Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Развод во время беременности в исламе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если инициатор развода жена, то даже трое детей не смогут остановить её в этом порыве. По российскому закону расторжение брака с детьми проходит с судебной инстанции (ст. 21 СК РФ). Женщине законодательство не запрещает подавать на развод при любых обстоятельствах (беременной или нет), а мужчина не сможет стать инициатором разрыва без согласия жены, если она находится в периоде ожидания малыша или в семье уже есть малютка до года.
Расторжение брака с детьми
Правила и нормы Ислама в отношении брака и развода
В соответствии с Кораном и Сунной, мусульманское семейное право устанавливает ряд правил и норм, которые гарантируют защиту истинных интересов мужчины и женщины в браке и разводе. Одним из важнейших принципов Ислама является уважение индивидуальных прав и достоинства обоих супругов.
Пророк Мухаммад (мир ему) призывал нас поддерживать мир и согласие в браке, избегать насилия и конфликтов, и стремиться к мирному разрешению любых разногласий. В Коране говорится: «И если вы не можете сдержаться от ущемления женщины и согласитесь с ней обоими руками, то, даже это, не следует делать в чрезмерной мере, чтобы и мужчина не подвергался неприятностям» (Коран 4:34).
Однако, в случае неизлечимой нарушения отношений и неразрешимых проблем, Ислам предоставляет возможность для развода. Развод в Исламе рассматривается как крайняя мера, которая должна быть принята только в случае крайней необходимости. В Коране говорится: «Развод дозволен два раза. После этого либо держите их с честью или отпустите с честью» (Коран 2:229).
Ислам ставит перед обоими супругами ответственность за сохранение брака, развитие взаимопонимания и уважение друг к другу. Развод является моральным и эмоциональным испытанием для супругов, и поэтому Ислам призывает к состраданию и поддержке в таких ситуациях. Большую роль в решении вопроса о разводе играют мусульманские семейные суды, которые исследуют дело и принимают окончательное решение с учетом всех обстоятельств.
Когда развод в исламе не имеет силы
Расторжение брака в исламе – это сложный процесс, имеющий несколько этапов. Нарушение процедуры может привести к признанию расторжения отношений недействительными.
Есть хадис, который признает развод, объявленный в состоянии гнева, недействительным. Подобной точки зрения придерживается большинство исламских богословов. Однако факт внезапной вспышки гнева признается только в том случае, если мужчина раньше не помышлял о разводе, не обсуждал и не готовил его.
Также талак считается недействительным, если мужчина дал его в неадекватном состоянии, в помутненном сознании, во время приступа эпилепсии. Не признают развод, данный по принуждению.
Талак без причины считается в исламе грехом. Поэтому мужчины нередко ищут формальный повод для объявления развода. Обычно он связан с непослушанием жены. Ей ставят какие-то абсурдные или невыполнимые условия, а после их нарушения объявляют талак. Развод по выдуманной причине является в исламе недействительным.
После развода в исламе
После того, как супруги расстались и оформили развод, наступает время для периода идда, когда женщина лишается права выходить замуж, если муж вступил с ней в половую связь уже после расставания.
Если в муж разводится или умирает после вступления в половые связи с супругой, женщина освобождается от обязанности соблюдения идды.
Период времени, когда бывшая жена не сможет снова вступить в брачный союз, определяется следующим образом:
- если у женщины идут менструации, должно пройти 3 цикла;
- когда менструации еще не начались в силу молодости жены, либо уже закончились, отсчитывают 3 месяца после развода;
- в течение всей беременности, если мужчина расстался с беременной супругой.
В сравнении с европейскими странами Россия – государство в котором наблюдается тенденция ранней беременности. Молодые люди вступают в брак в среднем в 22,8 лет, а в 23,2 года женщины уже рожают первенца. Как результат, супруги еще не успев насладиться романтическими отношениями, сталкиваются с новизной в своей жизни, которая, кстати, сначала шокирует слегка, а потом сильнее – беременность, влекущая за собой токсикоз и женские капризы, потом рождение малыша. Психологический стресс постепенно накапливается и выливается в скандалы и непонимание. Молодой муж не выдерживает напряжения и, ссылаясь на свою загруженность, начинает сбегать из дому, якобы по делам. Женщина, растолковывая ситуацию, как безразличие к себе, может принять скоропалительное решение и подать в суд на развод. И это всего лишь одна из причин, почему происходит развод во время беременности по инициативе жены.
В сравнении с европейскими странами Россия – государство в котором наблюдается тенденция ранней беременности. Молодые люди вступают в брак в среднем в 22,8 лет, а в 23,2 года женщины уже рожают первенца. Как результат, супруги еще не успев насладиться романтическими отношениями, сталкиваются с новизной в своей жизни, которая, кстати, сначала шокирует слегка, а потом сильнее – беременность, влекущая за собой токсикоз и женские капризы, потом рождение малыша. Психологический стресс постепенно накапливается и выливается в скандалы и непонимание. Молодой муж не выдерживает напряжения и, ссылаясь на свою загруженность, начинает сбегать из дому, якобы по делам. Женщина, растолковывая ситуацию, как безразличие к себе, может принять скоропалительное решение и подать в суд на развод. И это всего лишь одна из причин, почему происходит развод во время беременности по инициативе жены.
Если женщина инициатор обоюдного развода в положении, но нет больше нет общих детей, она должна лично прийти в ЗАГС для написания искового заявления с подготовленным пакетом документов. Он включает:
- квитанцию об уплате госпошлины 650 руб.;
- документ о заключении брака.
Если женщине, ожидающей малыша, по вышеизложенным обстоятельствам нужно подать заявление в суд, то предоставить следует такие данные и документы:
- квитанцию об уплате налога в размере 600 руб.;
- копия свидетельства о брачном союзе;
- копии свидетельств о рождении совместных детей или одного ребёнка (если есть);
- любые документальные доказательства невозможности совместной жизни.
Если в семье присутствует факт домашнего насилия, то следует предоставить справку из женской консультации о беременности.
Всё чаще русские женщины вступают в брак с иностранцами-мусульманами. Важная брачная процедура проходит по исламским законам. Иногда, надеясь на счастливую жизнь, женщина не задумывается над тем, что будет, если брак разрушится, хотя это случается крайне редко, поскольку вся процедура направлена на сохранение семьи. Брак в исламе – это торжественный завет, цель которого в наслаждении друг другом и в создании здорового общества. Согласно исламскому духовному учению, брак организует жизнь, обеспечивает духовное, физическое, эмоциональное и психологическое общение. Также брак является религиозным долгом.
Никах – важное событие, развод по инициативе жены должен иметь веские причины. Определенные мужские недостатки могут спровоцировать развод по исламу по инициативе жены. К ним относятся:
- прелюбодеяние;
- чувство отвращения к мужу;
- запрещенные близкие родственные связи между супругами;
- кастрация мужчины;
- вероотступничество;
- половое бессилие мужа;
- помешательство супруга;
- длительное тюремное заключение и отсутствие по другим причинам;
- нежелание мужчины лечиться от алкогольной / наркотической зависимости.
По статистике основной причиной большинства разводов становится всё чаще неверность: 23,5 процента мусульманских пар расстаются из-за изменяющего супруга.
- Запрещено ли сбривать волосы другому будучи самому в ихраме?
- Выход из ихрама: допускается ли использование машинки для стрижки?
- Можно ли совершить хадж за умершего, который не завещал этого делать?
- Разрешено ли совершать дополнительную умру после хаджа?
- Можно ли читать в обязательных намазах дополнительные дуа?
Развод в исламе во время беременности
⌂На главную страницу ПОДПИСКА НА RSS КАНАЛ ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ
- Как Ислам борется с инфекционными заболеваниями? Запрет посещать собрания!Что Ислам говорит о контроле над заразными болезнями и их профилактике? Есть ли…
- Современные фатвы ученых Ислама о намазеМОЖНО ЛИ ОСТАВЛЯТЬ ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ РАДИ ПОЛЬЗЫ?Шейху Ибн Базу, да помилует…
- Академия Корана: Наша цель – помочь вам получить наивысшую награду АллахаОб АкадемииОбразование онлайн становится популярнее с каждым днем, ведь…
- Изучение Арабского языка и ТаджвидаОтличный Сайт! Я с этого сайта с 0 нуля выучил арабский алфавит, потом научился…
- Обучение намазу (необходимый минимум)بسم الله…
Фаджр: | 3:15 |
Восход: | 4:45 |
Зухр: | 13:12 |
Аср: | 17:38 |
Магриб: | 21:39 |
Иша: | 23:09 |
Есть лишь два условия для счастливой семейной жизни – это уважение и любовь, но оба эти чувства должны быть взаимными. Не будет счастливой та семья, в которой каждый супруг будет все время отстаивать свою точку зрения и не будет уважать мнение другого, и такую семью не спасет и рождение ребенка. Всевышний Аллах создал человека не только с чувством любви, но и с другими сильными чувствами, среди которых и негативные, такие как ненависть. Всего один шаг отделяет любовь от ненависти — так говорят не зря. Человек в семейной жизни может обнаружить совершенно неожиданные качества – агрессивность, грубость, нетерпимость. Все эти особенности, которые имеет человеческая природа, Всевышний Аллах знал, когда возлагал на человека обязанности в вопросах брака. Предписания Ислама и Шариата в вопросах развода также учитывают такие особенности, которые имеют люди.
Если в Католицизме развод после заключения брака невозможен, то Ислам такого положения не имеет и не удерживает вместе тех людей, которые несчастливы друг с другом, характеры которых не сходятся и затрудняют их семейную жизнь, даже если в этой семье есть ребенок. Развод в Исламе – это предупреждение возникновения греховных ситуаций и поступков у людей, которые вынуждены оставаться вместе из-за ребенка, но вынуждены искать на стороне того, чего в семейной жизни им не хватает: если люди в браке совершенно чужие друг другу, совершенно по-разному смотрят на мир, если вместе они ужиться не могут, то от необходимости сохранять этот никому не нужный брачный союз Ислам их освобождает.
Великим благом для мусульман является дозволенность развода в Исламе, поскольку дарит возможность двум людям найти для себя подходящую пару еще раз, дает второй шанс на счастливую семейную жизнь. Сказано Всевышним Аллахом: «Если разведутся супруги, то Всевышний Аллах обеспечит каждого из них из Своей Милости, ибо Аллах – Объемлющий и Мудрый» (сура Ан-Ниса / Женщины, 130 аят).
Бракоразводные процедуры в Исламе
Аборт категорически запрещён в исламе. Прерывание беременности – это тяжкий грех, поскольку лишь Всевышний даёт жизнь и обладает правом отнять её у человека по своему усмотрению. Аборт может быть дозволен лишь в форс-мажорных ситуациях, когда вынашивание плода угрожает жизни и здоровью матери.
Если у женщины произошла ранняя смерть плода, то дальнейшие действия зависят от ряда обстоятельств:
- В случае, если выкидыш произошёл в срок до 120 дней беременности, то ребёнка желательно завернуть в кусок материи и похоронить без совершения погребальной молитвы.
- Если срок беременности был больше 120 дней, но ребёнок не подавал никаких признаков жизни (крик, движения), то в таком случае его нужно омыть, завернуть в саван и похоронить без джаназа-намаза.
- Если же срок беременности был больше 120 дней и ребёнок подал какие-либо признаки жизни, то над ним совершаются все действия, как и над взрослым человеком. В одном из хадисов сказано: «Над ребёнком не совершается погребальная молитва, пока он не подаст признаков жизни» (Тирмизи).
Роды протекают у каждой женщины по-разному и могут продолжаться до суток. В связи с этим мусульманка бывает вынуждена пропускать намазы, так как физически она не может их совершать. Кроме того, у рожениц появляется кровь, которая считается нифасом. С этого момента женщина начинает пребывать в состоянии ритуального осквернения, а значит, совершение намаза запрещено. С соблюдением поста ситуация аналогичная.
Во время родов женщине следует по возможности совершать дуа и просить у Аллаха облегчения и появления на свет здорового малыша.
Взгляды разных школ Ислама на вопрос развода с беременной женой
Некоторые школы Ислама, такие как ханафитская и маликитская, придерживаются мнения, что развод с беременной женой возможен, но требует особой осторожности и заботы о жене и будущем ребенке. Они указывают на хадисы, где пророк Мухаммад (мир ему) разрешал развод с беременной женой, но отмечал важность избегания вреда ей и будущему ребенку. Одним из таких хадисов является передача от Абу Хурайры: «Пророк Мухаммад сказал: «Разводиться с беременной женой дозволено, но всегда лучше выполнять свои обязательства в отношении жены и ее ребенка». (Сахих аль-Бухари, 5273) Это говорит о необходимости ответственного и заботливого отношения к жене в случае развода.
Другие школы Ислама, такие как шафиитская и ханбалийская, считают, что развод с беременной женой неприемлем и запрещен. Они подчеркивают необходимость сохранения семьи и защиты интересов жены и будущего ребенка. Они ссылается на коранскую аят, которая гласит: «При несении ребенка, отцы должны поддерживать их матерей и предоставлять им довольствие и одежду в справедливых пределах». (Коран, 2:233) Эта аят указывает на обязанность отца поддерживать и обеспечивать материальные нужды жены и будущего ребенка, что указывает на запрет развода в такой ситуации.
В целом, несмотря на различия во взглядах разных школ Ислама на вопрос развода с беременной женой, все они подчеркивают важность берегти семейный союз и заботиться о благе матери и будущего ребенка в случае развода. Здоровый брак и сохранение семьи являются основными ценностями Ислама, и развод с беременной женой должен быть исключением, предпринимаемым только в крайних случаях и в соответствии с интересами всех сторон.
Давать развод (талак) следует однократно
Ибн ‘Аббас, да будет доволен им и его отцом Аллах, рассказывал:
«Когда Абу Рукана дал развод Умме Рукане, то посланник Аллаха ﷺ сказал ему:
رَاجِعِ امْرَأَتَكَ
«Верни свою жену!».
Тогда тот сказал:
إِنِّي طَلَّقْتُهَا ثَلاَثاً
«Поистине, я дал ей развод трижды».
Пророк ﷺ сказал:
قَدْ عَلِمْتُ رَاجِعْهَا
«Я знаю об этом, верни ее!»» (Абу Дауд 2196, Хаким 3817,Байхакы 14763, АбдурРазак 11334. Шейх Альбани назвал хадис хорошим).
Абу Дауд сказал об этом:
أَنَّ رُكَانَةَ إِنَّمَا طَلَّقَ امْرَأَتَهُ الْبَتَّةَ فَجَعَلَهَا النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَاحِدَةً
«Рукана дал жене окончательный (трёхкратный) развод [за один раз], и пророк ﷺ засчитал ему это как однократный развод».
Из этих хадисов становится ясно, что если муж сказал, что разводит жену три раза, это засчитывается за один развод.
1. Глава: О том, кто настраивает женщину против мужа
2175 — Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не имеет к нам отношения тот, кто настраивает женщину против мужа или раба против господина».
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис /сахих/».
Комментарии и толкования أَبْوَابُ تَفْرِيعِ أَبْوَابِ الطَّلَاقِ
١- بَابٌ فِيمَنْ خَبَّبَ امْرَأَةً عَلَى زَوْجِهَا
٢١٧٥- حَدَّثَنَا الْحَسَنُ بْنُ عَلِيٍّ، حَدَّثَنَا زَيْدُ بْنُ الْحُبَابِ، حَدَّثَنَا عَمَّارُ بْنُ رُزَيْقٍ، عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عِيسَى، عَنْ عِكْرِمَةَ، عَنْ يَحْيَى بْنِ يَعْمَرَ، عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ ﷺ: «لَيْسَ مِنَّا مَنْ خَبَّبَ امْرَأَةً عَلَى زَوْجِهَا، أَوْ عَبْدًا عَلَى سَيِّدِهِ».
[حكم الألباني] : صحيح
2. Глава: Женщина, которая просит мужа развестись с другой женой
2176 — Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не должна женщина просить развода для сестры своей, чтобы опустошить посуду её. Пусть выходит замуж (не ставя подобных условий), ибо, поистине, ей — то, что предопределено ей».
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис /сахих/».
Комментарии и толкования
٢- بَابٌ فِي الْمَرْأَةِ تَسْأَلُ زَوْجَهَا طَلَاقَ امْرَأَةٍ لَهُ
٢١٧٦- حَدَّثَنَا الْقَعْنَبِيُّ، عَنْ مَالِكٍ، عَنْ أَبِي الزِّنَادِ، عَنِ الْأَعْرَجِ، عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ ﷺ: «لَا تَسْأَلِ الْمَرْأَةُ طَلَاقَ أُخْتِهَا لِتَسْتَفْرِغَ صَحْفَتَهَا وَلِتَنْكِحَ، فَإِنَّمَا لَهَا مَا قُدِّرَ لَهَا».
[حكم الألباني] : صحيح
3. Глава: О нежелательности развода
2177 — Передается от Мухариба, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Из того, что дозволил Аллах, нет ничего более ненавистного для Него, чем развод».
Шейх аль-Албани сказал: «Слабый хадис /да‘иф/».
2178 — Передается от Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что Пророк ﷺ сказал: «Самое ненавистное для Всемогущего и Великого Аллаха из дозволенного — развод».
Шейх аль-Албани сказал: «Слабый хадис /да‘иф/».
Комментарии и толкования
٣- بَابٌ فِي كَرَاهِيَةِ الطَّلَاقِ
٢١٧٧- حَدَّثَنَا أَحْمَدُ بْنُ يُونُسَ، حَدَّثَنَا مُعَرِّفٌ، عَنْ مُحَارِبٍ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ ﷺ: «مَا أَحَلَّ اللَّهُ شَيْئًا أَبْغَضَ إِلَيْهِ مِنَ الطَّلَاقِ».
[حكم الألباني] : ضعيف
٢١٧٨- حَدَّثَنَا كَثِيرُ بْنُ عُبَيْدٍ، حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ خَالِدٍ، عَنْ مُعَرِّفِ بْنِ وَاصِلٍ، عَنْ مُحَارِبِ بْنِ دِثَارٍ، عَنِ ابْنِ عُمَرَ، عَنِ النَّبِيِّ ﷺ قَالَ: «أَبْغَضُ الْحَلَالِ إِلَى اللَّهِ تَعَالَى الطَّلَاقُ».
[حكم الألباني] : ضعيف
4. Глава: О разводе по Сунне
2179 — Передается от ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что он дал своей жене развод, когда у неё была менструация, во времена Посланника Аллаха ﷺ. ‘Умар ибн аль-Хаттаб спросил об этом Посланника Аллаха ﷺ. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Вели ему вернуть её, удержать до тех пор, пока она не очистится от этой менструации, а потом и от следующей. А потом, если желает, пусть удержит её при себе или даст ей развод прежде, чем прикоснётся к ней. С таким сроком Всевышний Аллах велел давать развод женщинам».
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис /сахих/».
2180 — Передается от Нафи‘а, что Ибн ‘Умар дал развод своей жене, когда у той была менструация. И он привёл хадис, похожий на предыдущий.
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис /сахих/».
2181 — Передается от Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что он дал своей жене развод в период её менструации. ‘Умар рассказал об этом Пророку ﷺ. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Вели ему вернуть её, а потом дать ей развод в период чистоты или беременности».
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис /сахих/».
2182 — Передается от ‘Абдуллаха, да будет доволен Аллах им и его отцом, что он дал своей жене развод, когда у неё была менструация. ‘Умар рассказал об этом Посланнику Аллаха ﷺ. Посланник Аллаха ﷺ разгневался и сказал: «Вели ему вернуть её, удержать до тех пор, пока она не очистится от этой менструации, а потом и от следующей. А потом, если желает, пусть даст ей развод прежде, чем прикоснётся к ней. С таким сроком Всевышний Аллах велел давать развод женщинам».
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис /сахих/».
2183 — Передается от Юнуса ибн Джубайра, что он спросил Ибн ‘Умара: «Сколько раз ты давал развод своей жене?» Он ответил: «Один раз».
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис /сахих/».
2184 — Передается от Юнуса ибн Джубайра: «Я спросил ‘Абдуллаха ибн ‘Умара: “Что если мужчина дал жене развод во время менструации?” Он ответил: “Знаешь ли ты ‘Абдуллаха ибн ‘Умара?” Я сказал: “Да”. Он сказал: “‘Абдуллах ибн ‘Умар дал развод своей жене, когда у неё была менструация. ‘Умар пошёл к Пророку ﷺ и спросил его об этом, и Пророк ﷺ сказал: “Вели ему вернуть её, а затем дать ей развод в начале ‘идды””. Я спросил: “А засчитывается ли этот развод?” Он ответил: “А как же иначе? (Разве это оправдание), что он проявил слабость или совершил глупость?”»
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис /сахих/».
Как мусульмане должны относиться к беременным, беременным женам?
В исламе беременность считается благословением и особым временем в жизни каждой женщины. Мусульмане должны проявлять особую заботу и уважение к беременным женам, предоставляя им всю необходимую поддержку и помощь. Они должны быть внимательными к ее физическим и эмоциональным потребностям, предлагать помощь в выполнении повседневных задач и стараться облегчить ее тяжелое состояние.
Важно помнить: Беременные женщины в исламе считаются особо хрупкими и уязвимыми. Поэтому мужчины мусульмане должны создавать благоприятную атмосферу вокруг них, обеспечивать их спокойствием и комфортом.
Это включает в себя избежание конфликтов, создание мирной и дружественной атмосферы и предоставление жене необходимого отдыха и сна. Кроме того, мусульмане должны быть готовы поддерживать свою беременную жену в ее религиозной практике. Это означает участие вместе в намазе, чтении Корана и посещении мечети. Во время беременности организм женщины испытывает изменения, ей сложно как физически, так и эмоционально. Поэтому поддержка мужа в ее духовной практике может быть особенно важной.
Муж должен быть готов поддерживать свою беременную жену во всех аспектах ее здоровья. Это включает в себя обеспечение ее правильным питанием, регулярными посещениями врача и выполнением всех рекомендаций, связанных с беременностью. Муж должен быть внимательным к ее потребностям и желаниям, и готов помочь ей в любой момент. Также он должен быть готов к финансовой поддержке своей беременной жены.
После развода в исламе
После того, как супруги расстались и оформили развод, наступает время для периода идда, когда женщина лишается права выходить замуж, если муж вступил с ней в половую связь уже после расставания.
Если в муж разводится или умирает после вступления в половые связи с супругой, женщина освобождается от обязанности соблюдения идды.
Период времени, когда бывшая жена не сможет снова вступить в брачный союз, определяется следующим образом:
- если у женщины идут менструации, должно пройти 3 цикла;
- когда менструации еще не начались в силу молодости жены, либо уже закончились, отсчитывают 3 месяца после развода;
- в течение всей беременности, если мужчина расстался с беременной супругой.