- Гражданское право

Снижение размера административного штрафа ниже низшего предела

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Снижение размера административного штрафа ниже низшего предела». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Административный штраф – прописанная государством мера административной кары за осуществление административного нарушения права в форме финансового взыскания, которая применяется с задачей предупреждения совершения свежих нарушений права как нарушителем, так и другими особами.

Соответственно со ст. 3.5 КоАП России АШ может выражаться в размере, кратном:

  • Минимальной величине уплаты труда, установленной ФЗ на время конца либо пересечения либо пресечения административного нарушения права.
  • Цене предмета административного нарушения права либо пресечения АП.
  • Величине невыплаченных налогов, сборов, которые подлежат оплате на время конца либо пресечения АП либо размере незаконного валютного действия.

Противоречивая практика

Судебная практика показывает, что арбитражные органы по-разному восприняли универсальность позиции снижения штрафа меньше низшего предела. Одни суды посчитали ее универсальной и распространяли на другие составы АП, уменьшая величину штрафов с учетом характера и условий нарушений права.

В других судах считали, что она имеет ограниченную область работы, поэтому, по словам уполномоченных лиц, КС РФ ограничил вероятность предназначения наказания в форме АШ ниже нижнего предела лишь в отношении санкций, прописанных ч. 5 ст. 19.8 КоАП России.

При этом суды ссылались на то, что ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, которой определены правила определения кары административного характера в границах, определенных законом, который предусматривает ответственность за определённое административное нарушение права, не признана возражающей Конституции России.

В ряде ситуаций суды добавочно отмечали, что нарушителем права в материалах дела не представлены свидетельства его тяжелого материального и имущественного положения.

Подтверждение универсальности правовой позиции

Смотря на противоречия в практике использования позиции права, которая выражена в Постановлении номер 1-П, Конституционный Суд России, не дождавшись решения закона по этому вопросу и скопив достаточное число обращений по этому поводу по другим составам административных правонарушений, принял Постановление номер 4-П.

В нем суд признал выраженную в Постановлении номер 1-П позицию права о вероятности использования наказания ниже низшего предела универсальной, то есть той, которая подлежит использованию по любым видам дел об административных нарушениях права, но ограничил ее использование только судами в исключительных ситуациях.

Эти ситуации бывают, когда решается проблема назначения АШ от 100 тысяч рублей, как предупреждение меры наказания.

До какой степени может быть снижен административный штраф?

После снижения размера новая сумма административного штрафа не может быть менее 50% минимального размера штрафа, предусмотренного законом. Уменьшение штрафа в еще большей степени законом не предусмотрено (решение Свердловского райсуда г. Иркутска от 22.05.2015 по делу № 12-343/2015).

До вступления в силу поправок, введенных законом «О внесении изменений…» от 31.12.2014 № 515-ФЗ, суды действительно могли снижать размер штрафа в больших пределах. Однако ст. 4.1 установлен именно регламент изменения размера штрафа, а не вид ответственности. Соответственно, считать данную норму ухудшающей положение лица, совершившего правонарушение, нельзя (постановление 14-го ААС от 07.05.2015 по делу № А05-14756/2014).

Снизить размер административного штрафа стало реально

Административный штраф может быть наложен на подрядчика, застройщика и технического заказчика за самые разные нарушения. Причем размер ответственности за нарушения в сфере строительства весьма существенный и до недавнего времени суды не часто снижали назначенные контролерами суммы. Дело в том, что существовало мнение о неправомерности снижения суммы штрафа, если она соответствует низшему пределу, предусмотренному соответствующей частью конкретной статьи КоАП РФ. К тому же не все арбитры принимают во внимание ссылки организаций на малозначительность допущенных нарушений. В связи с появлением Постановления КС РФ от 25.02.2014 № 4-П возросли шансы нарушителей добиться в судебном порядке снижения размера своих потерь на уплату штрафа. Подробности – в статье.

  1. Компании и ИП теперь будут штрафовать за несколько одинаковых нарушений, как за одно. За несколько похожих — тоже как за одно, но назначат самый крупный штраф.
  2. Компанию и её директора больше не будут штрафовать одновременно. Штраф выпишут только одному.
  3. Размер штрафов для малого, среднего и микробизнеса теперь будет как для ИП. Если только по закону ИП не отвечает, как компания.
  4. За первое нарушение малому, среднему и микробизнесу штраф заменят предупреждением. Но есть условие: не должны пострадать люди, природа, имущество и дома.

Отмена административного штрафа

В некоторых случаях, административный штраф могут и вовсе отменить, и ограничиться устным замечанием в адрес юридического лица.

В соответствии с положениями ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Читайте также:  Транспортный налог в 2023 году: расчёт, кто должен платить, какие коэффициенты

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2003 № 116-О, суд с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и других смягчающих обстоятельств, руководствуясь положениями статьи 2.9 КоАП РФ, вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пунктом 18 указанного Постановления установлено, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Существенная угроза представляет собой опасность, предполагающую возможность изменений в виде нанесения потерь (ущерба) главной, основополагающей части каких-либо экономических или общественных отношений.

Таким образом, понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств.

При этом оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П, Конституционный Суд Российской Федерации размеры штрафов в отношении юридических лиц должны отвечать критериям пропорциональности и обеспечивать индивидуализацию наказания юридических лиц, виновных в совершении.

Необходимо представить суду все смягчающие обстоятельства для снижения штрафа

Если компания стремится добиться снижения административного штрафа, необходимо представить доказательства по каждому из рассмотренных выше обстоятельств.

При этом не существенно, какой именно суд рассматривает дело: арбитражный или общей юрисдикции.

Суды общей юрисдикции придерживаются в разрешении подобных дел того же подхода, что и арбитражные (постановление Челябинского областного суда от 09.12.16 № 4а-993/2016).

Если компания в силу большого размера выплаты попросит суд о снижении штрафа, снижения добиться не удастся. Крупная сумма сама по себе не является причиной, чтобы облегчить административную ответственность. Установление размера выплаты ниже низшего предела возможно только при наличии необходимых для этого оснований (постановление АС Московского округа от 03.10.16 по делу № А41-2872/16).

Противоречивая практика

Судебная практика показывает, что арбитражные органы по-разному восприняли универсальность позиции снижения штрафа меньше низшего предела. Одни суды посчитали ее универсальной и распространяли на другие составы АП, уменьшая величину штрафов с учетом характера и условий нарушений права.

В других судах считали, что она имеет ограниченную область работы, поэтому, по словам уполномоченных лиц, КС РФ ограничил вероятность предназначения наказания в форме АШ ниже нижнего предела лишь в отношении санкций, прописанных ч. 5 ст. 19.8 КоАП России.

При этом суды ссылались на то, что ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, которой определены правила определения кары административного характера в границах, определенных законом, который предусматривает ответственность за определённое административное нарушение права, не признана возражающей Конституции России.

В ряде ситуаций суды добавочно отмечали, что нарушителем права в материалах дела не представлены свидетельства его тяжелого материального и имущественного положения.

Уменьшение штрафа по административному правонарушению возможно

КС РФ обратил внимание на особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и наиболее компетентного органа государственной власти в сфере определения правовой справедливости.

В связи с этим, пока в КоАП РФ не внесены изменения, предусматривающие возможность снижать минимальный размер административного штрафа, принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела санкции нормы об административной ответственности допускается только в исключительных случаях и лишь в судебном порядке как при рассмотрении, так и при пересмотре судом дела об административном правонарушении юридического лица.

Эта правовая позиция, как отметил КС РФ, не может быть применена в делах об административных правонарушениях, постановления либо решения по которым уже приняты, но не вступили в законную силу. Исключение составляют дела заявителей жалоб в КС РФ, по которым было вынесено Постановление N 4-П.

Снижение штрафа: снижение в суде

За административное нарушение компании могут назначить штраф в несколько млн р. Если она хочет добиться снижения штрафа, снижения нужно требовать через суд. Как убедить судей установить штраф ниже низшего предела.

Если компанию привлекли к административной ответственности и назначили штраф в размере 3 или 5 млн р., у нее есть шанс смягчить наказание. Это можно сделать в рамках ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ. Чтобы применить эти положения закона для снижения штрафа, снижения нужно добиваться через суд.

У судьи есть право на снижение размера штрафа по КоАП, если минимальный размер штрафа за данное нарушение – не меньше 100 тыс. р. Когда суд рассматривает вопрос об уменьшении штрафа, уменьшение допускают, если есть компания подтвердит:

  • исключительные обстоятельства, которые повлияли на нарушение и его последствия,
  • нестабильное материальное положение компании и т. п.

Рассмотрим подробнее, какие доводы принимают суды при снижении штрафа за административное правонарушение.

Административный штраф юридическому лицу снижен в два раза ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ

  • Р Е Ш Е Н И Е
  • по делу об административном правонарушении
  • Город Смоленск
  • 19 ноября 2018 года
  • Промышленный районный суд г.Смоленска в составе председательствующего судьи Яворской

Т.Е., при секретаре Рыженковой Е.В., рассмотрев жалобу ООО «Витебскжилстрой» на постановление

  1. по делу об административном правонарушении от 14 сентября 2018 года No,
  2. У С Т А Н О В И Л:
  3. Постановлением государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по
  4. Смоленской области Центрального Управления Федеральной службы по экологическому,
  5. технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор) No
Читайте также:  Как оформить уход за человеком старше 80 лет и выплату 1200 рублей в месяц?

от 14.09.2018 ООО «Витебскжилстрой» привлечено к административной ответственности за совершенное

административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, назначено наказание в

  • виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
  • ООО «Витебскжилстрой» обратилось с жалобой на указанное постановление, в обоснование
  • которой указали, что при рассмотрении дела должностным лицом не был учтен характер
  • совершенного административного правонарушения, сведения об имущественном положении
  • привлекаемой организации (наличие задолженности в размере более 4 000 000 рублей, находящейся
  • на исполнении у ФССП России по Смоленской области, банковские счета Общества в настоящее
  • время арестованы), не учтено, что противоправные действия не носят умышленный характер
  • (совершены с неосторожной формой вины), не причинили значительного ущерба охраняемым
  • законом интересам, несоразмерность санкции последствиям совершенного правонарушения
  • (отсутствие общественно опасных последствий правонарушения, отсутствие причинения
  • значительного ущерба охраняемым законом интересам, отсутствие причинения материального

ущерба). Однородные правонарушения ООО «Витебскжилстрой» ранее не совершались. Наложение

штрафа в сумме 200 000 руб. значительно ухудшит материальное положение организации, негативно

отразится на сроках сдачи второй очереди (3-й подъезд) строящегося Обществом 15-этажного

многоквартирного дома по адресу: г. Смоленск, ул. Крупской, д. 60/2. Просят суд отменить

постановление Ростехнадзора No от 14.09.2018 изменить, снизив размер назначенного штрафа до 20

000 руб.

В судебном заседании представитель ООО «Витебскжилстрой» — Фрай Ф.А., доводы жалобы

поддержал, просит ее удовлетворить.

Представители Ростехнадзора – Иванова Т.В., Якушев С.В., в судебном заседании возражали

  1. против удовлетворения заявленных требований, поддержали представленные письменные
  2. возражения, дополнительно указали, что деяние заявителя посягает на установленный нормативными
  3. правовыми актами порядок обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных
  4. объектов, защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных
  5. производственных объектах и их последствий. Считают, что постановление вынесено законно и
  6. обоснованно, на основании представленных документов. Смягчающих и отягчающих обстоятельств
  7. по делу не установлено, наказание назначено в пределах санкции статьи. С учетом конкретных
  8. обстоятельств допущенного правонарушения, принимая во внимание общественную опасность
  9. совершенного правонарушения, исходя из целей и общих принципов назначения наказания,
  10. оснований для снижения административного штрафа либо признания совершенного
  11. административного правонарушения малозначительным, не имеется. Просят постановление оставить
  12. без изменения.
  13. Выслушав представителей, исследовав письменные доказательства, суд приходит к
  14. следующим выводам.
  15. Судом установлено, что в результате проведения Ростехнадзором мероприятия по контролю
  16. (надзору) за соблюдением требований промышленной безопасности в части организации и
  17. осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной
  18. безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской
  19. Федерации, на опасном производственном объекте Площадка башенного крана ООО
  20. «Витебскжилстрой», регистрационный No , расположенного по , принадлежащего

Первичным звеном в процедуре привлечения к админответственности является составление протокола об административном правонарушении.

Основанием для возбуждения административного производства является выявление должностным лицом ИФНС фактов нарушения налогового законодательства. По результатам проверки сотрудник ИФНС, усмотревший в деяниях конкретного лица состав административного правонарушения, составляет соответствующий протокол.

Право рассматривать подобные протоколы закон делегирует многим государственным органам. Так, в силу положений главы 23 КоАП РФ:

  • территориальные органы ФНС возбуждают и рассматривают административные деликты, предусмотренные ст.ст. 14.5. 14.13, 15.1, 15.27, 19.7.6 КоАП РФ, относящиеся к категории правоотношений, напрямую связанных с полномочиями ФНС;
  • судьи рассматривают административные протоколы, составленные ИФНС и связанные с нарушением налогового законодательства по ст.ст.15.4–15.8, 15.11, 15.15.6 .

Поскольку любой вид ответственности персонифицирован, то при нарушениях, допущенных юридическим лицом в сфере налогового законодательства, административное наказание накладывается на должностных лиц предприятия, организации или субъекта предпринимательской деятельности.

Размер штрафа как наказания по КоАП диверсифицируется в зависимости от:

  • размера причиненного государству ущерба;
  • повторности деяния;
  • длительности срока, в течение которого совершались правонарушения и т.д.

Аннулирование административного штрафа через срок давности

Если штраф был назначен, но не оплачен вовремя, то его оплата может быть нецелесообразна. Стоит иметь ввиду установленный КоАП срок давности исполнения. Так, установлено, что постановление не подлежит исполнению , если не было исполнено в течение 2 лет.

Уклонение от уплаты штрафа — это основание, на основании которого срок течения указанных двух лет прерывается. Иначе говоря, если по факту административного штрафа в отношении гражданина возбудили производство приставы, а сам нарушитель не является по повесткам, укрывает доходы и принимает иные меры для неуплаты штрафа, срок в 2 года не исчисляется.

Как только пристав отыскал имущество и доходы гражданина, на которые можно обратить взыскание, течение двухлетнего срока возобновляется.

Не входит в двухлетний срок давности исполнения постановления по штрафу и случаи отсрочки и рассрочки наказания.

ИНТЕРЕСНО: читайте про освобождение от административного штрафа по ссылке на сайте

Снижение административного штрафа ниже низшего предела

Благодаря Решению Конституционного Суда России от 25.02.2014 номер 4-П стало вероятным предназначения административного штрафа меньше самой небольшой границы, прописанного санкциями нужных норм КоАП РФ.

Вызвано это было тем, что в отдельных статьях КоАП России нижняя граница санкций сильно завышена, к примеру, для должностных лиц от 50 тысяч руб. и т.д.

И всё это не разрешает соответствующим образом учесть характер и результаты сделанного административного нарушения права, уровень виновности притягиваемого к административной ответственности юр. лица, его имущественное и материальное положение.

А также иные обладающие существенным значением для персонализации административной ответственности обстановки и, соответственно, гарантировать линию верного и пропорционального наказания административного характера.

Частью 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ обусловлено, что если присутствуют выдающие условия, которые связаны с нравом административного нарушения права и его следствиями, органы могут определить кару в форме административного штрафа в величине меньше наименьшего размера административного штрафа.

В ситуации, если наименьший размер административного штрафа для граждан равняется не менее 10-ти тысяч рублей, а для служебных особ — не меньше 50-ти тыс. рублей. Органы могут предопределить уменьшение административного штрафа лишь на законных основаниях.

При предопределении административного наказания соответственно с частью 2.2 истинной статьи величина АШ не может равняться меньше половины наименьшего размера административного штрафа, который прописан для граждан или служебных особ соответственной статьей или частью ст. раздела 2 Кодекса (ч.2.3 ст.4.1 КоАП Российской Федерации).

Снижение административного штрафа ниже низшего предела, прописанное органом администрации, есть правом суда либо служебного лица. Следует заметить, что размер административного штрафа даже при присутствии выдающихся условий не может быть меньше половины самого размера.

Читайте также:  Межевание земельного участка в 2023 году – порядок действий

Ограничения использования административного наказания ниже низшего предела

КС России обратил внимание на особенную роль суда как самостоятельного и беспристрастного арбитра и самого компетентного органа гос. Власти в области определения справедливости в правовой сфере. Пока не предусмотрены изменения, которые предусматривают вероятность уменьшать самый маленький размер АШ для российских граждан.

Принятие постановления о направлении юридическому лицу административного вознаграждения меньше самого небольшого предела санкции нормы об административной ответственности пропускается лишь в исключительных ситуациях и только в порядке суда, как при анализе, так и при пересмотре судом дела об административном нарушении права юр. лица.

Эта позиция не может применяться в постановлениях, которые не имеют законной силы.

Снижение административного штрафа меньше самого низкого предела, прописанное административной службой, является правом суда либо служебного лица. Такое правило используется только в ситуации, когда самая маленькая санкция за определённое административное нарушение права превышает определенную сумму.

Дело № 12-9/2015

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Нолинского районного суда Кировской области Васильков Д.С., изучив заявление заведующей МКДОУ детский сад «Чайка» с. Зыково Нолинского района Кировской области ФИО2 на уменьшение административного штрафа, наложенного постановлением главного государственного инспектора Нолинского района по пожарному надзору ФИО1 от 06.10.2014 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. РФ, и, рассмотрев ходатайство о восстановлении срока обжалования данного постановления,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением главного государственного инспектора Нолинского района по пожарному надзору ФИО1 от 06.10.2014 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. РФ, МКДОУ детский сад «Чайка» привлечено к административной ответственности и данному юридическому лицу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, 26.01.2015 г. заведующая МКДОУ детский сад «Чайка» ФИО2 обратилась в суд с заявлением на уменьшение административного штрафа по указанному постановлению ОНД, одновременно представив ходатайство о восстановлении пропущенного срока обжалования постановления должностного лица органа административной юрисдикции.

В обоснование ходатайства заведующая МКДОУ детский сад «Чайка» ссылается на то, что в штате учреждения юрист отсутствует, она юридического образования не имеет, в связи с чем обратилась за помощью к юристам администрации Нолинского района, которые заверили её о том, что срок подачи заявления о снижении суммы штрафа не ограничен. Кроме того, сумма штрафа является очень значительной и усугубит финансовое положение учреждения.

Выслушав мнение заведующей МКДОУ детский сад «Чайка» ФИО2, поддержавшей ходатайство, начальника ОНД по Нолинскому району ФИО1, не возражавшего восстановить срок для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, прихожу к следующему.

На основании части 3.2 статьи РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Таким образом, законом установлена возможность снижения размера административного штрафа либо при рассмотрении дела об административном правонарушении либо при рассмотрении жалобы (протеста) на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях.

Определение может быть обжаловано в Кировский областной суд путём подачи жалобы через Нолинский районный суд в десятидневный срок с момента получения копии настоящего определения.

Снизить размер административного штрафа стало реально

Источник: Журнал «Строительство: Бухгалтерский учет и налогообложение»

Административный штраф может быть наложен на подрядчика, застройщика и технического заказчика за самые разные нарушения.

Причем размер ответственности за нарушения в сфере строительства весьма существенный и до недавнего времени суды не часто снижали назначенные контролерами суммы.

Дело в том, что существовало мнение о неправомерности снижения суммы штрафа, если она соответствует низшему пределу, предусмотренному соответствующей частью конкретной статьи КоАП РФ.

К тому же не все арбитры принимают во внимание ссылки организаций на малозначительность допущенных нарушений. В связи с появлением Постановления КС РФ от 25.02.2014 № 4-П возросли шансы нарушителей добиться в судебном порядке снижения размера своих потерь на уплату штрафа. Подробности – в статье.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *