Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Жилье по договору социального найма». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Муниципальное жилье — это недвижимость, находящаяся в собственности государственного или регионального государственного жилищного фонда. Другими словами, он находится в собственности государства или муниципальных властей.
Обменять можно, но непросто
Жильцы муниципальных квартир имеют возможность обменивать свои квадратные метры, но только в если и вторая квартира, участвующая в обмене, находится в собственности муниципалитета.
Правила обмена муниципальных квартир определены в 72-й статье Жилищного кодекса. Для начала процедуры обмена владелец квартиры должен заручиться согласием всех членов семьи, а также разрешением от наймодателя (местной администрации). А если в квартире прописаны дети или недееспособные граждане, то потребуется разрешение и от органов опеки и попечительства.
Обмен муниципальной квартиры – одна из самых хлопотных сделок с недвижимостью в том, что касается документов. Письменное разрешение на обмен требуется собрать со всех членов семьи, даже временно проживающих по другому адресу. И такие разрешения нужны для всех квартир, участвующих в обмене. Сложно представить, сколько времени занимает их сбор, если, например, большая семья со взрослыми детьми меняет свою муниципальную трешку на две однокомнатных квартиры.
Кроме того, необходимы:
- кадастровый паспорт,
- справка о составе семьи,
- справка об отсутствии задолженности по коммунальным платежам,
- свидетельство о браке и
- свидетельства о рождении детей.
В некоторых случаях местная администрация требует и другие документы.
Что такое муниципальное жилье
Фундаментное жилье включает в себя квартиры и дома, а также части домов.
В перечень жилых помещений не входят:
- Общие зоны жилых зданий.
- Вспомогательные помещения. Например, тамбуры и лестничные клетки.
- Неизолированные жилые помещения от других частей здания. То есть помещения, которые не разделены стенами, не имеют перегородок и доступа к лестницам, лифтам или холлам.
Что такое жилье по соц найму
Договор социального найма жилья ― сделка, направленная на предоставление жилого объекта (чаще всего ― квартиры) во временное пользование на особых условиях. Наниматель (жилец) получает право пользования и владения при условии соблюдения Жилищного кодекса и иных законодательных актов.
Собственником недвижимости выступает государство. Заключенный договор найма социального жилья предусматривает возможность оформления объекта в собственность, размер вносимой платы (как правило, она существенно меньше обычно взимаемой за аренду суммы), а также право на проживание не только самого нанимателя, но и членов его семьи.
Комментарии к ст. 215 ГК РФ
1. Согласно ст. 130 Конституции муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности. Это самостоятельная форма (вид) собственности. В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения и другое имущество (п. 1 ст. 29 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).
2. Перечень объектов, подлежащих передаче из государственной собственности в муниципальную, содержится в приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. N 3020-1. При этом порядок передачи этих объектов закреплен тем же Постановлением от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 и распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. N 114-РП. Конкретный перечень документов, который необходимо представлять муниципальным комитетам по управлению имуществом в ГКИ РФ с целью передачи объектов федеральной собственности в муниципальную, содержится в письме ГКИ РФ от 1 марта 1996 г. N АР-18/1599.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 61 Закона об общих принципах организации местного самоуправления субъекты РФ обязаны передавать в собственность муниципальных образований объекты, необходимые для решения вопросов местного значения, в соответствии с разграничением полномочий между субъектами РФ и муниципальными образованиями, а также между муниципальными образованиями.
Напротив, передача объектов (имущества), относящихся к муниципальной собственности, в государственную собственность субъектов РФ или федеральную собственность может осуществляться только с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда (п. 1 Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» // СА РФ. 1993. N 52. Ст. 5071).
3. В соответствии с п. 2 ст. 61 Закона об общих принципах организации местного самоуправления споры, возникающие в связи с передачей объектов государственной собственности в муниципальную собственность, разрешаются путем согласительных процедур либо в судебном порядке. Требования комитета по управлению имуществом города о признании недействительными актов органов государственного управления, нарушающих право собственника муниципального имущества, арбитражным судам подведомственны (п. 10 Обзора практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав (приложение к информационному письму ВАС РФ от 28 апреля 1997 г. N 13 // Вестник ВАС РФ. 1997. N 7. С. 91 — 103)).
4. На практике весьма важен вопрос о передаче из государственной в муниципальную собственность нежилых помещений, арендуемых различными организациями, в том числе относящимися к муниципальной собственности. В соответствии с приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета от 27 декабря 1991 г. к объектам муниципальной собственности относятся нежилые помещения, находящиеся в управлении исполнительных органов местных Советов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
Согласно разъяснению ВАС РФ принадлежащие государственным предприятиям нежилые помещения переходят в муниципальную собственность лишь в случае, если эти помещения ранее были переданы в ведение указанных предприятий исполнительными органами местных Советов (см. Вестник ВАС РФ. 1992. N 1. С. 96).
Однако это разъяснение не может быть распространено на встроенно-пристроенные помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений от централизованных капвложений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения. Президиум ВАС РФ неоднократно признавал их объектами муниципальной собственности вне зависимости от обстоятельств, указанных выше (Вестник ВАС РФ. 1996. N 6. С. 58 — 59; Комментарий судебно-арбитражной практики. 1996. Вып. 3. С. 52 — 57), полагая, что таков был общий порядок финансирования строительства объектов социально-культурного и бытового назначения.
Собственники приватизированного муниципального (государственного) предприятия, а также иные лица, указанные в п. 4.5 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утв. Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. N 1535, вправе выкупить сданные им в аренду или находящиеся в фактическом владении здания, сооружения, помещения, в том числе встроенно-пристроенные, в порядке, установленном п. 4.9 Основных положений. См. об этом также п. 3 Обзора практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий (приложение к информационному письму ВАС РФ от 11 июня 1997 г. N 15 // Вестник ВАС РФ. 1997. N 8. С. 61 — 62).
5. Согласно ст. 125 ГК и п. 2 ст. 23 Закона об общих принципах организации местного самоуправления права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют органы местного самоуправления (выборный представительный орган, выборный глава местного самоуправления, иные выборные должностные лица), а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно.
6. Хотя муниципальная собственность является самостоятельной формой (видом) собственности, ее структура в силу публичного характера этой собственности во многом схожа с государственной.
Муниципальное имущество, как и государственное, может быть подразделено на две основные группы: а) имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями (см. гл. 19 ГК); б) средства соответствующего местного бюджета и иное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющие муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или муниципального образования.
Аналогично ответственности государства по своим обязательствам строится и ответственность по его долгам муниципального образования (подробнее см. п. 6 коммент. к ст. 214 ГК).
7. О том, при каких обстоятельствах муниципальное образование признается учредителем (участником) хозяйственного общества или товарищества, см. п. 5 коммент. к ст. 214 ГК.
Права жильцов неприватизированных квартир
Есть случаи, когда в неприватизированной квартире прописана «мертвая душа» — жилец (как правило, бывшая/бывший супруга/супруг или дальний родственник), не участвующий в оплате коммунальных услуг и в течение продолжительного времени не проживающий по месту регистрации. Из-за подобных жильцов наниматель не может приватизировать недвижимость, при этом «пропавшие» граждане могут заявить в любой момент свои права на квартиру.
Государство должно предоставить нанимателю иное благоустроенное жилье, если дом, где находится неприватизированная квартира, подлежит сносу, признан аварийным и прочее (ст. 85 ЖК).
Если наниматель беспричинно не оплачивает коммунальные услуги (в частности, имеет задолженность более чем за 6 месяцев) его вместе с проживающими членами семьи могут выселить через суд в другое помещение по договору социального найма (общежитие). Если наниматель и члены его семьи нарушают права соседей или не следят должным образом за состоянием своей квартиры (используют помещение в иных целях), государство (наймодатель) делает предупреждение. Если наниматель продолжает «свою деятельность», государство вправе выселить таких жильцов, не предоставляя им никакого помещения (ст.
90-91 ЖК).
Подтвердить свой статус и нуждаемость необходимо самостоятельно, обратившись в орган местного самоуправления с соответствующими документами. Каждая заявка подвергается проверке на соответствие требований жилищного законодательства.
Нуждающимися признаются:
- семьи и граждане, у которых нет никакого пригодного для проживания помещения в собственности;
- если граждане на дату обращения проживают в помещениях аварийного фонда;
- семьи, проживающие в квартирах, комнатах, домах, площадь которых менее установленной нормы, которая должна приходиться на каждого члена семьи (менее 10 кв.метров на человека);
- лица, которым установлено хроническое заболевание, опасное для других граждан.
Для лиц, признанных малоимущими, необходимо подтвердить, что ежемесячный доход, приходящийся на каждого члена семьи, не превышает установленного норматива по региону. Учитываются доходы, получаемые из всех источников лицами, проживающими на одной жилплощади.
Военнослужащие вправе обратиться за получением муниципального жилья, отслужив не менее 20 лет.
Дети-сироты получают квартиру или комнату из муниципального фонда при достижении совершеннолетнего возраста, а, прожив в ней 5 лет и более, могут обратиться за приватизацией.
Собственник квартиры – это лицо, обладающее зарегистрированным правом собственности на квартиру. Это гражданин, чьё имя занесено в Единый государственный реестр недвижимости и находится в графе «Правообладатель» в выписке из этого реестра.
Термин «прописанный» в квартире, на самом деле, юридически устарел. На смену прописке уже давно пришла регистрация по месту жительства и месту пребывания. Поэтому «прописанный» — это лицо, зарегистрированное в квартире по месту жительства или месту пребывания.
«Прописанными» выступают члены семьи собственника, проживающие совместно с ним. А это:
- Супруг, дети, родители;
- Другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие);
- Нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи;
- Иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака).
«Прописка» в квартире (регистрация по месту жительства или месту пребывания) предоставляет «прописанному» лицу право пользования помещением. Собственнику квартиры принадлежит, помимо права пользования, право владения и право распоряжения.
Также собственник квартиры может без ограничений вселять в квартиру любых лиц, а зарегистрированный в квартире гражданин может вселять в нее только своих несовершеннолетних детей.
«Прописанное» лицо не приобретает долю в праве собственности, поэтому «отнять» квартиру у собственника не может ни при каких законных обстоятельствах.
Единственное возможное неблагоприятное последствие «прописки» в квартире третьих лиц для собственника — это отказ «прописанного» добровольно сняться с регистрационного учета по месту жительства или месту пребывания и освободить квартиру, который влечет за собой препятствия для полной реализации прав собственника на квартиру. В таком случае закон предоставляет способ судебной защиты прав собственника – подачу искового заявления о выселении из жилого помещения.
Как и в любой другой собственности, муниципальная собственность имеет свои плюсы и минусы, которые вкратце рассмотрим ниже:
Плюсы (достоинства) | Минусы (недостатки) |
|
|
Приблизительные сроки получения жилья
В том случае, если ваше заявление принято, и вы поставлены в очередь, сразу возникает вопрос – как долго придется ждать получения заветной жилплощади?
Если опираться на статьи регулирующего закона, то получить муниципальное жилье получится в срок, который составляет не более одного года с момента вынесения положительного решения. Однако на практике такое ожидание может составлять от трех лет и более (в некоторых случаях и по 15-20 лет). Такие сроки выдачи оказываются превышенными по следующим причинам:
- ограниченные средства государственного бюджета, которые могут быть направлены на обеспечение граждан жильем;
- несоблюдение сроков стройки и ввода в эксплуатацию социального жилья, возведением которых занимаются строительные компании, выбранные органами власти;
- слишком большое количество граждан в общем списке. К примеру, только в Московской области в очереди на предоставление жилья стоит более 100 тыс. семей.
Стоит отметить, что любой гражданин, вставший в очередь на жилье, получает свой особый идентификационный номер и в течение всего ожидания может без проблем, пользуясь интернетом, узнать, на какой позиции он находится в данный момент.
Для этого необходимо выполнить следующее:
- зайти на сайт администрации, в которой находится заявка;
- пройти процедуру регистрации;
- авторизоваться (для этого понадобятся фамилия, имя, отчество, код ИНН и номер телефона);
- после правильного введения всех данных отобразится информация с порядковым номером в списке.
После того, как подойдет очередь, с кандидатом на жилье свяжется представитель администрации и пригласит для заключения безвозмездного договора социального найма жилья.
Права основного квартиросъемщика
Наниматель государственной квартиры наделен правами, которые помогут ему разумно и комфортно использовать жилое помещение по непосредственному назначению.
К ним относятся:
- наниматель имеет право передать помещение в пользование другим лицам, в том числе и сдать ее в аренду «под наем»;
- наниматель имеет право обменять жилую площадь на другую по взаимному согласию с другими нанимателями;
- требовать от собственника проведения капитального ремонта на безвозмездной основе;
- проводить ремонтные работы в квартире, перепланировать помещение в любое удобное для нанимателя время;
- пользоваться коммунальными услугами и вносить за них плату из собственных средств.
Возможно ли выселение
Законодательство РФ предусматривает несколько сценариев выселения:
- Выселение в более благоприятные или равные условия. Такой метод применяется в экстренных мерах. Например, аварийное состояние жилья, которое необходимо сносить или если в данной квартире проживает большое количество человек по отношению к площади.
- Переселение в менее благополучное жилище. Такая мера наказания предпринимается в отношении должников коммунальных услуг.
- Окончательное выселение граждан с дальнейшим запретом на получение муниципального жилья.
Самые крайние меры, на которые может пойти суд – это выселение проживающих прямо на улицу. Такие меры могут быть предприняты в следующих случаях:
- Лишение родительских прав (ситуация, угрожающая жизни и благополучию несовершеннолетних граждан).
- Использование жилплощади не по назначению.
- Порча жилого помещения вместе с отказом оплачивать ущерб.
- Периодические нарушения, которые были зарегистрированы участковым.
- Постоянные жалобы соседей.
- Завершение срока договора о социальном найме.