Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «§ 2. Обязательный и инициативный аудит». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг относятся к компетенции общего собрания участников общества (подп. 10 п. 1 ст. 33 Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Правда, эта компетенция не является исключительной. Устав ООО может наделить такими полномочиями совет директоров (наблюдательный совет) общества (подп. 5 п. 2.1 ст. 32 Закона № 14-ФЗ).
Статья 4. Аудиторская организация
Подготовка к проверке включает в себя эти этапы:
- Установление целей и задач проверки.
- Ознакомление со спецификой работы НКО.
- Знакомство с предыдущими аудиторскими заключениями.
- Установление аудиторских рисков.
- Установление стратегии аудита.
На подготовительном этапе должна быть утверждена программа действий, шаги, которые будут проделаны в рамках процедуры.
По итогам проверки составляется заключение. Оформлять этот документ можно только после рассмотрения доказательной базы, анализа бумаг. В заключении прописывается эта информация:
- Название бумаги.
- Информация о компании, которая проверяется.
- Информация об аудиторе.
- Законы, которыми руководствовался проверяющий.
- Порядок аудита.
- Документы, которые были проверены.
- Указание о достоверности проанализированных бумаг.
- Мнение аудитора касательно состояния дел НКО.
- Дата оформления документа.
В заключении могут содержаться рекомендации аудитора касательно налаживания деятельности.
К СВЕДЕНИЮ! Заключение может быть положительным и отрицательным. В первом случае специалист признает абсолютную законность деятельности НКО. Если будет обнаружено множество ошибок, выносится заключение отрицательного характера.
ВАЖНО! Если НКО подлежит обязательному аудиту, заключение нужно отправлять в органы статистики вместе с отчетностью.
Результаты аудита нужны, прежде всего, самому руководителю. Обнаруженные недочеты можно будет быстро исправить в соответствии с рекомендациями специалиста. Аудиторская фирма может разорвать контракт с НКО. Возможно это в том случае, если организация не исполняет своих обязанностей:
- Руководитель не предоставляет документы, которые подлежат проверке.
- Создаются препятствия, из-за которых аудитор не может нормально осуществлять свою работу.
В случае расторжения соглашения НКО должна компенсировать расходы аудитора.
ВАЖНО!
Если организация подлежит обязательной проверке, аудит будет проводиться раз в год.
Что нужно знать о регистрации некоммерческого партнерства?
-
Цель создания
Некоммерческое партнерство — наиболее распространённый вид партнёрских отношений, направленный на достижение общих целей.
Юридическими лицами формируются специализированные профессиональные объединения, такие как группы архитекторов, строителей, финансистов, фондовые биржи и другие.
Физическими лицами — организации, объединённые общими интересами, такими как спортивно-развлекательные клубы, профессиональные союзы и промышленные лиги. А также организации, целью которых является благоустройство территории, обслуживание коммуникаций и забота о дачных и садоводческих интересах.
-
Учредители
Для регистрации партнёрства необходимо не менее двух учредителей, независимо от их организационно-правовой формы или правового статуса. Количество учредителей не ограничивается.
-
Местонахождение
Местонахождение определяется адресом, указанным при регистрации НП. В качестве размещения единоличного исполнительного органа может быть использован адрес жилого помещения одного из учредителей (домашний адрес).
-
Регистрирующий орган
Министерство Юстиции РФ (Минюст)
Прим. Министерство выдвигает строгие требования к форме оформления документов, представляемых для регистрации. В случае выявления несоответствия, при самостоятельной подготовке, велик шанс получить отказ (вероятность более 90%). Срок повторной подачи документации может составить до полугода.
-
Срок регистрации
Официальные сроки составляют 28 дней (14 дней в Минюсте, и 14 дней в УФНС). На практике общий срок может составлять до 6 недель.
-
Название
Наименование организации — важнейший фактор, при регистрации НП. От грамотного названия зависит большая часть успеха. Однако придумать проработанное, и соответствующее требованиям законодательства название не так просто. Название должно отображать характер основной деятельности НП, и его организационно-правовую форму.
Прим. Запрещено использование в названии некоммерческих организаций аббревиатур государственных и силовых структур.
-
Имущество НП
НП является имущественно обособленной организацией, имущество которой составляют добровольные членские и целевые взносы при регистрации учреждения, а также выручка, получаемая в результате оказания услуг, реализации товаров, и, выполнения работ, а также доходы от собственности НП.
НП обладает правом собственности на всё своё материальное имущество, в том числе и переданное в качестве вклада. При этом во время передачи имущества, учредители утрачивают на него права и перекладывают на организацию все обязательства, связанные с ним.
НП имеет право на осуществление предпринимательской деятельности, с условием, что она направлена на достижение целей, поставленных перед организацией.
-
Хозяйственная деятельность НП. Основные аспекты
НП — некоммерческая организация, поэтому извлечение прибыли не является основной целью создания организации.
Все целевые взносы от членских поступлений должны быть использованы по их прямому назначению и не облагаются налогом. При этом целевые взносы НП, направленные на уставную деятельность организации, не классифицируются как торговые операции, поэтому не требуют оформления кассовых чеков. Организация должна оформлять приходный кассовый ордер.
Если НП осуществляет предпринимательскую деятельность, к ней может быть применена упрощённая система налогообложения. При этом налогообложению подвергается весь доход за вычетом расходов на данный вид деятельности.
Если НП осуществляет коммерческую деятельность, доходы от неё невозможно уменьшить на сумму расходов связанных с осуществлением уставной деятельности.
НДС по всем активам, приобретаемым НП для осуществления основной (не предпринимательской) деятельности, не учитывается при расчётах с бюджетом. Для разделения облагаемых и необлагаемых НДС доходов нужно вести отдельный учёт доходов и расходов.
Виды (формы) некоммерческих организаций
Рассмотрим ошибки в работе НКО, которые часто обнаруживаются в ходе проверки:
- Неправильное оформление членства в фирме.
- Незаконный наем сотрудников в НКО. Некоторые организации не могут нанимать на работу сторонних лиц.
- Представительские траты, которые никак не подтверждены документами.
- Поступление средств в НКО без оформления.
Для проверки рекомендуется нанимать аудитора, который ознакомлен со спецификой работы НКО.
Результаты аудита нужны, прежде всего, самому руководителю. Обнаруженные недочеты можно будет быстро исправить в соответствии с рекомендациями специалиста. Аудиторская фирма может разорвать контракт с НКО. Возможно это в том случае, если организация не исполняет своих обязанностей:
- Руководитель не предоставляет документы, которые подлежат проверке.
- Создаются препятствия, из-за которых аудитор не может нормально осуществлять свою работу.
В случае расторжения соглашения НКО должна компенсировать расходы аудитора.
ВАЖНО!
Если организация подлежит обязательной проверке, аудит будет проводиться раз в год.
Рассмотрим задачи, которые ставятся перед аудитором:
- Установление направлений расходования.
- Совпадение информации из первичных документов с записями учета.
- Правильность оформления документов, которые сопровождают поступления и расходы.
- Правильность налогообложения.
- Соответствие действий НКО Уставу.
- Соответствие полномочий руководителей организации уставным задачам.
Перед аудитором также могут ставиться узкие задачи, связанные с нюансами работы конкретной НКО.
Пандемия коронавируса внесла свои коррективы и в обязанность проведения аудита некоторых фондов НКО. Какие фонды освобождены от аудита в условиях пандемии коронавируса?
От обязательного аудита за 2019 год освобождены фонды, являющиеся социально ориентированными НКО (Федеральный закон от 01.04.2020 г. № 98-ФЗ, Информационное сообщение Минфина РФ от 09.06.2020 г. №ИС-аудит-33).
Какие фонды являются социально ориентированными? Прежде всего, это фонды, осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в РФ, а также осуществляющие определенные виды деятельности. Таких видов деятельности — 18 (ст.31.1 Закона № 7-ФЗ). Среди них:
- социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;
- деятельность в области здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан;
- благотворительная деятельность, а также волонтерство.
Такие фонды могут не проводить аудит своей годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 г. Исключение составляют случаи, когда аудиторская организация или индивидуальный аудитор до 1 мая 2020 г. уже начали исполнение договора на проведение обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда.
ПАО, ООО или кооператив: какие формы существуют и зачем
7.1. Партнерство ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
7.2. Партнерство предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, членам Партнерства и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7.3. Ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в Партнерства, своевременное представление ежегодного отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие органы, а также сведений о деятельности Партнерства, предоставляемых членам Партнерства, кредиторам и в средства массовой информации, несет исполнительный орган.
7.4. Партнерство хранит следующие документы:
- договор о создании Партнерства;
- устав Партнерства, изменения и дополнения, внесенные в устав Партнерства, зарегистрированные в установленном порядке, решение о создании Партнерства, документ о государственной регистрации Партнерства;
- документы, подтверждающие права Партнерства на имущество, находящееся на его балансе;
- внутренние документы Партнерства;
- положение о филиале или представительстве Партнерства;
- годовые отчеты;
- документы бухгалтерского учета;
- документы бухгалтерской отчетности;
- протоколы общих собраний, заседаний наблюдательного совета, ревизионной комиссии (ревизора) Партнерства;
- заключения ревизионной комиссии (ревизора) Партнерства, аудитора Партнерства, государственных и муниципальных органов финансового контроля;
- иные документы, предусмотренные федеральным законодательством;
- иные документы, предусмотренные внутренними документами Партнерства, решениями общего собрания, наблюдательного совета Партнерства, а также документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.
Партнерство обязано обеспечить членам Партнерства доступ к указанным выше документам.
7.5. Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Партнерства общим собранием избирается ревизионная комиссия в составе членов сроком на год (или года, или лет). Выбытие отдельных членов ревизионной комиссии, а также избрание ее новых членов не являются основанием для сокращения или продления срока деятельности всей ревизионной комиссии. Для организации работы ревизионной комиссии избирается ее председатель. Партнерство вправе вместо ревизионной комиссии избирать только одного ревизора.
7.6. Компетенция ревизионной комиссии (ревизора) Партнерства включает следующие полномочия:
- проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности Партнерства по итогам деятельности за год, а также во всякое время по инициативе ревизионной комиссии (ревизора), решению общего собрания, (наблюдательного совета) или по требованию члена Партнерства;
- истребование у органов управления Партнерства документов о финансово-хозяйственной деятельности;
- созыв общего собрания;
- составление заключения по итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности, в котором должны содержаться:
- подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах, и иных финансовых документов Партнерства;
- информация о фактах нарушения установленных правовыми актами Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов Российской Федерации при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;
7.7. Порядок деятельности ревизионной комиссии (или ревизора) организации определяется внутренним документом организации – положением (регламентом и т.п.), утверждаемым общим собранием.
7.8. По решению общего собрания членам ревизионной комиссии (ревизору) Партнерства в период исполнения ими своих обязанностей (не) выплачивается вознаграждение и (или) компенсируются расходы, связанные с исполнением ими (им) своих обязанностей. Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания.
7.9. Для проверки финансово-хозяйственной деятельности Партнерства общее собрание назначает и утверждает аудитора Партнерства.
7.10. Аудитор осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности Партнерства в соответствии с правовыми актами Российской Федерации на основании заключаемого между Партнерством и аудитором договора. Размер оплаты услуг аудитора определяется общим собранием.
8.1. Партнерство может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. Партнерство может иметь земельные участки в собственности или на ином праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены право Партнерства формировать в составе имущества целевой капитал, а также особенности правового положения Партнерств, формирующих целевой капитал.
8.2. Источниками формирования имущества Партнерства в денежной и иных формах являются:
- вступительные взносы членов Партнерства;
- долгосрочные и краткосрочные кредиты, займы;
- регулярные и единовременные поступления от членов Партнерства;
- добровольные имущественные взносы и пожертвования;
- выручка от реализации товаров, работ, услуг;
- дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
- доходы, получаемые от собственности Партнерства;
- другие, не запрещенные законом поступления.
Законами могут устанавливаться ограничения на источники доходов Партнерства.
8.3. Порядок регулярных и единовременных поступлений от членов Партнерства устанавливается общим собранием Партнерства.
8.4. Полученная Партнерством прибыль не подлежит распределению между членами Партнерства.
8.5. Партнерство не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам за участие в общем собрании, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в общем собрании.
8.6. Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на осуществление Партнерством пожертвований политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума.
8.7. За счет целевых взносов членов и полученной прибыли Партнерство создает следующие фонды:
- капитальных вложений;
- оплаты труда;
- представительский, резервный и другие – по решению общего собрания членов Партнерства.
Состав, назначение, размеры и порядок образования и направления расходования соответствующих фондов определяются решением общего собрания членов Партнерства.
8.8. Размер и порядок уплаты членами целевых взносов устанавливаются общим собранием Партнерства.
Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации
Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.
Ранее такого реестра не было, но аудиторские организации были обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности «общественно значимых организаций» Федеральное казначейство.
Это касается аудита отчетности за 2023 год и далее. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только такие аудиторские организации начиная с 1 января 2023 года.
Новой редакцией Закона об аудиторской деятельности определены:
- условия внесения сведений в этот реестр;
- орган, уполномоченный вести реестр, – Федеральное казначейство;
- порядок внесения сведений в реестр;
- публичный характер реестра;
- основания для отказа во внесении сведений в реестр;
- основания для исключения сведений из реестра;
- условия завершения аудита отчетности, проводимого аудиторской организацией, сведения о которой исключены из реестра.
Государственные корпорации и государственные компании
Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Форма госкорпорации появилась в России в 1999 г., когда было создано Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) для помощи проблемным банкам. Возвращение к этой форме произошло в связи с тем, что существуют сферы, в которые частному бизнесу невыгодно вкладывать свои средства, или прибыль возможна, но только в долгосрочной перспективе. А также потому, что не было иной организационно-правовой формы юридических лиц, подходящей для эффективной деятельности в выполнении функций, осуществляемых госкорпорациями: открытые акционерные общества являются коммерческими организациями и, следовательно, преследуют цель извлечение прибыли, а для государственных унитарных предприятий характерна недостаточная оперативность и гибкость в принятии решений, что не способствует эффективной деятельности.
Государственные корпорации создаются на основании федерального закона. В настоящее время в России ведущими госкорпорациями являются Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Российская корпорация нанотехнологий, Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (Олимпстрой), Государственная корпорация «Ростехнологии», Агентство по страхованию вкладов.
Организационное единство. По своему правовому статусу государственная корпорация ближе всего стоит к государственному учреждению. Но у нее нет учредительных документов. Каждая госкорпорация создается на основании специального федерального закона, устанавливающего особенности ее правового положения. Закон должен определять ее наименование, цели деятельности, место нахождения, порядок управления, в том числе органы государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения и освобождения должностных лиц корпорации, порядок реорганизации и ликвидации корпорации, порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.
Имущественная обособленность. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. В случаях, установленных законом (ст. 18 ФЗ о банке развития), за счет части имущества государственной корпорации может быть сформирован уставный капитал, который определяет минимальный размер имущества государственной корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов.
Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.
Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации.
Самостоятельная имущественная ответственность. Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.
Государственные компании введены в российскую систему юридических лиц сравнительно недавно, в июле 2009 г.
Государственной компанией признается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственная компания создается на основании федерального закона (ст. 7.2 ФЗ о некоммерческих организациях).
Как и государственные корпорации, государственные компании создаются на основании имущественного взноса Российской Федерации, а учреждаются на основании федерального закона. Они могут быть признаны несостоятельными (банкротами), только если такая возможность предусмотрена федеральным законом об их учреждении.
Имущество, переданное государственной компании Российской Федерацией в качестве имущественных взносов, а также имущество, созданное или приобретенное государственной компанией в результате собственной деятельности государственной компании, за исключением имущества, созданного за счет доходов, полученных от осуществления деятельности по доверительному управлению, является собственностью государственной компании, если иное не установлено федеральным законом.
Главное отличие государственной компании от государственной корпорации состоит в том, что государственная компания ориентирована на оказание государственных услуг. В настоящее время учреждена Государственная компания «Российские автомобильные дороги».
НП СРО – саморегулируемая организация и некоммерческое партнерство
Распространенным типом является некоммерческое партнерство СРО, или НП саморегулируемая организация. Она представляет собой объединение компаний, ведущих строительную, изыскательскую или проектировочную деятельность, на принципах саморегулирования.
Необходимость создания подобных объединений возникла в 2010 году, когда Федеральное законодательство упразднило действовавшую ранее систему лицензирования. Функции контроля за деятельностью строителей, инженеров-изыскателей и проектировщиков были отданы СРО – НП, созданным специально для этой цели. Сегодня, чтобы получить разрешение за ведение деятельности в сфере проектирования, строительства или изысканий, надо в обязательном порядке стать членом такого объединения и получить свидетельство о допуске к соответствующим работам.
У некоммерческих организаций основной целью своей деятельности не является извлечение прибыли
Статьей 2 ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, некоммерческая организация (далее НКО) это, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
НКО создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Формы НКО:
1. Общественные и религиозные (объединения)
2. Фонды
3. Некоммерческие партнерства
4. Частные учреждения
5. Автономная некоммерческая организация
6. Ассоциации (союзы)
. Составление бухгалтерской (финансовой), статистической и налоговой отчетности
Бухгалтерский учет и статистическая отчетность в некоммерческих организациях ведутся в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. Информация о деятельности некоммерческой организации представляется органам государственной статистики, налоговым органам и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами организации.
Они могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности:
· отчет об изменениях капитала (форма №3);
· отчет о движении денежных средств (форма №4);
· приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) при отсутствии соответствующих данных.
Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6).
Некоммерческая организация при принятии формы Бухгалтерского баланса (форма №1) в разделе «Капитал и резервы» вместо групп статей «Уставный капитал», «Резервный капитал» и «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» включает группу статей «Целевое финансирование».
В отчете о целевом использовании полученных средств (форма №6) некоммерческие организации указывают данные:
· об остатках средств, поступивших в виде вступительных, членских, добровольных взносов;
· о поступлении средств в течение отчетного периода;
· о расходовании средств в течение отчетного периода;
· об остатках средств на конец отчетного периода.
Основой формирования АНО служат добровольные вклады юридических лиц или граждан. Созданные на базе этих взносов, организации предоставляют услуги в сфере культуры, образования, здравоохранения, науки, права, спорта и иных сферах.
Образующий документ АНО – устав или учредительный договор. В уставе обозначаются цели создания общества, прописываются основные виды выполняемых работ/услуг и порядок управления. АНО может управляться коллегиально, но исполнительные и надзорные функции осуществляются единолично (избранным председателем, президентом, гендиректором, гражданином-учредителем и т.д.).
Главной особенностью АНО является отсутствие членских долей в имуществе общества, то есть правом собственности обладает общество в целом, но не его участники. Поэтому, если один из основателей выходит из общества, ни выделение доли, ни компенсация не предоставляются. Если компания подлежит ликвидации, оставшееся имущество употребляется на уставные цели, но, опять же, не возвращается учредителям. На имущество общества может быть наложено взыскание.
Главной особенностью АНО является отсутствие членских долей в имуществе общества, то есть правом собственности обладает общество в целом, но не его участники.
АНО вправе заниматься коммерческой деятельностью как вспомогательной – такая прибыль используется в уставных целях и не распределяется между основателями. Кроме того, автономная НКО может быть преобразована в фонд.
Правовая форма АНО подходит и для бизнеса. К НКО применяется более лояльное налогообложение. Кроме того, в случае с АНО отпадают взаимные имущественные обязательства между организацией и учредителями.
Особенности деятельности
Статья 10 ФЗ№7 «О некоммерческих организациях» регламентирует правовые нормы деятельности АНО.
Основные их особенности таковы:
- Учредители, предоставившие своё имущество некоммерческой организации, утрачивают право на владение этим имуществом, оно становится собственностью АНО.
- Учредители не несут ответственности по обязательствам, созданной ими организации, и организация, в свою очередь, не несет ответственности за учредителей.
- Надзор за деятельностью некоммерческой организацией осуществляют её учредители на основании Устава организации. Эта норма закона в достаточной мере законом не урегулирована, поэтому вся ответственность за осуществление надзора за деятельностью АНО лежит на учредителях.
- Если учредителем организации является государство РФ, её субъект или муниципальное образование, то контроль за деятельностью АНО возлагается на орган, являющийся учредителем.
- Система управления организацией требует обязательного существования высшего органа управления, причём обязательно коллегиального (не менее двух человек). Должен быть создан и ответственно функционировать исполнительный орган, но он может быть как коллегиальным, так и единоличным.
При возникновении необходимости в ликвидации некоммерческой организации учредители должны владеть информацией о самой процедуре, о сроках ее проведения, необходимого для этого пакета документов и о лицах, имеющих право на участие в прекращении деятельности организации.
При добровольном, непринудительном прекращении деятельности АНО нужно поставить в известность управление Минюста, налоговые службы, территориальные отделения Пенсионного фонда и Фонда социального страхования.
Этапы процедуры ликвидации:
- Создание учредителями или органом, принявшим решение о ликвидации АНО, ликвидационной комиссии, установление порядка и сроков проведения ликвидации.
- В СМИ размещается объявление о ликвидации некоммерческой организации.
- Составление бухгалтером промежуточного баланса, отражающего наличие долгов и должников, уплате всех налогов с отметкой налоговой службы.
- Работа с кредиторами, погашение всех задолженностей.
После этого отводится 2 месяца для подготовки ликвидационной документации.
Инициировать ликвидацию АНО может и управление Минюста в случаях отсутствия со стороны организации деятельности, декларируемой её Уставом. Ликвидация проводится решением суда без обязательного присутствия учредителей АНО.
Документы для ликвидации:
- заявление о государственной регистрации АНО;
- выписка из протокола общего собрания учредителей АНО с информацией о ликвидации;
- промежуточный баланс;
- квитанция об уплате госпошлины;
- паспортные данные учредителей;
- копия выписки из ЕГРЮЛ, содержащая сведения об изменениях;
- подтверждение, опубликования в СМИ объявления о ликвидации;
- документ, подтверждающий факт уничтожения печати;
По окончании этапа подготовки документации, пакет подаётся в государственные органы, уполномоченные вести дела по ликвидации некоммерческих организаций. После этого следует ожидать решения о ликвидации.
О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года
(в ред. Федеральных законов от 26.11.1998 N 174-ФЗ, от 08.07.1999 N 140-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 28.12.2002 N 185-ФЗ, от 23.12.2003 N 179-ФЗ, от 10.01.2006 N 18-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 03.11.2006 N 175-ФЗ, от 30.12.2006 N 274-ФЗ, от 30.12.2006 N 276-ФЗ, от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 17.05.2007 N 83-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 29.11.2007 N 278-ФЗ, от 01.12.2007 N 300-ФЗ, от 13.05.2008 N 68-ФЗ, от 22.07.2008 N 148-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 03.06.2009 N 107-ФЗ, от 17.07.2009 N 145-ФЗ, от 17.07.2009 N 170-ФЗ, от 05.04.2010 N 40-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 19.05.2010 N 88-ФЗ, от 22.07.2010 N 164-ФЗ, от 29.12.2010 N 437-ФЗ, от 04.06.2011 N 124-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 18.07.2011 N 220-ФЗ, от 18.07.2011 N 239-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 06.11.2011 N 291-ФЗ, от 16.11.2011 N 317-ФЗ, от 20.07.2012 N 121-ФЗ, от 28.07.2012 N 134-ФЗ, от 30.12.2012 N 325-ФЗ, от 11.02.2013 N 8-ФЗ, от 02.07.2013 N 172-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 28.12.2013 N 413-ФЗ, от 21.02.2014 N 18-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 17.05.2007 N 82-ФЗ, от 19.07.2007 N 139-ФЗ, от 21.07.2007 N 185-ФЗ, от 30.10.2007 N 238-ФЗ, от 23.11.2007 N 270-ФЗ, от 29.11.2007 N 286-ФЗ, от 01.12.2007 N 317-ФЗ, от 24.07.2008 N 161-ФЗ, от 16.10.2012 N 174-ФЗ, от 02.11.2013 N 291-ФЗ)