Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «1.4 Инвентаризация расчетов с подотчетными лицами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Результаты инвентаризации расчетов с персоналом оформляются инвентаризационной описью расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089) (далее — инвентаризационная опись (ф. 0504089)) и актом о результатах инвентаризации (ф. 0504835). Обе формы утверждены Приказом Минфина России N 173н .
Проверка расчетов с кредиторами
Инвентаризация расчетов по обязательствам учреждения заключается в проведении следующих мероприятий:
Объект инвентаризации (счет бухгалтерского учета) |
Мероприятия, проводимые в ходе инвентаризации расчетов по обязательствам |
Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам (счет 0 301 00 000) |
1. Проверка правильности и обоснованности сумм по долговым обязательствам в соответствии с заключенными договорами (кредитными соглашениями). 2. Проверка обоснованности расходов по выплате процентов по отношению к суммам задолженности по кредитам и займам в период их начисления. 3. Анализ правовых оснований для получения кредитов и займов, наличия ограничений по получению кредитов (с учетом правомерности получения кредитов, требований к согласованию крупных сделок, сделок с заинтересованностью, соблюдения законодательства о защите конкуренции) |
Расчеты по принятым обязательствам (счет 0 302 00 000, за исключением расчетов по оплате труда) |
1. Проверка правильности и обоснованности сумм кредиторской задолженности (по каждому кредитору), числящихся на счетах бухгалтерского учета в соответствии с заключенными учреждением договорами (государственными контрактами) по приобретению товаров, работ, услуг (в том числе сопоставление сроков поставки (выполнения работ, оказания услуг) и иными документами. 2. Сверка расчетов с контрагентами (поставщиками, подрядчиками и иными кредиторами) (при необходимости). 3. Анализ кредиторской задолженности по срокам погашения, которые предусмотрены договорами (государственными контрактами), иными документами. 4. Проверка наличия (отсутствия) неучтенных обязательств |
Расчеты по платежам в бюджеты (счет 0 303 00 000) |
1. Проверка правильности и обоснованности числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по налогам, страховым взносам (в том числе проверка расчетов, налоговых деклараций) и иным обязательствам перед бюджетом. 2. Сверка сумм задолженности по налогам (страховым взносам) по данным бухгалтерского учета с актами сверки ФНС*. 3. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности на конец отчетного (проверяемого) периода по срокам погашения. 4. Проверка задолженности по возврату в бюджет части субсидии, предоставленной на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в связи с невыполнением государственного задания, а также остатков субсидий на цели (сроки возникновения, полнота и своевременность перечисления в бюджет) (при наличии) |
Прочие расчеты с кредиторами (счет 0 304 00 000) |
Проверка правильности и обоснованности сумм задолженности по расчетам с прочими кредиторами |
Расходы будущих периодов (счет 401 50 000) |
Проверка правильности и обоснованности сумм расходов, начисленных учреждением в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, числящихся на счетах бухгалтерского учета |
Резервы предстоящих расходов (счет 0 401 60 000) |
Проверка правильности и обоснованности созданных в учреждении резервов на предстоящую оплату отпусков работникам, ремонт основных средств и другие цели, предусмотренные учетной политикой учреждения |
Документальное оформление результатов инвентаризации
Приказ Минфина России от 15.12.2010 N 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению».
Инвентаризационная опись (ф. 0504089) формируется комиссией учреждения и отражает сведения по дебиторской (кредиторской) задолженности, которые разбиты на два раздела. Информация в разделах указывается в следующем порядке:
- наименование дебитора (кредитора);
- номер счета (302 11, 302 12, 302 13, 208 00);
- общая сумма задолженности по балансу, в том числе:
- суммы, подтвержденные дебиторами, не подтвержденные дебиторами, с истекшим сроком исковой давности;
- суммы, согласованные с кредиторами, не согласованные с кредиторами, с истекшим сроком исковой давности.
Данная опись подписывается председателем и всеми членами комиссии учреждения, проводящей инвентаризацию.
Инвентаризация расчетов с подотчетными лицами
Расчеты с подотчетными лицами ведутся на счете 208 00 согласно Инструкции № 157н. Группировка расчетов с подотчетными лицами осуществляется в разрезе видов выплат, утвержденных сметой учреждения (планом финансово-хозяйственной деятельности), по аналитическим группам синтетического учета объекта учета. Аналитический код формируется посредством детализации аналитической группы по соответствующим аналитическим видам, например:
-
208 21 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате услуг связи»;
-
208 22 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате транспортных услуг»;
-
208 31 «Расчеты с подотчетными лицами по приобретению основных средств»;
-
208 34 «Расчеты с подотчетными лицами по приобретению материальных запасов»;
-
208 64 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате пенсий, пособий, выплачиваемых работодателями, нанимателями бывшим работникам».
В ходе проведения инвентаризации необходимо проверить:
-
отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования;
-
суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи);
-
наличие задолженности по подотчетным суммам за уволенными сотрудниками или за организацией перед данными сотрудниками.
Периодичность проведения инвентаризации расчетов с подотчетными лицами
Инвентаризацию, объектом которой являются расчеты с подотчетными лицами, следует проводить минимум один раз в год, во время подготовки к итоговому годовому балансу.
Какие документы проверяют при проведении инвентаризации расчетов с подотчетными лицами (Приказ Минфина от 13.06.1995г. № 49):
- по каждому подотчетному лицу необходимо проверить денежные суммы, которые были выданы в подотчет авансов. Изучают сроки предоставления и целевое назначение.
- все отчеты, на основании которых получившие в подотчет деньги указывали направления их использования.
Вопрос № 1. Мы хотим провести инвентаризацию кадровых ресурсов по причине высокой кадровой текучести. Поможет ли нам приостановить инвентаризация этот процесс?
Инвентаризация кадровых ресурсов позволит выявить причины высокой кадровой текучести, но на регулирование повлиять может только сама организация.
Вопрос № 2. Правда ли, что в коллективе, где преобладают сотрудники с высшим образованием, кадровых проблем гораздо меньше? Есть ли какая-то статистика?
Такой статистики нет, т.к. инвентаризация кадровых ресурсов – это комплекс мероприятий, оценивающий индивидуально каждое предприятие. Образовательный компонент всегда имеет значение.
Какие документы относятся к локальным актам, требующих проверки
- перечень ответственных сотрудников, которые правомочны получать денежные средства под отчет;
- перечень сотрудников руководящего состава предприятия, которые располагают доверенностью давать поручения сотрудникам в отношении целевого использования авансовых средств, а сотруднику бухгалтерской службы, либо кассиру предприятия – распоряжения в отношении выдачи денежных сумм под отчет.
Авансовые отчеты следует проверять на:
- соответствие использования денежных средств с целевым назначением;
- соответствие сроков составления авансового отчета со сроком возврата оставшихся денежных средств;
Инвентаризация расчетов с подотчетными лицами
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов информация о расчетах с подотчетными лицами обобщается на синтетическом счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами». По дебету этого счета отражается выдача работнику денежных средств, по кредиту — погашение его задолженности: оприходование ценностей или акцепт расходов, а также возврат неиспользованных сумм аванса.
Приказом по организации утверждается перечень лиц, которые имеют право на получение денежных средств под отчет. В приказе должны быть установлены, в частности, сроки, на которые выдаются подотчетные суммы, их предельный размер и порядок представления авансовых отчетов. Если такого приказа в организации нет, можно считать, что срок выдачи подотчетных сумм не установлен, а значит, расчеты по подотчетным суммам должны быть осуществлены в пределах одного рабочего дня. К такому выводу пришла ФНС в Письме от 24.01.2005 № 04-1-02/704.
Как проводить расчеты с подотчетными лицами
Деньги в подотчет выдаются на основании распорядительного документа руководителя, либо на основании заявления сотрудника, в которых указываются цель, сумма и срок выдачи. После истечения срока, на который выдан подотчет, сотруднику отводится три дня на предоставление отчета о расходах. Если же деньги, полученные под отчет, не были израсходованы, их необходимо вернуть.
Как любая дебиторская или кредиторская задолженность, состояние расчетов с подотчетными лицами подлежит инвентаризации, согласно пункту 3.47 Методических рекомендаций о проведении инвентаризации. Решение о проведении проверки принимает руководитель компании. Также существуют случаи проведения обязательной инвентаризации, например составление годовой бухгалтерской отчетности или ликвидация компании.
Председатель инвентаризационной комиссии перед непосредственным осуществлением мероприятия обязан проставить свою подпись на всех приходных и расходных документах, которые прикладываются к отчетам материально-ответственных лиц в качестве доказательства правомерности проведения операции.
Кроме того, бухгалтерия обязана провести в бухгалтерском учете все первичные документы по приходу и списанию товарно-материальных ценностей и денежных средств, чтобы он в полной мере отражал реальную картину финансового положения бюджетного учреждения. Это касается и материально-ответственных лиц – они также должны подготовить всю необходимую документацию и представить ее в бухгалтерию для обработки.
Расчеты с подотчетными лицами в бюджетных учреждениях
Расчеты с подотчетными лицами в бюджетных учреждениях, как и у любого иного юрлица, подлежат строгому контролю. Какими нормативными актами нужно пользоваться и как применять их на практике при осуществлении расчетов с подотчетными лицами в бюджетных учреждениях (далее — БУ), расскажем в этой статье.
Если сотрудник не вернул неистраченные деньги в срок, работодатель имеет право вычесть сумму задолженности из зарплаты в силу ст. 137 ТК РФ, но только в течение месяца после истечения срока, отведенного на отчетность по выданным под отчет средствам, а также при отсутствии разногласий с сотрудником по поводу оснований и размера долга. Кроме того, нельзя забывать и о ст. 138 ТК РФ, устанавливающей, что только 20% от каждой выплаты зарплаты могут пойти на удержания, т. е. удержание может растянуться на несколько месяцев.
Оформление документов по итогам инвентаризации
Информация о наличии активов и достоверности учитываемых обязательств фиксируется в инвентаризационных описях или актах инвентаризации. Заполняют их по определенным правилам: на каждой странице подсчитывают число проверенных позиций и их суммарный итог в натуральных и денежных значениях. Пустые строки обязательно прочеркиваются.
Установленные расхождения фактических данных от учетных записываются в сличительных ведомостях. На основе полученных объяснений ответственных лиц руководитель принимает решение о способах списания недостач. Излишки имущества приходуются.
Для оформления итогов проверки разных категорий имущества могут применяться унифицированные формы документации по инвентаризации активов и обязательств (инвентаризационные описи по основным средствам № ИНВ-1, по ТМЦ № ИНВ-3, акты инвентаризации ТМЦ отгруженных № ИНВ-4, наличных денег № ИНВ-15, расчетов с контрагентами № ИНВ-17 и другие). Результаты проверок по группам активов и обязательств обобщаются в ведомости № ИНВ-26. В ней отражаются сведения о расхождениях и порядок их устранения в соответствии с распоряжением руководителя
Порядок проведения инвентаризации расчетов по доходам и обязательствам учреждения
24.10.2020
В материале рассмотрим, как в государственном (муниципальном) учреждении провести инвентаризацию расчетов по доходам и обязательствам учреждения, в том числе расчетов с персоналом, подотчетными лицами, бюджетом и иными контрагентами.
Как правило, при проведении инвентаризации расчетов по доходам и обязательствам учреждения осуществляются:
– документальная проверкапервичных учетных документов, на основании которых производились записи в регистрах бухгалтерского (бюджетного) учета по доходам и обязательствам учреждения, и соответствия данных, указанных в первичных документах и отраженных в регистрах; – анализ дебиторской (кредиторской) задолженности в разрезе контрагентов по доходам и обязательствам учреждения на конец отчетного (проверяемого) периода по срокам ее погашения. В отношении просроченной дебиторской (кредиторской) задолженности проверяется, приняты ли учреждением меры для ее снижения; – анализ сумм дебиторской (кредиторской) задолженности, не подтвержденных дебиторами (не согласованных кредиторами), в том числе с истекшим сроком исковой давности. В отношении сомнительной дебиторской задолженности и безнадежной кредиторской задолженности (не востребованной кредиторами) проверяется наличие (отсутствие) оснований для списания; – проверка наличия (отсутствия) случаев необоснованного списания дебиторской (кредиторской) задолженности.
Состояние расчетов проверяется по каждому дебитору (кредитору).
В целях инвентаризации расчетов с контрагентами (покупателями и поставщиками) учреждение может проводить сверку взаиморасчетов между сторонами путем оформления актов сверки. Необходимо отметить, что форма названного акта законодательством не утверждена и не является обязательным документом при проведении инвентаризации. При этом в инвентаризационных описях, применяемых учреждениями бюджетной сферы при инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами, предусмотрено отражение сумм задолженности, не подтвержденной дебиторами (не согласованной кредиторами). Для целей подтверждения (согласования) соответствующей задолженности с контрагентом целесообразно использовать акт сверки расчетов.
Порядок проведения инвентаризации устанавливается учреждением самостоятельно в составе учетной политике (п. 9 СГС «Учетная политика»
). Учреждение вправе включить в данный порядок отдельные положения
Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»
, не противоречащие законодательству РФ (
Письмо Минфина РФ от 10.02.2020 № 02-07-10/8553
), а также правила проведения сверки расчетов с покупателями и поставщиками.
Далее рассмотрим порядок проведения инвентаризации отдельных видов расчетов по доходам и обязательствам учреждения с учетом названных методических указаний.
Инвентаризационные описи
Для оформления инвентаризации расчетов по доходам и обязательствам применяются следующие регистры бухгалтерского учета:
1) инвентаризационная опись расчетов по поступлениям (ф. 0504091)
. В ней отражаются результаты инвентаризации расчетов по доходам (доходным поступлениям) учреждения (по
счету 0 205 00 000
). Данная опись составляется в разрезе дебиторов. Если в результате инвентаризации выявлена неподтвержденная либо просроченная (с истекшим сроком исковой давности) дебиторская задолженность по доходам, соответствующая информация отражается в графах 5, 6 указанной описи;
2) инвентаризационная опись задолженности по кредитам, займам (ссудам) (ф. 0504083)
. В ней отражаются результаты инвентаризации сумм задолженности по кредитам, займам (ссудам), находящимся на учете в учреждении (по
счету 0 207 00 000
). Опись заполняется по видам задолженности в разрезе заемщиков и кредитных соглашений по соответствующим номерам счетов бухгалтерского учета. В ней отражаются сумма задолженности в рублях и в иностранной валюте по основному долгу, по начисленным и неуплаченным процентам, по штрафным санкциям за нецелевое использование средств, по штрафам (пеням) за несвоевременный возврат и неуплату процентов, а также сумма задолженности, подтвержденная дебиторами; сумма задолженности, не подтвержденная дебиторами; сумма просроченной задолженности (в том числе с истекшим сроком исковой давности);
3) инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089)
. В ней отражаются результаты инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками, иными дебиторами и кредиторами (по
счетам 0 206 00 000
,
0 208 00 000
,
0 209 00 000
,
0 210 05 000
,
0 301 00 000
,
0 302 00 000
,
0 303 00 000
,
0 304 00 000
). Данная опись составляется в разрезе дебиторов и кредиторов в соответствующих разделах. Если выявлена задолженность, не подтвержденная дебиторами (не согласованная кредиторами) либо просроченная (в том числе с истекшим сроком исковой давности), информация отражается:
– по дебиторской задолженности – в графах 5, 6 разд. 1 инвентаризационной описи (ф. 0504089); – по кредиторской задолженности – в графах 5, 6 разд. 2 инвентаризационной описи (ф. 0504089).
Указанные инвентаризационные описи составляются на дату проведения инвентаризации.
Проверка расчетов по доходам
Инвентаризация расчетов по доходам учреждения заключается в проведении следующих мероприятий:
Объект инвентаризации (счет бухгалтерского учета) | Мероприятия, проводимые в ходе инвентаризации расчетов по доходам |
Расчеты по доходам (счет 0 205 00 000
) |
1. Проверка правильности и обоснованности сумм дебиторской задолженности по доходам, числящихся на счетах бухгалтерского учета в соответствии с заключенными учреждением договорами и документами, подтверждающими реализацию товаров, работ, услуг и поступившую оплату (по каждому дебитору).
2. Сверка расчетов с контрагентами (покупателями товаров, работ, услуг) (при необходимости) |
Расчеты по выданным авансам(счет 0 206 00 000
) |
1. Проверка наличия ограничений по выплате авансовых платежей при оплате договоров (государственных контрактов) на поставку товаров, выполнение работ (оказание услуг).
2. Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете дебиторской задолженности по расчетам по принятым обязательствам (с поставщиками, подрядчиками). 3. Анализ дебиторской задолженности по срокам погашения выданных авансов, связанных с операциями по приобретению товаров, работ, услуг, сопоставление сроков поставки (выполнения работ, оказания услуг), которые предусмотрены договорами (государственными контрактами) |
Расчеты по кредитам, займам (ссудам)
(счет 0 207 00 000 ) |
Проверка правильности и обоснованности сумм по кредитам, займам в соответствии с заключенными договорами (кредитными соглашениями) |
Расчеты по ущербу имуществу (счет 0 209 00 000
) |
Проверка правильности и обоснованности сумм задолженности по ущербу имуществу учреждения, недостачам и хищениям |
Расчеты с прочими дебиторами (счет 0 210 05 000
) |
Проверка правильности и обоснованности сумм задолженности:
– по операциям предоставления учреждением обеспечений заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе, обеспечений исполнения контракта (договора), иных залоговых платежей, задатков; – по договорам поручения (агентским договорам), договорам (соглашениям) с участием международных финансовых организаций, а также по иным операциям, возникающим в ходе ведения деятельности учреждения и не предусмотренным для отражения на иных счетах учета |
Проверка расчетов по доходам
Инвентаризация расчетов по доходам учреждения заключается в проведении следующих мероприятий:
Объект инвентаризации (счет бухгалтерского учета) |
Мероприятия, проводимые в ходе инвентаризации расчетов по доходам |
Расчеты по доходам (счет 0 205 00 000) |
1. Проверка правильности и обоснованности сумм дебиторской задолженности по доходам, числящихся на счетах бухгалтерского учета в соответствии с заключенными учреждением договорами и документами, подтверждающими реализацию товаров, работ, услуг и поступившую оплату (по каждому дебитору). 2. Сверка расчетов с контрагентами (покупателями товаров, работ, услуг) (при необходимости) |
Расчеты по выданным авансам(счет 0 206 00 000) |
1. Проверка наличия ограничений по выплате авансовых платежей при оплате договоров (государственных контрактов) на поставку товаров, выполнение работ (оказание услуг). 2. Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете дебиторской задолженности по расчетам по принятым обязательствам (с поставщиками, подрядчиками). 3. Анализ дебиторской задолженности по срокам погашения выданных авансов, связанных с операциями по приобретению товаров, работ, услуг, сопоставление сроков поставки (выполнения работ, оказания услуг), которые предусмотрены договорами (государственными контрактами) |
Расчеты по кредитам, займам (ссудам) (счет 0 207 00 000) |
Проверка правильности и обоснованности сумм по кредитам, |
Расчеты по ущербу имуществу (счет 0 209 00 000) |
Проверка правильности и обоснованности сумм задолженности по ущербу имуществу учреждения, недостачам и хищениям |
Расчеты с прочими дебиторами (счет 0 210 05 000) |
Проверка правильности и обоснованности сумм задолженности: – по операциям предоставления учреждением обеспечений заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе, обеспечений исполнения контракта (договора), иных залоговых платежей, задатков; |
В отношении сомнительной дебиторской задолженности, учтенной на забалансовом счете 04, проверяется наличие (отсутствие) оснований для ее списания или возможного возобновления согласно законодательству РФ процедуры взыскания задолженности в случае изменения имущественного положения должников. В отношении такой задолженности составляется отдельная инвентаризационная опись (ф. 0504089).
Как провести инвентаризацию в школе или другом бюджетном учреждении
Рассмотрим поэтапно процесс проведения инвентаризации:
- Формирование инвентаризационной комиссии.
- Согласование сроков проведения и видов имущества для инвентаризации.
- Подготовка приказа о проведении инвентаризации (форма, утвержденная Госкомстата России от 18 августа 1998 г № 88) Приказ утверждается руководителем учреждения.
- Передача данных учета бухгалтерией председателю комиссии (инвентаризационные описи, сличительные ведомости).
- Проверка фактического имущества и обязательств.
- Сопоставление наличия имущества с данными отраженными в бухгалтерском учете.
- Отражение результатов инвентаризации (излишки. недостача) в бухгалтерских регистрах.
Инвентаризационные описи формируются на фактическую дату проведения инвентаризации.
Описи могут быть заполнены с помощью вычислительной техники или ручным способом (по данным бухгалтерского учета).
Фактическое наличие имущества (ценностей) в описи прописываются разборчиво, шариковой ручкой или чернилами:
- количество,
- цену,
- итоги.
Исправления в описи согласовываются всеми членами инвентаризационной описи.
Порядок учета инвентаризации материально-производственных запасов
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию запасов, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Порядок проведения проверок, в том числе определение конкретных наименований, видов, групп, запасов, подлежащих проверке, сроки проведения проверки и т.п., устанавливается руководителем организации, а также руководителями подразделений организации по поручению руководителя организации.
Материально-производственные запасы (материалы, готовая продукция, товары) заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).
Инвентаризация материально-производственных запасов (МПЗ) должна, как правило, проводиться в порядке расположения материалов в данном помещении.
При хранении материально-производственных запасов в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки материалов вход в помещение не допускается (например, опломбировывается) и комиссия переходит для работы в следующее помещение.
Комиссия в присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие материально-производственных запасов путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания. Не допускается вносить в описи данные об остатках материалов со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.
Материально-производственные запасы, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации.
Эти материально-производственные запасы заносятся в отдельную опись под наименованием «Материально-производственные запасы, поступившие во время инвентаризации». В описи указываются дата поступления, наименование поставщика, дать и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка: «После инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти материалы.
При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации в процессе инвентаризации материально-производственные запасы могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии.
Эти материалы заносятся в отдельную опись под наименованием «Материально-производственные запасы, отпущенные во время инвентаризации». Оформляется опись по аналогии с документами на поступившие материально-производственные запасы во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению члена комиссии.
Инвентаризация материально-производственных запасов, находящихся в пути, отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций, заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета.
На счетах учета материальных ценностей, не находящихся в момент инвентаризации в подотчете материально ответственных лиц (в пути, товары отгруженные и др.), могут оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще оформленными документами:
— по МПЗ, находящимся в пути, — расчетными документами поставщиков или другими их заменяющими документами;
— по отгруженным МПЗ — копиями предъявленных покупателям документов (платежных поручений, векселей и т. д.);
— по просроченным оплатой документам — обязательным подтверждением учреждением банка;
— по МПЗ, находящимся на складах сторонних организаций, — сохранными расписками, переоформленными на дату, близкую к дате проведения инвентаризации.
Предварительно должна быть произведена сверка этих счетов с другими корреспондирующими счетами.
На материально-производственные запасы составляются отдельные описи. Перечень форм описи представлен в таблице 1.1.
Данные заносятся в описи на основании документов, подтверждающих сдачу этих материалов на ответственное хранение.
Таблица 1.1 — Перечень форм описи
Номер формы |
Наименование формы |
Приводимые в форме данные |
ИНВ-3 |
Инвентаризационная опись материально-производственных запасов |
Отражение данных фактического наличия материально-производственных запасов |
ИНВ-4 |
Акт инвентаризации материально-производственных запасов отгруженных |
Данные приводятся по каждой отдельной отгрузке: наименование покупателя, наименование МПЗ, сумма, дата отгрузки, дата выписки и номер расчетного документа |
ИНВ-5 |
Инвентаризационная опись материально-производственных запасов, принятых на ответственное хранение |
Указываются данные на МПЗ, хранящиеся на складах других организаций: наименование, количество, сорт, стоимость (по данным учета), дата принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов |
ИНВ-6 |
Акт инвентаризации материально-производственных запасов, находящихся в пути |
По каждой отдельной отправке приводятся данные: наименование, количество и стоимость, дата отгрузки, перечень и номера документов, на основании которых эти материалы учтены на счетах бухгалтерского учета |
В описях на материально-производственные запасы, переданные в переработку другой организации, указываются наименование перерабатывающей организации, наименование материалов, количество, фактическая стоимость по данным учета, дата передачи материалов в переработку, номера и даты документов.
Инвентарь и хозяйственные принадлежности, находящиеся в эксплуатации, инвентаризируются по местам их нахождения и материально ответственным лицам, на хранении у которых они находятся.
Инвентаризация проводится путем осмотра каждого предмета. В описи инвентарь и хозяйственные принадлежности заносятся по наименованиям в соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерском учете.
Каковы особенности проведения инвентаризации материально-производственных запасов
Инвентаризация материально-производственных запасов (МПЗ) на предприятии может быть:
- добровольной,
- обязательной.
Порядок проведения первого варианта инвентаризации определяется руководством фирмы в отдельных локальных нормативах.
Во втором варианте инвентаризация осуществляется (п. 22 приказа Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н):
- если МПЗ передаются в аренду, выкупаются, реализуются;
- перед формированием бухгалтерской отчетности за год (по тем МПЗ, инвентаризация которых не проводилась до 1 октября отчетного года);
- после смены сотрудников в статусе материально ответственных лиц;
- при обнаружении правонарушений в части обращения с запасами;
- при чрезвычайных ситуациях на предприятии;
- при преобразовании или ликвидации фирмы.
Инвентаризация МПЗ осуществляется в целях:
- выявления их фактического количества и сопоставления соответствующих показателей со сведениями, отраженными в учете;
- проверки качества отражения в учете оценки материально-производственных запасов;
- контроля над соблюдением правил хранения МПЗ.