа 77 889 тенге
Вторая 62 068 тенге
Третья 42 190 тенге
Выплата по рождению ребенка
На 1, 2, 3 ребенка 131 100 тенге
4 и более 217 350 тенге
Пособие по уходу за ребенком
Первый ребенок 19 872 тенге
Второй 23 495 тенге
Третий 27 083 тенге
Четвертый и более 30 705 тенге
Пособие по потере кормильца
При 1 нетрудоспособном члене семьи 34 888 тенге
При двух 60 445 тенге
При трех 75 049 тенге
При четырех 79 512 тенге
При пяти 82 352 тенге
При шести 85 597 тенге

Нельзя умолчать о том, что некоторые наши сограждане глубоко недовольны действующей социальной страховой «обязаловкой» и вычетами по соцналогу. Например, Валентина Сиврюкова, президент Конфедерации НПО Казахстана, президент Гражданского альянса Казахстана, в прошлом году высказала такое мнение: «Несмотря на то, что отчисление в Госфонд соцстрахования идет персональное, никакой персонификации в самом фонде не происходит. Средства попадают в общий котел и не влияют ни на что. Независимо от того, кто сколько в этом фонде накопил, социальные выплаты при страховом случае будут производиться по установленным ставкам». Вице-президента Независимой ассоциации предпринимателей Тимур Назханов в мае прошлого года заявил, что социальный налог «дышит предпринимателям в затылок», и что будет лучше « если эти деньги работодатель выплатит своим работникам в довесок к зарплате».

Наконец, некоторые предприниматели откровенно признаются, что из-за специфики налогообложения в нашей стране, в том числе манипуляций с социальным налогом, они не заинтересованы в повышении оплаты труда. Экономист Мурат Алейбеков достаточно исчерпывающе прокомментировал и этот момент: «Неадекватный Налоговый кодекс трижды облагает налогом фонд зарплаты. Во-первых, у работника из оклада изымается часть денег в виде подоходного налога. Во-вторых, на зарплату начисляется социальный налог. В-третьих, вся сумма вместе с отчислениями в бюджет облагается еще налогом на добавленную стоимость. В том числе облагается налогом и социальный налог, который у нас, почему-то, считается частью добавленной стоимости». Поэтому неудивительно, что предпринимателю всегда выгоднее платить меньше. Это снижает себестоимость продукции или услуг, повышает его конкурентоспособность.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *