- Новости

Кто такой классный руководитель и что он делает

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто такой классный руководитель и что он делает». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В своей работе педагоги должны руководствоваться положениями Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.02.2006 № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений». Этот Приказ определяет, что входит в еженедельные обязанности классного руководителя. Любая дополнительная работа, требующая больших усилий и временных затрат (походы, экскурсии, творческие клубы и т. д.), несмотря на то, что входит в обязанности классного руководителя по факту, по договоренности с администрацией может быть оплачена отдельно.

Классный руководитель имеет следующие должностные обязанности:

3.1. Ведет журнал успеваемости обучающихся.

3.2. Ведет «личные дела» обучающихся и следит за их оформлением.

3.3. Организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом класса, организует коллективное творчество, формирует обязанности дежурных.

3.4. Организует дежурство по классу, школе, столовой и другим общественным помещениям, дежурство по которым закреплено в уставе общеобразовательной организации.

3.5. Организует порядок питания обучающихся.

3.6. Формирует финансовое обеспечение классных нужд и контролирует его исполнение (классный фонд, оплата различных услуг и т. д.).

3.7. Осуществляет контроль за посещаемостью занятий.

3.8. Работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями по поводу успеваемости обучающихся.

3.9. Создает условия для развития познавательных интересов, расширения кругозора обучающихся (участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах, викторинах, посещение кружков, факультативных занятий, организация экскурсий, походов в театр, на выставки и т. д.).

3.10. Способствует благоприятному микроклимату в классе, формирует межличностные отношения обучающихся, корректирует и регулирует их.

3.11. Оказывает помощь обучающимся в процессе адаптации к обучению.

3.12. Проводит тематические классные часы периодичностью [значение] раз в месяц, собрания, беседы с обучающимися.

3.13. Обеспечивает защиту и охрану прав обучающихся, особенно уделяя внимание «трудным» детям и детям, оставшимся без попечения родителей, активно сотрудничая с социальным педагогом.

3.14. Выявляет и ведет учет детей социально незащищенных категорий, детей из неблагополучных семей.

3.15. Осуществляет профориентационную работу, способствующую самостоятельному и осознанному выбору обучающимися дальнейшей профессии.

3.16. Организует и проводит родительские собрания периодичностью [значение] раз в четверть.

3.17. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.

3.18. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

3.19. Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

3.20. Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

3.21. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

3.22. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.

3.23. Систематически повышает свой профессиональный уровень.

3.24. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

3.25. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

3.26. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

3.27. Соблюдает Устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

3.28. [Другие должностные обязанности].

Классный руководитель несет ответственность:

5.1. За нарушение Устава общеобразовательной организации.

5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

5.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

5.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.5. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Должностные обязанности классного руководителя

Этот раздел должностной инструкции может содержать в себе следующие должностные обязанности, возлагаемые на классного руководителя:

  • вести журнал успеваемости;
  • оформлять личные дела учеников;
  • организовывать классный коллектив, что проявляется в выдаче поручений, работе с активом класса, формировании обязанностей дежурных, организации творческих мероприятий;
  • организовывать дежурства;
  • организовывать порядок питания учеников;
  • формировать денежный фонд для обеспечения классных нужд и распоряжаться средствами из него;
  • контролировать посещаемость, выяснять причины пропусков;
  • работать с дневниками учеников;
  • создавать условия для расширения кругозора учеников, круга их интересов;
  • способствовать формированию благоприятного климата в коллективе, укреплению дружественных отношений;
  • помогать адаптироваться ученикам в начале учебного процесса;
  • проводить классные часы;
  • обеспечивать защиту прав учеников, их интересов;
  • проводить профориентационную работу с учениками старших классов;
  • проводить классные собрания с родителями.

Уставом школы или другими документами на классного руководителя могут возлагаться и другие обязанности, тогда этот раздел инструкции корректируется.

Предназначение классного руководителя

Классный руководитель формирует положительную мотивацию каждого школьника. В его обязанности входит изучение индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, развитие и стимулирование познавательного интереса. С помощью различных форм и педагогических методов, классным руководителем формируется база для развития мировоззренческой культуры, гражданственности, творческой уникальности. Именно классный руководитель помогает ребенку адаптироваться в социальной среде.

Среди основных функций, которые он должен выполнять, выделяют:

  • развитие способностей школьников;
  • профессиональная ориентация;
  • забота о сохранении здоровья подрастающего поколения.

Классный руководитель должен своевременно организовывать помощь отстающим школьникам, вовлекать детей в общественно полезный труд, привлекать ребят к школьным и районным (городским) мероприятиям.

Должностные обязанности

Независимо то того, в какой параллели работает педагог (младшей, средней или старшей), он, как классный руководитель образовательного учреждения выполняет определенные должностные обязанности:

  1. Планирует деятельность в классе на учебный год, отдельную четверть. Составленный план утверждает заместитель руководителя школы по воспитательной работе.
  2. Обеспечивает безопасные условия осуществления воспитательного и образовательного процесса, в случае необходимости сообщает о несчастном случае администрации, принимает меры по оказанию первичной медицинской помощи.
  3. Организует изучение учащимися правил дорожного движения, охраны труда, организует инструктажи по ПДД, ТБ с обязательной их записью в журнал инструктажей.
  4. Способствует мотивации к образовательному процессу каждого ребенка, изучает его индивидуальные и возрастные особенности для стимулирования познавательного интереса.
  5. Следит за успеваемостью класса, своевременно выявляет причины низкой успеваемости, предпринимает действия для изменения сложившейся ситуации.
  6. Соблюдает свободы и права учащихся.
  7. Создает благоприятные условия для разностороннего творческого развития личности, нравственного и духовного становления.
  8. Вместе с органами самоуправления учащихся осуществляет пропаганду здорового образа жизни, организует и проводит спортивные, массовые, оздоровительные мероприятия, способствующие укреплению психологического и физического здоровья подрастающего поколения.
  9. Обеспечивает взаимосвязь между воспитательным воздействием на ребенка школы и семьи, осуществляет работу с родителями, подключает для защиты прав детей компетентные органы.
  10. Создает позитивный микроклимат внутри классного коллектива.

Что включает должностная инструкция классного руководителя?

Классный руководитель назначается на должность по приказу директора школы. Эту должность может занимать педагог, получивший среднее или высшее специальное образование. Должностные обязанности классного руководителя широки: он управляет образовательно-воспитательным процессом, взаимодействует с семьями учеников и внешними организациями, готовит документацию, представляет интересы детей. При составлении должностной инструкции специалисту следует учитывать положения, закрепленные по ФГОС.

В своей работе классный руководитель должен основываться на:

  • личностно-ориентированном подходе;
  • актуальной в образовательной учреждении концепции воспитания;
  • результатах анализа явлений жизни;
  • толерантности;
  • учете материального и социального положения семей учеников;
  • учете уровня воспитания и семейных обстоятельств детей.

Структуру работы классрука можно представить в таком виде:

  • организационная, аналитическая и прогностическая деятельность в воспитательном процессе;
  • контроль жизнедеятельности класса;
  • изучение и использование современных приемов воспитания.

Работа классного руководителя может проходить в таких формах, как беседы, обсуждения, дискуссии, игры, дебаты, тренинги, встречи с различными людьми, экскурсии, социально значимая трудовая деятельность, соревнования, творческая активность детей. В рамках обязанностей классного руководителя по закону об образовании он проводит с родителями беседы, лекции, собрания, внеклассные мероприятия.

Особенности должностных обязанностей классного руководителя

Высокая ответственность работы сопряжена и с определенными трудностями, с которыми сталкивается педагог при выполнении обязанностей классного руководителя в школе по ФГОС.

Одной из ключевых трудностей является то, что в должностной инструкции указаны формы, методы и виды работы педагога, однако не упоминаются затраты времени, необходимые для такой работы. Поэтому зачастую классруки страдают от нехватки времени, в то время как по трудовому договору классное руководство выступает дополнительной обязанностью, которая выполняется в рабочее время. Однако временные затраты зачастую оказываются обратно пропорциональными прибавке к зарплате за ведение классного руководства. Чтобы выполнять функции классного руководителя с большей эффективостью, рекомендуем пройти дистанционный курс повышения квалификации:

Как показывает практика, полноценное классное руководство нельзя совмещать с основной деятельностью. Что входит в обязанности классного руководителя и почему оно требует 35–40 часов в неделю? Это:

  • проверка дневников и дисциплины – не менее часа каждый день;
  • ведение школьной документации, организация творческой и трудовой деятельности – не менее часа в день;
  • участие в конкурсах, соревнованиях, уборке и пр.

Привычной практикой является назначение на должность классного руководителя учителя-предметника. Однако в некоторых учебных заведениях с классного руководителя полностью или частично снимается учебная нагрузка. При этом педагога называют классным наставником, тьютором, куратором.

Второй видимой проблемой, которая всплывает при анализе функциональных обязанностей классного руководителя, является размытость формулировок инструкции, а также введение в отдельных учреждениях таких обязанностей, которые снижают мотивацию педагогов. Например, сбор денег, разглашение личной информации и пр.

Некоторые трудности могут возникнуть и при взаимоотношениях с администрацией школы и коллегами, когда:

  • классный руководитель в соответствии должностными обязанностями по ФГОС и внутренним порядком школы заменяет отсутствующих коллег;
  • разрабатывает и согласовывает учебный план на год или четверть;
  • отчитывается перед администрацией о проделанной работе.

Как видно, классный руководитель выполняет такие функции, как мотивация, организация, контроль воспитательно-учебного процесса в пределах вверенного ему класса, создание гармоничных отношений с детьми, педагогами и семьями, организация внеурочной деятельности детей. Однако для успешного выполнения таких функций, деятельность сотрудника должна быть грамотно организована и справедливо оплачена.

Тематика классных часов на II полугодие 2022/2023 учебного года

развернуть

Дата

Тема

Класс

09.01.-13.01.

Традиции и обычаи моей семьи

Традиции и обычаи белорусского народа

Традиции и обычаи белорусского народа

1-4 класс

5-8 класс

9-11 класс

16.01.-20.01.

К 85-летию Минской области

Мой адрес – Минщина!

Горжусь тобой, моя Минщина!

Горжусь тобой, моя Минщина!

1-4 класс

5-8 класс

9-11 класс

23.01.-27.01.

Я хочу – я должен

Пороки современного общества. Поступок и ответственность

Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами?»

1-4 класс

5-8 класс

9-11 класс

30.01.-03.02.

Что такое хорошо? Что такое плохо?

ШАГ «Я и Закон» Профилактика сквернословия

Понятие долга, честности, справедливости. Уголовное право. Преступление. Ответственность

1-4 класс

5-8 класс

9-11 класс

06.02.-10.02.

Безопасность. Интернет, «за» и «против

Безопасность. Игромания. Я и компьютер

Безопасность. Интернет зависимость

1-4 класс

5-8 класс

9-11 класс

13.02.-17.02.

Декада патриотического воспитания

Мир один для всех

Мир во имя жизни

Вместе за мир ради будущего!

1-4 класс

5-8 класс

9-11 класс

20.02.-24.02.

О долге и о чести

Есть такое слово «Долг»

Справедливые законы жизни

1-4 класс

5-8 класс

9-11 класс

27.02.-03.03.

Неделя «Мы против наркотиков!»

Правила для больших и маленьких

«Я и Общество» ШАГ

Наркотики. От соблазна к кошмару

1-4 класс

5-8 класс

9-11 класс

06.03.-10.03.

Я — дома, я — в школе, я — среди друзей

Привычки и здоровье

Как правильно принять решение и как предвидеть последствия своих поступков

1-4 класс

5-8 класс

9-11 класс

13.03.-17.03.

Неделя профориентации

Мир моих интересов

Мои желания. Жизнь по собственному выбору

Мои возможности. «Интеллект как многогранное свойство»

1-4 класс

5-8 класс

9-11 класс

20.03.-24.03.

Природа Логойщины

Я и Природа. ШАГ

Оглянись, жизнь прекрасна!

1-4 класс

5-8 класс

9-11 класс

03.04.-07.04.

О культуре поведения в школе

Суд над хулиганством

Административное право. Правонарушения. Взыскания

1-4 класс

5-8 класс

9-11 класс

10.04.-14.04.

Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами?

Плохие привычки. Говорим «Нет!»

Насилие. Как вредные привычки и опасности взрослого мира могут навредить тебе

1-4 класс

5-8 класс

9-11 класс

17.04.-21.04.

Труд на радость себе и людям

Без труда ничего не даётся

Что век грядущий нам готовит? «Современный рынок труда»

1-4 класс

5-8 класс

9-11 класс

24.04.-28.04.

Учеба-наш главный труд!

Я и Культура

Как правильно построить жизнь после окончания школы

1-4 класс

5-8 класс

9-11 класс

02.05.-

05.05.

Вахта Памяти

День Победы в нашей семье

Страницы подвига и мужества

Дорогами войны

1-4 класс

5-8 класс

9-11 класс

10.05.-13.05

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

Здоровье моей семьи

Реальные опасности в современном мире

1-4 класс

5-8 класс

9-11 класс

15.05.-19.05

Неделя семьи

Мир начинается с семьи…

Путешествие в страну «Пионерия»

Искусство жить в семье

1-4 класс

5-8 класс

9-11 класс

22.05.-26.05.

Учимся дружить с дорогой.Велосипед. Правила движения велосипедиста и мопедиста

Правила поведения в общественных местах

Права, обязанности и ответственность участников ДД

1-4 класс

5-8 класс

9-11 класс

29.05.-31.05.

Мое безопасное лето: безопасность вблизи водоемов, путепроводов, линий электропередач

ШАГ«Я и Планета»

Моё трудовое лето-2023

1-4 класс

5-8 класс

9-11 класс

О статусе классного руководителя – рекомендации Минпросвещения России

Для всех должностей, которые есть в штатном расписании школы, разрабатываются должностные инструкции. При этом структура у всех должностных инструкций унифицированная. За основу можно взять следующий вариант, когда инструкция состоит из разделов, посвященных:

  • общим положениям,
  • должностным обязанностям,
  • правам,
  • ответственности.

При разработке должностной инструкции классного руководителя такая структура документа вполне допустима. Далее в статье расскажем, какую информацию стоит помещать в каждый раздел.

Этот раздел должностной инструкции может содержать в себе следующие должностные обязанности, возлагаемые на классного руководителя:

  • вести журнал успеваемости;
  • оформлять личные дела учеников;
  • организовывать классный коллектив, что проявляется в выдаче поручений, работе с активом класса, формировании обязанностей дежурных, организации творческих мероприятий;
  • организовывать дежурства;
  • организовывать порядок питания учеников;
  • формировать денежный фонд для обеспечения классных нужд и распоряжаться средствами из него;
  • контролировать посещаемость, выяснять причины пропусков;
  • работать с дневниками учеников;
  • создавать условия для расширения кругозора учеников, круга их интересов;
  • способствовать формированию благоприятного климата в коллективе, укреплению дружественных отношений;
  • помогать адаптироваться ученикам в начале учебного процесса;
  • проводить классные часы;
  • обеспечивать защиту прав учеников, их интересов;
  • проводить профориентационную работу с учениками старших классов;
  • проводить классные собрания с родителями.

Уставом школы или другими документами на классного руководителя могут возлагаться и другие обязанности, тогда этот раздел инструкции корректируется.

Раздел, где вкратце перечисляются виды ответственности, к которым может быть привлечен классный руководитель, и основания для этого. Стандартно здесь прописывают, что классного руководителя могут:

  • за несоблюдение должностной инструкции, нарушение школьных правил, невыполнение распоряжения директора школы и другие нарушения – привлечь к дисциплинарной ответственности;
  • за применение физического или морального насилия к ученикам – освободить от должности, что не считается мерой дисциплинарной ответственности;
  • за причинение ущерба имуществу школы – привлечь к материальной ответственности по правилам гражданского или трудового законодательства.
  • Аттестация педагогических кадров
  • Документы, приложения, рекомендации
  • Курсовая подготовка
  • Экспериментальная деятельность
  • Наставничество
  • Школьный уполномоченный по правам ребёнка
  • Школьные методические объединения
    • МО естественно-математического цикла
    • МО гуманитарного цикла
    • МО классных руководителей
    • МО учителей начального образования
    • МО учителей иностранного языка
    • МО учителей ОБЖ, физической культуры, технологии
  • Библиотека
    • Документы
    • О библиотеке
    • Рекомендуем прочитать
  • Начальная школа

    Образ классного руководителя в современной школе

    В нашей стране нет ни того, кто не знает значение слов «классный руководитель». Этот человек навсегда связан со школьными воспоминаниями, и в памяти имя классного руководителя остается на всю жизнь. Любой преподаватель-предметник или даже директор школы может стать этим специалистом.

    Сотрудничество классного руководителя с родителями учеников

    Регламент работы классного руководителя в школе будет признан успешным и эффективным, если будет налажен тесный рабочий контакт с родителями.

    В разрезе классных мероприятий к ним относится проведение родительских собраний и индивидуальных встреч, а в разрезе всего учебного заведения – организация и проведение родительских лекториев, за подготовку которых и отвечают классные руководители в кооперации с иными специалистами, а именно – административным персоналом, школьными психологом, медработниками, социальным педагогом.

    «А знаете ли вы, что сущность самообразования заключается в умении организовать самостоятельную работу по совершенствованию себя, в том числе и в профессиональном плане?».

    Классный руководитель может повышать уровень образования, используя такие формы:

    1. Курсы повышения квалификации, конференции, семинары.
    2. Самостоятельная образовательная работа.

    Выбирая тему самообразования, классному руководителю следует выработать алгоритм работы, который должен включать в себя:

    1. Выбор тематики.
    2. Определение целей и задач работы, выделение объекта и предмета.
    3. Подробное изучение литературных источников по избранной тематике.
    4. Разработку последовательного плана деятельности.
    5. Практическое использование результатовсвоих опытов и экспериментальной деятельности.
    6. Анализ проведённой работы, формулирование выводов, рекомендаций, направлений дальнейшей деятельности.
    7. Оформление работы и презентация отчёта перед педагогическим коллективом.

    О статусе классного руководителя – рекомендации Минпросвещения России

    Для всех должностей, которые есть в штатном расписании школы, разрабатываются должностные инструкции. При этом структура у всех должностных инструкций унифицированная. За основу можно взять следующий вариант, когда инструкция состоит из разделов, посвященных:

    • общим положениям,
    • должностным обязанностям,
    • правам,
    • ответственности.

    При разработке должностной инструкции классного руководителя такая структура документа вполне допустима. Далее в статье расскажем, какую информацию стоит помещать в каждый раздел.

    Этот раздел должностной инструкции может содержать в себе следующие должностные обязанности, возлагаемые на классного руководителя:

    • вести журнал успеваемости;
    • оформлять личные дела учеников;
    • организовывать классный коллектив, что проявляется в выдаче поручений, работе с активом класса, формировании обязанностей дежурных, организации творческих мероприятий;
    • организовывать дежурства;
    • организовывать порядок питания учеников;
    • формировать денежный фонд для обеспечения классных нужд и распоряжаться средствами из него;
    • контролировать посещаемость, выяснять причины пропусков;
    • работать с дневниками учеников;
    • создавать условия для расширения кругозора учеников, круга их интересов;
    • способствовать формированию благоприятного климата в коллективе, укреплению дружественных отношений;
    • помогать адаптироваться ученикам в начале учебного процесса;
    • проводить классные часы;
    • обеспечивать защиту прав учеников, их интересов;
    • проводить профориентационную работу с учениками старших классов;
    • проводить классные собрания с родителями.

    Уставом школы или другими документами на классного руководителя могут возлагаться и другие обязанности, тогда этот раздел инструкции корректируется.

    Раздел, где вкратце перечисляются виды ответственности, к которым может быть привлечен классный руководитель, и основания для этого. Стандартно здесь прописывают, что классного руководителя могут:

    • за несоблюдение должностной инструкции, нарушение школьных правил, невыполнение распоряжения директора школы и другие нарушения – привлечь к дисциплинарной ответственности;
    • за применение физического или морального насилия к ученикам – освободить от должности, что не считается мерой дисциплинарной ответственности;
    • за причинение ущерба имуществу школы – привлечь к материальной ответственности по правилам гражданского или трудового законодательства.
    • Аттестация педагогических кадров
    • Документы, приложения, рекомендации
    • Курсовая подготовка
    • Экспериментальная деятельность
    • Наставничество
    • Школьный уполномоченный по правам ребёнка
    • Школьные методические объединения
      • МО естественно-математического цикла
      • МО гуманитарного цикла
      • МО классных руководителей
      • МО учителей начального образования
      • МО учителей иностранного языка
      • МО учителей ОБЖ, физической культуры, технологии
    • Библиотека
      • Документы
      • О библиотеке
      • Рекомендуем прочитать
    • Начальная школа

      Тематика информационных часов на II полугодие 2021/2022 учебного года

      развернуть

      Дата проведения

      Тема

      Участники

      13.01

      Всемирный день заповедников и национальных парков (11.01)

      1-11

      20.01

      «По страницам детских газет и журналов» (информация)

      1-8, 10-11

      Занятие по истории Великой Отечественной войны. Политика геноцида, грабежа и насилия

      9

      27.01

      «Трудом мы славим Беларусь! Выдающиеся личности нашей страны»

      1-4

      Профессиональное образование сегодня – стабильное будущее завтра

      5-7

      ШАГ «Гордость за Беларусь. Мир межконфессиональный, мир межнациональный» (о приоритетах конфессиональной политики Республики Беларусь)

      8-11

      03.02

      «8 февраля – День юного героя-антифашиста»

      1-8, 10-11

      Занятие по истории Великой Отечественной войны. Антифашистское сопротивление на оккупированных территориях

      9

      10.02

      «Я пошёл бы с ним в разведку» (ко Дню юного героя-антифашиста)

      2-4

      «Помним и гордимся» (ко Дню памяти воинов-интернационалистов)

      5-8

      Остров мужества и скорби. История создания памятника (ко Дню памяти воинов-интернационалистов)

      9-11

      17.02

      «Познавательная наука «Валеология»: что это?»

      1-8, 10-11

      Занятие по истории Великой Отечественной войны. Подпольная борьба

      9

      24.02

      «Есть такая профессия – защищать Отечество» (годы и люди)

      1-7

      ШАГ «Гордость за Беларусь. На страже национальной безопасности и суверенитета» (о Вооруженных силах, Пограничной службе, Таможенной службе, МЧС)

      8-11

      03.03

      «Самые известные женщины мира» (информ-дайджест)

      1-8, 10-11

      Занятие по истории Великой Отечественной войны. Антифашистское сопротивление на оккупированных территориях

      9

      10.03

      «Я – гражданин Республики Беларусь»

      1-11

      17.03

      «Помнить, чтобы жить» (ко Дню трагедии Хатыни)

      1-4

      «Хатынь – наша боль»

      5-8, 10-11

      Занятие по истории Великой Отечественной войны. Формы и методы борьбы подпольщиков

      9

      24.03

      «День единения народов Беларуси и России» (фотокамера смотрит в мир)

      1-7

      ШАГ «Гордость за Беларусь. Чистая окружающая среда – ключ к здоровой жизни» (о сохранении биоразнообразия, достижениях в области сохранения экологически чистой окружающей среды)

      8-11

      07.04

      Информ-дайджест «Здоровье в порядке – спасибо зарядке» (ко всемирному Дню здоровья)

      1-8, 10-11

      Занятие по истории Великой Отечественной войны. Советский тыл в годы войны

      9

      14.04

      «Исторические места Беларуси»

      (к Международному дню памятников и исторических мест (ЮНЕСКО)

      1-11

      21.04

      «Чернобыль: трагедия, подвиг, предупреждение»

      1-8, 10-11

      Занятие по истории Великой Отечественной войны. Освобождение Беларуси от германских захватчиков

      9

      28.04

      «1 мая: из истории Праздника труда» (годы и люди)

      1-7

      ШАГ «Гордость за Беларусь. Выращено белорусами» (о развитии сельского хозяйства)

      8-11

      05.05

      «Великая Победа нашего народа»

      1-4

      «Нам этот мир завещано беречь. Патриотизм глазами современной молодёжи»

      5-8, 10-11

      Занятие по истории Великой Отечественной войны. Окончание Великой Отечественной и Второй мировой войн

      9

      12.05

      «Здоровая семья – сильная нация»

      (к Международному Дню семьи)

      1-11

      19.05

      Информационный журнал

      «Самое интересное и актуальное»

      1-7

      Информ-дайджест: «По страницам молодежных СМИ»

      8, 10, 11

      Занятие по истории Великой Отечественной войны. Итоги и уроки войны. Память о войне

      9

      27.05

      «Безопасное лето 2022» (ПБП в период летних каникул)

      1-7

      ШАГ «Гордость за Беларусь. Произведено белорусами» (о развитии пищевой промышленности)

      8-11

      Должностная инструкция классного руководителя в соответствии с ФГОС

      8.1. Ознакомление педагогического работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при возложении функций классного руководителя (до ознакомления с приказом под подпись).
      8.2. Один экземпляр инструкции находится у директора образовательной организации, второй – у сотрудника.
      8.3. Факт ознакомления педагога с настоящей должностной инструкцией классного руководителя, разработанной с учетом профстандарта, подтверждается подписью в экземпляре инструкции, хранящемся у директора общеобразовательной организации, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.

      • Положения школы
      • Документы по коронавирусу
      • Билеты и инструктажи по ОТ
      • Журналы по охране труда
      • Акты и протоколы по ОТ
      • Нормативные документы ОТ

      Общие условия таковы:

      1. Назначить классного руководителя может только директор школы, но с обязательного согласия самого преподавателя.
      2. Контроль за работой будет проводить завуч по воспитательной работе.
      3. При исполнении своих обязанностей классрук обязан руководствоваться Конституцией, Конвенцией о правах ребенка, всеми решениями органов образования и Правительства РФ.

      В обязанности руководителя класса входит :

      1. Составление учебных планов и системы работы в классе для каждой новой четверти и года. За выполнением этого пункта следит все тот же завуч по УВР; за 5 дней до начала учебного периода он должен одобрить или отклонить предоставленные преподавателем планы.
      2. Ответственность за безопасность в классе, оказание первой помощи (для этого преподаватели проходят специальные курсы).
      3. Проведение обязательных инструктажей по поведению в различных экстремальных и бытовых ситуациях: на дороге, воде, при пожаре и т.д.; ведение отчетности по этим инструктажам.
      4. Мотивация учеников к учебной деятельности и повышенной активности на занятиях.
      5. Индивидуальная помощь обучающимся на занятиях, выявление и ликвидация причин низкой успеваемости.
      6. Обязательное соблюдение прав и свобод обучающихся.
      7. Помощь в организации и обеспечении посещаемости кружков, различного рода секций и иных форм дополнительного образования, вовлечение учеников в этот процесс.
      8. Создание в классе доброжелательной и комфортной для ребенка атмосферы, в которой он сможет разносторонне развиваться.
      9. Ведение пропаганды здорового образа жизни, помощь в проведении и организации мероприятий спортивного и физкультурно-оздоровительного комплекса.
      10. Обеспечение социальной защиты детей; ведение активной работы с родителями и семьей.
      11. Создание психологически комфортной среды в классе.
      12. Развитие коммуникативных навыков обучающихся, помощь в решении проблем, связанных с общением в классе.
      13. Выявление особенностей личности каждого ученика; помощь в развитии индивидуальных качеств, саморазвитии.
      14. Проведения мероприятий по определению актуального состояния классного коллектива, создание стратегии по его дальнейшему развитию.
      15. Контроль за ведением дневников ученика; своевременное проставление отметок, ведение необходимой документации и отчетности.
      16. Предоставление завучу в конце каждой четверти письменных отчетов о проделанной работе.
      17. Присутствие на педсоветах.
      18. Посещение вместе со своим классом мероприятий общешкольного уровня.
      19. Ежегодное повышение квалификации, участие в методических объединениях.
      20. Работа по утвержденному главной школы графику.
      21. Организация систематических дежурств силами учеников класса.
      22. Обязательное соблюдение норм морали и этики, соответствующих положению учителя, не только в стенах школы, но и вне их.

      В работе с детьми очень легко перейти личные границы, поэтому преподавателю на посту классрука очень важно знать о своих правах:

      1. Запрашивать данные о здоровье обучающихся.
      2. Напрямую следить за успеваемостью и посещением занятий учениками.
      3. Заниматься координацией работы учителей-предметников, ведущих данный класс.
      4. Проводить воспитательную работу через различные классные мероприятия.
      5. Выносить от класса предложения на рассмотрение администрацией.
      6. Вызывать в школу родителей или законных представителей ребенка.
      7. Обращаться в комиссии и советы по делам несовершеннолетних, но только после согласования с администрацией учебного заведения.
      8. Составлять график индивидуальной работы с детьми, исходя из потребностей семьи и ребенка.
      9. Проводить работу научно-экспериментального характера.
      10. Подавать документы для надбавок и иных форм материального поощрения.
      11. Принимать участие в различного рода и уровня мероприятиях и конкурсах как совместной с учениками, так и самостоятельно.
      12. Требовать от администрации школы определенной материально-технической базы для проведения воспитательного процесса.
      13. Повышать квалификацию любыми доступными путями; просить у администрации помощь, необходимую для успешного повышения квалификации.

      Во время процесса обучения классный руководитель несет ответственность за:

      1. Соблюдение норм безопасности учебного процесса; сохранение жизни и здоровья его участников, а также за соблюдение прав обучающихся.
      2. За непрофессиональное исполнение или неисполнение вовсе своих обязанностей, возложенных должностью, и требований трудового договора, распорядка и устава школы, локальных распоряжений администрации.
      3. За ненадлежащее выполнение норм безопасности и противодействия угрозам террористической направленности.
      4. За нормы воспитания, которые так или иначе связаны с психологическим или физическим воздействием на ребенка.
      5. За доказанное причинение вреда как школе, так и обучающимся, которое связано либо с неисполнением, либо c непрофессиональным исполнением своих обязанностей.

      Если говорить конкретно, то на практике, как правило, под мероприятиями будут пониматься поездки в театры и тюзы, посещение музеев и ближайших библиотек. Как правило, руководители класса хорошо знают родителей своих учеников, поэтому часто приглашают их рассказать детям о своей профессии (этому можно посвятить даже целый классный час, что явно будет одобрено администрацией). Для помощи детям из слабозащищенных слоев населения классный руководитель должен узнать о присутствии учащихся из многодетных семей, чтобы обеспечить их бесплатным питанием в школе.

      Кроме того, при согласовании с администрацией классрук должен уведомить органы по работе с несовершеннолетними, если какие-то обучающиеся неоднократно серьезно нарушают дисциплину, угрожают безопасности класса и мешают нормальному проведению учебного процесса. Но нужно понимать, что это самая крайняя мера, которая в будущем может испортить ребенку жизнь, поэтому перед таким решением необходимо провести ни одну беседу как с самим ребенком, так и с его семьей. И если нет результата, только тогда обращаться за помощью выше.

      Физкультурно-оздоровительные кружки и секции преподаватели не организовывают. На практике представители этих кружков выступают перед обучающимися, раздают им визитки или буклеты, а задача классного руководителя сводится к мотивации детей на посещение данных занятий.

      Классное руководство в 2020-2021 учебном году

      Классный руководитель несет ответственность:

      5.1. За нарушение Устава общеобразовательной организации.

      5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

      5.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

      5.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

      5.5. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

      Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

      Руководитель кадровой службы

      [инициалы, фамилия]

      [подпись]

      [число, месяц, год]

      Согласовано:

      [должность]

      [инициалы, фамилия]

      [подпись]

      [число, месяц, год]

      С инструкцией ознакомлен:

      [инициалы, фамилия]

      [подпись]

      [число, месяц, год]

      Несмотря на то, что разработкой профессиональных стандартов министерство занимается с 2013 года, больших изменений пока не наблюдается. До сих пор принят только документ в отношении:

      • педагогов;
      • воспитателей;
      • вожатых.

      Внимание. Для классных руководителей профстандарт по состоянию на январь 2020 года не утвержден. Хотя распоряжение о разработке локальных документов образовательные организации получили и с 01.01.2020 в каждой школе профстандарты быть должны.

      Реализация требований министерства остается под вопросом, пока нет утвержденных на высшем уровне регламентов и требований к:

      • образованию;
      • квалификации;
      • стажу работы.

      Если опираться на ФГОС, то от классного руководителя требуется:

      • индивидуальный подход к обучающимся, исходя из умственных и физических способностей ребенка;
      • понимание психологических особенностей разных возрастных групп;
      • умение организовывать деятельность и коммуникацию для детей с особыми образовательными потребностями;
      • эффективное взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся;
      • участие во внешкольной жизни подопечных, вовлечение их в организации дополнительного образования;
      • соблюдение педагогической этики.

      По замыслу инициаторов введения профессиональных стандартов, школы должны стать бесконфликтной средой для всех участников образовательного процесса, а ключевую роль в ее формировании отводят именно классным руководителям.

      Цель работы классного руководителя – формирование благоприятной среды для самореализации и саморазвития личности подопечного, его дальнейшей успешной социализации.

      В соответствии с целью формулируют задачи деятельности классного руководителя:

      • формирование и развитие коллектива учащихся в классе;
      • пропаганда и личный пример здорового образа жизни;
      • помощь каждому ребенку в классе в сохранении индивидуальности и развитии потенциала личности;
      • воспитание нравственных и духовных качеств учащихся;
      • организация творческой деятельности с учетом индивидуальных способностей и интересов детей;
      • вовлечение в коллективный труд каждого ребенка;
      • гуманизация отношений между участниками детского коллектива.

      Вся работа с детским коллективом должна иметь системный, а не эпизодический характер, что достигается в результате регулярного качественного анализа и составления планов воспитательной работы.

      Важно! Деятельность классного руководителя основана на личностно-ориентированном подходе с учетом задач педагогического коллектива, ситуации в классном коллективе, межнациональных и межконфессиональных отношений.

      Обязанности классного руководителя можно поделить на:

      1. Организационно-координирующие:
        • обеспечение коммуникации между школой и семьей;
        • оказание помощи родителям в воспитании детей;
        • организация образовательного процесса класса в пределах своих полномочий;
        • проведение воспитательных мероприятий;
        • ведение документации (журнал, дневники обучающихся, личные дела, план воспитательной работы).
      2. Коммуникативные:
        • установление эффективного взаимодействия между учащимися и педагогами;
        • регулирование межличностных отношений в детском коллективе;
        • создание благоприятной психологической атмосферы в классе;
        • помощь детям с проблемами в общении.
      3. Аналитико-прогностические:
        • изучение личностных особенностей детей;
        • анализ состояния и перспективы развития детского коллектива.
      4. Контрольные:
        • учет успеваемости каждого обучающегося, принятие мер по устранению задолженностей по предметам;
        • учет посещаемости, принятие мер в случае отсутствия ребенка в школе без уважительной причины.

      К основным правам классного руководителя относятся:

      • получение достоверной информации о психофизиологическом развитии детей и семейной ситуации;
      • контроль успеваемости;
      • работа с родителями (законными представителями);
      • методическая поддержка педагогического коллектива и администрации школы;
      • поощрение обучающихся за успехи и привлечение к дисциплинарной ответственности за проступки;
      • защита чести и достоинства.

      Классный руководитель является важным звеном российской образовательной системы. В начальной школе педагог фактически совмещает две роли, ведет обучающие занятия и выполняет функцию воспитателя и организатора для детей своего класса. В среднем звене случается так, что он не проводит уроки в классе, который закреплен за ним, а занимается только организационными и режимными моментами. Список того, что должен делать классный руководитель дополнительно к преподаванию своего предмета, достаточно обширен.

      Руководством школы используется должностная инструкция классного руководителя 2021 года на основе методических рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации №21 от 03.02.2006 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений».

      В этом документе содержится полная информация, что входит в функциональные обязанности классного руководителя в 2021, цели и задачи, формы работы и критерии оценки деятельности.

      Рабочие функции:

      • обеспечивать связь между всеми участниками учебного процесса (педагогами школы, учениками и родителями);
      • вести документацию (личные дела учеников);
      • воспитывать учеников в соответствии с общественными нормами морали и нравственности;
      • поддерживать благоприятную психологическую атмосферу в детском коллективе;
      • защищать социальные права учащихся;
      • помогать разрешать учебные конфликты с педагогами-предметниками;
      • способствовать объединению детей в классе, проводить совместные мероприятия, походы, выезды;
      • организовывать разную деятельность в классе, которая помогает гармоничному развитию учеников;
      • управлять режимными моментами (отсутствие ребенка в школе, заказ питания в столовой, информирование о прививках и прочее);
      • предоставлять информацию о процессе обучения родителям.

      Для успешной работы педагогу приходится изучать особенности характера каждого вверенного ему ребенка, вникать в первопричины разных поступков, поддерживать связь с родителями. Некоторым учащимся требуется отдельное внимание, они растут в неблагополучных семьях или имеют психологические проблемы. Тогда на плечи учителя ложится задача помочь адаптироваться ребенку в школьной среде, направить к психологу, наладить общение со сверстниками в классе.


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *