- Миграционное право

Минздрав утвердил правила аккредитации врачей и медсестер на 2023 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минздрав утвердил правила аккредитации врачей и медсестер на 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Положение о лицензировании медицинской деятельности, действовавшее до 31 августа 2021 года, содержало четкие квалификационные требования к руководителям медицинских организаций. Строгость требований смягчалась оговоркой о том, что соответствовать им должен руководитель, «ответственный за осуществление медицинской деятельности». Клиники трактовали этот нюанс в том ключе, что если обязанности руководителя ограничиваются административно-хозяйственной деятельностью, то высшее медобразование и стаж для него необязательны. Проще говоря, главный врач должен «быть врачом», генеральный директор – нет.

Трудовые функции руководителя медицинской организации

В проекте профессионального стандарта «Руководитель медицинской организации» выделены следующие обобщенные трудовые функции:

  • «Администрирование деятельности медицинской организации и ее структурных подразделений» (ОТФ А);

  • «Менеджмент обеспечения качества и безопасности деятельности медицинской организации» (ОТФ В);

  • «Организация, координация и реализация деятельности по профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения» (ОТФ С);

  • «Управление финансово-экономической сферой медицинской организации» (ОТФ D);

  • «Управление медицинской организацией» (ОТФ F).

На основе этих функций и выделяются должности: мененджер по качеству, финансовый директор и т.д.

В основу распределения трудовых функций и трудовых действий положен компетентностный подход, когда ведущим критерием подбора и расстановки кадров является не владение теоретическими знаниями, а умение применить их для решения практической задачи обеспечения качества и безопасности в сфере здравоохранения с учетом специфики деятельности конкретной медицинской организации.

  1. Выполнение обобщенной трудовой функции А предложено реализовывать путем выполнения следующих трудовых функций:«Управление процессами информационно-справочного сопровождения пациентов, управление формированием баз данных»;

  2. «Менеджмент процессов прикрепления и открепления пациентов к медицинской организации».

Выполнение обобщенной трудовой функции В предложено реализовывать путем выполнения следующих трудовых функций:

  1. «Разработка и внедрение системы менеджмента качества (СМК) в медицинской организации»;

  2. «Совершенствование системы менеджмента качества»;

  3. «Мониторинг осведомленности и обучение персонала»;

Выполнение обобщенной трудовой функции C предложено реализовывать путем выполнения следующих трудовых функций:

  1. «Оценка и прогноз состояния здоровья населения с учетом социальных детерминант и факторов риска заболеваний»;

  2. «Планирование, реализация и оценка мероприятий и программ по профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения»;

  3. «Информирование и обучение населения по вопросам профилактики заболеваний и укрепления здоровья»;

Выполнение обобщенной трудовой функции D предложено реализовывать путем выполнения следующих трудовых функций:

  1. «Организация планирования деятельности медицинской организации»;

  2. «Организация финансово-экономической деятельности медицинской организации»;

  3. «Анализ эффективности деятельности медицинской организации»;

  4. «Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд медицинской организации»;

Выполнение обобщенной трудовой функции F предложено реализовывать путем выполнения следующих трудовых функций:

  1. «Стратегическое планирование и прогнозирование деятельности медицинской организации»;

  2. «Управление ресурсами медицинской организации»;

  3. «Взаимодействие с вышестоящими и партнерскими организациями»;

  4. «Обеспечение развития медицинской организации».

Основанием для такого подхода к структурированию документа стал анализ необходимых трудовых функций в медицинской организации на современном этапе, которые могут реализовать специалисты с немедицинским образованием.

Соединить красное с квадратным

Помимо планов о возврате требований к руководству медорганизаций и ИП Минздрав России отличился еще одной довольно спорной инициативой.

Объединение в одну общую услугу позиций «организация здравоохранения ‎и общественное здоровье» и «эпидемиология» еще с момента принятия нового Положения о лицензировании вызвало недоумение в медицинском сообществе. Тогда новый Перечень работ (услуг), составляющих меддеятельность, явил миру позицию «организация здравоохранения ‎и общественное здоровье, эпидемиология» без какого-либо внятного разъяснения, чем вызвал справедливые вопросы. Были даже предположения о возможной технической описке, поскольку эпидемиология является абсолютно самостоятельной медицинской услугой.

Однако Росздравнадзор и суды нередко игнорировали эту оговорку. Приведем в пример дело, завершившееся в сентябре 2018 года. Гендиректор одной клиники не имел высшего медицинского образования. Территориальный орган Росздравнадзора расценил это как нарушение лицензионных условий и предписал его устранить. Клиника обратилась в суд. Первая и апелляционная инстанции последовательно встали на сторону медиков и признали необоснованным выдвинутое надзорным органом требование. Основной аргумент судов: за медицинскую деятельность этой клиники отвечает не генеральный директор, а главный врач, у которого имеется и профильное образование, и стаж – все, как полагается по закону.

Но, начиная с кассации, направление ветра правосудия изменилось. Арбитражный суд кассационной инстанции счел, что требование к медобразованию у руководителя организации общеобязательно и «не нуждается в дополнительном толковании». Финальным аккордом стало определение Верховного Суда, который также указал на то, что и у гендиректора должно быть профильное образование.

Ни кассационный суд, ни Верховный Суд не дали никакой оценки той самой оговорке. Принимая решения, они по сути ее проигнорировали. Но при этом дословно процитировали в ссылках Положение о лицензировании медицинской деятельности, где эта оговорка содержится.

Несмотря на это, на наш взгляд, есть вероятность того, что надзорные органы и далее смогут штрафовать клиники за отсутствие у генерального директора и иных администраторов высшего медицинского образования. Причина в том, что законодательство в части квалификационных требований к «немедицинским» руководителям неполно и противоречиво. О каких несоответствиях идет речь?

Основным нормативным правовым актом, определяющим требования к руководителю медорганизации, является профессиональный стандарт «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья». Документ описывает квалификационные требования лишь к «медицинским» должностям руководителей – главному врачу, директору хосписа и пр. Требований к «немедицинским» управленцам (генеральному директору, президенту и пр.) профстандарт не содержит.

Аналогичная ситуация и с квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки». Они также распространяются исключительно на руководителей-медиков.

В то же время в стране действует Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (далее – ЕКС). И он не ограничивается лишь ответственными за медицину. В разделе «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере «Здравоохранение»» приведены квалификационные требования к главному врачу, президенту, директору, заведующему, управляющему и начальнику медорганизации. То есть ко всему руководству независимо от компетенций.

Правда, в ЕКС уточняется, что наименование должности «главный врач» применимо к руководителю только при наличии у него высшего медицинского образования. Для остальных управленцев нормативный акт допускает наличие высшего профессионального (экономического, юридического) образования при условии специальной подготовки по менеджменту в здравоохранении вкупе со стажем работы на руководящих должностях не менее 5 лет (для президента медорганизации – стаж работы не менее 25 лет). Не правда ли, конструкция похожа на оговорку из прежнего положения, которую при желании можно было «не замечать»?

Может ли директор не иметь высшего медицинского образования, если он не отвечает за медицинскую деятельность

Действительно: в положении о лицензировании четко указано, что высшее медицинское должны иметь сотрудники, отвечающие за медицинскую деятельность. А если есть главврач, и он отвечает за медуслуги, а директор не касается этого и занимается, допустим, привлечением клиентов, бизнесом и развитием клиники? По логике, высшее медицинское директору не нужно.

Именно так думали владельцы одной из частных стоматологий. Но Инспекция Росздравнадзора решила иначе. Вот какие у него были аргументы:

  • Директор — это должность, которая входит в перечень руководителей клиники согласно приказу 1183н. Требования к нему — высшее медицинское образование.

  • Руководителем клиники считается лицо, указанное в качестве директора в реестре юридических лиц ЕГРЮЛ. У стоматологии этим лицом как раз был директор, а не главврач.

Комментарии к должности

Приведенные выше квалификационные характеристики должности «Главный врач (президент, директор, заведующий, управляющий, начальник) медицинской организации» предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений и обеспечением эффективной системы управления персоналом в различных организациях. На основе этих характеристик разрабатывается должностная инструкция главного врача медицинской организации, содержащая права и ответственность работника, а также конкретный перечень его должностных обязанностей с учетом особенностей организации и управления деятельностью предприятия (учреждения).

При составлении должностных инструкций руководителей и специалистов необходимо учесть общие положения к данному выпуску справочника и введение с общими положениями к первому выпуску справочника должностей.

Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования должностей могут встречаться в разных выпусках ЕКС. Найти схожие названия можно через справочник должностей (по алфавиту).

Ограничения для руководителей медицинских организаций

В связи с тем, что в должностные обязанности руководителя медицинской организации входят также и управленческие функции, связанные с принятием решений, на данную категорию работников распространяются особые ограничения.

Кроме того, эти ограничения распространяются и на иных медицинских работников, так как они способны влиять на решения, принимаемые пациентами.

Речь идет об ограничениях, предусмотренных статьей 74 ФЗ № 323 – «Ограничения, налагаемые на медицинских работников и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности».

В соответствии с этой статьей, руководители медицинских организаций не вправе:

Запрет Исключение
Принимать от производителей лекарств, их поставщиков и представителей подарки, денежные средства, в том числе на оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха, а также участвовать в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств компаний, представителей компаний. Исключение касается только денежных средств, полученных по договорам при проведении клинических исследований лекарственных препаратов, медицинских изделий, а также вознаграждений, связанных с осуществлением медицинским работником педагогической или научной деятельности.
Заключать с такими компаниями соглашения о назначении или рекомендации пациентам лекарственных препаратов, медицинских изделий. За исключением договоров о проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий.
Получать от таких компаний образцы лекарственных препаратов, медицинских изделий для вручения пациентам. Кроме случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий.
Предоставлять при назначении курса лечения пациенту недостоверную и (или) неполную информацию об используемых лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в том числе скрывать сведения о наличии в обращении аналогичных лекарственных препаратов, медицинских изделий.
Осуществлять прием представителей компаний. За исключением случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, участия в порядке, установленном администрацией медицинской организации, в собраниях медицинских работников и иных мероприятиях, направленных на повышение их профессионального уровня или на предоставление информации, связанной с осуществлением мониторинга безопасности лекарственных препаратов и мониторинга безопасности медицинских изделий.
Выдавать рецепты на лекарственные препараты, медицинские изделия на бланках, содержащих информацию рекламного характера, а также на рецептурных бланках, на которых заранее напечатано наименование лекарственного препарата, медицинского изделия.

Все эти запреты направлены на исключение возможности возникновения конфликта интересов в медицинской организации.

Контроль соблюдения указанных ограничений предусмотрен, в том числе, Приказом Минздрава России от 07.06.2019 № 381н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» (пункт 2), согласно которому такая форма контроля является одной из ключевых задач медицинской организации при проведении внутреннего аудита.

Нарушение указанных ограничений ведет к наложению ответственности на медицинского работника или руководителя медицинской организации. На данный момент Кодекс административных правонарушений РФ (далее- КоАП РФ) не содержит отдельного состава для данного правонарушения.

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОЛЖНОСТИ ГЛАВНОГО ВРАЧА (ПРЕЗИДЕНТА, ДИРЕКТОРА, ЗАВЕДУЮЩЕГО, УПРАВЛЯЮЩЕГО, НАЧАЛЬНИКА) МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Должностные обязанности. Осуществляет руководство деятельностью медицинской организации. Организует работу коллектива организации по оказанию и предоставлению качественных медицинских услуг населению. Обеспечивает организацию лечебно-профилактической, административно-хозяйственной и финансовой деятельности организации. Осуществляет анализ деятельности организации и на основе оценки показателей ее работы принимает необходимые меры по улучшению форм и методов работы. Утверждает штатное расписание, финансовый план, годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс организации. Обеспечивает выполнение обязательств по коллективному договору. Обеспечивает работникам своевременную и в полном объеме выплату заработной платы. Совершенствует организационно-управленческую структуру, планирование и прогнозирование деятельности, формы и методы работы организации, осуществляет подбор кадров, их расстановку и использование в соответствии с квалификацией. Организует и обеспечивает получение работниками организации дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Принимает меры по обеспечению выполнения работниками организации своих должностных обязанностей. Обеспечивает и контролирует выполнение правил внутреннего трудового распорядка, по охране труда и пожарной безопасности при эксплуатации приборов, оборудования и механизмов. Представляет организацию в государственных, судебных, страховых и арбитражных органах, на международных мероприятиях, в государственных и общественных организациях по вопросам в сфере здравоохранения, предварительно согласованным с вышестоящим органом, в ведении которого находится данная организация. Осуществляет взаимодействие с органами местного самоуправления, службами гражданской обороны, медицины катастроф, территориальными органами внутренних дел и другими оперативными службами. Принимает участие в конференциях, семинарах, выставках. Обеспечивает проведение профилактических мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Читайте также:  Инструкция по технике безопасности и охране труда для офисных работников

Руководители, в том числе руководители аптечных организаций, – это категория работников, выполняющих функции управления организациями и структурными подразделениями и занимающих соответствующие должности. Для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения руководителю аптеки требуется наличие высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее трех лет либо среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее пяти лет, а также сертификата специалиста

10.05.2018Автор: Фирфарова Н., к.э.н., редактор журнала «Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение»

Согласно Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утвержденным Приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н (далее – Приказ № 707н), занятие должности «Директор (заведующий, начальник) аптечной организации» предусмотрено только фармацевтическими работниками с сертификатом (свидетельством об аккредитации) по специальности «Управление и экономика фармации», имеющими высшее профессиональное образование (специалитет по специальности «Фармация»), прошедшими подготовку в интернатуре (ординатуре) по специальности «Управление и экономика фармации» и (или) профессиональную переподготовку по специальности «Управление и экономика фармации» руководителей аптечных организаций.

Вправе ли руководитель при наличии вышеназванных требований исполнять в аптеке обязанности провизора-технолога или провизора-аналитика?

Требование к образованию для физических лиц с целью ведения ими фармацевтической деятельности, включающей в том числе розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, содержится в ч. 2 ст. 52 Федерального закона от 12.04.2010 № 61‑ФЗ «Об обращении лекарственных средств». Названные работники должны иметь высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификат специалиста.

Фармацевтическая деятельность – это деятельность, подлежащая лицензированию. Статьей 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99‑ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определена возможность установления лицензионного требования, предъявляемого к соискателям лицензии и лицензиатам, связанного с профессиональной деятельностью работников. Таким лицензионным требованием может быть наличие работников, заключивших с соискателем лицензии или лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей профессиональной подготовкой и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности. При этом конкретные формулировки лицензионных требований, предъявляемых к соискателям лицензии и лицензиатам, определены в положениях о лицензировании отдельных видов деятельности.

Лицензирование фармацевтической деятельности в части деятельности аптечных организаций осуществляет Росздравнадзор. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, которым установлены лицензионные требования к образованию и стажу руководителя, а также к работникам аптеки. Первое требование заключается в наличии у руководителя, деятельность которого непосредственно связана с розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения:

  • либо высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее трех лет;
  • либо среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее пяти лет;
  • сертификата специалиста.

Второе требование – наличие у аптеки работников, заключивших с ней трудовые договоры, деятельность которых также непосредственно связана с розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением и изготовлением, имеющих для осуществления фармацевтической деятельности:

  • высшее или среднее фармацевтическое образование;
  • сертификат специалиста.

Обратите внимание:

Номенклатура специальностей работников, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, утверждена Приказом Минздрава России от 07.10.2015 № 700н.

Номенклатура включает три специальности специалистов, получивших высшее образование по специальности «Фармация»:

  • 82 «Управление и экономика фармации»;
  • 85 «Фармацевтическая технология»;
  • 86 «Фармацевтическая химия и фармакогнозия».

По каждой из специальностей утверждены квалификационные требования (требования к уровню профессионального образования и требования к дополнительному профессиональному образованию) (Приказ Минздрава России № 707н). В соответствии с данными требованиями, а также согласно положениям Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (разд. «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения») специалисты, получившие сертификат по специальности «Управление и экономика фармации», могут занимать одну из должностей руководителей аптечной организации:

  • директор (заведующий, начальник);
  • заместитель директора (заведующего, начальника);
  • заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела).

Следовательно, руководитель аптечной организации при исполнении обязанностей провизора (провизора-технолога) или провизора-аналитика должен иметь подготовку, соответствующую установленным квалификационным требованиям и профессиональному стандарту. К примеру, для осуществления профессиональной деятельности в должности «провизор-технолог», который осуществляет отпуск лекарственных препаратов населению, необходимо получить сертификат специалиста по специальности «Фармацевтическая технология».

Аналогичные разъяснения представлены в Письме Минздрава России от 07.12.2017 № 2128744/25‑4.

В заключение напомним, что на сегодняшний день в области фармации утвержден ряд профессиональных стандартов, а именно:

Наименование профессионального стандарта

Нормативный правовой акт, утвердивший стандарт

Специалист в области управления фармацевтической деятельностью

Приказ Минтруда России от 22.05.2017 № 428н

Провизор

Приказ Минтруда России от 22.05.2017 № 427н

Провизор-аналитик

Приказ Минтруда России от 09.03.2016 № 91н

Управление персоналом, Светлана 21.02.2018 Скажите, пожалуйста, как правильно назвать должность в штатном расписании «Зам.Ген.директора по медицинской части» или «Руководитель медицинской организации ,ответственный за осуществление медицинской деятельности»? Кто является руководителем организации: Ген.директор или ответственный за медицинскую деятельность? Спасибо.

Зорилэ Виталий Валентинович

Приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н

«Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» определена номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников. п. 1.1 Приказа N 1183н установлен исчерпывающий перечень названий медицинских работников на руководящей должности:

  • главный врач (начальник) медицинской организации;
  • директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа;
  • заместитель руководителя (начальника) медицинской организации;
  • заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации — врач-специалист;
  • заведующий (главный врач, начальник) структурного подразделения, осуществляющего медицинскую деятельность, иной организации;
  • главная медицинская сестра (главная акушерка, главный фельдшер).

Младший медицинский персонал

Согласно пункту 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 4, ст. 293; 2014, № 39, ст. 5266), был утвержден профессиональный стандарт «Младший медицинский персонал».

Профстандарт «Младший медицинский персонал», как и любой другой стандарт, был создан, чтобы у руководства была возможность разграничить и выяснить, что является обязанностью трудящегося, а что нет. В нем подробно расписаны квалификационные требования к должностям медицинских работников (2020). Его задачей является определение требований к уровню знаний, умений, опыту сотрудника и его образованию. Руководители учреждений должны использовать профстандарт в случае подбора кадров, при разграничении ответственности их функций, составлении штатного расписания должностных работников.

Согласно профстандарту, к младшему персоналу относятся:

  • санитар;
  • младшая медсестра по уходу за больными.

Квалификационные характеристики работников в сфере здравоохранения

В целях установления единого подхода к квалификационным требованиям к специалистам со средним медицинским образованием приказом Минздрава России от 10.02.2016 N 83н утверждены Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием.

Именно этот документ соотносит образовательные специальности, утвержденные приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 N 1199, с медицинскими специальностями по номенклатуре, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 16.04.2008 N 176н.

Так, например, для осуществления медицинской деятельности по медицинской специальности «Акушерское дело» необходимо получить либо получить среднее профессиональное образование по специальности «Акушерское дело», либо пройти профессиональную переподготовку по специальности «Акушерское дело» при наличии среднего профессионального образования по специальности «Лечебное дело».

Квалификационные требования к каждой медицинской специальности содержат три основных раздела:

  1. Уровень профессионального образования
  2. Дополнительное профессиональное образование
  3. Должности

В разделе «Уровень профессионального образования» для каждой медицинской специальности указаны специальности из укрупненной группы специальностей «Здравоохранение и медицинские науки» согласно перечню специальностей среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 N 1199.

В разделе «Дополнительное профессиональное образование» для каждой медицинской специальности могут быть указаны следующие варианты квалификационных требований:

1. Возможность получить новую медицинскую специальность путем дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки при наличии среднего профессионального образования по одной из специальностей Приказа № 1199. Это удобный инструмент, позволяющий медицинскому специалисту переквалифицироваться и работать в новой должности без повторного получения образования.

Стоит обратить внимание, что для ряда медицинских специальностей такая возможность не предусмотрена. Так, например, получение медицинской специальности «Лечебное дело» возможно только путем прохождения среднего профессионального образования по специальности «Лечебное дело».

2. Необходимость повышения квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности. Данное требование коррелирует с тем, что допуск к медицинской деятельности путем выдачи сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста действует в течение 5 лет.

В разделе «Должности» для каждой медицинской специальности указаны наименования должностей, которые может занимать специалист. Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников утверждена приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н. В ряде случаев соответствие требованиям к медицинской специальности позволит занять соответствующей ей должность: например, соответствие требованиям к медицинской специальности «Медицинская оптика» позволит занимать должность медицинского оптика-оптометриста.

В других случаях соответствие требованиям к одной специальности позволяет занимать несколько различных должностей. Например, соответствие требованиям к медицинской специальности «Сестринское дело» позволит занимать должности:

  • медицинская сестра,
  • старшая медицинская сестра,
  • медицинская сестра палатная (постовая),
  • медицинская сестра процедурной,
  • медицинская сестра перевязочной,
  • медицинская сестра участковая,
  • медицинская сестра приемного отделения,
  • медицинская сестра патронажная,
  • медицинская сестра по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи,
  • медицинская сестра стерилизационной,
  • заведующий фельдшерско-акушерским пунктом — медицинская сестра,
  • заведующий здравпунктом — медицинская сестра,
  • заведующий кабинетом медицинской профилактики — медицинская сестра.

Чем же руководствоваться медицинским организациям как работодателям при трудоустройстве медицинских специалистов?

С точки зрения трудового законодательства квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ст.195.1 Трудового кодекса РФ).

Современное трудовое право раскрывает понятие квалификации работника через понятие профессионального стандарта. Профессиональный стандарт дает характеристику тому уровню знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы, который необходим работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Однако цель профессионального стандарта скорее не ввести новые правовые нормы, устанавливающие требования к квалификации работника, а собрать воедино действующие требования нормативных правовых актов. Именно в этом смысле профессиональные стандарты в части квалификационных требований обязательны для применения работодателями (ч.1 ст.195.3 Трудового кодекса РФ).

Профессиональные стандарты медицинских работников в части требований к образованию и обучению ссылаются на приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 февраля 2016 г. N 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием».

То есть квалификационные требования к медицинским работникам со средним медицинским образованием установлены именно приказом Минздрава России от 10 февраля 2016 г. N 83н, а профессиональные стандарты дублируют эти требования применительно к определенному виду медицинской деятельности или трудовой функции.

Поскольку система профессиональных стандартов в настоящее время находится на этапе формирования, то далеко не для всех медицинских специалистов разработаны и утверждены профессиональные стандарты, в силу чего работодателя необходимо обращаться к квалифицированным требованиям, сформулированным в приказе Минздрава России от 10 февраля 2016 г. N 83н.

Так, например, для должности «Медицинская сестра» профстандарт не утвержден. Согласно Приказу 83н для специальности «Сестринское дело» установлены следующие квалификационные требования:

  • Среднее профессиональное образование по специальности «Сестринское дело» или профессиональная переподготовка по специальности «Сестринское дело» при наличии среднего профессионального образования по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Акушерское дело»;
  • Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности.

Как мы разобрали выше в разделе «Должности» квалификационных требований приказом Минздрава России от 10 февраля 2016 г. N 83н для каждой медицинской специальности указаны наименования должностей, которые может занимать специалист.

Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников утверждена приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н.

Читайте также:  Могут ли ДПС останавливать без причины в 2023 году

Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н.

Приказ 541н является разделом Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

В соответствии с п.4 Приказа 541н квалификационная характеристика каждой должности содержит три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации». При этом в разделе «Требования к квалификации» определены уровни требуемого профессионального образования работника, необходимого для выполнения возложенных на него должностных обязанностей, а также требуемый стаж работы. Уровни требуемой профессиональной подготовки, указанные в разделе «Требования к квалификации», приведены в соответствии с законом об образовании и иными нормативными правовыми актами.

Таким образом, на наш взгляд, Приказ 541н не устанавливает самостоятельных требований к квалификации, а приводит их для каждой должности медицинского работника в соответствии с иными нормативными правовыми актами. То есть требования к квалификации в Приказе 541н должны соответствовать Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием, утвержденным приказом Минздрава России от 10 февраля 2016 г. N 83н. В случае правовой коллизии между Приказом 541н и Приказом 83н в части требований к квалификации применению, на наш взгляд, подлежит Приказ 83н.

В тоже время п.6 Приказа 541н устанавливает имеющий важное практическое значение правовой механизм занятия должностей медицинских работников в случае неполного соответствия квалификационным требованиям. Так, лица, не имеющие соответствующего дополнительного профессионального образования или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии медицинской организации, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же как и лица, имеющие специальную подготовку и необходимый стаж работы. Работодатель принимает меры по дальнейшей профессиональной подготовке упомянутых лиц.

Стоит отметить, что согласно статье 57 Трудового кодекса РФ существует два вида документов, содержащих квалификационные требования к должностям, профессиям, специальностям, которыми руководствуется работодатель – квалификационные справочники и профессиональные стандарты. Анализ ст.57, 143, 144 Трудового кодекса РФ позволяет говорить о том, что в настоящее время применяются как квалификационные справочники, так и профессиональные стандарты. Однако, несмотря на возможность по-прежнему применять квалификационные справочники, законодатель создает правовую возможность перехода в перспективе именно на профессиональные стандарты, утверждая для этих целей инструменты, позволяющие соотносить положения справочников со стандартами.

Исходя из этого, применение Приказа 541н как квалификационного справочника постепенно сойдет на нет по мере утверждения и внедрения в медицинских организациях профессиональных стандартов. В тоже время, как указывалось выше, квалификационные требования к медицинским работникам со средним медицинским образованием установлены именно приказом Минздрава России от 10 февраля 2016 г. N 83н, а профессиональные стандарты дублируют эти требования применительно к определенному виду медицинской деятельности или трудовой функции.

Обязательность соблюдения квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним образованием устанавливается лицензионным законодательством.

Положение о лицензировании медицинской деятельности утверждено постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291.

Согласно пп. «д» п.4 Положения к лицензионным требованиям при осуществлении медицинской деятельности отнесено наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием).

Несмотря на отсутствие прямого упоминания квалификационных требований, профессиональное образование, необходимое для выполнения работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, определяется именно квалификационными требованиями. Как мы выяснили выше, квалификационные требования к каждой медицинской специальности содержат три основных раздела: уровень профессионального образования, дополнительное профессиональное образование, должности.

Стоит обратить внимание, что лицензионное законодательство, включив квалификационные требования в состав лицензионных, тем не менее не гармонизировано с нормами приказа Минздрава России от 10 февраля 2016 г. N 83н. В частности, лицензионные требования указывают на обязательное наличие сертификата специалиста для специалистов с медицинским образованием, в то время как последние несколько лет медицинские специалисты получают свидетельства об аккредитации. По поводу данного противоречия в письме Минздрава России от 14.12.2015 N 16-5/10/2-7567 были даны следующие разъяснения: право на осуществление медицинской (фармацевтической) деятельности начиная с 1 января 2016 года может быть подтверждено соискателем лицензии либо сертификатом специалиста либо свидетельством об аккредитации специалиста, что должно быть учтено при проведении лицензионного контроля и оценке соответствия соискателей лицензии лицензионным требованиям.

Невыполнение медицинской организацией требований пп. «д» п.4 Положения является грубым нарушением лицензионных требований. Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Так, например, согласно ч.4 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно федеральным законам и положениям об образовании, квалификация – теоретические знания и практические навыки, уровень компетентности в отношении выполнения определенных навыков, которые человек получает во время обучения в учебном учреждении для последующей работы по специальности. По действующим законодательным актам, программа образования, подготовленная в соответствии с требованиями министерства, обеспечивает получение квалификационного уровня учащимися, вне зависимости от специфики обучения.

Также о получении квалификационного уровня свидетельствую следующие законы:

  • «Закон об образовании», ст.60, часть 7. Лица, которые успешно прошли подготовительную программу, государственную итоговую аттестацию, получают удостоверение о получении образования, уровне квалификации. Документация подтверждает, что специалист получил соответствующее профильное образование, квалификацию по направлению деятельности, специальности или профессии;
  • «Закон об образовании» ст.11, часть 8 Минпросвещения (ранее – Минобразования и науки). Официальный действующий документ содержит ряд специальностей и профессий среднего профессионального образования, уровни квалификации по специальностям, которые присваиваются специалистам после окончания обучения. Также закон регламентирует порядок составления перечней профессий;
  • перечень профессий, которые человек может получить при обучении в средних специальных учреждениях, в том числе и медицинских, подтвержден приказом №1199 от 2013 года Минобразования и науки РФ;
  • Для лиц, прошедших обучение в средних специальных учреждениях, подтверждением профессионального готовности, уровня квалификации является диплом об образовании. Положение о присвоении уровня специализации регламентирует приказ №1199 Минобрнауки;
  • Согласно с Законом №60, ч.8, документы, в которых указан уровень специального образования, специализации, дают право на осуществление определенной профессиональной деятельности. Специалист может занимать должность, для которой действующее законодательство определило уровень квалификации и образования.

По законодательству, специалист имеет право вступить в трудовые отношения с работодателем, если имеет необходимую специализацию, уровень обучения и документы, подтверждающие это. Исключения могут составлять федеральные законы, которые предусматривают другие требования к профессиональной готовности.

Согласно разделу о занимаемых должностях, служащий с определенной профессией может занимать вакансию, предусмотренную перечнем в законе №83н от 2016 года. Также перечень занимаемых вакансий утвержден номенклатурой для фармацевтических, медспециалистов, утвержденной приказом №1183н Министерства здравоохранения от 2012 года.

Подробнее о характеристиках квалификационного уровня вакансий для медицинских работников можно узнать из приказа №541н Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Приказ министерства входит в Единый справочник, обобщающий различные посты и специальности для любых профессий. Должности, приведенные в справочнике, имеют три основных раздела:

  • обязанности на занимаемой должности;
  • база знаний, перечень теоретических тем, которыми должен оперировать сотрудник;
  • условия к компетентности, которые разняться в зависимости от профессии;
  • стаж работы, который необходимо иметь при приеме.

Условия к сертификации изложены в пунктах, которым должно отвечать образование, подготовка специалиста. Раздел о профессиональной готовности сотрудников отвечает действующему законодательству, нормативным документам и актам.

Приказ №541 не устанавливает обобщенные требования к сотрудникам, независимо от занимаемой вакансии, а регулирует требования исходя из дополнительных нормативных актов и положений. Так, при приеме на работу работодатель будет руководствоваться не только данным приказом, но и рядом других нормативных документов, среди которых решающим будет Приказ №83н.

Кроме того, приказ №541н позволяет делать исключения, если сотрудник будет занимать должность, не имея изначально необходимой компетенции или соответствующего образования. В некоторых ситуациях, лица, которые не имеют достаточного стажа работы, практических навыков или теоретических знаний, без образования, необходимого для работы по вакансии, могут занять пост. Это возможно, если служащий качественно и в полной мере выполняет поставленные обязанности. В дальнейшем работодателю необходимо принять меры для повышения квалификации, переподготовки члена коллектива.

Среди документации, которые определяют требования к квалификационным уровням отдельных должностей, выделяют основные:

  • профессиональные стандарты;
  • справочные комплексы по компетенции.

Нормативы равноправно применяются работодателями при приеме новых сотрудников в коллектив, но есть исключение – большинство руководствуется именно стандартами, создавая комплексные положения или инструменты, которые соотносят пункты справочников со стандартами.

Если в дальнейшем медицинские учреждения будут руководствоваться профстандартами, влияние справочных систем сойдет на нет, несмотря на то, что справочные утверждены действующим законодательством. Нюанс – система стандартизации находиться на стадии разработки, стандарты разработаны для ограниченного перечня специальностей, в том числе и медицинских, поэтому руководителям необходимо руководствоваться существующими нормативными документами.

Для работников, имеющих среднее специальное образование, требования к уровню квалификации основываются на приказе Министерства образования №83н от 2016 года. Профтсандарты же дублируют требования перечней, применяются к определенному ряду должностей или выполняемых работниками функций.

В целях установления требований к медицинскому персоналу около десяти лет назад в России был принят приказ Минздрава от 23 июля 2010 года N 541н. Этот нормативный документ утвердил действующую редакцию Единого квалификационного справочника, который содержит требования к наличию особых навыков и знаний у разных категорий медицинского персонала.

Поскольку, как уже было отмечено, эта область быстро развивается, документ регулярно пересматривается и обновляется. Это делается, чтобы обеспечить соответствие содержащихся в нем требований текущему состоянию отрасли. Например, последние изменения в него были внесены приказом Минздрава от 9 апреля 2018 года N 214н. Основной частью этого документа становится приложение к нему: это сам справочник должностей и профессий в области здравоохранения с указанием квалификационных требований к каждой из них.

Во вводной части документа отмечается, что основная цель его разработки – это база для качественного отбора медицинского персонала для профильных организаций, а также корректная расстановка конкретных специалистов на имеющихся позициях. Для простоты ориентирования в тексте документа основная часть квалификационного справочника разделена на несколько блоков:

  • общие положения, устанавливающие правила применения сформулированных квалификационных требований и специфику их практической реализации в медучреждениях;
  • квалификационные требования к должностям представителей руководящего состава;
  • требования к должностям специалистов среднего звена;
  • требования к позициям, занимаемым младшим медицинским персоналом;
  • требования к позициям прочих специалистов, вовлеченных в деятельность лечебно-трудовых мастерских, действующих при медучреждениях.

Положения, содержащиеся в справочнике, также должны обеспечить единообразный подход к определению требований к идентичным должностным позициям.

Структура анализируемого нормативного документа представляет собой комплекс описаний конкретных профессий, сгруппированных по их уровню в служебной иерархии медицинской организации. При этом для каждой должностной позиции в квалификационном справочнике устанавливаются:

  • должностные обязанности в соответствии с занимаемой позицией. Они определяются согласно должностной инструкции, которая составляется руководством предприятия с учетом положений приказа № 541н;
  • список навыков и знаний, которые должен иметь специалист, находящийся на конкретной должности. Эти навыки могут носить как практический, так и теоретический характер и приобретаться в ходе обучения или работы. Также в этом разделе отражается состав нормативной базы, применяемой для регулирования деятельности сотрудника в определенной медицинской сфере;
  • требования к квалификации специалиста. В этом разделе отражается необходимый уровень образования для данной должности, а также условия относительно практического опыта работы по специальности и его длительности.

Кроме определения требований к сотрудникам, занимающим конкретные должности, в приложении к приказу определены унифицированные требования к формированию названий конкретных позиций. Это сделано для обеспечения единообразия такого наименования в разных типах врачебных организаций, что дает удобство ориентирования пациентов и облегчение вопросов учета стажа работы медперсонала.

При определении названий занимаемых должностей приказ требует придерживаться следующих принципов:

  • если работа сотрудника предполагает управление работой младшего персонала, к его должности присоединяется уточнение «старший»;
  • к должностям заместителей руководителей медучреждений присоединяются уточнения, демонстрирующие области, в которых они заняты — например, «по хозяйственной части», «по работе с младшим медицинским персоналом»;
  • названия должностей начальников структурных подразделений организаций дополняются указанием на профиль их деятельности – например, «хирург», «онколог» и проч.;
  • наименования должностей медицинского персонала формируются в соответствии с полом занимающих их сотрудников – например, они могут обозначаться как «медсестра» и «медицинский брат», «акушер» и «акушерка» и т.д.
Читайте также:  Как оформить дом на дачном участке в 2023 году: пошаговая инструкция регистрации

В исключительных случаях лица, не имеющие требуемого образования, но обладающие большим опытом работы по специальности и качественно выполняющие свои обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии могут назначаться на должности, требующие специального образования. В этой ситуации работодатель должен принять меры, чтобы они получили такое образование как можно быстрее.

  • Раздел Экология
    • Раздел 03 СОЦИОЛОГИЯ. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ
      • Раздел 03.040 Труд. Занятость

А также в:

  • Раздел Строительство
    • Раздел Нормативные документы
      • Раздел Нормативные документы органов надзора
        • Раздел Нормативные документы Госкомсанэпиднадзора и Минздрава Российской Федерации

Понятие Профстандарта было введено в ТК РФ еще в конце 2012 года с включением в него ст. 195.1. Как это влияет на условия работы педагога? Что важно знать педагогу, чтобы защитить свои права в случае неправомерных действий образовательного учреждения?

Коронавирус весь мир заставил изменить привычный уклад жизни. Никогда мы не слышали так много о дистанционном обучении, как в последние пару месяцев. Сейчас весь мир подводит итоги, насколько успешно образовательная система перешла на дистанционный формат, какие выводы можно сделать. Не обошлось без проблем. Читайте об опыте российских и зарубежных учителей.

Рассмотрим ограничения и запреты, которые установлены действующим законодательством РФ.

Особенности деятельности по совместительству медицинских работников:

  1. Работники медучреждений могут работать по совместительству по аналогичной специальности или должности как на основном месте работы, так и в других учреждениях.
  2. Сотрудникам, которые трудятся в условиях сокращенного времени работы, совместительство допускается при условии, что они не участвуют в работе, на которой, согласно НПА, распространяются санитарно-гигиенические ограничения.
  3. Установлены правила на максимальную продолжительность работы. Это зависит от должности и конкретно выполняемой работы. Максимальное время труда не должно превышать половину месячной нормы.

Соискатели, имеющие судимость, не могут занимать некоторые должности, в том числе в медицине и в направлении деятельности, связанной с участием несовершеннолетних детей. Это образование, воспитание, развитие детей, организация их отдыха и оздоровления, медобеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в детско-юношеском спорте, культуре и искусстве с участием несовершеннолетних. Медицинская деятельность, не связанная с перечисленным, допускается.

Запрещается осуществление медработниками эвтаназии — ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями или бездействием, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента.

Не допускается отказ в оказании помощи. А также, согласно программе безвозмездного оказания медпомощи, запрещается брать за нее плату тем организациям и медработникам, которые участвуют в этой программе. Помощь в экстренной форме оказывается немедленно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.

А также медработникам и руководству медорганизаций запрещено:

  1. Принимать денежные средства, подарки, в том числе денежные средства для отдыха или проезда к месту отдыха.
  2. Принимать участие в увеселительных мероприятиях, которые проводят за свой счет фармацевтические компании и их представители.
  3. Заключать негласные соглашения или иные договоренности с компанией или представителем компании о назначении пациентам лекарственных препаратов или изделий (за исключением официальных договоров о проведении клинических испытаний).
  4. Принимать различные образцы лекарств или изделий от компаний и представителей для раздачи пациентам (если это не официальные исследования и испытания профильных изделий).
  5. Предоставлять недостоверную, неполную или искаженную информацию о назначаемых препаратах или изделиях. Также нельзя скрывать сведения о наличии в обращении идентичных препаратов и изделий.
  6. Принимать представителей фармацевтических компаний, продавцов и т. д., кроме тех случаев, когда это связано с проведением клинических исследований и испытаний. Все официальные мероприятия, связанные с этим, проводятся в установленном порядке администрацией учреждения.
  7. Выписывать лекарственные препараты на бланках не установленного образца, содержащих рекламу, или на которых уже напечатано название лекарственного препарата.

Данные ограничения и запреты должны соблюдаться медработниками независимо от принадлежности их к медицинской профессии или врачебной специальности.

  1. Раздел Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС) призван способствовать правильному подбору и расстановке кадров, повышению их деловой квалификации, разделению труда между руководителями, специалистами, а также обеспечению единства подходов при определении должностных обязанностей этих категорий работников и предъявляемых к ним квалификационных требований и состоит из пяти разделов:
    • I — Общие положения;
    • II — Должности руководителей;
    • III — Должности специалистов;
    • IV — Должности младшего медицинского персонала;
    • V — Должности прочего персонала лечебно-трудовых мастерских при медицинских организациях.
  2. Квалификационные характеристики, содержащиеся в разделе Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения ЕКС (далее — квалификационные характеристики), применяются в качестве нормативных документов, а также служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей с учетом особенностей труда работников медицинских организаций. Наименования должностей специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием устанавливаются в соответствии с Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России. Например, наименование должности врач-терапевт соответствует врачебной специальности терапия.

Наименования должностей врачей-специалистов и провизоров-специалистов устанавливаются в соответствии с наименованием врачебных и провизорских специальностей, номенклатура которых утверждается в установленном порядке.

Наименование должности врач-лаборант сохраняется для специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием, принятых на работу на эту должность до 1 октября 1999 года.

В случае, когда врач-специалист (провизор) имеет перерыв в работе по специальности более 5 лет либо изменяет профиль специальности, требующей специальной подготовки и квалификации, он назначается на должность врача-стажера (провизора-стажера) на период прохождения в установленном порядке профессиональной переподготовки с целью получения специальных знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной работы в должности врача-специалиста (провизора), и получения сертификата по соответствующей специальности.

В этот период времени он может исполнять должностные обязанности, предусмотренные квалификационной характеристикой врача-специалиста (врача — специалиста учреждения госсанэпидслужбы, провизора), только под руководством врача-специалиста (врача — специалиста учреждения госсанэпидслужбы, провизора), имеющего сертификат специалиста по соответствующей специальности, отвечая наравне с ним за свои действия.

  1. Наименования должностей заместителей руководителя медицинской организации (главного врача, директора, заведующего, начальника) дополняются наименованием раздела работы, руководство которой он осуществляет. Например, заместитель главного врача по медицинской части, заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом и др.

Наименования должностей руководителей структурных подразделений (отделов, отделений, лабораторий, кабинетов, отрядов и др.) дополняются наименованием врачебной должности, соответствующей специальности по профилю структурного подразделения. Например, заведующий хирургическим отделением — врач-хирург.

  1. Квалификационная характеристика каждой должности содержит три раздела: Должностные обязанности, Должен знать и Требования к квалификации.

В разделе Должностные обязанности установлен перечень основных функций, которые могут быть поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, полученного профессионального образования.

В разделе Должен знать содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей.

В разделе Требования к квалификации определены уровни требуемого профессионального образования работника, необходимого для выполнения возложенных на него должностных обязанностей, а также требуемый стаж работы. Уровни требуемой профессиональной подготовки, указанные в разделе Требования к квалификации, приведены в соответствии с Законом Российской Федерации Об образовании от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150) и иными нормативными правовыми актами.

  1. Должностное наименование старший устанавливается при условии, если специалист осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями.
  2. Лица, не имеющие соответствующего дополнительного профессионального образования или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии медицинской организации, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же как и лица, имеющие специальную подготовку и необходимый стаж работы.

Работодатель принимает меры по дальнейшей профессиональной подготовке упомянутых лиц.

  1. В медицинских организациях наименование должностей: акушерка, медицинская сестра, санитарка, фасовщица, замещаемые лицами мужского пола, именуются соответственно: акушер, медицинский брат (медбрат), санитар, фасовщик.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К МЕДИЦИНСКИМ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ»

В соответствии с пунктом 5.2.2 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательств Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526; 2013, N 16, ст. 1970; N 20, ст. 2477; N 22, ст. 2812; N 33, ст. 4386; N 45, ст. 5822; 2014, N 12, ст. 1296; N 6, ст. 3577; N 30, ст. 4307; N 37, ст. 4969; 2015, N 2, ст. 491; N 12, ст. 1763; N 23, ст. 3333), приказываю:

1. Утвердить Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» согласно приложению.

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июля 2009 г., регистрационный N 14292);

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1644н «О внесении изменений в Квалификационные требования к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития 7 июля 2009 г. N 415н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 апреля 2012 г., регистрационный N 23879).

Министр
В.И.СКВОРЦОВА

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Какой диплом должен быть у генерального директора медицинского учреждения?

Итак, с января следующего года руководитель медицинского учреждения, он же генеральный директор, должен иметь образование в области знаний «Управление и администрирование» или «Публичное управление и администрирование». Исключение делается только для руководителей учреждений здравоохранения, которые предоставляют исключительно первичную медицинскую помощь.

Разница с предыдущими требованиями в том, что ранее генеральный директор мог стать таковым и при наличии диплома также в сферах: «Здравоохранение», или «Право», или «Социальные и поведенческие науки», или «Гуманитарные науки». Сегодня же наличие таких дипломов допустимо, но тогда должен быть второй — со специализацией «Управление и администрирование» или «Публичное управление и администрирование».

Установлен стаж работы на руководящих должностях, который должен быть у генерального директора:

  • для учреждений национального уровня — не менее 10 лет;

  • областного уровня — 7 лет;

  • районного уровня — 5 лет.

Требования к квалификации руководителя медицинской организации

Параллельно с действующим нормативным документом «Специалист в сфере организации здравоохранения и общественного здоровья» разработан проект профессионального стандарта «Руководитель медицинской организации».

Он предполагает, что в структуре управления медицинской организацией должна появиться еще одна должность – директор, топ-менеджер с немедицинским образованием. В область его ответственности будут входить финансовые потоки, контроль качества и общий менеджмент, а главный врач сможет больше времени уделить контролю лечения пациентов. Но на практике эти две сферы сильно переплетаются между собой, например, при распределении бюджета медучреждения. Какая роль в решении этих вопросов будет отведена главному врачу, пока неизвестно.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *