Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Про налоги во Франции просто и понятно». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Получателям дивидендов по акциям французской компании необходимо знать, как начисляются налоги во Франции в 2022-м году. Если иностранец владеет до 5% активов в течение минимум 24-х месяцев, он освобождается от участия в дивидендах, компания не платит налог на дивиденды. В этом случае эффективная налоговая ставка составит 1,6% при общем 31% и 1,72% при 33,3%.
Этот вид налога является основным косвенным налогом, он приносит в бюджет около 45% всех фискальных поступлений. Разделяется на следующие категории:
Ставка, % | Вид товара или услуги |
19,6 | Стандартная, на все товары, услуги |
22 | Предельная, на предметы роскоши, средства передвижения, алкогольную и табачную продукцию |
7 | Сокращенная, на товары культурного назначения |
5,5 | Сокращенная, на товары и услуги первой важности (за исключением медикаментов и жилья) |
Налоговая система Франции
Франция традиционно имеет репутацию страны с запутанной системой налогообложения и высоким уровнем административных расходов. Однако было бы ошибкой считать, что все слои населения платят одинаково. Лица, проживающие в стране менее 183 дней в году, имеют статус налоговых нерезидентов, и для них налоговое бремя существенно облегчено. В эту категорию автоматически попадают впервые пересекшие границу эмигранты.
Живущих во Франции россиян освобождает от двойного налогообложения соответствующее соглашение между обеими странами. Следует особо отметить невысокие по сравнению с другими странами Европы налоги на недвижимость, которая зачастую является для иностранцев важной статьей дохода. А фискальная привлекательность Франции для желающих открыть тут свой бизнес, напротив, оставляет желать лучшего.
Общими для предприятия и простых граждан можно считать косвенные налоги на потребление: НДС и акцизы. И, хотя обязанность по их перечислению в бюджет и отчетности лежит на субъектах предпринимательства, фактическим плательщиков этих сборов в составе конечной стоимости является все же потребитель.
Кроме того, на равных условиях организациями и физлицами уплачиваются:
- налог на операции с недвижимостью – при продаже собственности в бюджет перечисляется 2-8 % от стоимости;
- сбор за транзакции с ценными бумагами на сумму 300 000 евро – 16 % от выручки;
- налог при продаже движимого имущества – 7,5 % при продаже движимого предмета или ювелирных украшений;
- взносы с продажи предметов искусства – 4,5 %, если сделка заключена на сумму 20 000 евро и более;
- налог на недвижимость и земельные участки – местный налог, установленный для всех типов недвижимого имущества и приравненных к ним объектов. Базой обложения является кадастровая стоимость, а ставки утверждаются на местном уровне.
Для начинающих и мелких предприятий льготы выражаются, в основном, в снижении стандартных ставок и временном освобождении от уплаты налоговых обязательств. Кроме того, есть возможность получить компенсацию 6% первоначальной ставки по кредиту, взятого на развитие бизнеса. Для этого достаточно платить работникам зарплату в размере 2,5 МРОТ, установленного во Франции.
Вычеты для физических лиц устанавливаются для каждого вида сбора отдельно. Поддержку в виде снижения налоговой базы и освобождения от уплаты чаще получают семьи с детьми, инвалиды и пенсионеры, получающие минимальное или близкое к нему по размеру пособие. Поскольку эти категории могут применяться одновременно, правительство установило ограничение: общая сумма снижения налогового обязательства за год не должна превышать 10 000 евро на одного получателя доходов. В то же время, если по итогам года возврат составил меньше 8 евро, то он плательщику не перечисляется.
Какая ставка налога на прибыль во Франции?
Разница между ценой, по которой объект был куплен, и ценой, по которому он позже был продан, облагается налогом на прирост капитала (l’impôt sur les plus-values immobilières). Для резидентов ЕС ставка налога составляет 19%, для российских налоговых резидентов — 33,33%. Если нерезидент Франции является резидентом не сотрудничающего государства, например, Брунея или Гватемалы, ставка составляет 75%.
Первая продажа недвижимости резидентами может быть освобождена от уплаты налога на прирост капитала. Недвижимость нерезидентов рассматривается как вторичное место проживания и, соответственно, с них взимается налог на прирост капитала.
Если недвижимость продается по истечении пяти лет после покупки, то налог понижается за каждый год владения свыше этого срока. При продаже по истечении более 22 лет недвижимость автоматически освобождается от данного налога. Для определения налогооблагаемой базы из цены продажи вычитается цена приобретения и расходы.
При продаже жилья во Франции бывшими резидентами прирост капитала (на сумму не более 150 тыс. евро) также освобождается от уплаты налога. Для этого налогоплательщик должен пробыть резидентом страны в течение двух лет до выезда, а жильё продано в течение пяти лет.
При продаже недвижимости, в случае если доход превышает 50 тыс. евро, взимается дополнительный налог, ставка которого варьируется от 2 до 6%.
Сборы на нужды Евросоюза
Финансовые взносы стран-членов в бюджет Европейского союза (ЕС) распределяются справедливо, в зависимости от средств. Чем больше экономика страны, тем больше она платит и наоборот. Бюджет ЕС направлен не на перераспределение богатства, а на то, чтобы сосредоточиться на потребностях всех европейцев в целом.
Разбивка финансов Франции с ЕС в 2018 году:
- Общие расходы ЕС во Франции: 13,505 млрд евро;
- Общие расходы ЕС в процентах от валового национального дохода Франции (ВНД) составляет 0,58%;
- Общий вклад Франции в бюджет ЕС составляет 16,234 млрд. евро;
- Вклад Франции в бюджет ЕС в процентах от ВНД составляет 0,70%.
Разница между ценой, по которой объект был куплен, и ценой, по которому он был позже продан, облагается налогом на прирост капитала (l’impôt sur les plus-values immobilières).
Первая продажа недвижимости резидентами может быть освобождена от уплаты налога на прирост капитала.
Недвижимость нерезидентов рассматривается как вторичное место проживания и, соответственно, с них взимается налог на прирост капитала.
Для резидентов ЕС ставка налога составляет 19 %, для российских налоговых резидентов — 33,33 %. Если нерезидент Франции является резидентом не сотрудничающего государства, например, Брунея или Гватемалы, ставка составляет 75 %.
Если недвижимость продается по истечении пяти лет после приобретения, то налог понижается за каждыйгод владения свыше пяти лет. При продаже по истечении более 22 лет недвижимость автоматически освобождается от данного налога. Для определения налогооблагаемой базы из цены продажи вычитается цена приобретения и расходы.
При продаже жилья во Франции бывшими резидентами прирост капитала (на сумму не более 150 тыс. евро) также освобождается от уплаты налога. Для этого налогоплательщик должен пробыть резидентом страны в течение двух лет до выезда, а жильё продано — в течение пяти лет.
При продаже недвижимости, в случае если доход превышает 50 тыс. евро, взимается дополнительный налог, ставка которого варьируется от 2 до 6 %.
Другие налоги в Франции
Индикатор | Период | Факт. значение | Пред. значение |
Ставка корпоративного налога |
2020 | 28 % |
31 |
Налог с продаж |
2020 | 20 % |
20 |
Ставка социального страхования |
2020 | 68 % |
68 |
Сравнение налоговых систем зарубежных стран с российской системой
Сравнивая налоговые системы разных стран, можно отметить, что каждая из них развивалась по собственному пути. Каждое государство имеет собственную историю, устои и вековые традиции. Поэтому их экономические системы в целом формировались в разных условиях, что, конечно, наложило отпечаток на принципы построения налоговых систем, на взаимоотношения между властями государства и его налогоплательщиками.
О принципах построения российской налоговой системы читайте в статье «Принципы построения налоговой системы РФ».
Страны восточной Азии используют налогообложение с присущими только им специфическими особенностями. Это объясняется долгим «закрытием» от внешнего мира их государственных границ. Европейские страны довольно жестко относятся к налогоплательщикам в отношении обложения их доходов. Ставки по подоходному налогу для физических лиц и налогу на прибыль компаний могут доходить до 40 и даже 50% по прогрессивной шкале налогообложения. Налоговые системы стран Европы можно охарактеризовать высокой нагрузкой. По этой причине многие европейские производители предпочитают размещать свои производственные мощности в оффшорных зонах, которые обладают более либеральной системой налогообложения. Эти зоны позволяют компаниям оптимизировать налогообложение, снизить налоговую нагрузку и облегчить ведение внутреннего налогового учета.
Налоговые системы стран Европы в большинстве случаев обладают сложной разветвленной структурой и громоздкой нормативной базой. Поэтому в этих странах широко развито налоговое консультирование и деятельность юристов, ведь далеко не каждый налогоплательщик может самостоятельно разобраться во всем разнообразии законодательных актов в сфере налогообложения. С этой стороны налоговые системы, например, Китая и Японии обладают большей гибкостью и адаптивностью к нестабильным условиям в экономике.
Налоговые системы США и России обладают более низкой налоговой нагрузкой – от 30 до 35% ВВП. Но в отличие от США, стран Европы, Азии российские налоги на доходы физических лиц и прибыль предприятий не рассчитываются по прогрессивной шкале, а имеют единую налоговую ставку вне зависимости от величины налогооблагаемой базы.
При сравнении налоговых систем разных государств можно выделить и определенные сходства. Во многих странах налоговые системы имеют двух-, трех- или четырехуровневую структуру. Это объясняется тем, что современные государства имеют признаки федеративного устройства, то есть когда одно государство разделяется на несколько областей, провинций, городских округов и другие территориальные образования. Отсюда и возникает необходимость в появлении нескольких уровней налогообложения, например, федеральный (центральный), региональный и местный (или муниципалитетов). Поэтому часто налоги распределяются по разным уровням бюджета страны. В большинстве случаев территориальные образования имеют право устанавливать собственные налоги при условии соблюдения федерального законодательства.
О налогах, установленных на разных уровнях российской налоговой системы, читайте в нашей статье.
Разделение налогообложения страны на несколько уровней выполняет, прежде всего, распределительную функцию. Во-первых, это позволяет обеспечить бюджеты территориальных образований, дает им некоторую степень автономии при решении внутренних проблем. Во-вторых, разветвленная система налоговых органов по стране позволяет лучше контролировать процесс взимания налогов и сборов и, соответственно, более эффективно пополнять государственный бюджет.
Фискальные обязательства предприятий
Налог на прибыль во Франции обязаны уплачивать все юридические лица, занимающиеся той или иной коммерческой деятельностью. Не только предприятия-резиденты, но и иностранные корпорации определены в законодательстве. Налог на прибыль во Франции для нерезидентов распространяется на всю прибыль, полученную на французской территории.
Чтобы определить, сколько процентов налог во Франции должно перевести в бюджет коммерческое предприятие, надо сначала рассчитать сумму чистой прибыли за отчетный период. Это связано с тем, что для корпоративного налога установлена прогрессивная ставка:
- Если сумма ЧД за год не превышает 38120 евро, для плательщика устанавливается сниженная ставка —15%.
- В случае превышения вышеуказанного размера ЧД предприятие будет платить на общих основаниях по ставке 33,33%.
Налоги на компанию и ставки НДС во Франции
Когда вы управляете собственной компанией во Франции, вы можете облагаться
вы можете облагаться налогом в соответствии с системой подоходного налога с физических лиц (Impôts sur le Revenu, IR) или
французской системой корпоративного налога (Impôts sur les Societiés, IS). Если вы
работаете в качестве индивидуального предпринимателя или внештатного работника в рамках нового режима микропредприятия,
вы будете платить налог и социальные сборы на основе оборота (дохода от вашего бизнеса) в соответствии с новым режимом микропредприятия
в соответствии с системой micro-fiscal simplifié
Подробнее читайте в нашем руководстве по французским корпоративным налогам, а также о том, как открыть свой бизнес во Франции или стать фрилансером или самозанятым во Франции.
Особенности французской системы налогообложения
Основой системы налогового регулирования в стране считается Налоговый кодекс (), однако ежегодно налоговое законодательство Франции уточняется или дополняется исходя из складывающей ситуации и нужд государственного бюджета.
Столь частые корректировки, хоть и создают проблемы рядовым налогоплательщикам, все же позволяют соблюсти главный принцип: вся расходная часть госбюджета строится только на основе доходной и не может ее превышать. Такой подход позволяет оперативно реагировать на изменяющиеся экономические условия.
Налоговая система во Франции имеет еще одну особенность. Прямые налоги приносят в казну только треть всех поступлений. Большая часть сборов поступает в казну за счет сбора косвенных фискальных платежей и акцизов, а также поступлений в фонды соцстрахования на разные случаи: пенсионное обеспечение, поддержка на период болезни или безработицы и прочие. Доходная часть бюджета страны на 90 % состоит из налоговых поступлений.
Налогообложение организаций
Платить фискальные сборы обязаны не только рядовые граждане, но и предприятия. Для них установлены следующие виды налогов во Франции:
- корпоративный (налог на прибыль) – Impôt sur les sociétés – IS;
- НДС – Taxe sur la valeur ajoutée – TVA;
- сбор на территориальный экономический вклад – Contribution économique territoriale – CET;
- сбор с торговых площадей – Tascom (от 5,15 до 30,64 евро с квадратного метра территории, отданной под розничные продажи);
- налог на рыночную стоимость недвижимости – Taxe sur la valeur vénale des immeubles (ежегодный платеж владельцев недвижимости составляет 3 % от справедливой стоимости объекта на 1 января);
- транспортный – Taxe sur les véhicules des sociétés – TVS.
В структуре французского бюджета налог на прибыль занимает пятое место по значимости: из 1000 евро поступлений всего 70 приходится на сбор с чистых доходов организаций. Несмотря на это, власти страны приняли решение о постепенном снижении ставок обложения.
Период | Ставка для годовой прибыли до 500 000 евро, % | Ставка для предприятий, заработавших более 500 000 евро за год, % |
2018 | 28 | 33.33 |
2019 | 28 | 31 |
2020 | 28 | |
2021 | 26.5 | |
2022 | 25 |
Для предприятий с малыми оборотами (ниже 7,63 млн евро в год) предусмотрена сниженная ставка: до 15 % в отношении годовой прибыли меньше 38 120 евро.
Ответственность за неуплату и уклонение от налогов
Общая сумма налоговых сборов на одного плательщика может достигать 75 % его годовых доходов, поэтому вопрос экономии и оптимизации обязательств стоит довольно остро. Для того чтобы его решение не выходило за рамки, дозволенные законом, французские власти организовали целую систему контроля.
В целях выявления недобросовестности или ошибок при уплате налогов могут анализировать данные, полученные от банков, таможни, полиции и нотариусов. Кроме того, налажена система применения косвенных методов определения реальных доходов по суммам зафиксированных расходов за отчетный период.
При обнаружении нарушений или неточностей могут применить:
- штраф: 0,75 % от суммы недоплаты обязательств за каждый месяц существования долга и 10–40 % от задекларированной суммы, если плательщик просрочил подачу декларации;
- арест собственности и средств на банковских счетах;
- лишение водительских прав на срок до 3 лет;
- тюремное заключение до 5 лет и штраф до 250 000 евро, когда обнаружены факты особо крупного сокрытия.
Налогообложение физических лиц
Доходы физических лиц, и граждан и нерезидентов, подлежат обложению подоходным налогом (Impôt sur le revenu, IRPP) по прогрессивной шкале, причем максимальная ставка достигает планки в 45 % для тех, кто заработает в 2021 году 156 244 евро и более. Применение ставок происходит по следующей схеме.
Диапазон, евро в год | Процент | Подоходный налог во Франции (формула и годовая сумма в евро) |
до 9 964 | необлагаемый минимум | |
от 9 964,01 до 27 519 | 14 | (27519–9964) * 14 % = 2457,70 |
от 27519,01 до 73 779 | 30 | (73779–27519)*30 %+2457,70 = 16 335,70 |
от 73 779,01 до 156 244 | 41 | (156244–73779)*41 %+16335,70 = 50146,35 |
свыше 156 244,01 | 45 | Сумма превышения * 45 % + 50 146,35 |
Нужно помнить, что, в отличие от российских налоговых норм, во Франции налоги для физических лиц взимаются не только с зарплат и коммерческих доходов. В состав налогооблагаемой базы попадают даже пенсии и социальные пособия.
Налоговая система Франции: особенности
Законодательством определены два типа налогов во Франции: прямые и косвенные сборы. Непосредственное отчисление – платеж, выплачиваемый резидентами государства в установленный срок. Косвенный налог предполагает взыскание за пользование товарами, услугами.
Особенности французской системы налогообложения:
- превышение доли косвенных налогов;
- высокий процент обязательных отчислений социальной направленности;
- сниженные налоговые ставки;
- упразднение льгот;
- стабильность правил взимания обязательных платежей;
- централизация налоговых поступлений;
- жесткая законодательная регламентация;
- приоритет ресурсов;
- децентрализация системы;
- перераспределение денежных средств с учетом местных органов самоуправления.
Франция является членом Европейского союза. Система обязательных начислений регулируется Генеральным налоговым кодексом, Книгой фискальных процедур, территориальными нормативно-правовыми актами, международными договорами и соглашениями, не противоречащими положением конституции. По законодательству налогообложение находится в компетенции Национальной ассамблеи. Организацией обязательных денежных поступлений занимается Министерство экономики, финансов и бюджета. Правила налогового кодекса Франции на русском языке доступны для иностранцев.