Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ: ИХ ВИДЫ И СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Определение 1
Социальная защита – это особая политика государства, которая направлена на обеспечение экономических, социальных, политических и иных гарантий и прав человека независимо от его национальной принадлежности и других факторов.
Прожиточный минимум — стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы
Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для:
оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ; обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;
Прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для:
оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ;
оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;
формирования бюджетов субъектов Российской Федерации;
других установленных федеральным законом целей.
Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации разрабатывается с участием Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в субъектах Российской Федерации — с участием комиссий по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации.
Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи) определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.Порядок исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Потребительская корзина — минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Как оформить родственника в государственный дом престарелых
Процедуру оформления в пансионат можно инициировать лично либо через законного представителя. На содействие со стороны государства имеют право не все граждане.
Главная причина в том, что, не смотря на не слишком комфортные условия проживания, в государственных домах-интернатах свободные места, как правило, отсутствуют. В любом случае, нужно дождаться направления от органов социальной защиты, без него попасть в пансионат невозможно.
Для оформления путевки в государственный дом для инвалидов и пожилых людей необходимы следующие документы:
- документ, удостоверяющий личность (паспорт);
- полис ОМС;
- заключение медицинской комиссии о состоянии здоровья;
- справка о присвоенной группе инвалидности (при наличии);
- СНИЛС;
- пенсионное удостоверение.
Процесс оформления пожилого родственника в пансионат состоит из нескольких этапов. Ниже мы составили для вас алгоритм, с помощью которого вы сможете все правильно сделать и избежать проблем и проволочек.
Для того чтобы определить пожилого человека в дом престарелых, вам необходимо выполнить следующие действия:
- Оформить заявку в отделении социальной защиты по месту жительства на проживание в пансионате.
- Пройти медицинскую комиссию. Потребуется получить полный перечень имеющихся заболеваний и отклонений у пожлого человека.
- Получить в БТИ справку, свидетельствующую о том, что у пенсионера есть жилье.
- Предоставить весь пакет документов в органы социальной защиты.
- Дождаться направления на проживание в пансионате. Это может занять некоторое время.
- В случае необходимости переоформить пенсию. Создается ощущение, что процедура весьма понятна и проста. В действительности весь процесс занимает достаточно много времени и требует больших усилий. При оформлении в дом престарелых недееспособного человека вы можете столкнуться еще с рядом дополнительных трудностей, особенно при прохождении медицинской комиссии.
Как оформить родственника в государственный дом престарелых
Процедуру оформления в пансионат можно инициировать лично либо через законного представителя. На содействие со стороны государства имеют право не все граждане.
Главная причина в том, что, не смотря на не слишком комфортные условия проживания, в государственных домах-интернатах свободные места, как правило, отсутствуют. В любом случае, нужно дождаться направления от органов социальной защиты, без него попасть в пансионат невозможно.
Для оформления путевки в государственный дом для инвалидов и пожилых людей необходимы следующие документы:
- документ, удостоверяющий личность (паспорт);
- полис ОМС;
- заключение медицинской комиссии о состоянии здоровья;
- справка о присвоенной группе инвалидности (при наличии);
- СНИЛС;
- пенсионное удостоверение.
Приказом Минтруда и социальной защиты РФ от 24.11.2014 г. № 940н утверждены Правила организации деятельности организаций социального обслуживания в Российской Федерации, их структурных подразделений, которые:
определяют порядок организации деятельности организаций социального обслуживания и их структурных подразделений, предоставляющих социальные услуги в сфере социального обслуживания.
Определяют рекомендуемые нормативы штатной численности и перечень необходимого оборудования для оснащения организаций социального обслуживания граждан РФ, оказывающих социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания;
Например, указанным правовым актом-установлены следующие рекомендуемые нормативы штатной численности организации социального обслуживания – дома-интерната для престарелых и инвалидов:
Административно-хозяйственная часть |
||||
Директор |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Заместитель директора по общим вопросам |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
|
Заместитель директора по медицинской части |
1,0 при наличии лежачих получателей социальных услуг (свыше 200 коек) |
1,0 при наличии лежачих получателей социальных услуг (свыше 200 коек) |
||
Старшая медицинская сестра |
— |
— |
1,0 |
1,0 |
Заместитель директора по пожарной безопасности |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Юрисконсульт |
0,5 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Главный бухгалтер |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Бухгалтер |
1,0 |
1,0 |
2,0 |
3,0 |
Кассир |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Экономист |
— |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Администратор баз данных |
0,5 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Секретарь-машинистка |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Делопроизводитель |
— |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Начальник хозяйственного отдела |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Заведующий складом |
1,0 |
1,0 |
2,0 |
2,0 |
Кладовщик |
— |
— |
1,0 |
1,0 |
Агент по снабжению |
0,25 |
0,5 |
1,0 |
1,0 |
Инженер по охране труда и технике безопасности |
0,5 |
0,5 |
1 |
1,0 |
Специалист гражданской обороны |
0,5 |
0,5 |
1,0 |
1,0 |
Специалист по кадрам |
1,0 |
1,0 |
2,0 |
2,0 |
Инженер (систем водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования и теплоснабжения) |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
|
Техник (систем водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования и теплоснабжения) |
0,5 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Слесарь-сантехник |
1,0 |
1,0 |
2,0 |
2,0 |
Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Слесарь по ремонту и обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования |
1,0 |
1,0 |
||
Оператор котельной (при отсутствии централизованного отопления) |
Рассчитывается с учетом норм времени и норм обслуживания |
|||
Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий |
0,5 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Водитель автомобиля (на 1 автомобиль) |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Подсобный (транспортный) рабочий |
0,5 |
0,5 |
1,0 |
1,0 |
Гардеробщик (на 150 номеров при наличии гардеробной) |
1,0 |
1,0 |
||
Лифтер (на лифт) |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Маляр |
— |
— |
1,0 |
1,0 |
Столяр |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Уборщик производственных и служебных помещений |
1,0 |
1,0 |
2,0 |
2,0 |
Садовник (при наличии сада) |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Рабочий по благоустройству |
0,5 |
3,5 |
1,0 |
1,0 |
Уборщик территории (в соответствии с нормами по уборке площади) |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Сторож (вахтер) |
Рассчитывается с учетом норм времени и норм обслуживания |
|||
Специалист по пожарной безопасности |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
Социально-медицинское отделение |
||||
Заведующий отделением |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Врач-терапевт |
0,5 |
1,0 |
1,0 на 100коек при совмещении с должностью заведующего отделением |
1,0 на 100 коек при совмещении с должностью заведующего отделением |
Врач-психиатр |
— |
— |
1,0 на 200 коек |
1,0 на 200 коек |
Врач-невролог |
— |
— |
1,0 на 200 коек |
1,0 на 200 коек |
Врач-окулист |
— |
— |
0,5 |
1,0 |
Врач-стоматолог |
— |
— |
0,5 |
1,0 |
Лор-врач |
— |
— |
0,5 |
1,0 |
Врач-хирург |
— |
— |
0,5 |
1,0 |
Фельдшер |
— |
— |
1,0 |
1,0 |
Старшая медицинская сестра |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Медицинская сестра процедурная (на кабинет) |
1,0 |
1.0 |
1,0 |
1,0 |
Медицинская сестра по физиотерапии |
0,5 |
1,0 на 100 коек |
1,0 на 100 коек |
1,0 на 100 коек |
Медицинская сестра по массажу |
0,5 |
1,0 на 100 коек |
1,0 на 100 коек |
1,0 на 100 коек |
Инструктор по лечебной физкультуре |
0,5 |
Численность устанавливается исходя из действующих расчетных норм нагрузки и объема работы |
||
Лаборант |
— |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Фармацевт |
— |
—. |
1,0 |
1,0 |
Медицинский дезинфектор |
0,5 |
1,0 |
1,0 |
2,0 |
Санитарка-уборщица |
1,25 |
3,0 |
5,0 |
5,0 |
Отделение милосердия |
||||
Заведующий отделением |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Старшая медицинская сестра |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Медицинская сестра |
5,0 в сутки |
5,0 в сутки |
5,0 в сутки |
5,0 в сутки |
Медицинская сестра по массажу |
0,5 |
1,0 на50 коек |
1,0 на 50 коек |
1,0 на 50 коек |
Сестра-хозяйка |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Санитарка палатная |
1,0 на 5 коек в сутки |
1,0 на 5 коек в сутки |
1,0 на 5 коек в сутки |
1,0 на 5 коек в сутки |
Санитарка-буфетчица |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
Санитарка-ваннщица |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
Санитарка-уборщица |
1,25 |
1,0 на 40 коек |
1,0 на 40 коек |
1,0 на 40 коек |
Санитарка ритуального зала (на 50 коек) |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Отделение активного долголетия |
||||
Заведующий отделением |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Старшая медицинская сестра |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Медицинская сестра |
1 на 50 коек в сутки |
1 на 50 коек в сутки |
1 на 50 коек в сутки |
1 на 50 коек в сутки |
Сестра-хозяйка |
1,0 |
2,0 |
3,0 |
4,0 |
Санитарка палатная |
1,0 на 10 коек в сутки |
1,0 на 10 коек в сутки |
1,0 на 10 коек в сутки |
1,0 на 10 коек в сутки |
Санитарка-ваннщица |
0,5 |
1,0 на 75 коек |
1,0 на 75 коек |
1,0 на 75 коек |
Санитарка-уборщица |
1,25 |
1,0 на 40 коек |
1,0 на 40 коек |
1,0 на 40 коек |
Социально-реабилитационное отделение |
||||
Заведующий отделением |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Инструктор по трудовой терапии (на 50 человек, которым разрешена трудотерапия) |
0,5 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Воспитатель (на 25 инвалидов молодого возраста) |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
|
Библиотекарь |
0,5 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Культорганизатор |
0,5 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Киномеханик (при наличии киноустановки) |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1,0 |
Отделение бытового обслуживания |
||||
Заведующий отделением |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Заведующий прачечной |
— |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Машинист по стирке и ремонту спецодежды (белья) |
1,0 |
2,0 |
3,0 |
6,0 |
Кастелянша |
0,5 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Швея |
1,0 |
2,0 |
2,0 |
3,0 |
Парикмахер |
1,0 |
2,0 |
2,0 |
3,0 |
Обувщик по ремонту обуви |
0,5 |
0,5 |
1.0 |
1,0 |
Виды учреждений (отделений) определяют в зависимости от их предназначения, номенклатуры (состава) и характера предоставляемых услуг.
1) К учреждениям (отделениям) стационарного социального обслуживания относятся:
— стационарные учреждения (отделения) для граждан пожилого возраста и инвалидов;
— стационарные учреждения (отделения) для детей-инвалидов;
— специализированные учреждения (отделения) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
а) К стационарным учреждениям (отделениям) для граждан пожилого возраста и инвалидов относятся:
— дом-интернат (пансионат) общего типа для граждан пожилого возраста и инвалидов;
— дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда;
— специальный дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов;
— психоневрологический интернат;
— дом-интернат (отделение) интенсивного ухода (милосердия) для граждан пожилого возраста и инвалидов.
Различают следующие виды стационарных учреждений социального обслуживания:
- в зависимости от того, на обслуживание какой категории населения направлена деятельность учреждения, различают стационарные учреждения:
- общего типа;
- психоневрологические;
- специальные;
- в зависимости от того, каков возраст лиц, обслуживаемых в учреждении, различают стационарные учреждения:
- для детей-инвалидов;
- для инвалидов;
- для лиц пожилого возраста;
- для лиц пожилого возраста и инвалидов;
- по продолжительности получения социальных услуг различают стационарные учреждения:
- оказывающие услуги на постоянной основе круглосуточно (сюда относятся интернаты для престарелых и инвалидов, интернаты психоневрологической направленности;
- интернаты для детей с умственной отсталостью; интернаты для детей, имеющих физические недостатки);
- оказывающие услуги круглосуточно в течение определенного срока (например, социальный приют для лиц, не достигших совершеннолетия).
Условия предоставления ритуальных услуг регулируются Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 8 «О погребении и похоронном деле».
Погребение – это обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, а также санитарными требованиями. Погребение может осуществляться путем предания тела умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду).
Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами, стенами скорби, крематориями.
Обеспечение условий и создание эффективной модели правового регулирования государственной социальной помощи нуждающимся гражданам является важнейшей проблемой современного этапа развития социальной политики Российского государства. Актуальность исследования проблем правового регулирования социальной помощи обусловлена конституционно провозглашенными целями (ст. 7 Конституции РФ) формирования социального государства и обеспечения каждому человеку достойной жизни.
Социальное обслуживание граждан – это деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. Социальная услуга – действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Государство гарантирует гражданам право вне зависимости от пола и возраста на получение социальных услуг в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации.
Статья 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ (в ред. от 25.11.2013) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» закрепляет следующие принципы социального обслуживания граждан, в том числе оказания им социальной помощи:
1) адресности (в соответствии с которым государственная социальная помощь направлена на оказание поддержки конкретной категории лиц);
2) доступности (предполагающий равноправие на оказание государственной социальной помощи, государственное гарантирование по основным видам помощи, возможность получения помощи на дому);
3) добровольности (состоящий в том, что граждане могут согласиться или отказаться от социального обслуживания без принуждения их к его получению);
4) гуманности (в соответствии с которым граждане, нуждающиеся в социальной помощи, имеют право на уважительное отношение к ним при оказании социальных услуг);
5) приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;
6) конфиденциальности (заключающийся в том, что личная информация, полученная работниками социальных учреждений, составляет профессиональную тайну);
7) профилактической направленности (в соответствии с которым оказание государственной социальной помощи ориентировано, прежде всего, на сохранение здоровья человека).
Формы предоставления социального обслуживания:
— стационарная форма (в стационарных организациях социального обслуживания, например, в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатах, геронтологических центрах, специальных домах для пожилых людей и др.). – предоставляется получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг;
— полустационарная форма – предоставляется получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток;
— форма социального обслуживания на дому является наиболее востребованной гражданами формой предоставления социальных услуг, приближенной к их потребностям и одновременно экономически выгодной. Ежегодно на дому получают социальные услуги 1,2 млн. человек. Такая форма социального обслуживания должна компенсировать отсутствие родственного ухода, невозможность для членов семьи предоставлять уход и попечение своим старшим родственникам, но при этом сохранить проживание им в привычной для них среде.
При предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или в стационарной форме должны быть обеспечены:
1) возможность сопровождения получателя социальных услуг при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми такой организацией;
2) возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации;
3) дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников;
4) дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами, информирование о предоставляемых социальных услугах с использованием русского жестового языка (сурдоперевода), допуск сурдопереводчика;
5) оказание иных видов посторонней помощи.
Виды социальных услуг, представляемые гражданам (с учетом их индивидуальных потребностей):
— социально-бытовые;
— социально-медицинские;
— социально-психологические;
— социально-педагогические;
— социально-трудовые;
— социально-правовые;
— услуги в целях повышения коммуникативного потенциалаполучателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
— срочные социальные услуги – включают в себя:
1) обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;
2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
3) содействие в получении временного жилого помещения;
4) содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;
5) содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей;
6) иные срочные социальные услуги.
4.2.1. В зависимости от предназначения учреждений и групп обслуживаемых детей установлены следующие типы учреждений для социального обслуживания детей:
— специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
— учреждения для обслуживания детей с ограниченными возможностями.
Примечание — В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 10 декабря
4.2.2. К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в соответствии с Федеральным законом от 24 июня
— социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
— социальные приюты для детей;
— центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
4.2.2.1. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних — специализированное учреждение, создаваемое в системе социальных служб органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.
Основными задачами центра являются профилактика безнадзорности и беспризорности, обеспечение временного проживания, социальная помощь и реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Несовершеннолетние содержатся в центре на полном государственном обеспечении.
4.2.2.1.1. В центр круглосуточно принимаются в установленном порядке несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет:
— оказавшиеся без попечения родителей или законных представителей;
— проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении;
— заблудившиеся или подкинутые;
— самовольно покинувшие семью, самовольно ушедшие из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
— не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию;
— оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации.
Несовершеннолетние обслуживаются в центре в течение времени, необходимого для оказания им социальной помощи и (или) их социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
4.2.2.1.2. Основаниями помещения несовершеннолетних в центр являются:
— личное обращение несовершеннолетнего;
— заявление родителей несовершеннолетнего (законных представителей) с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам;
— направление органа управления социальной защиты населения или согласованное с этим органом ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
— постановление лица, производящего дознание, следователя, прокурора или судьи в случае задержания, ареста или осуждения родителей или законных представителей несовершеннолетнего;
— акт оперативного дежурного районного, городского отдела (управления) внутренних дел закрытого административно-территориального образования, отдела (управления) внутренних дел на транспорте о необходимости помещения несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
Копия указанного акта в течение пяти суток направляется в орган управления социальной защиты населения.
4.2.2.1.3. В состав центра могут входить следующие структурные подразделения:
— приемное отделение;
— группа длительного пребывания;
— социальная гостиница;
— семейная воспитательная группа;
— отделение диагностики и социальной реабилитации;
— отделение правовой помощи;
— отделение перевозки несовершеннолетних;
— иные подразделения, необходимые для реализации основных задач.
4.2.2.1.4. В соответствии со своими задачами центр предоставляет обслуживаемым в нем несовершеннолетним социальные услуги.
Основными социальными услугами являются:
— обеспечение временного проживания несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
— участие в выявлении и устранении причин, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
— оказание помощи в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействие возвращению несовершеннолетних в семьи;
— оказание социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в преодолении трудной жизненной ситуации;
— разработка и реализация программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленной на выход из трудной жизненной ситуации;
— организация медицинского обслуживания и обучения несовершеннолетних, содействие их профессиональной ориентации и получению ими специальности;
— обеспечение защиты законных прав и интересов несовершеннолетних;
— содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;
— уведомление родителей несовершеннолетних (их законных представителей), органов опеки и попечительства о нахождении несовершеннолетних в центре;
— оказание социально-психологической помощи семьям с целью возвращения ребенка в семью, обеспечение соблюдения его прав в семье.
4.2.2.2. Социальный приют для детей — специализированное учреждение, создаваемое в системе социальных служб органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.
Основными задачами приюта являются обеспечение временного проживания, социальная помощь и реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства, а также способствование устранению кризисной ситуации в родной семье и возвращение в нее ребенка, в случае невозможности — определение ребенка в замещающую семью.
4.2.2.2.1. В приют круглосуточно принимаются несовершеннолетние, указанные в 4.2.2.1.1 настоящего стандарта.
Несовершеннолетние содержатся в приюте на полном государственном обеспечении в течение времени, необходимого для оказания им социальной помощи и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.2.2.2.2. Основания для помещения несовершеннолетних в приют аналогичны изложенным в 4.2.2.1.2 настоящего стандарта.
4.2.2.2.3. В состав приюта могут входить следующие структурные подразделения:
— приемное отделение;
— социальная гостиница;
— семейная воспитательная группа;
— отделение диагностики и социальной реабилитации;
— отделение социально-правовой помощи;
— отделение перевозки несовершеннолетних;
— иные подразделения.
4.2.2.2.4. В соответствии со своими задачами приют предоставляет обслуживаемым в нем несовершеннолетним социальные услуги.
В зависимости от условий, в которых предоставляются социальные услуги населению, учреждения подразделяют на следующие типы:
— стационарные;
— полустационарные;
— нестационарные;
— комплексные;
— учреждения (отделения) социального обслуживания на дому;
— учреждения (отделения) срочного социального обслуживания;
— учреждения (отделения) срочной социально-консультационной помощи.
4.2.1 Стационарное учреждение (или стационарное отделение учреждения) — это учреждение (или отделение учреждения), которое осуществляет социальное обслуживание граждан (взрослых и детей) в стационарных условиях, т.е. в условиях постоянного, временного (сроком до 6 месяцев) и пятидневного в неделю проживания их в учреждении (отделении учреждения), путем предоставления социальных услуг всем гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном уходе, и обеспечивает создание соответствующих условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха, досуга и образования по специальным образовательным программам.
4.2.2 Полустационарное учреждение (или отделение учреждения) — это учреждение (или отделение учреждения), которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам в течение определенного времени суток, т.е. в условиях дневного или ночного их пребывания в учреждении (или отделении учреждения).
4.2.3 Нестационарное учреждение (или нестационарное отделение учреждения) — это учреждение (или отделение учреждения), которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам без их проживания в указанном учреждении (или отделении учреждения).
4.2.4 Комплексное учреждение — это учреждение, которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам в стационарных, полустационарных условиях и на дому.
4.2.5 Учреждение (или отделение) социального обслуживания на дому — это учреждение (или отделение учреждения), которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам по месту их проживания.
4.2.6 Учреждение (или отделение) срочного социального обслуживания — это учреждение (или отделение учреждения), которое обеспечивает предоставление социальных услуг разового характера гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке.
4.2.7 Учреждение (или отделение) срочной социально-консультационной помощи — это учреждение (или отделение учреждения), оказывающее гражданам социально-консультационную помощь, направленную на их адаптацию в обществе, создание благоприятных отношений в семье, обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.
Что собой представляет опека и попечительство
Что такое органы опеки и попечительства многие знают не понаслышке. Но чем отличаются два этих понятия? И то, и другое – это предусмотренные законодательством правовые формы защиты имущественных и личных неимущественных прав граждан, которые не способны полностью или частично реализовать их самостоятельно.
Попечительство устанавливается над лицами, которые имеют ограниченную дееспособность, а вот опека – над теми, кто полностью недееспособен.
Общая характеристика органов опеки и попечительства указывает на то, что к их компетенции относят случаи, когда дети по тем или иным причинам остаются без присмотра родителей, или лицо признается судом недееспособным или ограниченно дееспособным.
Хотя опекуны и попечители в юридическом смысле не приравниваются к родителям, они выполняют те же функции.
Существуют разные модели формирования вышеупомянутых органов, а непосредственный статус органов опеки и попечительства со временем претерпевал изменения.
Права и обязанности органов опеки и попечительства
В первую очередь деятельность ООП направлена на защиту прав и законных интересов подопечных, обеспечение им достойного уровня жизни, а также предоставление государственной поддержки. Кроме того, в число их задач входит надзор за опекунами и попечителями, а также контроль за сохранением имущества лиц, находящихся под опекой.
Задачи, полномочия, права и обязанности органов опеки и попечительства исполняются в соответствии с законодательством РФ. Среди наиболее значимых полномочий выделяют:
- осуществление постановки на учет лиц, которые нуждаются в помощи;
- ходатайство в суд о признании конкретного лица дееспособным или недееспособным;
- организацию попечительства в целом;
- представление интересов подопечных в суде;
- обязательное участие органов опеки и попечительства в суде и гражданском процессе в случае развода супругов, которые имеют общего несовершеннолетнего ребенка и не могут определить, с кем из родителей он будет проживать в дальнейшем;
- проведение подготовки лиц, изъявивших желание усыновить сироту;
- мониторинг условий проживания подопечного;
- освобождение опекунов и попечителей от выполняемых ими обязанностей;
- выдачу разрешений на заключение сделок, связанных с имуществом подопечных.
Помимо всего прочего, важным является заключение органов опеки и попечительства о возможности быть опекуном. Для того чтобы его получить, придется пройти серьезную процедуру.
Заключение имеет определенный срок действия – 24 месяца с момента его выдачи на опеку и 12 месяцев на усыновление. Именно этот документ является основанием для подачи заявления лицом, желающим стать опекуном.
Итак, можно выделить следующие функции органов опеки и попечительства:
- выявление случаев сиротства;
- передача детей, лишенных родительского присмотра, в приемную семью;
- защита прав и интересов сирот, недееспособных лиц;
- обеспечение детей, оставшихся без родительской защиты, достойными условиями жизни;
- защита интересов подопечных во время судебных разбирательств.
Если жизни или здоровью ребенка угрожает какая-либо опасность, кого обязан уведомить орган опеки и попечительства, так это прокурора. Кроме того, ООП должен немедленно забрать несовершеннолетнего и обеспечить его временное устройство. Никакое другое физическое или юридическое лицо такими полномочиями не обладает.
В стационарных учреждениях социальные услуги предоставляются лицам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе. Им создаются необходимые условия жизнедеятельности, а именно, оказывается медицинская, психологическая и социальная помощь, питание и уход, организуется занятие посильной трудовой деятельностью, проведение отдыха и досуга.
С учетом возраста, состояния здоровья и некоторых других факторов создаются различные типы учреждений: интернаты для престарелых и инвалидов; пансионаты для ветеранов труда; психоневрологические интернаты; детские дома и приюты и пр.
В стационарные учреждения для престарелых и инвалидов принимаются лица пенсионного возраста, а также инвалиды старше 18 лет, не имеющие трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать. В первоочередном порядке в дома-интернаты принимаются инвалиды и участники Великой Отечественной войны, члены семей погибших военнослужащих, а также умерших инвалидов и участников войны. При наличии свободных мест разрешается временное проживание указанных лиц сроком от двух до шести месяцев.
Не допускается помещение детей-инвалидов с физическими недостатками в стационарные учреждения социального обслуживания, предназначенные для проживания детей с психическими расстройствами.
В государственных организациях социального обслуживания создаются попечительские советы. Структура, порядок формирования, срок полномочий, компетенция попечительского совета учреждения социального обслуживания населения и порядок принятия им решений определяются уставом организации социального обслуживания в соответствии с законодательством на основании Примерного положения о попечительском совете организации социального обслуживания, утвержденного Приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 30.06.2014 г. № 425н.
В указанном правовом акте, в частности, указывается, что попечительский совет организации социального обслуживания является совещательным органом организации социального обслуживания, образованным для рассмотрения наиболее важных вопросов деятельности организации социального обслуживания.
Основными задачами работы попечительского совета в социальной сфере являются:
- содействие в решении текущих и перспективных задач развития и эффективного функционирования организации социального обслуживания, улучшения качества ее работы;
- содействие в привлечении финансовых и материальных средств для обеспечения деятельности организации социального обслуживания;
- содействие в совершенствовании материально-технической базы организации социального обслуживания;
- содействие в улучшении качества предоставляемых социальных услуг;
- содействие в повышении квалификации работников организации социального обслуживания, стимулировании их профессионального развития;
- содействие в повышении информационной открытости организации социального обслуживания;
- содействие в решении иных вопросов, связанных с повышением эффективности деятельности организации социального обслуживания.
Для выполнения возложенных на него задач попечительский совет имеет право:
- запрашивать информацию от администрации организации социального обслуживания о реализации принятых попечительским советом решений;
- вносить администрации организации социального обслуживания предложения по вопросам совершенствования деятельности организации социального обслуживания;
- участвовать в организации и проведении «круглых столов», конференций, семинаров и иных мероприятий по вопросам, отнесенным к компетенции попечительского совета;
- участвовать в подготовке предложений по совершенствованию законодательства по вопросам, отнесенным к компетенции попечительского совета;
- осуществлять иные права, не противоречащие законодательству.