Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налогообложение физических лиц по законодательству Франции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Доходы физических лиц, и граждан и нерезидентов, подлежат обложению подоходным налогом (Impôt sur le revenu, IRPP) по прогрессивной шкале, причем максимальная ставка достигает планки в 45 % для тех, кто заработает в 2019 году 156 244 евро и более. Применение ставок происходит по следующей схеме.
Этот вид налога является основным косвенным налогом, он приносит в бюджет около 45% всех фискальных поступлений. Разделяется на следующие категории:
Ставка, % | Вид товара или услуги |
19,6 | Стандартная, на все товары, услуги |
22 | Предельная, на предметы роскоши, средства передвижения, алкогольную и табачную продукцию |
7 | Сокращенная, на товары культурного назначения |
5,5 | Сокращенная, на товары и услуги первой важности (за исключением медикаментов и жилья) |
Налогообложение физических лиц
Диапазон, евро в год | Процент | Подоходный налог во Франции (формула и годовая сумма в евро) |
---|---|---|
до 9 964 | необлагаемый минимум | |
от 9 964,01 до 27 519 | 14 | (27519–9964) * 14 % = 2457,70 |
от 27519,01 до 73 779 | 30 | (73779–27519)*30 %+2457,70 = 16 335,70 |
от 73 779,01 до 156 244 | 41 | (156244–73779)*41 %+16335,70 = 50146,35 |
свыше 156 244,01 | 45 | Сумма превышения * 45 % + 50 146,35 |
Для начинающих и мелких предприятий льготы выражаются, в основном, в снижении стандартных ставок и временном освобождении от уплаты налоговых обязательств. Кроме того, есть возможность получить компенсацию 6% первоначальной ставки по кредиту, взятого на развитие бизнеса. Для этого достаточно платить работникам зарплату в размере 2,5 МРОТ, установленного во Франции.
Вычеты для физических лиц устанавливаются для каждого вида сбора отдельно. Поддержку в виде снижения налоговой базы и освобождения от уплаты чаще получают семьи с детьми, инвалиды и пенсионеры, получающие минимальное или близкое к нему по размеру пособие. Поскольку эти категории могут применяться одновременно, правительство установило ограничение: общая сумма снижения налогового обязательства за год не должна превышать 10 000 евро на одного получателя доходов. В то же время, если по итогам года возврат составил меньше 8 евро, то он плательщику не перечисляется.
В соответствии с законодательством страны, французская недвижимость, находящаяся во владении нерезидента, облагается налогом на наследство (l’impôt sur les successions).
Он исчисляется исходя из стоимости объекта. Налогом не облагается имущество, которое переходит от одного супруга к другому. При передаче недвижимости в наследство от родителей детям применяются ставки от 5 до 45%. В случае передачи наследства братьям и сёстрам применяются ставки от 35 до 45% в зависимости от стоимости активов (35% от доли активов в размере до 24 430 евро, 45% на долю активов свыше 24 430 евро), племянникам и родственникам до четвёртой степени родства — фиксированная ставка 55%, а лицам, не состоящим в родстве с наследодателем, — 60%.
Налогооблагаемая стоимость активов, тыс. евро | Ставка, % |
---|---|
До 8 072 | 5 |
8 072 – 12 109 | 10 |
12 109 – 15 932 | 15 |
15 932 – 552 324 | 20 |
552 324 – 902 838 | 30 |
902 838 – 1 805 677 | 40 |
Более 1 805 677 | 45 |
Налоговые льготы и вычеты
Вычеты и льготы предусмотрены во всех бюджетных отчислениях и имеют специфику в зависимости от вида налогообложения.
При определении подоходного сбора база уменьшается на сумму:
- расходов для выполнения профессиональных обязанностей;
- на приобретение или строительство дома/квартиры;
- лекарственных препаратов;
- на медицинское и социальное страхование;
- охранную сигнализацию;
- благотворительность;
- финансовую помощь отдельно живущим родителям.
Совершеннолетние, но нетрудоспособные члены семьи, а также совершеннолетний ребенок-военнослужащий дают право на возврат фиксированной суммы или учитываются как семейная единица.
Предприятия имеют льготы по платежу на профит в следующих случаях:
- 100% на сумму списания ускоренной амортизации;
- 19% на выручку от реализации активов старше 2-х лет, если она направлена на обновление фондов;
- 25% на расходы по подготовке кадров;
- 0% первые 2 года после начала деятельности;
- 25% на 3 год;
- 50% на 4 год;
- 75% на 5 год.
Не облагается профит, направленный в резервные фонды от будущих убытков.
Налоговая система Германии
Налоговая система Германии является довольно сложной для восприятия иностранными пользователями. Это связано с большим количеством инструкций, каждая из которых действует на территории страны. Экономические эксперты связывают эту особенность немецкой системы с подходом властей Германии к вопросам налогообложения внутри страны. Они считают высокую налоговую нагрузку главным «гарантом» доходов государства
Налоговая система Германии – это «атлант» всей ее экономической системы, поэтому контролю над взиманием налогов уделяется пристальное внимание со стороны немецкого правительства
О контроле налогообложения в России читайте в статье «Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды»
Зачастую даже местные жители не могут разобраться в разветвленной системе налогового законодательства. Поэтому им на помощь всегда готовы прийти частные специалисты – налоговые и финансовые консультанты, адвокаты, аудиторы.
Главный закон Германии, регулирующий налогообложение в стране, называется «Порядок взимания налогов». Немцы еще любят называть его налоговой «конституцией».
Немецкие налоги можно объединить в 3 группы:
- налоги на доходы: подоходный налог для физлиц, корпоративный налог и промысловый налог для юридических лиц;
- имущественные налоги: налог на землю, дарение и наследство;
- налоги на сделки и потребление: налог с приобретения недвижимого имущества, НДС.
Как и во многих других государствах, подоходный налог является основным источником налоговых поступлений в бюджет Германии (около 40%) и рассчитывается по прогрессивным ставкам. Минимальная ставка этого налога составляет 19%, максимальная – 53%. По таким же высоким ставкам облагаются и доходы юридических лиц – до 45% с прибыли. Поэтому налоги Германии в состоянии стабильно обеспечить большую часть доходов бюджета – около 80%.
Бюджет Германии является сводным и разделяется на 3 ступени:
- Государственный (центральный) бюджет – до 50% всех налоговых поступлений зачисляется именно в него.
- Бюджеты федеральных территорий (областей) – в них зачисляется около трети всех налоговых платежей.
- И, наконец, городские и сельские бюджеты – они получают около 10% от уплачиваемых налогов.
Сравнение налоговых систем зарубежных стран с российской системой
Сравнивая налоговые системы разных стран, можно отметить, что каждая из них развивалась по собственному пути. Каждое государство имеет собственную историю, устои и вековые традиции. Поэтому их экономические системы в целом формировались в разных условиях, что, конечно, наложило отпечаток на принципы построения налоговых систем, на взаимоотношения между властями государства и его налогоплательщиками.
О принципах построения российской налоговой системы читайте в статье «Принципы построения налоговой системы РФ».
Страны восточной Азии используют налогообложение с присущими только им специфическими особенностями. Это объясняется долгим «закрытием» от внешнего мира их государственных границ. Европейские страны довольно жестко относятся к налогоплательщикам в отношении обложения их доходов. Ставки по подоходному налогу для физических лиц и налогу на прибыль компаний могут доходить до 40 и даже 50% по прогрессивной шкале налогообложения. Налоговые системы стран Европы можно охарактеризовать высокой нагрузкой. По этой причине многие европейские производители предпочитают размещать свои производственные мощности в оффшорных зонах, которые обладают более либеральной системой налогообложения. Эти зоны позволяют компаниям оптимизировать налогообложение, снизить налоговую нагрузку и облегчить ведение внутреннего налогового учета.
Налоговые системы стран Европы в большинстве случаев обладают сложной разветвленной структурой и громоздкой нормативной базой. Поэтому в этих странах широко развито налоговое консультирование и деятельность юристов, ведь далеко не каждый налогоплательщик может самостоятельно разобраться во всем разнообразии законодательных актов в сфере налогообложения. С этой стороны налоговые системы, например, Китая и Японии обладают большей гибкостью и адаптивностью к нестабильным условиям в экономике.
Налоговые системы США и России обладают более низкой налоговой нагрузкой – от 30 до 35% ВВП. Но в отличие от США, стран Европы, Азии российские налоги на доходы физических лиц и прибыль предприятий не рассчитываются по прогрессивной шкале, а имеют единую налоговую ставку вне зависимости от величины налогооблагаемой базы.
При сравнении налоговых систем разных государств можно выделить и определенные сходства. Во многих странах налоговые системы имеют двух-, трех- или четырехуровневую структуру. Это объясняется тем, что современные государства имеют признаки федеративного устройства, то есть когда одно государство разделяется на несколько областей, провинций, городских округов и другие территориальные образования. Отсюда и возникает необходимость в появлении нескольких уровней налогообложения, например, федеральный (центральный), региональный и местный (или муниципалитетов). Поэтому часто налоги распределяются по разным уровням бюджета страны. В большинстве случаев территориальные образования имеют право устанавливать собственные налоги при условии соблюдения федерального законодательства.
О налогах, установленных на разных уровнях российской налоговой системы, читайте в нашей статье.
Разделение налогообложения страны на несколько уровней выполняет, прежде всего, распределительную функцию. Во-первых, это позволяет обеспечить бюджеты территориальных образований, дает им некоторую степень автономии при решении внутренних проблем. Во-вторых, разветвленная система налоговых органов по стране позволяет лучше контролировать процесс взимания налогов и сборов и, соответственно, более эффективно пополнять государственный бюджет.
Подоходный налог во Франции в 2021
29.12.2020 г. вступил в силу Закон «О финансах», который предусматривает новые правила налогообложения доходов физических лиц на территории Франции, полученных в 2020 г. Можем сказать, что, если в большинстве государств налоговые реформы, как правило, носят позитивный характер, то в этом случае налоговое бремя налогоплательщиков может заметно увеличиться.
Если смотреть на ранее установленные во Франции ставки НДФЛ, в 2021 они изменились не слишком заметно, куда важнее изменения размеров налогооблагаемой прибыли. Давайте посмотрим, кто и сколько должен уплачивать по доходам за 2020 год:
- не платят НДФЛ резиденты с прибылью до 10 084 EUR;
- 11% – налог от суммы дохода от 10 084 до 25 710 EUR;
- 30% необходимо перечислить в бюджет налоговым резидентам с доходом от 25 710 до 73 516 EUR;
- при получении прибыли в размере 73 516-158 122 EUR ставка составит 41%;
- самую высокую ставку налогов получают резиденты с прибылью свыше 158 122 EUR на одного человека.
Еще в 2015 году налоговые консультанты призывали с осторожностью относится к инвестициям во Францию, особенно при направлении капитала в местную жилую недвижимость. Резидентство Франции очень часто приводит к дополнительным налоговым обязательством и серьезной фискальной нагрузке. Например, в дополнение к вышеуказанным ставкам налоговые резиденты этой европейской страны обязаны перечислять социальные сборы сверх НДФЛ в таких размерах:
- 9,7% пошлины плюс пенсионные сборы за трудовую прибыль;
- 9,1% на пенсии;
- 17,2% по инвестиционному доходу, в том числе по прибыли от аренды недвижимости.
Налогообложение организаций
Платить фискальные сборы обязаны не только рядовые граждане, но и предприятия. Для них установлены следующие виды налогов во Франции:
- корпоративный (налог на прибыль) – Impôt sur les sociétés – IS;
- НДС – Taxe sur la valeur ajoutée – TVA;
- сбор на территориальный экономический вклад – Contribution économique territoriale – CET;
- сбор с торговых площадей – Tascom (от 5,15 до 30,64 евро с квадратного метра территории, отданной под розничные продажи);
- налог на рыночную стоимость недвижимости – Taxe sur la valeur vénale des immeubles (ежегодный платеж владельцев недвижимости составляет 3 % от справедливой стоимости объекта на 1 января);
- транспортный – Taxe sur les véhicules des sociétés – TVS.
В структуре французского бюджета налог на прибыль занимает пятое место по значимости: из 1000 евро поступлений всего 70 приходится на сбор с чистых доходов организаций. Несмотря на это, власти страны приняли решение о постепенном снижении ставок обложения.
Период | Ставка для годовой прибыли до 500 000 евро, % | Ставка для предприятий, заработавших более 500 000 евро за год, % |
2018 | 28 | 33.33 |
2019 | 28 | 31 |
2020 | 28 | |
2021 | 26.5 | |
2022 | 25 |
Для предприятий с малыми оборотами (ниже 7,63 млн евро в год) предусмотрена сниженная ставка: до 15 % в отношении годовой прибыли меньше 38 120 евро.
Для начинающих и мелких предприятий льготы выражаются, в основном, в снижении стандартных ставок и временном освобождении от уплаты налоговых обязательств. Кроме того, есть возможность получить компенсацию 6% первоначальной ставки по кредиту, взятого на развитие бизнеса. Для этого достаточно платить работникам зарплату в размере 2,5 МРОТ, установленного во Франции.
Вычеты для физических лиц устанавливаются для каждого вида сбора отдельно. Поддержку в виде снижения налоговой базы и освобождения от уплаты чаще получают семьи с детьми, инвалиды и пенсионеры, получающие минимальное или близкое к нему по размеру пособие. Поскольку эти категории могут применяться одновременно, правительство установило ограничение: общая сумма снижения налогового обязательства за год не должна превышать 10 000 евро на одного получателя доходов. В то же время, если по итогам года возврат составил меньше 8 евро, то он плательщику не перечисляется.
Общими для предприятия и простых граждан можно считать косвенные налоги на потребление: НДС и акцизы. И, хотя обязанность по их перечислению в бюджет и отчетности лежит на субъектах предпринимательства, фактическим плательщиков этих сборов в составе конечной стоимости является все же потребитель.
Кроме того, на равных условиях организациями и физлицами уплачиваются:
- налог на операции с недвижимостью – при продаже собственности в бюджет перечисляется 2-8 % от стоимости;
- сбор за транзакции с ценными бумагами на сумму 300 000 евро – 16 % от выручки;
- налог при продаже движимого имущества – 7,5 % при продаже движимого предмета или ювелирных украшений;
- взносы с продажи предметов искусства – 4,5 %, если сделка заключена на сумму 20 000 евро и более;
- налог на недвижимость и земельные участки – местный налог, установленный для всех типов недвижимого имущества и приравненных к ним объектов. Базой обложения является кадастровая стоимость, а ставки утверждаются на местном уровне.
Декларирование доходов и сроки уплаты
Французский налоговый резидент обязан не только сам рассчитать, сколько он перечислит в бюджет страны, но и подать отчетность о полученных доходах, понесенных расходах, положенных вычетах и льготах. Для русского налогоплательщика, не зарегистрированного как коммерческая единица, эта практика непривычна.
Для французов подача деклараций – это возможность заявить о желании получить возмещение части уже перечисленных налогов и снизить сумму социальных взносов.
Способы предоставления декларации юридических и физических лиц несколько отличаются.
- Налог на прибыль компаний. Годовая отчетность для компаний, финансовый год которых заканчивается 31 декабря, подается до 1 мая следующего года включительно. Оплачивается ежеквартально авансом, по 25 % от суммы налога на прибыль за прошлый период (15 марта, 15 июня, 15 сентября, 15 декабря). Окончательный расчет – до 15 мая следующего года.
- Декларация о доходах физлица. Начало периода отчетности – 10 апреля года, следующего за отчетным периодом. Крайний срок подачи зависит от региона проживания и способа подачи отчета. Бумажные экземпляры подаются до 16 мая включительно. Самый поздний срок предоставления электронного варианта – 4 июня. Оплатить обязательства без штрафа или получить возврат можно до той даты, которая указана в подтверждающем письме из фискальной службы. Если перечисление производится через онлайн-сервис оплаты, то срок продлевается на 5 дней.
Передать готовые отчеты предприятия можно лично или дистанционно через электронный .
Для частных лиц действует правило первой декларации: ее нужно заполнить и отправить в налоговое ведомство на бумаге. Далее есть возможность ежегодно отчитываться через .
Подоходный налог во Франции в 2021
29 декабря 2020 года вступил в силу закон «О финансах», который предусматривает новые правила налогообложения доходов физических лиц, полученных во Франции в 2020 году. Можно сказать, что если в большинстве стран налоговые реформы в целом положительные, то в В этом случае налоговая нагрузка на налогоплательщиков может значительно возрасти.
Если посмотреть на ставки подоходного налога с населения, ранее установленные во Франции, то в 2021 году они изменились не слишком заметно, что гораздо важнее, чем изменение размера налогооблагаемого дохода. Посмотрим, кому и сколько нужно платить за 2020 год:
- резиденты не платят подоходный налог с населения с прибыли до 10 084 евро;
- 11% — налог с суммы дохода от 10 084 до 25 710 евро;
- 30% необходимо перечислить в бюджет для налоговых резидентов с доходом от 25 710 до 73 516 евро;
- после получения прибыли в размере 73 516-158 122 евро ставка составит 41%;
- самую высокую налоговую ставку получают резиденты с прибылью, превышающей 158,122 евро на человека.
Еще в 2015 году налоговые консультанты призывали к осторожности при инвестировании во Францию, особенно при вложении капитала в местную жилую недвижимость. Пребывание во Франции очень часто связано с дополнительными налоговыми обязательствами и серьезным налоговым бременем. Например, в дополнение к указанным выше ставкам налоговые резиденты этой европейской страны обязаны уплачивать социальные налоги в дополнение к подоходному налогу с физических лиц в следующих размерах:
- налог в размере 9,7% плюс налог на пенсионный доход;
- 9,1% пенсионеры;
- 17,2% на инвестиционный доход, включая доход от аренды недвижимости.
Сниженные ставки в 2021 году предусмотрены только для малообеспеченных, а также для компаний, годовой оборот которых не превышает 10 миллионов евро.
Важно! В 2018 году Франция ввела фиксированный налог на инвестиционный доход в размере 30%. Prelèvement Forfaitaire Unique облагаются налогом на проценты, прирост капитала от продажи ценных бумаг, дивиденды.
Примечательно, что власти страны не стремятся разрабатывать и внедрять поправки к налоговой политике, которые могли бы дать инвесторам и бизнесменам уверенность в том, что они получат определенные преимущества в области управления капиталом во Франции и / или снижения налогов.
Налогообложение физических лиц
Доходы физических лиц, как граждан, так и нерезидентов, облагаются подоходным налогом (Impôt sur le revenu, IRPP) по прогрессивной шкале с максимальной ставкой 45% для тех, кто заработает 156 244 евро или более в 2021 году. Ставки наносятся по следующей схеме.
Диапазон, евро в год Процентный налог на прибыль во Франции (формула и годовая сумма в евро)
до 9 964 | минимум, не облагаемый налогом | |
с 9964.01 до 27 519 | 14 | (27519-9964) * 14% = 2457,70 |
с 27519.01 до 73779 | тридцать | (73779-27519) * 30% + 2457,70 = 16 335,70 |
с 73 779.01 до 156 244 | 41 год | (156244-73779) * 41% + 16335,70 = 50 146,35 |
более 156 244,01 | 45 | Сумма превышения * 45% + 50 146,35 |
Следует помнить, что, в отличие от российского налогового законодательства, во Франции налоги с физических лиц взимаются не только с заработной платы и дохода от бизнеса. Пенсии и социальные выплаты также включаются в налоговую базу.