Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права и обязанности школьника в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ребёнок обязан вести себя должным образом не только на уроке, но и на перемене. Это значит, что есть определённые правила, прописанные в школьном Уставе. Давайте рассмотрим, каких порядков ученик должен придерживаться в школе.
Учащийся имеет право:
1.1. На свободу мысли, совести и религии, свободное выражение собственных мнений и убеждений, свободу получения информации, уважение человеческого достоинства и защиту от вмешательства в личную жизнь.
(Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, ст.ст.12-14,16,17, Конституция РФ, глава 2)
1.2. На защиту от экономической эксплуатации и работы, которая может послужить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью.
(Конвенция о правах ребенка, ст. 32)
1.3 . На развитие личности, талантов, умственных и физических способностей.
(Конвенция о правах ребенка, ст. 28,29)
1.4. На защиту от применения методов физического и психического насилия (см. Приложение 1)
(Закон РФ «Об образовании, ст. 15 п.6)
1.5. На получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами.
(Конвенция о правах ребенка, ст.28, Конституция РФ, ст.43, Закон РФ «Об образовании, ст.5 п.3, ст. 50 п. 7)
1.6. На дополнительную бесплатную помощь учителя в получении знаний на специальных занятиях, предусмотренных графиком работы школы и учителя.
(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 74, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п.49)
1.7. На обучение в пределах государственных образовательных стандартов по индивидуальным учебным планам, в том числе обучение на дому по медицинским показаниям, ускоренный курс обучения.
(Закон РФ «Об образовании, ст. 50 п.4)
1.8. На свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.
(Закон РФ «Об образовании, ст. 50 п.16)
1.9. На выбор формы получения образования (очное, экстернат, семейное и другое), досрочную сдачу экзаменов (в соответствии с документами, регламентирующими учебный процесс), обучение на дому (по медицинским показаниям).
(Закон РФ «Об образовании, ст. 10 п.1, ст. 50 п.2; Постановление Правительства Москвы от 29.09.07 г. № 827-ПП «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы, в различных формах получения образования»)
1.10. На перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении аттестации.
(Закон РФ «Об образовании, ст. 50 п.,19)
1.11. На получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, оказываемых в соответствии с Уставом школы.
(Закон РФ «Об образовании, ст. 50 п. 4)
Платные образовательные услуги могут быть оказаны только по желанию учащегося и только за рамками основной образовательной деятельности, предусмотренной государственными образовательными стандартами.
(Закон РФ «Об образовании, ст. 45, п.3; Постановление Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» п.п. 4, 5; Инструкция о платных дополнительных образовательных услугах, оказываемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями (Утверждена Приказом Минобразования РФ от 16.06.1998 г. № 1578)
1.12. На бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами школы.
(Закон РФ «Об образовании, ст. 50 п. 4)
1.13. На добровольное привлечение к труду, не предусмотренному образовательной программой. Учащийся не может быть снят с уроков для выполнения какой-либо работы, не связанной с учебным процессом.
(Конвенция о правах ребенка, ст. 32 п.1; Закон РФ «Об образовании, ст. 50 п. 14; Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 50)
1.14. На получение оценки исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.
(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 65)
1.15. На право знать о поставленных оценках, как за устные, так и за письменные ответы. Конфиденциальность сообщения информации об оценке за письменные работы.
1.16. На объективную оценку своих знаний, разъяснение оснований и критериев поставленной оценки.
(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 65)
1.17. На апелляцию по поводу объективности выставления оценки за письменную контрольную работу, если он не согласен с ней. Апелляция подается заместителю директора по учебно-воспитательной работе в течение двух дней, после объявления оценки.
1.18. На пользование школьным имуществом, которое возвращается учителю по окончанию занятий в сохранном виде.
(пункты 1.15-1.18 приняты Советом школы)
1.19. На отстаивание своих взглядов и убеждений при обсуждений спорных и неоднозначных вопросов в корректной форме. Изложение классному руководителю, психологу, директору школы, другим учителям, уполномоченному по правам участников образовательного процесса своих проблем и получение от них помощи, объяснений, ответов.
Обязанности учащихся:
1. Добросовестно учиться.
2. Выполнять требования Устава школы.
3. Достойно, культурно вести себя в школе и за ее пределами, заботиться о чести и поддержании традиций школы, ее авторитете.
4. Уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.
5. Беречь имущество школы, соблюдать чистоту и порядок на территории школы.
6. Принимать участие в мероприятиях по благоустройству территории школы, уборке классов и дежурствах, при их согласии и согласии родителей (законных представителей).
7. Уважать право собственности и понимать, что школьные принадлежности, одежда и прочие вещи участников образовательного процесса, находящиеся в школе принадлежат их владельцам. Найденную чужую вещь необходимо сдать охраннику, дежурному администратору или учителю.
8. Приходить в школу за 15 минут до начала занятий, снимать верхнюю одежду, надевать сменную обувь, вешать в раздевалку, занимать рабочее место до первого звонка и готовить все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.
9. Приносить на занятия все необходимые учебники, тетради, пособия, инструменты и письменные принадлежности.
10. Выполнять домашние задания в установленные сроки.
11. Ежедневно вести запись домашних заданий в дневнике, по первому требованию учителя предъявлять дневник.
Дневник учащегося является основным документом, в котором фиксируются все факты, связанные с процессом обучения.
12. На урок физической культуры приходить в спортивной форме. Ученик, не имеющий формы, а также освобожденный от занятий, должен находиться в спортивном зале.
13. Выполнять требования работников школы по составлению правил внутреннего распорядка. Придерживаться правил поведения, установленных учителем на занятиях.
14. В случае пропуска занятий приносить записку от родителей (законных представителей) или справку из медицинского учреждения.
Обязанности ученика в школе
Каждый ученик не только имеет права, но и определённые обязанности как на уроке, так и в школе. Об этом далее и поговорим.
Обязанности школьника в учебном государственном учреждении:
- Каждый школьник должен уважать всех работников школы.
- Каждый ученик обязан здороваться со старшими.
- Ребёнок должен уважать труд взрослых. Это касается не только педагогов, но и сторожа, уборщицы и т. д.
- Ученик должен соблюдать школьный режим.
- Школьник обязан добросовестно учиться, осваивая знания и навыки.
- Если ребёнок отсутствовал в школе, он должен предъявить классному руководителю медицинскую справку или записку от родителей (опекунов).
- Каждый школьник обязан выполнять все требования директора, учителя или других взрослых, если это касается Устава школы.
- Ученик обязан придерживаться всех гигиенических норм: быть чистым, опрятным и одетым по правилам школы.
- Каждый ребёнок должен соблюдать правила техники безопасности.
- Если ученик обнаружил на территории школы подозрительную личность или брошенную сумку, он обязан сразу же оповестить об этом администрацию школы.
- Ребёнок должен поддерживать порядок, чистоту как в здании школы, так и на её территории.
- Если ученику срочно нужно уйти с уроков, он обязан заранее принести записку от родителей классному руководителю.
Правила поведения ученика на переменах
Поведение ученика на переменах:
- В то время, когда прозвенел звонок с урока, ребёнок обязан привести в порядок свое рабочее место и приготовиться к следующему уроку.
- На перемене ученик должен спокойно ходить по школе, а не бегать.
- Школьник обязан дружелюбно общаться со сверстниками (не драться и не ссориться).
- Со всеми работниками школы здороваться.
- Если ребёнок входит в помещение, а сзади находится учитель, ученик обязан пропустить старшего.
Кто имеет право на обучение
Получение образования осуществляется в интересах человека, общества и государства. Если учёба будет платной, не каждый взрослый сможет дать своему ребёнку не только среднее, но и начальное образование. Именно потому что обучение бесплатно, все дети могут спокойно учиться в государственном учреждении.
Что такое начальная школа? Дети идут в первый класс для получения знаний. Перед тем как учить ребёнка разным наукам, учителя обязаны разъяснить школьникам все права, обязанности и правила поведения в образовательном учреждении. Для начала давайте разберёмся, кто же имеет право на получение среднего образования. Только российские граждане или нет?
В Конституции РФ в статье 43 сказано: каждый человек имеет право на образование. Независимо от возраста, нации, религиозного воспитания или пола, любой индивидуум, проживающий в России, обязан учиться и получить среднее образование. Если человек не владеет русским языком, он не сможет участвовать в учебном процессе.
Согласно ч. 4. ст. 43, каждый человек обязан освоить общую школьную программу. После того как ребёнок получил среднее образование, он имеет право поступать в высшее учебное заведение на конкурсной основе для того, чтобы получить профессию. Образование направляется на развитие личности каждого человека. По окончании учёбы каждый ученик должен иметь знания в определенном объеме. Каждый ребёнок обязан перед выпуском из школы сдать экзамены, которые оценивают его знания. Только потом выдаётся аттестат, служащий основанием для поступления в вуз.
Права школьника регламентируются Уставом школы, в которой он проходит обучение. Тем не менее необходимо перечислить основные права учащегося, которые приняты в каждом российском общеобразовательном учреждении:
- Право на получение основного образования, о чем говорится и в статье № 43 Конституции Российской Федерации.
- Каждый ученик имеет право принимать участие в управлении школой.
- Школьник — это полноценная личность, которая заслуживает уважения как со стороны преподавательского коллектива, так и других сотрудников учреждения.
- Обучающийся имеет право знать свою отметку за письменные работы и устные ответы.
- Ученик может принимать участие в любых школьных и внешкольных мероприятиях, которые организовываются образовательным учреждением и которые соответствуют его возрастной категории.
- Школьник может добровольно участвовать в любой трудовой деятельности.
- Ученик имеет право попросить у учителя бесплатной помощи в получении знаний по любой теме, включенной в образовательную программу.
- Абсолютно каждый обучающийся вправе организовывать объединения, которые не противоречат школьному Уставу.
- Школьник вправе иметь свободное время между уроками и в каникулярный период.
- Каждый обучающийся имеет право на то, чтобы его выслушала администрация школы, педагоги и другие ученики.
- И в учебное время, и во внеклассной работе абсолютно каждый обучающийся вправе отстаивать свои принципы, взгляды, мировоззрение, понятия в тех случаях, когда возникает спорная или конфликтная ситуация.
- Обучающийся в любое время, независимо от обстоятельств, имеет возможность перейти в другое образовательное учреждение.
- Школьник вправе обучаться на дому, экстерном, а также досрочно сдать ОГЭ и ЕГЭ.
- Ученик имеет право высказывать свое мнение на уроке.
- Ребенок имеет право появится на уроке позже, предварительно предупредив учителя. Кроме того, при необходимости он имеет право покинуть учебную аудиторию во время урока, спросив разрешения у педагога.
- Школьник вправе исправить учителя, если второй оговорился, допустил неточность, касающуюся темы урока.
- По истечении урока школьник вправе покинуть учебную аудиторию.
- Ученик вправе обучаться в хорошо освещенных помещениях, где также должны соблюдаться чистота и порядок.
- Школьник имеет право рассчитывать на стопроцентную безопасность, находясь в стенах школы.
Родители не только могут, но и должны следить за тем, как соблюдаются права их детей в школе. В этих целях создаются родительские комитеты.
К тому же каждый родитель или законный представитель ученика имеет право в любое время посетить учебное заведение, чтобы оценить условия образовательного процесса.
Правила поведения ученика на переменах
Ребёнок обязан вести себя должным образом не только на уроке, но и на перемене. Это значит, что есть определённые правила, прописанные в школьном Уставе. Давайте рассмотрим, каких порядков ученик должен придерживаться в школе.
Поведение ученика на переменах:
- В то время, когда прозвенел звонок с урока, ребёнок обязан привести в порядок свое рабочее место и приготовиться к следующему уроку.
- На перемене ученик должен спокойно ходить по школе, а не бегать.
- Школьник обязан дружелюбно общаться со сверстниками (не драться и не ссориться).
- Со всеми работниками школы здороваться.
- Если ребёнок входит в помещение, а сзади находится учитель, ученик обязан пропустить старшего.
Права ученика на уроке
Каждый ребёнок хочет к себе доброжелательное отношение не только со стороны сверстников, но и учителей. Педагог не всегда скажет ученику, какой балл он поставил за ответ или за написанную контрольную работу. Это неправильно. У каждого ребёнка есть права не только в школе, но и на уроках.
Очень часто учителя не понимают, какой дискомфорт испытывают дети, лишенные возможности знать о своих успехах и неудачах.
Права ученика на уроке:
- Ребёнок должен знать, какой балл поставили ему за знание.
- Ученик имеет право знать все свои оценки за предмет.
- Ребёнок может высказать своё мнение по теме урока.
- Школьник имеет право на уроке выйти в туалет не отпрашиваясь, но поставив учителя в известность.
- Ученик на уроке может исправить педагога, если тот оговорился.
- Школьник имеет право поднять руку и ответить, если это касается темы урока.
- Ученик может по окончании урока выйти из класса (когда прозвенел звонок).
Обязанности Учащихся:
2.1. Добросовестно учиться.
(Конституция РФ ст. 43 п. 4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2002 г. № 196) п. 57)
2.2. Выполнять требования Устава школы.
(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)
2.3. Достойно, культурно вести себя в школе и за ее пределами, заботиться о чести и поддержании традиций школы, ее авторитете.
(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 3, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)
1.26.Уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.
Ответственность ребенка в общественных местах
Если ребенку привиты с рождения культурные навыки он безболезненно, естественно вольется в любой коллектив. Такому человеку легче установить контакт с окружающими, воспитанные дети, как правило, признаны обществом, пользуются уважением взрослых, сверстников.
Обучение азам поведения в обществе весьма важно, для воспитания полноценной личности. Например, такое общественное место, как театр (музей, зоопарк, выставка) требует соблюдения нехитрых правил поведения.
В таких многолюдных общественных местах дети ведут себя по разному, чем осложняют иногда работу экскурсоводов, работников театра и т.д.
Имея элементарные навыки культурного поведения можно избежать многих неприятных моментов:
- Ребенок должен знать, что говорить в общественном месте следует негромко, нельзя кричать. Чтобы он лучше усвоил, как надо себя вести, следует объяснить цель посещения культурного общественного места. Дома заблаговременно стоит побеседовать, подготовиться к культурному мероприятию.
- В общественных, культурных местах неприлично есть конфеты, шуршать фантиками. Для утоления голода существует буфет, специально отведенные места, в антракте при желание стоит их посетить.
- Нельзя есть мороженое, посещая музеи, выставки другие многолюдные места. Запрещено прикасаться к выставочным экспонатам. Нужно внимательно слушать экскурсовода, чтобы не создавать шум. Необходимо заинтересовать ребенка, если он с интересом будет слушать экскурсовода либо актеров, на сене не возникнет неприятных последствий.
Как отчисляют из школы «трудного» подростка?
Здесь две модели проведения данного события.
- Принудительная. Это происходит, когда подросток систематически пренебрегает школьными правилами. Тогда инициируется исключение ученика по правилам, регламентированным Законом «Об образовании» и школьным уставом.
Комиссия по делам несовершеннолетних вместе с органами местного самоуправления и родителями ученика, выгнанного из школы, в срок до месяца должны решить, что с ним делать – устроить на работу или перевести в другую школу.
- Добровольная. В таком случае все происходит с согласия родителей или замещающих лиц, комиссии по делам несовершеннолетних и органа местного самоуправления. Тогда ребенок, которому уже исполнилось 15 лет, вправе покинуть учебное заведения до момента освоения необходимого минимального образования.
В срок до месяца комиссия по делам несовершеннолетних и родители должны решить, что делать ребенку – найти работу или определить его в другое учебное учреждение, чтобы он смог получить необходимое образование.
Основные нормы и правила, связанные с получением образования в России, регулируются Федеральным законом № 273-ФЗ. Ключевыми принципами данного законопроекта является установление равноправия граждан в плане получения образования, не только общего, но и профильного. Однако учебный процесс является многогранным, и предугадать все ситуации, которые ожидают ребёнка в школе, заранее невозможно. В частности, школьники могут конфликтовать с преподавателями или одноклассниками, и каждый конкретный случай требует детального рассмотрения для решения проблемы.
В школе с детьми занимается преподаватель, который имеет не только права и обязанности, но и должностную инструкцию. Например, учитель ни при каких обстоятельствах не может выгонять учеников из класса, если неугомонный школяр нарушает дисциплину и преднамеренно срывает урок, педагог должен вызвать представителей руководства школы. Кроме того, преподаватели не могут забирать у учащихся мобильные устройства на время урока.
Интересным моментом является повышение голоса. Преподаватель может срываться на повышенный тон в процессе урока, при этом не переходить на личности и не высказывать прямых оскорблений в адрес ребёнка. Вполне естественно, что педагог, ни при каких обстоятельствах не может заниматься рукоприкладством: даже лёгкий шлепок указкой может послужить основанием для возбуждения уголовного дела.
Скачать для просмотра и печати:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”
Права и обязанности учащихся образовательных учреждений.
Учащийся имеет право на:
· Свободное выражение собственных взглядов, убеждений и мнений; взглядам учащегося уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью. · Свобода информации
· Свобода информации.
· Свобода мысли, совести и религии.
· Уважение человеческого достоинства.
· Получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, развитие своей личности, своих талантов, умственных и физических способностей в самом полном объеме.
· Обучение в рамках государственных образовательных стандартов по индивидуальным учебным планам в порядке, определяемом уставом школы (обучение на дому по медицинским показаниям).
· Получение дополнительных платных образовательных услуг.
· Открытая оценка знаний и умений учащегося, получение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.
· Заблаговременное уведомление о сроках и объеме контрольных работ в соответствии с графиком.
· Участие в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях, соответствующих возрасту учащегося.
· Отдых в перерывах между уроками и в каникулярное время.
· Участие в управлении образовательным учреждением в порядке, определяемом уставом.
· Льготы и материальная помощь в соответствии с действующими нормами.
· Перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня.
· Создание различных общественных объединений, если они не противоречат Уставу школы.
· Использование права экстерната, домашнего обучения, досрочной сдачи экзаменов, индивидуальных образовательных программ, в 10-11 классе – индивидуального учебного плана. По заявлению родителей (лиц, их заменяющих) и решению педагогического совета.
Как правильно вести себя школьнику: общие правила поведения в школе
Правила поведения в школе:
- придерживаться основных ценностей и уставов школы
- быть вежливыми, к старшим обращаться на «Вы»
- приветствовать учителей и посетителей
- быть организованными и дисциплинированными в любое время
- быть пунктуальными в школе, на уроке и во всех школьных мероприятиях
- уважать собственность школы
- уважать права собственности других
- носить полную школьную форму
- уважать в учителе человека
- нести ответственность за свои нарушения
- уступать дорогу взрослым, но младших учеников, как и мальчикам девочек, пропускать вперед
- вовремя проходить все медицинские осмотры
- достойно и уважительно относится не только к окружающим, но и к себе самому!