- Миграционное право

Должностные инструкции персонала школы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Должностные инструкции персонала школы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Социальная значимость педагога определят особенности его деятельности. Схему работы можно определить как «человек человеку». Объектом здесь будет являться ученик, причем поведение объекта деятельности постоянно меняется.

Квалификационные характеристики должностей работников образования: примеры

Должность руководителя:

Руководитель образовательного учреждения (директор, заведующий, начальник).

ДО: Осуществляет непосредственное управление учреждением образования в соответствии с действующим законодательством РФ.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.

ТК: Высшее образование по направлениям «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом». Стаж работы в педагогической сфере или на руководящих должностях не мене 5 лет.

Должность педагогического работника:

Учитель.

ДО: Обучает и воспитывает учащихся, принимая во внимание их психолого-физиологические особенности и специфику предмета, который преподается. Занимается формирование культуры личности, социализацией учащихся.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.

ТК: Высшее или среднее образование, направление «Образование и педагогика» либо, образование соответствующее специфике преподаваемого предмета. Требований к стажу нет.

Должность учебно-вспомогательного персонала:

Вожатый.

ДО: Участвует в работе по развитию детского коллектива в различных учреждениях. Работает с детьми разного возраста, в учреждениях оздоровления и образования.

ДЗ: Законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности, Конвенцию о правах ребенка. Основы психологии и педагогики. Специфику работы с детьми.

ТК: Среднее полное (общее) образование, специальная подготовка в области образования и педагогики. Требований к стажу нет.

Основной и вспомогательный персонал – что это такое

Одним из возможных критериев для разделения различных категорий сотрудников может являться их фактическая функция и важность для работы организации. С этой точки зрения, персонал может подразделяться на:

  • Основной персонал. Основной персонал – это работники, которые приносят прямую выгоду предприятию своей деятельностью, либо же являются сотрудниками, без которых нормальное функционирование организации будет невозможным в принципе.
  • Вспомогательный персонал. К данной категории трудящихся можно отнести работников, деятельность которых не является ключевой для предприятия, и без которых оно сможет продолжать эффективно функционировать. То есть, вспомогательный персонал выполняет различные дополнительные функции, не связанные с основной деятельностью компании.

Основной и вспомогательный персонал

Кто входит в группу вспомогательного персонала зависит от производственного процесса. В промышленности — это работники, которые не участвуют в выпуске товаров, обеспечивающих доход предприятия. Их функции можно назвать второстепенными, направленными на поддержание жизнедеятельности самого предприятия.

Вспомогательный персонал организаций определить сложнее. Здесь «продуктом» является интеллектуальный продукт, который измерить количественно невозможно.

Для определения вспомогательных должностей используют следующие признаки:

  • участие в обслуживании основных процессов;
  • влияние на деятельность компании;
  • критичность ротации.

Обратите внимание! Невозможно абстрактно выделить список профессий, которые относятся к вспомогательным.

Например, для большинства компаний клининг является обслуживающей сферой. Однако в фирме, оказывающей услуги аутсорсинга, мастера по уборке — главный персонал.

Неверно относить к второстепенным позициям неквалифицированный труд. В IT компании второстепенными будут управленческие должности, кадровики и даже юристы.

Как определить вспомогательный персонал

Существуют критерии, по которым персонал на каждом предприятии делят на основной и вспомогательный. Отталкиваются от особенностей структуры организации, направления ее деятельности.

Отличительные признаки вспомогательного персонала:

  • Сокращение работников не остановит рабочий процесс. Часть функционала безболезненно делегируют другим сотрудникам. Должность можно сократить или уменьшить нагрузку до совмещения.
  • Вспомогательные позиции можно назвать обезличенными — ротация не влияет на эффективность выполнения работ.
  • Для второстепенных должностей характерна высокая текучесть кадров. Минимальная оплата, отсутствие конкуренции при отборе снижает приоритет позиции, ее ценность в глазах соискателя.
  • При передаче в аутсорсинговое агентство вспомогательный персонал приносит наибольшую выгоду.
  • Отчетность по труду выделяет неосновные позиции в отдельную графу.

Руководство отдельных ведомств самостоятельно принимает нормативные акты, определяющие порядок отнесения работников к главной и вспомогательной сфере деятельности.

Читайте также:  С января 2023 года упрощена оплата пошлины за предоставление сведений из ЕГРН

Какие особенности характерны для вспомогательного персонала

Вспомогательный персонал – это важный элемент структуры организации. С его помощью работодатели могут разрешать ряд возможных сложностей в деятельности компании. Тем не менее имеется ряд характерных особенностей, которые нельзя не учитывать.

Вспомогательные работники являются первой мишенью при необходимости сокращения кадров. Они фактически не влияют на доход организации, поэтому за счет них нередко снижают затраты на оплату труда.

Деятельность вспомогательного персонала зачастую легко можно перенести на аутсорсинг либо нанять работников по договору оказания услуг. Содержать этих работников в штате не всегда рентабельно.

Руководство должно учитывать, что среди вспомогательного персонала всегда высока текучесть кадров. Но в сравнении с основным персоналом данная особенность не имеет критического значения.

Отчетность рекомендуется разделять на результаты труда основного и вспомогательного персонала. Иногда учет роли вспомогательного персонала в общих показателях работы организации вообще не имеет смысла.

Квалификационные требования к работникам профобразования

Более подробного рассмотрения заслуживает стандарт «Педагог профессионального обучения» (в том числе и дополнительного (см. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н). Этот специалист:

  • работает по программам профобразования (включая аспирантуру);
  • организует учебно-производственный процесс;
  • осуществляет педагогическое сопровождение учебной группы и методическое — реализации программ;
  • проводит профориентационные мероприятия.

Занимается он и научно-методическим обеспечением своей деятельности. Имеется в виду самостоятельное составление рабочих программ и учебных пособий.

Требования к претенденту зависят от ступени профессионального образования, на которой он намерен трудиться:

  • СПО и ВО — профобразование по преподаваемому предметному модулю или дисциплине;
  • ДПО: при наличии педобразования — профпереподготовка по профилю преподаваемых дисциплин; при его отсутствии — ДПО в области профессионального образования;
  • обязательно регулярное повышение квалификации не реже раза в три года;
  • прохождение проверки знаний охраны труда.

Если планируется преподавание дисциплин профцикла, то претендент должен иметь опыт работы в соответствующей области (например, врачом, экономистом или архитектором).

Нормативное обоснование

Категории персонала регулируются «Инструкцией численности рабочих на предприятиях» №17-10-0370, утвержденной Госкомстатом 17 сентября 1987 года. Ключевым документом также является Классификатор профессий №367, утвержденный Постановлением Госстандарта от 26 января 1994 года. Минздравсоцразвитием было издано несколько приказов, которые утверждают квалификационные категории:

  • Приказ №525 от 6 августа 2007 года. Устанавливает критерии отнесения представителей персонала к той или иной квалификационной группе.
  • Приказ №248н от 29 мая 2008 года. Устанавливает квалификационные уровни работников.
  • Приказ №247н от 29 мая 2008 года. Также устанавливает квалификационные уровни, но уже относительно руководителей и специалистов.

В нормативных актах выделены эти группы персонала:

  • Должности рабочих и служащих, для работы на которых не нужно профессионального образования.
  • Должности, для устройства на которые нужно начальное или среднее образование.
  • Руководящие должности, для которых нужно начальное профессиональное образование.
  • Специальности, для которых нужно высшее образование (квалификация «бакалавр»).
  • Должности, для устройства на которые нужно иметь высшее образование по квалификации «дипломированный специалист» или «магистр».

Категории руководителей

Руководители производства подразделяются на эти категории:

  • Линейные. Эти руководители принимают решения, касающиеся всех функциональных направлений деятельности. Примеры: генеральный директор, руководитель технического обслуживания, начальник цеха.
  • Нелинейные. Это функциональные руководители, исполняющие конкретные управленческие функции. Примеры: финансовый директор, управленец, отвечающий за персонал.

Руководители подразделяются по уровням управления:

  • Низовое звено. К примеру, мастер.
  • Среднее звено. Начальники отдела и цеха.
  • Высшее звено. Директор или его заместитель.

Руководители низового звена управляют небольшими отделами, среднего — укрупненными подразделениями, высшего – предприятием в целом.

Категории руководителей

Руководители производства подразделяются на эти категории:

  • Линейные. Эти руководители принимают решения, касающиеся всех функциональных направлений деятельности. Примеры: генеральный директор, руководитель технического обслуживания, начальник цеха.
  • Нелинейные. Это функциональные руководители, исполняющие конкретные управленческие функции. Примеры: финансовый директор, управленец, отвечающий за персонал.

Руководители подразделяются по уровням управления:

  • Низовое звено. К примеру, мастер.
  • Среднее звено. Начальники отдела и цеха.
  • Высшее звено. Директор или его заместитель.

Руководители низового звена управляют небольшими отделами, среднего — укрупненными подразделениями, высшего – предприятием в целом.

Что отображается в документе?

Обычно в структуре штатного расписания любой организации присутствуют следующие графы:

  1. Наименование подразделения и присвоенный ему код. Наименования обычно ставятся в алфавитном порядке, однако это не обязательное требование – они могут указываться в расписании и в порядке важности.
  2. Должности сотрудников, числящихся в конкретном подразделении.
  3. Штатные единицы и их численность, выделенные на конкретную должность. При этом количество ставок не обязательно должно быть целым: кто-то может числиться и на полставки.
  4. Тарифная ставка (если она применяется в организации) или оклад. При этом не допускается использование «вилок»: должна быть чётко указана сумма, поскольку ст. 22 ТК РФ предусматривает равную оплату за равный труд.
  5. Возможные надбавки за особые условия труда, применяемые по отношению к конкретным должностям.
  6. Общая сумма выплат, приходящихся по конкретной должности.
Читайте также:  Особенности назначения пенсии по инвалидности

Данные по ставкам, окладам, надбавкам внизу расписания суммируются, составляя общий ФОТ (фонд оплаты труда), утверждённый в организации.

Можно ли вносить изменения?

Изначально штатное расписание составляется работниками кадрового отдела (или другими уполномоченными сотрудниками, в чьи обязанности входит эта работа), утверждается приказом руководителя и доводится до сотрудников в той части, в которой оно их касается. Однако само по себе расписание – не догма. При необходимости руководство организации имеет право корректировать структуру штатного расписания, вносить изменения в документ. Происходит это следующим образом:

  • На предприятии вводятся новые должности или происходит реорганизация отделов. В этом случае к расписанию могут утверждаться приложения.
  • Происходит сокращение вакантных, то есть незанятых должностей. Достаточно часто штатное расписание утверждается «с запасом», и в нём отражаются необходимые, но пока ещё не занятые рабочие места. Если в дальнейшем руководитель отказался от необходимости этих должностей, они исключаются из расписания.
  • Происходит сокращение численности (когда из расписания изымаются единицы ставок) или штата сотрудников (когда некоторые должности упраздняются целиком). В этом случае работодатель обязан соблюдать нормы ст. ст. 81, 82 и 80 ТК РФ, определяющих процедуру сокращения.

В зависимости от того, как именно происходит удаление или добавление разделов, штатное расписание может корректироваться следующими способами:

  1. К нему отдельными приказами утверждаются приложения и дополнения. Порядок их составления и утверждения определяется локальными нормативными актами предприятия.
  2. Старое расписание целиком упраздняется, а вместо него готовится и утверждается новое ШР. Такой способ характерен либо для небольших компаний, где проще заменить документ целиком, чем корректировать – либо когда уже накопилось столько приложений, что со штатным расписанием уже стало неудобно работать.

Трудовые ресурсы торгового предприятия: понятие, классификация и показатели движения

3 третья группа – это вспомогательный персонал. Сюда относятся работники, обслуживающие процесс продажи товаров, занятые хранением товаров, подготовкой к продаже, их перемещением – фасовщики, комплектовщики, уборщики производственных помещений и др.

Характеристика структуры и численности персонала по имущественным отношениям

в значительной степени зависит от форм собственности. В связи с этим выделяют работников – собственников имущества и наемных работников.

Служащие – это руководители, специалисты, другие служащие.

Руководители осуществляют функции общего управления. Их условно подразделяют на три уровня: высший (руководители организации – генеральный

директор, их заместители), средний (руководители основных структурных подразделений), низовой (работающие с исполнителями) [16].

Специалисты – лица, осуществляющие экономические, юридические и другие функции. К ним относят работников, имеющих высшее или среднее специальное образование. Для отдельных профессий требуется высшее образование, например для экономистов, маркетологов. Для других профессий образование может быть как высшим, так и средне – специальным (например, для бухгалтера).

Другие служащие (технические исполнители) – это работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание, в частности, агенты по закупкам, секретари – стенографистки, табельщики, делопроизводители, курьеры, кладовщики, экспедиторы, технологи, выполняющие вспомогательные работы в управленческом процессе.

В зависимости от характера трудовой деятельности кадры предприятия подразделяются по профессиям, специальностям и уровням квалификации.

При этом под профессией подразумевается особый вид трудовой деятельности, требующий определенных теоретических знаний и практических навыков, а под специальностью – вид трудовой деятельности в пределах одной и той же профессии, который имеет специфические особенности и требует от работников дополнительных специальных знаний и навыков. Например, экономисты (профессия) подразделяются на плановиков, финансистов, трудовиков (специальность) и т.д.

Работники каждой профессии и специальности различаются уровнем квалификации, то есть степенью овладения работниками той или иной профессией или специальностью, которая отражается в квалификационных (тарифных) разрядах и категориях. Тарифные разряды и категории – это одновременно и показатели, характеризующие степень сложности работ.

Профессионально-квалификационная структура работников предприятия

находит отражение в штатном расписании – документе, ежегодно утверждаемым руководителем предприятия и представляющем собой перечень сгруппированных по отделам и службам должностей служащих с указанием разряда (категории) работ и должностного оклада. Пересмотр штатного расписания осуществляется в течении года путем внесения в него изменений в соответствии с приказом руководителя предприятия [16].

В условиях перехода к рыночным условиям хозяйствования в отечественной терминологии появились новые элементы в классификации персонала – менеджеры разного уровня. К ним относятся руководители всех звеньев управления, а так же специалисты управленческих служб: менеджеры по рекламе, персоналу, сбыту и т.д.

Читайте также:  Пособия безработным гражданам предпенсионного возраста

Работники образования– лица (индивиды), осуществляющие определенного рода или вида деятельность, прямо (непосредственно) или опосредованно связанную с реализацией целей и задач образования (обучения и воспитания). К прямой деятельности можно отнести педагогическую деятельность, осуществляемую педагогическими работниками (учителями, воспитателями, преподавателями учреждений профессионального образования), т.е. деятельность, непосредственно связанная с обучением и воспитанием обучающихся (воспитанников). Все остальные виды деятельности связаны с обеспечением педагогической деятельности: управленческая, организаторская, кадровая, финансово-экономическая деятельности, деятельность по материально-техническому и социальному обеспечению образовательного и воспитательного процесса и т.д.

Такое разделение прямой и опосредованной деятельности в области образования носит, как уже ранее отмечалось, достаточно условный характер, поскольку осуществление той же педагогической деятельности невозможна в современных условиях без обеспечивающих видов деятельности. Тем не менее, все же именно педагогическая деятельность и, соответственно, педагогические работники являются, вновь подчеркнем, смысловым, а потому центральным элементом всей образовательной системы.

Классификация работников образования может проводиться по самым разным основаниям. Наиболее распространенным является разграничение категорий работников повидам осуществляемой ими профессиональной деятельности.С этим критерием органично связан и критерийдолжностных обязанностей и функциональных обязанностей работников. Всоответствии с этими основаниями выделяются такие группы (категории) работников образования:

а) педагогические работники;

б) научные работники;

в) административно-управленческий персонал;

в) учебно-вспомогательный персонал;

г) технический персонал.

При этом речь идет об основной их профессиональной деятельности, поскольку на практике обычно происходит совмещение нескольких видов деятельности: директор школы, как правило, преподает один или несколько предметов, зав. кафедрой вуза, будучи представителем административно-управленческого персонала практически в обязательном порядке читает один-два курса лекций, научной деятельностью также обязаны заниматься все преподаватели высшего учебного заведения и т.д. Тем не менее, «принадлежность» конкретного работника к той или иной группе определяется по их основной должности.

В каждой из названных групп происходит естественная и законодательная дифференциация работников по различным критериям (стаж работы, уровень образования, тип и вид образовательного учреждения, требования к конкретной должности и др.). Так, педагогические работники, могут быть сгруппированы в зависимости от типа и вида образовательного учреждения, в котором они профессионально осуществляют свою педагогическую деятельность: работники дошкольных учреждений, работники учреждений общего образования, учреждений профессионального образования и т.д. Административно-управленческий персонал также неоднороден: высший управленческий персонал (директор школы и завучи; ректор и проректоры вуза) средний персонал (начальники служб подразделений вуза) и т.д.

Исходяиз закономерно обусловленного приоритета педагогической деятельностив любом образовательном учреждении, что, к сожалению, не всегда признается, в дальнейшем рассматриваются главным образом именно эта категория работников образовательной сферы, т.е. работников, занимающих должность педагогических работников и ведущих педагогическую (научно-педагогическую) деятельность в образовательном учреждении определенного типа и вида.

Основные категории персонала

Персонал – это совокупность сотрудников различных специализаций, входящих в штатный состав. Подразделяется он на две основных категории: производственный и непроизводственный. Производственный персонал занимается трудом, результат которого выражен в материальной форме. К примеру, это могут быть лица, работающие над созданием автомобилей, строительством зданий. Рассмотрим составляющие первой категории:

  • Рабочие. Деятельность их носит в основном физический характер. Эти сотрудники специализируются на выпуске товара или на обслуживании производства. К примеру, это могут быть строители, повара. Рабочие подразделяются еще на две категории. Это основной персонал, занятый на главных производственных цехах. Это также вспомогательный персонал. Его представители работают в заготовительных или обслуживающих цехах.
  • Служащие. Деятельность их носит в основном умственный характер. Итог их работы – это выявление управленческих проблем, формирование новых информационных потоков, принятие различных решений в сфере управления. Примером этой категории могут являться бухгалтеры, юристы, менеджеры. Служащие подразделяются еще на три категории. Это руководители самого предприятия или его подразделений. В эту группу входят также заместители руководителей. Это специалисты: инженеры, экономисты, бухгалтеры. Третья группа – это сами служащие (младший технический персонал, учетчики и делопроизводители).

Вторая категория – это непроизводственный персонал. Под ним понимаются сотрудники, занятые на непромышленных хозяйствах. То есть итогом их труда не является создание чего-то материального. Примером непроизводственного персонала являются работники ЖКХ, столовых, поликлиник.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *