Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Автовладельцам на заметку: изменения по ОСАГО в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Часто у тех водителей, которые оформляют электронный полис ОСАГО, возникает вопрос: зачем было оформлять виртуальное свидетельство, если его всё равно нужно распечатать? Возможность оформления страхового свидетельства с помощью Интернета была создана для комфорта приобретения страховки и для разгрузки страховых компаний.
Чем грозит, если я попаду в ДТП без страховки?
Может случиться то, о чём иногда говорят: «Кроилово ведёт к подпадалову». Говорят сторонники той же ситуации, кто считает, что экономить на страховке – то же самое, что экономить на тормозах. И доля правды в этом есть. Однако, с текущей ситуацией, когда ОСАГО выплачивает не всю сумму, когда нас постоянно пытаются обмануть и занизить стоимость ущерба, когда при этом полис дорожает из года в год, доля правды есть и в обратной ситуации.
При ДТП на автомобиле, ответственность водителя которого не застрахована, вы либо получите возмещение, либо нет. Всё будет зависеть от виновности. И здесь главное – это понимать, что ОСАГО – это страхование не имущества, а гражданской ответственности при управлении транспортным средством. То есть, отказываясь покупать полис, вы отказываетесь не от страхования собственного авто, а от страхования ответственности при виновности в аварии.
Несмотря на то, что процедура оформления страховки, по закону, не отличается для иностранцев и россиян, на деле могут возникать ряд проблем.
- Необоснованное завышение цены. Для этого страховщики могут пойти на ряд уловок, пользуясь некомпетентностью иностранцев в вопросах российского законодательства. Например, оформить неограниченный по количеству водителей полис, стоящий на 80% дороже обычного.
- Навязывание клиентам дополнительных услуг. В случае с иностранцами, автостраховщики зачастую идут на это, несмотря на то, что подобное деяние является нарушением ФЗ №2300-1 «О защите потребительских прав».
- Неправомерный отказ от заключения договора страхования.
Кому положены льготы по ОСАГО
Как уже выяснила, в рамках Закона «Об ОСАГО» предусмотрены только ежегодные скидки. Однако на законодательном уровне определена категория граждан, которая может получить 50% от размера оплаченной премии обратно.
К этой категории относят:
- инвалиды любой группы;
- законные представители инвалидов;
- дети-инвалиды.
Что касается ветеранов труда, то данной категории граждан могут быть предоставлены льготы, в виде возврата части денег, только по решению местной или региональной власти. Для получения возврата необходимо будет обратиться в компетентные органы, написать заявление и предъявить полный пакет документов. Что касается практики, то региональные власти готовы идти навстречу данной категории водителей и возвращать до 50% от стоимости ОСАГО.
Что касается выплаты, то также в законе есть уточнения:
- Получить выплату водитель с ограниченными возможностями сможет только в том случае, если сможет официально доказать, что машина необходимо по медицинским показаниям, а не для личных целей.
- Машина должна быть специально оборудована, для граждан с ограниченными возможностями.
- Если речь идет про ребенка в возрасте до 18 лет, то получить компенсацию в размере 50% сможет только законный представитель. При этом, как и в первом случае, вам потребуется доказать, что перевозить ребенка на машине нужно исключительно по медицинским показаниям.
Льготы для оформления ОСАГО для пенсионеров и ветеранов боевых действий, к сожалению не предусмотрены. Такая категория водителей может только ежегодно безаварийно управлять машиной и получать ежегодную скидку в размере 5%.
Рабочий способ оформить полис при отказе страховой
Выше мы уже говорили, что отказ страховой оформить полис ОСАГО почти всегда звучит только устно. То есть сотрудник понимает, что ему в данный момент вы ничего сделать не можете, и он пользуется тем, что его прикрывает начальство. И выполняет их указания.
Чтобы этого избежать, нужно обращаться к страховщику письменно. И делать это нужно правильно.
То есть либо приехать в офис страховой компании и подать в приёмную под отметку о принятии (она ставится на вашей копии заявления). Должны быть указаны:
- ФИО и должность лица, принявшего заявление,
- дата принятия,
- а также печать организации.
Можно отправить почтой, иногда это проще. Но нужно направлять ценное письмо с описью вложения и с уведомлением о вручении. Это делается для того, чтобы письмо можно было отследить, и были доказательства, что именно вы отправили в страховую компанию.
Стоимость ОСАГО для иностранных граждан
Базовые тарифы страхования для иностранца не отличаются от действующих для россиян. Отличаются только некоторые применяемые коэффициенты и период действия страховки. В частности, иностранцы могут оформить ее на срок от 5 суток. Естественно, при таком коротком периоде действия страховки ее цена будет существенно ниже, чем при годовом варианте.
КТ для иностранцев временно эксплуатирующих зарубежное авто в РФ всегда равен 1,17. Также применяется специальный коэффициент КП — в зависимости от периода действия соглашения:
Период страхования | КП |
5-15 суток | 0,2 |
16-31 суток | 0,3 |
2 месяца | 0,4 |
3 месяца | 0,5 |
4 месяца | 0,6 |
5 месяцев | 0,65 |
6 месяцев | 0,7 |
7 месяцев | 0,8 |
8 месяцев | 0,9 |
9 месяцев | 0,95 |
10 и более месяцев | 1 |
Конкретная стоимость полиса зависит от выбранной страховой организации, автомобиля и прочих условий страхования.
К какой именно стране принадлежит автомобиль по месту регистрации — не имеет значения. К примеру, ОСАГО на имеющуюся белорусскую машину ничем не отличается от полиса на французское авто. Если же речь идет о сертификате «Зеленая карта», то форма бланка для Азербайджана, Молдавии и Белоруссии отличается от бланков для других стран.
Как выплачивается страховка, если есть КАСКО и ОСАГО
Помимо обязательного автострахования, есть добровольное – это КАСКО. Прежде чем выбрать такой вариант, нужно разобраться, что покрывает КАСКО. Теоретически этот полис может покрывать любой страховой случай, на практике выплаты определяются стоимостью полиса и условиями договора. Клиент может самостоятельно определить перечень страховых случаев. Чем их больше, тем дороже страховка, в связи с этим полный перечень рисков страхуют немногие. Как правило, по КАСКО предусмотрены выплаты в случае:
- ДТП;
- угона машины;
- повреждения отдельных элементов или механизмов машины;
- намеренного нанесения ущерба автомобилю третьими лицами;
- пожара;
- стихийного бедствия.
Также нужно знать, как работает выплата по КАСКО при аварии. Порядок обращения в страховую компанию после ДТП такой же, как и при ОСАГО, но есть две особенности:
- За выплатой может обратиться и виновник аварии.
- Обращаться участник ДТП должен в свою страховую компанию. Хотя на практике, если речь идет о пострадавшем водителе, многие страховые компании пытаются отказать в выплате, ссылаясь на то, что ущерб должна оплатить страховая компания виновника.
Нередко проблемы при оформлении возникают только по вине недобросовестных представителей страховых компаний. Не упуская возможность получения незаконной прибыли, в СК могут намеренно завысить стоимость полиса. В этом случае зарубежным гражданам придется обратиться в другую организацию или согласиться на предложенную сумму, чтобы избавить себя от сопутствующих трудностей.
- Владельцем автомобиля является иностранец, который собирается проживать на территории РФ длительное время. При наличии полиса ТС можно провезти через границу и не платить налоги. Главное условие: иностранное авто может находиться в пределах России не более года. Кроме того, его запрещается передавать в пользование другому лицу или использовать для зарабатывания денег.
- Нерезидент пересекает российскую границу на личном транспорте.
- Если транспортное средство гражданин России покупает за пределами РФ и не хочет менять своего рода «прописку» авто.
Полис необходим для покрытия расходов водителя, если он признан виноватым в произошедшем ДТП. В этой ситуации компания-страховщик производит выплату средств, направленную на компенсацию нанесенного пострадавшим ущерба.
В России хорошо развиты электронные каналы заключения договоров страхования – электронные ОСАГО, КАСКО и другие массовые виды страхования. Это существенно расширило географию продаж страховщиков, не имеющих собственных точек присутствия в большинстве регионов России.
Действующее страховое законодательство по обязательным видам страхования (ОСАГО, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов/перевозчиков) предполагает, что при наступлении страхового случая потерпевший должен не только собрать различные справки и документы, но и предоставить их страховщику. Причём, как правило, на бумажных носителях лично или по почте.
Более того: в ОСАГО прямо предусмотрено, что обмен информацией в электронном виде не освобождает потерпевшего от предоставления всех документов для страховой выплаты на бумаге. Кроме того, есть обязанность потерпевшего предоставлять страховщику для осмотра поврежденное имущество (в ОСАГО она прямо определена законом).
В итоге в отдельных регионах возникают ситуации, когда страхователь фактически не имеет возможности получить качественное урегулирование убытка от своего страховщика, так как по договору страхования, заключенному через Интернет, оформить страховую выплату можно только в офисе страховщика – иногда за несколько тысяч километров от места постоянного проживания.
Отсюда отсутствие прямого указания на возможность и процедуру обмена электронными документами для подтверждения факта наступления страхового случая создает налоговые и иные риски в добровольных видах страхования. И это не способствует массовому переводу процессов урегулирования убытков полностью в электронную форму.
Эти проблемы препятствуют обеспечению страховой защиты – особенно в малонаселенных и отдаленных населенных пунктах – и ведут к большим затратам потерпевших на реализацию своего права на страховое возмещение. Это расходы на:
- получение и пересылку документов;
- предоставление поврежденного имущества для осмотра страховщику.
Дополнительные сложности возникли и из-за повсеместного введения ограничительных мер в связи с коронавирусом и перевода на удаленную работу части персонала страховых компаний, который занимался урегулированием убытков.
Всё это подтолкнуло законодателей к потребности в организации страховщиками полностью дистанционных сервисов по возмещению ущерба в рамках договоров страхования.
Какие проблемы могут возникнуть при оформлении Е-ОСАГО?
Решив застраховаться через инет, будьте готовы к сложностям, которыми может сопровождаться данный процесс.
К самым распространенным проблемам в оформлении электронной версии ОСАГО относятся:
- Отсутствие подтверждающей информации от системы АИС. Почему получается эта проблема и как ее устранить? Возможно, все дело в том, что нужная информация не была внесена вообще, была введена с ошибкой или же в программе возник сбой. А без этого подтверждения вы просто не сумеете заполнить заявление и воспользоваться услугой автострахования;
-
Тщательная проверка. Чтобы купить страховку ОСАГО через интернет, вам не нужно предоставлять в офис никаких документов. Однако это не значит, что страховая фирма не выполнит всестороннюю проверку данных клиента через собственную базу.
Обязательной проверке подлежат данные об авто (дата получения документов, год выпуска, водительские права, прохождение техосмотра и т. д.) и сведения о водителе (водительский и безаварийный стаж).
Иногда проверка может прекратиться (причем на любой из стадий) по причине отсутствия какой-либо информации. При этом сам владелец машины даже не догадывается о том, что его вовремя пройденный техосмотр не отобразился в программе и стал главным препятствием для выдачи электронного ОСАГО;
- Технические ошибки. Решив страховать машину в сети, будьте очень внимательны – все неточности, допущенные во время заполнения заявления, станут поводом для отказа в получении страховки (как электронной, так и бумажной). В ответ на запрос компании система АИС выдаст справку о том, что водителя с такими данными просто не существует;
- Невозможность оформления Е-ОСАГО по доверенности. Сегодня онлайн оформлением страхового полиса может заниматься только хозяин машины;
- Страхование нового автомобиля. Информация в систему АИС поступает только после того, как транспортное средство пройдет регистрацию в ГИБДД. Во всех остальных случаях она просто отсутствует. Это значит, что покупку полиса для новой машины можно совершить только при личном встрече со страховым агентом;
- Высокая вероятность попасть в цепкие руки посредников. Если вы планируете купить ОСАГО дешево, то помощь других людей в заполнении документов вам будет совершенно ни к чему. Но это еще не все! В обязанности посредника войдет и оплата услуг страхования от вашего имени. При этом сам автомобилист не получает никакой гарантии того, что его персональными и банковскими данными не завладеют мошенники;
- Региональная привязка. Согласно действующему законодательству, вы не сможете заказать электронный полис в той или иной компании, если в регионе вашего проживания нет ее официального представительства. Проверить доступность подобных услуг можно еще на начальной стадии оформления документации (при заполнении бланка);
- Технические проблемы на интернет-сайтах СК. Пользователи довольно часто сталкиваются не только с банальным зависанием портала, но и с длительной проверкой данных в РСА, полной остановки работы ресурса и другими неприятными моментами.
Штраф за невписанного в страховку водителя
По закону управлять автомобилем могут только те лица, которые указаны в страховке. Если за рулем находится человек, чье имя не вписано в страховой полис, в соответствии с частью 1 статьи 12.37 КоАП водитель получит штраф за езду без страховки на чужой машине. При этом не имеет значения находится хозяин авто, указанный в ОСАГО, рядом или управление авто осуществляется в отсутствии владельца.
Штраф за невписанного водителя в страховку ОСАГО составляет 500 рублей.
Исключение – вождение только приобретенного автомобиля без страховки. В таком случае закон разрешает управлять автомобилем человеку, который не вписан в полис ОСАГО, в течение 10 дней с момента оформления сделки. Но только если при нем есть документ, подтверждающий факт купли-продажи или дарения.
Плюсы покупки электронного полиса автострахования
Преимущества электронной страховки:
- Возможность удаленного оформления;
- Отсутствие риска потерять документ. Полис всегда доступен в личном кабинете на сайте автостраховщика;
- Отсутствие риска стать жертвой мошенничества. Сотрудник офиса может оформить и передать вам бумажный полис в руки, но при этом не внести его в единый реестр. А если полиса нет в общей базе, значит, он недействителен. Такие махинации проворачивают, чтобы повторно продать полис уже другому клиенту;
- Удобное хранение. Обычный полис можно быстро помять, испачкать, так как придется всегда возить его с собой. Электронный можно даже не распечатывать. Сотрудникам ДПС можно показывать электронный файл с телефона или другого устройства.
Что влияет на стоимость ОСАГО?
- Мощность автомобиля. Стоимость полиса ОСАГО увеличивается пропорционально количеству лошадиных сил в двигателе. Мощность учитывает коэффициент КМ. Например, для авто с двигателем до 50 л. с. он составляет 0,6, от 51 до 70 — 1,0. Самый высокий КМ установлен для машин мощностью свыше 150 л. с. — 1,6.
- Территория использования автомобиля. Коэффициент территории КТ учитывает вероятность попадания автомобиля в ДТП в конкретной местности. В густонаселенных мегаполисах аварии случаются ежедневно, а в небольших поселках риск стать виновником дорожно-транспортного происшествия значительно ниже. Для расчета стоимости обязательного страхования компании используют специальные таблицы территориальных коэффициентов. Например, для водителей из Мурманска КТ = 1,99. Самая дешевая страховка ОСАГО при прочих равных условиях будет для жителей Чукотки, Магаданской области и ряда других регионов с территориальным коэффициентом 0,64.
- Возраст и стаж водителя. Чем опытнее автовладелец, тем дешевле страховка. Коэффициент КВС учитывает возраст и стаж водителя и рассчитывается по специальной таблице. Самое высокое значение поправки к базовому тарифу — 1,93. Покупка ОСАГО для водителей старше 50 лет со стажем вождения свыше 14 лет будет рассчитана с коэффициентом 0,93.
- Аварии в прошлом. Аккуратность каждого водителя, допущенного к управлению, имеет большое значение для расчета стоимости ОСАГО. Коэффициент бонус-малус (КБМ) может увеличить цену вдвое или существенно ее снизить. Минимальное значение поправки — 0,5, максимальное — 2,45. Коэффициент КБМ водителя ежегодно устанавливается в автоматизированной информационной системе РСА.
- Число водителей, допущенных к управлению. Коэффициент КО равен 1, если в договоре перечислены конкретные имена и фамилии. Если вы решили застраховать автомобиль без ограничений по числу водителей, то в расчете будут использовать поправку 1,94. Для юридических лиц КО составляет 1,97.
Если нет льготной категории
Как уже отмечалось выше, льготной категориям граждан положены компенсации. Пенсионеры не относятся к этой группе. Именно поэтому рассчитывать на скидку они могут лишь при наличии достойного коэффициента безаварийной езды.
Внимание! Льготникам также предоставляется скидка на ОСАГО за безаварийную езду.
В рамках местной социальной политики скидка по ОСАГО может быть предоставлена и пенсионерам без особого статуса. Для этого на местном уровне должны быть приняты соответствующие законы и предусмотрены средства в местный бюджет. В программу может быть заложена частичная или полная компенсация стоимости полиса.
Если компенсация предоставляется только государством и местными органами власти, то скидка может быть гарантирована компанией страховщиком. Нередко фирмы предлагают акционные предложения для пенсионеров в целях привлечения клиентов. Условия предоставления послаблений нужно уточнять в самой компании.
Почему не страхуют старые автомобили ОСАГО и что делать
Наличие у страхователя ТС старше 2012 г. выпуска, по мнению ряда страховщиков, предполагает дополнительные риски, поскольку вероятность возникновения неисправности в ходе эксплуатации у таких авто гораздо выше. Это означает, что и страховые риски здесь возрастают, ведь всегда есть шанс, что машина ввиду внезапной поломки попадет в аварию. Однако отказ СК заключать договор страхования по такой причине является неправомерным.
То есть российские компании не страхуют старые автомобили по ОСАГО незаконно. Однако такой отказ далеко не редкость. Застраховать автомобиль старше 30 лет для некоторых автовладельцев становится невозможным.
Что касается КАСКО, то приобрести такую страховку для старых автомобилей тоже сложно. И даже если это удастся сделать, то стоить она будет в разы дороже. Маркетплейсы не производят предварительные расчеты для машин старше 7 лет. У многих страховщиков онлайн-калькуляторы тоже не позволяют это сделать. Например, в некоторых СК невозможно рассчитать цену КАСКО для ТС Хонда Аккорд старше 2012 г. выпуска.
В других СК после ввода данных сообщили о невозможности подобрать подходящий тариф по указанным параметрам. Что фактически говорит о невозможности застраховать автомобиль 2010 г. выпуска и в рамках добровольного страхования.
В третьих СК напрямую отклоняют заявку, указывая в качестве причины именно возраст авто — старше 10 лет.
Таким образом, старые машины сейчас практически не страхуют ни в рамках обязательного, ни в ходе добровольного автострахования, даже если это неправомерно