- Медицинское право

Налоговый кодекс: каких изменений ждать бизнесу в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговый кодекс: каких изменений ждать бизнесу в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Российское налоговое законодательство подвержено постоянным изменениям и уточнениям. В отечественные нормативные документы регулярно вносятся поправки, как уточняющие отдельные методы расчета налоговой базы, так и кардинально меняющие принципы организации учета или начисления и уплаты определенных налогов.

Способы оптимизации налоговой нагрузки

Оптимизация налоговой нагрузки бывает нескольких вариантов, которые в свою очередь также подразделяются:

  1. Оптимизация налога на прибыль:
  • Договор комиссии или поручения вместо купли-продажи, в такой способ доступно получить отсрочку по уплате налога. Тут вы можете узнать, как правильно составить договор комиссии на реализацию товара;
  • Приобретение имущества частями, тогда распределение нагрузки на предприятие растянется на несколько лет за исключением объектов стоимостью от 40 000 рублей, в данном случае расход списывается моментально;
  • Использование амортизационной премии или повышающего коэффициента.
  1. Оптимизация на имущество:
  • Переоценка – снижение стоимости имущества уменьшит налоговые платежи;
  • Ремонтные работы вместо реконструкции – государством предусмотрено снижение налоговых обязательств на период проведения ремонта помещений;
  • Приобретение недвижимости под снос – законодательством не предусмотрено взыскания налогов с покупки зданий для перепродажи или не использующихся в дальнейшем в хозяйственных целях.
  1. Оптимизация в производстве:
  • Выплата премий вместо материальной помощи – премиальные выплаты облагаются налогом по меньшей ставке, нежели материальная помощь, с которой необходимо выполнять страховые взносы с 2011 года;
  • Средняя себестоимость вместо ФИФО – использование во время списания средне заводской цены является самым оптимальным вариантом;
  • Ремонт вместо модернизации – такие методы как модернизация и реконструкция повышают начальную стоимость имущества, так что при любом переоборудовании цехов лучше использовать ремонт, который сразу дает возможность исключать из прибыли расходы на него;
  • Нелинейный способ амортизации с минимальным сроком – амортизация должна проводится в полезный период эксплуатации имущества, при этом выполнение ее в первые ¼ срока существенно снижает налогооблагаемую базу;
  • Транспортные расходы в полном объеме вместо норм.
  1. Оптимизация при помощи упрощенки:
  • Применение региональных льгот;
  • Разделение бизнеса в пределах разума;
  • Сочетание упрощенки и ЕНВД. Как рассчитать ЕНВД для ИП – узнайте в этой статье;
  • Перевод руководителя на УСН;
  • Смена объекта налогообложения.

Налоговая оптимизация в Крыму

Оформление.

  1. Регистрация организации в Крыму.
  2. Договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне с Правительством Республики Крым или Правительством Севастополя.

Налогообложение

Налог на прибыль организаций (п. 1.7 ст. 284 НК РФ, Закон Республики Крым «Об установлении ставки по налогу на прибыль организаций на территории Республики Крым» от 24.12.2014):

— 2 процента – в течение 3-х лет;

— 6 процентов – с 4-го по 8-й годы;

— 13,5 процента – с 9-го года.

НДС – общий 18%.

Налог на имущество организаций — если имущество участника СЭЗ создано или приобретено в целях ведения деятельности на территории льготного региона и расположено на его территории, компания не уплачивает налог на имущество в течение 10 лет с месяца, следующего за датой принятия его на учет (п. 26 ст. 381 НК РФ).

Земельный налог – не уплачивается три года с месяца возникновения права собственности на земельный участок (п. 12 ст. 395 НК РФ).

Упрощенная система налогообложения (Закон Республики Крым от 29 декабря 2014 года № 60-ЗРК/2014 «Об установлении ставки единого сельскохозяйственного налога на территории Республики Крым»):

— Доходы – 3 %;

— Доходы минус расходы – 7 %.

Тарифы страховых взносов:

— 6% — по взносам в ПФР;

— 1,5% — по взносам в ФСС РФ;

— 0,1% — по взносам в ФФОМС.

Т.е. всего 7,6 %, тогда как в РФ – 30 %.

Свободная таможенная зона.

Юридическое лицо, государственная регистрация которого осуществлена в республике Крым, ввозя на территорию СЭЗ импортные товары и помещая их под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, на основании статьи 9 Соглашения освобождается от уплаты импортных пошлин и НДС, уплачиваемого при ввозе импортных товаров.

Кроме того, на такие товары не распространяются меры нетарифного регулирования.

При вывозе иностранных товаров, помещенных под процедуру свободной таможенной зоны, товаров, получивших статус товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, с территории СЭЗ импортные пошлины и НДС подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам импортных пошлин и НДС, которые подлежали бы уплате при помещении этих товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Налоговая оптимизация

Схемы. Наиболее рациональные цели – перенос центра прибыли в Крым + использование рабочей силы.

Классический вариант (перенос центра прибыли).

3 компании А, В (регистрация РФ) и Б (регистрация в Крыму). А продает товар Б с минимальной наценкой. Б продает товар В с максимальной наценкой. В реализует товар третьим лицам с минимальной наценкой.

Результат: компании А и В перенесли центр прибыли в Крым. Налог на прибыль уменьшен на расходы, НДС принят к вычету. Компания Б налогового бремени по налогу на прибыль не несет, поскольку применяет льготы.

Читайте также:  Налог на имущество организаций в 2023 году

Например,

ООО А приобрело товар за 100 рублей.

ООО А реализовало ООО Б товар за 110 рублей.

ООО Б реализовало товар ООО В товар за 200 рублей.

ООО В реализовало товар третьим лицам за 210 рублей

Сравнение налогообложения с участием организации в Крыму и без ее участия.

А Б (Крым) В Итого
НДС
(18 %)
Налог на прибыль НДС
(18 %)
Налог на прибыль НДС
(18 %)
Налог на прибыль Налоговое бремя
1,8 2 16,2 1,8 1,8 2 25,5
А Б (РФ) В
1,8 2 16,2 18 1,8 2 41,8

Налоговое бремя снижается на 82 %.

Перевод работников на ИП – законный метод, если их бизнес реален

Инспекция обвинила общество в специальном переводе сотрудников в статус ИП с целью уклонения от уплаты налогов за них (НДФЛ и страховые взносы), а также получения права на применение УСН.

Инспекторы обратили внимание на то, что общество и предприниматели занимались одной и той же деятельностью – реализацией ГСМ. При этом «благодаря» тому, что предприниматели учитывали свои доходы обособленно, общество получило право на применение УСН.

По мнению инспекции, деятельность новоявленных бизнесменов носила формальный характер, в подтверждение чего чиновники сослались на следующее:

  • предпринимателями стали бывшие работники общества;
  • большая часть работников общества была уволена в порядке перевода к ИП;
  • служебные обязанности работников при этом фактически не изменились;
  • общество выдало беспроцентные займы предпринимателям;
  • для ведения деятельности предприниматели использовали только арендуемое у общества имущество;
  • судя по движению денежных средств на их расчетных счетах, ИП не несут общехозяйственные расходы.

В итоге ИФНС сложила доходы фирмы и предпринимателей, и получилось, что ООО утратило право на применение «упрощенки». Исходя из этого, налоговые обязательства организации были определены в соответствии с общей системой налогообложения, что повлекло доначисление налогов, пеней и штрафов.

Всего на сумму более 40 млн рублей.

Компания подала в суд, сославшись на то, что общество и ИП вели самостоятельную предпринимательскую и производственную деятельность. А именно как общество, так и ИП самостоятельно:

  • производили финансово-хозяйственные операции (от своего имени);
  • вели учет своих доходов в соответствии с порядком ведения бухучета при применении спецрежима;
  • выполняли свои налоговые обязательства перед бюджетом;
  • выдавали заработную плату;
  • производили оплату контрагентам;
  • проводили денежные расчеты с клиентами через ККТ;
  • оформляли надлежащими документами передачу имущества в аренду и получение оплаты.

Кроме того:

  • проверка кассовых операций и движений по расчетным счетам общества и ИП не выявила нарушений;
  • инспекция не представила доказательства того, что фактически доход ИП передавался обществу;
  • в ходе проверки не были выявлены управленческие решения общества по регулированию работы ИП.

Судьи указали, что гражданское законодательство допускает совместную деятельность хозяйствующих субъектов в целях получения прибыли от осуществления предпринимательской деятельности. Такая деятельность сама по себе не свидетельствует о получении налоговой выгоды.

ИФНС не доказала, что действия общества и предпринимателей были направлены исключительно на получение необоснованной налоговой выгоды вследствие создания искусственных условий для применения благоприятной системы налогообложения путем дробления бизнеса.

Доводы инспекции о взаимозависимости сторон суды отклонили, поскольку чиновники не привели фактических данные, свидетельствующих о влиянии указанных обстоятельств на условия и результаты экономической деятельности общества и предпринимателей в целях налогообложения, на возможность в качестве последствия безусловного вменения обществу преследования цели уклонения от уплаты налогов.

Кто занимается налогами

В штате некоторых организаций предусмотрено наличие специалиста, который занимается исключительно отслеживанием налоговых платежей. Крупные компании могут позволить себе организовать отдел контроля и учета налоговых платежей, сотрудники которого также занимаются составлением прогнозов по налоговой нагрузке.

В случае если налоговая нагрузка на крупное предприятие составляет более 40%, особенно остро встает вопрос применения налогового планирования: велик риск полностью утратить позиции на рынке или обанкротиться. В такой ситуации руководству компании необходимо серьезно озаботиться выстраиванием системы прогнозирования, организовав работу специально обученных людей.

Многие задаются вопросом о том, какие цели налогового планирования. Главная цель налогового планирования – это снижение нагрузки на компанию за счет использования налоговых льгот, которые предусмотрены действующим Налоговым кодексом Российской Федерации, а также рядом других нормативных документов. Кроме того, ведется строгий контроль своевременной уплаты налогов и сборов; в случае необходимости проводится корректировка учетной политики организации, что позволяет использовать пробелы в законодательстве в пользу компании.

Внутренние методы налоговой оптимизации

Специалисты по налоговому планированию владеют большим набором внутренних способов снижения нагрузки и повышения эффективности предприятия. К основным методам следует отнести:

  • Формирование учетной политики, которая утверждается в каждой организации ежегодно. Подбор политики учета – важный элемент прогнозирования; возможно проведение переоценки ресурсов компании, в связи, с чем на законных основаниях снижаются выплаты по налогам на доходы и имущество.
  • Аналитико-расчетный метод, предполагающий проведение анализа налоговых показателей за прошедший период. Качественно проведенная работа позволит определить оптимальные для внесения изменений участки, позволяющие снизить налоговую ставку. Анализ позволит внести в новый бизнес-план корректировки, которые касаются объемов работ, услуг и товаров, размеров активов и списков работников.
  • Балансовый метод необходим для того, чтобы создать модель определенной экономической ситуации с использованием балансовых показателей. Метод особенно необходим при расчете финансовых потребностей компании и определении источников привлечения денежных средств. Это касается не только внутренних процессов предприятия, но и тесного взаимодействия между связанными организациями.
  • Нормативный метод используется для составления плана налоговых выплат в соответствии с действующими нормами и ставками. Такой подход позволяет произвести точные расчеты показателей с целью прогнозирования расходов налогоплательщика.
  • Оптимизация планов и решений. Процесс налогового планирования предполагает наличие нескольких вариантов сценариев, прогнозы по каждому из которых позволят сделать выбор в пользу наиболее выгодного.
Читайте также:  Заявление в суд о выдаче дубликата исполнительного листа

Ключевые формы оптимизации налоговой нагрузки

Оптимизация налогообложения – процедура, предполагающая сокращение фискального обременения на территории определенного экономического субъекта.

Фискальные платежи представляют собой достаточно большую статью расходов для любого предприятия. В случае, если такая нагрузка становится слишком сильной, это приводит к банкротству компании. В настоящее время у каждого налогоплательщика есть возможность провести налоговое планирование самостоятельно, а также оптимизировать процедуру налогообложения в соответствии с особенностями бизнес-проекта.

Некоторые предприниматели ошибочно думают, что оптимизация позволит им полностью отказаться от уплаты сборов и налогов. Однако отказ от выплат влечет за собой административную и уголовную ответственность.

Этапы налогового планирования

Основные направления налогового планирования – сокращение налоговых платежей и оптимизация налоговой схемы предприятия. Чтобы реализовать оба направления, нужно начать с идеи о реорганизации бизнеса. Исходя из его целей и задач, выбирается оптимальная система налогообложения, после чего можно рассмотреть вопрос об использовании налоговых льгот. В первую очередь определяются глобальные направления стратегического планирования, а затем оцениваются и реорганизуются механизмы оперативного планирования.

Основными этапами налогового планирования являются:

  • выявление налоговых рисков;
  • анализ налоговых проблем и постановка задачи для разработки налоговой схемы;
  • выбор основных инструментов для осуществления налогового планирования;
  • разработка налоговой схемы;
  • осуществление деятельности в соответствии с разработанной налоговой схемой.

К налоговым рискам относятся:

  • риски контроля со стороны налоговых органов;
  • риски увеличения сумм налогов;
  • риски привлечения к уголовной ответственности за применение незаконных схем оптимизации.

Чтобы эти риски снизить, следует использовать только законные возможности налогового планирования.

В процессе планирования налоговых платежей следует придерживаться следующих принципов:

  • Разумность и экономическая обоснованность. Выгода, получаемая от налоговой оптимизации, должна значительно превосходить затраты, которые необходимо осуществить для реализации данного решения.
  • Комплексный расчет экономии и потерь. Перед тем как внедрить схему оптимизации налогов, необходимо сравнить потенциальную экономию и возможные расходы.
  • Документальное оформление операций. Все хозяйственные операции налогоплательщика должны быть тщательно документированы. Это пригодится при проведении налоговой проверки и в качестве доказательств в суде.
  • Индивидуальный подход. Только зная все тонкости компании, можно рекомендовать тот или иной инструмент налогового планирования расходов. Механически переносить одну и ту же схему с одного предприятия в другое нельзя.
  • Комплексная налоговая экономия (принцип многообразия применяемых способов минимизации налогов).
  • Заблаговременность. Планирование необходимо осуществлять за некоторое время до проведения хозяйственной операции или завершения налогового периода.

Инструменты налогового планирования

К числу основных и наиболее широко применяемых инструментов современного налогового планирования относятся:

  • специальные налоговые режимы (упрощенная система налогообложения);
  • зоны льготного налогообложения на территории Российской Федерации и за рубежом;
  • налоговые льготы, предусмотренные налоговым законодательством;
  • пониженные налоговые ставки;
  • отдельные элементы налогообложения;
  • учетная политика в целях налогообложения, элементы бухгалтерского учета в целях налогообложения;
  • форма договорных отношений;
  • цены сделок (договорная политика);
  • специальные методы оптимизации налоговых обязанностей и налогового планирования.

Главный вывод, в целом, является достаточно неприятным для налогоплательщиков, практикующих международную оптимизацию.

С реализацией мероприятий, которые были предусмотрены Планом BEPS, множество распространенных схем, которые были использованы в целях уменьшения налогового бремени в международной коммерции (реальной или притворной) и которые стали уже традиционными, из законных скоро перевоплотятся в незаконные.

А с повышением всемирной информационной прозрачности, наступающей неуклонно и неотвратимо, возможности налоговых органов по раскрытию незаконных схем радикально расширяются.

Другое дело, какое время все это займет.

Введенное в действие в 2015 году антиофшорное законодательство уже сделало почти бессмысленным использование офшорных компаний. Во всяком случае, — для целей правомерной налоговой оптимизации.

А состоявшееся присоединение России к международной системе автоматического обмена информацией предоставит российским налоговым органам возможность без особого труда выявлять нарушения этого законодательства.

Но опять же, в течении какого времени это произойдет.

В связи с указанным российским предпринимателям следует срочно ревизовать структуру своих зарубежных активов. При этом большую часть существующих офшорных компаний имеет смысл либо ликвидировать, либо, тщательно взвесив, задекларировать их по закону о КИК с последующей уплатой налога на доходы (прибыль).

Во многих случаях разумными действиями могут стать:

  • полный (или почти) отказ от использования офшорных холдинговых структур с заменой офшоров на другие юрисдикции с умеренно пониженными ставками налогообложения или иными преференциями в уплате налогов;
  • в отдельных случаях — целесообразно оформление активов непосредственно на российского бенефициара или контролируемые им российские компании. Внутрироссийские возможности по оптимизации, как известно, — также немалые.

Однако все происходящее далеко не означает, что иностранные компании совсем не будут использоваться в международной коммерции. Но в условиях новых правил игры устанавливаются значительно более жесткие требования, которые необходимо обязательно выполнять для того, чтобы схема взаимодействия компаний международного холдинга не оказалась незаконной.

В частности, необходимо учитывать, что:

  • Льготы по соглашению об избежании двойного налогообложения в части уплаты налога у источника выплат предоставляются только «лицу, имеющему фактическое право на доход». Следовательно, для использования преимуществ соглашения иностранная компания, получающая, в частности, роялти из России, должна вести правдоподобную коммерческую деятельность. Соответствующие документальные подтверждения этого должны быть заранее подготовлены для возможного представления российским налоговым органам.
  • При получении займов из-за рубежа необходимо полностью исключить даже отдаленную аффилированность займодавца с иностранной материнской компанией российского налогоплательщика. В противном случае проценты по займу с высокой вероятностью могут быть переквалифицированы в дивиденды с соответствующими налоговыми последствиями.
  • Налоговые последствия операций с зарубежными аффилированными лицами могут быть пересмотрены налоговым органом, на следующих основаниях:
    • законодательства о трансфертном ценообразовании,
    • некодифицированного принципа «необоснованной налоговой выгоды» (установлен Постановлением Пленума ВАС РФ от 10.12.2006г. № 53).

      При этом опять следует обращать особое внимание на наличие доказательств экономической целесообразности таких сделок и обоснованности соответствующих цен.

  • Налоговые последствия сделок подразделений транснациональных компаний, ведущих деятельность в России (филиалы или дочерние компании), с другими компаниями группы могут пересматриваться налоговым органом, если сделки представляют собой элементы притворной схемы по выводу прибыли из-под российского налогообложения. Таковыми сделками могут, например, являться:
    • по оплате услуг,
    • выплате лицензионных отчислений,
    • приобретению нематериальных активов.
  • С присоединением России к всемирному обмену получаемая информация станет хорошей основой для внесения соответствующих изменений и дополнений в налоговое законодательство в установленном порядке. Как следствие, транснациональным компаниям также придется ревизовать используемые ими схемы в целях соответствия новым законоположениям. Возникает вопрос — не означает ли все указанное полный запрет на Международное НП? Ответ — нет. Международные холдинги также сохранят свободу распределения функций и обеспечения взаимодействия между своими подразделениями в различных странах, в том числе — и с учетом налоговых факторов.

Услуги по налоговому планированию в организации

Налоговое планирование представляет собой совокупность мер, которые направлены на законное снижение налоговой нагрузки на компанию. Важно понимать, что данный процесс относят к категории управления финансовой деятельностью, и потому крайне важно, чтобы все вопросы, связанные с налогообложением были решены в кратчайшие сроки и с максимальной эффективностью.

Налоговые юристы компании «МИП» предлагают свои высококвалифицированные услуги всем пользователям, которые решили заняться снижением налоговой нагрузки. Обратившись к нам, вы получите самые разнообразные услуги, среди которых:

  • Консультационная поддержка по вопросам налогообложения и распределение процедуры на конкретные этапы;
  • Анализ действующей бизнес-модели и выявление рисков и уязвимостей применяемой системы;
  • Проведение полной экспертизы всей бухгалтерской и налоговой документации. В случае обнаружения каких-либо проблемных моментов, специалист «МИП» даст рекомендации, как их исправить, и в будущем не допустить повторения;
  • Тщательный анализ деятельности компании и определение конкретные систем льготного налогообложения, которые могут быть применены на законных основаниях;
  • Проведение конкретных действий по оптимизации налогообложения.

Услуги по налоговой оптимизации

Налоговая оптимизация представляет собой комплекс определенных действий, направленных на снижение налоговой нагрузки и уменьшение налогов на легальных основаниях. Причем данный процесс может затронуть как конкретный вид налога, так и всю систему в целом.

Наша законодательная база далека от идеала, и потому, если на предприятии задумываются о проведении необходимого анализа с целью уменьшения налоговых отчислений, лучше доверить данную задачу специалистам. Опытные налоговые юристы из компании «МИП» помогут выполнить поставленные действия с максимально положительным эффектом для компании. Нашей компанией используются самые разнообразные виды оптимизации налоговых отчислений, в частности:

  • Активное использование разнообразных льгот, гарантированных на государственном уровне для стимуляции отдельных видов предпринимательской деятельности;
  • Перенос уплаты налоговых платежей в полном или частичном объеме на следующие периоды, или же уплата в текущем периоде без переноса;
  • Проведение переоценки основных фондов, которое влечет за собой снижение налогооблагаемой базы при оплату налога на прибыль и имущество компании.

Эффективное налоговое планирование и оптимизация налогообложения для компаний на ОСНО

Сложность планирования налогов для предприятий на ОСНО состоит в том, что необходимо планировать сразу несколько налогов (налог на прибыль и НДС). Для расчета налога на прибыль используется метод начисления, основой которого является движение товаров или документов, а не движение денежных средств. Кроме того, необходимо осуществлять корректировку на величину запасов (несмотря на то, что денежные средства, например, за материалы, уплачены, пока они не переданы в производство, их нельзя учитывать при определении размера налога на прибыль). Возникает также множество нюансов при учете расходов на аренду, представительских расходов, заработной платы и так далее. Поэтому предприятиям, применяющим ОСНО, самостоятельно спрогнозировать налоги очень сложно, они часто прибегают к помощи профессиональных бухгалтеров.

Инструменты налогового планирования

К числу основных и наиболее широко применяемых инструментов современного налогового планирования относятся:

  • специальные налоговые режимы (упрощенная система налогообложения);
  • зоны льготного налогообложения на территории Российской Федерации и за рубежом;
  • налоговые льготы, предусмотренные налоговым законодательством;
  • пониженные налоговые ставки;
  • отдельные элементы налогообложения;
  • учетная политика в целях налогообложения, элементы бухгалтерского учета в целях налогообложения;
  • форма договорных отношений;
  • цены сделок (договорная политика);
  • специальные методы оптимизации налоговых обязанностей и налогового планирования.

Методы налоговой оптимизации

Все существующие методы оптимизации налогообложения делятся на общие и специальные. Рассмотрим каждую группу.

К общим методам налоговой оптимизации относят:

  1. Замена налогового субъекта – использование для оптимизации фирму или ИП, работающих на упрощенной системе налогообложения.
  2. Изменение вида деятельности налогового субъекта – осуществление хозяйственных операций, которые в меньшем объеме облагаются налогом (к примеру, замена договора поставки на агентский договор).
  3. Замена налоговой юрисдикции – регистрация фирмы в регионе, где действуют определенные льготы.
  4. Разработка и принятие учетной политики фирмы с использованием возможностей, предусмотренных законодательно, или с применением неточностей и пробелов в законе.
  5. Организация договорной деятельности с учетом принятия мер по оптимизации налогообложения.
  6. Применение различных льгот или налоговых освобождений.

К специальным методам оптимизации относятся:

  1. Замена отношений – применение гражданско-правовых норм в процессе оформления хозяйственных операций.
  2. Разделение отношений – одно сложное по структуре экономическое действие разделяется на несколько.
  3. Отсрочка налогового платежа – основывается на тесной связи между формированием объекта налогообложения и календарного периода внесения платежей.
  4. Прямое уменьшение объекта налогообложения – чаще используется для оптимизации налога на имущество (к примеру, путем переоценки).

Для разработки учетной политики и определения оптимального метода налоговой оптимизации необходимо отслеживать изменения в налоговом законодательстве. Согласно ст. 3 НК РФ, все неточности в формулировках нормативных актов трактуются в пользу налогоплательщика, что позволяет оптимизировать налоговую нагрузку, применяя законные способы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *