- КОАП

Гражданское право отличается от административного?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Гражданское право отличается от административного?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Обе из описываемых правовых отраслей регулируют общественные взаимоотношения с точки зрения закона, но с разных сторон. Административное право регулирует отношения граждан с различными органами власти, а гражданское призвано для регулирования отношений граждан между собой.

Например: курение сигарет в общественном месте относится к административным правонарушениям и наказывается штрафом; несвоевременная уплата кредита или счетов является гражданским правонарушением. Гражданским правонарушителем может быть даже родитель, не платящий алименты.

Сравнительная таблица:

Вид правовой отрасли Административное право Гражданское право
Что регулирует? Регулирует управленческие отношения. Регулирует имущественные и личные неимущественные взаимоотношения.
Кто участвует? Юридические и физические лица, государственные учреждения. Юридические и физические лица, муниципальные образования и государство.
Метод регулирования Императивный (строго обязательный), когда одна из сторон подчиняется другой; в случае административного права те или иные лица подчиняются органам власти или местным правилам на рабочем месте. Диспозитивный — стороны самостоятельно определяют варианты поведения и условия договоров, соглашений и других документов.
Вмешательство государства Административное право регулируется государством. Государство не вмешивается в личные и имущественные гражданско-правовые отношения (если они не переходят в уголовные).
Нормативный акт Административный кодекс РФ. Гражданский кодекс РФ.
Могут ли лишить свободы на нарушение прав Нет. Нет.

Сложность различия данных правовых отраслей состоит в том, что они схожи по своей классификации. К примеру, в гражданском праве наблюдается горизонтальный тип взаимоотношений, когда обе стороны имеют равный статус; в административном праве также может быть горизонтальный тип отношений (между не соподчинёнными предприятиями и учреждениями и гражданами — в управленческой сфере) и вертикальный, когда одна из сторон подчиняется другой.

При нарушении административных прав необходимо обращаться в прокуратуру; если нарушаются гражданские права, то этим занимается суд. При нарушении прав лучше всего обратиться к юристу, который поможет оформить иск или заявление.

Правоотношения — это…

Отношения – это любые взаимосвязи. Не все из них поддаются внешнему контролю. Например, Маша и Катя дружат с детства, дарят друг другу подарки, периодически ссорятся. Государство в лице органов власти никак не может повлиять на такие отношения. Да ему это и не нужно.

Другое дело – договорные отношения. Тут государство издаёт Гражданский кодекс, прописывает правила сделок, порядок заключения и исполнения договоров. Оно заинтересовано в таком регулировании, потому что иначе граждане начнут массово «кидать» друг друга на деньги, возникнет хаос, а судьи сойдут с ума из-за количества дел.

Так вот, правоотношения – это такие отношения, которые регулируются или охраняются правовыми нормами. Их участники наделяются правами и обязанностями.

В чем специфика административного права?

Во многих случаях гражданские правоотношения могут осуществляться только при участии их субъектов в отношениях, регулируемых административным правом. Например, если речь идет о подписании контрактов между юридическими лицами. Их участники, прежде чем подписывать договоры в соответствующем статусе, должны зарегистрироваться в Федеральной налоговой службе как частные фирмы.

Административное право относится к системе правовых норм и регулирует общественные отношения с органами исполнительной власти, а также внутриорганизационные отношения внутри предприятий, фирм, организаций и т.д.

Собственник имеет право пользоваться своей вещью в своем интересе, но, не злоупотребляя своим правом и не нарушая прав и интересов других лиц.

Санкция, как правило, предусматривает ту или иную меру административно-предупредительного (например, реквизиция имущества) или пресекательного (например, запрещение эксплуатации транспортного средства) характера.

Предмет административного права – общественные отношения, которые урегулированы нормами административного права.

Глава 1.3. Основные понятия теории права.

Субъектами любой отрасли права признаются участники общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли.

Чем отличается юрист от нотариуса? метки: Нотариус Юрист 12. Какими особенностями гражданской ответственности характеризуется гражданско-правовой метод? Напишите пожалуйста в чем отличие найма на коммерческих условиях от социального найма.

Администрирование (управление) предполагает доминирование, преобладание одной воли над другой, а часто и подчинение одного лица другому, оно неразрывно связано с властью. В системе управленческих связей субъекты не равны и к тому же они выполняют разные социальные роли. Этого неравенства право не может и не стремится устранить.

Чем отличается юрист от нотариуса? метки: Нотариус Юрист 12. Какими особенностями гражданской ответственности характеризуется гражданско-правовой метод? Напишите пожалуйста в чем отличие найма на коммерческих условиях от социального найма.

Административное право регулирует отношения участником, которых в большинстве случаев выступает орган (должное лицо), наделенный юридически властными полномочиями, использует метод централизованного, императивного регулирования, который также называется административно-правовым методом.

Оно является правовым фундаментом системы российского права, основой всего законодательства нашего государства.

Разграничение административного и гражданского судопроизводства при рассмотрении дел в судах общей юрисдикции

В силу общего правила, изложенного в части 1 статьи 1 КАС РФ, в порядке административного судопроизводства в судах общей юрисдикции подлежат рассмотрению дела, возникающие из административных и иных публичных отношений и связанные с судебным контролем за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

После вступления в силу КАС РФ актуален вопрос о том, какие виды споров, разрешаемых в судах общей юрисдикции, относятся по своему характеру к гражданско-правовым и не могут рассматриваться в порядке административного судопроизводства.

К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

По смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

Наибольшие сложности в выборе надлежащих судопроизводственных процедур возникают в случаях оспаривания частными лицами решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления.

Ключевым при таком подходе для определения вида судопроизводства является отнесение либо неотнесение судом спорных правоотношений к публичным.

В значительном количестве ситуаций для правильного определения вида судопроизводства при выборе между процедурами КАС РФ и ГПК РФ применимы вышеуказанные критерии разграничения частноправовых и публично-правовых споров.

В настоящее время судебная практика исходит из того, что институциональные и процедурные условия осуществления права на доступ к механизмам правосудия должны не только предотвращать неоправданные задержки при рассмотрении дел, но и отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты и тем самым обеспечивать справедливость судебного решения.

Исходя из изложенного, судья суда первой инстанции, придя к выводу о том, что поступившее к нему в порядке административного судопроизводства заявление подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, обязан самостоятельно при решении вопроса о его принятии руководствоваться теми процессуальными нормами, которые регламентируют процедуру рассмотрения таких исков, если не имеется иных препятствий для рассмотрения дела в том же суде в ином судебном порядке».

Конституционное право

Система права каждого государства состоит из ряда отраслей, среди которых конституционное право занимает ведущее место. Оно обусловлено значимостью общественных отношений, регулируемых этой отраслью права, а также тем, что конституционное право находится в центре взаимодействия всех отраслей права. В нем провозглашаются такие положения, которые служат исходными принципами, основами разработки положений других отраслей права.

Конституционное право — ведущая отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые лежат в основе стабильности общества. В отличие от других отраслей права конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах общества: политической, экономической, социальной, духовной и т. д.

Отличие административной ответственности от других видов ответственности.

Административная ответственность наступает за деяния, менее опасные для общества, чем преступления. Давая характеристику административным правонарушениям в КоАП РФ, законодатель не называет их, в отличие от преступлений, общественно опасными деяниями. Однако многие ученые-правоведы считают, что административные правонарушения тоже общественно опасны, хотя степень их опасности намного ниже, чем преступлений. Административная ответственность — вид юридической ответственности, и ей присущи признаки, которые свойственны юридической ответственности вообще. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность. Отличие административной ответственности от гражданско-правовой Важно Так, ФЗ от 24.11.1995г.

Чем отличается административное право от гражданского

Характерной чертой гражданского права является то, что оно регулирует имущественные отношения предполагая равенство сторон этих отношений и дозволяя им самим определить свои права и обязанности в пределах, установленных законом.

Административное право устанавливает властные предписания гражданам и организациям к совершению определенных действий, нарушение которых влечет административную ответственость. В отличие от гражданского права здесь нет равенства сторон, напротив, граждане и организации должны безусловно подчиняться законным требованиям государственных органов и их должностных лиц.

Уголовное право отличается от административного и гражданского ярко выраженным правоохранительным характером, оно защищает жизнь, здоровье и имущество граждан, систему правосудия, общественный порядок и государственную безопасность, устанавливая уголовное наказание за совершение преступлений.

Заказать и получить выписку из ЕГРН через интернет недорого можно в компании «КТОТАМ».

В разделе Финансовое право на вопрос в чем отличие предмета финансового права от предмета гражданского и административного права заданный автором Низкосортный лучший ответ это Административное право тесно связано со всеми отраслями Российского права и, в первую очередь, с конституционным (государственным) правом.

Нормы, выраженные в Конституции Российской Федерации, конституциях республик в составе России, уставах субъектов РФ, а также федеральных конституционных законах непосредственно регулируют общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного устройства, взаимоотношения личности и государства, вопросы организации государственной власти, ее осуществления на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Указанные нормы являются основными источниками административного права.Финансовое право регулирует общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Административное право определяет компетенцию органов исполнительной власти, в том числе с участием финансовых органов (Министерства финансов РФ, ряда федеральных служб). Административное право регламентирует порядок организации финансовых органов и их функционирование, т.е. регулирует управленческие отношения в сфере финансов.Нормы земельного права регулируют общественные отношения по поводу земли. Государство в лице органов исполнительной власти ведет земельный кадастр, проводит государственный земельный контроль, сдает земельные участки, находящиеся в государственной собственности, в аренду, предоставляет их в пользование, производит их изъятие, устанавливает общеобязательные для исполнения требования по рациональному и бережному использованию земель и т.п. Эти отношения регулируются нормами административного и земельного права.Гражданское право регулирует имущественные отношения, используя гражданско-правовые методы правового регулирования. В свою очередь, административное право регулирует имущественные отношения в распорядительном порядке методом власти-подчинения. Например, по распоряжению органа управления одна хозяйственная организация передает другой оборудование или имущество. В этом случае орган управления государственно-властным методом регулирует имущественные отношения. Нередко во исполнение актов управления хозяйственные и иные организации заключают договоры, руководствуясь нормами гражданского права. Акт управления может служить основанием заключения договора между организацией (юридическим лицом) и гражданином (физическим лицом). Например, договор жилищного найма гражданина с жилищной организацией заключается при наличии у гражданина ордера на жилую площадь. Гражданско-правовой метод регулирования, в отличие от административно-правового, характеризуется равенством сторон. По мере расширения рыночных отношений, свободы экономической деятельности, наличия частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности роль гражданского права в регулировании имущественных отношений возрастает. Однако это не исключает их сферы имущественных отношений, основанных на административном подчинении, административно-правовом регулировании.Тесная взаимосвязь имеется и с трудовым правом. Многие трудовые отношения регулируются нормами административного права. Например, отношения, связанные с институтом государственной службы. Нормами административного права регулируется административно-правовой статус государственного служащего. Вместе с тем в качестве носителей личных прав они являются участниками трудовых отношений, которые регулируются трудовым правом.Административное право связано и с уголовным правом. Нормы административного права определяют, какие деяния являются административными правонарушениями (проступками) и меры наказания, применяемые к лицам, совершившим их. Уголовное право устанавливает, какие деяния являются преступлениями и виды наказания за их совершение. Границы между административным и уголовным правом подвижны, т.к. при определенных условиях отдельные деяния, относящиеся к проступкам, могут перерастать в преступления, и наоборот.

Что такое административный иск?

Впервые признанное законом понятие административного иска, появляется со вступлением в силу Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Под административным иском понимается спорное требование административного истца к административному ответчику, которое вытекает из материального правового юридического факта и предъявляется в суд для разрешения в конкретном порядке, закрепленном в КАС РФ.

Административное исковое заявление необходимо отличать от административного иска.

Административное исковое заявление, содержащие несколько оснований, на которых базируется его одно материальное правовое требование либо несколько требований, может заключаться в одном административном иске. Элементы административного иска могут меняться и сам административный иск может измениться, тогда как административное исковое заявление постоянно.

Обе из описываемых правовых отраслей регулируют общественные взаимоотношения с точки зрения закона, но с разных сторон. Административное право регулирует отношения граждан с различными органами власти, а гражданское призвано для регулирования отношений граждан между собой.

Например: курение сигарет в общественном месте относится к административным правонарушениям и наказывается штрафом; несвоевременная уплата кредита или счетов является гражданским правонарушением. Гражданским правонарушителем может быть даже родитель, не платящий алименты.

Вид правовой отрасли Административное право Гражданское право
Что регулирует? Регулирует управленческие отношения. Регулирует имущественные и личные неимущественные взаимоотношения.
Кто участвует? Юридические и физические лица, государственные учреждения. Юридические и физические лица, муниципальные образования и государство.
Метод регулирования Императивный (строго обязательный), когда одна из сторон подчиняется другой; в случае административного права те или иные лица подчиняются органам власти или местным правилам на рабочем месте. Диспозитивный — стороны самостоятельно определяют варианты поведения и условия договоров, соглашений и других документов.
Вмешательство государства Административное право регулируется государством. Государство не вмешивается в личные и имущественные гражданско-правовые отношения (если они не переходят в уголовные).
Нормативный акт Административный кодекс РФ. Гражданский кодекс РФ.
Могут ли лишить свободы на нарушение прав Нет. Нет.
Читайте также:  Мать одиночка пособия и льготы 2024 Москва

Сложность различия данных правовых отраслей состоит в том, что они схожи по своей классификации. К примеру, в гражданском праве наблюдается горизонтальный тип взаимоотношений, когда обе стороны имеют равный статус; в административном праве также может быть горизонтальный тип отношений (между не соподчинёнными предприятиями и учреждениями и гражданами — в управленческой сфере) и вертикальный, когда одна из сторон подчиняется другой.

При нарушении административных прав необходимо обращаться в прокуратуру; если нарушаются гражданские права, то этим занимается суд. При нарушении прав лучше всего обратиться к юристу, который поможет оформить иск или заявление.

Общие и отличительные черты норм гражданского и административного права

Основное отличие гражданского права от административного заключается в том, что участники правоотношений в первом имеют равный статус и взаимодействуют в диспозитивном регулировании. Субъекты административно-правовых отношений часто имеют различные статусы (одни субъекты подчинены, ответственны перед другими) и взаимодействуют во многих случаях в императивном регулировании.

Административное право регулирует отношения, связанные в основном с деятельностью органов государственной власти. Гражданское право стремится обеспечить возможность участия в правовых отношениях преимущественно частных лиц.

Во многих случаях гражданско-правовые отношения могут быть реализованы только при участии их субъектов в отношениях, регулируемых административным правом. Например, когда речь идет о подписании договоров между юридическими лицами. Их участники, прежде чем заключать контракты в том или ином статусе, должны зарегистрироваться в Федеральной налоговой службе как частные компании. Эта регистрация происходит в рамках административного права.

Определив разницу между гражданским и административным правом, отразим выводы в небольшой таблице.

В силу общего принципа, закрепленного в части 1 статьи 1 АПК РФ, дела, возникающие из административных и иных публичных отношений и связанные с судебной проверкой законности и правомерности осуществления государственной или иной публичной власти, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства.

После вступления в силу КАС РФ актуальным является вопрос о том, какие виды споров, разрешаемых в судах общей юрисдикции, носят гражданско-правовой характер и не могут быть рассмотрены в порядке административного судопроизводства.

Дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в которых один из участников правоотношений осуществляет распорядительные и иные публичные полномочия по исполнению и применению законов и нормативных правовых актов в отношении другого участника, признаются административными делами по КАС РФ.

В соответствии с частью 4 статьи 1 КАС РФ и частью 1 статьи 22 ГПК РФ, учитывая, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их применение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

Наибольшие трудности при выборе соответствующих судебных процедур возникают в случаях, когда частные лица оспаривают решения, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления.

Ключом в данном подходе к определению вида судебной процедуры является отнесение или неотнесение судом спорных правоотношений к публично-правовым отношениям.

В значительном количестве ситуаций для правильного определения вида разбирательства при выборе между процедурами КАС РФ и ГПК РФ применяются вышеуказанные критерии разграничения частноправовых и публично-правовых споров.

Согласно действующей судебной практике, институциональные и процессуальные условия для реализации права на механизмы доступа к правосудию должны не только предотвращать ненужные задержки в рассмотрении дел, но и отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств правовой защиты, и тем самым обеспечивать справедливость судебного решения.

Исходя из вышеизложенного, судья суда первой инстанции, придя к выводу, что заявление, поступившее к нему в постановлении о возбуждении административного производства, подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, должен сам при решении вопроса о его удовлетворении руководствоваться теми процессуальными нормами, которые регулируют порядок рассмотрения исков такого рода, если нет других препятствий для рассмотрения дела в том же суде в ином судебном порядке».

о стандартах доказывания в российском праве, побудило написать следующую чисто умозрительную мешанину по вопросам применимых стандартов доказывания в спорах о причинении вреда.

Вопрос в том, имеет ли право в данном случае лицо Б предъявить иск лицу А о возмещении ущерба.

Я предлагаю обратиться к таблице ниже:

Стандарт доказательства — «вне разумных сомнений».

Сомнение толкуется в пользу обвиняемого (статья 1.5(4) ЗоЗПП).

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье (п. 3 ст. 1.5 Коллективного трудового договора РФ).

Стандарт доказывания «баланс вероятностей»/»внутреннее убеждение».

Ссылаясь на федеральное законодательство и статью 4 КАС, можно отметить, что любое лицо, которому чинят препятствия в осуществлении его законных прав, свобод и интересов, имеет право на обращение в суд. Это право также возникает, когда на лицо необоснованно наложено обязательство. В суд можно обращаться как в своих интересах, так и для защиты других лиц.

Не каждое действие государственного органа может быть обжаловано в суде, предмет жалобы часто ограничивается двумя элементами.

В данном случае целью административного производства является защита субъективных прав отдельных граждан от незаконного вмешательства государственных органов в их законные права.

Суд в течение пяти дней принимает решение о приемлемости иска. На стадии возбуждения административного дела судья имеет право издать одно из трех распоряжений:

Условия предъявления встречного иска изложены в статье 131 КАС РФ, данная норма была создана законодателем по аналогии со статьей 137 ГПК РФ.

В соответствии со статьей 17 АПК РФ административные дела, связанные с защитой нарушенных прав, свобод и интересов, а также с контролем за законностью и обоснованностью осуществления государственной власти, подсудны судьям мировых судов, районных судов и Верховного Суда Российской Федерации.

Следует отметить, что большинство административных дел рассматривается в районных судах (ст. 19 КАС РФ).

С момента принятия административного иска к производству и возбуждения дела начинается подготовка к судебному разбирательству, а судья выносит решение.

Стадия подготовки к судебному разбирательству является обязательным этапом рассмотрения административного дела, который обеспечивает правильное и своевременное рассмотрение дела.

Задачи подготовительной стадии не обозначены законодателем в Кодексе административного судопроизводства. Исходя из анализа главы 13 Судебно-административного процессуального кодекса, можно выделить следующие задачи подготовки административного дела к судебному разбирательству:

На этом этапе судья действует самостоятельно, выполняя несколько действий, иногда разделенных на взаимосвязанные группы. Совокупность процессуальных действий, совершаемых на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, складывается из действий судьи и лиц, участвующих в деле.

Существуют четыре группы действий, которые юридически значимы для подготовки административного дела к судебному разбирательству. К ним относятся:

Законодатель не устанавливает конкретного срока для подготовки к судебному разбирательству. Судья сам устанавливает срок для подготовки административного дела к судебному разбирательству, принимая во внимание обстоятельства, относящиеся к конкретному делу, и процессуальные действия, которые необходимо предпринять. Следует отметить, что этот срок не должен превышать двух месяцев со дня поступления административного дела, если иные сроки рассмотрения и разрешения административного дела не установлены в КАС. Например, для рассмотрения административных дел в Верховном суде РФ был установлен иной срок — до трех месяцев.

При подготовке дела к судебному разбирательству судья имеет право провести предварительное слушание, которое назначается в случае необходимости установления обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Предварительное слушание также проводится для определения полноты доказательств по делу, установления факта пропуска срока подачи административной жалобы в суд и рассмотрения возможности урегулирования спора мирным путем до перехода к стадии судебного разбирательства.

Гражданское и административное право

При этом отмечается, что учреждения и организации, которые имеют право на получение обязательных экземпляров, не могут непосредственно обращаться к издателям с исками о передаче экземпляров соответствующих изданий.

По мнению сторонников такой позиции, указанное право не является гражданским и не может защищаться в порядке, что установлен для защиты гражданского права.

Такое право может быть реализовано только путем обращения в соответствующие органы исполнительной власти, контролирующие издательскую деятельность.
учитывая критерии квалификации гражданских правоотношений и их отграничения от публичных отношений с таким подходом трудно согласиться.

Возникновение указанного обязательства издателя силу прямого указания закона не свидетельствует об административно-правовом характере этих отношений и не отрицает их как разновидности гражданских отношений.

В разделе Финансовое право на вопрос в чем отличие предмета финансового права от предмета гражданского и административного права заданный автором Miguel лучший ответ это Административное право тесно связано со всеми отраслями Российского права и, в первую очередь, с конституционным (государственным) правом.

Нормы, выраженные в Конституции Российской Федерации, конституциях республик в составе России, уставах субъектов РФ, а также федеральных конституционных законах непосредственно регулируют общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного устройства, взаимоотношения личности и государства, вопросы организации государственной власти, ее осуществления на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Однако административное отличается от других отраслей права предметом регулирования. Оно регулирует управленческие отношения, т.е. отношения, складывающиеся главным образом в сфере государственного управления, исполнительной деятельности государства.

В сферу регулирования административного права включается широкий круг общественных отношений, складывающихся в социально-политической, социально-культурной, экономической жизни страны.

Так, с имущественно-стоимостными отношениями связаны организационные отношения между строительной компанией и органом государственного управления по поводу получения лицензии.

Однако природа таких организационных отношений определяется властными полномочиями орган государственного управления, который дает обязывающие предписания для строительной компании.

Именно потому, что отношения по алиментированию родителей детьми в одном случае регулируются нормами закона, а в другом случае остаются вне этого регулирования, именно поэтому в первом случае функции участников этих отношений получают точное и определенное выражение, тогда как во втором случае они определяются каждым субъектом самостоятельно. 4. Всякое правовое отношение в своем осуществлении обеспечивается силой государственного принуждения.

(АП) выделяется отдельной правовой законодательной базой, и подразделяется по группам.

Значение этой отрасли заключается в регулировании взаимоотношений с любым видом власти и гражданами, то есть управленческие отношения, поскольку они являются публичными правоотношениями.

АП предусматривает урегулирование комплекса правоотношений, складывающихся в обществе с органами власти, на момент возникновения спорных ситуаций в той или иной сфере исполнительных органов, как на государственном, так и на местном уровне.

Правосудие – центральное понятие, одинаково важное для уголовного и гражданского процессов»[138] . Эти два вида процесса сближает также присущий процессуальным отношениям элемент властности[139] .

Понятие и общая характеристика административной ответственности

Административная ответственность — это вид юридической ответственности, которая выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение.

Административная ответственность наступает за деяния, менее опасные для общества, чем преступления. Давая характеристику административным правонарушениям в КоАП РФ, законодатель не называет их, в отличие от преступлений, общественно опасными деяниями. Однако многие ученые-правоведы считают, что административные правонарушения тоже общественно опасны, хотя степень их опасности намного ниже, чем преступлений.

Административная ответственность — вид юридической ответственности, и ей присущи признаки, которые свойственны юридической ответственности вообще.

Признаки административной ответственности, характерные для всех видов юридической ответственности:

1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, имущественного и должностного

2. положения, отношения к религии и др. обстоятельств.

3. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об

4. административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана и установлена вступившим в законную силу постановлением суда, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

5. Действует презумпция невиновности. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу этого лица.

6. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную

7. ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу.

Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

То есть, если лицо совершило какое-либо действие, которое в момент совершения не считалось правонарушением или за которое было назначено мягкое наказание, а затем был принят закон, по которому это действие стало считаться правонарушением или закон, по которому за это действие должно быть назначено более строгое наказание, такой закон на данное лицо распространяться не будет.

Это что касается таких черт административной ответственности, которые присущи юридической ответственности вообще. Вместе с тем административная ответственность не просто так выделена в особый вид ответственности. Ей присущи и свои специфические черты, которые отличают ее от других видов ответственности.

Специфические черты, характерные для административной ответственности.

1. Носит как внесудебный, так и судебный характер.

Административные наказания назначаются уполномоченными должностными лицами органов исполнительной власти, хотя многие дела рассматриваются в судебном порядке.

Этим административная ответственность отличается от уголовной ответственности, по которой лицо признается виновным только вступившим в законную силу приговором суда.

2. Назначение административных наказаний осуществляется должностными лицами правонарушителям, которые им не подчинены.

Этим административная ответственность отличается от дисциплинарной ответственности, когда меры взыскания применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом.

3. Административная ответственность наступает за деяния, менее опасные, чем преступления, поэтому административные наказания менее суровы, чем уголовные.

4. Применение административной ответственности не влечет судимости лица, совершившего правонарушение.

5. Субъектами ответственности могут быть как физические, так и юридические лица. В отличие от уголовной ответственности, где субъектами являются только физические лица. Юридическое лицо привлечь к уголовнойответственности нельзя.

В чем специфика административного права?

Под административным правом понимается сфера, регулирующая правоотношения с участием главным образом государственных и муниципальных органов власти. Чаще всего — связанные с осуществлением соответствующими структурами различных полномочий. Например, по сбору налогов, оказанию социальной поддержки граждан, распределению бюджетных средств. Административное право также регулирует отношения внутри государственных и муниципальных органов власти — с участием должностных лиц соответствующих организаций.

Главный метод административного права — императивный. Он предполагает издание уполномоченными субъектами норм, которым обязаны подчиняться те или иные лица. Например, распоряжения вышестоящего органа власти в адрес нижестоящего или предписаний государственных структур в адрес граждан, обязательных для исполнения. Императивный метод правового регулирования может предполагать наличие у тех или иных лиц обязательств по составлению отчетности по требованию уполномоченных структур.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *