Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Имеют ли право ГИБДД останавливать ночью на трассе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Многие наслышаны об историях, когда автомобилисты становились жертвами бандитов, переодетых в полицейских. В темное время суток вероятность встречи на дороге со злоумышленниками возрастает. Естественно, любой водитель желает сделать все возможное, чтобы обезопасить себя. Некоторые советуют не останавливаться, если сотрудник ГИБДД подает знак жезлом в темноте. Такая позиция в корне не верна. Неповиновение повлечет за собой погоню и составление административного протокола с последующим назначением штрафа.
Известно, что водителю необязательно выходить из машины после прекращения движения. Достаточно просто опустить стекло, чтобы страж порядка имел возможность начать диалог. Поэтому при возникновении опасений можно заблокировать двери транспортного средства. Иногда инспекторы ГИБДД начинают уговаривать водителя пройти в патрульный автомобиль, в котором есть яркое освещение, чтобы изучить предъявленные документы там. Не стоит поддаваться на подобные уговоры. Если уж полицейский посчитал нужным прибегнуть к остановке машины, он должен позаботиться хотя бы о наличии фонарика.
Когда нужно проявить особую бдительность? Следует насторожиться, если рядом с человеком, одетым в полицейскую форму, не окажется патрульного автомобиля. Также нужно иметь в виду, что у настоящего инспектора ДПС на груди должен быть значок с личным номером. Для подстраховки стоит попросить «гаишника» предъявить служебное удостоверение. Настоящий страж порядка сделает это по первому требованию. На развороте должен находиться голографический знак МВД. Достаточно осветить документ при помощи экрана сотового телефона, чтобы убедиться в его наличии.
Настоящий сотрудник ДПС после выявления правонарушения приступит к составлению административного протокола. Мошенник же начнет настаивать на немедленном «решении вопроса». В такой ситуации можно озвучить свое намерение позвонить в дежурную часть. Злоумышленники сразу видят тех, кто готов дать им отпор, и предпочитают не связываться с такими автомобилистами. Ведь чаще всего их цель – легкая нажива в виде «взяток», а вовсе не нападение на водителей (хотя бывает и такое).
Если признаков того, что перед вами самозванец, слишком много, и «страж порядка» начинает проявлять агрессию, лучше прекратить диалог и уехать. Оказаться впоследствии оштрафованным не так страшно, как стать жертвой преступника.
Административный регламент ГИБДД
Главные причины для остановки транспорта сотрудниками ГИБДД обозначаются в приказе № 664 от 23.08.17 года. Кроме того, здесь четко прописываются требования к поведению инспекторов дорожной полиции при общении с водителем.
Пункт 84 Административного регламента определяет следующий список оснований для остановки авто уполномоченным сотрудником ГАИ:
- нарушение водителем ПДД;
- привлечение авто для помощи пострадавшим в ДТП, использование транспорта при экстренной ситуации;
- ориентировка на разыскиваемое транспортное средство;
- намерение опросить людей, находящихся внутри транспортного средства, как свидетелей правонарушения;
- привлечение водителя в качестве понятого;
- проведение мероприятий по освобождению дороги для проезда техники специального назначения;
- временный запрет на передвижение транспортных средств;
- обеспечение безопасности водителя и пассажиров при стихийных бедствиях;
- официальный рейд по предупреждению ДТП.
Перечисленные законодательные нормы не определяют конкретное время суток, когда сотрудники ГИБДД должны выполнять свои обязанности.
Какое наказание за невыполнение инспектора выйти из машины?
А вот за отказ от законного требования инспектора ДПС, являющегося по форме организации сотрудником полиции, в 2023 году предусмотрено наказание по части 1 статьи 19.3 КоАП, которая предусматривает вилку наказаний в виде штрафа или административного ареста. Штраф может быть от 500 до 1000 рублей, а арест — до 15 суток.
1. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей
влечёт наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
И, собственно, немного о практической части незаконного требования выйти из машины или присаживаться в патрульный автомобиль инспектора ГИБДД. Дело в том, что не столь важно в данный конкретный момент, законно какое-либо требование сотрудника ГИБДД или незаконно, сколь важно то, что, если Вы не сможете убедить последнего в незаконности, то «присесть» на задержание Вы можете реально, а потом уже будете доказывать незаконность и привлекать такого сотрудника к ответственности.
Теперь зайдём, так сказать, с другой стороны и посмотрим, что и кому должен предоставлять водитель для контроля на дороге из того, что касается тахографа и Режима Труда и Отдыха.
В Федеральном законе № 196 «О БДД» написано:
Статья 30. Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения
2.1. В целях осуществления контроля за оснащением транспортных средств тахографами и соблюдением водителями норм времени управления транспортным средством и отдыха, а также режима труда и отдыха должностные лица органов государственного надзора имеют право доступа к тахографу, установленному на транспортном средстве.
Поскольку федеральный государственный надзор в области БДД осуществляют органы МВД, здесь идёт речь о сотрудниках ГИБДД.
Читаем ещё один документ — тот самый Приказ № 36, регламентирующий практически всё что касается тахографов:
Приложение 3
9. Водители транспортных средств обязаны:
<...>
4) по требованию представителей контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, а также осуществлять по их требованию вывод на печать информации в виде соответствующих распечаток;
Опять же, кто такие эти «представители контрольных органов»? Нигде из 4-х упомянутых выше документов касающихся работы РосТрансНадзора нет ссылок на 36-й приказ, зато он есть в Административном регламенте МВД № 727, касающемся надзора за безопасностью дорожного движения при ведении деятельности в сфере перевозок. Поэтому в данном законе так же говорится только об инспекторах ГИБДД.
Две приведённые только что нормы дают понять, что все слухи про то, что сотрудник ГИБДД не имеет права залезать в кабину для проверки тахографа или должен предоставлять водителю карту контролёра — не более чем слухи.
Но тут надо задаться вопросом: а нужно ли ему вообще забираться в кабину, тем более что это опасно — с непривычки можно навернуться, особенно зимой, да и инфекции погуливают…
Так вот, зачем, собственно, инспектору может потребоваться доступ к тахографу при контроле на дороге? Либо для проверки правильности эксплуатации самого устройства (тахографа), либо для получения информации о Режиме Труда и Отдыха водителя.
В упомянутом выше Административном регламенте МВД № 727, есть пункт 68.4., из которого ясно, что доскональный контроль тахографов, включающий проверку целостности пломб и сведений о поверке проводится «по местонахождению субъекта транспортной деятельности». А на трассе, согласно пункту 98 этого же регламента, проводится только «снятие информации с имеющегося тахографа».
Но информацию, в том числе и о «соответствии тахографа установленным требованиям», и о правильности его эксплуатации можно получить и не залезая в кабину, попросив водителя сделать соответствующие распечатки.
Точно так же можно взять распечатки и с информацией о Режиме Труда и Отдыха, или снять информацию непосредственно с карты водителя при помощи считывающего устройства.
В кабину же инспектору есть смысл забираться только при наличии у него карты контролёра и программного комплекса, помогающего работать со снятыми с тахографа данными. Видимо от этого и пошёл миф о том, что сотрудник ГИБДД не имеет права залезать в кабину без карты контролёра. Но, как видно из разобранных законов, право такое он имеет, просто без карты в этом нет никакого смысла, так как водитель и так обязан сделать распечатки и передать их ему, либо предоставить водительскую карту для считывания.
Если же у инспектора есть карта контролёра, он может снять с тахографа данные не только на бумажный, но и на электронный носитель, а затем на посту или в патрульной машине поискать нарушения с помощью специального программного обеспечения, что гораздо проще, чем рассматривать распечатанные чеки.
Однако, во-первых, такие комплексы — пока ещё редкость, а во-вторых, если инспектор воспользуется своей картой, это будет зафиксировано как самой картой, так и тахографом, и ему придётся более тщательно фиксировать нарушения, так как информация о, так сказать, качестве его контроля останется на данных носителях и теоретически может быть проверена более высоко стоящими контролирующими органами. Поэтому с практической точки зрения сотруднику ГИБДД лучше просто уметь читать сделанные водителями распечатки, чем лазать по кабинам с картой контролёра.
Ну ещё может быть ситуация, когда сотрудник ДПС может попросить доступ в кабину чтобы посмотреть данные о Режиме Труда и Отдыха на экранчике тахографа в случае, если водитель не может сделать распечатку, из-за отсутствия бумаги, например. Однако в таком случае он вряд ли станет это делать, поскольку уже и так можно выписывать штраф, причём существенно бóльший, чем за нарушение РТО.
Следующий вопрос — за какой срок инспектор может проверять на трассе правильность эксплуатации тахографа и соблюдение РТО, и выписывать штрафы за нарушения.
Начнём с бóльшего — с Кодекса об административных правонарушениях.
Читаем главу 4 КоАП «Назначение административного наказания».
Статья 4.4. Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений
1. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности
1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев <...> со дня совершения административного правонарушения <...>
Статья 4.1. Общие правила назначения административного наказания
5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Теперь смотрим в 36-м приказе, сколько времени должна сохраняться информация в тахографе и на карте водителя.
20. Тахограф обеспечивает хранение в течение не менее 365 суток, в том числе и при отсутствии внешнего электропитания данных о:
2190 циклах ввода и извлечения карт водителя;
93440 случаях изменения деятельности водителей.
Находящиеся в тахографе записи могут касаться не только того водителя, который в данный момент управляет автомобилем, но и других водителей, которые управляли этим автомобилем, поэтому эти записи нужны больше для контроля работы предприятия, а не конкретного водителя.
Так что посмотрим (опять же в 36-м приказе), что можно считать не из памяти тахографа, а с карты водителя, который в данный момент управляет транспортным средством.
59. Карта водителя обеспечивает хранение за последние 28 дней <...> данных о каждом календарном дне, в течение которого используется данная карта или в течение которого водитель внес вручную данные о своей деятельности:
<...>
На карте сохраняются данные не только о Режиме Труда и Отдыха водителя, но и о правильности эксплуатации тахографа, а также запись о последнем контроле, проведённом с использованием карты контролёра.
Итак, при контроле на трассе могут быть проверены данные за любые дни из 28, имеющиеся на карте водителя.
Единственное чем может быть ограничена проверка — это наличие на карте электронной записи о предыдущем контроле. В этом случае должен проверяться только период после последнего контроля — чтобы избежать наложения штрафов за одни и те же нарушения.
А если имеется распечатка за одну смену с подписью контролёра? В этом случае не должна проводиться повторная проверка только за эту смену.
Ну а на практике в настоящее время проверка на трассе заключается в основном в контроле за правильностью использования устройства и за временем управления за последние сутки, для чего, с учётом привязки тахографа ко Всемирному координированному времени, достаточно двух 24-х часовых распечаток.
А тратить время на то, чтобы вникать в нарушения за две недели или за месяц — контролёру совершенно нет резона, так как за время проверки мимо него пронесутся несколько десятков водителей, из которых мало кто заморачивается соблюдением РТО, предпочитая решать вопрос небольшой взяткой.
Новый регламент, введенный в 2017 году, позволяет сотрудникам ГИБДД останавливать для проверки машины вне стационарных постов ДПС. Однако там ничего не говорится о времени, в которое инспекторы могут это делать. Автоюрист Сергея Радько дал ответ, могут ли инспекторы останавливать машины вне поста ночью.
Остановив автомобиль, сотрудник должен без промедления подойти к водителю, представиться, кратко сообщить причину остановки и попросить водителя передать ему документы для проверки или оформления правонарушения. Если водителя или пассажира привлекают в качестве свидетеля либо понятого, то инспектор обязан разъяснить им права и обязанности, предусмотренные законом.
ГИБДД вправе останавливать автомобили на платной трассе, в том числе в связи с нарушениями правил дорожного движения (ПДД), говорит адвокат, автоюрист Александр Мельцев. «Конечно, разумеется, может останавливать. Это такая же дорога, как все остальные. Правилами дорожного движения не регламентировано, что платная дорога имеет какой-то другой статус, чем любая другая. Она имеет статус автомагистрали», — поясняет эксперт.
По словам автоюриста, на платных дорогах правила дорожного движения строже, дорожная ситуация на них активно контролируется камерами видеонаблюдения. «Частое нарушение на платных дорогах — проезд на запрещающий сигнал светофора, когда водители толкают шлагбаум, поднимают рукой. Поэтому сотрудники ГИБДД часто стоят недалеко от въезда на платный участок дороги. На самой платной дороге реже, чем в каком-то другом месте, но тоже бывает», — отмечает Мельцев.
водительские права или временное разрешение с указанием категории; документы на автомобиль и на прицеп, если таковой имеется; справку о пройденном техосмотре; страховку; в отдельных случаях специальное разрешение, путёвку или лицензию на перевоз груза или пассажиров; доверенность на управление транспортом. С 24.11.12 года предъявление не обязательно, но лучше возить все необходимые документы с собой, чтобы предотвратить возникновение щекотливой ситуации.
«Иными словами, отныне наряд ГАИ на дороге должен быть виден благодаря включенным проблесковым маячкам. А, соответственно, сотрудники ГАИ на авто без включенных «мигалок» будут считаться не «при исполнении» . — отмечают аналитики
Если автомобиль останавливают в темное время суток на неосвещенном участке дороги люди в форме сотрудников ГАИ вне населенного пункта, то водитель имеет право предложить проследовать до ближайшего места ( например АЗС), где он может в безопасной обстановке убедиться в том, что данные люди действительно является сотрудниками ГАИ, выполняющими свои непосредственные обязанности.
Сергей 26.01.2012 21:17 Кроме того, сотрудники ГАИ не имеют права останавливать ночью более 1 автомобиля.
Помните, что Вы обязаны остановиться около авто с маячками и продолжить движение только по разрешению инспекторов.
Что делать, если вас остановили ГАИ ночью?
Если вас остановили ГАИ ночью на трассе, то в первую очередь необходимо соблюдать спокойствие и следовать указаниям сотрудников ГАИ.
При приближении к месту остановки снизьте скорость и прекратите любые маневры на дороге. Включите аварийную сигнализацию, если возможно, и остановитесь на удобном и безопасном месте.
Подойдя к вашему автомобилю, сотрудник ГАИ должен предъявить служебное удостоверение и информировать вас о причине остановки. Будьте внимательны и уверьтесь, что документ действительный и принадлежит сотруднику ГАИ.
При ночной остановке важно быть особенно внимательным и осторожным, так как могут возникнуть ситуации, когда вы сомневаетесь в действительности остановки. Если у вас возникли сомнения, можно попросить сотрудника ГАИ предъявить служебное удостоверение и позвонить в полицейский участок для подтверждения его личности.
Если вы уверены в законности остановки, сотрудник ГАИ может запросить у вас документы на автомобиль и водительское удостоверение. Предъявите их ему, проявляя вежливость и уважение.
Важно помнить, что ночная остановка ГАИ может быть вызвана не только нарушениями правил дорожного движения, но и другими причинами, такими как проверка автомобиля на наличие краденых деталей или предотвращение преступной деятельности. Поэтому, сотрудники ГАИ имеют право проверить автомобиль на наличие в нем запрещенных предметов или веществ.
Если вы уверены в своей правоте и считаете, что вас остановили без нарушений, выйдите из ситуации в корректной форме. Не спорьте с сотрудником ГАИ на дороге, а обратитесь с жалобой в компетентные органы, если считаете, что было допущено нарушение.
Дисциплина дорожного движения: от скорости до алкоголя
Один из основных аспектов дисциплины на дороге — соблюдение скоростного режима. Превышение скорости является одним из главных нарушений правил дорожного движения и может привести к серьезным последствиям. Правительство и органы ГАИ принимают меры для борьбы с этим нарушением, включая установку скоростных камер и усиление контроля на дорогах.
Еще одним важным аспектом дисциплины на дороге является отказ от управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Алкоголь снижает реакцию и внимание водителя, что приводит к увеличению риска аварийного происшествия. Законодательство предусматривает штрафы и лишение водительских прав за управление в состоянии опьянения, а ГАИ проводит рейды и проверки для выявления нарушителей.
Дисциплина на дороге является ответственностью каждого участника движения. Соблюдение правил позволяет снизить риски аварий и обеспечить безопасность всех участников дорожного движения. Поэтому важно помнить о необходимости соблюдать скоростной режим, отказываться от управления в состоянии опьянения и всегда быть внимательным и осторожным на дороге.
Права и обязанности ГАИшников при ночной остановке: что нужно знать
Любая остановка на дороге вызывает некоторое беспокойство у водителя. Особенно, если это происходит в темное время суток. Но важно помнить, что ГАИшники имеют право останавливать автомобили и ночью на трассе. Знание своих прав и обязанностей поможет вам правильно и без лишней нервотрепки пройти остановку.
Права ГАИшников:
1. Остановить автомобиль по основаниям, предусмотренным законодательством.
2. Проверить документы водителя и пассажиров.
3. Проверить техническое состояние автомобиля.
4. Провести осмотр багажника, салона или грузового отсека.
5. Применить меры, предусмотренные законом, в случае нарушения правил дорожного движения.
Обратите внимание: ГАИшники не имеют права требовать показать содержимое вашей личной сумки, а также не имеют права осматривать вас интимно или оскорбительно.
Обязанности водителя:
1. Соответствовать требованиям ГАИшников.
2. Предъявить водительское удостоверение, ПТС и полис ОСАГО.
3. Открыть окна автомобиля и, по требованию ГАИшников, выйти из него.
4. Оказывать содействие при проверке технического состояния автомобиля.
5. Вести себя корректно и невозмутимо, не демонстрируя недовольства и агрессии.
Совет: Если вы сомневаетесь в легитимности остановки, следуйте правилу представиться самостоятельно (ФИО, звание, должность), затем попросите ГАИшников предъявить служебное удостоверение.
Дпс остановка в темное время суток
В том числе приказ 185 содержит причины остановки транспортного средства сотрудниками ДПС. Рассмотрим подробнее, в каких случаях инспектор может остановить водителя, какие требования он вправе предъявить, и как вести себя с сотрудником ГИБДД. Подробно узнать о том, как правильно вести себя при встрече с сотрудником ГИБДД можно ЗДЕСЬ .
Кроме того, во многих случаях “ гаишники ” могут тормозить машины и требовать документы, даже если водитель ничего на нарушил, например если похожий автомобиль находится в розыске. Или же если у ГИБДД есть ориентировка, что на машине такой марки и цвета совершили преступление. Также на дорогах часто проводятся оперативно-профилактические рейды по выявлению пьяных водителей, незаконных мигрантов, фактов перевозки наркотиков и так далее.
Остановка Дпс В Темное Время Суток 2022
Пойдя на принцип, я ни разу не показал ни одного документа — в ответ на просьбу инспектора сразу спросил: «назовите причину остановки». Практически во всех случаях гаишники рассказывали, что такое же авто находится в розыске (универсальный предлог), но на ответную просьбу показать ориентировку на такую же машину замолкали и молча отходили.
Ответ: В соответствии с п.22.7 ПДД запрещается перевозить пассажиров сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства, не считая детей до 12-летнего возраста. При этом фактическая масса транспортного средства не должна превышать величины разрешенной максимальной массы, установленной предприятием-изготовителем, и количество детей до 12-летнего возраста не должно превышать числа посадочных мест для пассажиров.
Многие наслышаны об историях, когда автомобилисты становились жертвами бандитов, переодетых в полицейских . В темное время суток вероятность встречи на дороге со злоумышленниками возрастает. Естественно, любой водитель желает сделать все возможное, чтобы обезопасить себя. Некоторые советуют не останавливаться, если сотрудник ГИБДД подает знак жезлом в темноте. Такая позиция в корне не верна. Неповиновение повлечет за собой погоню и составление административного протокола с последующим назначением штрафа .
Известно, что водителю необязательно выходить из машины после прекращения движения. Достаточно просто опустить стекло, чтобы страж порядка имел возможность начать диалог. Поэтому при возникновении опасений можно заблокировать двери транспортного средства. Иногда инспекторы ГИБДД начинают уговаривать водителя пройти в патрульный автомобиль, в котором есть яркое освещение, чтобы изучить предъявленные документы там. Не стоит поддаваться на подобные уговоры . Если уж полицейский посчитал нужным прибегнуть к остановке машины, он должен позаботиться хотя бы о наличии фонарика.
Когда нужно проявить особую бдительность? Следует насторожиться, если рядом с человеком, одетым в полицейскую форму, не окажется патрульного автомобиля. Также нужно иметь в виду, что у настоящего инспектора ДПС на груди должен быть значок с личным номером. Для подстраховки стоит попросить «гаишника» предъявить служебное удостоверение. Настоящий страж порядка сделает это по первому требованию. На развороте должен находиться голографический знак МВД. Достаточно осветить документ при помощи экрана сотового телефона, чтобы убедиться в его наличии.
Настоящий сотрудник ДПС после выявления правонарушения приступит к составлению административного протокола. Мошенник же начнет настаивать на немедленном «решении вопроса». В такой ситуации можно озвучить свое намерение позвонить в дежурную часть. Злоумышленники сразу видят тех, кто готов дать им отпор, и предпочитают не связываться с такими автомобилистами. Ведь чаще всего их цель – легкая нажива в виде «взяток», а вовсе не нападение на водителей (хотя бывает и такое).
Если признаков того, что перед вами самозванец, слишком много, и «страж порядка» начинает проявлять агрессию, лучше прекратить диалог и уехать. Оказаться впоследствии оштрафованным не так страшно, как стать жертвой преступника.
Ночная встреча с инспектором ГИБДД всегда вызывает у автомобилиста беспокойство. Ведь известно немало историй, когда человек в форме сотрудника правоохранительных органов оказывался оборотнем в погонах. Злоумышленники обычно преследуют одну цель – это легкая нажива. В лучшем случае мошенник станет вымогать взятку. А в худшем водитель может подвергнуться нападению и пострадать не только в денежном смысле, но и физически.
Многие помнят времена, когда стражи порядка не имели права останавливать машины вне стационарных постов. Потом законодательство несколько раз менялось. Из-за этого водители часто сомневаются в правомерности действий инспекторов ГИБДД. Так законна ли сегодня остановка ночью в неосвещенном месте? Что делать, если из темноты вдруг возник патрульный автомобиль ДПС?
Как вести себя во время остановки?
По правилам остановка автомобиля должна выглядеть так: инспектор подошел, представился, показал служебное удостоверение , н аз вал причину остановки. В ыходить из автомобиля вы не обязаны, за исключением нескольких случаев. Например, инспектор хочет произвести осмотр или досмотр автомобиля.
Если вы общаетесь с сотрудником полиции через едва приоткрытое окно, могут возникнуть подозрения, что вы пьяны. В таком случае инспектор должен озвучить вам свои подозрения и назвать основания для проведения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Их всего четыре:
- запах алкоголя изо рта
- неустойчивость позы
- резкое изменение окраски кожных покровов лица
- поведение, не соответствующее обстановке
- Главная сложность в обновлённом Приказе №664 заключается в том, что проверка документов в 2022 году сама по себе является основанием для остановки автомобиля сотрудником ГИБДД.
- В то же время для проверки документов есть свои основания.
- Однако, на практике сейчас дело обстоит не в пользу водителя.
Дело в том, что в пункте 106 Приказа есть универсальные для инспектора причины: проведение спецмероприятий или наличие ориентировок на водителя или его машину.
- Ознакамливать с документацией на такие мероприятия или ориентировки сотрудник обязан. Но почему-то полицейские считают, что не должны это делать здесь и сейчас на месте остановки.
Вам просто укажут, где они хранятся, куда вы сможете проехать… после передачи для проверки документов, конечно же.
- Между тем, один водитель пытался указать в Верховном суде на незаконность пункта 84.13 регламента, но у него это не получилось.
- За отказ предоставить документы водителю грозит до 15 суток административного ареста.
Причём, на практике 2022 года вас могут увезти в отделение до суда прямо с дороги.
- А вот доказать неправомерную остановку инспектора сложнее. Но если докажете, то тому может грозить вплоть до уголовной ответственности.
Причины для остановки автомобиля и последующей проверки документов сотрудниками ГИБДД в 2022 году довольно чётко прописаны в Административном регламенте Приказа №664. Однако, эти основания и сейчас вызывают споры не только среди водителей и инспекторов ДПС, но и доходят даже до Верховного суда.
Всё дело в некоторой противоречивости официальной трактовки законодательства. И в статье мы рассмотрим, как это работает на практике на сегодняшний день, а также как должно быть по закону, что грозит водителю за отказ предоставить документы, какие из них ГИБДД имеют право проверять и все тонкости данного вопроса.
Ночью, на пустой дороге мне машет ДПС. А если не тормозить?
Ночная неосвещенная трасса с редкими очагами цивилизации не вызывает никакого желания лишний раз тормозить и уж тем более выходить из машины. Выбора не остается, когда этого требует закон.
Материалы по теме
Главный документ для водителя — ПДД. Пунктом 6.11 установлено, что «требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство», и водитель должен остановиться в указанном ему месте». Никаких ограничений по типу дорог и времени суток Правилами не предусмотрено. Подразумевается, что патруль работает на обеспечение безопасности движения, и раз останавливает при сомнительных для водителя обстоятельствах, на то есть веская причина.
Пункт 1.2 ПДД описывает, как должен выглядеть регулировщик при несении службы. Обязательно наличие форменной одежды и/или отличительного знака и экипировки.
К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей, уполномоченные лица из числа работников подразделений транспортной безопасности.
Когда необходимо остановиться?
Ситуации, когда водитель имеет право игнорировать требование остановки от сотрудника ГИБДД, регулируются на законодательном уровне.
В первую очередь следует определить, в каком месте вас остановил сотрудник ГИБДД. Имеются для этого предназначенные места, оборудованные зданиями и помещениями. К ним подходит прилегающий участок дороги.
В каких случаях можно выписать жильца из квартиры против его воли? Давайте разбираться
Если вам подали знак остановиться в таком месте, вы обязаны это сделать, в противном случае вас ждут штрафные санкции. Причины остановки могут быть самые разнообразные, например, проверка ваших документов.
Помимо стационарного поста, сотрудники ГИБДД могут тормозить автомобили прямо на проезжей части. Однако в этом случае имеется ограниченный список полномочий на остановку транспортных средств.
Возможные причины остановки:
- вы нарушили правила ПДД;
- подозрение, что ваш автомобиль находится в угоне;
- подозрения о скрытии с места дорожного происшествия и т.д.
С полным перечнем допустимых оснований для торможения сотрудниками ГИБДД можно ознакомиться на сайте автоинспекции. В противном случае, если причины другие, то остановку можно расценивать как нарушение внутренней дисциплины.
Нужно ли садиться в машину к гаишникам и что будет за отказ
Вопрос о том, можно ли не садиться в автомобиль к инспектору ДПС отечественные водители в массе своей, судя по всему, даже не задают. Ведь человека в форме априори следует беспрекословно слушаться. Сказал – шагайте за мной, значит шагайте. Узнали себя? Конечно, узнали…
Зачем гаишники зовут водителей в свою машину? Очевидно, это в том числе психологический прием – нарушитель или человек, которого хотят сделать таковым, находится на «чужой территории». Если он робок и мнителен, да еще и не слишком хорошо знает свои права, равно как и Правила дорожного движения на пару с КоАП, то в спецтранспорте с цветографической схемой и проблесковыми маячками на него проще оказать давление. И необязательно оно будет грубым! Инспектор может попытаться втереться в доверие фразами вроде «Иван Петрович, ну вы же нарушили, мы оба это знаем, а я вынужден выполнять свою работу».
Обратимся к букве закона, а, именно, к пункту 93 Приказа МВД РФ №664, который вступил в силу 20 октября 2020 года. В нем сказано, что сотрудник вправе предложить (ключевое слово – предложить!) участнику дорожного движения выйти из транспортного средства в определенных случаях, а, именно:
- наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния
- для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза
- для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах
- когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции
- необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов
- когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника
Здесь стоит отметить и пункт 93.3: » Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов». Но мы опять подходим к рекомендательному посылу. По факту садиться в машину к гаишникам вовсе необязательно, и гражданин водитель от подобного предложения вполне может отказаться.
» В этом нет никакой необходимости. Вообще, выходить из автомобиля необходимо исключительно для участия в тех или иных процессуальных действиях (освидетельствование на состояние опьянения, участие в качестве понятого, осмотр или досмотр транспортного средства). Проверять документы инспектор вполне может без нашего присутствия в патрульном автомобиле. А подписать процессуальные документы (протокол или расписаться в получении копии постановления) можно и у себя в машине. Но сотрудники ДПС, как правило, прибегают к таким уловкам, чтобы удостовериться, например, в наличии оснований для медосвидетельствования. Так сказать, «понюхать» водителя именно в салоне патрульной машины», – говорит автоэксперт и юрист Сергей Смирнов. Тем не менее, в ряде случаев, связанных с составлением процессуальных документов, а, именно:
- Административный протокол о задержании на основании статьи 27.4 КоАП РФ
- Протокол о досмотре автотранспортного средства на основании статьи 27.9 КоАП РФ
- Протокол об отстранении от управления автомобилем на основании статьи 27.12 КоАП РФ
В завершении отметим, что попытки инспектора обвинить вас в неподчинении представителю власти неправомерны, поскольку предложение проследовать в патрульный автомобиль является не требованием и не обязанностью, но правом.