Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Декларируем товары для личного пользования (Канищев Д.)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Под алкогольными напитками понимаются алкогольные напитки с концентрацией спирта более 0,5 об.%, с кодом ТН ВЭД 220300 — 220600 и 2208, не включая этиловый спирт и квас. Норма ввоза алкогольных напитков, ввозимых в сопровождаемом и (или) несопровождаемом багаже составляет 3 л. Если ввозится больше, то нужно заплатить 10 евро за каждый литр превышения. Более 5 литров алкоголя ввозить нельзя. Перевозчиком можно ввезти не более 5 литров алкогольных напитков. Пошлина составляет 10 евро за 1 литр.
Сроки и стоимость таможенного оформления физического лица
Срок таможенного оформления товаров физических лиц в таможнях РФ занимает — 1 день!
При этом стоимость услуги таможенного оформления товаров физического лица зависит от месторасположения таможни, сложности процедуры, типа и статуса перемещаемых товаров (например: личные вещи при переездах; товары купленные за границей и т.д.).
Таблица 3. Стоимость услуг таможенного оформления товаров физлица
Средняя стоимость услуги таможенного оформления товаров физического лица доставляемых: | |||
Автомобильным транспортом (на авто терминалах) |
Воздушным транспортом (в аэропортах) |
Морским транспортом (в морских портах) |
Железнодорожным транспортом (на ж/д станциях) |
10000-30000 руб | 6000-15000 руб | 20000-30000 руб | 20000-30000 руб |
Товары, подлежащие таможенному декларированию
Согласно нормам, описанным в соглашениях, помещение продукции под таможенное оформление и декларирование осуществляются при пересечении товарами границ ТС. Таможенное декларирование товаров в Таможенном союзе для субъектов, которым необходимо заменить ранее заявленную процедуру таможни на другую, имеет свои отличительные особенности. Перед тем как подробно рассмотреть вопросы обязательств в отношении осуществления декларирования, следует уточнить определение словосочетания «таможенная граница ТС». Известно, что ст. 2 Таможенного кодекса ТС указывает, что в состав таможенной зоны ТС входят территории Белоруссии, Казахстана, РФ, а также расположенные за границами союза объекты, в отношении которых действует юрисдикция участников ТС. Декларирование на соответствие Таможенному союзу в отношении товаров осуществляется в пределах таможенных границ ТС и объектов, попадающих под юрисдикцию участвующих в нем государств.
Оформление для целей таможни производится в любом из двух вариантов: «декларирование Таможенный союз» и «декларирование иностранные товары».
Товары Таможенного союза — это:
-
Продукция, процесс выпуска которой имел место в пределах таможенных границ ТС;
-
Товары, перемещенные в пределах границ ТС и получившие соответствующий статус «продукция ТС» на основании Кодекса или соглашений между странами — участницами ТС;
-
Продукция, изготовление которой из товаров, указанных в предыдущем определении, или иностранных товаров осуществлено на территории стран — участниц Таможенного союза (на основании подп. 37 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса ТС).
Вся продукция, которая по указанным признакам не может относиться к продукции ТС, для задач таможни может быть рассмотрена как иностранные товары. В отношении таких товаров действует особенный правовой статус. Перемещение продукции ТС на единой территории таможни ТС осуществляется без каких-либо ограничений и без использования в их отношении формальностей таможни. Продукция иностранного производства помещается под процедуры таможенного контроля на протяжении всего периода нахождения в пределах таможенных границ ТС. Таможенный кодекс регламентирует конкретный порядок операций таможни, необходимых для оформления продукции иностранного производства, а также права/обязанности субъектов, имеющих полномочия по перемещению продукции иностранного производства и временные периоды, отведенные для выполнения действий, имеющих значение с правовой точки зрения.
Продукция иностранного происхождения, перемещенная в пределы ТС и согласно ТК получившая статус продукции ТС через процедуру декларирования и таможенного оформления, может без каких-либо ограничений транспортироваться по всей таможенной территории ТС. В качестве примера можно привести случай, когда для приобретения статуса продукции ТС импортируемые товары помещаются под режим выпуска с целью потребления внутри ТС. Тогда подразумевается, что импортируемая продукция может подлежать использованию и распоряжению без определенных мер ограничительного характера. Таможенный контроль декларирования товаров импорта предусматривает получение иностранными товарами статусов таких видов, как:
-
Выпуск для потребления внутри ТС;
-
Отказ в пользу страны;
-
Операции реимпорта.
Помещение продукции под определенную процедуру оформления с декларированием регулируется п. 1 ст. 179 Таможенного кодекса ТС. В данной статье отмечены иные случаи, когда продукция, перемещаемая через таможенные границы ТС, не подлежит декларированию:
-
Транспорт, используемый для транспортировок между странами (гл. 48 Таможенного кодекса ТС);
-
Продукция частных лиц для персонального использования (гл. 49 Таможенного кодекса ТС);
-
Припасы (гл. 50 ТК ТС).
Специфика погранконтроля
Оформление на таможне различных грузоперевозок — это перечень манипуляций, связанных с размещением транспорта и груза под особый режим проверки, соответствующий положениям ТК. Сама процедура признана одной из наиболее важных в отношении продукции, транспортируемой через госграницу. Она состоит в предоставлении полноценных и точных сведений об изделиях, которые вносятся в декларацию. Все данные должны в полной мере охарактеризовывать товар, назначение, количество, вес, а также множество других его признаков.
Решаемые задачи:
- представление данных об объектах, транспортном средстве, которые требуются для выполнения таможней поставленных целей;
- признание легитимности манипуляций, выполняемых декларантом;
- контролирование информации и проверка соответствия реальному состоянию;
- ведения таможенной (внешнеторговой) статистики и др.
Алгоритм предполагает подачу для рассмотрения заявления с перечислением всех сведений о содержимом коробов, транспортном средстве и выбранном режиме оформления. По необходимости могут быть запрошены иные дополнительные данные, однако их предоставление необходимо только при условии обоснованности запроса.
Что нужно декларировать на таможне
Согласно нормативным актам, размещение товаров под тамож.оформление применимо ко всем изделиям, пересекающим госграницу Таможенного Союза. При этом понятие включает в себя Белоруссию, Казахстан, РФ, а также иные участники, в отношении которых юрисдикция ТС остается актуальной. К товарам Таможенного Союза относятся предметы выпущенные, перемещаемые, а также изготовленные в пределах описанных погранграниц ТС.
Если груз не соответствует перечисленным признакам, то его относят к категории «Иностранных». В их отношении действует особый правовой статус, то есть он размещается под контроль Таможней на весь период пребывания в проверочной зоне. При этом кодекс полностью регламентирует порядок, права и обязанности субъектов, временные рамки для осуществления всех обязательных действий.
Размещение груза для декларирования осуществляется согласно статье 179 ТК ТС. Не требуют обязательного рассмотрения:
- трранспорт, применяемый для логистического сообщения;
- изделия частных лиц для индивидуального пользования;
- припасы.
О ТАМОЖЕННОМ ДЕКЛАРИРОВАНИИ ТОВАРОВ ДЛЯ ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ, ДОСТАВЛЯЕМЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОМ В КАЧЕСТВЕ ЭКСПРЕСС-ГРУЗА, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПАССАЖИРСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ ДЕКЛАРАЦИИ
В соответствии с пунктом 5 статьи 105 и пунктом 3 статьи 260 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза Коллегия Евразийской экономической комиссии решила:
1. Утвердить прилагаемые:
форму пассажирской таможенной декларации для экспресс-грузов;
Порядок заполнения пассажирской таможенной декларации для экспресс-грузов.
2. Установить, что:
а) при таможенном декларировании товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиком в качестве экспресс-груза (далее — экспресс-перевозчик) в адрес физического лица, являющегося получателем таких товаров, либо от физического лица, являющегося отправителем таких товаров, за исключением товаров для личного пользования, указанных в подпункте «б» настоящего пункта, используется пассажирская таможенная декларация для экспресс-грузов по форме, утвержденной настоящим Решением, при условии, что таможенное декларирование таких товаров осуществляется таможенным представителем;
б) пассажирская таможенная декларация для экспресс-грузов не используется при таможенном декларировании следующих категорий товаров для личного пользования, доставляемых экспресс-перевозчиком:
наличные денежные средства и (или) денежные инструменты;
товары для личного пользования, ввозимые с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов;
этиловый спирт, алкогольные напитки, пиво, неделимые товары для личного пользования;
транспортные средства для личного пользования;
товары для личного пользования, перемещаемые с целью временного вывоза;
в) если не соблюдается условие, предусмотренное подпунктом «а» настоящего пункта, при таможенном декларировании товаров для личного пользования, доставляемых экспресс-перевозчиком в адрес физического лица, являющегося получателем таких товаров, либо от физического лица, являющегося отправителем таких товаров, а также товаров, указанных в подпункте «б» настоящего пункта, используется пассажирская таможенная декларация по форме, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 287.
3. Настоящее Решение вступает в силу с 1 июля 2019 г.
Утверждена
Решением Коллегии
Евразийской экономической комиссии
от 16 октября 2018 г. N 158
ФОРМА ПАССАЖИРСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ ДЕКЛАРАЦИИ
ДЛЯ ЭКСПРЕСС-ГРУЗОВ
Скачать форму
———————————
Декларант при вывозе товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза.
Декларант при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза.
Утвержден
Решением Коллегии
Евразийской экономической комиссии
от 16 октября 2018 г. N 158
ПОРЯДОК
ЗАПОЛНЕНИЯ ПАССАЖИРСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ ДЕКЛАРАЦИИ
ДЛЯ ЭКСПРЕСС-ГРУЗОВ
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет состав сведений, подлежащих указанию в пассажирской таможенной декларации для экспресс-грузов (далее — ПТДЭГ), а также правила заполнения ПТДЭГ в виде электронного документа и в виде документа на бумажном носителе.
2. В одной ПТДЭГ указываются сведения о товарах для личного пользования:
а) доставляемых перевозчиком в качестве экспресс-груза и перемещаемых от одного отправителя в адрес одного получателя по одной или нескольким общим накладным;
б) перемещаемых не более чем по 500 индивидуальным накладным.
3. ПТДЭГ в виде электронного документа заполняется в соответствии со структурой, определяемой Евразийской экономической комиссией.
ПТДЭГ в виде документа на бумажном носителе заполняется по форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 октября 2018 г. N 158.
4. При заполнении ПТДЭГ применяются справочники и классификаторы, входящие в состав ресурсов единой системы нормативно-справочной информации Евразийского экономического союза (далее — Союз), а также справочники и классификаторы, используемые для таможенных целей, формируемые и подлежащие применению в соответствии с законодательством государств — членов Союза (далее — государства-члены).
5. Для целей настоящего Порядка под графой понимается реквизит (реквизиты) структуры ПТДЭГ в виде электронного документа или структурная единица формы ПТДЭГ в виде документа на бумажном носителе, которая может включать в себя подразделы, колонки (столбцы), элементы. В соответствии с настоящим Порядком в одной графе указываются сведения, объединенные по одному признаку.
6. ПТДЭГ в виде электронного документа может содержать сведения технического характера, необходимые для автоматизированной обработки ПТДЭГ. Такие сведения формируются информационной системой. Состав указанных сведений определяется в структуре ПТДЭГ в виде электронного документа.
Сведения технического характера не отображаются при распечатывании бумажной копии ПТДЭГ в виде электронного документа.
7. ПТДЭГ в виде документа на бумажном носителе составляется на листах бумаги формата A4 в 2 экземплярах, один из которых предназначен для таможенного органа, которому подается ПТДЭГ, а другой — для таможенного представителя. При таможенном декларировании товаров для личного пользования с целью их вывоза с таможенной территории Союза ПТДЭГ в виде документа на бумажном носителе составляется на листах бумаги формата A4 в 3 экземплярах, один из которых представляется в таможенный орган, расположенный в месте убытия товаров с таможенной территории Союза.
8. Графы ПТДЭГ в виде документа на бумажном носителе заполняются последовательно.
Графы «Отправитель (по общей накладной)», «Получатель (по общей накладной)», «A», «ПТДЭГ», «Особенность», «Предшествующий документ» и «Кол-во листов» располагаются на первом листе ПТДЭГ в виде документа на бумажном носителе.
В случае если при заполнении ПТДЭГ в виде документа на бумажном носителе недостаточно места для указания сведений в графах «Общие сведения», «Сведения о товарах», «Сведения о документах», «Примечание», строках «Всего по индивидуальной накладной (общий вес брутто, стоимость в валюте государства-члена)» и «Всего по пассажирской таможенной декларации для экспресс-грузов (общий вес брутто, стоимость в валюте государства-члена)», такие сведения указываются на втором и последующих листах бумаги формата A4, которые являются неотъемлемой частью ПТДЭГ в виде документа на бумажном носителе.
При заполнении второго и последующих листов ПТДЭГ в виде документа на бумажном носителе:
все листы (кроме первого) должны быть пронумерованы (номер проставляется по центру верхнего поля листа);
каждый лист в правом нижнем углу подписывается лицом, заполнившим ПТДЭГ, и удостоверяется путем проставления печати таможенного представителя, если в соответствии с законодательством государства-члена таможенный представитель должен иметь печать.
Графы «Сведения о лице, заполнившем ПТДЭГ, дата», «C» и «D» располагаются на оборотной стороне последнего листа ПТДЭГ в виде документа на бумажном носителе.
9. Графы «A», «C» и «D» заполняются таможенным органом.
В графе «A» указывается регистрационный номер ПТДЭГ, сформированный в соответствии с законодательством государства-члена.
В графе «C» указываются сведения и проставляются отметки о выпуске товаров для личного пользования или об отказе в выпуске таких товаров.
В графе «D» указываются иные сведения (проставляются иные отметки) в соответствии с законодательством государства-члена.
Таможенный орган декларирования
Он отвечает за принятие документов на провозимые через границу товары.
Основные функции:
-
защита интересов государства;
-
контроль за ввозом и вывозом грузов;
-
предотвращение ввоза на территорию России товаров, которые представляют угрозу для населения и окружающей среды;
-
недопущение вывоза продукции, которая запрещена законом.
Декларировать нужно все товары, которые ввозятся либо вывозятся через таможенную границу ЕАЭС (Евразийский Экономический Союз).
Дополнительные функции таможенного органа:
-
сбор платежей;
-
контроль за выполнением требований тарифного регулирования;
-
борьба с контрабандой и контрафактной продукцией.
Органы таможни – единый централизованный механизм. В него входят по иерархии:
-
ФТС России (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела);
-
региональные таможенные управления;
-
таможни;
-
таможенные посты.
Для наилучшего исполнения обязанностей создается собственная инфраструктура – офисные и складские помещения, площадки для осмотра грузов, электроника и компьютерные технологии.
Располагаются органы таможни, как правило, там, где грузы пересекают границу:
-
аэропорт;
-
морской порт;
-
вокзал;
-
грузовые терминалы для автотранспорта;
-
склады временного хранения.
Товары, подлежащие таможенному декларированию
Таможенному декларирования подлежат товары.
При этом под товаром понимается – любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу (пп. 45 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса ЕАЭС). Здесь важно понимать, что понятие товара существует и в смежном законодательстве РФ: в Налоговом кодексе РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 38 Налогового кодекса РФ товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Так что для таможенных целей понятие товар гораздо шире, чем понимается это в сфере налогообложения внутри РФ.
Таким образом, предметом таможенного регулирования при таможенном декларировании и объектом таможенного контроля являются только товары (не работы, не услуги)!
Ввозимые товары на таможенную территорию ЕАЭС имеют статус иностранных товаров (есть исключения). Даже если они были когда-то произведены в РФ, но были вывезены с таможенной территории ЕАЭС, то такие товары утратили статус товаров ЕАЭС (Союза).
После помещения под какую-либо таможенную процедуру эти товары либо приобретают статус товаров Союза, либо продолжают оставаться иностранными.
Бывают случаи, когда не требуется декларировать ввозимые товары. Например, если это припасы, ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС, находящиеся в транспортном средстве международной перевозки без выгрузки из него и вновь убывающие на этом транспортном средстве за пределы таможенной территории ЕАЭС.
Порядок таможенного декларирования
Существует строгая последовательность действий, которую декларант или его официальный представитель обязаны соблюдать:
-
Составление текста декларации, заполнение и подача ее в таможенный орган.
-
Регистрация таможенной декларации в таможенном органе либо отказ в регистрации. После регистрации таможенной декларации все сведения, указанные в таможенной декларации, имеют юридическое значение.
-
Проведение проверки заявленных сведений после регистрации.
-
Решение таможенного органа о выпуске таможенной декларации. Это решение может быть и отрицательным в виде отказа в выпуске в случае несоблюдения условия таможенной процедуры.
За нарушение порядка таможенного оформления грозит ответственность вплоть до уголовной. Так, в главе 16 КоАП РФ прописаны виды правонарушений в области таможенного дела, за которые предусмотрены штраф, конфискация товара и даже приостановление деятельности:
- Ст. 16.1 карает юрлиц и граждан за незаконное перемещение через границу (вне таможни, без разрешения и пр.) штрафом в размере от ½ до 3-хкратной стоимости груза.
- Ст. 16.2 за недекларирование или представление ложных сведений в декларации наказывает нарушителей также штрафом в размере от ½ до двукратной стоимости товара;
- Ст. 16.3. предусмотрен штраф на юрлиц в сумме 50 тыс. – 300 тыс. рублей за нарушение запрета или ограничения на ввоз определенной продукции.
Декларирование – это заявление таможенному органу в таможенной декларации или иным способом (в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме) сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами в сопровождаемом багаже, производят таможенные органы, в регионе деятельности которых расположены пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации. Местами таможенного оформления товаров, перемещаемых физическими лицами в сопровождаемом багаже, при пересечении государственной границы Российской Федерации железнодорожным, автомобильным или водным транспортом в международном пассажирском сообщении являются, как правило, конструктивно выделенные и обособленные помещения, используемые для перевозки пассажиров (купе, каюта, вагон, пассажирский салон транспортного средства).
Декларантом может быть только российское лицо, за исключением случаев перемещения товаров через таможенную границу:
· физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
· иностранными лицами, пользующимися таможенными льготами в соответствии с главой 25 ТК РФ иностранными организациями, имеющими представительства, зарегистрированные (аккредитованные) на территории Российской Федерации в установленном порядке, при заявлении таможенных режимов временного ввоза, реэкспорта, транзита, а также таможенного режима выпуска для внутреннего потребления товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;
· иностранными перевозчиками при заявлении таможенного режима транзита;
· иных случаев, когда иностранное лицо имеет право распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации не в рамках внешнеэкономической сделки, одной из сторон которой выступает российское лицо.
Как обычному гражданину задекларировать товар
Согласно статье 105 ТК ЕАЭС, декларирование может быть товарным, транзитным, транспортным и пассажирским. В соответствии с этим разработаны одноименные декларации. Физическое лицо, перевозящее предметы для собственных нужд, может оформлять или не оформлять декларацию.
В данном документе гражданин указывает информацию о себе (декларанте), товарах и цели их перемещения. Заполняются также графы о количестве таких предметов, их стоимости. О том, как правильно заполнять декларацию, написано в главе 17 ТК ЕАЭС. Под товарами для личного пользования закон понимает те, которые перевозятся физическим лицом не в коммерческих целях. Это правило указано в статье 260 ТК ЕАЭС.
Гражданин, пересекающий таможенную границу, имеет право:
- присутствовать при осмотре таможенниками перевозимого багажа для персонального пользования;
- измерять, взвешивать и осматривать свои вещи во время проведения контроля;
- присутствовать при взятии проб и образцов декларируемых товаров, а также ознакомиться с результатами анализа продукции;
- обжаловать действия уполномоченных органов;
- пользоваться услугами независимых экспертов для получения дополнительных данных о продукте.
В то же время физическое лицо, выезжающее за границу Союза, обязано выполнять требования представителей таможенных органов: оформлять товар, предъявлять документы, платить пошлины, соблюдать другие правила, предусмотренные статьей 84 ТК ЕАЭС.
Декларирование товаров для личного пользования физического лица, не достигшего 16-летнего возраста, производится лицом, его сопровождающим (одним из родителей, усыновителем, опекуном или попечителем этого лица, иным сопровождающим его лицом либо представителем перевозчика при отсутствии сопровождающих лиц, а при организованном выезде (въезде) группы несовершеннолетних лиц без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, иных лиц руководителем группы либо представителем перевозчика).
В пунктах пропуска через таможенную границу Таможенного союза может применяться система двойного коридора.
«Зеленый» коридор предназначен для перемещения физическими лицами через таможенную границу в сопровождаемом багаже товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию, при одновременном отсутствии у таких лиц несопровождаемого багажа. «Красный» коридор предназначен для перемещения физическими лицами через таможенную границу в сопровождаемом багаже товаров, подлежащих таможенному декларированию, а также товаров, в отношении которых осуществляется декларирование по желанию физического лица.