- Налоговое право

Путевой лист на предприятиях: руководство по оформлению и использованию

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Путевой лист на предприятиях: руководство по оформлению и использованию». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Российское законодательство не классифицирует бланки путевых листов на какие-либо разновидности в зависимости от срока их заполнения. В качестве таких бланков российскими организациями и ИП, как правило, используются либо разработанные самостоятельно формы, либо утвержденные законодательно — постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78. Общими требованиями к ним является наличие обязательных реквизитов и соблюдение порядка заполнения.

Путевые листы 2022: изменения

Новые правила оформления путевых листов в 2021 году утвердил Минтранс. Им обязаны следовать юрлица и ИП, которые используют легковые машины, грузовики, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Что изменилось?

  1. Сведения о перевозке. В путевом листе появился новый обязательный реквизит — в этой графе надо отметить вид сообщения и перевозки. Это указано в письме Минтранса от 03.03.2021 № Д3-468-ПГ. Виды перевозок в путевом листе 2022 года:

    • регулярная перевозка пассажиров и багажа,
    • перевозка пассажиров и багажа по заказу,
    • организованная перевозка группы детей,
    • перевозка пассажиров и багажа легковым такси,
    • перевозка грузов,
    • перевозка для собственных нужд.

    Журнал учета путевых листов в 2022 году

    ИП и компании могут в 2022 году сами разработать форму журнала учета путевых листов. Ее надо закрепить в учетной политике. Оформляют документ на срок не более года, но при необходимости его можно сократить до 1 месяца.

    Журнал регистрации путевых листов состоит из двух частей:

    1. Лист, на котором указывают название организации, код по ОКПО и период, в течение которого будет вестись журнал.

    2. Таблица, в которой указывают:

      • номер путевого листа и дату его выдачи,
      • данные водителя и его табельный номер,
      • гаражный номер автомобиля;
      • подписи лиц, ответственных за ведение журнала: водителя, диспетчера и бухгалтера.

    Какой форме должен соответствовать бланк путевого листа на месяц

    Эти реквизиты вместе с порядком оформления приведены в приказе Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152. Унифицированные формы имеют важное свойство — они полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к обязательным реквизитам. Причем это соответствие сохранилось даже после обновления перечня (приказ Минтранса России от 18.01. 2021 № 17, вступивший в силу 26.02.2017, и приказ Минтранса от 07.11.2017 № 476, вступивший в действие с 15.12.2017).

    Подробнее о том, как обновились обязательные реквизиты, читайте в материалах:

    • «Расширен перечень обязательных реквизитов путевого листа»;
    • «С 15.12.2017 путевой лист оформляем по новой форме».

    Вопросы оформления путевого листа с учетом последних изменений мы обсуждаем в нашей группе в «ВК». Присоединяйтесь!

    Как назначить ответственных

    Если основной вид деятельности компании не связан с транспортом, то вместо диспетчера заполнять листы праве разные работники. В компании самостоятельно решают, кто имеет право подписи путевых записок СДО для контроля транспортных средств — это бухгалтер, менеджер, сотрудник отдела кадров, начальник транспортного отдела и т. д.

    Каждого сотрудника (например, фельдшера или контролера) назначают приказом главы компании. В нем обычно указывают:

    • название предприятия;
    • сведения о работнике, которого назначают на должность;
    • информацию о должности;
    • дату, с которой приступает к указанным обязанностям;
    • отсылку к нормативным актам, которыми руководствуется сотрудник;
    • поручение руководителю отдела кадров об ознакомлении специалиста с приказом;
    • подписи руководителя и заинтересованных сотрудников.

    Нюансы использования документа

    Заполнение путевого листа грузового автомобиля или другого транспорта, является обязательным процессом для любой компании, применяющей разные машины для рабочей деятельности. Использование этого документа отличается следующими особенностями:

    • форма 4-С применяется, если для расчета оплаты труда водителя применяются сдельные показатели;
    • если используется повременная оплата труда, то создается путевой лист по форме 4-П;
    • кроме этого документа у водителей должна иметься сопроводительная документация, представленная транспортной накладной на перевозимый груз;
    • выписывается документ исключительно ответственным лицом, работающим в конкретную смену;
    • в документе должны ставиться отметки механиком, проверяющим техническое состояние машины, медицинским работником, проводящим медосмотр, диспетчером, отправляющим машину в рейс, а также непосредственным водителем.

    Бланки путевого листа должны иметься в каждой компании в оптимальном количестве.

    II. Заполнение путевых листов

    7. Заполнение реквизитов путевых листов производится последовательно в соответствии с настоящими указаниями и является обязательным для всех государственных, кооперативных и общественных предприятий, организаций и учреждений, имеющих как собственные, так и арендуемые грузовые автомобили.

    8. Ответственность за правильное заполнение путевых листов несут руководители предприятий, организаций, учреждений, а также лица, отвечающие за эксплуатацию грузовых автомобилей и участвующие в заполнении документа.

    Участие водителя в заполнении путевого листа не допускается, за исключением подписей, удостоверяющих прием (при выезде) и сдачу (при возвращении) автомобиля.

    9. Заполнение путевого листа до выдачи его водителю производится диспетчером автотранспортного предприятия или уполномоченным на то лицом в следующей последовательности:

    9.1. На лицевой части путевого листа под названием документа записывается дата его выдачи (число, месяц, год), которая должна соответствовать дате регистрации выданного путевого листа в диспетчерском журнале.

    9.2. В строке «Режим работы» записывается код или наименование режима работы (работа в будние дни, командировка, суммированный учет рабочего времени, ежедневный учет рабочего времени, работа в выходной или праздничный день, в день субботника, работа по графику или вне графика и т.д.), в соответствии с которым производится начисление заработной платы водителю.

    9.3. В строке «Колонна, бригада» записываются номера колонны и бригады, в составе которых числятся автомобиль и водитель.

    В строке «Автомобиль» записываются марка, государственный номер и тип автомобиля, а также его гаражный номер.

    9.4. В строке «Водитель» записываются фамилия, инициалы, номер служебного удостоверения и класс водителя, работающего по данному путевому листу. В строке «Табельный номер» записывается номер, присвоенный водителю в автопредприятии.

    9.5. В строках «Прицепы» записываются марки, государственные и гаражные номера прицепов и полуприцепов, выпускаемых на линию с автомобилем. Номера обменных прицепов и полуприцепов записываются по этим строкам в местах их перецепки.

    9.6. В строке «Сопровождающие лица» записываются фамилии и инициалы лиц, сопровождающих автомобиль для выполнения задания (грузчики, экспедиторы, стажер и т.д.).

    9.7. В разделе «Работа водителя и автомобиля» в графах 2 и 3 записывается время (часы и минуты) выезда и возвращения автомобиля по графику.

    9.8. В разделе «Задание водителю» в графе 16 «В чье распоряжение» на основании заявки или разового заказа заказчика записывается наименование заказчика, в распоряжение которого должен прибыть автомобиль для выполнения задания.

    9.9. В графе 17 «Время прибытия» записывается время (в часах и минутах) прибытия автомобиля к заказчику согласно его заявке, разовому заказу или графику работы автомобиля по условиям договора.

    9.10. В графах 18 «Откуда взять груз» и 19 «Куда доставить груз» записываются адреса пунктов погрузки и разгрузки согласно заявке, разового заказа заказчика или по условиям договора.

    9.11. В графе 20 «Наименование груза» записывается наименование предъявляемого к перевозке груза на основании заявки или разового заказа заказчика.

    9.12. В графе 21 «Количество ездок с грузом» на основании заявки или разового заказа записывается количество ездок с грузом, необходимое для выполнения задания.

    9.13. В графе 22 «Расстояние» записываются расстояния перевозок грузов, определяемые по данным дорожных органов, или по карте района (плану города) при помощи курвиметра, или по списку расстояний, составленному на основании актов замера или по показателям спидометра автомобиля (на сезонных перевозках), зафиксированным актом автотранспортного предприятия или организации и заказчика.

    9.14. В графе 23 «Перевезти тонн» записывается количество груза, которое необходимо перевезти для заказчика.

    Право изменения задания, указанного в разделе «Задание водителю», имеет только автотранспортное предприятие. Лишь в исключительных случаях заказчик может по согласованию с автотранспортным предприятием изменить задание с соответствующей записью в строках «Особые отметки». В этой же строке производится запись в случаях использования автомобиля по специальному назначению (органами милиции, врачами и т.д.).

    9.15. На лицевой стороне путевого листа в строке «Выдать горючее» записывается прописью количество горючего, необходимое к выдаче для выполнения задания с учетом остатка горючего предыдущего дня работы.

    9.16. В строке «Подпись диспетчера» диспетчер своей подписью удостоверяет правильность заполненных им реквизитов путевого листа и наличие у водителя водительского удостоверения.

    10. Заполнение путевого листа до выезда из гаража производится в следующей последовательности:

    10.1. В разделе «Движение горючего» в графах 7, 9 и в соответствующих строках заправщик, техник по горюче — смазочным материалам (ГСМ) или уполномоченное на то лицо записывает количество выданного горючего, а также серии и номера выданных талонов на горючее и удостоверяет эти записи своей подписью.

    Количество горючего, выданного талонами, приравнивается к горючему, выданному в натуре.

    10.2. На лицевой стороне врачом или другим медицинским работником при осуществлении предрейсового медицинского осмотра подписью удостоверяется состояние здоровья водителя и возможность допуска его к управлению автомобилем.

    10.3. В разделе «Работа водителя и автомобиля» в графе 5 «Показания спидометра» механик контрольно — пропускного пункта (КПП) или отдела технического контроля (ОТК) записывает показание спидометра при выезде автомобиля на линию, а в графе 6 «Время фактическое» штамп — часами проставляет фактическое время выезда автомобиля из гаража. В случае неисправности или отсутствия штамп — часов время записывается вручную в следующей последовательности: число, месяц, часы, минуты.

    10.4. В разделе «Движение горючего» в графе 10 «Остаток при выезде» механик КПП или ОТК записывает количество горючего, находящегося в баках автомобиля при выезде, и правильность всех сделанных записей удостоверяет подписью в этой графе.

    10.5. В строке «Подпись механика» механик КПП или ОТК удостоверяет подписью передачу автомобиля водителю в технически исправном состоянии и разрешение на выезд из гаража, а в строке «Подпись водителя» — водитель подписью удостоверяет принятие автомобиля в технически исправном состоянии и получение задания на работу.

    11. Заполнение путевого листа на линии производится в следующей последовательности.

    В разделе «Последовательность выполнения задания» формы N 4-с:

    11.1. В графе 24 грузоотправитель записывает последовательно номера выполненных ездок. Запись предназначена для разнесения прилагаемых товарно — транспортных документов по ездкам.

    11.2. В графе 25 «Номера приложенных товарно — транспортных накладных» грузоотправителем записываются все номера товарно — транспортных накладных, относящихся к данной ездке.

    11.3. В графе 26 «Время прибытия» проставляется время (часы и минуты) предъявления шофером путевого листа грузоотправителю или грузополучателю у въездных ворот или на контрольно — пропускном пункте в пунктах погрузки или разгрузки (кроме станций железных дорог).

    При отсутствии въездных ворот или контрольно — пропускного пункта указанная графа не заполняется, время прибытия в пункт погрузки или разгрузки проставляется в товарно — транспортной накладной (ТТН).

    11.4. В графе 27 «Подпись и печать» грузоотправитель расписывается и ставит печать, подтверждая правильность заполненных им реквизитов путевого листа.

    12. Графа 28 «Отметки автопредприятия» может использоваться автопредприятием для отражения дополнительных учетных показателей работы автомобиля и прицепа.

    13. В разделе «Простои на линии» работник службы техпомощи или уполномоченное на то лицо в соответствующих графах записывает причину простоя, дату и время начала и окончания простоя и удостоверяет эти записи своей подписью.

    14. В строках «Особые отметки» на лицевой стороне записываются сведения, не предусмотренные формой путевого листа (отметки органов Госавтоинспекции, заказчиков при отказе от загрузки автомобиля, различных дорожных служб и т.п.).

    Порядок выдачи и учета движения путевых листов с предрейсовыми осмотрами

    Как такового строгого предписания по порядку выдачи и учета движения п/л нет. Предрейсовые осмотры проводятся проводятся на осовании ФЗ.Различные формы собственности, количество автотранспорта, ограниченный штат сотрудников диктуют свой способ выдачи и контроля за движением документов. Путевки может выдавать любой сотрудник, которому поручили этим заниматься.

    В крупных транспортных организациях вводят должность диспетчера. В других – это может взять на себя бухгалтер или сам директор компании. В новом законе Минтранса №152 прямого указания на обязательное ведение журнала нет. В нем оговаривается журнал отраслевого уровня. Но лучше иметь книгу, где можно проследить даты поступления листов в бухгалтерию, сколько уходит времени на их обработку.

    Форма журнала есть в редакции Госкомстата №78, можно использовать ее. Каким образом контролировать первичные документы, кто и когда их получает, передает другим служащим, обрабатывает, хранит и учитывает, прописывается в “Учетной политике” компании в разделе “Документооборот”. Не будет лишним включить обязанности по заполнению и сдаче путевок в должностные инструкции тех работников, которым вы собираетесь это поручить.

    Заключение: Правильно оформленный путевой лист выгоден владельцу транспортного средства. Заполненный с нарушением – налоговой инспекции и ГИБДД.

    Предусмотренная система штрафов за отсутствие бланка путевого листа в 2021 году

    Система штрафных взысканий выглядит следующим образом:

    • Отсутствие путевого листа грозит водителю штрафом в 500 р.
    • Уклонение от прохождения предрейсового медосмотра грозит владельцу автомобиля штрафом в размере 30000 р.
    • Отсутствие предрейсового техосмотра накладывает на владельца авто штраф 30000 р.
    • Неправильное оформление путёвки или отсутствие одной или обеих печатей контролёра и медика — 30000 р.
    • Отсутствие квалификации, установленной Приказом Минтранса №287 — 100000 р. для ИП или юридического лица.
    • Если лист заполнен неправильно или не полностью, налоговая инспекция откажет в возмещении расходов, что приносит большие убытки крупным предприятиям.
    • Водители такси без путевых листов не только выплачивают штраф, но и лишаются прав на два месяца.
    • Поддельные документы и печати преследуются уголовной ответственностью.

    Штраф за отсутствие путевки для такси

    Такси является особым видом транспорта, поскольку водитель отвечает за жизнь и безопасность пассажиров. По этой причине меры по безопасности для таких автомобилей увеличены, а перевозка людей без путевого листа запрещена.

    Если владелец транспорта является водителем, при перемещениях для собственных целей путевка не нужна. Чтобы доказать сотруднику ГИБДД, что водитель не совершает коммерческую перевозку, нужно выполнить следующие действия:

    • Снять знаки, обозначающие авто как такси;
    • Перемещаться только в общем потоке;
    • Не принимать заказы диспетчеров таксопарка;
    • Не попадать под камеры при высадке или подборе пассажиров.

    Если инспектором всё же был вынесен факт административного правонарушения, необходимо не согласиться с обвинениями. Когда протокол составляется совместно с МАДИ, транспорт могут отправить на штрафную стоянку. В этом случае придется потратить время и деньги на возвращение авто, поэтому лучше иметь путевой лист на руках.

    Обязательно ли вести Журнал учета движения путевых листов

    С момента внедрения Журнала в 1997 году документ был обязательным для ведения для организаций и предприятий, независимо от форм собственности и организационно-правовой структуры. Фирма, на балансе которой числились автотранспортные средства, должна была вести Журнал учета движения путевых листов в обязательном порядке.

    В 2013 году в силу вступили законодательные изменения, в соответствие с которыми обязательство по ведению Журнала для организаций и предпринимателей упразднено. Таким образом, с указанного периода решение о необходимости использования Журнала при учете движения путевых листов принимается каждым субъектом хозяйствования в индивидуальном порядке, исходя из производственной необходимости.

    Согласно действующей практике, в настоящее время Журнал в своей деятельности используют крупные компании, а также автотранспортные и логистические фирмы, в собственности которых находится большой автопарк.

    Когда можно ездить без путевого листа

    Возможность ездить без путевки зависит от формы собственности на автомобиль, вид ТС и цели поездки. Согласно нормативам при управлении собственником грузового автотранспорта путевка требуется при осуществлении рейса в любых случаях, так как, за рулем находится водитель, оформленный в этом качестве

    Перевозит индивидуальный предприниматель мебель для себя или по заказу — неважно. П.л

    заполняют со всеми необходимыми реквизитами, включая осмотр медиком и контролером техсостояния авто.

    Если водитель легкового такси одновременно является владельцем автомобиля. Совершать поездки для собственных нужд, без оформления путевки, можно. При этом необходимо:

    • снять опознавательный фонарь с крыши;
    • передвигаться только в общем потоке;
    • не осуществлять посадки/высадки пассажиров;
    • при случае, доказать инспектору ДПС (МАДИ), что пассажиров не перевозите, авто используется для себя.

    Если автомобиль-такси арендован, использовать его для личных целей запрещено, если отсутствует специальное разрешение автовладельца. Только перевозка пассажиров и поездка в гараж. Путевой лист водителю нужно иметь всегда с собой. Без путевки может везти себя сам директор или сотрудник, т. е., без пассажиров, не оформленный в качестве водителя. Но если ведется учет ГСМ, то документ оформлять нужно все равно.

    Какую форму использовать?

    Законодательство не обязывает организации использовать какую-то строго установленную форму документа. Разрешено ее разработать индивидуально для своей компании и закрепить в учетной политике.

    Основой же может послужить унифицированный бланк, представленный в приложении к Постановлению Госкомстата № 78 от 28.11.1997.

    Новый бланк путевого листа легкого автомобиля по форме 3 с учетом всех требований изменившихся в 2021 году:

    Важным является полнота необходимых реквизитов. Наличие обязательных пунктов, которые должны присутствовать в путевом листе, обусловлены требованиями:

    • Приказа транспортного ведомства № 152 от 18.09.2008 г.;
    • ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

    А именно:

    • наименование организации, которая составила лист;
    • название документа;
    • дата оформления;
    • сведения о транспортном средстве, водителе, сроке действия документа;
    • должности, подписи и расшифровка подписей ответственных лиц.

    Кто заполняет бланк путевого листа

    На автопредприятиях для заполнения и выдачи п/л предусмотрена должность диспетчера. В крупных компаниях их несколько. В организациях с малым количеством автотехники этим занимается бухгалтер. ИП часто в одном лице совмещает несколько обязанностей: руководителя, механика, водителя и диспетчера.

    Путевку готовят заранее. Водителю вручают только после сдачи предыдущего документа. Ответственный за внесение данных:

    • ведет журнал учета (нумерации) п/л;
    • оперирует данными расчета километража от пункта до пункта;
    • расхода топлива определенным видом транспорта при нулевом пробеге и с грузом;
    • прописывает задание для водителя;
    • выдает заполненный документ работнику под роспись.

    До выезда автотранспорта с места парковки водитель с путевкой проходит предрейсовый медосмотр. Получает допуск медика к управлению ТС. Вместе с контролером убеждается в исправности техники, о чем производится соответствующая отметка автомеханика. Расписывается в п/л о приеме автотранспортного средства и в журнале регистрации проведения техосмотра.

    Как составить свою форму

    Любая компания может составить свою форму путевого листа. Как она выглядит, неважно — главное, чтобы в ней были графы:

    • название и номер документа, дата;
    • срок действия;
    • кто собственник и его ОГРН;
    • имя водителя и номер его прав;
    • номер и название машины;
    • данные о пробеге перед выездом и по возвращению;
    • дата и время выезда и возвращения;
    • подпись и имя ответственного сотрудника, который снимал пробег;
    • дата и время медицинского осмотра водителя до и после выезда;
    • дата и время технического осмотра машины до и после;
    • подпись и имя ответственного сотрудника, который осматривал машину.

    Электронный регистр учета путевок

    В 2021 году журнал регистрации выдачи путевых листов можно будет вести в электронной форме. Причем бумажный вариант ведения регистра не отмене. Организации или ИП вправе выбрать наиболее удобный способ регистрации выданных путевок. Решение рекомендуем прописать в учетной политике.

    В зависимости от выбранного формата ведения журнала учета путевых листов, соблюдайте правила оформления:

    Допускается вести электронный журнал с использование специализированных бухгалтерских программ или интернет приложений.

    Цифровой документ должен быть удостоверен усиленной квалифицированной электронно-цифровой подписью.

    Если вы решите вести регистр учета путевок в электронном формате придется соблюсти новое правило. Требуется обеспечить возможность печать цифрового реестра при необходимости. Например, по запросу контролеров.

    Бумажный регистр ведите по стандартным правилам. Все страницы регистра должны быть прошиты и пронумерованы.

    Исправления ошибок в журнале осуществляются в установленном порядке. Применение корректирующих средств (замазок, лент, подтирок) запрещено.

    Новые правила регламентированы пунктами 17 и 18 нового Приказа Минтранс РФ №368.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *