Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как расcчитать сумму утилизационного сбора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Список товаров, по которым будет необходимо оплачивать утилизационный сбор в 2023 году, включает 18 категорий товаров, которые производятся на территории Республики Казахстан или ввозится из-за границы.
Количество позиций в списке
Перечень включает следующие виды товаров:
- Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности, за исключением транспортной техники, предоставляемой в рамках гуманитарной помощи по кодам ТН ВЭД ЕАЭС 8702, 8703, 8705;
- Каучук, резина и изделия из них;
- Аккумуляторы электрические, включая сепараторы для них;
- Нефть и нефтепродукты (кроме сырых), полученные из битуминозных пород, и продукты, в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 массовых процентов или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов, за исключением содержащих биодизель и отработанных нефтепродуктов;
- Прочие химические продукты;
- Полимерная, стеклянная, бумажная, картонная, металлическая упаковка, упаковка из комбинированных материалов;
- Посуда столовая и кухонная, приборы столовые и кухонные принадлежности, прочие предметы домашнего обихода и предметы гигиены или туалета из пластмасс;
- Газеты, журналы и прочие периодические издания, иллюстрированные или неиллюстрированные, содержащие или не содержащие рекламный материал;
- Бумага и картон ручного отлива, немелованные, используемые для письма, печати или других графических целей;
- Первичные элементы и первичные батареи;
- Лампы накаливания электрические или газоразрядные, включая лампы герметичные направленного света, а также ультрафиолетовые или инфракрасные лампы; дуговые лампы, ртутьсодержащие;
- Термометры медицинские или ветеринарные, ртутьсодержащие;
- Крупногабаритное электрическое и электронное оборудование;
- Электрическое и электронное оборудование, содержащее теплоносители;
- Электрическое и электронное оборудование, оснащенное экранами и мониторами;
- Электрическое и электронное оборудование мелкогабаритное;
- Электрическое и электронное оборудование малое информационное;
- Продукция (товары), на упаковку (полимерная, стеклянная, бумажная, картонная, металлическая и (или) из комбинированных материалов) на которую распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров).
Понятие утилизационного сбора
УС, уплачиваемый при приобретении авто, был введен в 2012 году. Установлен он пунктом 1 статьи 24-1 ФЗ от 24.06.1998 (в ред. от 28.07.2012) №89. Представляет собой разовый платеж, выплачиваемый покупателями авто. Деньги направляются в бюджет страны. Предполагается, что они будут использованы на нужды экологической области. В частности, на утилизацию авто, что требуется для сохранения благоприятной экологической обстановки.
Сбор уплачивается согласно пункту 3 статьи 24-1 ФЗ №89 при данных обстоятельствах:
- При ввозе ТС из другого государства.
- При приобретении ТС у лица, которое не выплатило утилизационный сбор в силу разных причин: освобождение от платежей, недобросовестность.
Сбор должен выплатить или производитель ТС, или покупатель.
Кто освобождается от утилизационного сбора?
Часть 6 статьи 24.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» говорит о том, что утилизационный сбор не уплачивается в отношении следующих категорий автомобилей:
- ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
- которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
- с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации;
- с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки.
Повышение утилизационного сбора в 2020 году
Последнее изменение коэффициентов для расчета утилизационного сбора действует с 1 января 2020 года. Данная статья написана с учетом нововведений.
Начиная с 1 января увеличились коэффициенты практически для всех транспортных средств. На практике это должно привести к тому, что вырастет розничная стоимость автомобилей.
В завершение хочу отметить, что утилизационный сбор для разных транспортных средств сильно различается.
Например, при ввозе нового легкового автомобиля физическим лицом придется заплатить 3 400 рублей. Эта сумма вполне приемлема.
Однако если тот же самый гражданин захочет ввезти для личных нужд пятилетний седельный тягач массой 15 тонн, то утилизационный сбор составит 3 469 500. Это огромная сумма, которая сравнима со стоимостью самого автомобиля.
Так что прежде чем приступать к самостоятельному ввозу автомобиля из-за границы, рекомендую просчитать возможные затраты на платежи в пользу государства.
Удачи на дорогах!
Да и потом, импортерам, которые сейчас возмущаются больше остальных, никто не мешал построить собственные заводы на территории РФ. Более того, все тот же Минпромторг еще до введения утильсбора 2016 году предлагал всем желающим «квадроделателям» заключить специальный инвестиционный контракт и дополнительно получить налоговые преференции. Но жаждущих вложиться в открытие производства в России тогда не нашлось. Они, видимо, посчитали, что объемы продаж не оправдают вложений в производственные мощности. А зря!
Ведь с 2016 года бренд BRP ввез в Россию порядка 6000 квадриков, заплатив в отечественную казну более 600 млн. рублей в виде утильсбора. Китайский CFMOTO за это же время импортировал к нам более 10 000 единиц своей продукции (как несложно подсчитать, потратив на оплату «утиля» свыше 1 млрд. рублей). На эти деньг, каждый из них мог открыть по современному заводу, и не паниковать каждый раз, когда речь заходит о мерах поддержки отечественной промышленности. Поэтому все разговоры о недопустимости поднятия утилизационного сбора на самоходные машины — это лишь крик отчаяния. И новая же тарифная политика правительства на ввоз импортных ATV должна заставить продавцов заморских машин еще раз крепко подумать о целесообразности строительства заводов в России.
Что означает печать «утилизационный сбор» в ПТС?
Штамп утилизационный сбор ставится на лицевой части ПТС в графе «Особые отметки» (в левой части страницы). Он означает, что сбор в отношении указанного автомобиля уплачен.
Так что если штамп в документе стоит, то это является скорее преимуществом, чем недостатком. Собственник автомобиля в будущем вправе рассчитывать на бесплатную утилизацию автомобиля.
Если же такого штампа в ПТС нет, то имеет смысл изучить ситуацию подробнее.
Это связано с тем, что до 1 сентября 2012 года утилизационный сбор уплачивать было не нужно. Т.е. при покупке машины, ПТС на которую выдан до 1 сентября 2012 года, отсутствие штампа об уплате сбора не должно вызывать никаких проблем.
При покупке автомобиля, ПТС на который выдан после 1 сентября 2012 года, нужно иметь в виду, что если утилизационный сбор уплачен не был, то его придется заплатить Вам.
В соответствии с законодательством, плательщик обязан сам предоставить необходимые документы и произвести перевод денежных средств по соответствующему коду бюджетной классификации (КБК) на счет органа Федерального казначейства.
Утилизационный сбор (сумма сбора, уплаченного за самоходные машины и прицепы к ним, произведенные, изготовленные в Российской Федерации) | 182 1 1200 120 |
Код бюджетной классификации (КБК) для уплаты сумм утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) | 182 1 1200 120 |
Форма и формат расчета сбора размещены на сайте ФНС в разделе «Утилизационный сбор». Но помните, что утилизационный сбор не может быть зачтен в счет уплаты иных платежей!
Утилизационный сбор в Беларуси: особенности
Утильсбор введен 1 марта 2014г. Налоговые ставки почти аналогичны ставкам в РФ, в пересчете на белорусскую валюту. Перечень физических лиц и организаций, которые должны перечислять в бюджет сумму сбора, также схож со списком налогоплательщиков, утвержденным в нашей стране. Платить его придется за каждое ввозимое в страну ТС, и неважно, откуда оно перевезено.
Дополнительно к определенному в России списку лиц, не обязанных уплачивать сбор, в Белоруссии добавляется упразднение утильсбора для беженцев и лиц с разрешением на въезд и постоянное проживание в Белоруссии. Освобождение дается на полтора года со дня получения доказывающих право на неуплату сбора документов.
Чтобы доказать контролирующему органу, что платеж в счет утильсбора был совершен, предъявляется квитанция о его уплате и бумага, подтверждающая соответствие категории и типа транспорта. Неуплаченный вовремя сбор будет взыскан с владельца техники принудительно.
Законодательные акты по теме
Законодательные акты представлены следующими документами:
п. 1 ст. 24-1 закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (в ред. от 28.12.2016) | Об обязанности граждан уплачивать утилизационный сбор |
Письмо ФНС РФ от 22.01.2014 № ГД-4-3/749 | О необходимости сдавать расчет утилизационного сбора в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (с 1.07.2014) |
Письмо ФНС РФ от 25.12.2013 № ГД-4-3/23318@ | Рекомендуемая форма расчета утилизационного сбора |
Постановление Правительства РФ № 1291 от 26.12.2013 года | Утверждение коэффициента расчета суммы утилизационного сбора |
Указ Президента РБ «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств» № 64 от 04.02.2014 года | Об утверждении обязательств по уплате утилизационного сбора на ТС |
ст. 12.1 КоАП РФ | О штрафных санкциях за неуплату утилизационного сбора |
Письмо ФНС РФ от 19.07.2013 № ЕД-18-3/810@ | Об отражении в бухгалтерском учете уплаты утилизационного сбора |
подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ,
Письмо Минфина РФ от 12.03.2014 № 03-03-10/10650 |
Об учете утилизационного сбора при расчете налога на прибыль |
Как изменились ставки утилизационного сбора в России с 1 апреля 2018 года?
Согласно вышеприведённому Постановлению, утилизационный сбор на легковой и грузовой автотранспорт был повышен. Индексация ставок была связана с нынешним состоянием рынка в области вопросов связанных с природоохранной деятельностью и утилизацией транспортных средств, в частности.
Сбор на новые авто с объемом двигателя до одного литра повысился на 16,2%, до двух литров – на 90%, до трех литров – на 49,3%. Для автомобилей с объемом двигателя более трех литров ставка не повысилась. Для электромобилей сбор увеличился на 14,8%.
Отдельно прописаны ставки для новых автомобилей, собранных на базе шасси 2021 года выпуска. Для них до конца 2021 года продолжали действовать старые коэффициенты.
В отдельный раздел вынесены седельные тягачи. Например для тягачей старше трех лет с полной массой 12-20 тонн коэффициент в два раза выше, чем для прочих грузовиков аналогичного возраста и грузоподъемности.
Кто освобождается от уплаты?
Категорий владельцев техники, имеющих право не оплачивать утилизационный взнос, мало.
В список, который не облагается УС, попали машины:
- беженцев и переселенцев;
- восстановленные ретро экземпляры с оригинальным двигателем, другой комплектацией, старше 30 лет;
- дипломатов, представителей консульств;
- соотечественников, вернувшихся в Россию по Госпрограмме переселения;
- подержанные возрастом более 30 лет, не задействованные в коммерции;
- выпущенные с конвейера и зарегистрированные в Калининграде и области;
- обладающие иммунитетом, так как ввезены на срок менее полугода.
Если владелец попадает в освобожденную категорию, то нужно документально подтвердить льготу. Для этого собственник обращается в таможню с бумагами, устанавливающие факт освобождения от утилизационного взноса.
Где ставится отметка об оплате?
Фактическая оплата УС фиксируется в паспорте транспортного средства. Подтверждение проставляется в разделе «Особые отметки».
Незаполненный раздел ПТС не дает право регистрировать новую машину. При льготах, освобождающих от взноса, обязательно указывается в паспорте основание для их предоставления. Утильсбор не уплачивается некоторыми категориями граждан, список которых указан в законе.
Приобретение ТС российских производителей на первичном рынке освобождает покупателя от взноса, так как сумма утилизационного сбора включена в цену. Лицам, купившим технику за границей, при ввозе нужно оплатить УС, и предоставить сведения на таможню.
При покупке автотехники на вторичном рынке отметка об утилизационном сборе в ПТС может отсутствовать по 2 причинам:
- ТС ввезено в страну до 2012 г.;
- выпущено с конвейера российским автоконцерном до 2012 г.
Исчисление и уплата сбора крупнейшими производителями
По новым правилам крупнейшим производителям колесных транспортных средств и (или) шасси (признанным таковыми и включенным в специальный реестр крупнейших производителей) предоставлена возможность проставлять на бланке паспортов, оформленных на ТС, отметку об уплате утилизационного сбора самостоятельно.
Кого могут признать крупнейшим производителем?
Порядок признания плательщика утилизационного сбора крупнейшим производителем утвержден Приказом Минпромторга РФ от 13.01.2014 № 6. Крупнейшим производителем могут признать организацию, отвечающую одному из следующих критериев:
1) организация осуществляет выпуск колесных транспортных средств категории M1, в том числе повышенной проходимости категории G:
- в режиме промышленной сборки;
- в режиме, предусмотренном абз. 6 п. 2 ст. 10 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны;
Виды и категории транспорта, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор
Объектом обложения утилизационным сбором признается транспортное средство:
1. произведенное (изготовленное) на территории Республики Беларусь и отчуждаемое либо используемое производителем (изготовителем) для собственных нужд;
2. достроенное на территории Республики Беларусь на базе шасси, предоставленного заказчиком, если в результате такой достройки производитель (изготовитель) в установленном законодательством порядке присвоил завершенному изготовлением транспортному средству идентификационный номер (VIN);
3. ввозимое (ввезенное) в Республику Беларусь в качестве товара для личного пользования, выпускаемое (выпущенное) в свободное обращение;
4. ввозимое (ввезенное) в Республику Беларусь и помещаемое под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
5. ввезенное в Республику Беларусь с территорий государств – членов Евразийского экономического союза и подлежащее государственной регистрации на территории Республики Беларусь в соответствии с законодательством.
Объектом обложения утилизационным сбором в Республике Беларусь не признается транспортное средство:
1. произведенное (изготовленное) на территории Республики Беларусь и отчуждаемое производителем (изготовителем) за пределы Республики Беларусь;
2. переоборудованное на территории Республики Беларусь на базе транспортного средства, ранее зарегистрированного в Республике Беларусь.
Для целей настоящей главы под переоборудованным транспортным средством понимается транспортное средство, в конструкцию которого внесены не предусмотренные нормативно-технической документацией производителя (изготовителя) изменения весовых, габаритных и иных параметров и которому при этом юридическим лицом Республики Беларусь в установленном законодательством порядке присвоен идентификационный номер (VIN);
3. переоборудованное на территории Республики Беларусь на базе транспортного средства, ранее ввезенного на территорию Республики Беларусь, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в соответствии с законодательством;
4. достроенное на территории Республики Беларусь на базе шасси, если в отношении такого шасси в Республике Беларусь уплачен утилизационный сбор;
5. достроенное на территории Республики Беларусь на базе шасси и отгружаемое (передаваемое) производителем (изготовителем) за пределы Республики Беларусь заказчику, местом нахождения (местом жительства) которого не является Республика Беларусь, либо отчуждаемое за пределы Республики Беларусь заказчиком, местом нахождения (местом жительства) которого является территория Республики Беларусь;
6. зарегистрированное до 1 марта 2014 года на территории Республики Беларусь в установленном законодательством порядке;
4.7. выпущенное в свободное обращение либо помещенное под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в соответствии с таможенными декларациями, зарегистрированными до 1 марта 2014 года.
С 1 января 2021 года вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь № 647 от 16.11.20 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 2019 года № 437», где был уточнен перечень видов и категорий транспортных средств, которые являются объектами обложения утилизационным сбором, а также ставок утилизационного сбора.
Сроки уплаты утилизационного сбора
Утилизационный сбор уплачивается однократно за каждое транспортное средство в следующие сроки:
1. не позднее двух рабочих дней, следующих за днем отгрузки (передачи) транспортного средства, произведенных или достроенных на территории РБ.
При этом днем отгрузки (передачи) транспортного средства признается:
- при отгрузке (передаче) транспортного средства покупателю (получателю, перевозчику), заказчику – дата отгрузки (передачи) транспортного средства;
- в иных случаях – дата оформления производителем (изготовителем) документа, подтверждающего производство (изготовление) транспортного средства в Республике Беларусь.
Платежная инструкция на уплату утилизационного сбора оформляется по каждому транспортному средству, и заверяется отметкой банка, подтверждающей его уплату.
2. до выпуска транспортного средства, ввезенного в РБ для личного пользования, в свободное обращение или помещения транспортного средства, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
3. до государственной регистрации в соответствии с законодательством транспортного средства, если утилизационный сбор уплачивается:
- в отношении транспортного средства, ввезенного в РБ с территорий государств – членов ЕАЭС и подлежащее государственной регистрации на территории плательщиком (организацией или физическим лицом), приобретающим в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление транспортное средство ввезенное ранее в РБ, в отношении которого утилизационный сбор не был уплачен при ввозе.
Согласно Постановлению Правительства РФ №81 от 06.02.2016 (ред. от 11.05.2016) «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» уплачивать утильсбор с 2016 года необходимо и на квадроциклы и на снегоходы. Осуществлять оплату обязаны лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Россию, отечественные заводы-изготовители, собственники транспорта, на который не был уплачен утильсбор первыми двумя категориями плательщиков.
Введение обязательства по уплате утильсбора вызвало широкий резонанс как среди частных лиц, желающих приобрести данный вид транспорта в личное пользование, так и среди дилеров и производителей, которым пришлось повысить, причем значительно, цены на товар. Так, стоимость снегоходов повысилась в 1,5-2 раза и технику, которую раньше можно было приобрести в пределах 350 000 рублей, теперь продают за 570 000 рублей.