Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственные лица за управление ООС: кого и по какой программе обучать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Внимание! В настоящее время стандарты или нормативы, определяющие структуру (количественный состав) экологических служб, отсутствуют. Однако эта норма не указывает на необходимость иметь штатных специалистов-экологов.
Обучение в области охраны окружающей среды
Природоохранные требования предусматривают два вида обязательной подготовки в области охраны окружающей среды, которыми должны обладать отдельные категории специалистов и работников, занятых на объекте, оказывающем НВОС:
- подготовка в области экологической безопасности руководителей предприятий и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду (ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды»);
- профессиональная подготовка в области обращения с отходами I-IV классов опасности лиц, допущенных к обращению с отходами (накоплению, сбору, транспортированию, обезвреживанию, обработке, утилизации, размещению отходов I-IV классов опасности) (ст. 15 Федерального закона от 10 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Экозащитная техника и технологии
Экозащитная техника и технологии направлены на максимальное снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду путем сокращения количества отходов, комплексной переработки природных ресурсов и использования методов биотехнологии.
Биотехнологиипредставляют собой совокупность методов и приемов получения полезных для человека продуктов, явлений и эффектов с помощью микроорганизмов. Общим подходом для них являются искусственное создание условий для биогеохимических процессов на Земле в виде характерных биореакторов, реализующихся с большими скоростями, оставаясь совместимыми по своим продуктам с окружающей природной средой.
Биотехнология переработки твердых отходов позволяет утилизировать биогаз, снизить энергетический дефицит и в значительной степени уменьшить количество соединений, способствующих парниковому эффекту. Общим подходом к биотехнологии утилизации отходов с энергетическими целями является их анаэробная деструкция (т.е. разложение без доступа воздуха). При проведении такого процесса образуется биогаз, состоящий из 65% метана, 30% углекислого газа, остальное – водород, сероводород и аммиак. Средняя теплота сгорания биогаза 22-24 МДж/м. Возможными путями его утилизации являются: использование в котельных для обогрева, получение электроэнергии посредством газогенераторных установок; сжижение и использование в качестве автомобильного топлива или бытового балонного газа.
Биотехнологии защиты атмосферы создаются с целью удаления из воздуха дурно пахнущих загрязняющих веществ (меркаптаны, масляная кислота, тиофенол и др.). Очистка атмосферного воздуха осуществляется путем его пропускания через сухие или мокрые биореакторы, содержащие сорбирующий материал.
Очень важным направлением является создание биотехнологий, позволяющих рекультивировать почвы на территориях, загрязненных тяжелыми металлами, нефтью и нефтепродуктами.
Биологическая очистка природных и сточных вод в настоящее время является достаточно изученным и широко применяемым методом, значение и роль которого со временем будет только возрастать в связи с требованиями экологичности и экономичности современных видов производств.
Эколог на предприятии или экологическое сопровождение?
, , Понятием «эколог на предприятии» оперируют, когда речь идет о штатном инженере-экологе, а также когда говорят об услугах привлеченного специалиста или группы экологов. Во втором случае это не что иное, как . Когда выгодно содержать эколога в штате, а когда – привлекать со стороны?
Об этом и пойдет речь в статье. Экологический учет неизбежен, когда предприятие оставляет негативный след в результате своей деятельности. Масштаб предприятия и объем вредных отходов или выбросов диктует, когда надо привлекать эколога на предприятие, а когда создавать целый экологический отдел.
Что может быть проще: не хочешь проблем с инспекциями – найми специалиста по экологической безопасности. Однако, это не всегда очевидно и по объективным причинам. Типичный пример: на предприятии годами нет эколога. По экологии делалась лишь разрешительная документация: разрешение на выброс веществ в атмосферный воздух (ПДВ), на сброс (НДС), проект ПНООЛР, паспорта отходов.
Кто в ответе за экологию?
Каким образом распределяются обязанности по получению разрешительной документации в области природопользования и оказания негативного воздействия на окружающую среду между заказчиком и подрядной организацией?
Об этом расскажет наша статья. Согласно п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) при установлении рамок встречных прав и обязанностей хозяйствующие субъекты, выступающие в роли контрагентов, свободны в заключении договора. Диспозитивный характер гражданско-правовых предписаний в большинстве своем позволяет лицам, вступающим в договорные отношения, самостоятельно решать вопрос о возложении тех или иных обязанностей друг на друга.
При этом зачастую отсутствие прямого законодательного запрета на установление обязательных для сторон условий договора контрагенты рассматривают как возможность передачи прав, предоставленных им государством, называя такие
Почему на предприятии обязательно нужен эколог и каковы его обязанности?
В современном мире почти в каждой стране существуют установленные законодательно нормы безопасности в области экологии и определенный порядок их соблюдения.
Не имеется в виду функция экологической службы (эколога).
В Российской Федерации для предприятий существует особое положение закона «Об охране окружающей среды», согласно которому на предприятии в штате должен присутствовать специалист-эколог. В соответствии с положениями N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 янв. 2002 г., в каждой организации, деятельность которой каким-либо образом связана с воздействием на экологию, необходимо назначить лицо, отвечающее за охрану окружающей среды.
Персональная страница torik23 13.07.2010 08:50,
Перечень приказов по экологической безопасности предприятия *** Приказ об обеспечении экологической безопасности на предприятии Приказ о назначении лица, ответственного за проведение вводного, первичного (повторного) инструктажа по экологической безопасности Приказ о назначении лица, ответственного за проведение производственного экологического контроля Приказ о разработке плана мероприятий по производственному экологическому контролю Приказ об утверждении перечня загрязняющих веществ и отходов производства и потребления, образующихся на предприятии Приказ о назначении лица, ответственного за техническое состояние и эксплуатацию пылегазоочистных установок Приказ о назначении лица, ответственного за обслуживание и эксплуатацию локальных очистных сооружений Приказ о разработке плана мероприятий,
Инструкция по обращению с отходами ответственного за охрану окружающей среды в организации
На сегодняшний день существует два нормативных акта, которые указывают на обязанность разработки должностной инструкции для ответственного за охрану окружающей среды:
- Постановление Правительства РФ № 681 от 03.09.2010 г. «Об утверждении правил обращения с отходами производства и потребления…»;
- СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами».
Однако на практике возникает необходимость в разработке инструкций по обращению со всеми отходами, образующимися на предприятии с целью:
- Обеспечения грамотного и безопасного процесса сбора отходов производства и потребления работниками предприятия.
- Соблюдения требований экологической безопасности при временном накоплении данных отходов на территории предприятия.
Итак, давайте разберемся, что представляет из себя Должностнаяинструкция по обращению с отходами на территории предприятия (инструкция ответственного за охрану окружающей среды в организации)
. Этот документ подписывается лично директором предприятия; содержит общие положения, должностные обязанности, права и ответственность.
Приведем некоторые пункты каждого раздела должностной инструкции.
1. Общие положения
Раздел содержит в себе перечень законодательных актов, которыми обязан руководствоваться ответственный за охрану окружающей среды предприятия; знания, которыми он должен обладать (методы экологического мониторинга, основы экономики, основы трудового законодательства и пр.).
2. Должностные обязанности
Ответственный за охрану окружающей среды в организации обязан:
- самостоятельно осуществлять контроль за соблюдением требований экологической безопасности, стандартов, иных нормативных документов;
- участвовать в подготовке ежегодной информации об организации экологического контроля на предприятии;
- участвовать в разработке новых и пересмотре действующих инструкций, памяток по охране природы, оказывать методическую помощь работникам предприятий в разработке и пересмотре инструкций по экологической безопасности и обучении рабочих по вопросам охраны окружающей среды.
- ….
3. Права
Ответственный за охрану окружающей среды в организации имеет право:
- по вопросам, находящимся в его компетентности вносить на рассмотрение директора предложения по улучшению работы компании; замечания по деятельности работников организации; варианты устранения имеющихся в деятельности предприятия экологических и других недостатков;
- представительствовать по поручению директора в сторонних организациях по вопросам своей компетенции.
- ….
4. Ответственность
Ответственный за охрану окружающей среды в организации несет ответственность:
- за своевременное и качественное выполнение должностных обязанностей, установленных настоящей должностной инструкцией, распоряжений и приказов директора, нормативно-распорядельных документов компании;
- за выполнение требований режима секретности и сохранения коммерческой и служебной тайны;
- ….
Разрешительная документация: последствия неполучения
Безусловно, вопрос оформления разрешительной документации является наиболее приоритетным для решения, так как отсутствие соответствующей разрешительной документации исключает возможность полноценного осуществления деятельности, связанной с оказанием негативного воздействия на окружающую среду.
Поэтому до начала осуществления хозяйственной деятельности руководитель предприятия, как лицо по умолчанию ответственное за соблюдение организацией природоохранного законодательства, или иное лицо, в чей круг должностных обязанностей входит обеспечение вопросов экологической безопасности, должен определить перечень видов негативного воздействия на окружающую среду (далее также – НВОС), которые будут сопровождать производственный или иной хозяйственный процесс.
Для оказания каждого из указанных видов негативного воздействия на ОС хозяйствующий субъект должен обладать специальным разрешением (п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды»), выдаваемым Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) или уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора органом исполнительной власти субъекта РФ (например, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга).
Рис. Разрешительная документация по выбросам и сбросам
Соответствующие разрешительные документы называются:
- разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух [оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным Административным регламентом, утв. Приказом Минприроды России от 25 июля 2011 г. № 650, или соответствующим региональным нормативным правовым актом];
- разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты [оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным Административным регламентом, утв. Приказом Минприроды России от 9 января 2013 г. № 2, или соответствующим региональным нормативным правовым актом];
- документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение [оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50, (Административный регламент не утвержден) или соответствующим региональным нормативным правовым актом].
При этом указанные разрешительные документы должны быть оформлены в случае, если в процессе деятельности предприятия осуществляются выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, образование и размещение отходов производства и потребления, до начала осуществления деятельности.
Отсутствие необходимых документов (при условии фактического оказания перечисленных видов негативного воздействия на окружающую среду) является основанием для привлечения как юридического, так и ответственного должностного лица к административной ответственности по:
- ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) [за выбросы в атмосферный воздух] – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней;
- ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ [за сбросы в водный объект] или ч. 1 ст. 8.14 – максимальные размеры административного штрафа для юридического лица составляют соответственно 40 000 рублей и 100 000 рублей (по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 дней);
- ст. 8.2 КоАП РФ [размещение отходов] – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.
Более того, осуществление выбросов, сбросов загрязняющих и иных веществ в окружающую среду в отсутствие разрешений является основанием для исчисления и возмещения вреда, причиненного окружающей среде, как в добровольном (как правило, по требованию органа государственного экологического надзора), так и судебном порядке.
Почему на предприятии обязательно нужен эколог и каковы его обязанности?
В современном мире почти в каждой стране существуют установленные законодательно нормы безопасности в области экологии и определенный порядок их соблюдения.
Не имеется в виду функция экологической службы (эколога).
В Российской Федерации для предприятий существует особое положение закона «Об охране окружающей среды», согласно которому на предприятии в штате должен присутствовать специалист-эколог. В соответствии с положениями N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 янв. 2002 г., в каждой организации, деятельность которой каким-либо образом связана с воздействием на экологию, необходимо назначить лицо, отвечающее за охрану окружающей среды.
В принципе, это может быть человек, занимающий должность, например, главного инженера, инженера по охране труда или же технолога, кроме того, частично этот функционал может взять на себя кто-либо из руководства компании. Однако, ужесточение экологического законодательства в последние несколько лет привело
Кто в ответе за экологию?
Каким образом распределяются обязанности по получению разрешительной документации в области природопользования и оказания негативного воздействия на окружающую среду между заказчиком и подрядной организацией?
Об этом расскажет наша статья. Согласно п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) при установлении рамок встречных прав и обязанностей хозяйствующие субъекты, выступающие в роли контрагентов, свободны в заключении договора. Диспозитивный характер гражданско-правовых предписаний в большинстве своем позволяет лицам, вступающим в договорные отношения, самостоятельно решать вопрос о возложении тех или иных обязанностей друг на друга.
При этом зачастую отсутствие прямого законодательного запрета на установление обязательных для сторон условий договора контрагенты рассматривают как возможность передачи прав, предоставленных им государством, называя такие
Экологическое законодательство
В этом разделе перечислим основные законы и локальные акты, на которые необходимо опираться при оформлении документации и организации деятельности предприятия в обеспечении экологической безопасности.
За охрану окружающей среды:
- Федеральный закон «Об экологической экспертизе»;
- Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»;
- Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»;
- Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами».
За охрану природных ресурсов:
- Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»;
- Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;
- Федеральный закон «О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных участков территории»;
- Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации»;
- Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»;
- Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне»;
- Федеральный закон «Об охране озера Байкал»;
- Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
А так же:
- Земельный кодекс РФ;
- Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
- Закон РСФСР «О плате за землю»;
- Федеральный закон «О мелиорации земель»;
- Федеральный закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»;
- Федеральный закон «О землеустройстве»;
- Федеральный закон «О государственном земельном кадастре»;
- Водный кодекс РФ;
- Федеральный закон «О плате за пользование водными объектами»;
- Лесной кодекс РФ;
- Закон РФ «О недрах»;
- Федеральный закон «О животном мире»;
- Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха»
ГРОРО — государственный реестр объектов размещения отходов. Объект размещения отходов – специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород, другое).
Цель создания реестра, это контроль за деятельностью мясоперерабатывающих организаций, а также ведение учета полигонов, их местонахождению и обслуживанию. Чтобы попасть в реестр, организации необходимо подготовить список документов и подать заявку.
Что входит в пакет документов:
- Как называется объект, который планируется регистрировать.
- С какой целью создается – для хранения или утилизации (захоронения) отходов разного типа.
- С какими видами отходов работает региональный представитель или индивидуальный предприниматель. Перечисляются все виды отходов с указанием кодов.
- Географическое положение регистрируемой территории.
- Название населенного пункта, находящегося поблизости.
- Заключение о воздействии на природную среду.
- Порядковый номер полигона (в каждом регионе ведется подсчет).
- Информация об организаторе объекта (организации или частном лице).
Все это отправляется на рассмотрение в Росприроднадзор, если пакет документов собран верно, то организации присваивается номер и документы принимаются.
Если находятся не точности в оформлении или документы собраны не в полном объеме, об этом уведомляет сотрудник Росприроднадзора официальным письмом. На устранение неточностей дается 10 дней.
Важным момент! Услуга регистрации в реестре предоставляется бесплатно.
Чтобы узнать включен ли ваш объект в реестр, достаточно зайти на официальный сайт Росприроднадзора.
Не все участки можно регистрировать в государственном реестре. Под запретом находятся такие территории, как:
- территории, которые выведены из эксплуатации;
- объекты, которые расположены на территориях, запрещенных для утилизации отходов согласно федеральным законам;
- полигоны с размещенными радиоактивными элементами;
- организованные скотомогильники.
1. На должность инженера по охране окружающей среды (эколога) назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена
высшее образование — бакалавриат.
2. Опыт практической работы не менее двух лет в должности техника-эколога при наличии среднего профессионального образования по программе подготовки специалистов среднего звена, без требований к опыту практической работы при наличии высшего образования — бакалавриата.
3. Дополнительные требования:
— прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4. Назначение на должность инженера по охране окружающей среды (эколога), а также освобождение от нее производится приказом руководителя организации.