- Новости

Новое в БДД с 1 сентября 2021 года: как организовать работу водителей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новое в БДД с 1 сентября 2021 года: как организовать работу водителей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чтобы принять решение о том, кто отвечает за БДД в организации и стоит ли для этого привлекать персонал со стороны или можно обойтись своими силами, необходимо исходить из количества работников, обслуживающих автопарк. Если их больше 50, лучше создать отдельную ставку. Когда водителей 50 и менее, обязанности ответственного за безопасность дорожного движения можно возложить дополнительно на кого-то из сотрудников, а если желающих не найдется, привлечь специалиста по совместительству.

БДД – это совокупность мероприятий, направленных на снижение количества аварий, а также их тяжести и последствий. Чтобы регулировать права и обязанности всех участников дорожного движения, был разработан ряд законов и нормативно-правовых актов. Контролируют данную область сразу несколько спецподразделений: ГУОБДД МВД, Росавтотранс, Минтранс, Росстандарт.

Согласно документам, организации, которые эксплуатируют транспортные средства в коммерческих или личных целях, должны обеспечивать надежность дорожного движения. Делается это с помощью внутренних постановлений, актов, инструкций и др. Помимо этого, на предприятии нужно выделить специалиста, который будет следить за соблюдением, установленным правил. Назначить на такую должность можно сотрудника, имеющего нужную квалификацию и стаж работы.

Перед тем как приступить к своим должностным обязанностям, работник должен пройти аттестацию. Под данной процедурой подразумевают тестирование, которое направлено на проверку знаний инженеров, отвечающих за БДД.

На заметку! Специалист по эксплуатации транспортных средств нужен юридическим лицам и ИП, которые занимаются коммерческими перевозками грузов, пассажиров или багажа.

Если в штате предприятия работает всего несколько водителей, достаточно определить одного уполномоченного работника. При этом он может совмещать полученную должность с другими обязанностями. Если в распоряжении компании присутствует большой автопарк, лучше сформировать специальный отдел по БДД.

Инженер по использованию автомобилей не нужен в следующих ситуациях:

  • на балансе организации нет машин (как в собственности, так и на правах лизинга/аренды);
  • для перевозки товарно-материальных ценностей или пассажиров компания пользуется услугами стороннего экспедитора;
  • зарегистрированные автомобили не эксплуатируется.

Организация работы по обеспечению безопасности перевозок – обязанность субъекта транспортной деятельности

Субъект транспортной деятельности (юр. лицо или ИП) должен осуществлять выполнение и контроль соблюдения требований, а также мероприятий по подготовке работников, которые осуществляют перевозки автомобильным транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, перечень которых указан в приложении N 2 к данному приказу.

Обеспечение профессиональной компетентности работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств (за исключением водителей), достигается:

  • проведением профессионального отбора и профессиональной подготовки работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств (за исключением водителей);
  • наличием у субъекта транспортной деятельности должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.

Требования к ответственному за БДД

Важно, чтобы ответственный за безопасность дорожного движения в организации соответствовал профессиональным и квалификационным требованиям (п. 15 приказа Министерства транспорта РФ от 30 апреля 2021 г. № 145). Среди основных обязанностей такого сотрудника – проведение вводных, предрейсовых, сезонных и специальных инструктажей по БДД в организации.

С профильным образованием Без профильного образования
Среднее профессиональное либо высшее образование, кандидат на должность обязательно в качестве подтверждения должен предоставить документы о полученном образовании и квалификации по специальности либо направлению подготовки, которые входят в соответствующую уровню образования общую группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта».

Пройденная аттестация на право занимать должность ответственного за безопасность дорожного движения (когда данная аттестация предусмотрена законодательством РФ).

Обратите внимание! Если сотрудник имеет среднее профессиональное образование, он должен отработать в сфере БДД от 3 лет.

Среднее профессиональное либо высшее образование, кандидат на должность должен предоставить подтверждающую документацию о том, что он получил квалификацию по данной специальности либо направлению подготовки, которые не входят в соответствующую уровню образования общую группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта».

Сотрудник должен пройти профессиональную переподготовку, после чего ему присвоят квалификацию специалиста, ответственного за обеспечение БДД (должна быть подтверждающая документация).

Ответственный за безопасность дорожного движения должен пройти аттестацию на право находиться на данной должности, если такая аттестация предусмотрена законодательством РФ.

Изменения в обязанностях ответственного за БДД с сентября 2021 года

В обязанности ответственного за безопасность дорожного движения были внесены изменения с 1.09.2021:

  • Специалист должен разрабатывать программы вводного инструктажа, предрейсовых, сезонных и специальных инструктажей по безопасности пассажирских и грузовых перевозок.

Теперь ответственный за БДД не только разрабатывает программы инструктажей, но и ведет журнал учета инструктажей водителей. В этом журнале указывается дата проведения и вид инструктажа, должность, Ф. И. О. сотрудника, который проводил инструктаж, Ф. И. О. водителей и их подписи.

  • Ответственный за БДД продумывает порядок стажировки водителей.

Стажировка водителей должна соответствовать условиям п. 7-13 профессиональных и квалификационных требований (приказ Минтранса России от 31.07.2020 № 282). Кроме того, должны быть назначены наставники, при необходимости они проходят повышение квалификации.

  • Специалист проводит подготовку к проведению агитационно-массовой работы по безопасности дорожного движения.

Важно, чтобы сотрудник заблаговременно заказал либо сделал стенды. На них будет содержаться информация, соответствующая требованиям п. 12.1-12.2 Приказа № 282. Такие стенды нужно повесить в кабинете ответственного за БДД, в классах и прочих местах, где проводятся инструктажи, а также в гараже.

  • Специалист разрабатывает и утверждает планы мероприятий по предупреждению ДТП, следит за их выполнением.

Ответственность специалиста за безопасность дорожного движения

В Правилах дорожного движения Российской Федерации есть раздел «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения». В п. 12 соответствующего документа указаны действия, совершать которые должностные лица и работники, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию ТС, не имеют право. Это касается, прежде всего, ответственного за БДД, который трудится в компании. Так, специалисту нельзя давать допуск к выходу в рейс автомобилям, если:

  • есть поломки, при которых ездить на ТС нельзя;
  • машина была переоборудована без соответствующего разрешения;
  • у транспортного средства нет государственной регистрации;
  • машина не прошла ТО.

Также ответственный должен запретить выход на линию водителям, которые:

  • находятся в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, влияющих на скорость реакции и внимание, а также водителей, которые болеют либо утомлены;
  • не имеют страхового полиса ОСАГО;
  • не имеют права управления определенной категорией транспорта.

Принципы организации БДД на предприятии

Их несколько. Основные принципы БДД на предприятии изложены в ст.3 ФЗ №196 от 10.12.1995.

К ним относятся:

  • верховенство здоровья населения;
  • приоритет ответственности государства;
  • соблюдение интересов всех участников ДД;
  • комплексный подход к обеспечению безаварийной эксплуатации.

Перечень сотрудников транспортного сектора:

  1. Водитель. Принимает непосредственное участие в ДД.
  2. Механик. Отвечает за исправное состояние транспортных средств (далее ТС).
  3. Диспетчер. Заведует правильностью заполнения документации соответствующего подразделения компании.
  4. Руководитель. Следит за выполнением на предприятии требований ФЗ №196.

Размеры систем обеспечения БДД в организациях зависят от численности водителей, автопарка компании. Другие сотрудники могут не пребывать в штате.

Требования предъявляемые к специалисту по БДД (ответственному за БДД)

В соответствии с Приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» специалист ответственный за обеспечение БДД должен знать и уметь:
«16. К специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:
16.1. Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, должен знать:

  • нормативные акты в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и перевозки пассажиров и грузов;
  • основы трудового законодательства;
  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, безопасности дорожного движения и противопожарной защиты;
  • назначение и основные технико-эксплуатационные характеристики подвижного состава автомобильного транспорта, погрузочно-разгрузочных механизмов и средств для контейнерных и пакетных перевозок;
  • правила технической эксплуатации транспортных средств;
  • методы планирования, учета и анализа автомобильных перевозок;
  • организацию процесса перевозок и труда водительского состава и других работников, занятых эксплуатацией автотранспорта;
  • порядок разработки и утверждения планов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

16.2. Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, должен уметь:

  • разрабатывать и проводить мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и контролировать их выполнение;
  • анализировать причины возникновения дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения, совершенных водителями юридического лица или индивидуального предпринимателя, в установленном порядке готовить отчеты о дорожно-транспортных происшествиях и принятых мерах по их предупреждению;
  • осуществлять сверку данных о дорожно-транспортных происшествиях, в которых участвовал подвижной состав предприятия, с данными Государственной инспекции по безопасности дорожного движения МВД России;
  • разрабатывать или участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов юридического лица или индивидуального предпринимателя по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов;
  • организовывать и проводить агитационно-массовую работу по безопасности дорожного движения в коллективе;
  • информировать водительский состав, инженерно-технических работников, органы управления юридического лица, индивидуального предпринимателя о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах дорожно-транспортных происшествий;
  • устанавливать причины и обстоятельства возникновения дорожно-транспортных происшествий, выявлять нарушения установленных требований по обеспечению безопасности дорожного движения;
  • контролировать допуск водителей к управлению только теми категориями транспортных средств, право управления которыми предоставлено им в соответствии с водительскими удостоверениями;
  • контролировать прохождение водителями обязательных медицинских осмотров;
  • организовывать проведение инструктажа водителей об особенностях эксплуатации транспортных средств в различных дорожных и климатических условиях;
  • контролировать соблюдение водителями режима труда и отдыха водителей;
  • организовывать стажировку водителей и работу водителей-наставников;
  • организовывать работу кабинета (класса) безопасности дорожного движения по плану, утвержденному юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Читайте также:  Особенности расторжения договора аренды недвижимости

16.3. К специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляется одно из следующих требований:

  • наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта» , и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

Требования с 1 января 2021 года

Образование Специальность Диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств Стаж работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств
среднее профессиональное по профессии (училище) из группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта 3 года
среднее профессиональное по профессии (училище) любая специальность + 3 года
среднее профессиональное по специальности (техникум) 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
среднее профессиональное по специальности (техникум) из группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта 1 год
среднее профессиональное по специальности (техникум) любая специальность + 1 год
высшее из группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта
высшее любая специальность +

Список должностей, кто ответственный за БДД

Есть только одна должность. Инженер по БДД должен иметь высшее образование автотранспортной специализации. Кроме этого, он обязан пройти обучение на курсах по безопасности дорожного движения.

Если у кандидата на эту должность нет диплома (дипломного проекта) об окончании института, организация может направить его на курс дополнительных лекций, продолжительностью 250 часов.

Сотрудник также занимается самоподготовкой бесплатно, используя компьютерные тестовые программы, размещенные на сайтах образовательных организаций. По окончании курсов слушатель сдает экзамены, готовит реферат по профильной теме.

Всегда ли нужен специалист, ответственный за безопасность дорожного движения

Привлекать в штат лицо, ответственное за обеспечение охраны ДД и профилактику возможных рисков, обязаны почти все компании. Дело в том, что обычно фирмы в разной степени пользуются т/с, поэтому и необходимо минимизировать возможные риски.

План мероприятий по пожарной безопасности в школе или на предприятии

Согласно ФЗ N 196, такой специалист должен присутствовать, если предприятие обладает автомобильным парком, или же арендует транспортные средства.

Исключением из правила являются случаи, когда:

  • автотранспорт не используется, поскольку фирма привлекает перевозчиков;
  • имеются собственные т/с, но они сдаются в аренду.

Внимание! В последнем случае за безопасное передвижение отвечают уже арендаторы.

Чтобы принять решение о том, кто отвечает за БДД в организации и стоит ли для этого привлекать персонал со стороны или можно обойтись своими силами, необходимо исходить из количества работников, обслуживающих автопарк. Если их больше 50, лучше создать отдельную ставку. Когда водителей 50 и менее, обязанности ответственного за безопасность дорожного движения можно возложить дополнительно на кого-то из сотрудников, а если желающих не найдется, привлечь специалиста по совместительству.

На предприятиях с большим автопарком, специализирующихся на перевозках, зачастую создаются целые службы по обеспечению безопасности на дороге. При этом важно учитывать, что все назначенные сотрудники обязаны соответствовать квалификационным требованиям, обозначенным в Приказе № 287, а аттестовать нужно только начальствующее лицо.

План по обеспечению безопасности дорожного движения

Первоочередной задачей аттестованного лица в организации является разработка и внедрение комплекса мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Необходимые шаги оформляются в виде годового плана, в котором прописаны все действия руководителя, специалистов и смежных лиц.

В план могут быть включены следующие направления:

  • работа с персоналом: проведение периодических, предрейсовых и послерейсовых медосмотров с целью недопущения к управлению автомобилями лиц, имеющих ограничения медицинского характера; инструктажи, повышение квалификации, разбор ДТП с целью повышения профессионального мастерства водителей;
  • работа с транспортом: планирование периодических технических обслуживаний, контроль технического состояния транспортных средств с целью недопущения выпуска неисправных автомобилей на линию;
  • работа с документацией: мониторинг изменений законодательства, обновление ЛНА.

На инженера по безопасности дорожного движения возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Осуществление систематического контроля за соблюдением трудового законодательства в автохозяйстве, за выполнением работниками автохозяйства правил дорожного движения и правил технической эксплуатации автомобилей, инструкций, приказов и других руководящих материалов в части обеспечения безопасности движения и принятие необходимых мер по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

2.2. Анализ причин дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения, разработка мероприятий по их устранению.

2.3. Участие в разработке проектов перспективных и текущих планов по обеспечению безопасности движения на автотранспорте автохозяйства.

Читайте также:  Таблица штрафов за нарушения кассовой дисциплины

2.4. Изучение условий работы водителей на рабочих местах, участие во внедрении рациональных режимов труда и отдыха водителей с учетом специфики производства и рекомендаций научно-исследовательских учреждений по организации труда.

2.5. Участие в проведении служебных расследований дорожно-транспортных происшествий с выездом на места их совершения.

2.6. Проведение в коллективе разбора дорожно-транспортных происшествий и допущенных водителями нарушений правил дорожного движения.

2.7. Осуществление контроля за соблюдением водителями на линии правил дорожного движения и обеспечение в соответствии с графиком выездов на линию работников автохозяйства для проведения проверок соблюдения водителями правил дорожного движения.

2.8. Осуществление контроля за выполнением предписаний межведомственного и ведомственного контроля за соблюдением правил по охране труда.

2.9. Оказание методической помощи службам автохозяйства в разработке инструкций по безопасности труда водителей, участие в составлении программ обучения водителей безопасным методам работы и в проведении практического обучения.

2.10. Организация изучения правил дорожного движения и других материалов по обеспечению безопасности движения работниками автохозяйства.

2.11. Участие в аттестации по безопасности движения работников служб автохозяйства, в составлении раздела коллективного договора, касающегося вопросов улучшения условий труда.

2.12. Осуществление проверки качества работы контрольных пунктов (постов) при выпуске автомобилей на линию и их возврате в гараж.

2.13. Участие в работе аттестационных комиссий по присвоению водительских квалификаций.

2.14. Организация распространения опыта безаварийной работы.

2.15. Ведение учета и отчетности по безопасности движения.

2.16. [Другие должностные обязанности].

Ответственный за безопасность дорожного движения

Если организация занимается перевозкой грузов или пассажиров, то в штате обязан быть ответственный за безопасность дорожного движения. Для этих организаций есть закон, обязывающий назначить и аттестовать такое лицо.

Если организация не ориентирована на коммерческие перевозки, то закон не обязывает назначать специальное лицо, но ответственность в этом случая возлагается на руководителя фирмы или предприятия. То есть, в случае возникновения ДТП, руководитель или директор по умолчанию возлагает на себя выполнение функций лица, либо назначает ответственного человека из числа работников или нанимает со стороны.

К ответственному за безопасность дорожного движения предъявляется одно из следующих требований:

— наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

— наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

— требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.

Специалисту по обеспечению БДД запрещено:

1.Давать допуск к управлению автомобилем водителям, не имеющим или с истекшим сроком водительского удостоверения, в котором отраженно наличие соответствующей категории.

2. Принуждать водителей нарушать ПДД либо поощрять данные действия.

Ответственный за безопасность дорожного движения должен знать:

— трудовое законодательство, его основные положения;

— законы, которые нацелены на БДД;

— основные технико-экономические показатели транспортных средств и их назначение;

— основные правила и нормы технического использования транспортных средств;

— способы учёта и планирования автомобильных перевозок;

— методы организации перевозок, обеспечивающие выполнение норм труда и отдыха водителей и других работников, обеспечивающих исправную эксплуатацию транспортных средств.

Ответственный за БДД должен уметь:

— проводить анализ причинно-следственных связей нарушения ПДД, совершения ДТП водителями;

— доносить информацию до водителей, инженерно-технических работников и руководства организации о причинах дорожно-транспортных пришествий и об аварийной обстановке в целом по предприятию;

— устанавливать обстоятельства и причины ДТП, выяснять какие пункты правил были нарушены и каковы причины не соблюдения требований ПДД;

— разрабатывать проекты, обеспечивающие БДД при перевозке людей, опасных и крупногабаритных грузов;

— проводить занятия для водителей, разъясняя им особенности управления автотранспортом и обслуживания авто в разных погодных условиях.

Требования к квалификации специалиста по БДД

Необходимым условием для того, чтобы ответственный за БДД мог приступить к работе является наличие у него диплома о высшем образовании по направлению подготовки, которая входит в укрупнённую группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», а также аттестации по БДД.

Если профильного образования нет, то можно пройти профессиональную переподготовку и затем аттестацию в ФБУ «Росавтотранс». При этом для прохождения переподготовки необходимо иметь любое другое высшее образование.

Без высшего образования ответственным за БДД быть нельзя. А вот стаж работы не имеет значения. Однако рекомендуется назначать ответственного из числа наиболее опытных специалистов, поскольку ему понадобятся технические знания, опыт взаимодействия с Госавтоинспекцией, практика работы с водительским составом, знания транспортной нормативно-правовой базы и не только.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *