- Финансовые споры

Новые требования к работникам при осуществлении перевозок

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые требования к работникам при осуществлении перевозок». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В первую очередь нужно сказать о том, что закон добавляет в Трудовой кодекс Российской Федерации новую статью 3281 «Ограничения на занятие трудовой деятельностью, непосредственно связанной с управлением легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта при осуществлении перевозок пассажиров и багажа». Ниже будут приведены выдержки из данной статьи.

Комментарий к ст. 328 ТК РФ

1. Работники, непосредственно управляющие транспортными средствами или управляющие движением транспортных средств, ответственны за жизнь и здоровье многих людей, что обусловливает установление определенных особенностей правового регулирования их труда, в частности специальных требований при приеме на работу.

2. Для работников, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствам, установлены определенные ограничения, касающиеся возраста приема на работу. К управлению транспортными средствами не допускаются лица, не достигшие 18-летнего возраста (за исключением мототранспортных средств, право на управление которыми возникает с 16 лет), а в отдельных случаях для приема на работу, связанную с движением транспортных средств, требуется достижение более старшего возраста. Например, согласно п. 2 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» право на управление транспортными средствами предоставляется:

— автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми (категория B), а также автомобилями, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, за исключением относящихся к категории D (категория C), — лицам, достигшим 18-летнего возраста;

— автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими, помимо сиденья водителя, более восьми сидячих мест (категория D), а также трамваями и троллейбусами — лицам, достигшим 20-летнего возраста.

3. Для отдельных категорий работников, которым доверяется управление определенными видами транспортных средств, установлены дополнительные требования при приеме на работу, касающиеся стажа управления транспортными средствами. Например, право на управление составами транспортных средств (категория E) предоставляется лицам, имеющим право на управление транспортными средствами категорий B, C или D при наличии стажа управления транспортным средством указанной категории не менее 12 месяцев (п. 2 ст. 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).

4. Для работников, принимаемых на работу, связанную с управлением транспортными средствами, предусмотрены и некоторые иные ограничения. Например, в соответствии с п. 3 ст. 52 Воздушного кодекса РФ на должности специалистов авиационного персонала не принимаются лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления. Кроме того, согласно п. 4 ст. 56 указанного Кодекса в состав летного экипажа воздушного судна Российской Федерации, которое относится к коммерческой гражданской авиации, могут входить только граждане Российской Федерации. Включение в состав летного экипажа данного воздушного судна иностранного гражданина допускается только на период его подготовки в целях получения допуска к деятельности по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты на воздушном судне определенного типа при условии, что иностранный гражданин не исполняет обязанностей командира воздушного судна Российской Федерации.

Наличие гражданства Российской Федерации является одним из требований, предъявляемых к морским лоцманам, что предусмотрено в Положении о морских лоцманах Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса России от 22.07.2008 N 112.

5. Согласно комментируемой статье одним из условий заключения трудового договора с работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, является прохождение профессионального отбора и профессиональной подготовки, т.е. указанные работники должны иметь специальное образование и обладать определенными навыками по управлению транспортными средствами, что подтверждается соответствующими документами.

6. Порядок прохождения профессионального отбора и профессиональной подготовки устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта. Например, согласно ст. 25 Закона о железнодорожном транспорте порядок профессионального отбора, в том числе определения психофизиологических качеств и профессиональной пригодности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. В целях реализации указанного положения Приказом МПС России от 11.11.1997 N 23Ц утверждено Положение о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств на право управления локомотивом и моторвагонным подвижным составом на российских железных дорогах, а Приказом МПС России от 28.10.1999 N 39Ц утверждено Положение о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств помощника машиниста локомотива, моторвагонного и специального самоходного подвижного состава на железных дорогах Российской Федерации. В указанных нормативных правовых актах установлены соответствующие требования к лицам, направляемым на профессиональную подготовку, определен порядок обучения, а также регламентирована процедура проведения испытаний и выдачи свидетельств на право управления локомотивом.

7. Согласно ст. ст. 26 и 27 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» условием получения права на управление автомобилем является прохождение необходимой подготовки в объеме, предусмотренном учебными планами и программами подготовки водителей транспортных средств соответствующей категории. Допускается самостоятельная подготовка водителей на получение права управления транспортными средствами категорий A и B в объеме соответствующих программ.

Какие преступления иностранных государств должны учитываться?

Поскольку нормативные документы России и остальных государств Евразийского экономического союза различаются, возникает вопрос по поводу того, какие именно иностранные преступления должны учитываться. Для этого рассмотрим следующий абзац статьи 3281 Трудового кодекса:

Соответствие преступлений, указанных в пункте 2 части первой и пункте 2 части второй настоящей статьи, преступлениям, указанным соответственно в пункте 1 части первой и пункте 1 части второй настоящей статьи, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Этот абзац говорит о том, что Правительство России должно выпустить дополнительное постановление, в тексте которого будут указаны иностранные преступления, при совершении которых работа водителем невозможна.

Нужна ли справка работающему водителю?

Обратимся к статье 2 Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»:

1. Работник, трудовая деятельность которого непосредственно связана с управлением легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, до 1 сентября 2023 года обязан представить работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Данный пункт говорит о том, что до 1 сентября 2023 года абсолютно все водители, работающие на такси, автобусах, троллейбусах, трамваях и метро, должны будут предоставить справку об отсутствии судимости и уголовного преследования своим работодателям.

Данное требование относится как к гражданам России, так и к гражданам других государств.

Примечание. Форма справки и порядок ее выдачи должны быть утверждены отдельным нормативным документом МВД.

2. Наряду со справкой, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, работник, не являющийся гражданином Российской Федерации и имеющий гражданство другого государства — члена Евразийского экономического союза, трудовая деятельность которого непосредственно связана с управлением легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, до 1 сентября 2023 года обязан представить работодателю документ о наличии (отсутствии) судимости за совершение преступлений, указанных в пункте 2 части первой и пункте 2 части второй статьи 3281 Трудового кодекса Российской Федерации, и (или) факта уголовного преследования за эти преступления либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданный компетентным органом соответствующего государства — члена Евразийского экономического союза, с приложением перевода на русский язык, верность которого должна быть удостоверена в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В части 2 статьи 2 речь идет о еще одной справке, которая является обязательной только для граждан Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, не имеющих гражданства РФ. Такие водители до 1 сентября 2023 года должны получить справку об отсутствии судимости и уголовного преследования в «своем» государстве и предоставить ее работодателю вместе с заверенным переводом.

То есть, гражданам Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии потребуются одновременно 2 справки об отсутствии судимости:

  • полученная в России;
  • полученная в «своем» государстве, сопровождаемая заверенным переводом.
Читайте также:  Какую госпошлину в 2023 году надо платить при разводе в суде и ЗАГСе

Предварительный медосмотр и медицинская справка

Медицинские осмотры в силу ст. 69 ТК являются обязательными еще на стадии вступления в трудовые отношения, если на это прямо указано в ТК или иных нормативных документах.

Согласно ст. 213 ТК все задействованные в управлении транспорта сотрудники подлежат обязательному предварительному медицинскому освидетельствованию.

Порядок проведения таких осмотров утвержден приказом Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н. Без прохождения медосмотра водителем при приеме на работу заключить с ним договор нельзя. Именно в ходе проведения медобследования врачи различных специальностей (невролог, офтальмолог, лор, хирург, дерматовенеролог) дают заключение о пригодности конкретного лица к исполнению трудовой функции водителя транспортного средства. По итогам осмотра председатель врачебной комиссии составляет заключение, на основании которого выдается соответствующая справка.

Режим труда и отдыха водителей автомобилей в 2023 году

Рассмотрим, какие режимы труда и отдыха водителей применяются на практике. Обычно используются такие варианты учета режима работы:

  • Ежедневный. Предусматривает 40-часовую рабочую неделю. Водитель может работать 5 или 6 дней в неделю.
  • Суммированный. Этот вариант удобно использовать если водители регулярно уезжают в многодневные рейсы, и из-за это применять ежедневный учет невозможно. Расчетным периодом по новым правилам является 1 месяц, но при согласовании с профсоюзом этот период можно увеличить до 3 месяцев. В разрезе 1 рабочего дня или 1 недели общепринятые нормы могут нарушаться, но при суммировании отработанных часов необходимо неукоснительное соблюдение режима труда и отдыха водителей.

В соответствии с утвержденным режимом труда и отдыха водителей (Приказ Минтранса России № 424) рабочее время водителя включает в себя время, затраченное на:

  • управление автомобилем;
  • специальные перерывы на отдых от управления транспортом;
  • выполнение работы, не связанной с управлением транспортным средством.

Изменения в правилах по охране труда водителей

Новации в режиме рабочего времени водителей и в документировании перевозок сопровождались изменениями в охране труда на автомобильном транспорте (Приказ Минтруда России от 09.12.2020 N 871н «Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте»).

Изменения в охране труда коснулись работодателей — юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и физических лиц (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями). Их необходимо применять при организации и осуществлении работ, связанных с эксплуатацией, техническим обслуживанием, ремонтом и проверкой технического состояния транспортных средств.

На основе Правил и требований технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя транспортных средств работодатель разрабатывает и утверждает инструкции по охране труда для работников и видов выполняемых работ (при наличии таковых на предприятии).

Утверждение происходит локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии).

Изменение правил охраны труда обязывает работодателя провести обучение и инструктаж по охране труда, для чего необходимо:

  • Провести внеплановое обучение по охране труда руководителей организации и членов комиссии по охране труда.
  • Провести внеочередную проверку знаний в объеме новых правил по охране труда при выполнении работником его трудовой функции, при выполнении работ на оборудовании с оформлением соответствующих документов.

Требования к квалификации водителей

Помимо внеочередного обучения по охране труда Приказом Минтранса России от 31.07.2020 N 282 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения внесены изменения в профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые при осуществлении перевозок к следующим работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

  • водитель легкового автомобиля;
  • водитель грузового автомобиля;
  • водитель автобуса;
  • водитель троллейбуса;
  • водитель трамвая;
  • контролер технического состояния транспортных средств;
  • контролер технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта;
  • специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения;
  • консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.

Актуализация и восполнение недостающих профессиональных квалификационных требований осуществляется образовательной организацией, реализующей основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих (ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Обучение проходит счет средств работодателя, т.к счет средств работодателя, т.к. это обучение обеспечивает безопасность дорожного движения и проводится для целей хозяйственной деятельности юридического лица (ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ).

Документы при приеме на работу тк рф 2021 водителя

Статья 65 Трудового Кодекса РФ. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора
Если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю: (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 409-ФЗ)

— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

— трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

— страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования; (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

— документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

— документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

— справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию; (абзац введен Федеральным законом от 23.12.2010 N 387-ФЗ)

— справку о том, является или не является лицо подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, которая выдана в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с федеральными законами не допускаются лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. (абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 230-ФЗ)

В отдельных случаях с учетом специфики работы настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.

Статья 65 Трудовой кодекс России

Документы, предъявляемые при заключении трудового договора

Если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю: (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 409-ФЗ)

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса), за исключением случаев, если трудовой договор заключается впервые; (в ред. Федерального закона от 16.12.2019 N 439-ФЗ)
  • документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в форме электронного документа; (в ред. Федерального закона от 01.04.2019 N 48-ФЗ)
  • документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  • документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
  • справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию; (абзац введен Федеральным законом от 23.12.2010 N 387-ФЗ)
  • справку о том, является или не является лицо подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, которая выдана в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с федеральными законами не допускаются лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. (абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 230-ФЗ)
Читайте также:  Всё о работе с электронной подписью

Оплошности, которые допускают работодатели, принимая водителя автобуса на работу, могут никак не отразиться на его будущем труде. Но нередко они чреваты материальной ответственностью нанимателя, моральным и материальным ущербом. Поэтому лучше их предотвратить.

Частые ошибки:

  1. Прием на работу без предварительного медосмотра. Соблазн сэкономить средства появляется у работодателя, когда будущий сотрудник предоставил медсправку, подтверждающую допуск кандидата к управлению транспортными средствами. Однако такой документ не может исключить прохождение осмотра в клинике. В ТК он предусмотрен, как обязательный.
  2. Кандидата не ознакомили под роспись с локальными нормативными документами (ЛНД), которые действуют в компании. В ЛНД могут содержаться дополнительные требования к водителю, обязанности и права, которые подробно не отображены в подписанном соглашении. Но ссылки на них в трудовом договоре имеются. Поэтому при возникновении конфликтных ситуаций возможно принятие решения не в пользу невиновного.

Новые требования к персоналу перевозчика с 1 января 2021 года: что изменилось

5.1. Испытание водителей проводится под руководством водителя — наставника. Водитель-наставник назначается работодателем из числа водителей, работающих у него на постоянной основе (штатные водители) или водитель – наставник привлекается работодателем со стороны по совместительству или срочному трудовому договору.

5.2. Требования к водителю – наставнику:

а) не иметь за последний год работы дорожно — транспортных происшествий по своей вине;

б) иметь стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при испытании на легковом такси или грузовом, специальном автомобиле);

в) иметь стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее пяти лет (при испытании на автобусе, троллейбусе или трамвае).

Новые нормы труда и отдыха применяют для организации работ транспортного персонала. Обратите внимание на шесть ключевых положений.

  1. Обеденный перерыв может составлять не менее 30 минут, но не более 2-х часов. Рекомендовано предоставлять его в середине рабочего дня. Порядок и длительность обеденного перерыва устанавливают в правилах внутреннего трудового распорядка.
  2. Специальный перерыв при непрерывном вождении водитель обязан сделать не позднее, чем через 4 часа 30 минут управления автомобилем. Его продолжительность — не менее 45 минут. Специальный перерыв можно делить на части: 15 и 30 минут.
  3. Прочие перерывы. Если рабочий день больше 8 часов допустимо предоставление 2-х перерывов суммарной продолжительностью не более 2-х часов. Каждый из них не может быть менее 30 минут.
  4. Междусменный отдых не должен быть менее двойной продолжительности предшествующей ему смены (рабочего дня). При совокупном учете междусменный отдых не может быть менее 11 часов. Отклонения от нормы допустимы в следующих случаях:
  • до 9 часов, но не более 3-х раз во временном отрезке между окончанием одного еженедельного отдыха и началом следующего;
  • дробление времени отдыха на 2 и более части, первая из которых составляет не менее 3-х часов, а последняя не менее 9 часов.
  • Водители, работающие в составе экипажей, часы отдыха дробить не могут. Они обязаны использовать его в количестве не менее 9 часов по окончании ежедневного периода.
  • Разделение рабочего дня (смены) на части может осуществляться с согласия водителя. С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделен на части. В данном случае суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать:
    • для водителей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении — 3 часа;
    • для остальных водителей — 5 часов.

    Помимо времени управления автомобилем, рабочее время водителя включает в себя:

    • время ремонта автомобиля, выполняемое водителем самостоятельно;
    • время стоянки в ожидании погрузочно-разгрузочных работ, ожидание посадки и высадки пассажиров;
    • время специальных перерывов для отдыха;
    • время подготовки автомобиля перед выездом и обслуживание после выезда;
    • время предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, а также время следования от рабочего места до места проведения медосмотра и обратно;
    • время иных работ, не связанных с управлением автомобилем, и иное время, предусмотренное трудовым договором, локальным актом и законодательством РФ;
    • время простоев не по вине водителя.

    Обратите внимание, что время, в течение которого водитель находится во время движения автомобиля в составе экипажа и не управляет автомобилем, как и время охраны груза, по новым нормам рабочим временем не считается.

    Законом предусмотрены порядка семи категорий водителей, на которых новые нормы не распространяются. Среди них:

    1. Водители аварийно-спасательных и пожарных автомобилей.
    2. Водители легковых автомобилей службы ведомственной охраны.
    3. Водители, занятые перевозками в пределах территории предприятия.
    4. Водители, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и местного самоуправления.
    5. Водители, занятые на международных перевозках.
    6. Водители автомобилей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
    7. Водители-военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы.

    Проведение проверки знаний и допуск к работе.

    Перед началом испытания водителя, ответственный за БДД составляет Лист испытания. В данный документ вносится номер листа, ФИО водителя, тип, марка, модель транспортного средства, ФИО водителя-наставника, даты прохождения испытания.

    После окончания испытания, ответственный за БДД (с учётом мнения водителя-наставника) принимает решение, годен ли по совокупности факторов данный работник к работе на данном виде технике. После заключения ответственного за БДД издаётся приказ о допуске работника к работе на данном виде технике и закреплении автомобиля за водителем.

    Важно не забыть провести проверку знаний работнику и оформить соответствующий протокол. Хранить все документы по испытанию, подготовке и допуску к самостоятельной работе по каждому работнику нужно в одном месте, например в личном деле.

    Прием на работу водителей ТС

    Требования предъявляемые к водителям транспортных средств

    Согласно Федеральному закону РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» — водитель транспортного средства — лицо, управляющее транспортным средством.

    На первый взгляд, прием на работу водителей автомобилей, мероприятие простое и не всегда работодатели относятся к нему серьезно и ответственно. Но именно с этого начинается построение работы по безаварийной эксплуатации транспортных средств. И от того на сколько серьезно руководитель транспортного отдела и отдела кадров отнесутся к подбору водительского состава, на столько проще будет в будущем организовывать безопасную эксплуатацию транспортных средств. Поэтому не стоит полностью доверять подбор водителей отделу кадров, а наоборот нужно как можно активнее принимать в этом участие.

    Далее мы рассмотрим последовательность действий при приеме на работу водителей.

    Для начала необходимо с кандидатом в водители провести собеседование. Во время собеседования обязательно обращаем внимание на:

    • Наличие водительского удостоверение соответствующей категории;
    • Уровень образования;
    • Опыт работы.

    Водительское удостоверение. Проверка наличия водительского удостоверения обязательное требование при приеме на работу водителя. Это прописано в пункте 5 Приказа Министерства транспорта РФ от 11 марта 2016 года № 59 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»:

    • Соответствие лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств (далее — работники), трудовые функции которых непосредственно связаны с управлением транспортными средствами (далее — водители), требованию по наличию у них права на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий, установленного в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», подтверждается водительским удостоверением.

    В статье видим что приказ Минтранса ссылается на Статью 25 закона «О БДД». В пункте 13 этой статьи есть следующее:

    • Не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами. Положение настоящего пункта не распространяется на граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального, осуществляющих предпринимательскую и трудовую деятельность на территории Российской Федерации, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами.

    Исходя из вышесказанного определяем что главное требование к водителю — наличие российского водительского удостоверения соответствующей категории, но есть исключения для определенный категорий лиц указанные в пункте 13 Статьи 25 закона «О БДД». Эти требования распространяются как на водителей организаций эксплуатирующих транспортные средства, так и на водителей организаций перевозчиков.

    Образование. Требований к уровню образования водителей транспортных средств организаций эксплуатирующих ТС в законодательстве не предусмотрено. При желании работодатель самостоятельно может разработать и утвердить свои требования к уровню образования водителей, в этом случае требования должны быть внесены в должностную инструкцию водителя или лица допущенного к управлению транспортным средством. Что касается организаций перевозчиков то к водителям этих организаций предъявляются дополнительные требования изложенные в Приказе Минтранса РФ от 28.09.2015 № 287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». При этом требования предъявляемые к водителям разбиты по категориям транспортных средств.

    Читайте также:  Программа «Молодая семья» покупка квартиры в Тамбове в 2022 году

    Опыт работы или стаж. Законодательно требования по стажу работы к водителям организаций эксплуатирующих транспорт не предъявляются. Но есть требования к некоторым категориям водителей организаций перевозчиков. Все эти требования описаны в приказе Министерства транспорта РФ № 287, а именно:

    • Водитель легкового такси должен иметь общий водительский стаж не менее трех лет;
    • К управлению автобусами, осуществляющими организованную перевозку группы детей, допускаются водители, имеющие стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее одного года из последних трех календарных лет и не подвергавшиеся в течение последнего года административному наказанию в виде лишения права управления транспортным средством либо административного ареста за совершение административного правонарушения в области дорожного движения. Требования к уровню профессионального образования и стажу (опыту) работы для иных водителей автобусов не предъявляются;
    • К управлению транспортными средствами, осуществляющими перевозку опасных грузов, допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства соответствующей категории не менее одного года и не подвергавшиеся в течение последнего года административному наказанию в виде лишения права управления транспортным средством либо административного ареста за совершение административного правонарушения в области дорожного движения;
    • К водителю управляющему тяжеловесным и (или) крупногабаритным транспортным средством, — наличие общего стажа (опыта) работы в качестве водителя не менее пяти лет, из которых не менее одного последнего года — в качестве водителя транспортного средства соответствующей категории;
    • К водителю автомобиля, сопровождающего тяжеловесное и (или) крупногабаритное транспортное средство, — наличие стажа (опыта) работы в качестве водителя автомобиля, осуществляющего перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза не менее одного года.

    После собеседования с водителем, если он полностью устраивает работодателя, необходимо организовать проведение обязательного предварительного медицинского осмотра.

    Предварительный медицинский осмотр

    В Статье 328 Трудового кодекса РФ сказано что перед трудоустройством все водители должны проходить обязательный предварительный медицинский осмотр:

    • Прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.

    В данном случае Трудовой кодекс отсылает нас к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

    Такая же ссылка на Приказ 302н есть в пункте 6 Приказа Минтранса № 59:

    • В соответствии с требованиями статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники проходят обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний, результаты которых оформляются в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

    В Приказе № 302н подробно описана процедура проведения различных видов медосмотров, в том числе и предварительного (при приеме на работу) медосмотра и это мы рассмотрим в отдельной статье (см. статью «Медицинские осмотры водителей»). На данный момент нам необходимо знать следующее:

    • При приеме на работу водителей необходимо организовывать обязательный предварительный медосмотр в медучреждении;
    • Медосмотр проводится за счет средств работодателя.

    После приема на работу

    Результаты собеседования заносятся в лист собеседования, который хранится в отделе кадров 5 лет. Не стоит забывать что после приема на работу водителя с ним необходимо провести инструктажи (см. статью «Инструктажи для водителей автомобилей»), и в некоторых случаях, с ним необходимо провести стажировку (см. статью «Стажировка водителей транспортных средств»).

    При приеме на работу водителей необходимо руководствоваться следующими нормативными актами:

    • Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
    • Приказ Министерства транспорта РФ от 11.03.2016 № 59 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;
    • Приказ Министерства транспорта РФ от 28.09.2015 № 287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

    Какие требования к водителю автобуса при приеме на работу

    Водительское удостоверение одной категории не дает работнику права управлять транспортными средствами остальных категорий. Например, наличие водительского удостоверения категории В позволяет управлять легковыми автомобилями, но принимать такого соискателя на должность водителя пассажирского автобуса нельзя (для этого необходимо открыть категорию D, D1 или DE — в зависимости от типа автобуса).

    Работодатели, принимающие на работу водителей любого наземного транспорта, должны руководствоваться новыми правилами профессионального отбора и обучения персонала. Новый порядок, разработанный Минтрансом России, начнет действовать 12 августа 2020 года Минтранс России приказом от 11.03.2020 N 59 утвердил Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Документ вступает в силу 12 августа и его требования распространяются на все, без исключения, организации и индивидуальных предпринимателей, которые нанимают на работу граждан, непосредственно связанных с движением транспортных средств.

    Как работает лицензия на такси для водителей?

    Лицензия или разрешение – документ, позволяющий водителю такси легально заниматься перевозками пассажиров в 2023 году.

    Оформив разрешение, шофер получает такие преимущества:

    • доверие со стороны клиентов;
    • возможность работать напрямую со службами такси и получать постоянные заказы на перевозки пассажиров, а не «бомбить» по городским дорогам в надежде подвезти попутчика;
    • защита от контролирующих органов.

    В свою очередь, клиент, который едет на легальном автомобиле с разрешением, получает:

    • знание водителем русского языка;
    • гарантию того, что шофер прошел мед. освидетельствование перед работой, сел за руль трезвым, в нормальном физическом и психическом состоянии;
    • безопасность, которая обеспечивается соблюдением водителем правил дорожного движения;
    • прозрачность тарифов расчета стоимости услуги;
    • возврат вещей, забытых в машине после поездки.

    Учитывая небольшую стоимость лицензии, преимущества от ее оформления кратно покрывают затраты времени и средств на подачу заявки.

    Документальное сопровождение приема водителя на работу

    До оформления водителя на предприятие с соискателем проводится собеседование. От имени компании кадровый работник, руководитель предприятия или транспортной группы. По результатам собеседования соискателю предлагается работа или отказ в трудоустройстве. Информация опроса отражается в листе собеседования, хранящегося на предприятии в течение 5 лет. При необходимости устный опрос может сопровождаться письменным тестированием (п. 10 Приказа № 59).

    Водитель автобуса должен иметь опыт работы на транспорте определенной категории. Продолжительность стажа вождения подтверждается записями в трудовой книжке и, при необходимости уточнения данных, запросами к работодателям. К управлению транспортом не допускаются несовершеннолетние лица.

    Водители должны обладать удостоверением на право управления транспортным средством определенной категории. Квалификация лица, допущенного к управлению группы транспортных средств, указана в водительском удостоверении. Используется документ российского образца, выдачу которых осуществляет ГИБДД.

    Согласно параграфу 1а раздела «Автомобильный и городской электрический транспорт» выпуска 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 25.11.2003 N 147 (далее — выпуск 52 ЕТКС), по профессии «Водитель автомобиля» установлено следующее соотношение квалификационных разрядов и сложности труда по управлению автомобилями.

    Тарифный разряд Категория управляемого механического транспортного средства
    4-й разряд «B» либо «BE»
    5-й разряд «C» либо «CE», кроме грузовых автомобилей (автопоездов) всех типов грузоподъемностью свыше 60 тонн (для автопоездов — по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа)
    6-й разряд «D» либо «DE»
    7-й разряд «CE»: грузовые автомобили (автопоезда) всех типов грузоподъемностью свыше 60 тонн (для автопоездов — по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа)

    В данном случае также обращаем внимание на следующие дополнительные требования к водителю автомобиля.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *