- Медицинское право

Актуарная оценка и аудиторская проверка деятельности фонда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Актуарная оценка и аудиторская проверка деятельности фонда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Государственная пенсия российских граждан состоит из двух частей — страховой и накопительной. До 2014 года работодатели перечисляли в пенсионный фонд РФ (ПФР) 6% от заработка на формирование накопительной пенсии работников. Все, у кого есть накопленные до 2014 года средства на пенсионном счете, имеют возможность направить ее в негосударственной пенсионный фонд. НПФ инвестирует эти средства и, в случае получения инвестиционного дохода, у клиентов растут пенсионные накопления, которые впоследствии увеличат пенсию.

Как формируются пенсионные накопления?

Наша пенсия делится на две части – страховую и накопительную. До 2014 года страховую часть пенсии – 16% от дохода сотрудников – работодатель в обязательном порядке перечислял в ПФР на выплату пенсий нынешним пенсионерам, а еще 6% перечислял на личный счет работника в ПФР, или НПФ. Эти деньги (6%) до сих пор находятся на индивидуальном лицевом счете гражданина и будут выплачиваться ему после выхода на пенсию. На отчисления в накопительную часть пенсии действует мораторий с 2014 по 2021 год, в этот период все 22% отчислений идут на страховую пенсию.

Подробнее – читайте статью «Заморозка пенсионных накоплений: что это значит?».

Основные типы пенсионных систем

Пенсионная система призвана решить две основные задачи: предотвращать бедность среди пенсионеров и нивелировать разницу в уровне благосостояния в период активной трудовой деятельности и после выхода на пенсию. Указанные цели дополняют друг друга, а приоритет какой-либо из них определяет государственную политику и модель пенсионной системы (см. таблицу 1).

Таблица 1. Классификация пенсионных систем по способу финансирования.

Виды пенсионных систем

Способы финансирования пенсионных систем

Солидарно-распределительная (нефондируемая)

Принцип солидарности поколений (расходы на выплату пенсий производится в основном из текущих поступлений от работодателей и работающего населения).

Накопительная (фондируемая)

За счет пенсионных взносов создается специальный накопительный фонд, обеспечивающий пенсионные выплаты в настоящем и будущем.

Смешанная

Государство обеспечивает гарантированный пенсионный минимум, который дополняют пенсионные накопления, сделанные в рамках совместных программ работодателем и работником, а также в рамках персональных сбережений.

Развитие отечественной системы пенсионного обеспечения

Современная российская пенсионная система берет начало в 1990 году, когда был принят закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», заложивший основы системы обязательного пенсионного страхования. «Закон установил минимальный и максимальный размер страховой пенсии, предусмотрел систему увеличения пенсионных выплат с учетом роста цен и оплаты труда занятого населения».1

Позднее закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» заменил закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который, в свою очередь, заменил вступивший в силу с 2015 года закон «О страховых пенсиях».

В 1991 году процесс финансирования и выплаты пенсий в Российской Федерации выведен в самостоятельный бюджетный механизм, который формируется за счет поступления обязательных страховых взносов, распорядителем которых выступает Пенсионный фонд России. Однако принцип назначения пенсий оставался уравнительно-распределительным, как во времена СССР. Размер пенсии не зависел от величины заработной платы.

Пенсионный фонд Российской Федерации как самостоятельный внебюджетный фонд образован 2 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442–1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый механизм выплаты пенсий на основе страховых выплат.

В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». По этому закону суммы страховых взносов на индивидуальном лицевом счете каждого застрахованного позволяют рассчитать и начислить пенсию каждому работающему с учетом его индивидуального заработка. Таким образом, размер пенсии стали определять страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель, а не длительность общего трудового стажа, как раньше.

В декабре 2001 года был принят ряд законов, ставших основой пенсионной реформы 2002 года. Все страховые взносы работодателей были заменены в 2001 году на Единый социальный налог (ЕСН).

Отчисления в Пенсионный фонд РФ составили 20 % от заработной платы, которые распределялись следующим образом: 6 % – базовая часть, 10 % – страховая часть и 4 % – накопительная часть пенсии. «Правительство мотивировало принятие подобных мер необходимостью снижения налоговой нагрузки на работодателя, повышения собираемости налогов, «вывода экономики из тени» и др.».2

Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определил новый статус Пенсионного фонда Российской Федерации, как страховщика и государственного учреждения, урегулировал порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расширил функции ПФР и установил новый принцип формирования трудовой пенсии – из трех частей: базовой, страховой и накопительной, фактически устранив дифференциацию выплат в зависимости от трудового вклада гражданина.

Однако сокращение доли работающего населения и высокая доля теневого сектора в экономике способствовали снижению пенсионных поступлений. «В результате, несмотря на дотации из бюджета и замену пенсионных отчислений на единый социальный налог (ЕСН), размер пенсий был ниже прожиточного уровня, а сами пенсии выплачивались с задержками. Сложившаяся ситуация с недостатком средств в государственной системе пенсионного обеспечения вызвала необходимость реформирования пенсионного обеспечения на страховых принципах и дополнения государственного пенсионного обеспечения за счет средств работодателей и работников по примеру развитых европейских стран».3

Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» установил правовые основы формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии.

Участникам негосударственных или добровольных пенсионных программ предоставили льготы по налогу на доходы физических лиц.

Важной мерой, направленной на стимулирование активности граждан в области создания собственных пенсионных накоплений, стала программа государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений. С 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года каждый работающий россиянин, добровольно делающий взносы на накопительную часть будущей пенсии не менее тысячи рублей, получал равнозначный взнос из государственных средств на сумму до 12 тыс. рублей в год на протяжении десяти лет. При этом размер дополнительных взносов можно менять по своему усмотрению, а выплаты прекращать и возобновлять в любой момент. По данным ПФР, участниками программы софинансирования стало около 0,5 млн человек, взносы участников превысили 7 млрд рублей, средний размер ежегодного взноса составил 7,6 тыс. рублей.

Читайте также:  Налоговый вычет за покупку машины

В 2010 году Единый социальный налог был отменен и вместо него были установлены страховые взносы во внебюджетные фонды. Базовую и страховую части объединили, схема распределения взносов изменилась: 14 % от заработной платы стали направлять на страховую часть и 6 % – на накопительную часть пенсии.

Очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации был проведен в 2013–2015 годах. Была ведена новая формула расчета размера трудовой пенсии по старости на основе пенсионных баллов, учитывающая стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию. Гражданам 1967 года рождения и младше предоставили право выбора: формировать им накопительную часть или направлять страховые взносы на пенсионное обеспечение – полностью на страховую часть трудовой пенсии.

С 2014 по 2019 годы законодательно введен мораторий на формирование накопительной части пенсии – страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии по решению государства направляются только на формирование страховой части пенсии. Официальной причиной моратория было заявлено создание системы гарантирования пенсионных накоплений и предстоящее акционирование НПФ, пока НПФ и управляющие компании не смогут подтвердить свое соответствие новым требованиям.

Фактически заморозка средств пенсионных накоплений нарушила положение Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», по которому средства пенсионных накоплений не подлежат изъятию в бюджеты любых уровней. Фактически же эти средства были израсходованы государством, а распоряжение владельцев пенсионных накоплений передать их УК и НПФ для инвестирования было проигнорировано под формальным предлогом.

Центральный банк и Министерство финансов РФ предлагают вывести накопительные взносы из системы обязательного пенсионного страхования и использовать все 20 % тарифа пенсионных взносов для формирования страховой части пенсии. Накопительную часть трудовой пенсии предлагается полностью формировать из собственных средств работников по их желанию.

Опыт других стран в развитии принципов самостоятельного формирования источников пенсии

Самостоятельное формирование пенсионных накоплений практикует население стран, которые принято относить к англо-саксонской модели, так как государственная пенсия обеспечивает лишь защиту от бедности, а величина базовой пенсии никак не связана с уровнем жизни и доходом человека.

«Средний американец получает государственную пенсию 300–600 долл. и дополнительно до 3000–4000 долл. из частных или корпоративных пенсионных фондов. В США суммарные активы негосударственных пенсионных фондов в конце ХХ в. оценивались примерно в 1,7 трлн долл.».10

В США накопительные системы делятся на государственные (для государственных служащих) и частные (корпоративные и персональные). Корпоративные пенсионные программы делятся на два вида: с установленными выплатами (defined benefit plan) и установленными взносами (defined contribution plan).

Что такое накопительная пенсия и из чего она состоит

Страховая, социальная, накопительная — все это виды пенсий в России. Про страховую, или пенсию по старости, знают примерно все — это пособие, которое выплачивается по достижении пенсионного возраста. Размер выплат формируется исходя из величины официального заработка и страхового стажа гражданина. Показатели переводятся в баллы, а баллы умножаются на рублевое значение (в 2019 году это 87,24 рубля).

Социальная пенсия — это пособие, назначенное тем гражданам, которые по каким-либо причинам не могут претендовать на страховые выплаты (не работали официально, не накопили нужное количество баллов, не хватает стажа). Размер фиксирован и в 2019 году составляет 5283,84 рубля.

Накопительная пенсия — это совершенно иной инструмент выплат по старости лет. Гражданин самостоятельно делает пенсионные накопления и формирует определенный фонд, который в будущем дополнит основное страховое пособие. Логика проста: отчисляя деньги сейчас, вы обеспечиваете себе достойную (более-менее) старость. Накопительная пенсия — это всего лишь дополнение к страховой ее части. Но эти накопления точно не будут лишними для тех, у кого пенсионное пособие — это основной источник дохода.

На размер страховых взносов повлиять никак нельзя, ну разве что работать дольше (не уходя на пенсию) и зарабатывать больше. Пенсионные накопления — это индивидуальная инициатива каждого человека. Вы можете отчислять взносы или вообще их не делать, ведь в итоге каждый получит ту прибавку, которую сам и накопил.

Вот что отличает накопительную пенсию от страховой:

  1. Пенсионные накопления — это не проценты, не коэффициенты и не баллы. Взносы делаются в рублях и возвращаются адресату тоже в рублях. При наступлении определенного возраста (60 лет для женщин и 65 лет для мужчин, по новому закону) гражданин получает дополнительную пенсию ровно в том размере, в котором он ее накопил. Величину отчислений вы определяете сами. Однако прежде чем начать формировать такую пенсию, подайте соответствующее заявление в ПФР.
  2. Пенсионные накопления — это инвестиция. Получить дополнительную часть можно только за счет программ государственного софинансирования (действовали до 2015 года включительно), материнского капитала (пенсионное пособие матери — одна из целевых статей его расхода) или же дополнительных страховых взносов. Размер выплат не фиксирован, вы сами определяете величину отчислений. Если гражданин участвует в программе государственного софинансирования и самостоятельно вносит деньги в размере от 2000 до 12 000 рублей, то такие взносы автоматически удваиваются. Вносить можно и больше (и даже меньше 2000), но такие отчисления удваиваться уже не будут.
  3. Накопительная пенсия не индексируется. Но ее можно увеличить на определенный процент. Схема аналогична банковскому депозитному счету — вы перечисляете деньги с целью накопления, а держащая их организация начисляет за это проценты, которые ежегодно идут в пользу вашей пенсии. Есть еще и специальные пенсионные программы: специалисты вашего негосударственного фонда разрабатывают и согласовывают с вами алгоритм, по которому вложенные деньги будут не просто храниться на счете, но работать и приносить вам дополнительный доход. Но такая схема, как и любая другая инвестиционная программа, имеет определенные риски. В результате вы можете не приобрести, а потерять все свои дополнительные взносы.

И еще один важный нюанс: если гражданин накопил дополнительную пенсию, он вправе передать ее по наследству. Это еще раз подтверждает абсолютно добровольный характер таких отчислений.

Раньше программа формирования дополнительной поддержки будущих пенсионеров существовала на государственном уровне. Работодатели отчисляли на накопительную пенсию 2% для мужчин, родившихся в период с 1953 по 1966 года, и для женщин, которые родились с 1957 по 1966 год. Программа перестала действовать с 2005 года.

Читайте также:  Как получить 4 млн. от государства на покупку квартиры

Для всех, кто родился с 1967 года и позже, действовало другое направления — работодатели платили в ПФР 6% на дополнительную часть обеспечения пенсионеров. Эта программа также прекратила свое существование, но немного позже — в 2013 году. С 2014 года страхователи (они же работодатели) отчисляют в ПФР только обязательные взносы на страховое обеспечение пособия. Дополнительную часть теперь формируют сами граждане — из личных средств и в неограниченном размере.

Что такое пенсионные резервы

Статья 14. Формирование выплатного резерва негосударственного пенсионного фонда

1. Включению в выплатной резерв подлежат:

1) сумма средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица на день, с которого устанавливается накопительная пенсия, но не менее суммы гарантируемых средств, определяемой в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений», за исключением средств пенсионных накоплений, за счет которых установлена срочная пенсионная выплата;

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 410-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) сумма средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица позднее дня, с которого установлена накопительная пенсия, исходя из которых произведена корректировка ее размера в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ «О накопительной пенсии», за исключением средств пенсионных накоплений, которые учтены при корректировке размера срочной пенсионной выплаты в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона, в случае, если соответствующему застрахованному лицу установлена срочная пенсионная выплата;

(в ред. Федеральных законов от 03.12.2012 N 242-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) доход от инвестирования средств пенсионных накоплений, отраженный на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица после установления накопительной пенсии, исходя из которого произведена корректировка ее размера;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) сумма средств пенсионных накоплений, формируемых в пользу застрахованных лиц, которые продолжают (возобновляют) работу и (или) иную деятельность, предусмотренные статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», после установления им накопительной пенсии, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица за период, истекший со дня назначения накопительной пенсии либо со дня последней корректировки ее размера, произведенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ «О накопительной пенсии», и исходя из которых произведена корректировка размера накопительной пенсии;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) сумма гарантийного восполнения, направленная в выплатной резерв в целях приведения выплатного резерва в соответствие с требованиями достаточности, установленными Центральным Банком Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений».

(п. 5 введен Федеральным законом от 07.03.2018 N 49-ФЗ)

2. Активы (ценные бумаги и денежные средства), составляющие средства пенсионных накоплений в сумме, определяемой в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, подлежат передаче из состава пенсионных накоплений, не включенных в резервы, в состав выплатного резерва в срок, установленный Федеральным законом от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» для передачи средств пенсионных накоплений в доверительное управление управляющим компаниям. В выплатной резерв не могут быть переданы ценные бумаги, оцениваемые по стоимости, отличной от рыночной.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 07.03.2018 N 49-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Средства, указанные в пункте 3 части 1 настоящей статьи, подлежат зачислению в состав выплатного резерва не позднее двух месяцев после осуществления корректировки размера накопительной пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом в году, следующем за годом назначения застрахованному лицу накопительной пенсии.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Средства, указанные в пунктах 2 и 4 части 1 настоящей статьи, подлежат передаче из состава средств пенсионных накоплений в состав выплатного резерва не позднее одного месяца с даты корректировки размера накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ «О накопительной пенсии».

Условия и принципы обработки персональных данных в соответствии с GDPR*

АО «НПФ Сбербанка» очень серьезно относится к вопросам конфиденциальности и безопасности информации. Защита ваших персональных данных** — один из наших ключевых приоритетов.

Мы обрабатываем ваши персональные данные, собранные на законных основаниях и в рамках четко сформулированных целей, характерных для взаимодействия АО «НПФ Сбербанка» со всеми сторонами:

  • — клиентами, потенциальными клиентами, их родственниками или представителями;
  • — контрагентами и партнерами (как существующими, так и потенциальными);
  • — сотрудниками (включая их родственников) и соискателями.

Уровень доходности НПФ

Далее мы попытаемся разобраться, почему уровень доходности у различных НПФ является разным. Уровень доходности НПФ напрямую зависит от того, каким именно инвестиционным проектам отдает предпочтение руководство фонда. Чтобы уровень доходности НПФ достиг высокого значения, необходимо чтобы консолидированный капитал был инвестирован в высокодоходные проекты. При этом, следует помнить, что инвестиции в высокодоходные проекты связаны с высокими рисками, а это далеко не всегда хорошо.

Зная, от чего зависит уровень доходности НПФ, вы можете выбрать организацию, подходящую вам по уровню доходности и рисков.

Практика показывает, что самые надежные организации этого типа обеспечивают своим клиентам относительно небольшой уровень доходности. Эта особенность связанна с тем, что подобные организации инвестируют консолидированный капитал в государственные облигации, которые, по праву, считаются самым надежным инвестиционным инструментом.

В настоящее время НПФ является одним из самых надежных методов обеспечения финансового благополучия после выхода на пенсию.

Уровень доходности НПФ

Далее мы попытаемся разобраться, почему уровень доходности у различных НПФ является разным. Уровень доходности НПФ напрямую зависит от того, каким именно инвестиционным проектам отдает предпочтение руководство фонда. Чтобы уровень доходности НПФ достиг высокого значения, необходимо чтобы консолидированный капитал был инвестирован в высокодоходные проекты. При этом, следует помнить, что инвестиции в высокодоходные проекты связаны с высокими рисками, а это далеко не всегда хорошо.

Зная, от чего зависит уровень доходности НПФ, вы можете выбрать организацию, подходящую вам по уровню доходности и рисков.

Читайте также:  Новый порядок выдачи больничных

Практика показывает, что самые надежные организации этого типа обеспечивают своим клиентам относительно небольшой уровень доходности. Эта особенность связанна с тем, что подобные организации инвестируют консолидированный капитал в государственные облигации, которые, по праву, считаются самым надежным инвестиционным инструментом.

В настоящее время НПФ является одним из самых надежных методов обеспечения финансового благополучия после выхода на пенсию.

Какие льготы и вычеты дают за перевод накопительной пенсии

Никаких.Вероятно, вы спросили об этом потому, что слышали про программы негосударственного пенсионного обеспечения (НПО). Это вторая пенсия, мы про нее тоже скоро напишем статью. Она формируется так же, как государственные пенсионные накопления, но взносы делаете вы, а не работодатель. Накопительная пенсия входит в систему обязательного пенсионного страхования (ОПС), а НПО — дело добровольное.

Существуют корпоративные программы софинансирования НПО — это когда вы платите взносы пополам с работодателем: одну половину вычитают из зарплаты, вторую добавляет компания. Это добровольное дело работодателя, часть соцпакета, как ДМС.

За участие в таких программах действительно делают налоговый вычет, но перевод накопительной пенсии здесь ни при чем.

Можно ли сравнить доходность инвестиций моего фонда и других?

По желанию человек может сменить НПФ на другой, но при этом все денежные средства в обязательном порядке переводятся в новый. Накопления разрешено держать только в одном фонде. Возможно использовать один из представленных вариантов перехода:

  • срочный. Подать заявление о переводе сбережений допустимо 1 раз в 5 лет. Тогда объем средств полностью сохраняется;
  • досрочный. Перевод средств возможен 1 раз в год (по старому алгоритму), но в этом случае инвестиционный доход гражданин теряет.

Из этого следует, что выгоднее сохранять накопления в одном НПФ не менее 5 лет. При смене учреждения заключается договор на ОПС с новым фондом. Для перевода подается заявление до 31 декабря текущего года по представленному образцу.

Пример заявления для перевода средств из одного НПФ в другой

  1. Личное обращение.

  2. Почтовые переводы документов.
  3. Электронный способ через сайт НПФ или Госуслуги.
  4. Через доверенное лицо.

Виды переводов из одного НПФ в другой:

  • Досрочный – занимает один год. Например, перевод сделан в 2020, деньги переведут только в 2020, что приведет к потере инвестиций.
  • Срочный – делается через пять лет нахождения в компании. Например, перевод сделан в 2020, деньги переведутся в 2022, инвестиции будут сохранены.

Возможен ли перевод накоплений?

По закону НПФ и ПФР обязаны раз в пять лет фиксировать инвестиционный доход на индивидуальном пенсионном счете клиента.

Причем даже если фонд вкладывал деньги неудачно и получал не доход, а убытки от инвестиций, по итогам этих пяти лет в минусе человек точно не окажется. В момент фиксации на счете клиента должна оказаться сумма не меньше той, которая была на начало этого периода, плюс все взносы, которые перечислял на счет он сам или его работодатель.

Первая фиксация инвестдохода во всех фондах прошла 31 декабря 2015 года. Но она коснулась только тех людей, которые никогда не переводили свои пенсионные накопления из ПФР в НПФ или же стали клиентами нового фонда не позднее 2011 года.

Следующая фиксация для этих людей состоится в 2020 году. И если они напишут заявление на досрочный переход в 2020 году, то ничего не потеряют.

Для тех, кто перевел свои пенсионные накопления в 2012 году и позже, годы фиксации будут зависеть от года смены фонда.

Год, когда ваши деньги попали в текущий НПФ или ПФР Год первой фиксации Год второй фиксации
2011 и раньше 2015 2020
2012 2016 2021
2013 2017 2022
2014 2018 2023
2015 2019 2024
2016 2020 2025
2017 2021 2026
2018 2022 2027
2019 2023 2028

В годы фиксаций можно написать заявление на досрочный переход и перейти в новый фонд без потерь.

Если же вы захотите досрочно перевести деньги в другой фонд в другие годы, то потеряете инвестиционный доход за неоконченную пятилетку. Если фонд по итогам этих лет получил убытки, то их вычтут из суммы пенсионных накоплений.

Кому положена накопительная пенсия

Начиная с 01.01.2015, накопительная и страховая части российской пенсии разделены. Накопительная не тратится на текущие выплаты, а собирается на личном счете плательщика. Накопления положены следующим категориям:

  1. Работающим гражданам, родившимся в 1967 г. и позже, из уплаченных работодателем взносов в ПФР с 2002 по 2014 г.
  2. Мужчинам и женщинам, родившимся с 1953 по 1966 г. и с 1957 по 1966 г. соответственно. Речь о суммах, которые работодатели отчисляли на накопительную пенсию.
  3. Тем, кто принял участие в Программе софинансирования пенсий.
  4. Тем, кто использовал материнский капитал для формирования своей пенсии.

Что выгоднее: накопительная или страховая пенсия?

Выгодно ли формировать накопительную пенсию? Для ответа на этот вопрос необходимо разобраться в ее плюсах и минусах:

  • Отчисления, направляемые на страховую пенсию, переводятся в пенсионные баллы и хранятся на счете в виде информации, а поступающие в ПФР средства используются государством для выплаты пенсионных пособий нынешним пенсионерам.
  • Взносы, направленные на формирование пенсионных накоплений, сохраняются на индивидуальном счете застрахованного в виде денег и государство ими распоряжаться не может.
  • Накопительная пенсия не индексируется, в отличие от страховой. Она инвестируется на рынке финансов, этот процесс может быть как прибыльным, так и убыточным.
  • В отличие от страховой, средства накопительной пенсии передаются по наследству в случае, если получатель не смог дожить до ее назначения или она была назначена, но получить он ее не успел.

В случае отзыва лицензии у выбранного НПФ накопленные средства будут сохранены и переданы в ПФР, но в размере перечисленных взносов без учета дохода от инвестиций.

При формировании пенсионных накоплений существуют нюансы:

  • Формирование накопительной пенсии уменьшает размер взносов, направляемых на страховую пенсию, снижая тем самым начисление пенсионных баллов, что скажется на размере будущей страховой выплаты.
  • В 2020 году продолжает действовать мораторий для отчисления взносов на накопительную пенсию, все перечисляемые страховые средства направляются на страховую пенсию. Однако формирование накоплений возможно за счет добровольных взносов за счет собственных средств или взносов работодателя, а также маткапилата.
  • При желании в дальнейшем можно отказаться от направления страховых взносов на накопительную пенсию, накопленные средства будут продолжать инвестироваться и их выплатят при назначении пенсионного обеспечения, а страховые перечисления будут идти только на страховую пенсию.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *