- Налоговое право

Экосбор‑2023: кто и как должен отчитаться

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экосбор‑2023: кто и как должен отчитаться». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Отходы производства образуются в результате переработки сырья и материалов в готовую продукцию. Остатки от сырья и материалов, которые полностью или частично потеряли свои свойства, и называются отходами. Отходы могут быть безвозвратными и возвратными. Первые из них не могут быть использованы предприятием повторно из-за технологических особенностей, а также не могут привлечь покупателя. Они утилизируются и никак не отражаются в учете.

Как учитывать возвратные отходы

С точки зрения бухгалтерского учета, возвратные отходы являются обычными материалами. Для их учета применяются счет 10 «Материалы», к которому открываются субсчета 10.1 «Сырье и материалы», 10.12 «Возвратные отходы». Рассмотрим, как происходит их учет на практике.

1 этап: учет количества. Когда ресурсы выбывают из производства, нужно посчитать количество (вес, объем или иную меру) готовой продукции и получившихся в результате производства возвратных отходов. Чаще всего применяются следующие способы:

  • взвешивание;
  • поштучный пересчет;
  • расчетный метод (если прямое определение количества невозможно) – утвержденный норматив по отходам умножить на количество выпущенной продукции.

2 этап: оформление накладной. Это документ, являющийся основанием для оприходования таких отходов и последующего их хранения или движения как матценностей. При передаче на склад оформляют сдаточную накладную, при иных формах динамики – накладную на внутреннее перемещение (форма ТОРГ-13). Допускается составление приходного ордера (М-4), требования-накладной (М-11). Данная документация станет основанием для контроля материальных затрат в бухучете и налоговом учете.

3 этап: сдача на склад. Можно передавать такие отходы на хранение не только кладовщику склада, но и другому лицу, несущему материальную ответственность (как это принято в конкретной организации). Принимаются отходы по одному из вышеуказанных документов.

4 этап: выдача со склада. Когда возвратные отходы потребуется взять со склада для дальнейшего использования или отгрузки на продажу, нужно будет выписать новое требование-накладную. Для реализации предусмотрены формы М-15 или ТОРГ-12.

Для финансового работника важно знать не только, что в данном случае относится к возвратным отходам, но и как это «что» оценить. Согласно п. 6 ст. 254 НК РФ возвратные отходы оцениваются в следующем порядке:

  • по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования), если эти отходы могут быть использованы для основного или вспомогательного производства, но с повышенными расходами (пониженным выходом готовой продукции);
  • по цене реализации, если эти отходы реализуются на сторону.

В свою очередь, в п. 111 Методических указаний по учету МПЗ говорится, что стоимость отходов (обезличенных) определяется организацией исходя из сложившихся цен на лом, утиль, ветошь и т.п. (по цене возможного использования или продажи).

Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.

Из приведенных выше норм следуют два важных вывода:

  1. бухгалтерскую и налоговую оценки возвратных отходов можно привести к единому стоимостному значению. Однако универсальных формул для расчета стоимости возвратных отходов нет;
  2. при использовании возвратных отходов в производстве их следует оприходовать по пониженной цене исходного материала (цене возможного использования), а при намерении продать их — по цене реализации.

Рассмотрим подробнее применение закона на практике.

Новые правила возврата переплаты

Начиная с 7 марта 2023 года для компаний вступил в силу новый порядок возврата переплаченных сумм утилизационного сбора (постановление Правительства РФ от 06.03.2023 № 350). С указанного момента возврат излишне уплаченных утилизационных сборов будет производиться с начислением на сумму переплаты процентов.

Напомним, ранее законодательство устанавливало однозначное правило, согласно которому проценты с излишне уплаченных и взысканных утилизационных сборов не выплачивались и суммы переплаты не индексировались. Однако Конституционный суд РФ признал данную норму необоснованной и потребовал внести в законодательство соответствующие изменения (постановление от 08.11.2022 № 47-П).

В связи с этим теперь на сумму излишне уплаченного утилизационного сбора будут начислять проценты. Проценты станут начислять за период со дня, следующего за днем уплаты сбора по день фактического возврата переплаченной суммы, исходя из 1/300 ключевой ставки Центрального банка РФ, действовавшей в указанный период.

Проценты компании-плательщики получат на свой счет в течение 30 календарных дней со дня представления соответствующего заявления. Сумма денежных средств, начисленных в качестве процентов, ограничена предельными рамками и не может превышать размер переплаченного утилизационного сбора.

Вместе с тем проценты компаниям-плательщикам будут выплачивать далеко не во всех случаях. Проценты можно будет получить, только если переплату признают излишне взысканным утилизационным сбором, а признать ее таковой можно будет либо по решению уполномоченного органа, либо по решению суда. На сумму денежных средств, уплаченных в качестве авансовых платежей в счет исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора, проценты в любом случае начисляться не будут.

Таким образом, рассчитывать на получение процентов компании смогут только тогда, когда переплата происходит на основании поступившего в их адрес уведомления о необходимости уплаты утилизационного сбора. Например, в случаях, когда уведомление на уплату поступает в отношении транспортных средств, за которые не нужно платить утилизационный сбор.

Основные характеристики безвозвратных отходов

Производственно-сбытовая деятельность сельскохозяйственного предприятия не всегда проходит гладко. В норме часть материально-производственных запасов теряет массу и объем. Возьмем, например, транспортировку и хранение. Сырье, материалы при перевозке могут испортиться. То же самое касается процесса хранения.

В процессе производства сельхозпродукции тоже возможны потери объема и массы. Они квалифицируются как технологические потери и естественная убыль. В первом случае на сырье и материалы оказывалось физическое воздействие, во втором – нет. В бухучете технологические потери и убыль отражаются по-разному.

Безвозвратные отходы объединяет то, что их свойства меняются, отличаются от свойств исходного сырья. Также общим является невозможность использования в целях излечения экономической выгоды. Это отличает безвозвратные отходы от возвратных. То есть ни в производство, ни в переработку они не пускаются.

Что важно знать бухгалтеру о безвозвратных отходах? Они не оцениваются и не списываются со счета основного производства.

Вот мы и подошли к учетным тонкостям. Рассмотрим несколько примеров.


Понятие возвратных отходов

В системе действующих нормативных документов понятие возвратных отходов определено лишь в Налоговом кодексе. Так, согласно п. 6 ст. 254 НК РФ в целях применения гл. 25 НК РФ под возвратными отходами понимаются остатки сырья (материалов), полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению.

Читайте также:  👨‍⚖️ Все об аресте машин и автомобилей в России в 2022 — 2023 году

Формулировка, предложенная законодателями, весьма расплывчата. Это вполне объяснимо, поскольку мы имеем дело с попыткой подвести под один знаменатель множество факторов, характерных для различных направлений деятельности. В итоге получилось, что к возвратным отходам отнесены в том числе остатки других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг). Применение данного определения приводит к тому, что налогоплательщики могут отнести к возвратным отходам и те ресурсы, которые «исторически» к ним не относятся, поскольку согласно тому же п. 6 ст. 254 НК РФ стоимость возвратных отходов уменьшает материальные расходы.

Так, у организации, оказывающей услуги по перевозке, вполне закономерно возникает вопрос: можно ли считать возвратным отходом запасные части, снятые с транспортного средства и установленные на другую машину? Исходя из определения возвратных отходов никаких стоп-факторов именно так расценивать ситуацию нет. Поскольку в принципе достаточно сложно представить, какие еще материальные ресурсы могут возникнуть при оказании услуг.

Однако Минфин не допускает такого вольного применения на практике термина возвратных отходов, пусть и неудачно сформулированного. В Письме от 10.09.2007 N 03-03-06/1/656 чиновники разъяснили, что стоимость указанных запчастей учитывается в составе внереализационных доходов (а не относится в уменьшение материальных расходов) как полученных при демонтаже или разборке ОС (п. 13 ст. 250 НК РФ). Это, в свою очередь, влечет применение п. 2 ст. 254 НК РФ о том, что в составе материальных расходов стоимость таких МПЗ признается в размере суммы налога на прибыль (24%), исчисленной со стоимости их оприходования.

Это лишь один из немногих примеров противоречия одних налоговых норм другим. Однако наша задача заключается не в поиске правовых коллизий, а в стремлении четко определить понятие «возвратные отходы». Для этого необходимо изучить историю вопроса и обратиться к документам советских и постсоветских времен. За основу возьмем Основные положения по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях (далее — Основные положения). Согласно п. 27 данного документа к возвратным отходам относятся остатки сырья, материалов или полуфабрикатов, образовавшиеся в процессе превращения исходного материала в готовую продукцию, утратившие полностью или частично потребительные качества исходного материала (химические или физические свойства, в том числе полномерность, конфигурацию и т.п.) и в силу этого используемые с повышенными затратами (понижением выхода продукции) или вовсе не используемые по прямому назначению. Таким образом, в Основных положениях четко сказано, что возвратные отходы — это остатки конкретных ресурсов, полученные из исходного сырья при совершении определенного действия — производства готовой продукции. Возвратные отходы подразделяются на используемые и не используемые в производстве. Используемые возвратные отходы — отходы, которые могут быть потреблены самим предприятием для изготовления продукции основного или вспомогательного производства. Неиспользуемые возвратные отходы могут быть потреблены самим предприятием лишь в качестве материалов, топлива либо на другие хозяйственные нужды или реализованы на сторону.

Утверждены Госпланом СССР, Госкомцен СССР, Минфином СССР, ЦСУ СССР 20.07.1970.

По вопросу того, что нельзя отнести к возвратным отходам, нормы Основных положений и п. 6 ст. 254 НК РФ идентичны: не относятся к возвратным отходам остатки МПЗ, которые в соответствии с технологическим процессом передаются в другие подразделения в качестве полноценного сырья (материалов) для производства других видов товаров (работ, услуг), а также попутная (сопряженная) продукция, получаемая в результате осуществления технологического процесса.

Когда принять к учету?

Этот вопрос является дискуссионным, так как некоторые эксперты утверждают, что НК РФ не устанавливает особых правил в части определения момента отражения в учете возвратных отходов, а значит, и момента уменьшения величины материальных расходов на их стоимость. Эти рассуждения приводят к мысли о том, что возвратные отходы «появляются» в учете только в тот момент, когда они отпускаются в производство (на сторону). Отсюда возникают вопросы: как составить налоговую декларацию, если материальные расходы на производство продукции в полном объеме учтены в одном отчетном (налоговом) периоде, а возвратные отходы использованы (реализованы) в другом? Как отразить в учете стоимость возвратных отходов, если в периоде их фактического использования у предприятия отсутствуют материальные затраты (величина которых по общему правилу должна быть скорректирована)?

Вспомним фразу, ставшую крылатой: «Может быть, что-то в консерватории подправить?». Это как раз тот случай, когда теория не выдерживает проверки практикой. По нашему мнению, возвратные отходы следует сразу же оприходовать и оценить в момент возникновения. Аргументов несколько. Во-первых, согласно Методическим указаниям по учету МПЗ материалы в организации должны быть своевременно оприходованы (п. 48), в свою очередь, отходы, образующиеся в подразделениях организации, собираются в установленном порядке и сдаются на склады по сдаточным накладным с указанием их наименования и количества (п. 111). В данный момент следует принять к учету и оценить возвратные отходы. Кстати, здесь также было бы удобнее исходить из их оценки по цене возможного использования, поскольку бухгалтер в этот момент может не располагать информацией о дальнейшей судьбе полученных отходов. Однако данный факт не должен влиять на момент принятия их к учету.

Во-вторых, наши оппоненты руководствуются в своих суждениях положениями ст. 272 НК РФ о порядке признания расходов. Так, датой осуществления материальных расходов признается дата передачи в производство сырья и материалов. Формально на эту дату имеются данные о полной стоимости исходного сырья, но отсутствуют данные о количестве и стоимости возвратных отходов. Однако не следует забывать о ст. 252 НК РФ и установленном в ней требовании в отношении обоснованности и документального подтверждения затрат.

Таким образом, наличие в бухгалтерском учете первичной документации о поступлении из производства возвратных отходов и методики их оценки будет косвенно опровергать экономическую обоснованность признанной в налоговом учете в полном объеме суммы материальных затрат.

Как уменьшить сумму оплаты

Порядок оплаты за вывоз мусора предусматривает возможность экономии. При длительном отсутствии по месту жительства, например отъезде в отпуск, командировку, продолжительном стационарном лечении, нужно позаботиться о подтверждающих документах. Затем их предъявляют для перерасчета.

Более выгодна организация раздельного сбора мусора. В случае сортировки отходов, они измеряются в м 3 или тоннах. Таким образом, платят за отходы по факту, а не в зависимости от числа проживающих.

Сложного в раздельном сборе ничего нет. Сейчас ведется активная волонтерско-просветительская работа, во всех школах проходят акции, флеш-мобы с целью популяризации экологических реформ. Но для полной реализации федеральной программы и самого закона необходимы строительство мусороперерабатывающих заводов и полная загрузка уже существующих предприятий, использующих вторсырье. Там и будет продолжаться сортировка отходов.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Читайте также:  Как налоговая проверяет декларацию по НДС

Состав расходов по вывозу ТБО

№ п/п

Показатели

Расходы, руб.

Структура расходов, %

1.

Оплата труда

2.

Отчисления на социальные нужды

3.

Амортизация

4.

Топливо

5.

Материалы

6.

Техническое обслуживание и ремонт

7.

Общеэксплуатационные расходы

8.

Прочие прямые расходы

9.

Всего, расходов за 1 рейс вывоза ТБО

10.

Объем вывоза ТБО за 1 рейс, куб.м.

11.

Стоимость вывоза 1 м3 ТБО, руб./куб.м

12.

Норма прибыли, %

13.

Стоимость вывоза с учетом прибыли 1 м3 ТБО, руб./куб.м

Поправки создают задел на будущее

Поправки коснутся не только юридических, но и физических лиц. Например, в них прописана обязанность граждан соблюдать требования о раздельном сборе отходов и накоплении вторичных ресурсов на мусорных площадках. «Удивительно, но принятие такого важного закона, который в прямом смысле напрямую коснется каждого жителя РФ, прошло относительно незаметно. Это несколько беспокоит, поскольку многие положения вступают в силу довольно скоро и готовиться к ним необходимо уже сейчас — как организациям, так и физическим лицам», — отметила в разговоре с «ЭЖ» Олеся Кужель, директор экологического движения «ДОМ» Проектного офиса развития Арктики.

При этом она подчеркнула, что закон, безусловно, важный и нужный. Последние годы власти много говорят про экономику замкнутого цикла и стараются двигаться к ней — каждый регион в том темпе, который обусловливают географические условия и плотность населения. Поэтому закон, закрепляющий определение вторсырья и вторичных ресурсов, а главное, обязательность их утилизации, нужен был давно.

По словам О. Кужель, при ознакомлении с поправками может сложиться ощущение, что они немного опережают время. Это выражается в двух ключевых моментах.

Во-первых, далеко не во всех населенных пунктах сегодня отлажен процесс раздельного сбора и накопления отходов. Особенно эта проблема актуальна для удаленных территорий. Отсутствие развитой инфраструктуры может демотивировать людей, которые должны, согласно новому закону, обеспечивать раздельное накопление или сдавать в места сбора вторичные ресурсы — то есть сортировать отходы дома. Сегодня многие и так скептически относятся к раздельному сбору, а если он будет внедряться там, где нет прозрачной инфраструктуры и логистической цепочки для утилизации, этот скептицизм явно укрепится, полагают специалисты.

При этом они надеются, что к моменту вступления в силу всех положений закона ситуация изменится или появятся разъяснения властей, как тем, кто находится на территориях, где должной инфраструктуры еще нет, выполнять данные предписания. Поправки, обязывающие юрлица и ИП утилизировать вторичные ресурсы, а физические лица — сортировать отходы, вступают в силу в марте 2023 г., а полный запрет на захоронение вторичных ресурсов — только с 2030 г. Полноценную инфраструктуру чиновники также планируют подготовить к 2030 г.: предполагается, что к этому сроку будут построены или реконструированы 868 объектов обращения с отходами, а регионы с помощью государства закупят необходимое количество контейнеров для раздельного сбора.

Второй момент напрямую связан с первым — это вопрос готовности общества и экологической грамотности как людей, так и организаций. «На мой взгляд, это едва ли не важнейшая проблема внедрения раздельного сбора. Здесь важно не просто информировать, что и как можно сдать на переработку — хотя и это объемная работа, которая потребует постоянной коммуникации. Не менее важно донести до людей и компаний, почему именно необходимо сортировать и утилизировать отходы, как наши сегодняшние действия или бездействие в этой сфере влияют на нашу жизнь, жизнь наших детей и планеты в целом», — подчеркнула О. Кужель.

Обезвреживание отходов потребления по СанПиН в 2023 году

Изменение свойств отхода, приводящее к снижению его негативного воздействия на окружающую среду (в том числе сжигание), называют обезвреживанием. При этом могут изменяться вес отхода, состав, свойства, выполняться обеззараживание. Для действий с обеззараживанием и обезвреживанием должны быть предусмотрены специальные сооружения, обустроенные в соответствии с санитарным законодательством.

Правила 2023 года детально рассматривают процедуру обезвреживания медицинских отходов класса Б и В.

Выделяют следующие методы и способы обезвреживания и обеззараживания отходов медицинских учреждений:

  • осуществление обеззараживания и обезвреживания отходов Б класса централизованным способом или децентрализовано в пределах медицинского учреждения и/или организации, ведущей фармацевтическую деятельность;
  • осуществление обеззараживания отходов В класса децентрализованным способом;
  • обезвреживание и обеззараживание отходов классов В и Б физическим методом с применением специального оборудования (высокие температура и давление, физические методы излучения: электромагнитное и радиационное);
  • обезвреживание и обеззараживание отходов классов В и Б дезинфицирующими растворами и другими химическими методами с применением установок;
  • отходы класса Би В могут уничтожаться термически децентрализованным способом на территории медицинского учреждения, а при их предварительном обеззараживании – централизованным способом (в том числе в заводах по термическому уничтожению мусора);
  • после обеззараживания физическими методами потерявшие эпидемиологическую опасность отходы класса Би В могут быть утилизированы;
  • вакцины могут быть уничтожены и обеззаражены персоналом медицинского учреждения.

Обезвреженные отходы медучреждений класса Б и В также могут захораниваться на полигонах ТКО.

Ответы на часто задаваемые вопросы про инвентаризацию отходов

Инвентаризация отходов – достаточно сложный и многогранный процесс. Именно поэтому в ходе подготовки к ней, ее проведения, а также отражения в акте и учете может возникнуть большое количество вопросов. Попробуем ответить на наиболее часто встречающиеся из них.

Вопрос №1. У нас есть доходы, которые не классифицируются в соответствии с нормативными актами. Каким образом включить их в акт инвентаризации?

Если по результатам проведенной инвентаризации доходов в акт потребуется включить позицию, которая отсутствует во всех источниках, организация может сама присвоить ей наименование. После этого следует обратиться в территориальные органы, которые отвечают за охрану природы. Здесь новым отработанным материалам присвоят код.

Вопрос №2. Сколько человек должно входить в состав комиссии, проводящей инвентаризацию отходов?

Законодательно требования к комиссии по инвентаризации доходов никак не определены. Не имеется требований не по количеству участников, не по занимаемой ими должности. При этом в бланке инвентаризационного акта предусмотрены поля для подписей председателя и членов комиссии. Получается, что проводить инвентаризацию должны минимум три человека.

В связи с тем, что инвентаризация отходов связана с бухгалтерским учетом, рекомендуется в состав комиссии включать бухгалтера.

Вопрос №3. Каким образом заверяется акт инвентаризации отходов, проведенной в организации?

Читайте также:  Как оформить пенсию по возрасту?

Акт инвентаризации отходов подписывается председателем, а также всеми членами инвентаризационной комиссии. Кроме того, этот документ в обязательном порядке согласовывается с руководителем организации. После согласования он должен утвердить акт, о чем делается соответствующая надпись.

Вопрос №4. Руководство приняло решение провести инвентаризацию отходов силами сторонней организации. Меня планируют назначить ответственным лицом. Хочется быть готовым заранее, поэтому подскажите, пожалуйста, какая информация и документация могут понадобиться.

В процессе проведения инвентаризации отходов комиссия пользуется определенными информационными данными. К ним относятся:

  • сведения об осуществляемых видах деятельности;
  • статистическая отчетность;
  • информация о первичном и общем учете отходов;
  • документация, связанная с образованием, использованием, хранением, применением и прочими действиями с отходами;
  • технологические карты, описывающие производственные процессы;
  • план-схема, отражающая расположение помещений;
  • характеристики сырья, материалов и отходов.

При проведении инвентаризации могут понадобиться и иные данные, которые описывают отходы, режим работы организации, производимую продукцию. Используемые сырье и материалы.

Вопрос №5. В нашей организации отсутствуют документы, регламентирующие инвентаризацию отходов. Чем руководствоваться для ее проведения?

Основной документ, регламентирующий все действия с отходами – ФЗ-89. Кроме того, нелишним будет внимательно изучить Методические указания Ростехнадзора №703. Особое внимание следует уделить пункту 20 этого документа.

ОСНО: налог на прибыль

В налоговом учете технологические потери относите на материальные расходы организации (подп. 3 п. 7 ст. 254 НК РФ). Подтвердить их экономическую обоснованность (ст. 252 НК РФ) можно с помощью нормативов, утвержденных организацией.

Технологические потери, возникающие в процессе производства (выполнения работ, оказания услуг), учитывайте в составе стоимости материалов, при использовании которых они возникли (подп. 3 п. 7 ст. 254 НК РФ). Момент признания их в расходах зависит от метода расчета налога на прибыль:

  • при расчете налога на прибыль методом начисления – в том же отчетном периоде, в котором материалы, их образующие, были использованы в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) (п. 2 ст. 272, п. 5 ст. 254 НК РФ). Кроме того, при применении метода начисления технологические потери организация может отнести к прямым расходам (п. 1 ст. 318 НК РФ). В этом случае их стоимость учтите в расходах по мере реализации продукции, на производство которой пошли материалы, по которым возникли технологические потери (п. 2 ст. 318 НК РФ);
  • при расчете налога на прибыль кассовым методом – в период, когда материалы, их образующие, оплачены и использованы в производстве (подп. 1 п. 3 ст. 273, п. 5 ст. 254 НК РФ). Подробнее см. Какие материальные расходы учитывать при расчете налога на прибыль.

Сбор лома и отходов цветного и черного металла

Организации металлургии могут приобретать лом черных и цветных металлов с целью его последующей переработки. Причем они могут осуществлять такие операции самостоятельно, приобретая металлолом у физических или юридических лиц, или приобретать его у специализированных организаций, не имеющих к производству черных и цветных металлов непосредственного отношения.

Напомним, понятие лома черных и цветных металлов дано в Федеральном законе №89-ФЗ. Согласно статье 1 указанного закона:

«лом и отходы цветных и (или) черных металлов — пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий».

Таким образом, законодательством металлолом отнесен именно к отходам производства и потребления. На этот факт мы сразу хотим обратить внимание читателя, так как это информация в дальнейшем будет необходима для понимания порядка налогообложения операций, связанных с металлоломом.

Осуществляя операции с металлоломом, субъект хозяйственной деятельности обязан соблюдать специальные правила его обращения, установленные Правительством Российской Федерации.

В части лома черных металлов, такие правила установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 года №369 «Об утверждении правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения».

А в части лома цветных металлов — Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 года №370 «Об утверждении правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения».

Кроме того, необходимо учитывать положения следующих нормативных документов:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ);
  • Федеральный закон №89-ФЗ;
  • Федеральный закон от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и других.

Юрлица и ИП, которые осуществляют деятельность в сфере обращения с отходами, операторы по обращению с ТКО, региональные операторы по обращению с ТКО должны сдавать отчет не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным периодом.

Т.е., если вы организация, относящаяся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и у вас:

  • образуются ТКО массой не менее 0.1т;
  • заключен договор с региональным оператором;
  • не осуществляется деятельность в области обращения с отходами производства и потребления

Какими документами оформляются отходы на складе

Те отходы, что выявлены при изготовлении продукции, обязательно должны быть:

  • посчитаны и взвешены;
  • сданы на склад.

Важно! Если сосчитать и взвесить полученные отходы не представляется возможным, применяется расчётный метод: количество продукции умножают на норму расходов, утверждённую документально.

Для сдачи и оформления прихода на склад и реализации используются такие документы, как:

Наименование формы Документ
МХ-18 Накладная на передачу продукции на склад
М-4 Складской приходный ордер
М-11 Требование-накладная, которой фиксируется отпуск при повторном поступлении в производство
ТОРГ-13 Накладная на передачу товаров, тары при движении внутри фирмы
ТОРГ-17 Журнал, где фиксируется сохранность и движение продукции в переделах складов
М-8 Лимитно-заборная карта для отпуская при повторном использовании в изготовлении продукции
М-15 Накладная на отгрузку на сторону при отпуске другой организации
ТОРГ-12 Товарная накладная при продаже

Возвратные отходы в бухгалтерском учете

Итак, возвратные отходы производства – это сопутствующие продукты переработки сырья в основном производстве, возникновение которых требует соответствующего учета. Его регулирует п. 111 Методических указаний по учету МПЗ, утв. приказом Минфина РФ № 119н от 28.12.2001, требующий:

  • определять стоимость отходов по цене возможного использования или продажи;
  • сдавать на склад по накладным с указанием наименования и количества;
  • отпускать возвратные отходы (ВО) при дальнейшем использовании на изготовление продукции по требованиям-накладным.

Стоимость учтенных отходов должна уменьшать стоимость ТМЦ, отпущенных в производство. Уточним: речь идет о снижении стоимости сырья, при переработке которого образовались отходы. Приходовать их необходимо в момент возникновения, и в этом же отчетном периоде следует уменьшить стоимость исходных ресурсов. Оценивают ВО в зависимости от перспектив дальнейшего применения:

  • по цене возможного использования, если отходы подвергаются последующей переработке в предприятии;
  • по рыночной стоимости ТМЦ, если ВО продаются как полноценный ресурс.

Предприятие обязано выбрать способ установления цены ВО, по которой их необходимо учитывать, закрепив его в учетной политике.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *