Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое муниципальная собственность?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Пользование и распоряжение МС должно осуществляться в строгом соответствии с действующим российским законодательством и актами местных органов власти (но, конечно, такие акты не могут противоречить федеральному и региональному законодательству). Закон позволяет передавать объекты муниципальной собственности гражданам и юрлицам во временное или постоянное пользование. Кроме того, ОМСУ вправе отчуждать имущественные объекты и совершать с ними другие сделки.
Состав муниципального имущества: кто является собственником муниципального имущества
Собственник имеет право на имущественную базу, которая относится к владениям муниципалитета, если это муниципальная собственность. Тогда собственник – органы местной власти, предусмотренные на законодательном уровне субъекты РФ, муниципальные образования или народ. Какие виды имущества входят в состав муниципальной собственности:
- Владения, используемые для решения проблем на местном уровне.
- Ресурсы, применяемые в решении проблем местными органами власти на уровне федерального законодательства.
- Имущественная база, используемая для наладки работы местных самоуправленческих органов и чиновников в местном самоуправлении.
- Ресурсы, позволяющие осуществлять конкретные государственные полномочия, переданные местному самоуправлению.
- Владения, позволяющие решить местные вопросы.
Как происходит пользование и распоряжение муниципальной собственностью?
Пользование и распоряжение МС должно осуществляться в строгом соответствии с действующим российским законодательством и актами местных органов власти (но, конечно, такие акты не могут противоречить федеральному и региональному законодательству). Закон позволяет передавать объекты муниципальной собственности гражданам и юрлицам во временное или постоянное пользование. Кроме того, ОМСУ вправе отчуждать имущественные объекты и совершать с ними другие сделки.
Если от использования муниципальной собственности ОМСУ получают доход, то эти средства в обязательном порядке должны поступать в местный бюджет.
Если у города, района и т.д. появилось имущество, которое на данный момент не соответствует ни одной из целей деятельности ОМСУ (не может использоваться для решения возникающих в жизни города проблем, для обеспечения функционирования властных структур и др.), оно должно быть отчуждено. Также при наличии возможности допускается перепрофилировать такие объекты.
Подведем итоги. Муниципальная собственность представляет собой особую категорию имущественных объектов. Их отличие заключается в том, что собственником такого имущества являются муниципальные образования. При этом некоторые граждане и компании могут пользоваться МС на определенных условиях.
Если в процессе такого использования муниципальной собственности вы столкнулись с какими-либо проблемами, пытаться самостоятельно урегулировать конфликт не следует. В большинстве случаев защитить права граждан и интересы компаний в споре с ОМСУ способен только профессиональный юрист, который в совершенстве знает действующее законодательство и практику его применения.
Органы, осуществляющие права собственника от имени муниципальных образований
В соответствии с гражданским законодательством муниципальное имущество находится под управлением структур, которые тем или иным образом связаны с представительством интересов государственного значения на местах.
Исходя из основных положений ГК РФ, управление имуществом местного значения осуществляется теми структурами, которые имеют регистрацию в органах власти и уполномочены законодательством исполнять обязанности данного характера.
Таким образом, муниципальные ресурсы, имеющие материальные ценности, управляются посредством:
- предприятий и учреждений, за которыми закреплены определенные ресурсы, и регистрация которых подтверждена в муниципальных структурах;
- органов местного самоуправления, которые имеют право управлять определенными ценностями, руководствуясь интересами административного образования и местных жителей;
- выборные органы власти, то есть государственные структуры, которые представляют интересы государства на местах и выбираются в условиях выборов при участии населения административной единицы.
В качестве горсобственности муниципального образования способно располагаться недвижимое имущество, подразумевающееся для того, чтобы благополучном образом разрешать вопросы, связанные с местным значением. Также, чтобы осуществить передачу органу под местное самоуправление отдельного госполномочия. С целью обеспечить деятельность органа, должностного лица под местное самоуправление, муниципального служащего, сотрудника муниципального предприятия либо учреждения.
Если возникают у муниципальных образований права на собственность недвижимого имущества, которая в действительности не предназначена для вышеназванной цели, то подобная инфраструктура должна подлежать перепрофилированиям (изменение целевых назначений госимущества) или отчуждениям. Порядки и период времени для отчуждений подобных имущественных объектов установлен в соответствии с ФЗ.
Разновидности муниципальных объектов недвижимого имущества. В соответствии с законами от 2003 года установлено, что в общих видах по списку недвижимости, входят собственность в поселениях, муниципалитетах и городских округах.
Собственность поселения включает в себя следующие типы:
- объекты недвижимости, которые предназначены для электрических, тепловых и газовых, а также для систем водоснабжения для нужд жителей. А также для водоотведений, снабжений населённых пунктов с помощью топлива с целью осветить улицы населенного пункта;
- автомагистрали по общему использованию, мост и иной вид транспортных инженерных сооружений в границе населенного пункта, кроме автодорог по общему использованию, моста иного транспортного инженерного сооружения отвечающего федеральным и региональным значениям, а ещё для объектов, которые предназначены, чтобы их в полной мере обслуживать;
- жилфонды соц использования для того, чтобы обеспечить малоимущего гражданина, который проживает в поселениях и нуждается в улучшениях по жилусловиям в соответствии с договором соц найма, а также недвижимое имущество, требующиеся для того чтобы благополучно содержать муниципальный жилфонд;
- пассажирские ТС и другие жилимущества, которые необходимы для транспортных коммуникаций под нужды жителей в границе поселений;
- жилимущества, которые предназначаются для того, чтобы предупредить и ликвидировать последствия ЧС в границе поселений;
- жил объекты, а ещё оборудования и снаряжения для пожаробезопасности, которые предназначаются, чтобы обеспечить первичные мероприятия в период тушения пожара;
- библиотечные учреждения;
- жилимущество, которые предназначаются для того, чтобы организовать полноценный отдых и обеспечить население поселений услугами и организацией культурных мероприятий;
- объекты культурных наследий (культурный и исторический памятник) местных (муниципальных) значений, расположенный в границе поселений;
- жилимущества, предназначающиеся для того, чтобы в полной мере развить в территориальных пределах поселений массовые физические организации по культуре и спорту;
- жилимущества, предназначающийся для того, чтобы организовать благоустройство и озеленение территориальных пределов в границе поселений, включая обустройство по местам общих скоплений людей и массового досуга жителей;
- жил имущество, предназначающиеся для того, чтобы полноценно собрать и вывезти бытовые отходы и мусор;
- имущество, включающее земельный участок, который предназначен для того, чтобы организовать ритуальные услуги и содержать соответствующие места по захоронению;
- жил имущества, предназначающиеся для того, чтобы официальным образом опубликовать (обнародовать) муниципальные правовые акты, а ещё иные официальные документы;
- земельный участок, которые относятся к муниципальным жилобъектам в поселениях, согласно федзаконам;
- обособлённый водный объект, в пределах территориальных поселений;
- лесополоса, которая расположена в границе населённого пункта поселений.
Под собственностью муниципального района, способны подпадать:
- имущественные объекты, которые предназначаются для электрического и газового снабжения поселения в границе муниципальных районов;
- автомагистрали по общему использованию между населённых пунктов, мост и иная транспортная инженерная инфраструктура в пределах населённого пункта в границе муниципальных районов. В качестве исключения, возможно, добавить автодороги по общему использованию, мосты и иные транспортные инженерные сооружения федзначений, а ещё те, что предназначены для их обслуживаний;
- пассажирские транспортные средства и другие, имущественные ТС, которые предназначаются, с целью обслуживания ТС граждан между поселений в пределах территориальных округов муниципальных районов;
- имущественные объекты, предназначающиеся для того, чтобы в полной мере организовать и осуществить экологический контроль;
- имущественные объекты, предназначающиеся для того, чтобы предупредить и ликвидировать последствия ЧС в пределах территориальных округов муниципальных районов;
- имущественные объекты, предназначающиеся с целью организовать полноценную охрану по общественному порядку в пределах территориальных округов и муниципальных районов, при помощи муниципальных служб полиции;
- имущественные объекты, предназначенные с целью обеспечить общедоступный и бесплатный дошкольный, начальный общий, основной общей, средний (полный) общий перечень образований, а ещё предоставить дополнительные виды образований и организовать досуг ребёнка в период каникул;
- имущественные объекты, предназначающиеся для того чтобы оказать в пределах территориальных округов и муниципальных районов скорые медицинские клиники (кроме, санитарно-авиационных), первичная медико-санитарная службы при амбулаторном и поликлиническом, а также больничном медучреждении, выключай медицинскую помощь для женщин, которые беременны;
- имущественные объекты, предназначающиеся для того, чтобы утилизировать и переработать бытовые и промышленные отходы;
- архивный фонд, включающий кадастры землеустроительной и градостроительной документации, а ещё имущества, необходимые для того, чтобы сохранить указанные фонды;
- имущественные объекты, включающие земельный участок, предназначающийся для того, чтобы содержать в пределах территориальных муниципальных районов межпоселенческие места по захоронению и созданию ритуальной услуги;
- межпоселенческая библиотека и библиотечный коллектор;
- имущественные объекты, требующиеся для того чтобы официально опубликовать (обнародовать) муниципальные правовые акты, а ещё иную официальную документацию;
- земельный участок, который относится к муниципальным объектам муниципальных районов, согласно Федзаконам;
- обособлённый водный объект, в пределах территориальных округов и муниципальных районов, который располагается на населённых территориальных областях муниципальных районов.
Похоронная. Реальные коммерческие структуры, сражающиеся за каждый труп. У них есть свои люди в медицинских организациях, моргах и много где еще.
К вопросу о том, на основании какого закона работает МОРГ. Регулирует деятельность такого объекта закон под номером 8 ФЗ. В отдельных нормативных актах прописаны права и обязанности сотрудников морга. И никакой мафии там не предусмотрено.
Но это мало кого интересует. Существуют доказательства того, что ритуальщики узнавали о смерти человека, ещё в карете скорой помощи. Это к вопросу о том, как глубоко они проникли.
Все что их интересует: договор с вами. Поэтому они могут перехватить тело. И начать оказывать услуги, которые вы еще не пытались у них получить.
Субъекты и объекты права муниципальной собственности
Субъекты права муниципальной собственности. Субъектами права муниципальной собственности являются городские и сельские поселения, несколько поселений, иная населенная территория и другие муниципальные образования. Об осуществлении прав и обязанностей от имени муниципальных образований говорится в п. 2 ст. 125 ГК. Эти права и обязанности осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Требования комитета по управлению имуществом города о признании недействительными актов органов государственного управления, нарушающих право собственника муниципального имущества, подведомственны арбитражному суду: Комитет по управлению имуществом города обратился в арбитражный суд с иском о признании недействительным распоряжения комитета по управлению имуществом области о передаче нежилого помещения в пользование производственному кооперативу в связи с тем, что помещение является муниципальной собственностью, распоряжаться которой комитет по управлению имуществом области не вправе.
Ответчик, возражая против иска, просил производство по делу прекратить, ссылаясь на заявление данного иска истцом в интересах комитета как органа управления, а иски органов управления о признании недействительными актов исполнительной власти, нарушающих права заявителя как органа управления, арбитражным судам не подведомственны.
При разрешении спора арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 215 ГК имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 ГК. Гражданским кодексом не предусмотрена возможность осуществления прав собственника муниципального имущества другими органами. Поскольку полномочия собственника городского имущества осуществляют комитеты по управлению имуществом города, иск заявлен комитетом по управлению имуществом города в защиту права муниципальной собственности, в связи с чем подлежит рассмотрению по существу».
В соответствии со ст. 41 Закона о местном самоуправлении «органы местного самоуправления как юридические лица» могут от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности; выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.
Органы местного самоуправления, которые в соответствии с Законом о местном самоуправлении и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений Закона о местном самоуправлении в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» применительно к учреждениям.
Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.
Что такое муниципальная собственность примеры
Статья 50. Муниципальное имущество
1. В собственности муниципальных образований может находиться:
1) имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения;
(в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;
4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения;
(п. 4 введен Федеральным законом от 29.12.2006 N 258-ФЗ)
5) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
(п. 5 введен Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям части 1 настоящей статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.
Как происходит пользование и распоряжение муниципальной собственностью?
Пользование и распоряжение МС должно осуществляться в строгом соответствии с действующим российским законодательством и актами местных органов власти (но, конечно, такие акты не могут противоречить федеральному и региональному законодательству). Закон позволяет передавать объекты муниципальной собственности гражданам и юрлицам во временное или постоянное пользование. Кроме того, ОМСУ вправе отчуждать имущественные объекты и совершать с ними другие сделки.
Если от использования муниципальной собственности ОМСУ получают доход, то эти средства в обязательном порядке должны поступать в местный бюджет.
Если у города, района и т.д. появилось имущество, которое на данный момент не соответствует ни одной из целей деятельности ОМСУ (не может использоваться для решения возникающих в жизни города проблем, для обеспечения функционирования властных структур и др.), оно должно быть отчуждено. Также при наличии возможности допускается перепрофилировать такие объекты.
Подведем итоги. Муниципальная собственность представляет собой особую категорию имущественных объектов. Их отличие заключается в том, что собственником такого имущества являются муниципальные образования. При этом некоторые граждане и компании могут пользоваться МС на определенных условиях.
Если в процессе такого использования муниципальной собственности вы столкнулись с какими-либо проблемами, пытаться самостоятельно урегулировать конфликт не следует. В большинстве случаев защитить права граждан и интересы компаний в споре с ОМСУ способен только профессиональный юрист, который в совершенстве знает действующее законодательство и практику его применения.
Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.
Какие земли принадлежат
Муниципалитету могут принадлежать любые угодья, находящиеся на его территории. Согласно п.1 ст.19 ЗК РФ, по происхождению права земли бывают:
- Переданные в соответствии с региональными или государственными актами.
- Полученные при разграничении государственных наделов.
- Приобретенные местными властями.
- Полученные местными властями безвозмездно.
В последнем случае муниципальному органу могут предоставляться земельные наделы из государственного или регионального фонда для выполнения целевых программ или изменения границ региона. К таковым не относятся земли, полученные у физических или юридических лиц посредством судебного взыскания, а также отказные и выморочные участки.
В муниципальной собственности находятся земельные участки:
- Поселений (таких насчитывается порядка 95% и выше от всей площади образования).
- Сельскохозяйственного назначения.
- Промышленные.
- Стратегического и оборонного назначения, расположенные на закрытых участках, которые находятся в ведении МО РФ.
Структура муниципальной собственности
В целом, данный вид собственности состоит из объектов имущества определенного территориального образования, играющих главную роль в его жизнеобеспечении, сохранении культурного наследия и традиций, а также служащих для удовлетворения потребностей его жителей. Так, к числу объектов муниципальной собственности можно отнести местные бюджетные средства, муниципальные здания и учреждения, бюджетные или внебюджетные фонды и многое другое. В целом, все ее объекты можно разделить на 2 основные группы. В первую входят объекты муниципального имущества, переданные местным органам самоуправления во владение и пользование, а также зафиксированные за муниципальными предприятиями и учреждениями. Вторая же состоит из казны муниципального образования, которая находится в непосредственном его ведении и в тоже время не числится закрепленной за муниципальными предприятиями и учреждениями.
Первая группа выполняет, в основном, социально-общественные и производственные задачи, связанные с такими сферами деятельности, как образование, культура, медицина и т. п. Составная часть этой группы содержит муниципальные предприятия унитарного типа, а также прочие местные предприятия и учреждения. Это могут быть библиотеки, театры, школы, больницы и т. д.
На вторую группу, в свою очередь, возлагаются задачи касательно удовлетворения потребностей общества, которое находится и проживает на данной территории, а также обеспечение финансирования деятельности органов самоуправления на местах. К данной группе относятся деньги местного бюджета, конкретно имущество органов самоуправления на местах, муниципальные земли и т. п. Муниципальная казна складывается из средств местного бюджета, а также с помощью незакрепленных муниципальных объектов.
Таким образом, муниципальная собственность — одна из основных форм публичной собственности, находящаяся под защитой государства. В тоже время государственной собственностью она не является. К ее основным функциям можно отнести содействие решению различного рода проблем и вопросов на уровне муниципальных образований, воспроизводство и удовлетворение потребностей населения. К тому же муниципальная собственность необходима как для выполнения муниципальными властями их функций и задач, так и для функционирования органов самоуправления на местах и муниципальной системы в целом. Из этого можно сделать вывод, что данный вид собственности является ключевым атрибутом муниципальной власти.
Понятие государственной и муниципальной собственности
Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 212 ГК РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. При этом права всех собственников защищаются законом и судом равным образом.
Общеизвестно, что понятие собственность на имущество включает в себя право владения — физическое обладание этим имуществом, право пользования — возможность использования имущества и получения дохода от этого использования и право распоряжения — возможность продать, обменять, подарить или иным образом распорядиться имуществом.
Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является:
1. Имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность);
2. Имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
При этом от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 125 ГК РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Муниципальной собственностью в соответствии с пунктом 1 статьи 215 ГК РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
На основании пункта 1 статьи 296 ГК РФ право оперативного управления представляет собой владение, пользование и распоряжение казенным предприятием или учреждением закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями деятельности этого казенного предприятия или учреждения, заданиями собственника и назначением имущества. При этом согласно пункту 1 статьи 297 такое предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться всем закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.
Наиболее полный перечень возможных объектов муниципальной собственности содержится в ст. 29 ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ».
Данный перечень является открытым, что предполагает возможность нахождения в муниципальной собственности и иных объектов. В частности таких как: пакеты акций, доли участия в хозяйственных обществах, транспортные средства, малоценное имущество и др.
В законе дано простое перечисление возможных объектов собственности без какой-либо классификации. Классифицировать же их можно по разным признакам. Например, как движимое и недвижимое имущество.
Если в основе формирования муниципальной собственности заложены критерии, определяющие состав и границы муниципального хозяйства, то можно выделить следующие 4 группы муниципальной собственности:
1. Сфера социальной защиты населения и жилищно-коммунального хозяйства, основная задача которых состоит в обеспечении повседневных нужд населения, удовлетворении потребностей в жилье, тепле, медицинском обслуживании, образовании и т.д.
2. Транспорт и связь, к сфере которых относится не только общественный транспорт, но и оказание любых других транспортных услуг населению.
3. Торговля, бытовое обслуживание, общественное питание и строительство, основная задача которых состоит в обеспечении нужд населения, неудовлетворенных в силу различных причин (высокие цены, недостаточный ассортимент и т.д.) частным сектором.
4. Недвижимость и прежде всего земельные ресурсы.
Государственная собственность подразделяется на федеральную собственность, т.е. собственность, принадлежащую Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. Государственная собственность по-прежнему характеризуется единством фонда, но лишь в пределах того субъекта, которому она принадлежит, как бы он ни вводил ее в гражданский оборот: непосредственно или при посредстве действующих от своего имени юридических лиц, что чаще всего и бывает.
Состав государственной собственности и особенности управления ею
Вопрос о сравнительной эффективности государственных и приватизированных предприятий в переходной экономике является весьма спорным. Достоверных и однозначных аргументов для предпочтения того иди иного организационно-правового статуса предприятия просто не существует. И это проблема не только переходной экономики. В условиях нормально функционирующего рынка в странах Запада в принципе тоже не доказано, что приватизация государственных предприятий приводит к росту их эффективности.
Масштабное сокращение госсектора в развитых странах в 80-х гг. в основном преследовало цель устранения чрезмерной бюрократизации управления госпредприятиями, постоянного и бесконтрольного вмешательства в экономику государственного чиновничества. Что же касается эффективности работы предприятий, особенно крупных, то в современных условиях она зависит скорее не от «инстинкта собственника», а от качества, профессионализма управления, т.е. от уровня менеджмента и способности собственника контролировать результаты его деятельности. Это же в полной мере относится и к трансформирующейся экономике постсоциалистических стран.
В переходной экономике опыт преобразования государственных предприятий в АО с различными объемами государственных пакетов акций позволяет сделать, по крайней мере, два принципиальных вывода.
Во-первых, во всех странах с переходной экономикой возобладало мнение, что сохранять в руках государства целесообразно только пакеты, обеспечивающие ту или иную степень контроля в управлении компанией. Обычно это не менее 25—30% капитала АО, что позволяет государству участвовать в управлении, но не ограничивать при этом жестко права частных инвесторов. В иных случаях целесообразно сохранить в руках государства более крупные, нередко контрольные пакеты акций. Есть и АО со 100% государственного капитала. Как правило, крупные государственные пакеты необходимы в так называемых стратегически важных отраслях и производствах, где сильный государственный контроль рассматривается как решающий фактор экономической безопасности страны.
Так, Мингосимущество России относит к стратегически важным три группы АО:
1) предприятия, работающие в сфере естественных монополий как общероссийского, так и регионального значения (РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России»);
2) предприятия, занимающие доминирующее положение на том или ином товарном рынке и требующие целенаправленной реструктуризации для создания конкурентной среды (значительная часть региональных предприятий обрабатывающей промышленности);
3) предприятия, акции которых используются для создания интегрированных образований (например, холдингов, вертикально интегрированных компаний и т.п.), необходимых для реализации государственной структурной политики в некоторых отраслях экономики, например, в оборонной промышленности, транспорте. Примет ром могут служить также предприятия, входящие в вертикальные нефтяные компании, во многие финансово-промышленные группу.
Во-вторых, в любой стране с переходной экономикой имеются отрасли и производства, которые традиционно являются объектом безусловной монополии государства. В России к таковым обычно относят водные ресурсы, воздушный бассейн, недра, леса и другие природные богатства, а также транспортные магистрали, единые энергетические системы, памятники культуры и искусства, государственные золотовалютные резервы и пр. Правда, нередко возникают существенные разногласия в подходах к приватизации некоторых функций государства и объектов государственной собственности — образования, здравоохранения, страхования, социального обеспечения, культуры.
Особняком стоит вопрос о земле, приватизация которой в переходный период допускается не во всех странах. В большинстве стран с переходной экономикой пока нет развитого рынка земли. Купля-продажа ее, как правило, жестко регулируется государством. Обычно не допускается продажа земли иностранным физическим и юридическим лицам. В том случае, когда сделки купли-продажи допускаются, земля не может быть перепродана в течение определенного длительного времени (например, в Румынии — в течение десяти лет). Тем не менее идет постепенная приватизация земель сельскохозяйственного назначения с использованием разнообразных методов — от возврата земель прежним владельцам (реституция) до передачи в собственность или длительную аренду земельных наделов членам бывших сельскохозяйственных кооперативов. Так, в Чехии к 1997 г. было приватизировано более 80% государственных земель, в Болгарии — более 50%.
Особой проблемой структуры государственного сектора является государственная собственность на банковские финансовые организации. В России большинство коммерческих банков с самого начала реформы были частными, а государство держало контроль лишь в таких ключевых финансовых структурах, как Сбербанк, Внешэкономбанк. Восточноевропейские страны с приватизацией банков не спешили, и вопрос об этом встал лишь после практического завершения приватизации в реальном секторе. В приватизации банков ставка делалась на крупного иностранного инвестора, причем права иностранного банковского капитала жестко регулируются государством. В Китае медленные реформы в государственном секторе промышленности явились причиной того, что главные банки продолжают оставаться в государственной собственности и кредитовать госпредприятия, хотя в целом они стали больше уделять внимания рискам и доходам, сокращать поддержку ненадежных заемщиков.
Судебная практика по ст.217 Гражданского кодекса Российской Федерации:
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 октября 2014 года г.Починок
Починковский районный суд Смоленской области в составе судьи Шабановой В.А.
с участием истца Максименковой Н.В.,
при секретаре Панкратовой Н.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Максименковой Н.В. к СПК «Колхоз Рассвет» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование требований в судебном заседании истец Максименкова Н.В. указала, что она с ** ** ** зарегистрирована и проживает в доме № ** …, имеющем общую площадь ——, жилую площадь ——, предоставленном на основании решения правления колхоза «Рассвет». ** ** ** между СПК «Колхоз Рассвет» и ею заключен договор социального найма данного жилого помещения. Она добросовестно пользуется жилым помещением, производя его текущий и капитальный ремонт, задолженности по коммунальным услугам нет, участия в приватизации, начиная с июля 1991 года по настоящее время, не принимала, поэтому имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения, при согласии СПК «Колхоз Рассвет». Просит признать за ней (Максименковой Н.В.) право собственности на жилой дом № ** в … общей площадью ——, жилой площадью —— в порядке приватизации.
Представитель ответчика СПК «Колхоз Рассвет» в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания (л.д.36), просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признает в полном объеме (л.д.14).
Суд, заслушав истца, обсудив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.35 Конституции Российской Федерации, каждый вправе иметь имущество в собственности.
Согласно ст.217 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о приватизации государственного и муниципального имущества.
Статьей 1 Закона РФ от 4 июля 1991 года №1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с изменениями от 25 февраля 2013 года) установлено, что приватизация жилых помещений — бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, — по месту бронирования жилых помещений.
Какие функции выполняет собственность?
Функциями собственности являются:
- экономическое закрепление производственно-хозяйственных ресурсов, жизненных благ за конкретными собственниками, которые являются субъектами хозяйствования, и гражданами;
- экономическое соединение работников со средствами производства и обеспечение их производительного функционирования;
- возбуждение и обеспечение непрерывного функционирования экономических интересов субъектов собственности, их заинтересованности в высоких результатах производственно- хозяйственной деятельности;
- обеспечение прав и свобод каждой личности, экономической самостоятельности, суверенности государства и всех хозяйствующих субъектов.
Структура муниципальной собственности
В целом, данный вид собственности состоит из объектов имущества определенного территориального образования, играющих главную роль в его жизнеобеспечении, сохранении культурного наследия и традиций, а также служащих для удовлетворения потребностей его жителей. Так, к числу объектов муниципальной собственности можно отнести местные бюджетные средства, муниципальные здания и учреждения, бюджетные или внебюджетные фонды и многое другое. В целом, все ее объекты можно разделить на 2 основные группы. В первую входят объекты муниципального имущества, переданные местным органам самоуправления во владение и пользование, а также зафиксированные за муниципальными предприятиями и учреждениями. Вторая же состоит из казны муниципального образования, которая находится в непосредственном его ведении и в тоже время не числится закрепленной за муниципальными предприятиями и учреждениями.
Первая группа выполняет, в основном, социально-общественные и производственные задачи, связанные с такими сферами деятельности, как образование, культура, медицина и т. п. Составная часть этой группы содержит муниципальные предприятия унитарного типа, а также прочие местные предприятия и учреждения. Это могут быть библиотеки, театры, школы, больницы и т. д.
На вторую группу, в свою очередь, возлагаются задачи касательно удовлетворения потребностей общества, которое находится и проживает на данной территории, а также обеспечение финансирования деятельности органов самоуправления на местах. К данной группе относятся деньги местного бюджета, конкретно имущество органов самоуправления на местах, муниципальные земли и т. п. Муниципальная казна складывается из средств местного бюджета, а также с помощью незакрепленных муниципальных объектов.
Таким образом, муниципальная собственность — одна из основных форм публичной собственности, находящаяся под защитой государства. В тоже время государственной собственностью она не является. К ее основным функциям можно отнести содействие решению различного рода проблем и вопросов на уровне муниципальных образований, воспроизводство и удовлетворение потребностей населения. К тому же муниципальная собственность необходима как для выполнения муниципальными властями их функций и задач, так и для функционирования органов самоуправления на местах и муниципальной системы в целом. Из этого можно сделать вывод, что данный вид собственности является ключевым атрибутом муниципальной власти.
Разграничение казны и «распределенного» имущества муниципального образования
В соответствии с действительными нормами гражданского законодательства муниципальная собственность делится на две основные категории:
- ресурсы, которые закреплены за определенными предприятиями и ведомствами муниципального значения, и которые используют имущество для ведения определенной хозяйственной деятельности. При этом доход от пользования имуществом будет принадлежать предприятию за вычетом налоговых и прочих сборов;
- ресурсы и ценности, составляющие казну административного образования. В данном случае казна будет состоять из тех средств, которые есть в наличии у местного бюджета, и того имущества, которое не находится под управлением муниципальных производственных структур.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что общая масса имущества муниципального образования состоит из нескольких частей, которые между собой практически не взаимодействуют. Признание права муниципальной собственности основано на факте наличия определенных ценностей, которые будут выступать объектами защиты от нерационального и противозаконного применения.