Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Юрист назвала причины для конфискации недвижимости в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если лицо имеет землю на праве собственности, в наследуемом владении или в бессрочном пользовании, то оно должно знать – участок могут изъять, то есть “забрать” себе орган местного самоуправления, субъект РФ или государством в целом.
Пользование землей после принятия решения об изъятии, но до прекращения имущественных прав
В соответствии со стат. 280 ГК РФ, собственники участков земли и лица, владеющие ими на основании других вещных прав, обладают полномочием по владению, пользованию и распоряжению землей до даты регистрации перехода имущественных прав в Росреестре в связи с изъятием.
А это значит, что правообладатель может даже продавать, обменивать, дарить или иным образом отчуждать землю до тех пор, пока она фактически не перейдет в муниципальную, региональную или федеральную собственность.
Важно! Гражданин несет риск несения всех финансовых убытков, если со дня уведомления о принятии решения об изъятии он решит произвести неотделимые улучшения, реконструировать здания, находящиеся на участке, или иным образом “вложиться”. То есть все эти траты ему не скомпенсируют.
Порядок принудительного изъятия земельного участка
Изъятие земельного участка в рамках законодательства происходит в несколько этапов. Каждый из них обязателен к исполнению. При любом нарушении собственник вправе обратиться в суд для восстановления нарушенных прав. Описать порядок поэтапно можно следующим образом:
- Инициализация процесса изъятия. Запустить его могут власти любого уровня. Собственнику отправляется уведомительное письмо о дате проверки целевого назначения земли. Также могут проводиться и внеплановые проверки.
- Поиск собственника.
- Принятие решения о конфискации. На основании инициативы уполномоченные органы принимают решение об изъятии земли. В постановлении указывается причина конфискации, собственник, у которого участок изымается, а также реквизиты этого надела: площадь, кадастровый номер и иные, дающие возможность инициировать конкретную территорию.
- Письменное уведомление собственника о том, что участок будет экспроприирован по основаниям. Параллельно с этим исполнительными органами в СМИ публикуется информация с данными по изымаемому имуществу.
- Разрабатывается соглашение. Только, достигнув всех договоренностей, составляется документ, где указываются все особенности проведения процедуры с указанием сроков. Здесь же прописывается условие замены утраченного имущества.
- Земельный участок отчуждается и производится переход прав на него. Если конфискация происходит не в результате судебного решения, по которому произойдет возмещение средств пострадавшему лицу, то хозяин земли вправе затребовать компенсацию. Расчет ее происходит по рыночной оценке, действующей на конкретной территории. Вместо денежной компенсации правообладателю, утратившему имущество, может быть предложена замена, равная по площади или цене.
У владельца имущества после уведомления имеется 3 месяца на принятие решения. За это время он может согласиться с условиями изъятия, размером компенсации или заменой на аналогичный участок. В противном случае — обратиться в судебные органы с иском о нарушенных правах. Как показывает практика, государственные органы власти имеют все законные основания для конфискации земельного участка и суд принимает решение в пользу государства.
Если земля не была зарегистрирована, владельцу дается всего 2 месяца на доказательство своих прав относительно надела. Он обязан передать в администрацию правоустанавливающие документы и заявление. Иначе земля будет признана бесхозной и передана муниципалитету.
Что касается компенсации за утраченное имущество, то она складывается из нескольких составляющих:
- рыночной оценки самого участка;
- недвижимых объектов, расположенных в границах надела. Тут следует отметить, что компенсация за них возможна только в том случае, если разрешенное использование земли предполагает размещение на них таких объектов;
- упущенной выгоды, которая могла быть получена собственником в связи с использованием земли, опять же в соответствии с разрешением;
- иных сумм убытков.
Органы местной власти получат больше прав
Как уже отмечалось, существенно расширяются полномочия и ответственность местных исполнительных комитетов в части оптимизации процедуры изъятия и предоставления земельных участков, определения целей, населенных пунктов и иных территорий, в пределах которых земельные участки выделяются по заявительному принципу.
Для удовлетворения возникающего на местах спроса на земельные участки при развитии «малой родины» предоставляется возможность в упрощенном порядке организовывать новые населенные пункты, включая хутора, или расширять существующие за счет земель, которые нецелесообразно использовать по назначению в иных категориях.
Областные, районные, городские исполнительные комитеты вправе разрешать сделки и иные действия с земельными участками, если землепользователи соблюдают градостроительные регламенты, природоохранные, санитарно-эпидемиологические требования, противопожарные, строительные и иные нормы и правила.
Что касается исключения в данном случае коррупционных проявлений, а также эффективного использования «золотых» земель пригородных районов Минска и областных центров, то землепользователь должен внести плату за земельный участок по его рыночной стоимости, но не ниже кадастровой. Если же участок ранее был выкуплен в частную собственность по кадастровой стоимости, то землепользователю придется доплатить разницу. Причем кадастровая стоимость определяется госорганизациями, занимающимися оценочной деятельностью и входящими в систему Госкомимущества.
В целях минимизации обращения граждан по вопросам земельных споров планируется усовершенствовать порядок и качество их рассмотрения, повысив компетенцию участников этого процесса. От сельских и поселковых исполкомов, не имеющих в своем штате отраслевых специалистов в области землеустройства, архитектуры и строительства, полномочия передаются городским и районным комитетам.
Отметим, что перечень случаев, когда решения об изъятии и предоставлении земельных участков из сельскохозяйственных и лесных земель и их переводе в другие категории принимаются без согласования с Президентом, дополняется следующими случаями: при расширении мест погребений, размещении мест воинской славы и мемориальных комплексов; для строительства, обслуживания и обустройства нефтяных и газовых скважин при поиске и добыче углеводородного сырья, а также для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества, транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов и благоустройства прилегающей к ним территории в населенных пунктах, генпланы которых утверждены главой государства.
При подготовке законопроекта к рассмотрению в первом чтении учтены поступившие замечания и предложения от 44 заинтересованных госорганов, а также осуществлена его доработка путем изложения Кодекса в новой редакции, сообщил Сергей Кравцов.
Федеральный закон от 21.07.2022 №234-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Закон уточняет понятие земельного надзора, регулирует вопросы организации и проведения проверок по соблюдению земельного законодательства, совершенствует государственный мониторинг земель и т. д. Все это должно привести к комплексному совершенствованию государственного земельного надзора, конкретизации предмета этого надзора, лучшей защите прав граждан и организаций при проведении проверок. Закон четко закрепляет полномочия органов, осуществляющих земельный надзор, упорядочивает взаимодействие органов надзора и муниципального земельного контроля, а также повышает его эффективность.
2022 год был весьма продуктивным с точки зрения земельного законодательства. Все эти перемены направлены на повышение прозрачности земельного рынка, его структуризацию и упрощение. Безусловно, мы уже привыкли к установленным порядкам, многое из нововведений кажется слишком сложным и ненужными, однако многие из этих законов ожидаемы. Реализация же их на практике покажет, оправдаются они или нет.
Строители начнут работу 24 января. За год построят более четырёх километров тепломагистралей, водопроводных сетей, линий электропередачи под землёй, более пяти километров сетей водоотведения, более семи километров ливнёвки с очистными сооружениями и канализационной насосной станцией. Для стабильной работы системы теплоснабжения построят повысительную насосную станцию, для энергоснабжения — пять новых распределительных пунктов.
Улицу Сибиряков-Гвардейцев, перекрыв, полностью снесут и отстроят заново. Под землёй лягут коммуникации, над землёй — новые трамвайные пути, шесть полос для автомобилей, парковки и боковой проезд, широкий тротуар, велодорожки, зоны малых архитектурных форм. Улицу Гагарина тоже ждёт расширение, благоустройство, озеленение и освещение. Улицу Соборную продлят до улицы Свободы на ФПК. На перекрёстке с Сибиряков-Гвардейцев появится небольшая площадь.
До сих пор в зависимости от масштабов задуманного проекта решение об изъятии земли принимали либо федеральные, либо региональные органы исполнительной власти, либо местное самоуправление. С апреля процесс может быть запущен по ходатайству коммерческой организации, направленному в соответствующий госорган. Полный перечень потенциальных инициаторов правительство страны установит позднее. Но в ЗК РФ такое право уже закреплено для субъектов естественных монополий, а также для недропользователей.
Решение об изъятии может быть принято исключительно на основе их ходатайства, если строить генерирующие мощности или коммуникации предполагается на средства бизнеса. В дальнейшем собственникам или правообладателям изымаемой недвижимости придется взаимодействовать именно с этой организацией, а не с органом власти.
Мнения юристов о данной новации диаметрально противоположны. «Сам факт возможности изъятия земельного участка не в государственную, а в частную собственность организаций, пусть даже и естественных монополий, представляется противоречащим природе процедуры изъятия земель для госнужд. В сочетании с общим властно-повелительным характером нового порядка можно констатировать, что данное нововведение существенно расширяет возможности изъятия земель у землепользователей», – считает начальник юридического отдела НП «Объединение строителей СПб» Ирина Худзинская.
Партнер компании Dentons Карина Чичканова, напротив, не видит никакой угрозы для собственников. «В статье 56.4 ЗК РФ детальным образом регулируются основания и порядок удовлетворения ходатайства субъекта естественных монополий, в связи с чем представляется, что изъятие земельного участка по этому основанию не влечет каких-либо дополнительных рисков в сравнении с изъятием в общем порядке», – утверждает эксперт.
В оценке правовых новаций нет единодушия. «Мы рассматриваем изменения в законодательстве как позитивные, поскольку процедура изъятия значительно проясняется, а защита прав собственников, как и иных правообладателей изымаемых объектов, становится более эффективной», – говорит Карина Чичканова.
Ирина Худзинская не согласна с коллегой. По ее мнению, новая процедура может быть охарактеризована как переход от взаимодействия между формально равными сторонами (государством и правообладателем) к отношениям, в которых собственник земли занимает подчиненное место. «Например, если ранее выкупная цена за участок была предметом соглашения сторон, то теперь правообладатель вправе лишь направлять свои предложения об изменении размера возмещения с приложением обосновывающих это изменение документов. А орган власти на основании этого вправе изменить проект соглашения. Но может и не изменять», – приводит пример юрист.
Противоречивые оценки не удивляют – вопрос изъятия земель для госнужд в принципе неоднозначный. С одной стороны, нередко крупные и важные инфраструктурные проекты невозможно сдвинуть с мертвой точки из-за упрямства и жадности собственников. Известно, что цены на участки, по которым должны пройти федеральные трассы, взлетают до небес.
С другой стороны, мало кто хочет однажды узнать, что через его дачный участок пройдет газопровод. И размер компенсации «за беспокойство» не всегда может показаться собственнику адекватным.
Комиссионная экспертиза от РКЦ «Земля»
Татарстанский арбитраж 31 января 2018 года согласно рекомендациям кассации назначил по делу комиссионную экспертизу. Над ней трудились специалисты республиканского кадастрового центра «Земля» Олег Афлятунов и Наталья Антонова. По их мнению, суммарная рыночная стоимость семи земельных участков, включая убытки предпринимателя, составили близкую в первоначальной сумму в 1,96 млн рублей. 29 августа 2018 года Арбитражный суд РТ полностью удовлетворил требования Минземимущества, присудив Алякину компенсацию за изымаемые участки в 1,7 млн рублей. Уже в январе 2019 года с ним согласилась апелляция.
Предприниматель пенял на то, что Антонова не является членом саморегулируемой организации оценщиков и не отвечает предъявляемым к этим специалистам требованиям. Сама же судебная экспертиза проведена с нарушением федерального стандарта оценки: нет сведений о проводимых исследованиях рынка в сегменте, к которому относятся оцениваемые участки, сравнительный метод применен экспертами с существенными ошибками, что исказило результат исследования.
Но на этот раз суд посчитал жалобу Алякина необоснованной. В проведении повторной комиссионной экспертизы ему также отказали. Предприниматель представил было экспертное заключение ООО «Экспертиза-Н» как рецензию на заключение РКЦ «Земля». Но ее, как и ранее в случае с Минземом, суд не принял.
Как можно разделить имеющийся участок?
Кодексом установлено, что земельные участки могут быть делимыми и неделимыми.
ВАЖНО!
Разделить участок возможно при условии, что каждая из образованных после раздела частей образует новый земельный участок без нарушения градостроительных регламентов, природоохранных, санитарно-эпидемиологических требований, противопожарных, строительных и иных норм и правил. В иных случаях земельный участок признается неделимым.
Согласно новому законодательству, у граждан появится возможность разделить участок, предоставленный для строительства дома.
Пользование землей после принятия решения об изъятии, но до прекращения имущественных прав
В соответствии со стат. 280 ГК РФ, собственники участков земли и лица, владеющие ими на основании других вещных прав, обладают полномочием по владению, пользованию и распоряжению землей до даты регистрации перехода имущественных прав в Росреестре в связи с изъятием.
А это значит, что правообладатель может даже продавать, обменивать, дарить или иным образом отчуждать землю до тех пор, пока она фактически не перейдет в муниципальную, региональную или федеральную собственность.
Важно! Гражданин несет риск несения всех финансовых убытков, если со дня уведомления о принятии решения об изъятии он решит произвести неотделимые улучшения, реконструировать здания, находящиеся на участке, или иным образом “вложиться”. То есть все эти траты ему не скомпенсируют.
«Претензий не будет, если будет выплачена компенсация»
Асия Бухараева подчеркнула, что УК «Простор Инвест», равно как и пайщики «Инвестиционного рентного фонда», не имеет целью препятствовать реконструкции жизненно важной для жителей Куюков дороги. Речь, подчеркнула она, идет лишь о соблюдении процедуры изъятия земель для государственных нужд и надлежащей компенсации собственникам:
— Претензий не будет, если будет выполнена оценка земель, заключено соглашение об их изъятии и выплачена компенсация за их изъятие.
Однако этого, говорит она, пока не случилось, хотя времени прошло предостаточно:
— По последним нашим данным, пока еще даже не назначен оценщик, и нам ничего не сообщают о сроках, в которые оценка должна быть проведена. После того как суд наложил обеспечительные меры, в Пестречинском муниципальном районе издали постановление об изъятии земельных участков, однако впоследствии оно было отменено. В июне такое постановление издал республиканский Кабмин. Далее дело пока не движется, возможно, это связано с тем, что сама процедура подготовки и согласования документов — длительная.
Нередко государственные органы нарушают процедуру изъятия земли. Это становится причиной судебного отказа в принудительном изъятии территории.
Чаще всего чиновниками нарушается:
- процедура принятия решения;
- порядок извещения владельца земли;
- порядок проведения оценки.
Если собственник участка хочет потянуть время и не намерен сдаваться без боя, его бдительность поможет в выявлении нарушений в действиях компетентного органа.
Если указать суду на ошибки в процедуре и в ходе рассмотрения дела по существу все подтвердится, собственник имеет право:
- на восстановление положения существовавшего до нарушения права;
- отмену акта органа власти;
- возмещение убытков.
В случае если орган власти произвел процедуру поэтапно, решение будет вынесено в его пользу.
В связи с неиспользованием
Статья 284 ГК России определяет, что разрешается изъятие земли у владельца в связи с неиспользованием трех или более лет в том варианте, если целевое назначение участка – это:
- сельского типа хозяйство;
- жилищного типа строительство.
Критерии неиспользования земли сельскохозяйственного типа перечислены в П.П. № 369 “О признаках…”.
Течение выделенного трехлетнего срока прерывается, если эксплуатация участка в соответствии с его предназначением было невозможно в связи со:
- бедствиями стихийного характера;
- чрезвычайными ситуациями;
- другими похожими случаями.
При этом срок освоения участка в установленный трехлетний период:
- включается, если земля создана для ведения сельского хозяйства
- не включается в других ситуациях, также и при ИЖС.
Что разрешат с 1 января
- Оставить землю в наследство иностранцам
С января 2023 года земельные участки на территории Беларуси можно будет передавать в наследство иностранным гражданам. Согласно действующему Кодексу о земле, передать по наследству иностранцу можно только дом.
- Получить дополнительный участок по заявлению
По старому законодательству можно было предоставить дополнительный земельный участок только с аукциона, по новому — по заявлению гражданина.
В случае если основной участок выкупался, за дополнительный придется заплатить по кадастровой стоимости. Если же земельный участок находился у гражданина на ином виде права — пожизненное наследование или аренда без внесения платы, — то дополнительно платить не нужно: участок будет предоставлен на том же праве, что и основной.
Это касается и садовых товариществ (СТ): как правило, участки на них разбиты, поэтому необходима была корректировка проекта организации СТ — эту процедуру проводили через исполкомы. Норма нового законодательства позволяет это делать без корректировки на основании заявления.
Кроме того, юрлица и ИП, которым дополнительная земля нужна для расширения производства, также смогут получить дополнительные земельные участки без проведения аукциона и без реконструкции жилых домов.
- Отчуждать пустые участки
Если раньше нельзя было продавать пустые земельные участки, то теперь это станет возможным при соблюдении ряда условий. К примеру, срок строительства объекта на таком участке не будет меняться: покупатель обязан будет построить, например, дом в те сроки, которые были определены первоначально при выдаче участка его первому владельцу.
Органы местной власти получат больше прав
Как уже отмечалось, существенно расширяются полномочия и ответственность местных исполнительных комитетов в части оптимизации процедуры изъятия и предоставления земельных участков, определения целей, населенных пунктов и иных территорий, в пределах которых земельные участки выделяются по заявительному принципу.
Для удовлетворения возникающего на местах спроса на земельные участки при развитии «малой родины» предоставляется возможность в упрощенном порядке организовывать новые населенные пункты, включая хутора, или расширять существующие за счет земель, которые нецелесообразно использовать по назначению в иных категориях.
Областные, районные, городские исполнительные комитеты вправе разрешать сделки и иные действия с земельными участками, если землепользователи соблюдают градостроительные регламенты, природоохранные, санитарно-эпидемиологические требования, противопожарные, строительные и иные нормы и правила.
Что касается исключения в данном случае коррупционных проявлений, а также эффективного использования «золотых» земель пригородных районов Минска и областных центров, то землепользователь должен внести плату за земельный участок по его рыночной стоимости, но не ниже кадастровой. Если же участок ранее был выкуплен в частную собственность по кадастровой стоимости, то землепользователю придется доплатить разницу. Причем кадастровая стоимость определяется госорганизациями, занимающимися оценочной деятельностью и входящими в систему Госкомимущества.
В целях минимизации обращения граждан по вопросам земельных споров планируется усовершенствовать порядок и качество их рассмотрения, повысив компетенцию участников этого процесса. От сельских и поселковых исполкомов, не имеющих в своем штате отраслевых специалистов в области землеустройства, архитектуры и строительства, полномочия передаются городским и районным комитетам.
Отметим, что перечень случаев, когда решения об изъятии и предоставлении земельных участков из сельскохозяйственных и лесных земель и их переводе в другие категории принимаются без согласования с Президентом, дополняется следующими случаями: при расширении мест погребений, размещении мест воинской славы и мемориальных комплексов; для строительства, обслуживания и обустройства нефтяных и газовых скважин при поиске и добыче углеводородного сырья, а также для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества, транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов и благоустройства прилегающей к ним территории в населенных пунктах, генпланы которых утверждены главой государства.
При подготовке законопроекта к рассмотрению в первом чтении учтены поступившие замечания и предложения от 44 заинтересованных госорганов, а также осуществлена его доработка путем изложения Кодекса в новой редакции, сообщил Сергей Кравцов.
Гарантии возмещения убытков
Принудительное изъятие земельного участка предусматривает возмещение убытков. Они возмещаются в предусмотренном Земельным и Гражданским законодательством,порядке. Они восполняются из бюджета того ведомства или структуры власти, которая инициировала проведение работ, причиной которых стало расселение граждан. Однако все действия координируются на уровне высших законодательных структур, что допускает принятие ими решения об использовании бюджетных средств по усмотрению. То есть фонды, из которых осуществляется компенсация, могут меняться, но для заинтересованных лиц, попавших под действие программы, санкционирование действий происходит при согласовании с местной администрацией, которая выступает гарантом имущественных интересов населения.