Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как не привлекать внимание сотрудников ГИБДД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Однозначно контролируются сотрудниками ДПС места въезда в населенные пункты. Надумали прокатить друзей за город? Будьте готовы к обязательной остановке и тщательной проверке документов. На таких постах останавливают всех.
Инспекторы ДПС и где они обитают
Участки трассы, где сплошная сменяется прерывистой на возвышенностях или крутых поворотах, — излюбленные точки для засады.
В местах установки новых знаков, измененной разметки и там, где образовались иные условия, способствующие перемене привычной организации дорожного движения, устанавливаются временные посты ДПС. На участках повышенной опасности (например, нерегулируемых пешеходных переходах в местах со слабым освещением дороги) тоже частенько дежурят сотрудники.
Запаситесь знаниями не только о том «где», но и «когда» можно натолкнуться на дежурящих людей в форме. Вечер выходного дня и утро после — прекрасная пора для ловли пьяных и не до конца отрезвевших. С праздниками та же история.
Когда инспектор имеет право применить оружие?
Ходят слухи, что сотрудники ГИБДД могут стрелять по автомобилю, только если их здоровью угрожает опасность, однако это не совсем верно. Фактически, сотрудники получают право на применение табельного оружия сразу после начала преследования, но при соблюдении некоторых формальностей. Перед выстрелом по автомобилю инспектор должен предупредить о намерении применить оружие: с помощью громкоговорителя, установленного в патрульной машине, и выстрела в воздух.
Также использование оружия ограничивается некоторыми условиями:
- на линии огня и поблизости не должно находиться третьих лиц, которым может быть причинен ущерб;
- целиться необходимо не в нарушителя, а в его автомобиль (причиняемый вред должен быть минимальным);
- в результате выстрелов водитель не должен потерять управление ТС, так как это может привести к жертвам.
Представьте, что вам поступает холодный звонок от какой-нибудь компании. И первое, что у вас спрашивают: «Вы не хотели бы воспользоваться нашими услугами?» Разумеется, вы отвечаете: «Нет». Теперь звонившему придётся проявить чудеса убеждения, чтобы заставить вас передумать, и ему это вряд ли удастся.
Если мы начинаем отрицать что-то, всё наше естество направлено на то, чтобы настоять на своём и не менять позицию. Мы закрываемся, начинаем скептически относиться к словам собеседника и с большой неохотой принимаем чужие идеи, даже если они никак не относятся к вопросу, на который мы отвечали изначально.
Поэтому необходимо создавать цепочки утверждений. Задавайте людям очевидные вопросы, чтобы получить в ответ несколько «да». Это создаст благоприятные условия для восприятия ваших идей и расположит аудиторию к вам. Человек, сказавший «да», психологически настроен впитывать информацию и охотно слушать.
Водитель остановился, как долго может длиться остановка?
Формулировка п.13.8 «Наставления» довольно размытая: «остановка должна осуществляться на минимально короткий срок». Как определить этот минимальный срок? 5 минут – это много? Только один ответ можно обнаружить в том же пункте документа, касается он общественного транспорта: его можно задерживать на 1–2 минуты.
После остановки у водителя обязательно возникает вопрос «за что?». Сотрудник ГИБДД обязан озвучить причину или нет? Наверняка многие сталкивались с инспектором либо ничего не говорящим, либо вынуждающим водителя самому сформулировать или подсказать возможный повод.
Не надо спешить и делать то, чего не нужно! Инспектору вменяется в обязанность сообщить водителю о причине остановки, и не только о ней. Еще сотрудник полиции должен представиться, «приложив руку к головному убору, назвать должность, звание, фамилию» — это выдержка из того же «Наставления».
Значит, после остановки действия инспектора укладываются в алгоритм:
- сотрудник сам подходит к остановленному транспортному средству;
- представляется по форме;
- сообщает о нарушении Правил дорожного движения с указанием их пунктов;
- информирует о возможной ответственности за нарушение, предусмотренной КоАП, и ссылается на статью;
просит предъявить документы.
Некоторые автомобилисты считают, что следует выказать уважение инспектору и сразу выйти из машины. На самом деле правильнее будет дождаться пока сотрудник ДПС сам подойдет и назовет объективную причину остановки. Что если имеется непреодолимое желание покинуть авто? Пожалуйста, выходить позволяется, но не надо отходить от него, а тем более идти в полицейскую машину.
Запрещенные участки дороги для остановки
Допустим, законные основания налицо, но везде ли инспектору дозволено потребовать остановку? Оказывается, не везде. Под запрет попадают участки автодорог, на которых ограничена видимость. Также нельзя останавливать машины до и сразу после поворота, перед вершиной подъема и после неё.
Запрещается остановка там, где стоящий автомобиль может спровоцировать дорожно-транспортное происшествие. Это перекрестки, пешеходные переходы, железнодорожные переезды и иные места, где имеется какая-либо опасность для других водителей и пешеходов. Более полную информацию о них можно почерпнуть из примечаний к главному документу ГИБДД — «Наставлениям».
Выходит, что инспектор ДПС вовсе не всемогущий, у него гораздо меньше прав, чем может показаться.
Помните, на дорогах все еще встречаются два типа полицейских. Первые уверены в том, что все водители – профаны в законодательстве; вторые – что каждый автомобилист является потенциальным источником легкой наживы. Еще остались вопросы? Изучайте свои права и не позволяйте себя обманывать.
Значение слова Внимание по словарю Ушакова:
ВНИМАНИЕ внимания, мн. нет, ср. 1. Психический процесс, при к-ром из нескольких одновременных впечатлений нек-рые воспринимаются особенно ясно (псих.). Изучение способности внимания. 2. Интерес, заботливое отношение, стремление вникнуть. Сосредоточить внимание на чем-н. С должным вниманием. без внимания. Достойный внимания. Привлекать внимание. 3. Предупредительное, благосклонное отношение. Благодарю за внимание. Оказать внимание. принимать во внимание — принимать в расчет, учитывать. Обращать внимание на кого-что — замечать кого-что-н., заинтересовываться кем-чем-н. Обращать внимание чье на кого-что (книжн.) — указывать, заставлять заметить кого-что-н. Вниманию, кого — к чьему-н. сведению (формула в заголовках объявлений, газетных заметок). Вниманию всех едущих на курорты. Оставить без внимания что (разг.) — пренебречь чем-н.
Не только права, но и обязанности
Есть самое важно, о чем часто не вспоминают, говоря о приоритете автомобилей со спецсигналом. Это – то, что их водители обязаны удостовериться в том, что их маневр (например, проезд под знак «Уступи дорогу» или на красный сигнал светофора) будет безопасным.
Например, автомобиль «Скорой помощи» с тяжелым пациентом спешит в больницу, водитель включил сирену и проблесковый маячок. Он приближается к перекрестку со светофором, на котором для него горит красный сигнал. Он имеет право проехать на него, но только если убедится – его пропускают автомобили, для которых проезд разрешен. Обычно такие автомобили притормаживают перед перекрестками, а водители других машин, услышав сирену, более внимательно смотрят по сторонам, чтобы не спровоцировать ДТП.
В такой ситуации мы решили позвонить и водителю-активисту Александру Росину, который в феврале был главным «застрельщиком» возмущения водителей и предпринимателей, которых «игры в эвакуацию» уже совсем утомили.
«Начальник ГИБДД Сергей Бородин вернулся обратно — на время проверки его убирали в УМВД. Соответственно, проверки ГИБДД вернулись, они проходят везде по городу. Омских водителей тоже останавливают. Для примера: повсюду в городке Нефтяников, в том числе на улицах Доковской и Комбинатской, повсюду в Порт-Артуре. Штрафная стоянка работает там же, на Волгоградской, плюс ещё одна — на 2-й Солнечной», — рассказал он.
Проверка СКР закончилась — фактов коррупции она не обнаружила, добавил Александр. Проблема в том, что непосредственно факты передачи денег Бородину не были установлены. На время ревизии в областном УМВД он поработал заместителем начальника штаба по тылу. Должность высокая, это говорит о чьём-то покровительстве, считает активист. Ход делу же с эвакуацией не дают, потому что если начать серьёзное уголовное разбирательство, то, вполне возможно, он «сдаст» как раз тех своих покровителей… Теперь Росин надеется, что ситуации поможет личный приём у одного из чинов областного УМВД, которого он сейчас добивается. Об успехах он позже обещал рассказать.
Ранее БК55 уже выяснял, что
используемые эвакуаторы через вторые руки принадлежат самому Бородину. Хотя документальных подтверждений этому пока нет.
«Закончилась ли проверка на эту тему? Не знаем ни про какие проверки. Все транспортные средства, которые следуют по федеральным трассам, проверяются по максимуму», — реагировал на трассе на соответствующий вопрос лейтенант Дербенёв.
Неиссякаемый поток машин продолжает катить по федеральной трассе. Потенциальные жертвы или нарушители?
От Мичигана до Москвы: что грозит нарушителю за рубежом и у нас?
Во многих странах само по себе опасное вождение вне закона. В Австралии, Новой Зеландии, Саудовской Аравии, Великобритании, Америке дорожные лихачи рискуют получить штраф, лишиться прав и угодить за решетку.
«Самые жесткие меры за агрессивную езду применяются в Мичигане и Вермонте, – рассказывает Денис Мигаль. – Так, в первом штате нарушителям грозит 93 дня ареста и/или 500 долларов штрафа. В случае, если действия автохама приводят к чьим-то телесным повреждениям, нарушитель может лишиться свободы на пять лет и быть оштрафован на сумму от одной до пяти тысяч долларов. При летальном исходе ему грозит срок до 15 лет тюрьмы и штраф до 10 тысяч долларов. В законодательстве штата Вермонт опасная езда с причинением тяжких телесных повреждений карается заключением на 15 лет и штрафом в 15 тысяч долларов».
«У нас автохамы попадаются в руки полиции только за конкретные нарушения, хотя термин «опасное вождение» был закреплен в правилах дорожного движения еще в 2016 году», – говорит эксперт.
В идеальном случае, инспектор должен останавливать транспортные средства возле поста патрульной службы с утвержденной зоной ответственности работников ГИБДД. Также допускается осуществление контроля на тех участках дороги, на которых не запрещена остановка. На мостах, эстакадах, в тоннелях и на скоростных трассах, машины могут быть остановлены из патрульного автомобиля с включенными проблесковыми маячками.
Водитель обязан остановиться по требованию инспектора, однако правила остановки и стоянки лучше не нарушать, чтобы впоследствии не оказаться оштрафованным за нарушение ПДД. Если сотрудник ДПС указывает водителю остановиться в месте, где остановка запрещена, то лицу, управляющему авто рекомендуется доехать до места, где по правилам она разрешена.
Запрещена остановка машины сотрудником ГИБДД на тех участках дорог, на которых она не разрешена ПДД. Исключением являются ситуации, когда остановка связана с необходимостью пресечения преступления или предотвращения реальной угрозы жизни или здоровью другим участникам дорожного движения. Запрет правового акта не актуален также при обозначении места остановки патрульным автомобилем с включенным световым сигналом или использующим другие средства организации дорожного движения.
Если на стационарном посту инспектор может остановить машину с целью проверки документации, то вне его такая причина не может быть основанием для прекращения движения участника по инициативе уполномоченного лица. Повод для такого действия должен быть вынужденной мерой, без которой невозможно обеспечить безопасность других участников дорожного движения. Водитель имеет право свободно получить информацию о своих правах. К нему не могут быть применимы меры, не предусмотренные правовыми актами. Инспектор не вправе ссылаться на секретные инструкции, поскольку Конституций РФ определяет, что человек должен владеть информацией, которая его касается, особенно если вопрос находится в правовом поле.
Что обязан выполнять сотрудник ДПС?
Во-первых, когда автомобиль останавливается за нарушение правил, то работник ГАИ обязан указать пункт ПДД, который был нарушен. Во-вторых, когда целью остановки стало участие водителя и пассажиров как свидетелей и понятых, представитель ДПС должен кратко и доходчиво проинформировать граждан об их правах в данном качестве.
Правила поведения инспектора ГИБДД предписывают предъявить служебное удостоверение, если его действия водитель посчитал неправомерными или госслужащий не сумел назвать конкретный пункт ПДД, который якобы нарушен. Также водитель имеет право записать данные постового. А тот, в свою очередь, обязан назвать телефоны, по которым автовладелец может обратиться для обжалования действий инспектора. Иногда инспекторы просто называют номер дежурного, который имеет законное право принять жалобу – и это вполне допустимо.
Куда заявлять о требовании взятки
Заявить о подобном преступлении можно в любое отделение Следственного комитета РФ. Сотрудники СК РФ расследуют дела, связанные с нарушениями, допущенными полицейскими. В данном случае корпоративная солидарность не работает, поскольку Следственный комитет не имеет никакого отношения ни к МВД, ни к ГИБДД.
Заявление можно подать посредством интернет-приемной Следственного комитета РФ. Также можно связаться с представителями госоргана, позвонив по телефону регионального СК. Для поиска контактов следует использовать официальный сайт Следственного комитета. Открываем карту России, наводим на область и во всплывающем окне появится номер телефона.
Подавать заявление можно в отделение любого региона – необязательно того, где было совершено преступление. Однако лучше обратиться в СК по месту дачи взятки – так процесс пойдет быстрее.
В заявлении следует указать место и время вымогательства взятки. Также прописываем сумму, ФИО вымогателей и номера их нагрудных жетонов. Просим привлечь виновников к ответственности.
От трех до пяти тысяч
Преимущественное право проезда на дороге дают синие проблесковые маячки вместе со специальным звуковым сигналом. В таком случае при приближении спецтранспорта другие водители должны уступить дорогу. Они должны прижаться к обочине или сдать в сторону, на другую полосу, чтобы пропустить спецтанспорт. Правда, при этом нельзя выезжать на встречную полосу. А вот скорая помощь с работающими синими мигалками может не только двигаться по противоположной части дороги, но и игнорировать сигналы светофора, правда, удостоверившись в безопасности осуществляемого маневра.
Раньше за непропуск машины со спецсигналами штраф составлял 500 рублей. Однако в 2019 году в КоАП РФ были внесены изменения, и штраф увеличился в 10 раз. Теперь статья 12.17 КоАП РФ гласит, что «непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом, влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех месяцев до одного года».
При этом, если сзади пристроилась машина не скорой помощи, не МВД и не ГИБДД в привычной расцветке, а просто с мигалкой на крыше, то штраф будет меньше. В Москве и в Санкт-Петербурге он может составлять 3 тысячи рублей.
Законодательное регулирование вопроса
Действия сотрудников ГИБДД на дорогах регулирует Административный регламент, утвержденный Приказом МВД № 664 от 23.08.2017 года. В нем отражены меры и способы осуществления государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения законодательных требований в сфере безопасности дорожного движения. В документе рассмотрены основания, на которых сотрудники ГИБДД вправе требовать остановки транспортного средства.
Сотрудник ГИБДД может остановить транспортное средство в любое время суток при наличии оснований для таких действий. Законом определено право уполномоченного работника на остановку автомобилей для выполнения обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, для проверки водительской документации, бумаг, подтверждающих право собственности или эксплуатации транспорта, наличия полиса обязательной страховки и документов на перевозимый груз.
Также следует учитывать, что у водителя могут быть объективные причины не останавливаться.
Рассмотрим их ниже:
- На трассе, где произошла ситуация, было слишком темно. На неосвещенных участках дороги лучше не рисковать и не останавливаться, даже если на первый взгляд кажется, что остановка происходит представителями службы ГИБДД. Мошенники и преступники могут маскироваться под сотрудников полиции. После остановки автомобиля водитель может стать их жертвой;
- Автовладелец решил не останавливаться, так как это было бы грубым нарушением правил дорожного движения. Как известно, на трассах присутствуют такие участки, на которых остановка строго запрещена (например, железнодорожные переезды и тому подобное). В таком случае водитель имеет право проигнорировать требование сотрудника ГИБДД, чтобы не создать почву для аварийных ситуаций на дороге.
На самом деле, причин не остановки человека по требованию представителя дорожной службы, достаточно мало. Но если они действительно объективны, суд обязательно примет их во внимание и сочтет это смягчающим обстоятельством.
Можно ли избежать наказания?
Если после содействия с сотрудником ГИБДД вам все-таки выписали штраф, вы вправе оспорить его в суде.
Как показывает практика, наибольшими шансами избежать штрафных санкций обладают те водители, которые аргументируют свою не остановку следующими пунктами:
- Инспектор несвоевременно подал знак остановки (например, когда расстояние между ним и водителем было слишком большим);
- Инспектор подавал знаки во время плохих погодных условий, вследствие чего была плохая видимость (туман, ливень и т.д.);
- Жест сотрудника ГИБДД был нечетким: невозможно было понять, какую именно машину он останавливает;
- Инспектор не пользовался специальными приспособлениями, которые дали бы понять водителю, что его автомобиль пытаются остановить (громкоговоритель, свисток, полосатый жезл и т.д.).
Следует учесть, что для того, чтобы доказать свою невиновность, придется предоставить ряд доказательств. Это могут быть свидетельства очевидцев ситуации, видеозаписи и фотографии.
Также для того, чтобы выиграть дело в суде о списании штрафа, рекомендуется нанять профессионального адвоката, который специализируется на решении дел, связанных с автомобилями. В таком случае, шансы снять с себя обвинения максимальны.