Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Снизить неустойку или не допустить этого: советы по статье 333 ГК». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Предоставление отсрочки и снятие штрафов и пеней позволит не допустить массовых банкротных дел, а для организаций оборонно-промышленного комплекса исключит угрозу невыполнения гособоронзаказа. Сложилась ситуация, когда у исполнителей по госконтрактам, в т. ч. предприятий ОПК, образовалась просрочка — обязательства не исполнены по причинам, не зависящим от организаций. Это последствия недружественных действий зарубежных стран, которые выражаются во введении политических или экономических санкций в отношении России, граждан РФ или российских юрлиц.
Как итог возникло большое количество неустоек (штрафов, пеней). Если оплатить эти штрафы, то это негативно скажется на экономике предприятий и приведет к банкротству части из них и массовым срывам гособоронзаказа. № 783 постановление правительства о списании пени в 2023 году регулирует порядок освобождения некоторых поставщиков от взысканий при исполнении контракта.
В каких случаях нужно списывать неустойку в 2022 году? И какие документы требуются от поставщика в каждом случае?
Для вашего удобства мы свели все случаи списания неустойки в 2022 году в таблицу, показав в ней также, какие документы являются основанием для списания неустойки в каждом случае.
Случай списания неустойки |
Размер списания |
На основании каких документов |
1. Если обязательства по контракту были исполнены в полном объеме Неустойка не списывается, если в 2015, 2016 и 2020 гг. были изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и/или цене контракта, и/или цене единицы товара, работы, услуги, и/или количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами |
||
Общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта |
Полностью |
|
Общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5% цены контракта, но составляет не более 20% цены контракта |
50% начисленных |
|
2. Если обязательства по контракту не были исполнены в полном объеме: |
||
В связи с существенным увеличением в 2021, 2022 году цен на строительные ресурсы, повлекшим невозможность исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем) |
За период с даты заключения контракта до даты представления предложения поставщика (подрядчика, исполнителя) об изменении существенных условий контракта в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, предусмотренного абз. 5 подп. «а» п. 2 постановления Правительства РФ от 09.08.2021 № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — ПП РФ № 1315) |
Дополнительное соглашение об увеличении цены контракта в соответствии с положениями ПП РФ № 1315 |
По причине возникновения при исполнении контракта не зависящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения без изменения условий, в связи с введением международных санкций или мер ограничительного характера |
Полностью |
|
Применимы ли общие основания для списания неустойки (подп. «а», «б» п. 2 Правил № 783) к контракту, который был расторгнут по соглашению сторон в связи с невостребованностью части товаров (работ, услуг)?
Если расторжение контракта не было обусловлено нарушением условий контракта со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя), неустойка подлежит списанию на общих основаниях.
Пример правовой оценки
Необходимость подписания соглашения о расторжении возникла в связи с отсутствием иного объема работ на объекте после подписания последнего акта приемки. Следовательно, сторонами в письменной форме достигнуто соглашение об уменьшении объема работ и стоимости работ, т. е. цены контракта.Таким образом, к спорным правоотношениям подлежит применению положение подп. «г» п. 3 Правил № 783, в связи с чем неустойка в размере 11 515,18 руб. подлежала списанию заказчиком.
Постановление Пятнадцатого ААС от 02.09.2022 по делу № А32-18084/2022.
Заполнение платежки по ЕНП
В платежке по ЕНП надо указать:
- плательщика и его ИНН;
- статус плательщика «01»;
- получателя, ИНН и КПП получателя;
- КБК;
- назначение платежа.
КПП плательщика при перечислении ЕНП обязаны указывать только иностранные организации с несколькими филиалами. В остальных случаях нужно указывать ноль. По желанию вместо нуля можно указать КПП плательщика.
Далее в таблице приведем расшифровку всех полей платежного поручения по ЕНП (вносим платеж на единый налоговый счет):
Поле | Организации | ИП |
---|---|---|
Поле 8 «Плательщик» | Краткое наименование организации или обособленного подразделения | Ф. И. О., в скобках – «ИП», адрес регистрации по месту жительства или адрес регистрации по месту пребывания (при отсутствии места жительства). До и после информации об адресе укажите знак «//». Например, Иванов Андрей Андреевич (ИП)//г. Москва, ул. Нагорная, д. 3, кв. 98// |
Поле 60 «ИНН» (плательщика) | ИНН организации | ИНН ИП |
Поле 102 «КПП» (плательщика) | КПП, присвоенный инспекцией, куда платят налоги, взносы, штрафы, пени. КПП обязаны указывать только иностранные организации с несколькими филиалами. В остальных случаях нужно указывать ноль, но допустимо вместо нуля указать КПП плательщика. | «0» |
Поле 16 «Получатель» | Управление Федерального казначейства по Тульской области (Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по управлению долгом) | Управление Федерального казначейства по Тульской области (Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по управлению долгом) |
Поле 13 «Банк получателя» | ОТДЕЛЕНИЕ ТУЛА БАНКА РОССИИ//УФК по Тульской области, г Тула | ОТДЕЛЕНИЕ ТУЛА БАНКА РОССИИ//УФК по Тульской области, г Тула |
Поле 61 «ИНН» (получателя) | 7727406020 | 7727406020 |
Поле 103 «КПП» (получателя) | 770801001 | 770801001 |
Поле 14 «БИК» (банка получателя) | 17003983 | 17003983 |
Поле 15 «Счет» (номер счета получателя) | 40102810445370000059 | 40102810445370000059 |
Поле 17 «Счет» (номер казначейского счета) | 03100643000000018500 | 03100643000000018500 |
Поле 101 (статус плательщика) | 1 | 1 |
Поле 104 (КБК) | КБК ЕНП 18201061201010000510 | КБК ЕНП 18201061201010000510 |
Поле 105 (ОКТМО) | Допустимо указать ОКТМО по месту нахождения организации, обособленного подразделения, имущества, транспорта, а при уплате торгового сбора – по месту нахождения торгового объекта |
Допустимо указать ОКТМО по месту жительства ИП, а при уплате торгового сбора – по месту нахождения торгового объекта |
Поле 106 (основание платежа) | ||
Поле 107 (налоговый период) | ||
Номер документа-основания платежа (поле 108) | ||
Дата документа-основания платежа (поле 109) | ||
Поле 21 «Очередность платежа» | «5» – при уплате налогов и взносов добровольно, в том числе по требованию ИФНС (код «3» – для списаний по инкассовым поручениям) | «5» – при уплате налогов и взносов добровольно, в том числе по требованию ИФНС (код «3» – для списаний по инкассовым поручениям) |
Поле 22 | При уплате текущих налогов укажите «0». Код УИП указывают, если он доведен до плательщика | При уплате текущих налогов укажите «0». Код УИП указывают, если он доведен до плательщика |
Поле 24 «Назначение платежа» | «Единый налоговый платеж» | «Единый налоговый платеж» |
Поле 110 | Не заполняйте | Не заполняйте |
По ставке рефинансирования
Обратимся к популярной теме кредитов, когда требуется самостоятельно рассчитать сумму штрафов. Общая формула будет выглядеть следующим образом:
(Количество просроченных дней * сумма договора * ставка рефинансирования)/360 дней
Обратим внимание на некоторые нюансы:
- ставку рефинансирования следует сверять на конкретный день. Иногда она меняется. Причем, она подходит для большинства контрактов и договоров согласно 395 ГК РФ.
- в случае штрафов по налогам и сборам используют коэффициент 1/300 от банковской ставки. Следовательно, формула будет выглядеть несколько иначе.
- некоторые договоры подразумевают исполнение обязанностей, которые не попадают под понятие календарного года. Например, по документам исполнение обязанностей возможно на 330 дней. Следовательно, вместо базовых 360 дней подставляем низменный срок. Этот нюанс крайне важен при расчете неустойки.
Процент будет рассчитываться, исходя из ставки на момент наложения штрафных санкций. Если он возрастет в какой-то момент времени, то выплаты будут идти по старым расчетам.
Нормативные правовые акты
В этих документах вы сможете найти нужную информацию о неустойках по 44-ФЗ:
- Статьи 530, 533, 534, 384, 720, 783 ГК РФ.
- Статья 34 «Контракт» Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
- Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа…» (далее — Постановление № 1042) – с 9 сентября 2017 года заказчики по 44-ФЗ начисляют штрафы и пени по этому профильному постановлению, которое пришло на смену Постановлению от 25.11.2013 № 1063 и отражает современные подходы судов и контролирующих органов по применению мер ответственности, связанных с исполнением контракта.
Пени и штрафы: расчет по Закону № 44-ФЗ
Методика расчета штрафов и пеней, налагаемых за нарушение госконтрактов, оговаривается в «Правилах определения размера штрафов, начисляемых при ненадлежащем исполнении контрактных обязательств».
Нарушение договорных обязательств всегда ущемляет интересы добросовестного контрагента, однако если это касается госзакупок, то в итоге в качестве пострадавшей стороны выступают обычные граждане. По этой причине методы расчета штрафных санкций и пеней, налагаемых за нарушение госконтрактов, законодатель оговаривает отдельно.
Сегодня расчет штрафов и пеней осуществляется в соответствии с «Правилами определения размера штрафных санкций, которые начисляются при ненадлежащем исполнении предусмотренных контрактом обязательств (исключение составляют просрочка исполнения обязательств, а также размер пени, начисляемой за каждый из дней просрочки обязательств)».
Давайте на примерах рассмотрим, каким образом определяется сумма неустойки и как в государственном контракте прописывать раздел, касающийся ответственности сторон сделки.
1. Увеличение МРОТ.
Минимальный размер оплаты труда с 2023 года увеличивается и составляет 16 242 рубля, что больше аналогичного показателя прошлого года на 963 рубля. Соответствующие изменения внесены в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда».
2. Объединение ПФР и ФСС.
Одно из самых заметных для граждан изменений, которое коснется многих категорий. Пенсионный фонд России и Фонд социального страхования объединяют в Социальный фонд России (Федеральный закон № 236-ФЗ от 14 июля 2022 г.). Вследствие этого в числе прочего изменится порядок уплаты страховых взносов работодателем. Так, отдельных тарифов на пенсионное, медицинское и социальное страхование не будет, перечисляемые единым платежом средства Фонд будет распределять самостоятельно.
Для работников, оформленных по договору ГПХ (за исключением самозанятых), вводятся страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и материнства (раньше они отсутствовали). Но больничные и декретные такие работники смогут получить только в том случае, если взносы за них платили в предыдущем году, то есть реально воспользоваться нововведением можно будет с 2024 года.
Индивидуальным предпринимателям также больше не нужно делить фиксированные взносы на пенсионное и медицинское страхование.
За счет каких средств будет проводиться экономическая трансформация
Главный экономист «ПФ Капитал» Евгений Надоршин
Боюсь, мало какие средства, кроме государственных, будут активно вкладываться. Другие будут инвестировать в ограниченных объемах и в первую очередь для покрытия своих собственных потребностей. Частный бизнес не будет запускать огромную массу планово убыточных проектов. В подавляющем большинстве случаев импортозамещение нацелено исключительно на внутренний рынок, то есть экспортировать эту продукцию будет очень сложно или невозможно.
В очень редких сегментах и видах продукции российский рынок оказывается достаточным по объему, чтобы разворачивать масштабные производства с расчетом на прибыль и адекватную цену — именно исходя из задач и потребностей внутреннего рынка. Если это редуцировать до задачи потребности отдельного производителя — даже очень крупного, то можно почти уверенно утверждать, что подавляющая часть проектов такого импортозамещения будет планово убыточна. Поэтому рассчитывать, что бизнес будет вкладывать свои деньги — в высшей степени наивно.
Расчет неустойки (пени) по контракту 44-ФЗ. Пример 2020 г.
Сторонам надлежит исполнять все условия, предписанные договорными отношениями. Исполнителю — вовремя поставить товар, выполнить работу или оказать услугу, а заказчик обязан рассчитаться с ним в установленный срок. Если заказчик и поставщик не выполняют подписанные договоренности — это просрочка исполнения обязательств по контракту 44-ФЗ, что обязывает виновника выплатить пострадавшей стороне денежную компенсацию.
Для поставщика другие правила расчета неустойки. Если он ненадлежащим образом исполнил обязательства, ему вменяется штраф — фиксированная сумма, которая устанавливается договором. Пеня исчисляется за просрочку выполнения обязанностей. Расчет пени для поставщика ведется по тем же принципам и по той же формуле, что и для заказчика.
В соответствии с нормами статьи 34 закона 44-ФЗ, в договор в обязательном порядке включаются нормы, регулирующие удержание неустойки из суммы контракта 44-ФЗ. Штраф — это фиксированная денежная сумма, определенная договором и взыскиваемая в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств, кроме просрочки. Пеня начисляется в случае просрочки и представляет собой определенный процент от стоимости невыполненных обязательств, умноженной на количество дней просрочки.
Пример 2. Товар не поставлен в срок, и заказчик расторгнул договор в одностороннем порядке. Заказчик имеет право взыскать и пени за каждый день просрочки, рассчитанной до даты расторжения договора, и штраф за невыполнение обязательств (п. 36 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе, утв. Презид. Верх. Суда РФ 28.06.2017).
Пример 4. Взыскание неустойки по банковской гарантии 44-ФЗ. Позиция судов и контролирующих органов противоречива (Постановление Арбитражного суда Волого-Вятского округа от 28.03.2016 по делу № А38-4251/2015, Письмо Минэкономразвития России от 15.02.2016 № Д28и-416). Представляется, что в случае, если в банковской гарантии прописано обеспечение обязательств по выплате неустойки, а подрядчик отказывается его выполнить, заказчик вправе предъявить такое требование к банку-гаранту.
7.2. Помимо информации об объекте закупки, ИКЗ, объеме финансового обеспечения, сроках и периодичности закупки, в плане-графике будут содержаться включаемые в настоящее время в план закупок сведения об обязательном общественном обсуждении закупок, а также иные сведения, которые будут определены соответствующими актами Правительства РФ.
Соответствующее полномочие органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о контроле обоснованности закупок также будет исключено. При этом будет скорректирован вызывающий правовую неопределенность срок выдачи предписаний такими органами контроля: они должны будут выдаваться до окончания срока подачи заявок, а не до начала закупки (как указано в действующей редакции, что вызывает разночтения).
Положение субъектов среднего и малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) несколько легче. Для таких поставщиков штрафные ставки гораздо ниже — 1% от суммы контракта (цены его этапа), однако, не ниже 1000 руб. и не более 5000 руб.
У некоторых обязательств отсутствует стоимостное выражение. За их нарушение тоже полагается штраф. Это может быть, к примеру, задержка доставки товара, бракованный товар, отсутствие сопроводительных документов на поставленные товары и т.п.
НМЦК, руб. | Менее 3 млн | 3-50 млн | 50-100 млн | 100 млн и выше |
Штраф, руб. | 1 000 | 5 000 | 10 000 | 100 000 |
Внимание! Заказчик обязан указать такие обязательства, а также штрафы за их нарушение, ещё в проекте контракта. В противном случае штрафовать будут уже заказчика — за некорректно оформленную документацию.
Как избежать подводных камней в договоре ГПХ
Поскольку в отношении договора ГПХ нет чётких норм и шаблонов, чтобы снизить риски, нужно внимательно читать положения договора, обсуждать с заказчиком всё, что вас не устраивает и вносить изменения в эти пункты. Требования разрешено прописывать в свободной форме. Например, вы хотите отсрочку исполнения условий договора, если получите травму, тогда так и пишите: «Если исполнитель получил травму, вне зависимости от её причин, срок сдачи работ продлевается на…».
Главные пункты договора ГПХ, по мнению опрошенных «Секретом» экспертов:
-
Случаи материальной ответственности исполнителя и её суммы.
-
Условия и сроки расторжения договора с обеих сторон.
Владимир Кузнецов подчёркивает, что стороны могут согласовать в договоре ГПХ любые выплаты — вплоть до отпускных. Но маловероятно, что заказчик согласится на такие условия, потому что для него это не выгодно. Не только из-за финансовой нагрузки, но и потому, что чем ближе по условиям договор ГПХ к трудовому, тем выше риски, что в итоге эти отношения суд или инспекция признают трудовыми. То есть всё то, что заказчик хотел выиграть, не нанимая исполнителя в штат, исчезнет.
Договор ГПХ часто выгоден и заказчику, и исполнителю, потому что в нём гибкие условия сотрудничества, ниже страховые выплаты со стороны компании. Но эта гибкость и свободная форма соглашения требует очень внимательно изучать договор до его подписания.
Законны ли пени по квартплате, можно ли их не оплачивать
Несомненно, начисление пеней за просрочку платежей по ЖКХ является абсолютно законным способом воздействия на должника. В законодательстве четко написано о возможности использования такой меры. Убрать ее, ссылаясь на неправомерность применения, не получится.
В то же время, в ряде случаев данные неустойки могут попасть под списание. Это означает, что собственнику квартиры не придется больше их платить.
Так, накопившиеся суммы пеней за неуплату коммунальных услуг списываются в следующих основных ситуациях:
- истечение срока исковой давности (3 года согласно п.1 ст.196 ГК РФ);
- признание должника банкротом;
- невозможность взыскания неустойки в рамках исполнительного производства;
- смерть собственника или же ликвидация организации.
Кроме того, в ряде случаев может быть произведено уменьшение начисленных пеней (более подробно об этом написано ниже).
Ограничения при определении размера предоплаты
Предел начисления предоплаты для отдельных категорий товаров установлен в Постановлении Правительства РФ №1496 от 9 декабря 2017 года. Постановлением Правительства РФ от 29.03.2022 № 505 приостановлено действие отдельных положений актов Правительства РФ, касающихся установления размеров авансовых платежей в 2022 году. Изменения начали действовать с 30 марта 2022 года.
В 2022 году федеральные заказчики предусматривают в заключаемых ими договорах (государственных контрактах) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), средства на финансовое обеспечение которых подлежат в случаях, установленных в соответствии с бюджетным законодательством РФ, казначейскому сопровождению, — авансовые платежи в размере от 50 до 90 процентов суммы договора (государственного контракта)
Если контракт не подлежит казначейскому сопровождению, авансирование допускается в размере до 50 процентов суммы контракта. При этом и в первом, и во втором случае аванс не может быть больше лимитов бюджетных обязательств, доведённых до получателей средств федерального бюджета на указанные цели на соответствующий финансовый год
Органам власти субъектов РФ и местным администрациям рекомендовано нормативными правовыми актами установить аналогичные размеры авансов для региональных и муниципальных заказчиков.
Максимальный размер аванса по 223-ФЗ
Поскольку для проведения закупок по 223-ФЗ не предусмотрено чётких правил, заказчик определяет условия и порядок проведения тендера, в том числе условия авансирования договора.
В закупочной документации заказчик может зафиксировать условие, в соответствии с которым оплата по договору будет произведена единовременно в полном объёме после исполнения обязательств или с учётом авансирования.
Согласно Федеральному закону № 223-ФЗ, заказчик самостоятельно устанавливает размер предварительной оплаты и прописывает его в своём Положении о закупке и закупочной документации.
Таким образом, максимальный предел суммы аванса в большинстве случаев никак не ограничен — если заказчик указал, что допускается авансирование в размере 100% от оплаты, он вправе установить такой размер для закупки. Однако есть исключения.