Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем обернется госрегулирование тарифов такси? Эксперты комментируют законопроект». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Одной из наиболее ожидаемых рынком норм является возможность работать в такси самозанятым водителям. Сейчас 67% выручки на рынке приходится на легальных водителей, 8,2% из них выбирают налоговый режим самозанятости. Но есть нюанс.
Требования к водителям и автомобилям
Новый законопроект предлагает несколько запретов, направленных на ужесточение требований к водителям: например, в такси не смогут работать те, у кого более трех неуплаченных штрафов за административные правонарушения (например, проезд на красный свет или обгон в неположенном месте), есть повторный административный арест или лишение прав менее чем через год после окончания аналогичного наказания. Также смежным законом в отрасли вводится требование по отсутствию непогашенной судимости по ряду статей УК РФ.
С принятием законопроекта могут ужесточиться требования и к автомобилям. В частности, документ предусматривает оснащение таксомоторов устройствами контроля за вниманием и сонливостью. Минтранс выходил с подобным предложением еще в прошлом году.
Допуск водителей к управлению такси
Запретят управлять такси тем, кто подходит хотя бы под один этих из критериев:
- у водителя на день до перевозки есть более 3 неуплаченных административных штрафов за нарушения в области дорожного движения. Исключение — случаи, когда сроки уплаты штрафов истекли;
- он не прошел аттестацию на знание того, где в регионе находятся объекты транспортной инфраструктуры, культурного наследия и спорта, медицинские и образовательные организации и т.д.;
- таксиста лишили прав и (или) арестовали за административные нарушения в сфере дорожного движения повторно. Это произошло до того, как истек год со дня окончания предыдущего срока такого наказания;
- у него есть неснятая или непогашенная судимость за совершение ряда преступлений либо его преследуют по УК РФ за такие деяния (этот пункт будет действителен с 1 марта 2023 года).
Как изменятся цены на поездки в такси в 2023 году
Согласно новому закону, пассажиры могут заранее ознакомиться с тарифами на перевозку. Их опубликуют на сайтах перевозчика, службы заказа. В Москве, СПб и Севастополе городские власти могут сами установить минимальные тарифы на поездки в такси. Новые тарифы начнут действовать с 1 сентября 2023 года.
— Как только новые тарифы вступят в силу, скорее всего, ценовая политика на рынке услуг такси, по крайней мере в больших городах, перестанет носить скачкообразный характер, — считает финансовый эксперт группы «Аналитика онлайн» Глеб Задоя. — Агрегаторы не смогут самостоятельно менять тариф просто потому, что в данную минуту формируется некий повышенный спрос. А злоупотребления сразу будут в фокусе антимонопольной службы.
Штраф за использование автомобиля с шашками
Статья 12.5 КоАП:
41. Управление транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный фонарь легкового такси или опознавательный знак «Инвалид», —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
7. Управление транспортным средством, на которое незаконно нанесена цветографическая схема легкового такси, —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.
Выше были рассмотрены штрафы за незаконную установку опознавательных элементов на такси, однако в 2023 году отдельные штрафы предусмотрены и за управление автомобилем с незаконными шашками:
- За фонарь на крыше — 5 000 рублей с конфискацией.
- За шашечки на автомобиле — 5 000 рублей.
То есть если человек незаконно установил фонарь и наклейки такси, а затем выехал с ними на дорогу, то он получит 4 штрафа по 5 000 рублей.
Ответственность такси-сервисов
Из опубликованного документа следует, что сервисы заказа такси будут нести ответственность за передачу заказа перевозчику без соответствующего разрешения — в случае, если пассажиру или его имуществу был причинен вред во время поездки на такси. Предполагается, что ответственность будет солидарной с ответственностью перевозчика.
Сведения о перевозчиках и статусе их разрешений можно будет проверить через региональный реестр перевозчиков легковых такси, тогда как сведения о транспортных средствах, которые перевозчик вправе использовать — через региональный реестр легковых такси.
При этом ответственность не будет распространяться на такси-сервисы, которые вовремя уведомили уполномоченный орган об отсутствии технической возможности получения актуальных сведений из реестров, а уполномоченный орган не передал эти сведения другим способом не позднее чем за сутки до дня, в который был причинен вред.
Солидарную ответственность с перевозчиком служба заказа такси будет нести и в случае причинения вреда пассажиру, если водителем такси имеет статус самозанятого, однако его ОСАГО не смогло покрыть реальный ущерб от инцидента.
В обоих этих случаях сервис заказа такси вправе в дальнейшем взыскать сумму, выплаченную за причинение указанного вреда, в полном объеме непосредственно с лица, причинившего вред.
Полную ответственность перед пассажиром за вред, причиненный в результате поездки на такси, сервис заказа такси будет нести в том случае, если заказчик не был уведомлен надлежащим образом о наименовании перевозчика, или если данные были предоставлены корректно, однако в реестрах нет всех разрешающих статусов водителя.
Также для агрегаторов предлагается ввести ответственность за передачу заказов перевозчикам, игнорирующим нормы времени управления транспортным средством и отдыха.
Порядок назначения штрафа за перевозку пассажиров без лицензии
Водители такси достаточно часто проверяются сотрудниками ГИБДД на дороге. Проверяют наличие документов, в том числе разрешения на работу такси.
Кроме сотрудников ГИБДД правом проверять водителей и перевозчиков наделены государственные транспортные инспекторы — должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов (Ространснадзор).
Рейды проводятся регулярно и часто бывают совместными.
Если проверяющий обнаружил нарушение и начал составлять протокол, водитель вправе
— вносить в него свои пояснения и (или) возражения,
— вносить в протокол ходатайства (например, о рассмотрении дела по месту жительства).
Обычно протокол составляется сразу, но если приходится искать паспортные данные владельца, то в течение 2 суток с момента выявления нарушения (ст. 28.5 КоАП РФ).
Как получить лицензию на такси юридическому лицу?
Юридическое лицо, которое зарегистрировало таксопарк, как общество с ограниченной ответственностью (ООО), может также подать заявку на получение лицензии онлайн либо посетить одно из представительств государственных органов, оказывающих услугу по выдаче регистраций.
Перед подачей заявления, руководителю ООО, либо доверенному представителю нужно подготовить пакет документов, который включает документы:
- скан-копия документа, удостоверяющего личность заявителя;
- скан-копия свидетельства о регистрации автомобиля;
- данные ОГРН юридического лица; данные ИНН юридического лица;
- если автомобиль не ваш – скан-копия договора лизинга, договора аренды или копия нотариально заверенной доверенности на право распоряжения автомобилем;
- скан-копия доверенности от юридического лица.
Когда нужные документы собраны, можно переходить к подаче заявления для выдачи разрешения на такси. Подавать заявку от имени юридического лица в 2023 году может непосредственный руководитель организации, либо один из сотрудников. В последнем случае работнику вместе с собранным пакетом уставных и регистрационных документов выдается доверенность, которая дает право на подачу заявки от имени ООО.
Региональные информационные реестры
На основании Закона о такси 2023 г. в каждом регионе РФ должны быть созданы 3 информационных реестра:
- Реестр перевозчиков легковым такси (реестр перевозчиков) — самая важная информация в этом реестре — наличие разрешения у перевозчика на осуществлении перевозки легковым такси. С 01 сентября 2023 г. устраняется реестр разрешений, который сейчас ведется по регионам. Вся информация о разрешениях на перевозку переносится в реестр перевозчиков. Номер записи о перевозчике из реестра перевозчиков необходимо будет размещать в салоне такси.
- Реестр легковых такси (реестр такси) — будет содержать основные данные о легковом автомобиле (марка, модель, государственный регистрационный номер, сведения о VIN транспортного средства или ином идентификационном номере, если VIN отсутствует, номер и дата выдачи свидетельства о регистрации ТС и др.) и его владельце (наименование, ФИО и основание владения);
3.Реестр служб заказа легкового такси (реестр служб заказа) — кроме основной информации о службе заказа (наименование, ФИО — для ИП, адрес, ИНН, сайт, телефон поддержки и т.п.) будет содержать информацию о способах приема и передачи заказов такси (обеспечения доступа к таким заказам) и об адресах, по которым расположены технические средства для получения, обработки, передачи и хранения заказов.
Информацию из новых реестров (кроме персональных данных) уполномоченный орган должен будет размещать на своем сайте. Если такого сайта у органа нет, тогда реестры будут размещены на сайте высшего исполнительного органа субъекта РФ.
Службы заказа такси обязаны будут ежедневно, до передачи заказа перевозчику или своему работнику-водителю, проверять следующую информацию:
- имеются ли сведения о легковом автомобиле, используемом для перевозки в реестре такси;
- имеется ли у перевозчика действующее разрешение, которое на момент передачи заказа не должно быть приостановлено или аннулировано.
Требования к автомобилю такси
В Законе о такси 2023 закреплены обязательные требования к автомобилю, используемому для перевозок (такси). С 01 сентября 2023 г. оно должно:
- иметь на боковых поверхностях кузова специальную цветовую схему, состоящую из квадратов контрастного цвета (цвета в законе не закреплены, они могут устанавливаться законом субъекта РФ) и расположенных в шахматном порядке;
- на крыше такси должен быть закреплен опознавательный фонарь оранжевого цвета;
- запрещено размещать информацию о маршруте перевозки, начальном или конечном пункте перевозки и о стоимости такой перевозки.
Этот перечень являются исчерпывающим и иные требования к оформлению такси (кроме выбора цвета) не могут быть установлены законом субъекта РФ.
Также, эти требования необязательно применять, если разрешение на перевозку было выдано до 01 сентября 2023 г. — на весь срок действия такого разрешения, но не более 5 лет.
Законом о такси 2023 г. установлены и требования к информации, которая обязательно должна иметься в салоне такси:
- государственный регистрационный номер такси;
- наименование перевозчика;
- ФИО водителя;
- номер записи в региональном реестре перевозчиков легковым такси;
- сведения о разрешении на перевозки и сроке его действия;
- телефонный номер перевозчика, по которому может быть направлена жалоба или предложения;
- телефонный номер уполномоченного государственного органа;
- информация о действующих тарифах (в том числе на единицу пробега ТС (км) или единицу времени пользования ТС) и правила их применения для определения стоимости поездки.
Требования к водителям и автомобилям
Новый законопроект предлагает несколько запретов, направленных на ужесточение требований к водителям: например, в такси не смогут работать те, у кого более трех неуплаченных штрафов за административные правонарушения (например, проезд на красный свет или обгон в неположенном месте), есть повторный административный арест или лишение прав менее чем через год после окончания аналогичного наказания. Также смежным законом в отрасли вводится требование по отсутствию непогашенной судимости по ряду статей УК РФ.
С принятием законопроекта могут ужесточиться требования и к автомобилям. В частности, документ предусматривает оснащение таксомоторов устройствами контроля за вниманием и сонливостью. Минтранс выходил с подобным предложением еще в прошлом году.
Предлагается обязать автомобильного перевозчика заключить с водителем транспортного средства, выполняющего внутриреспубликанские автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении, в том числе автомобильные перевозки пассажиров автомобилями-такси, трудовой договор (за исключением индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность самостоятельно без привлечения иных лиц).
Об этом изменении говорилось и ранее, еще в 2020-м. Оно чревато тем, что вопросы могут возникнуть у водителей, для кого работа в такси не является единственным заработком, либо у тех из них, кто совмещает работу с несколькими агрегаторами и службами такси.
И это предложение подвергалось критике. Примерно в то же самое время Онлайнер публиковал результаты большого исследования, проведенного Отраслевой лабораторией антимонопольного и ценового регулирования, регулирования в области торговли Белорусского государственного экономического университета. Полученные данные показали, что только у немногим более половины участвовавших в опросе водителей занятость в данной сфере — основная работа и источник дохода. Для 12% это неосновной вид деятельности, но основной источник дохода, а для трети опрошенных — подработка, дополнение к основному заработку.
Нам не известно, проводилось ли подобное исследование в недавнее время.
Не более одного заказчика в такси
Предлагается закрепить законодательно, что при перевозках пассажиров автомобилями-такси допускается наличие не более одного заказчика.
Не всем участникам рынка к настоящему моменту понятна эта формулировка. Есть предположения, что она не вводит запрет на посадку дополнительных пассажиров в такси после того, как первый заказчик сел туда и началась поездка.
Вместе с тем тот же «Яндекс Go» тестирует в России совместные поездки, когда двое клиентов по тарифу «Попутчик» могут ехать в одной и той же машине просто потому, что им по пути.
Судя по формулировке, предложенной в проекте постановления, подобные эксперименты могут быть заведомо заблокированы в Беларуси.
Запрет на включение в стоимость простоя
Проектом постановления предлагается закрепить следующие положения: «Размер платы за автомобильную перевозку пассажиров автомобилем-такси, заказанную и оплаченную посредством электронной информационной системы только с использованием реквизитов банковских платежных карточек, определяется электронной информационной системой за посадку в автомобиль-такси, за 1 км оплачиваемого пробега и 1 минуту поездки на основании договора автомобильной перевозки пассажира автомобилем-такси».
При этом «запрещается включать в размер платы стоимость простоя автомобиля-такси во время выполнения автомобильной перевозки пассажиров автомобилем-такси по не зависящим от воли пассажира обстоятельствам (остановка на железнодорожном переезде, запрещающем сигнале светофора и т. д.)».
— Расчет времени выполнения одной поездки с учетом вычета из стоимости поездки простоя на светофорах, железнодорожных переездах и т. д., не представляется возможным, — уверены в АПиД. — А в случае введения данного положения увеличится количество споров между пассажирами и водителями такси, осуществляющими перевозку, а также между водителями и диспетчерами, электронными информационными системами. Кроме того, стоимость поездок упадет, что негативно скажется как на перевозчиках (их финансовая нагрузка увеличится), так и на водителях такси (их заработок уменьшится). Вследствие этого увеличится количество перевозчиков и водителей, которые будут осуществлять поездки «от борта» и в обход электронных информационных систем, что означает и обход налоговых платежей.