Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за нарушение избирательного законодательства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. Применительно к избирательным правам это положение Конституции Российской Федерации развито и конкретизировано в статье 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также в некоторых иных федеральных законах. Речь прежде всего идет о Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации (ГПК).
Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих
В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:
- Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш
SHIFT + ? - Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
- Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
- Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
- Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет
Конституционно-правовая ответственность в избирательном праве
Понятие «юридическая ответственность» (юридический/судебный — лат. juridicus; англ. juridical liability/responsibility) является одной из фундаментальных категорий юриспруденции.
Физические и юридические лица являются субъектами (индивидуальные и коллективные субъекты) правонарушения и рамках конституционно-правовой ответственности (в том числе ответственности по избирательному праву). Субъектом конституционной ответственности может быть только участник конституционных правоотношений, на которого возлагается обязанность следовать конституционным предписаниям и отвечать за свое юридически значимое поведение. Ретроспективная конституционная ответственность допустима лишь в отношении субъектов, обладающих конституционной деликтоспособностью и совершивших конституционное правонарушение.
Административное наказание
За мелкие нарушения граждане привлекаются к административной ответственности. Основные виды правонарушений приводятся в главе 5 КоАП. Обычно они связаны с организацией выборов, а также к функционированию избирательных участков.
Во время таких проступков не затрагиваются конституционные права россиян. Наиболее часто встречаются нарушения, связанные с деятельностью избирательной комиссии, финансированием кампании или с результатами выборов.
Самыми яркими примерами административных проступков являются:
- отказ от предоставления или передача с опозданием сведений, в которых указываются суммы и источники денежных поступлений в избирательный фонд (ст. 5.17 КоАП);
- нарушение условий, которые предъявляются к кандидатам, занимающихся предвыборной агитацией (ст. 5.8 КоАП);
- использование неправомерной рекламы работы или службы кандидата (ст. 5.9 КоАП);
- уничтожение или нарушение целостности агитационных материалов, представленных в печатном виде (ст. 5.14 КоАП);
- использование подкупа в отношении участников референдума или избирателей (ст. 5.16 КоАП);
- предоставление бюллетеня без соблюдения определенных правил (ст. 5.22 КоАП).
За такие проступки нарушителю приходится уплачивать штраф, размер которого определяется индивидуально. Если нарушение считается незначительным, например, если не были своевременно поданы данные об избирателях, то физлица уплачивают штраф от 1 до 5 тыс. руб.
Если же обнаруживается подкуп, то к гражданам применяются более серьезные меры наказания, представленные денежной санкцией в размере до 25 тыс. руб.
Конституционное наказание
Она применяется к коллективным или индивидуальным субъектам, к которым относятся политические партии, избирательные комиссии, агитационные группы, СМИ, кандидаты, наблюдатели, избиратели или доверенные лица.
К основным мерам конституционной ответственности относится:
- предупреждение;
- отказ в проведении выборов или референдума;
- отказ регистрировать кандидата или инициативную группу;
- взыскание с кандидата или избирательного объединения затрат, которые были понесены избирательной комиссией, если по разным причинам выборы были отложены в связи со снятием кандидатуры или иными причинами;
- отмена решения, принятого комиссией на основании подсчета голосов;
- отмена решения, по которому политическая партия или объединение было принято к распределению депутатских мандатов;
- отмена решения, принятого избирательной комиссией, на основании которого кандидат признается депутатом;
- лишение депутатского мандата;
- отмена решения, на основании которого был зарегистрирован кандидат;
- приостановление или прекращение полномочий членов референдума или избирательной комиссии;
- исключение конкретного кандидата из перечня;
- отстранение члена комиссии от должностных обязанностей;
- отмена регистрации группы, назначенной для проведения референдума;
- расформирование избирательной комиссии;
- приостановление выпуска каких-либо сведений о выборах или кандидатах в СМИ.
Важно! Решение о назначении конкретных мер наказания принимается судом.
Комментарии к статье 141 УК РФ
В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Исключение составляют граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Объект преступления. Основным объектом преступления выступают гарантированные Конституцией РФ свободное и равное осуществление гражданами своего избирательного права, права на участие в референдуме, законная деятельность избирательной комиссии, комиссии референдума.
Дополнительными объектами в квалифицированном составе преступления (ч. 2 ст. 141 УК РФ) являются здоровье, неприкосновенность, безопасность лица, законная деятельность предприятия, учреждения или организации независимо от форм собственности.
Потерпевшим может быть гражданин Российской Федерации, чье избирательное право или право на участие в референдуме было нарушено, член избирательной комиссии, комиссии по проведению референдума, а также близкие членов указанных комиссий.
Как говорит нардеп Виталий Куприй, нарушения на выборах были и будут всегда. «Но нарушения, которые мы видим на этих выборах, стали очевидными и очень масштабными. Причем, если раньше их хоть как-то скрывали, то сегодня все делается открыто и нагло. Я имею в виду социальные договоры, формирование многоуровневой «сетки» Порошенко, использование административного ресурса, что зафиксировано на видеозаписи. Кроме того, если на прошлых выборах подкупали наличными, то сейчас это делается за деньги налогоплательщиков из бюджета. Все это показывает, что идет масштабная кампания по фальсификации. Это уже если не говорить о каких-то мелких нарушениях, связанных с агитацией, отсутствием исходящих данных на листовках, обнародовании в сетях неподтвержденной информации о конкурентах, фейках и прочим», — сказал «Вестям» Куприй.
Почему власть не стесняется подкупать нищих пенсионеров перед выборами
На нарушения, согласно закону, должна реагировать ЦИК, говорит нам адвокат Сергей Войченко: «Но будут ли ее решения объективны, учитывая, что она избиралась при действующей власти и обслуживает ее интересы, — вопрос открытый. Окончательное решение должен принимать суд. Но как мы видели по делу Ульяны Супрун, когда один судья взял самоотвод, а другой заявил о давлении, судебная система зависима от действующей власти», — подчеркнул Войченко.
С Центризбиркомом, по словам Куприя, тоже вопросы. «Это абсолютно ангажированная кандидатом Порошенко структура. В ней 10 из 16 членов имеют конфликт интересов, то есть избирались либо по квотам, либо являются фигурантами коррупционных скандалов. А когда я подаю в ЦИК информацию об использовании глав РГА и коммунальных предприятий для агитации за действующего президента, то они ее не рассматривают. Равно, как и тогда, когда я указываю на «сетку», подкупы… Но еще хуже, что когда я пытаюсь обжаловать бездеятельность ЦИК — у меня уже четыре иска, но я проигрываю суды. Они также становятся на сторону Порошенко. Поэтому мы с другими адвокатами пытаемся объединяться и унифицировать подобные иски», — сказал «Вестям» Куприй.
На этой неделе глава МВД Арсен Аваков обещал внести в Раду законопроект об усилении ответственности за нарушения во время выборов, в том числе подкуп избирателей. «Речь идет о том, чтобы наказывать за серьезные нарушения серьезными сроками. Участник схемы будет получать от трех до семи лет в тюрьме», — заявил Аваков.
При этом, по данным МВД, всего с начала старта избирательной кампании в полицию поступило 1871 обращение о нарушении предвыборного законодательства. Больше всего они касаются партии действующего президента.
«Партии «Блок Петра Порошенко» — 454 обращения о нарушениях, «Батькивщины» — 353, «Самопомочи» — 169, «Гражданской позиции» — 131, Радикальной партии — 122″, — сообщили в МВД. Там добавили, что чаще всего фиксируются случаи подкупа, незаконной наружной рекламы и хулиганства, когда идет вмешательство в ход митингов и т. п.
Адвокат Александр Дульский не исключает, что такие изменения в законодательстве могут быть скрытым инструментом для борьбы с политическими конкурентами. «Нужно смотреть наперед. В случае регистрации уголовного производства или сообщения о подозрении по новой статье, связанной с выборным процессом, человеку может быть запрещено общение, контакты с другими лицами и полиграфиями. То есть теоретически таким способом могут выбивать конкурентов», — сказал «Вестям» Дульский.
Как СБУ и МВД воюют из-за «сеток» и подкупов голосов на выборах
Состав и ответственность
Рассматриваемая тема подразделяется на два самостоятельных преступления: 1-ое регулируется статьёй 142 и устанавливает ответственность за фальсификацию избирательных документов, 2-ое – статьёй 142.1 и относится к подделке итогов голосования. Общественная опасность данных деяний в их попытки нарушить один из основополагающих принципов демократического государства в виде принципа народовластия, нарушая при этом не только Уголовный кодекс, но также и главный законодательный акта Российской Федерации – Конституцию. К сожалению, подобные нарушения не редки, и огромное количество выборов, особенно при избрании административного штаба небольшими субъектами местного самоуправления, сопровождается значительными нарушениями и со стороны самих кандидатов, и со стороны уполномоченных комиссий. Стоит ли говорить, что основным движущим элементом совершения этих преступлений является финансовая составляющая, которая сопровождает каждые, без исключения, выборы.
История уголовной ответственности за нарушение избирательных прав граждан
Исходя из конституционно-правового смысла нормы следует, что выборы являются законным путем легитимации верховной власти в России. К числу высших выборных органов и лиц в Российской Федерации относятся: Президент Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, главы субъектов Российской Федерации (в случаях, предусмотренных региональными конституциями и уставами), депутаты (члены) законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, главы муниципальных образований.
Все это свидетельствует об особой важности обеспечения прозрачности и законности избирательного процесса в Российской Федерации. Уголовно-правовая охрана конституционного строя Российской Федерации и конституционных прав и свобод человека и гражданина является ключевой задачей Уголовного кодекса Российской Федерации.
Порядок взаимодействия госорганов, средств массовой информации, партий и их представителей с избирательными комиссиями строго регламентирован. Кроме того, нормируются действия избирателей, а также процессы:
- подсчета голосов;
- предоставления информации;
- транспортировки бюллетеней;
- оглашения результатов и другое.
Каждый этап плебисцита строго расписан. Сделано это для того, чтобы результаты народного волеизъявления оказались прозрачными и достоверными. Однако такая регламентация приводит к вероятности большого количества несоблюдений норм. Об их числе можно судить по количеству статей об административной ответственности — их 24.
Наиболее часто разбираемые нарушения таковы:
- не предоставление информации в положенные сроки;
- отказ в предоставлении отпуска членам комиссии и кандидатам в народные избранники;
- неисполнение запрета на рекламирование коммерческой деятельности кандидатов;
- участие в агитации лиц, которым таковая деятельность не разрешена;
- непредоставление помещений для встречи с избирателями;
- подкуп избирателей.
Совет: участникам избирательного процесса необходимо изучать все тонкости законодательства, так как они попадают под пристальное наблюдение:
- прокуратуры;
- представителей конкурирующей политической силы;
- гражданского общества.
Административные нарушения избирательного права
Большая часть правонарушений, которые возникают в избирательных отношениях, относятся к категории административных проступков.
Правонарушения в избирательном праве прописаны в главе 5 (ст. 5.1 – ст. 5.25) КоАП РФ.
К административным проступкам относятся, как правило, нарушения, связанные с организацией выборов, работой избирательных участков. При таких деяниях не нарушаются конституционные права граждан в области избирательного права.
По самой общей классификации таких проступков выделяются следующие категории нарушений, которые связаны с:
- Осуществлением деятельности избирательных комиссий;
- Нарушением индивидуальных прав субъектов избирательного права;
- Финансированием избирательной кампании;
- Правом на получение информации о кандидатах;
- Нарушением правил предвыборной агитации;
- Нарушениями в результатах выборов и референдума.
Данная тема особенно актуальна на фоне приближающихся президентских выборов, которые пройдут 18 марта 2018 года и уже вызывают огромный интерес не только у россиян, но и во всё мире, но интерес представителей других государств носит более спекулятивный характер. Разобрать все нюансы и перипетии действующего избирательного законодательства в рамках статьи в принципе невозможно, да и было бы нецелесообразно, так как регулирующих нормативно-правовых актов сотни, и большинство из них постоянно подвергаются изменениям и корректировке. Для тех, кто всё же желает получить более полное представление о самой избирательной системе, существует, по сути, целая энциклопедия на официальном сайте ЦИК РФ.
Сейчас основное внимание следует уделить трём нормативно-правовым актам: Конституция РФ, Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс. Также следует упомянуть и ФЗ № 67 от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Согласно основополагающему документу, Конституции РФ, а именно части 2 статьи 32, которая устанавливает, что «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме», кроме недееспособных и лиц, находящихся в местах лишения свободы.
На основании вышесказанного можно утверждать, что каждый человек при условии соблюдения установленных требований имеет право быть избранным, например, в президенты, тем самым реализуя свои права.
Граждане, получившие в рамках действующего законодательства дееспособность, наделены привилегией. Таковая является и правом, и обязанностью одновременно. Это возможность принимать участие в формировании руководства страны на всех уровнях. В России три ветви власти: исполнительная, судебная и законодательная. Последняя создается путем выбора депутатов различных уровней от федерального до местного.
Кроме того, некоторые важные для общества вопросы решаются с участием всех жителей страны. Форма опроса — референдум. К примеру, крымчане так решили свою судьбу в 2014 году.
Право голосовать предоставлено жителю демократической страны в рамках Основного закона. В Конституции РФ таковое изложено в 32-й статье.
Ответственность за нарушение избирательных прав граждан внесена в два кодекса:
- Уголовный (статья 141);
- об административных правонарушениях (5-я глава).
Наказание в указанных законах несут как граждане, так и должностные лица. Демократические основы государства предполагают участие каждого человека в формировании властной структуры. С этим связано наличие у гражданина избирательного права. Оно двояко:
- с одной стороны, каждый дееспособный человек, достигший установленного возраста, может претендовать на выборную должность;
- с другой, обязанность и право гражданина состоит в участии в плебисците.
Административные нарушения избирательного права
Большая часть правонарушений, которые возникают в избирательных отношениях, относятся к категории административных проступков.
Правонарушения в избирательном праве прописаны в главе 5 (ст. 5.1 – ст. 5.25) КоАП РФ.
К административным проступкам относятся, как правило, нарушения, связанные с организацией выборов, работой избирательных участков. При таких деяниях не нарушаются конституционные права граждан в области избирательного права.
По самой общей классификации таких проступков выделяются следующие категории нарушений, которые связаны с:
- Осуществлением деятельности избирательных комиссий;
- Нарушением индивидуальных прав субъектов избирательного права;
- Финансированием избирательной кампании;
- Правом на получение информации о кандидатах;
- Нарушением правил предвыборной агитации;
- Нарушениями в результатах выборов и референдума.
Примерами нарушения избирательного права в рамках КоАП РФ могут быть следующие незаконные действия:
- Непредставление в срок или полное непредставление, равно как и представление ложных сведений, отражающих источники и размеры средств, перечисленных в избирательный фонд. Часть 1 ст. 5.17 КоАП РФ.
- Нарушение условий проведения предвыборной агитации. Статья 5.8 КоАП РФ.
- Нарушение условий рекламы деятельности кандидатов. Статья 5.9 КоАП РФ.
- Уничтожение или повреждение печатных агитационных материалов. Статья 5.14 КоАП РФ.
- Подкуп избирателей или участников референдума, который не имеет уголовного состава. Статья 5.16 КоАП РФ.
- Незаконная выдача избирательного бюллетеня. Статья 5.22 КоАП РФ.
Граждане, получившие в рамках действующего законодательства дееспособность, наделены привилегией. Таковая является и правом, и обязанностью одновременно. Это возможность принимать участие в формировании руководства страны на всех уровнях. В России три ветви власти: исполнительная, судебная и законодательная. Последняя создается путем выбора депутатов различных уровней от федерального до местного.
Кроме того, некоторые важные для общества вопросы решаются с участием всех жителей страны. Форма опроса — референдум. К примеру, крымчане так решили свою судьбу в 2014 году.
Право голосовать предоставлено жителю демократической страны в рамках Основного закона. В Конституции РФ таковое изложено в 32-й статье.
Ответственность за нарушение избирательных прав граждан внесена в два кодекса:
- Уголовный (статья 141);
- об административных правонарушениях (5-я глава).
Наказание в указанных законах несут как граждане, так и должностные лица. Демократические основы государства предполагают участие каждого человека в формировании властной структуры. С этим связано наличие у гражданина избирательного права. Оно двояко:
- с одной стороны, каждый дееспособный человек, достигший установленного возраста, может претендовать на выборную должность;
- с другой, обязанность и право гражданина состоит в участии в плебисците.
Порядок взаимодействия госорганов, средств массовой информации, партий и их представителей с избирательными комиссиями строго регламентирован. Кроме того, нормируются действия избирателей, а также процессы:
- подсчета голосов;
- предоставления информации;
- транспортировки бюллетеней;
- оглашения результатов и другое.
Каждый этап плебисцита строго расписан. Сделано это для того, чтобы результаты народного волеизъявления оказались прозрачными и достоверными. Однако такая регламентация приводит к вероятности большого количества несоблюдений норм. Об их числе можно судить по количеству статей об административной ответственности — их 24.
Наиболее часто разбираемые нарушения таковы:
- не предоставление информации в положенные сроки;
- отказ в предоставлении отпуска членам комиссии и кандидатам в народные избранники;
- неисполнение запрета на рекламирование коммерческой деятельности кандидатов;
- участие в агитации лиц, которым таковая деятельность не разрешена;
- непредоставление помещений для встречи с избирателями;
- подкуп избирателей.
Совет: участникам избирательного процесса необходимо изучать все тонкости законодательства, так как они попадают под пристальное наблюдение:
- прокуратуры;
- представителей конкурирующей политической силы;
- гражданского общества.