Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Функции арбитражного управляющего при банкротстве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обязанности временного управляющего вытекают из особенностей наблюдательного этапа банкротства предприятия. На рассматриваемой стадии наблюдения руководство компании остается на месте и оно продолжает исполнять свои должностные обязанности, но под контролем профессионального управляющего. При этом на директоров накладываются определенные ограничительные меры. Так, им запрещается осуществлять реорганизацию компании, создавать филиалы и представительства.
Обязанности управленца стадией наблюдения
Ключевыми целями данного наблюдательного этапа, которые обуславливают спектр обязанностей управленца, являются:
- Организовать первое кредиторское собрание, которое будет решать важнейшие задачи дела о признании финансовой несостоятельности должника. Собрание должно быть проведено как минимум за 10 дней до первого судебного заседания по делу о признании несостоятельности предприятия.
- Составить реестр кредиторских требований по отношению к потенциальному банкроту. Рассмотрение на предмет обоснованности жалоб от должника о неправомерности включения требований в реестр.
- Проанализировать и оценить финансовые активы юридического лица.
- Найти оптимальные способы оценки активов.
Помимо указанных базовых целей в спектр дополнительных обязанностей временного управляющего можно включить:
- определение причин невозможности исполнения взятых на себя обязательств;
- выявление уровня ликвидности имущества и активов компании;
- прогнозирование возврата нормального платежного баланса при введении на предприятии реабилитационных процедур: внешнего управления или оздоровления;
- проведение оценки рыночной стоимости предприятия как комплекса;
- разработка мероприятий по восстановлению платежеспособности.
Также наблюдатель должен проанализировать, нет ли в компании черт фиктивного банкротства. Косвенными свидетельствами этого факта является искаженная финансовая отчетность, ее отсутствие; сокрытие информации о принадлежащем компании имуществе; непринятие юридическим лицом мер по взысканию дебиторской задолженности или переуступка прав требования на нее на заведомо невыгодных условиях; заключение договоров на нерыночных условиях; присутствие среди контрагентов сомнительных компаний и фирм-однодневок; игнорирование требований кредиторов, несмотря на возможность погашения долговых обязательств.
Отчет управленца в стадии наблюдения
После завершения наблюдательной стадии несостоятельности временный управляющий должен предоставить суду и кредиторскому собранию отчетную документацию. В ней должна быть информация о результатах работы и сведения о текущем финансовом положении должника. Кроме того, отчетность должна содержать указания на меры по возврату задолженности, которые были предприняты должником.
Информация В задачи управляющего входит разработка комплекса мероприятий по восстановлению платежеспособности юридического лица, которые находят свое воплощение в отчетности.
В отчете отражается следующая информация:
- комплексный финансовый анализ предприятия, оценка инвестиционных и хозяйственных направлений работы;
- предпринятые меры по обеспечению сохранности имущества и выявлению кредиторов;
- предъявленные суду ходатайства и заявления в ходе процедуры банкротства;
- заключение о выявлении фактов преднамеренного/фиктивного банкротства (если есть);
- актуальный список кредиторских требований;
- протокол первого и последующих кредиторских собраний;
- обоснование возможности или невозможности восстановления платежного баланса;
- рекомендации о введении той или иной процедуры банкротства;
- прочие сведения об исполнении своих обязанностей.
При каких обстоятельствах вводится процедура наблюдения при банкротстве
Наблюдение как процедура банкротства инициируется только
после подачи искового заявления о признании несостоятельности в суд. В роли
инициатора может выступить как само юридическое лицо (его представитель), так и
кредитор.
Запуск процесс признания банкротства предполагает, что должник не
имеет возможности выплатить свыше 300 тысяч рублей по долгам (в совокупности),
а просрочка превышает 3-месячный срок (основание для попадания в реестр
должников).
Вступление в наблюдение как процедуру производят для того, чтобы, помимо прочего, исключить факт незаконного банкротства. Заявление о признании финансовой несостоятельности проверяется на предмет соответствия представленных в нем оснований действительному положению вещей. Для этого изучается финансовая документация юрлица, которую необходимо предоставить в 5-дневный срок после запроса.
Что должен делать временный управляющий в процедуре наблюдения?
После наделения временного управляющего полномочиями он приступает к разработке и выполнению мероприятий, которые должны быть выполнены в процессе наблюдения.
В план действий могут быть включены следующие мероприятия:
- Анализ бухгалтерской документации. Берется бухгалтерская отчетность, рассчитываются показатели с целью выявления признаков финансовой несостоятельности. Также устанавливаются признаки преднамеренного и фиктивного банкротства.
- Анализ сделок должника. Управляющий изучает сделки организации по передаче имущества третьим лицам, совершенные ею в последние три года перед подачей в суд заявления о банкротстве. При выявлении подозрительных сделок делается заключение.
- Предварительная инвентаризация активов должника. Выявляется имущество, благодаря которому может быть восстановлена платежеспособность организации.
- Составление списка дебиторов. Выявляются контрагенты, с которых может быть взыскана задолженность. Вырученные средства могут быть направлены на погашение задолженности.
- Формирование реестра требований кредиторов. Управляющий изучает каждое заявление о включении в реестр требований кредиторов должника, проверяет, имеются ли документы, подтверждающие наличие задолженности. При наличии возражений они предъявляются в суд.
- Организация первого собрания кредиторов. В адрес кредиторов направляется уведомление о проведении собрания и повестке дня. Оно проводится за 10 дней до завершения наблюдения с целью определения следующей процедуры банкротства.
Отчет арбитражного управляющего
Арбитражный управляющий составляет следующие отчеты (заключения):
- отчет временного управляющего;
- отчет внешнего управляющего;
- отчеты конкурсного управляющего — о своей деятельности, об использовании денежных средств должника, о результатах проведения конкурсного производства;
- заключения административного управляющего — о ходе и результатах выполнения плана финансового оздоровления, о соблюдении графика погашения задолженности, об удовлетворении требований кредиторов в соответствии со статьями 87 и 88 Закона о банкротстве.
План действий управленца в процедуре наблюдения
После того как временный управляющий приступит к работе ему необходимо разработать перечень мероприятий, который он планирует реализовать за отведенный ему срок. Обычно они перечисляются с указанием сроков их реализации. В план могут включаться такие задачи:
- Анализ бухгалтерской отчетности за последние три года.
- Анализ сделок предприятия, совершенных за последние три года с учетом рыночных условий, в которых они заключались.
- Инвентаризация и оценка активов юрлица.
- Анализ круга контрагентов юрлица, поиск среди них неблагонадежных и однодневок, офшорных компаний.
- Анализ правомерности требований кредиторов, поступивших на данном этапе.
Также в своем финальном отчете временный управляющий разрабатывает краткий план действий на будущее, исходя из полученных в ходе анализа результатов.
Назначение ВУ в стадии наблюдение
Направить иск в суд о начале процесса банкротства может должник, заимодатель или уполномоченный орган. Если процесс инициируется заимодателем, в своём обращении он указывает реквизиты кандидата на должность управляющего и наименование организации, где числится специалист.
После утверждения заявления и начала процесса банкротства суд рассматривает возможность назначения предложенного кандидата. Если представленный специалист не подходит по некоторым причинам, а других предложений на назначение нет, суд направляет запрос в специальную организацию. В этом случае в течение семи дней в суд направляют необходимого специалиста.
Как правило, ВУ назначают физическое лицо со статусом ИП. Если специалист является государственным служащим, он может не иметь статуса ИП.
Кандидат на должность ВУ не должен иметь судимость и личную заинтересованность в результатах процесса. А также специалист не должен иметь опыта руководства в организации должника.
Права и обязанности временного управляющего
Временный управляющий, как уже было сказано, появляется в защитном периоде. По процессуальному положению управляющий является лицом, участвующим в деле о банкротстве, согласно ст. 20 Закона. Но в самом Законе не обозначены комплексно права и обязанности лиц, участвующих в деле о банкротстве. Поэтому их можно представить только собирательно.
Например, в ст. 34 Закона можно увидеть норму, которая гласит, что в процессе защитного периода по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, хозяйственный суд вправе отстранить руководителя должника от должности на срок, определяемый хозяйственным судом, и возложить на временного управляющего управление делами должника и обязанности его руководителя. Это значит, что по ходатайству, в том числе временного управляющего, руководитель должника может быть отстранен от должности.
Правда, уже в ст. 35 Закона перечисляются права временного управляющего. Права заключать мировые соглашения здесь мы не обнаружим. Зато еще раз подтверждается право временного управляющего заявлять в хозяйственный суд ходатайство об отстранении руководителя должника от должности. Это вовсе не значит, что временный управляющий не имеет права заключать мировые соглашения. В ст. 75 Закона прямо указано на право управляющего, а через призму ч. 4 ст. 33 Закона и на право временного управляющего заключать от имени должника мировое соглашение. Однако было бы уместным и в ст. 35 Закона более полно прописать права временного управляющего, в том числе на заключение мирового соглашения.
Аналогично можно сказать и о полноте правового регулирования управления должником после введения защитного периода (ст. 39 Закона). Должник – юридическое лицо и его органы управления ни при каких условиях, с согласия или без согласия временного управляющего, не имеют права в период защитного периода принимать решения:
- · о реорганизации или ликвидации должника;
- · о создании организаций, вхождении в организации, выходе из организаций, приостановлении своего членства в организациях, принятии (непринятии) в связи с участием в организациях мер, которые могут ухудшить финансовое состояние должника;
- · о создании филиалов и представительств;
- · о выплате дивидендов;
- · о выпуске (выдаче, размещении) ценных бумаг;
- · о выходе из состава участников должника – юридического лица;
- · о приобретении у акционеров ранее выпущенных акций (приобретении у участника должника доли (пая) в имуществе должника или ее части).
Однако в числе основных задачобязанностей временного управляющего числятся такие, как:
- · принятие мер по обеспечению сохранности имущества должника и его защите;
- · установление кредиторов должника и определение размеров их требований;
- · проведение анализа финансового состояния и платежеспособности должника.
Условно говоря, он обязан вначале собрать и представить всю совокупность имущества должника (конкурсной массы), а потом делать выводы, предложения и принимать решения. А перечисленные выше возможные решения должника – юридического лица могут привести к невозвратной потере возможности добросовестного выполнения временным управляющим своих прямых обязанностей. Но это только догадки доктринального системного толкования.
В ст. 36 Закона среди обязанностей временного управляющего значится обязанность оказывать содействие в организации хозяйственной деятельности должника, заключении мирового соглашения. Выглядит эта обязанность несколько непонятно: то ли временный управляющий обязан оказывать содействие в организации хозяйственной деятельности должника посредством заключения мировых соглашений, то ли содействовать заключению должником мировых соглашений, то ли что-то иное. Другими словами, и здесь необходимо вносить ясность через официальные разъяснения, толкования и совершенствование законодательства.
Интересно, что в ст. 12.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусматривается ответственность временного и антикризисного управляющего за неисполнение или ненадлежащее исполнение временным (антикризисным) управляющим своих обязанностей. Поэтому и за не принятие мер по заключению мирового соглашения управляющий может быть привлечен к административной ответственности. Правда, чтото практики такой не видно и не слышно. Но, тем более, закон в этом смысле должен быть более совершенным.
Обязанности временного управляющего
Одна из основных обязанностей состоит в том, что временный управляющий должен принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника, так как он буквально замещает директора несостоятельного предприятия.
В первую очередь он анализирует финансовое состояние должника, а именно:
- выявляет возникновение причин банкротства;
- определяет степень ликвидности имущества;
- если вводится внешнее управление, анализирует перспективы и период восстановления платежеспособности;
- оценивает рыночную стоимость бизнеса;
- предлагает систему мероприятий, которые способны помочь должнику.
Отстранение от должности
На основании статьи 65 главы IV закона “О банкротстве” арбитражный суд имеет право снять временного управляющего с должности в следующих случаях:
- удовлетворения жалобы о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей временного управляющего, нарушающего права или законные интересы заявителя жалобы, которое стало или могло стать причиной убытков должника или его кредиторов;
- если были выявлены обстоятельства. которые препятствовали назначению лица временным управляющим, либо они возникли после;
- собственное заявление временного управляющего;
- когда саморегулируемая организация арбитражных управляющих подала ходатайство на лицо, которое вышло из состава организации, или по решению коллегиального органа управления.
Порядок назначения на должность
Наблюдение вводится судом с момента принятия к рассмотрению заявления о признании лица банкротом. Данная процедура не должна длиться более семи месяцев.
На этот период судьёй выбирается и назначается временный управляющий. Его кандидатура может быть предложена одной из сторон спора с помощью заявления или протокола собрания кредиторов. Если лицо отвечает соответствующим требованиям, судья утверждает кандидата.
Порядок назначения управляющего на должность регулируется 45 статьёй ФЗ № 127 от 26 октября 2002 года.
Так, при поступлении нескольких ходатайств с кандидатами на данную должность судья вправе выбрать лицо, указанное в обращении, поступившем в суд первым, или направленное от СРО (некоммерческой саморегулируемой организации арбитражных управляющих).
Саморегулируемая ассоциация
Теперь рассмотрим роль саморегулируемой организации (СРО) в деятельности арбитражного управляющего.
Закон о банкротстве определяет саморегулируемую организацию арбитражных управляющих как некоммерческую организацию, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, сведения о которой включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.
СРО защищает и представляет арбитражных управляющих во взаимоотношениях с государственными, общественными и иными организациями, вносят предложения по формированию политики в области несостоятельности, подают иски в защиту арбитражных управляющих анализируют их деятельность вот пожалуй и все, чем занимаются СРО арбитражных управляющих. Проще говоря присматривают за управляющими на основе самофинансирования за членских взносов.
Но поскольку без членства в СРО арбитражный управляющий не может осуществлять свою деятельность, СРО обладает некоторыми возможностями воздействия на своих членов — арбитражных управляющих.
СРО вправе:
- разрабатывать и устанавливать условия членства арбитражных управляющих в саморегулируемой организации;
- разрабатывать и устанавливать обязательные для выполнения членами саморегулируемой организации стандарты и правила профессиональной деятельности;
- контролировать профессиональную деятельность членов саморегулируемой организации в части соблюдения требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности, в том числе посредством проведения проверки в порядке и с периодичностью, которые установлены федеральными стандартами;
- рассматривать жалобы на действия члена саморегулируемой организации, исполняющего обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве;
- применять меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов, в том числе исключение из членов саморегулируемой организации.
Признаки намеренного банкротства
Назначение временного управляющего при банкротстве призвано решить множество важных задач, среди которых выступает возможность выявления того, что руководитель предприятия намеренно довел свою компанию до несостоятельности. Специалист может выявить такую ситуацию при наличии следующих причин:
- в финансовой документации имеются исправления;
- частично уничтожены важные для компании документы;
- намеренно руководством скрывается разное имущество;
- зафиксированы убыточные сделки, основной целью которых выступала продажа активов предприятия;
- выявляется, что при наличии денежных средств должник не пытался рассчитаться с кредиторами;
- отсутствует информация о том, где фактически находятся учредители компании, ответственные за плачевное состояние предприятия.
Если будет установлено фиктивное или намеренное банкротство, то руководителям фирмы не избежать ответственности, поэтому они будут отвечать по долгам своим личным имуществом.
Как проводится работа с кредиторами
Временный управляющий для начала должен выявить всех кредиторов и установить точную сумму задолженности перед каждым из них. Затем он направляет всем кредиторам уведомление о том, что в отношении предприятия-должника начат конкурсный процесс. Это означает, что у кредиторов есть месяц на то, чтобы предъявить требования, а их приятием занимается временный управляющий. Но речь идет только о тех требованиях, которые признал сам должник или в отношении которых есть судебное решение. Если должник возражает против каких-то требований, и они не установлены судом, в список они не вносятся.
Временный управляющий после проведения всей подготовительной работы должен организовать и провести первое собрание кредиторов. Важна дата его проведения – не позже чем за 10 дней до назначенной даты заседания арбитражного суда. Участвуют в собрании кредиторы с признанными требованиями, а также руководители предприятия-должника.
По окончании процедуры наблюдения временный управляющий должен предоставить готовый отчет о своей деятельности арбитражному суду. В документе содержатся сведения о реальном финансовом положении и вывод о перспективах восстановления платежеспособности, поскольку деятельность временного управляющего направлена именно на это.
Какую процедуру несостоятельности он проводит
Должники, прежде чем будут признаны банкротами, часто проходят несколько процедур, и за некоторые из них отвечают временные управленцы. Но часто возникает путаница при разборе вопроса, какую процедуру банкротства проводят временные управляющие.
Этот специалист начинает работу на наблюдающем этапе, который запускается фактически после передачи кредиторами заявления в арб. суд. Наблюдение предполагает следующие цели:
- организовать собрание кредиторов;
- составить список требований к должнику;
- проанализировать и оценить фин. активность фирмы-должника;
- найти способы для сохранения имущества компании.
Всем этим занимается управляющий, который, помимо этого, контролирует продолжающую работать компанию. Управленческая функция переходит в руки представителя, а деятельность фактического руководства сильно ограничивается.
Когда наблюдение заканчивается, управляющий составляет отчет о проделанной работе. Этот отчет передается арб. суду, который на его основе решает, продолжать банкротство или компанию признают платежеспособной с прекращением процедуры.