Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Страховая компания выплатила недостаточно денег: что делать и как подать в суд?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Начиная с 2014 года, все страховые компании обязаны при расчете суммы ущерба использовать единые стандарты, утвержденные Центральным банком. Однако даже при наличии единых стандартов автолюбители сталкиваются с такой проблемой, как занижена выплата ОСАГО.
Шаг №2: Независимая экспертиза со стороны потерпевшего
Важно! При подаче указанного выше заявления о разногласиях потребителям финансовых услуг не обязательно проводить независимую экспертизу машины и прикладывать отчет к заявлению. В стандартной форме заявления необходимо указать только размер требований имущественного характера. Если вы его точно не знаете, то указывайте лимит в 400 000 рублей, не ошибётесь.
Экспертизу, конечно же лучше провести и иметь на руках экспертное заключение, но это, в первую очередь, нужно самому потерпевшему, чтобы понимать и адекватно оценивать обоснованные он требования предъявляет к страховщику или нет. Но весь вопрос в том, что если в дальнейшем по данному спору будет принято решение финансовым уполномоченным, то стоимость такой экспертизы он не возместит.
Если же решение финансового уполномоченного не устроит, то при обращении в суд вы должны будете обосновать свои требования и тут-то сделанная ранее экспертиза и пригодится, а расходы на её проведение, в случае положительного решения по делу, будут подлежать возмещению.
Выплата по соглашению – это ловушка?
Наша задача – рассказать, что делать, когда страховщик выплатил меньше, чем необходимо на ремонт. Ведь для потерпевшего нет разницы, по какому основанию он получит деньги по ОСАГО, важно, что их мало.
Водителям нужно знать, что не все способы одинаково «полезны». Самый легкий вариант получить деньги по ОСАГО – это заключить соглашение. Подписать такое предлагают почти всем потерпевшим. Но соглашаясь на его подписание, есть риск остаться без доплаты.
Одним из условий соглашения будет пункт о том, что данной выплатой страховщик исполняет все свои обязанности перед потерпевшим. Иными словами, сумма, указанная в соглашении, окончательная и изменению не подлежит.
Страховая компания предлагает добровольно выплатить деньгами лишь часть ущерба, к примеру, по закону размер ущерба от ДТП с учетом износа составит 130 000 – 140 000 рублей, а соглашение предложат подписать лишь на 90 000. Но бывают случаи и более невыгодных сделок со страховыми компаниями.
Поэтому, прежде чем соглашаться с выплатой, убедитесь, что знаете точную сумму ущерба.
Но что делать, если вы подписали, и вам в итоге выплатили мало. В таком случае необходимо сперва обращаться в СК с заявлением о расторжении такого соглашения, а если досудебно решить не получится (включая обращение к финансовому уполномоченному), обращаться в суд для оспаривания данного соглашения и взыскании недоплаченного страхового возмещения.
Однако, расторгнуть будет очень сложно, ведь придется доказать, что сделка заключалась под влиянием заблуждения.
Нужно ли самим проводить независимую экспертизу?
И, да и нет. Нет, потому что обязательных требований о необходимости вместе с заявлением о разногласиях направлять экспертизу в Законе об ОСАГО мы не найдем. Поэтому расходы на её проведение могут и не возместить.
С другой стороны, проводить её нужно, чтобы знать точный размер ущерба от аварии и о законности своих требований.
Но в любом случае необходимо иметь у себя фотографии полного осмотра всех повреждений после ДТП. Это касается и случая, когда ваш автомобиль направляют на ремонт в сервис. Делается это для того, чтобы можно было спорить и доказывать, в каком состоянии изначально был автомобиль, какие были повреждения и какие ремонтные воздействия требовались.
Почему страховщик не доплачивает?
Нередки случаи обращения в суд по причине значительного занижения компенсаций. Происходит это из-за убыточности страхового бизнеса. Сегодня на дорогах выросло количество транспорта и неопытных водителей. В результате, выросла частота обращений за выплатами по ОСАГО после ДТП.
Это толкает страховые организации на нарушение договорных обязательств. Как правило, для отказа бывают использованы формальные поводы либо спорные обстоятельства дела, которые могут трактоваться по-разному.
Не стоит думать, что специалист, проводящий оценку ущерба, не может осуществить реальный расчет стоимости ремонта поврежденного авто.
Заниженные суммы появляются в результате взаимодействия эксперта и страхового агента. Это делается с расчетом, что из всей многочисленной массы недовольных клиентов до судебных разбирательств дойдут только единицы.
Водители редко идут в суд, так как не верят, что смогут отстоять свою позицию либо думают, что сумма доплаты не превысит судебные траты. Но аналитика судебных дел показывает, что только 2% от общего количества исков составляют требования, в которых разница между ценой, установленной оценщиком, и суммой, определяемой независимым экспертом, не превышает 10 000 рублей.
Порядок выплаты страховой по ОСАГО
После внесения поправок автовладелец не может выбирать, получить ему денежную компенсацию или оплату ремонта. При участии в ДТП автомобиль будет направлен на ремонт, где ему устранят поломки и по необходимости заменят запчасти.
После того, как страховая компания приняла заявление, у нее есть 20 дней, чтобы выписать вам направление на ремонт. Если вы настаиваете на том, чтобы выбрать автомастерскую, которая не указана в списке компании, процедура может занять больше времени. В некоторых случаях крайним сроком становится месяц.
Сам ремонт по ОСАГО должен быть выполнен за месяц. Причем дни начинают отсчитываться с того момента, как машина была доставлена в сервис. Если ремонт по ОСАГО затянулся, то страховая должна выплатить вам компенсацию. Исключение – когда страхователь не имеет ничего против более длительного ремонта.
Почему СК уменьшает выплату
Расчет страховки по ОСАГО осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной Центробанком РФ. Несмотря на это нередко возникают расхождения в оценке причиненного ущерба, исчисленного СК, и реальной стоимостью ремонта.
На результат расчета оказывают влияние:
- профессиональная подготовка эксперта;
- невозможность доступа к скрытым повреждениям;
- условия осмотра – низкий уровень освещения, загрязнение автомобиля и др.
Существуют законные основания занижения размера возмещения:
- исключение некоторых повреждений из расчета – в расчете не учитываются затраты на восстановление лакокрасочного покрытия, если площадь повреждения составляет более 25%;
- износ заменяемых деталей – по данному критерию сумма компенсации может быть уменьшена до 50% от цены новой детали;
- утеря товарной стоимости – по закону СК должна учитывать этот показатель в расчете, но на практике добиться этого получается только в суде.
Если недоплатил страховщик, а обращения в компанию и к омбудсмену не принесли результата, обращайтесь в суд. Для грамотного составления иска прибегните к помощи опытного юриста. Он поможет собрать необходимые документы и спрогнозирует исход дела.
К заявлению приложите копии документов:
- паспорт;
- документы на автотранспорт – ПТС, СТС;
- протокол сотрудника ДПС;
- акт о страховом случае;
- акт осмотра автомобиля специалистом СК;
- экспертное заключение страховщика;
- копию претензии в страховую фирму;
- результат независимой экспертизы;
- ответ, полученный от страховой организации.
Помимо недоплаченной компенсации, в судебном порядке можно взыскать со страховой фирмы дополнительные средства:
- штраф за факт недоплаты – до 50 тысяч рублей;
- компенсация морального вреда – от 5 000 рублей;
- пени за просрочку перечисления средств – рассчитывается в размере 1% от размера недоплаты за каждый день.
Привлеките для расчета окончательной суммы иска профессионала. При самостоятельном расчете высока вероятность ошибок из-за незнания законодательства.
Споры по занижению компенсационной суммы рассматриваются мировым судом. Исковое заявление направляется в судебный орган по месту регистрации ответчика.
Транспортное средство не подлежит ремонту
Страховые компании признают под полной гибелью машины две ситуации:
- машина настолько разбита, что отремонтировать её не получится;
- автомобиль отремонтировать можно, но стоимость ремонта превысит стоимость самой машины на дату аварии или будет равна ей.
Если машина после ДТП не подлежит восстановлению, страховщик выплатит её стоимость на момент аварии, но в пределах лимитов, установленных 40-ФЗ. Есть ряд особенностей при таком страховом случае:
- Страховщик имеет право оставить поврежденное транспортное средство у себя. Однако он может сделать это только после выплаты компенсации.
- Потерпевший может оставить себе годные детали автомобиля (например, для продажи), но тогда их стоимость будет вычтена из размера страховой выплаты.
Полная гибель транспортного средства может быть установлена только экспертом после осмотра. В ходе экспертизы специалист отмечает все повреждения и оценивает стоимость ремонта, эти сведения обязательно отражаются в заключении эксперта. На следующем этапе изучается рынок автомобилей и определяется стоимость машины. Полученные цифры сопоставляются и выносится заключение.
Как оспорить сумму, если выплата занижена и не покрывает ущерб?
В связи с недавними изменениями в законодательстве, регулирующем вопросы страхования, ситуации невыплаты или выплаты не полной суммы страхового покрытия, возникают очень часто. Разрешить такой спор можно в досудебном порядке, направив претензию в страховую компанию, где был оформлен полис ОСАГО.
Важно! Существует нюанс – акт осмотра автомобиля и акт о страховом случае можно получить на руки только после того, как была произведена страховая выплата.
Для подготовки претензии, связанной с возмещением убытков после ДТП к страховщику, необходимо истребовать у работников страховой два документа:
- Акт осмотра автомобиля после ДТП.
- Акт о страховом случае при причинении вреда имуществу.
Эти документы понадобятся для выяснения суммы, на которую был причинен вред автомобилю, согласно заключению представителя страховой компании.
Если ущерб был возмещен не в денежном эквиваленте, а путем оплаты ремонта машины – необходимо получить из автомастерской заверенные копии следующих документов:
- Заказ-наряд.
- Акт о выполненных работах.
Получив соответствующие документы, следует сверить правильность указанных повреждений и степень ущерба. Если Вы согласны с данными, указанными в документах, не нашли никаких ошибок — обращайтесь к услугам независимых экспертов для проведения экспертизы в соответствии с имеющимися актами.
Если вы не согласны с тем, что указано в документах или, по вашему мнению, существуют какие-то неточности — проводите независимую экспертизу по новым актам. При проведении экспертизы на основании актов страховой компании, владелец имеет право распоряжаться автомобилем по своему усмотрению – продавать, ремонтировать и т.д., так как отпадает необходимость его осмотра оценщиком.
Если с актами страховой вы не согласны – за 5 дней до проведения независимой экспертизы направьте страховщику соответствующее уведомление с указанием места и времени ее проведения и просьбой обеспечить присутствие представителя страховой компании. Естественно в данном случае осмотр самого автомобиля необходим (для описи всех повреждений и оценки ущерба).
- Повышение лимитов и отмена учета износа
Как только автомобиль забирают из салона, он начинает стареть, рассказал Воропаев. Если человек через условное время попал в ДТП, то этот амортизационный износ рассчитывается как стоимость выплаты за аварию, если вы выбираете деньги. Отмена износа важна в том случае, когда гражданин в качестве компенсации выбирает денежную выплату.
— В этом случае нужно считать выплату без учета износа. То есть ту же стоимость, которую компания должна была бы выплатить деньги за ремонт в салоне, — объяснил он.
Автоюрист обратил внимание, что стоимость компенсации по ОСАГО не может превышать 50 процентов от износа машины.
— Кроме того, пострадавший получает сумму за повреждения автомобиля, которая рассчитывается по единой методике. Она предполагает выплаты в два-три раза меньше, чем ему необходимо для ремонта, — уверен Воропаев.
- Штрафы с камер и ДТП без справок
Александр Баклушин рассказал, что особенность этого нововведения в том, что часть водителей не защищены от ситуации, когда в них врезается водитель без полиса ОСАГО.
— В этом случае потерпевшему приходится обратиться в суд. А учитывая то, что у виновного не было средств для оплаты ОСАГО, скорее всего, компенсация, назначенная судом, будет невысокой, — предположил Баклушин.
Лимит выплат по осаго в 2023 году
Принятый закон обеспечивает защиту страховых компаний от финансовых потерь и дает возможность потерпевшим в дорожно-транспортных происшествиях получать выплаты страховок без продолжительных судебных тяжб. При заключении договора ОСАГО имеет смысл обращать внимание на лимиты выплат по ОСАГО в 2023 году и сроки погашения.
Страховые случаи | Получатели | Правоустанавливающие акты | Максимальный размер |
---|---|---|---|
Возмещение ущерба имуществу потерпевшего от стороны ДТП | Все потерпевшие независимо от их количества | Федеральный Закон №223, с дополнением к подпункту «б» ст.7 Федерального Закона№40 | 400 000 рублей |
Возмещение расходов, затраченных на восстановление пострадавшего в ДТП транспортного средства | Потерпевший в ДТП, получивший повреждения автомобиля | Федеральный Закон № 40 | 50 000 рублей |
Возмещение расходов на погребение погибших в ДТП лиц | Близкий либо дальний родственник погибшего | Федеральный Закон №40 | 475 000 рублей либо 50 000 рублей |
Возмещение ущерба без вызова ГИБДД (составление европротокола) | Исключительно одному пострадавшему (при большем количестве составление европротокола невозможно) | Федеральный Закон №40 | 50 000 рублей |
Выплата пришла, но мало – что делать?
Первое, что нужно понимать, с чем связана такая маленькая выплата, для этого необходимо письменно обратиться к страховщику с заявлением, в котором потребовать ознакомить с результатами осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), а также выдать копию акта о страховом случае. Копию акта обязаны выдать в течение трех дней со дня получения соответствующего заявления.
Из этих документов можно будет сделать вывод о том, есть ли вина страховщика в том, что за полученные повреждения выплачено мало, или нет. Ведь сумма выплаты может быть меньше, чем стоимость ремонта и по независящим от страховщика причинам, например, большая разница между стоимостью запчастей в справочнике РСА, который обязателен при расчете стоимости ремонта по ОСАГО, и рыночной стоимостью деталей в магазинах.
Порядок действий, если страховая не заплатит по ОСАГО
В 90% случаев недобросовестные страховщики не выплачивают денежные средства без объяснения причин. Они затягивают сроки приема документов, ищут несостыковки и могут в принципе документы «потерять».
Бывают случаи, когда на заявление клиента СК письменно отвечает о невозможности сделать компенсацию, аргументируя причины отказа и возможные варианты решения проблем. Во всех остальных случаях СК может сделать так называемую отписку, надеясь на малограмотность страхователя и его неопытность.
Совет! Страховые компании часто пугают клиента своей авторитетностью, связями и большими расходами на судебные издержки, что, порой, демотивирует пострадавшую сторону продолжать требовать компенсацию урона от ДТП. Но не стоит бояться, судебная практика знает большое количество успешных вариантов решения данной проблемы.
Если вникнуть в суть формулировки ОСАГО, понятно, что смысл заключается в страховании ответственности автовладельцев перед третьими лицами.
Если не учитывать пешеходов и пассажиров, это социальный договор, гарантирующий компенсацию ущерба, причиненного другому транспортному средству (ТС) и его водителю во время ДТП.
Требования к документу, порядок и правила его оформления регулируются Федеральным законом №40-ФЗ от 25.04.02 г. Оформить полис можно на ограниченное количество водителей или без ограничений на срок от 3 месяцев до 1 года и даже с учетом сезонного использования. Сегодня доступен электронный полис, по своим возможностям ничем не отличающийся от классического на бумажном носителе.
Страховка обязательна, за ее отсутствие грозит наказание согласно Кодексу об административных правонарушениях (КоАП). Стоимость полиса регулируется государством. Предъявлять полис сотрудникам ГИБДД теперь не требуется, но пройти техосмотр без него невозможно.
Как подаётся претензия страховой фирме: порядок действий
Вначале потерпевшему следует за собственный счёт провести в сертифицированной на то компании независимую экспертизу со сбором медицинского обоснование ущерба для здоровья при наличии такового. Страховая должна отправить извещение насчёт времени и места экспертизы, однако отсутствие её сотрудника при проведении экспертизы не является свидетельством того, что страховая фирма признала свою вину.
По окончании экспертизы направляется страховой фирме претензия вместе со всеми документами: договором, заявлением на выплату, экспертным заключением. Страховая фирма обязана рассмотреть за 10 дней претензию. Последняя должна содержать сущность ошибок, которые допустила страховая компания, с требованием исправления этих ошибок. В качестве ответа фирма обязана исполнить требования или отправить отказ с объяснениями в письменном виде. В случае начисления выплаты в недостаточной сумме страховая фирма всё равно должна заплатить неоспариваемую составляющую.
Что нельзя делать, если хочешь получить выплату
Если хотите получить выплату по ОСАГО без дополнительных проблем, то главное правило здесь такое: нельзя самостоятельно изменять установленной законом порядок действий после наступления страхового случая.
Бывает, когда пострадавшему водителю машина нужна для езды в срочном порядке, некоторые авторы советуют не ждать страхового осмотра, а провести фото/видео съемку повреждений и устранить неисправности на СТО, взяв документы о выполненных работах. Потом все это предоставить страховщику.
Теоретически подобная схема должна работать, однако на практике такого варианта лучше избегать, т. к. страховая компания (СК) на основании этого может урезать вам возмещение или же отказать в нем, на основании нарушения правил.
При страховом случае лучше не допускать самостоятельного и бесконтрольного развития событий по сценарию СК. Например, не стоит доверять аварийному инспектору, т. к. он работает на страховщика и все делает в его интересах.
Если же машина отремонтирована, то проводите независимую экспертизу на основании платежной документации со СТО, акта осмотра транспортного средства (ТС) и акта о страховом случае — требуйте выдачу этих бумаг и сохраняйте их.
Внимание! До проведения осмотра повреждений страховщиком ремонт ТС запрещается. Его также не желательно проводить и после такой экспертизы, вплоть до соглашения сторон о сумме возмещения, т. к. в спорных случаях может потребоваться повторное обследование независимым экспертом.