Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужно ли платить утилизационный сбор при вывозе транспорта в страны ЕАЭС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Купленный в Казахстане автомобиль можно доставить в Россию разными способами. Можно перевезти самому, управляя своим автомобилем лично, но можно воспользоваться услугами опытного водителя-перевозчика. Чрезвычайно востребована доставка в кузове грузового автомобиля или в специальном автовозе. Перевозят автомобили на платформах и в специальных вагонах по железной дороге, доставляют водным транспортом. Возможна доставка самолётом, особенно если нужно доставить автомобиль люкс-класса. Кроме того, авиадоставка может оказаться экономически оправданной, например, когда нужно доставить автозапчасти. Для ввоза авто из Казахстана в Россию потребуется пакет документов.
Базовая ставка и коэффициенты платы за утилизацию авто в Казахстане в 2022 году
Виды и категории ТС* | Базовая ставка утилизационного сбора | Коэффициенты, применяемые к базовой ставке утилизационного сбора | Сумма сбора в 2018 году (тг) |
---|---|---|---|
1. Транспортные средства категории М1, в т. ч. повышенной проходимости категории G: легковые автомобили | |||
С электродвигателями, за исключением ТС с гибридной силовой установкой | 50 МРП | 3 | 360 750 |
С рабочим объёмом двигателя: | |||
До 1 000 см³ | 50 МРП | 3 | 360 750 |
От 1 001 см³ до 2 000 см³ | 50 МРП | 7 | 841 750 |
От 2 001 см³ до 3 000 см³ | 50 МРП | 10 | 1 202 500 |
Свыше 3 001 см³ | 50 МРП | 23 | 2 765 750 |
2. Транспортные средства категории N1, N2, N3, в т. ч. повышенной проходимости категории G: грузовые автомобили | |||
Полной массой: | |||
До 2.5 тонны | 50 МРП | 3 | 360 750 |
От 2.5 тонны до 3.5 тонны | 50 МРП | 4 | 481 000 |
От 3.5 тонны до 5 тонн | 50 МРП | 5 | 601 250 |
От 5 тонн до 8 тонн | 50 МРП | 5 | 601 250 |
От 8 тонн до 12 тонн | 50 МРП | 6 | 721 500 |
От 12 тонн до 20 тонн | 50 МРП | 11 | 1 322 750 |
От 20 тонн до 50 тонн | 50 МРП | 17 | 2 044 250 |
3. Транспортные средства категории М2, М3, в т. ч. повышенной проходимости категории G: автобусы | |||
С рабочим объёмом двигателя: | |||
До 2 500 см³ | 50 МРП | 6 | 721 500 |
От 2 500 см³ до 5 000 см³ | 50 МРП | 10 | 1 202 500 |
От 5 000 см³ до 10 000 см³ | 50 МРП | 19 | 2 284 750 |
Свыше 10 001 см³ | 50 МРП | 20 | 2 405 000 |
* Условные обозначения категорий:
Категория М1 — легковые, используемые для перевозки пассажиров и имеющие помимо места водителя не более 8 мест для сидения;
Категория М2 — микроавтобусы, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более 8 мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т;
Категория М3 — автобусы, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более 8 мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т;
Категория N1 — грузовые, имеющие максимальную массу не более 3.5 т;
Категория N2 — грузовые, имеющие максимальную массу свыше 3.5 т, но не более 12 т;
Категория N3 — грузовые, имеющие максимальную массу более 12 т;
Категория G — транспортным средствам повышенной проходимости.
Крупнейшие производители
Организации, которые признаются крупнейшими производителями, отчитываются перед налоговой инспекцией в особом порядке.
Начнем с того, что, в отличие от остальных плательщиков, крупнейшие производители самостоятельно:
– проставляют штампы об уплате утилизационного сбора в бланках ПТС и ПСМ. Форма штампа утверждена приказом ФНС от 09.07.2014 № ММВ-7-3/367;
– вносят сведения в электронный паспорт (если он оформляется).
После этого крупнейший производитель представляет в налоговую инспекцию:
– расчет утилизационного сбора в электронной форме по ТКС;
– копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии;
– копии паспортов, выданных на колесные транспортные средства (шасси) или прицепы к ним до модернизации. Эти документы нужны, если после модернизации на транспортные средства выдаются новые паспорта.
Срок подачи документов:
– для крупнейших производителей колесных транспортных средств – в течение двух рабочих дней после выдачи паспорта;
– для крупнейших производителей самоходных машин – не позднее последнего дня квартала, в котором был выдан паспорт.
Если на колесные транспортные средства (шасси) или прицепы к ним оформляют электронные паспорта, то в течение двух рабочих дней после оформления крупнейший производитель представляет:
– расчет утилизационного сбора в электронной форме по ТКС;
– уникальные номера электронных паспортов на базовые колесные транспортные средства, по которым утилизационный сбор был уплачен раньше и которые плательщик достроил, реконструировал и т. п. Эти сведения предоставляют, если на достроенные транспортные средства оформляют новые электронные паспорта.
Налоговая инспекция направит электронную квитанцию о приеме расчета или уведомление об отказе в приеме. Отказать в приеме могут по следующим причинам:
– расчет не соответствует формату, определенному ФНС;
– на расчете отсутствует электронная подпись либо она не соответствует требованиям законодательства;
– расчет направлен не по месту нахождения крупнейшего налогоплательщика.
Принятый расчет инспекторы проверят. Если выявят ошибки – направят об этом сообщение в электронной форме в течение 30 дней со дня сдачи расчета. Организация должна устранить все ошибки и повторно направить расчет в течение пяти дней с даты, когда получила сообщение о выявленных ошибках.
Такой порядок предусмотрен пунктами 19–23 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291, пунктами 21–24 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81.
Списание утильсбора на акцизных таможенных постах
В теории, утилизационный сбор вправе принимать любая таможня на границе или внутри страны по месту регистрации гражданина, ввозящего автомобиль.
На практике, так сложилось, что из-за недостатка специалистов на границах и внутренних таможенных постах, утильсбор списывают в Центральной акцизной таможне, а также:
- Алабинский таможенный пост
- Брянский акцизный таможенный пост
- Владимирский акцизный таможенный пост
- Дальневосточный специализированный таможенный пост
- Донской таможенный пост
- Егорьевский таможенный пост
- Калужский акцизный таможенный пост
- Крекшинский акцизный таможенный пост
- Крымский акцизный таможенный пост
- Одинцовский акцизный таможенный пост
- Пикинский таможенный пост
- Псковский акцизный таможенный пост
- Северо-Западный акцизный таможенный пост (специализированный)
- Смоленский акцизный таможенный пост
- Специализированный таможенный пост
- Южный акцизный таможенный пост
- Акцизный специализированный таможенный пост (центр электронного декларирования)
Какой размер таможенной пошлины
Размер таможенной пошлины равен 17% от стоимости авто. Стоимость указывают в декларации сами автовладельцы. В подтверждение нужно приложить чек и договор купли-продажи. Если нет чека, а указанная в декларации цена ниже рыночной, таможенники производят оценку самостоятельно.
Но владельцам купленных в Армении и Кыргызстане машин не придётся платить 17% от стоимости машины. Так как при ввозе авто в страну ЕАЭС (Армения, Кыргызстан) уже была оплачена таможенная пошлина в размере 10% от стоимости машины, владельцам придётся заплатить разницу между оплаченной пошлиной и казахстанской.
Пример. При ввозе авто в Армению его таможенная стоимость была 5 млн тенге. До 1 января 2021 года в Армении действовала пошлина в 10% – 500 000 тенге. Допустим, эта машина сейчас попала в Казахстан. Чтобы её растаможить, нужно заплатить разницу (17% от 5 млн тенге = 850 000 тенге, а разница между таможенными платежами: 850 000 – 500 000 = 350 000 тенге). Если таможенная стоимость машины за это время не изменилась, нужно будет заплатить 350 тысяч тенге.
Количество позиций в списке
Список товаров, по которым будет необходимо оплачивать утилизационный сбор в 2023 году, включает 18 категорий товаров, которые производятся на территории Республики Казахстан или ввозится из-за границы.
Перечень включает следующие виды товаров:
- Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности, за исключением транспортной техники, предоставляемой в рамках гуманитарной помощи по кодам ТН ВЭД ЕАЭС 8702, 8703, 8705;
- Каучук, резина и изделия из них;
- Аккумуляторы электрические, включая сепараторы для них;
- Нефть и нефтепродукты (кроме сырых), полученные из битуминозных пород, и продукты, в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 массовых процентов или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов, за исключением содержащих биодизель и отработанных нефтепродуктов;
- Прочие химические продукты;
- Полимерная, стеклянная, бумажная, картонная, металлическая упаковка, упаковка из комбинированных материалов;
- Посуда столовая и кухонная, приборы столовые и кухонные принадлежности, прочие предметы домашнего обихода и предметы гигиены или туалета из пластмасс;
- Газеты, журналы и прочие периодические издания, иллюстрированные или неиллюстрированные, содержащие или не содержащие рекламный материал;
- Бумага и картон ручного отлива, немелованные, используемые для письма, печати или других графических целей;
- Первичные элементы и первичные батареи;
- Лампы накаливания электрические или газоразрядные, включая лампы герметичные направленного света, а также ультрафиолетовые или инфракрасные лампы; дуговые лампы, ртутьсодержащие;
- Термометры медицинские или ветеринарные, ртутьсодержащие;
- Крупногабаритное электрическое и электронное оборудование;
- Электрическое и электронное оборудование, содержащее теплоносители;
- Электрическое и электронное оборудование, оснащенное экранами и мониторами;
- Электрическое и электронное оборудование мелкогабаритное;
- Электрическое и электронное оборудование малое информационное;
- Продукция (товары), на упаковку (полимерная, стеклянная, бумажная, картонная, металлическая и (или) из комбинированных материалов) на которую распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров).
На кого не распространяются расширенные обязательства производителей или импортеров
Расширенные обязательства производителей или импортеров не распространяются на следующих лиц:
- производителей в части произведенных масел, полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, аккумуляторных батарей при условии использования для их производства не менее тридцати процентов отработанных масел, отходов пластмасс, стекла, бумаги и картона, использованных аккумуляторных батарей соответственно, переработанных и утилизированных на территории Республики Казахстан;
- производителей и импортеров в части произведенной (произведенных) на территории Республики Казахстан и (или) ввезенной (ввезенных) на территорию Республики Казахстан продукции (товаров), реализованной (реализованных) за ее пределами;
- производителей и импортеров в части произведенных на территории Республики Казахстан и (или) ввезенных на территорию Республики Казахстан полимерной, стеклянной, бумажной, картонной и (или) металлической упаковок, упаковки из комбинированных материалов, которые предназначены для упаковки и (или) в которые упакована (упакованы) продукция (товары), реализованная (реализованные) за ее пределами;
- физических лиц, осуществляющих ввоз на территорию Республики Казахстан продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), при импорте продукции (товаров) в пределах квоты на беспошлинный ввоз товаров личного пользования, за исключением импортеров автомобильных транспортных средств, самоходной сельскохозяйственной техники;
- импортеров в части полимерной, стеклянной, бумажной, картонной и (или) металлической упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакованы социально значимые продовольственные товары, перечень которых утверждается Правительством Республики Казахстан;
- производителей в части произведенной полимерной упаковки из преформ, за которые внесен утилизационный платеж;
- импортеров в части ввезенных полимерной, стеклянной, бумажной, картонной и (или) металлической упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакована ввезенная (ввезенные) продукция (товары), используемая (используемые) в их деятельности в качестве основных средств, материалов, сырья, запасных частей (комплектующих) при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для общехозяйственных нужд и не предназначенная (не предназначенные) для реализации;
- импортеров в части ввезенных полимерной, стеклянной, бумажной, картонной и (или) металлической упаковок, в которые упакованы товары, ввезенные в качестве иностранной безвозмездной помощи в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.
Сбор за таможенное оформление
Сумма сбора зависит только от стоимости автомобиля.
Стоимость автомобиля, руб. | Стоимость оформления, руб. |
до 200 000 | 500 |
до 450 000 | 1 000 |
до 1 200 000 | 2 000 |
до 2 500 000 | 5 500 |
до 5 000 000 | 7 500 |
до 10 000 000 | 20 000 |
до 30 000 000 | 50 000 |
свыше 30 000 000 | 100 000 |
Утилизационный сбор рассчитывается по следующей формуле:
где БС – базовая ставка, К – коэффициент.
Базовая ставка определяется категорией транспотного средства:
Значения коэффициента для физических лиц:
Значения коэффициента для юридических лиц:
Коэффициенты утилизационного сбора для юридических лиц были повышены 1 апреля 2021 года. В таблице приведены новые коэффцициенты.
Объем двигателя | до 1000 см 3 | от 1000 до 2000 см 3 | от 2000 до 3000 см 3 | от 3000 до 3500 см 3 | свыше 3500 см 3 | электромобили |
Автомобили младше 3-х лет | 1.65 | 4.2 | 6.3 | 5.73 | 9.08 | 1.63 |
Автомобили старше 3-х лет | 6.15 | 15.69 | 24.01 | 28.5 | 35.01 | 6.1 |
Кто должен платить утилизационный сбор?
Перечень плательщиков утилизационного сбора приводится в части 3 статьи 24.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления»:
3. Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:
- осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
- осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
- приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора;
- являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем пятым пункта 6 настоящей статьи, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта.
Что такое утилизационный сбор на автомобили и в чем его суть?
УС действует после внесения поправок в ФЗ «Об отходах производства и потребления». Закон дополнили статьей со сведениями о категориях лиц, обязанных платить взнос и другой информацией. По факту это экологическая пошлина, адресованная на бесплатную утилизацию ТС в конце периода эксплуатации. Конечной целью утилизационного сбора на автомобили в России считается охрана природной среды от негативного действия отходных материалов техники, отслуживших срок.
По-прежнему много споров, вопросов, неодобрения вызывает введение утилизационного сбора. Этот взнос идёт в пользу государства и оплачивается один раз. Основная часть платежей поступает от автопроизводителей, что включается в итоговую цену техники. От частных лиц оплата проводится на определенных условиях, с учетом типа транспортного средства, объема двигателя, даты выпуска.
Подтверждение уплаты утилизационного сбора
Итак, следующий пункт, на который я хочу обратить Ваше внимание, регламентирует подтверждение уплаты утилизационного сбора:
8. Для подтверждения правильности расчета утилизационного сбора плательщик представляет в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование транспортного средства в связи с его ввозом в Российскую Федерацию, либо таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место регистрации (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование транспортного средства не осуществляется), следующие документы:
а) заполненный и подписанный плательщиком расчет утилизационного сбора по форме, предусмотренной приложением N 1 к настоящим Правилам;
б) копия одобрения типа транспортного средства, копия свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
в) платежные документы об уплате утилизационного сбора.
Следует заметить, что плательщик утилизационного сбора должен самостоятельно рассчитать его размер, самостоятельно оплатить сбор через банк и самостоятельно предоставить необходимые документы в соответствующий таможенный орган. О правильном расчете размера утилизационного сбора мы поговорим чуть позже.
Где ставится отметка об оплате?
Фактическая оплата УС фиксируется в паспорте транспортного средства. Подтверждение проставляется в разделе «Особые отметки».
Незаполненный раздел ПТС не дает право регистрировать новую машину. При льготах, освобождающих от взноса, обязательно указывается в паспорте основание для их предоставления. Утильсбор не уплачивается некоторыми категориями граждан, список которых указан в законе.
Советуем почитать: Вырубка лесов — экологическая проблема в России и мире
Приобретение ТС российских производителей на первичном рынке освобождает покупателя от взноса, так как сумма утилизационного сбора включена в цену. Лицам, купившим технику за границей, при ввозе нужно оплатить УС, и предоставить сведения на таможню.
При покупке автотехники на вторичном рынке отметка об утилизационном сборе в ПТС может отсутствовать по 2 причинам:
- ТС ввезено в страну до 2012 г.;
- выпущено с конвейера российским автоконцерном до 2012 г.
Объемы автоэкспорта и автоимпорта за последние годы:
Ранее Россия и Казахстан очень плотно сотрудничали в плане автообмена. До кризиса доля российского автоимпорта на территории Республики Казахстан достигала 85% от всего ввозимого объема. Только за 2013-2016 годы из РФ в РК было ввезено 246 тысяч автомобилей на сумму $2.77 млрд.
2016-й год стал для всех провальным. Из России в Казахстан за этот период было ввезено всего 11 тысяч автомобилей. По данным из официальных источников, Казахстан отправил в Россию в 2020 году всего две машины на сумму в $74 тысячи.
При этом импорт и экспорт автомобилей в 2020 году существенно увеличился. Из России в Казахстан в текущем году было ввезено 12300 автомобилей на общую сумму 180 миллионов долларов США. Почти 90% ввозимого товара составили машины с объемом двигателя от 1,5 до 3 тысяч см3. Таким образом, Казахстан занял первое место в рейтинге стран, куда Россия экспортировала автопром, доля поставок составила 23%.
Из Казахстана в Россию в 2020 году был ввезен 61 автомобиль на общую стоимость 1 миллион 200 тысяч долларов США. 30 автомобилей имели объем двигателя от 1,5 до 3 тысяч см3, еще 20 – малолитражки, с объемом двигателя до 1500 см3. При этом Казахстан занимает только 26 строчку в рейтинге стран-поставщиков машин для России.
Планы на ближайшее будущее выглядят еще оптимистичнее, чем действительность. По предварительным расчетам в 2020 году объем экспорта легковушек из РК в РФ составит 200 тысяч экземпляров.