Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормы провоза багажа и ручной клади на рейсах Аэрофлота». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Можно ли бесплатно провезти в самолете сумку, путешествуя российскими авиалиниями, зависит еще и от номера рейса. Пассажиры эконом-класса, попавшие на номер SU 6001-6999, могут взять груз до 10 кг. Кто летит бизнес-классом — до 15 кг. Размер не должен превышать 115 см (сумма длины, ширины и высоты).
Общие правила провоза вещей в салоне самолета
- Путешествующие с детьми вправе взять в салон все необходимое на время перелета (питание, предметы по уходу за ребенком, одежду). Вещи провозятся бесплатно и не взвешиваются.
- Некоторые предметы разрешено провозить выше нормы. Бесплатно. Например, цветы, фотоаппарат, плед, костыли, папку для бумаг, зонтик, лекарственные препараты и т. д. Полный список публикуется на официальных сайтах авиаперевозчика.
- Сумка должна размещаться на верхней полке либо под креслом впереди сидящего человека.
- Ответственность за сохранность ручной клади несет пассажир.
- Нельзя перевозить взрывчатые вещества, сжиженные газы, легковоспламеняющиеся жидкости и другие предметы, запрещенные правилами.
Настоящий документ содержит положения и требования нижеследующих документов, на которые даны ссылки:
— Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (Монреальская конвенция, 1999 г.);
— Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшавская конвенция, 1929 г.);
— Гаагский протокол (протокол о поправках к Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся воздушных международных перевозок, 1955 г.);
— Конвенция о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция, 1944г.);
— Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 1971 г.);
— Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токио, 1963 г.);
— Приложение 17 к Конвенции о международной гражданской авиации. «Безопасность. Защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства»;
— Воздушный кодекс Российской Федерации № 60-ФЗ от 19.03.1997;
— Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) № 51-ФЗ от 30.11.1994;
— Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 2) № 14-ФЗ от 26.01.1996;
— Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30.12.2001;
— Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» № 2300-1от 07.02.1992;
— Федеральный закон «О персональных данных» № 152-ФЗ от 27.07.2006;
— Федеральный закон «Об оружии» № 150-ФЗ от 13.12.1996;
— Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» № 114-ФЗ от 15.08.1996;
— Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» № 67-ФЗ от 14.06.2012;
— Правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.1997 № 1314;
— Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 № 814;
— Требования по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта, а также в зонах безопасности, установленных вокруг отдельных судов и (или) иных плавучих средств с ядерным реактором либо судов и (или) иных плавучих средств, транспортирующих ядерные материалы, объектов транспортной инфраструктуры, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2014 № 1208;
— Федеральные авиационные правила «О воздушной перевозке оружия и патронов», утвержденные приказом Минтранса России от 16.08.2021 № 275;
— Правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденные приказом Минтранса России от 25.09.2008 № 155;
— Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденные приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 (далее – ФАП-82);
— Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденные приказом Минтранса России от 25.07.2007 № 104;
— Приказ Минтранса России «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» № 134 от 08.11.2006;
— Федеральные авиационные правила «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденные приказом Минтранса России от 28.11.2005 № 142;
— Порядок предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах, утвержденный приказом Минтранса России от 15.02.2016 № 24;
— Действующие внутренние нормативные документы АО «Авиакомпания «Россия»;
— «Обслуживание пассажиров» СТО-ГД-368;
— «Руководство по организации наземного обслуживания» РД-ГД-62;
— «Линейка продукта АО «Авиакомпания «Россия» СТО-ГД-20;
— «Технология обслуживания отдельных категорий пассажиров» Т-53-632;
— «Технология обслуживания пассажиров при изменении условий перевозки или вынужденном отказе пассажирам в перевозке» Т-53-641;
— «Правила поведения пассажиров при предполетном обслуживании и на борту воздушных судов АО «Авиакомпания «Россия» И-ГД-433;
— «Положение о порядке рассмотрения претензий, вытекающих из нарушений договоров воздушной перевозки» И-53-704;
— «Инструкция по действиям персонала в случае нарушения пассажирами Правил поведения при предполетном обслуживании и на борту воздушных судов» И-ГД-130;
— «Инструкция о воздушной перевозке оружия и патронов воздушными судами АО «Авиакомпания «Россия» И-11-32;
— «Инструкция по проведению онлайн-регистрации пассажиров на рейсах АО «Авиакомпания «Россия» с нумерацией FV 5501-5949» И-ГД-33;
— «Инструкция по предоставлению дополнительной услуги «Выбор места» пассажирам на рейсах с нумерацией FV5501-5999» И-53-629;
— «Руководство по работе с обращениями клиентами» РД-ГД-134;
— «Инструкция по проведению регистрации пассажиров АО «Авиакомпания «Россия» с использованием киосков самостоятельной регистрации» И-06.04-51;
— «Инструкция предоставления мест повышенной комфортности пассажиру при регистрации (услуга «Space+», «Super Space») на рейсы АО «Авиакомпания «Россия» с нумерацией FV/SU 6000-6999» И-ГД-140;
— «Процедура предоставления услуги «Люлька на борту ВС» на рейсах АО «Авиакомпания «Россия» с нумерацией FV5501-5949» И-ГД-240.
Примечание: при пользовании настоящими Правилами необходимо проверить актуальность указанных документов. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящими Правилами следует руководствоваться замененным (измененным) документом.
5.2 Сверхнормативный багаж
Перевозка всех видов сверхнормативного багажа осуществляется при наличии технической возможности воздушного судна. Пассажир обязан оплатить перевозку багажа, превышающего норму бесплатного провоза, по установленным тарифам. При невыполнении указанных условий перевозка багажа сверх нормы не осуществляется. Авиакомпания вправе устанавливать запрет на перевозку багажа сверх нормы по отдельным направлениям с уведомлением об этом пассажиров при бронировании и оформлении перевозки.
Если пассажир предъявил к перевозке багаж весом и/или размером, и/или в количестве мест меньшим, чем им было предварительно оплачено, разница в оплате перевозки между оплаченным и фактическим весом и/или размером, и/или количеством мест багажа подлежит возврату пассажиру.
Какие вещи можно брать с собой в салон дополнительно к ручной клади
А вот тут все очень даже интересно. Дело в том, что, помимо ручной клади, пассажиры могут взять еще некоторые вещи вместе с собой в салон самолета. Их перечень зависит от каждой конкретной компании, но чаще он ограничивается следующими предметами:
- небольшая дамская сумочка или рабочий портфель;
- букет цветов, правда, везти его будет не очень удобно;
- вся верхняя одежда, для которой предусмотрен верхний отсек;
- детское питание в необходимом на все время полета объеме;
- сценический или деловой костюм, упакованный в портплед;
- детская коляска, люлька или автокресло — только до трапа;
- костыли или складные инвалидные коляски подходящих размеров.
Напомним, что это обобщенный список. Не всегда он соответствует правилам определенной компании. Если есть сомнения, лучше уточнить у перевозчика.
Наконец, далеко не все вещи допускаются в ручную кладь. Требования к ним у разных компаний могут тоже различаться, но в целом, общие моменты прослеживаются. Итак, давайте более подробно о содержимом.
Еда в самолете: что можно взять с собой, а что — нет
Сейчас далеко не во всех авиакомпаниях предусмотрено горячее питание во время перелета. Чаще всего, если длительность пути менее 4–5 часов, вам предложат только прохладительные напитки. Правда, это зависит от самой компании, но, как правило, на полноценный прием пищи рассчитывать не приходится.
Конечно, при таких условиях в пути многие пассажиры успевают проголодаться. Особенно, если перелет проходит в дневное время. Ночью, как правило, большинство людей спят, и отсутствие еды не вызывает негативных ощущений. А вот днем, конечно, сложнее. Тем более, если речь идет о маленьких детях.
Мальчики и девочки — это вообще отдельная категория пассажиров. Они часто капризничают в салоне самолета, заставляя окружающих нервничать. И тут один из самых частых выходов — угостить их чем-нибудь. Но чем?
Что еще точно не пропустят в ручную кладь?
Вещества, которые легко воспламеняются или имеют потенциальную опасность взорваться. Тут все понятно: они создают ситуацию, в которой могут пострадать люди. Именно по этой причине такие вещества не пропускают не только в салон, но даже и в багаж. Речь идет о следующих изделиях:
- аэрозольные баллончики, содержащие краску;
- бензин и другие летучие, возгорающиеся жидкости;
- зажигалки, содержащие бензиновые наполнители;
- любые газовые баллончики и зажигалки;
- порох и иные подобные вещества;
- антифризы и любые тормозные жидкости;
- ртуть, в том числе и ртутные градусники;
- фейерверки и другие подобные изделия.
Скорее всего, с такими вещами придется расстаться еще на этапе первого таможенного досмотра. Ни в одной авиакомпании не разрешат подобные изделия не только для перевозки в салоне самолета, но и в багажном отделении. Это одно из основных требований безопасности, с которым спорить точно не получится.
Как правило, многие компании достаточно лояльны к своим пассажирам. Всегда можно договориться на перевозку вещей, особенно, если они имеют особенное значение для вас. Но только важно понимать, что при перевесе обязательно придется доплатить — это одно из главных правил. А если у вас оказались вещи, запрещенные к перевозу в салоне самолета, их необходимо будет сдать в багаж. При этом сотрудники компании тоже возьмут дополнительную плату. В самом худшем варианте запрещенные предметы остаются в аэропорту.
Для того, чтобы никаких неприятностей в дороге не возникало, советуем внимательно читать правила каждого конкретного перевозчика и всегда опираться на них. Заранее готовьтесь к предстоящему путешествию и не пренебрегайте теми условиями, которые предлагает ваша авиакомпания.
Содержимое ручной клади
Кроме основных правил авиакомпаний, что можно и что нельзя провозить в ручной клади зависит и от законов страны, в которую вы прилетаете и из которой вылетаете.
Поэтому очень важно изучать не только информацию на сайте аэропорта вылета, но и ознакомиться со списком запретов в стране прибытия.
В целом, правила провоза ручной клади в мире почти одинаковые, есть только небольшие нюансы. Обычно государственные регуляторы, аэропорты и авиакомпании при принятии решений о запретах или разрешении чего-либо руководствуются рекомендациями организации IATA.
Это международная ассоциация воздушного транспорта, представляющая около 290 мировых авиакомпаний. Она помогает формулировать отраслевую политику по важнейшим вопросам авиации.
Мы подготовили для вас сравнительный анализ трех аэропортов: российский Шереметьево, британский Хитроу и новый турецкий аэропорт в Стамбуле.
Лак для волос, парфюм, муссы, шампуни, гели для душа, зубные пасты, кремы, лекарства содержащие алкоголь, жидкие лекарственные препараты и так далее.
Все допустимые предметы обычно публикуются под общим названием «Жидкости» |
Можно, но объемом не больше 100 мл | Можно, но объемом не больше 100 мл | Можно, но объемом не больше 100 мл |
Если вы хотите провезти лекарство, объемом больше 100 мл, то необходимо предъявить в доказательство рецепт врача, что вы не можете без этого обойтись в полете | |||
Игрушки в виде оружия | Да | Нет | Нет |
Инвалидные коляски без батареи | Да | Да | Да |
Электронные часы, калькуляторы, фотоаппараты, мобильные телефоны, портативные компьютеры и записывающие устройства | Да | Да | Да |
При условии, что девайс заряжен и вы можете включить его по требованию | |||
Запасные литий-металлические или литий-ионные аккумуляторы или стандартные аккумуляторы | Да | Да | Да |
До 100 ВТЧ внутри оборудования | |||
От 100 ВТЧ требуется разрешение от авиакомпании | |||
Градусники содержащие ртуть | Да | Не указано | Да |
Упакованный в безопасный футляр, один на пассажира. Но может быть запрещен провоз на рейсах, связанных с «повышенной опасностью» | В большинстве стран Европы ртутные градусники запрещены к продаже | ||
Устройства для завивки волос | Не указано | Не указано | Да |
Алкогольные напитки | Нет | Нет | Нет |
Исключения для магазинов Duty Free | Исключения для магазинов Duty Free | Исключения для магазинов Duty Free | |
Острые предметы (перочинные ножи, мультитулы, ножницы, зонтики в виде трости и т.д.) | Нет | Нет | Нет |
Исключение для ножниц с длиной лезвий меньше 6 см | Исключение для ножниц с длиной лезвий меньше 6 см | Исключение для ножниц с длиной лезвий меньше 6 см | |
Если вы летите на рейсе «повышенной опасности», то это правило может не работать | |||
Сухой лед | Да | Не указано | Да |
Не более 2 кг на пассажира | |||
Газовые баллончики для самозащиты, электрошокеры, спреи | Нет | нет | Нет |
Строительные инструменты | Нет | Нет | Нет |
Электронные сигареты | Да | Да | Да |
Электронные велосипеды, сигвеи | Нет | Нет | Нет |
На официальном сайте авиакомпаний и аэропортов отдельный большой блок посвящен перевозке зарядных батарей. Вы можете найти эту информацию, например, на сайте Аэрофлота.
Часто задаваемые вопросы
Может ли авиакомпания сама принимать решение, что можно провозить в ручной клади, а что нет?
- Да, может, это чаще касается крупногабаритных вещей, таких как лыжи, сноуборд, детские коляски, а также все девайсы с литиевыми батареями. Эту информацию желательно уточнять заранее.
Должен ли я покупать специальные пакеты для перевозки жидкости в ручной клади?
- Нет, подойдет любой прозрачный пакет или косметичка.
Если я делаю несколько пересадок и лечу разными авиакомпаниями, чьим правилам я обязан следовать?
- Ответ простой – всем. Если вы будете выходить из стерильной зоны и каждый раз проходить досмотр заново, то желательно ознакомиться с правилами всех аэропортов на пути следования.
Изменятся ли цены на заграничные туры?
Как и с путевками, так и с ценами, ситуация пока что оставляет желать лучшего. Стоимость поездок меняется каждый день, что связано с нестабильным курсом рубля. Однако цены растут неумолимо: билет в столицу Турции ещё месяц назад стоил около семи тысяч рублей, сейчас у некоторых перевозчиков ценник взлетел до двадцати.
В целом же, стоимость полноценных туров тоже возрастет. Цены на выездные путешествия сильно зависят от курса рубля, причем считается он на тот момент, когда вы оплачиваете покупку. Поездка на двоих в Египет уже сейчас обойдется в 113 тысяч, а в ту же Турцию – 66 тысяч.
Все крупные авиакомпании и туроператоры России уже официально объявили о подорожании услуг, в среднем, на двадцать процентов.
Совершенно другая ситуация складывается на рынке внутреннего туризма. Спроса на туры по России резко упала, люди пока не готовы путешествовать и многие уже говорят о том, что собираются отменять даже запланированные заранее летние поездки. С учетом сложностей с самолетами, билеты вырастут в цене, однако незначительно. Что касается же путевок, они могут даже стать дешевле. Однако это пока, в дальнейшем, не исключено, что начнется ажиотаж на популярные российские направления.
Получить юридическую помощь по вопросу, куда летают самолеты из России за границу можно на нашем сайте.
Ставропольский край: Ессентуки, Минеральные Воды и др.
В Ставрополе пошли дальше всех российских регионов в изобретении нелепых правил, а также ввели самый “продвинутый” метод борьбы с коронавирусом – QR-код. Возможно, многие жители столицы помнят, как это было в апреле 2020 года в Москве. Но только в Ставрополе решили ограничиться запретом на посещение общественных мест, а также кафе и ресторанов. Запрет действует для всех, у кого нет QR-кода. Если любой человек в Ставрополе все-таки захочет сходить в кафе, он должен будет получить QR-код на портале «Госуслуги» или зарегистрироваться с помощью смартфона в базе “специального сервиса”, где собирается информация обо всех заболевших. Такой способ, по мнению администрации Ставропольского края, помогает выявлять цепочки контактов посетителей – потенциальных носителей covid-19. Новые правила вступили в силу 11 января. Они действуют на популярных курортах Ставрополья – Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск и Минеральные Воды.
Что такое ручная кладь
Ручная кладь — вещи, которые берут в самолет. Такой груз обязан соответствовать определенному размеру и весу. Какому? А вот тут универсальных правил нет — каждая авиакомпания диктует свои правила.
В ручную кладь отправляют вещи, которые должны быть под рукой — документы, билеты, брони гостиниц, мобильный, ценные и хрупкие предметы. Еду тоже можно захватить, и даже детское питание. Допустимо взять и жидкости, но здесь есть особые требования. Однако некоторые вещи провозить строго запрещено. Например, детский игрушечный пистолет не приветствуется.
Ручная кладь — это не всегда одна единица. Иногда авиакомпании предлагают несколько тарифов. В более дорогом — 2 ручных клади. Другие идут более простым путем и предпочитают один тариф для всех.
- Рюкзак/дамскую сумочку/мужской портфель с вложенными вещами. Однако, обратите внимание, что вес рюкзака не должен превышать 5 кг, габариты по сумме трех измерений не более 80 см.
- Один (!) запечатанный пакет с покупками из магазинов Duty Free с габаритами, не превышающими 115 см по сумме трех измерений
- Верхнюю одежду
- Костюм в портпледе
- Букет цветов
- Устройство для переноски ребенка. К ним относятся: детская люлька, удерживающие системы (устройства) для детей до двух лет, складная детская коляска с габаритами не более 50х42х20см при перевозке ребенка, которую можно безопасно разместить в салоне воздушного судна на полке над пассажирским креслом, либо под сидением впереди стоящего пассажирского кресла. В качестве удерживающего устройства и при наличии отдельного оплаченного места для ребенка, может провозиться устанавливаемое на пассажирское кресло сертифицированное для использования на воздушном транспорте переносное детское кресло, оборудованное ремнями безопасности.
- Детское питание для кормления ребенка во время полета
- Костыли, трости, ходунки, роллаторы, складное кресло-коляска, съемные протезы конечностей (рук, ног), по предварительному согласованию портативный концентратор кислорода, медицинское оборудование для жизнеобеспечения пассажира в полете. Указанные предметы должны иметь габариты, позволяющие безопасно разместить их в салоне воздушного судна. Складное кресло-коляска провозится в салоне воздушного судна при наличии места для его безопасного размещения, в ином случае сдается в багаж без взимания дополнительной платы.
- Лекарственные препараты, специальные диетические потребности, необходимые на время полета.
Внимание: самокаты, скейтборды и роликовые коньки не допускаются к перевозке в салоне воздушного судна и оформляются только в качестве регистрируемого багажа.
Рекомендации для пассажиров
Для всех пассажиров, которым предстоит перелет с определенной авиакомпанией, как дальнего, так и близкого назначения, рекомендовано:
- Соблюдать дистанцию с другими людьми в 1,5-2 метра, не создавать очередей и «толкучки» при регистрации на рейс, посадке и выходе из самолета.
- Регистрироваться на рейс на сайте авиаперевозчика или в мобильном приложении, чтобы не организовывать очередей к стойкам регистрации в аэропорту. Время вылета так же лучше проверять онлайн, дабы уменьшить социальное взаимодействие с другими людьми.
- Важно чаще руки и обрабатывать их спиртосодержащим антисептиком. При чихании или кашле прикрывать лицо сгибом локтя, а не ладонью.
- В полете всегда и оперативно выполнять требования экипажа по обеспечению безопасности.
Как подготовить питомца к перелету в самолете
Запланированная поездка может вызвать сильный стресс у животного, что негативно отразится на его здоровье. Чтобы минимизировать такие риски, специалисты рекомендуют проводить правильную подготовку кошки к авиаперелету.
Как подготовить кота:
- Заранее приобрести контейнер/переноску и приучить животное к длительному пребыванию в данном аксессуаре.
- Кошку кормят не позднее, чем за 4 часа до вылета.
- Во время перелета нельзя давать питомцу еду. Разрешается только питье.
- В контейнер можно заранее поместить любимую игрушку животного.
- Нельзя давать перед полетом успокоительные и снотворные средства без назначения ветеринара.
Планируя взять в авиаперелет домашнюю кошку, обязательно изучите правила перевозчика и страны, выбранной для путешествия. В разных государствах мира действуют свои законы и ограничения. Например, иностранцам запрещено перевозить на территорию Египта котят возвратом до 3-х месяцев. Аналогичное ограничение действует в Испании. А на Мальту вообще запрещен ввоз кошек и собак. Все требования и ограничения можно узнать в консульстве страны, выбранной для посещения.
Также следует учитывать ограничения на перелет домашних животных, установленные авиационными компаниями. На самолет не допускаются беременные, больные и подопытные животные.
Правильная подготовка к перелету на самолете с кошкой позволит избежать непредвиденных проблем при прохождении предполетных процедур. Любые невыполненные требования могут стать причиной отказа на предоставление транспортировочной услуги вашему питомцу.
Комплексная программа развития авиаотрасли до 2030 года
Учитывая такое положение, правительство РФ определило в середине 2022 года перспективы развития авиатранспортной отрасли на ближайшие семь лет. В условиях внешних ограничений стратегической задачей в этом секторе будет ускоренный переход на отечественную технику.
Общий объём финансирования гражданской авиаотрасли в ближайшие семь лет составит более 770 миллиардов рублей. При этом свыше 150 миллиардов из них, необходимые для обеспечения авиаперевозок, поступят в отрасль уже до конца 2022 года.
Согласно программе, до 2030 года парк российских авиакомпаний должны пополнить более тысячи отечественных самолётов. Среди них — более 140 бортов SSJ-New, 270 самолётов МС-21-310, по 70 машин Ил-114-300 и Ту-214. Кроме того, предусматривается большой объём поставок малоразмерных самолётов: «Ладога» (ТВРС-44), Л-410 и «Байкал» (ЛМС-901).
Понадобится ли ПЦР-тест на COVID-19 при въезде в Россию
Роспотребнадзор отменил ПЦР-тест при въезде в Россию для россиян, получивших прививку или ранее перенесших заболевание. Всех остальных ждет тестирование на наличие вируса, сделать которое необходимо в течение трех суток. В федеральной службе также разъяснили, нужно ли детям сдавать тест на коронавирус при въезде в Россию. Анализ сдавать нужно, если несовершеннолетние не привиты или не имеют антител.
Решением Роспотребнадзора России четко определены санкции за несоблюдение карантинных требований и что будет, если по прилете из Турции не сдать тест на коронавирус (это относится и к другим странам, откуда возвращается турист). Придется уплатить штраф в размере от 15 до 40 тыс. рублей.
В Роспотребнадзоре также уточнили, нужно ли сдавать ковид-тест после возвращения из Абхазии. На сегодняшний день Абхазия не входит в перечень стран, после возвращения из которых нужно проходить тестирование на наличие заболевания.