Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Путевой лист. Изменения с 1 марта 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для проведения предварительного или периодического осмотра медицинской организацией формируется постоянно действующая врачебная комиссия под руководством врача-профпатолога, состав которой утверждается приказом (распоряжением) руководителя медицинской организации.
Алгоритм организации предварительных и периодических медосмотров
Представим порядок организации периодических медосмотров в виде пошагового алгоритма.
Шаг 1. Определить ответственного за организацию медосмотра (работодатель определяет самостоятельно).
Шаг 2. Заключить договор с медицинской организацией, имеющей лицензию на проведение медицинских осмотров.
Шаг 3. Составить перечень рабочих мест и профессий, связанных с воздействием на работника вредных и (или) опасных производственных факторов для каждого рабочего места (профессии).
Шаг 4. Составить и утвердить (работодателем) список лиц, поступающих на работу, подлежащих предварительным осмотрам.
Шаг 5. Составить и утвердить (работодателем) список работников, подлежащих периодическим осмотрам (до введения в действие приказа назывался контингент).
Шаг 6. Направить этот список не позднее 10 рабочих дней после утверждения работодателем в территориальный отдел Роспотребнадзора по фактическому месту нахождения работодателя.
Шаг 7. Составить и утвердить (работодателем) поименный список работников, подлежащих периодическим осмотрам (взаимосвязан с шагом 5).
Шаг 8. Направить поименные списки в медицинскую организацию (с которой заключен договор на проведение медицинских осмотров), согласовать календарный план и ознакомить с ним работников (только для периодического осмотра).
Шаг 9. Оформить и выдать работникам направления на медосмотр.
Шаг 10. Получить результаты медосмотра (заключение, заключительный акт).
Штраф за отсутствие отметки о предрейсовом контроле
Штраф за нарушение правил прохождения предрейсового технического осмотра предусмотрен статьей 12.311 КоАП:
3. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — пяти тысяч рублей; на юридических лиц — тридцати тысяч рублей.
Обратите внимание, наказание накладывается:
- на водителя — 3 000 рублей,
- на контролера — 5 000 рублей,
- на юридическое лицо или ИП — 30 000 рублей.
Лучше всего для получения подробной информации посещать официальные сайты медицинских учреждений. На любой странице обязательно найдётся раздел, посвящённый различным видам медицинских осмотров для сотрудников перед рейсом. Главное чтобы были сведения и о сертификации таких специалистов.
Для каждого региона действуют свои правила прохождения медосмотров. И каждый специалист имеет право устанавливать свою цену.
На сайтах вывешивают подробные сведения относительно таких факторов:
- цена услуги;
- используемое оборудование;
- квалификация врачей;
- информация о дипломах и сертификатах.
Окончательный выбор делает руководитель, либо сами водители.
Допуск к работе и последствия запретов
Если есть отклонения, препятствующие дальнейшей работе – выдают направление, предъявляемое в поликлинике по адресу проживания.
Справка должна содержать следующую информацию:
- подпись самого медицинского сотрудника, выдавшего документ;
- описание объёмов оказания помощи заявителю;
- диагностирование болезней по предварительным заключениям;
- цель, с которой пациента направляют к сотрудникам поликлиники;
- дата, точное указание времени проведения контроля;
- порядковый номер самого мероприятия.
Проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей
Чтобы организовать качественные медосмотры водителей своей организации, собственнику нужно:
- Утвердить и ввести в действие соответствующее положение.
- Подготовить помещение для медосмотров. Требования к нему изложены в методических рекомендациях Минздрава (скачать можно вначале стати).
- Утвердить количество медработников, которые будут проводить медосмотры, установить график их работы.
- Периодически организовывать для них повышение квалификации и обучение. Если медработники числятся в штате компании, это делает работодатель, в штате больницы – больница. Для исключения недоразумений это целесообразно прописывать отдельным пунктом договора на медуслуги.
- Обеспечить медпункт всей документацией, в т.ч. журналами предрейсового медицинского осмотра водителей образца 2021 г.
Требования к помещению для медосмотров согласно методики Минздрава:
— состоит минимум из 2 комнат. Первая используется для всех видов медосмотров. Во второй комнате водители сдают анализы (например, кровь, мочу);
— хорошо освещено;
— оборудовано: кушеткой, офисной мебелью, светильниками, шкафом, вешалкой, сейфом;
— оснащено: термометрами, тонометрами, алкотестерами, приборами на выявление паров спирта, экспресс-тестами на наркотики, медшпателями, укомплектованной сумкой для оказания первой медпомощи. Минимальное количество каждого из инструментов приведено в методике.
Стандартная схема организации медосмотра водителей перед рейсом
- На процедуру водитель приносит с собой путевой лист. Заходить в кабинет следует по одному.
- Пока очередной пациент входит, медработник оценивает его походку (идет уверенно, ровно, шатается, натыкается на мебель), внешний вид (опрятный, неряшливый, уверенный, нервный, задумчивый, «потерянный»), особенности поведения (держится спокойно, ерзает, нервничает, старается отодвинуться подальше, прячет руки).
- Медработник собирает анамнез – опрашивает водителя, как он себя чувствует, выспался ли он, есть ли у него жалобы на состояние здоровья, настроение.
- Если водитель на что-то жалуется (например, на высокое давление), медработник должен измерить его значение и выяснить, действительно ли значение этого параметра отклоняется от нормы и мешает работе.
- Медработник осматривает кожу – ее цвет и целостность (сигналами опасности считается наличие свежих ран, мест уколов, расчесанные области и т.д.);
- Медработник осматривает глаза – слизистые оболочки, склеры, зрачки.
- Медработник измеряет АД и ЧСС. Температуру нужно измерять, если есть признаки ее повышения.
- Медработник заполняет Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей. Образец документа доступен для скачивания ниже. Если претензий нет, медработник проштамповывает путевой лист, заполняет графы штампа. На этом процедура заканчивается. Осмотр считается пройденным, и водитель отправляется работать.
Послерейсовый медосмотр организовывается так же. Он проводится для контроля:
- поведения трудящихся в течение смены. Это помогает предупредить употребление запрещенных веществ после заполнения медработниками маршрутных листов.
- воздействия на водителей ОПФ и вредностей во время выполнения производственных заданий.
Кто проводит проверку автотранспорта
Руководитель предприятия своим распоряжением назначает на должность контролёра технического состояния автомобилей сотрудника имеющего достаточное образование и навыки этой работы. В соответствии с пунктами 14 и 15 транспортного Приказа Минтранса о проведении проверки автомобилей № 287 от 28.09.2015 года, определившими основные требования к квалификации граждан выполняющих обязанности связанные с перевозкой граждан, независимости от форм собственности владельца предприятия, к контролёрам состояния автотранспорта предъявляются следующие требования:
- Уровень ранее полученной специальной подготовки не ниже средне – технического образования по одному из следующих профилей:
- обслуживание и ремонт автомобильной техники, а для проверки наземного электротранспорта – эксплуатация электрооборудования и автоматических систем наземного электрического транспорта;
- техника и технологии автотранспорта;
- специальные курсы по переподготовке специалистов с получением квалификации контролёра техсостояния автотранспорта.
- Должен знать и руководствоваться нормативными документами:
- по порядку осуществления технического обслуживания автомобилей и проведению ремонта;
- организации безопасного движения;
- по основам трудового законодательства, охране трудовой деятельности и эксплуатации транспорта;
- по пожарной безопасности.
- Владеть знаниями характеристик поверяемой техники, её устройство, правилами и техническими нормами эксплуатации.
Помещение для предрейсового осмотра проходит несколько этапов для получения лицензии. Это происходит через следующие шаги:
- Проведение экспертизы на объекте, который подлежит лицензированию, для установления степени его соответствия законодательным требованиям.
Для этого лицензиат обязуется предоставить такие документы как:
- Сформированный план БТИ для помещения, где будет располагаться кабинет для предсменных и послесменных осмотров.
- Свидетельство о праве собственности на изучаемое помещение.
- Договор аренды или акт приема-передачи — в зависимости от статуса объекта (находится ли он в аренде или является личной недвижимости).
- Получение заключения о соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям, что позволяет осуществлять медицинскую деятельность.
Для этого предоставляются следующие документы:
- Устав организации.
- Свидетельство, заверяющее постановку на налоговый учет.
- Актуальная выписка из ЕГРЮЛ, срок которой не более 10 дней.
- Свидетельство, подтверждающее право собственности на изучаемый объект.
- Договор аренды при нахождении помещения в аренде. Срок его продолжительности должен быть как минимум 11 месяцев.
- Свидетельство ОГРН, подтверждающее регистрацию компании.
Все документы должны быть предоставлены в виде нотариально заверенных копий для рассмотрения.
- Оформление медицинской лицензии на организацию кабинета.
На этом этапе требуемый перечень документов пополняется следующими пунктами:
- Свидетельством о внесенных раннее в Устав изменениях, если они производились.
- Письмо, свидетельствующее о постановлении компании на учет в органы статистики.
- Протокол формирования компании и протокол о вносимых изменениях в документы, если они ранее производились.
- Поручение на оплату государственной пошлины, уплачиваемой за получение лицензии.
- Выписка, содержащая перечень средств, приобретаемых для ведения фармацевтической работы.
- Информация о работе медицинского сотрудника, обладающего достаточной квалификацией и образованием для организации предсменных и послесменных осмотров.
- Документы, связанные с работой заведующего: заключенный трудовой договор и приказ о назначении.
- Документы, свидетельствующие о назначении специалиста на должность генерального директора.
- Список используемого оборудования для прохождения водителями медицинского предрейсового осмотра.
- Сертификаты, подтверждающие соответствие используемого оборудования.
- Удостоверения, где отмечена регистрация соответствующей аппаратуры.
- Накладные.
- Заключение, подтверждающее прохождение санитарно-эпидемиологического контроля в отношении медицинского оборудования.
- Выписка о его помещении на баланс фирмы.
- Договор, обеспечивающий техобслуживание оборудования.
- Организация выезда для оценки изучаемого объекта и перечня необходимых документов. Она организуется с участием сотрудников Департамента здравоохранения или представителей Росздравнадзора.
- Оформление лицензии по результатам проведенных проверок. На этом этапе компания получает официальное разрешение на организацию медицинской деятельности. Если сотрудник, занимающийся проведением медосмотра, числится в штате компании, узаконивание его деятельности также требует оформления отдельной лицензии для руководителя фирмы. В результате лицензирования организации присваивается официальный статус лечебного учреждения.
При лицензировании деятельности медицинского кабинета необходимо иметь в штате не только медсестру, проводящую осмотры, но и главврача. Им может быть как отдельно приглашенный специалист, так и генеральный директор или его заместитель. Главное условие — наличие высшего медицинского образования и сертификата, соответствующего профилю «организация здравоохранения». Кроме того, обязательным считается стаж работы не менее 5 лет.
Оснащение кабинета предрейсового осмотра формируется исходя из числа сотрудников, которым предстоит ежедневное прохождение осмотра. Для них может быть организован как отдельный кабинет, так и медпункт или даже целая медицинская часть. Выбор помещения подходящего размера контролируется санитарно-эпидемиологической службой, проверяющей его соответствие законодательным нормам.
В Трудовом кодексе прописаны категории работников, которые обязаны проходить предсменный медицинский осмотр. Среди них специалисты, в чьи обязанности входит подземная работа; водители транспортных средств, машинисты ж/д транспорта; работники атомной и химической промышленности
Г-н Половков добавляет, что предприятию никто не запрещает выходить за рамки этого списка: если работодатель заботится о своих сотрудниках, то медосмотры могут проходить и другие специалисты. Например, на некоторых производствах ведётся контроль состояния всех работников старше 50 лет.
«Любое решение, способствующее улучшению качества жизни людей, — это решение правильное», — уверен главный инженер UMS Soft.
А ещё специалисты говорят, что обозначенный список, что называется, написан кровью. Перечисленные в нём специалисты — это люди, которым в силу особенностей работы могут просто не успеть оказать врачебную помощь. Шахтёр может добираться до своего рабочего места час, а то и больше разными видами транспорта. Водитель или машинист регулярно оказываются вдалеке от населённых пунктов. Ну а на работниках химической промышленности просто лежит очень большая ответственность.
«АСПО находит применение во всех отраслях, где задействован оперативный персонал, а также на всех опасных производствах. Это и горнорудная отрасль, и нефтяная промышленность, и транспортные предприятия», — говорит Александр Алексеев.
Каким образом автоматизация предсменных осмотров может сказаться на здоровье персонала? АСПО/ПРМО ведь никого не лечит.
Да, но благодаря качественному регулярному осмотру возможно раннее диагностирование профзаболеваний у работников. Кроме того, огромные возможности открывается хранящаяся в базе истории состояния каждого сотрудника.
«У каждого работника есть личная электронная медицинская карточка, в которой хранятся результаты медицинских осмотров за последние 5 лет. Фиксируются основные показатели состояния здоровья. Это средние показатели гемодинамики работника: артериальное давление и частота сердечных сокращений, общая температура тела, анамнез и сведения о хронических и перенесённых заболеваниях, наличие паров этанола в выдыхаемом воздухе.
На основании этих данных могут формироваться различные отчеты о состоянии здоровья работника, группы риска, прогнозы развития возможных профессиональных заболеваний. Сотрудник, например, может быть отнесён к группе риска ««Развитие и осложнение сердечно-сосудистых заболеваний», «Систематические стрессовые состояния», «Склонность к злоупотреблению алкоголем», «Возраст более 55 лет», — объясняет Екатерина Галустян.
«Система сохраняет всю историю прохождения медосмотров с возможностью создания отчётных документов за период, указанный медицинским работником, с применением различных фильтров (например, предсменный/послесменный осмотр). Программное обеспечение даёт возможность не только формировать отчёты для отслеживания динамики изменения по конкретному работнику, но и создавать так называемые «Группы здоровья» для отслеживания состояния здоровья работников, находящихся в группе риска с указанием индивидуальных норм допуска по всем критериям», — рассказывает о возможностях системы, созданной «КАС», Александр Алексеев.
Второй немаловажный вопрос: неужели вопрос допуска человека на работу можно поручить электронному устройству? Даже если восстания машин пока не ожидается, где гарантии, что в самый ответственный момент система не «зависнет»? Да и вообще, не у всех ведь «рабочее давление» именно 120/80, а температура тела — ровно 36,6.
Владимир Половков объясняет: решение-то как раз принимает человек, медработник. Система выполняет только механическую работу, а также структурирует данные. А фельдшер, вместо того чтобы собирать подписи, вести журналы и готовить отчёты, работает с людьми, которым в данный момент нужна профессиональная помощь. Кроме того, для каждого сотрудника, проходящего осмотр, можно задать индивидуальные границы норм и выявить отклонение от них для конкретного человека с его особенностями организма.
Медицинский работник по предрейсовым медицинским осмотрам имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.
3.2. Требовать от руководителя организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.
3.3. На повышение квалификации по вопросам организации проведения предрейсовых медицинских осмотров.
3.4. Вносить руководителю предложения по вопросам, касающимся исполнения должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией.
3.5. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя документы, материалы, инструменты и т. п., необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.6. Другие права, предусмотренные трудовым законодательством.
послерейсовые медосмотры
Наша организация занимается оптовой продажей, с доставкой товара до покупателя, путем использования собственных транспортных средств. На каждую поездку заполняется путевой лист.
Обязательна ли отметка о послерейсовом осмотре водителя, если перевозка не связана с перевозкой пассажиров и опасных грузов. В нашем случае, перевозка товаров.
Какая ответственность предусмотрена за неисполнение требования по послерейсовому осмотру?
Отвечает Татьяна Маслова, экспертНет, в случае, если деятельность не связана с перевозкой пассажиров и опасных грузов, то прохождение послерейсовых осмотров не обязательно. Соответственно и такую отметку в путевом листе делать не нужно.
За неисполнение требования по прохождению послерейсовых осмотров предусмотрена административная ответственность по ст. 11.32 КоАП РФ и предусматривает наложение штрафа на граждан в размере от 1 000 до 1 500 рублей; на должностных лиц — от 2000 до 3000 рублей; на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.
- Обоснование
- 1. Из рекомендации Нины Ковязиной, заместителя директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России
- Когда необходимо проводить обязательный медосмотр сотрудника
- Что будет, если нарушить порядок проведения медосмотров водителей
За нарушение порядка проведения обязательных медицинских осмотров водителей предусмотрена административная ответственность. Например, если в путевых листах не будет записи о прохождении водителем медосмотра или отметку об осмотре водителя в путевых листах сделал не квалифицированный врач, а кто-то другой.
- Размер штрафа по статье 11.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях составляет:
- для граждан – от 1000 до 1500 руб.;
- для должностных лиц организации (например, руководителя) – от 2000 до 3000 руб.;
- для организаций – от 30 000 до 50 000 руб.
- Кроме этого, за отсутствие в путевом листе отметки о прохождении водителем предрейсового медосмотра инспектор ДПС может оштрафовать:
- – руководителя – на 5000 руб.;
- – организацию или предпринимателя – на 30 000 руб.
Такие меры ответственности предусмотрены частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
- 2. Из статьи журнала «Охрана труда: просто и понятно», №10, октябрь 2014
- Послерейсовый медосмотр: разберем, кто обязан его проходить
- Кто должен проходить послерейсовый медосмотр
- Управление транспортным средством связано с повышенными физическими и психологическими нагрузками, поэтому к здоровью водителей законодательство предъявляет повышенные требования. Они должны проходить различные виды медосмотров:
- предварительные;
- периодические;
- предрейсовые;
- послерейсовые.
Послерейсовые медосмотры проводят в течение всего времени работы водителей, деятельность которых связана с перевозкой пассажиров или опасных грузов. Перечень опасных грузов приведен в приложении № 7.3 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.
При определении того, какую работу можно считать связанной с перевозкой пассажиров, часто возникают вопросы. Необходимость прохождения послерейсового осмотра водителями автотранспортных средств (водителями автобусов, таксистами и т.п.), сомнений не вызывает.
Но как быть, если в обязанности водителя входят поездки, связанные с доставкой сотрудников к месту работы и обратно, а также со служебными поездками сотрудников в течение рабочего дня? Обязан ли, например, личный водитель руководителя проходить послерейсовый осмотр?
С одной стороны, Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ) разделяет участников дорожного движения на водителей, пешеходов и пассажиров.
Следовательно, работа водителя связана с перевозкой пассажира (руководителя), и проводить медосмотр нужно. С другой стороны, личный водитель работает на основании трудового договора, а не договора перевозки (п. 1 ст. 784 ГК РФ).
Он не берет с руководителя плату за проезд и не выдает билетов (п. 1, п. 2 ст. 786 ГК РФ).
Можно сделать вывод, что работу водителя компании нельзя отнести к пассажирским перевозкам, и проходить послерейсовый медосмотр он не обязан. Руководствуясь данной логикой, многие организации в таких случаях ошибочно не проводят послерейсовые медосмотры.
Судебная практика по этому вопросу однозначна: послерейсовый медосмотр нужен.
Суды не принимают во внимание тот факт, что перевозки осуществляются для нужд организации, а не для нужд других потребителей, считая, что перевозимые сотрудники являются участниками дорожного движения, то есть, пассажирами.
Индивидуальные предприниматели, которые самостоятельно управляют транспортным средством и осуществляют перевозки, также должны проходить послерейсовый медосмотр (п. 4 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).
- В чем заключается послерейсовый медосмотр
- Послерейсовый медосмотр проводится в конце рабочего дня (рейса), чтобы выявить:
- признаки воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на здоровье работников;
- острое профзаболевание или отравление;
- признаки алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Как правило, послерейсовый осмотр аналогичен предрейсовому: медицинский работник выясняет общее самочувствие водителя, обращает внимание на его походку, состояние кожи на предмет инъекций, определяет состояние зрачков, и их реакцию на свет, измеряет артериальное давление, частоту пульса, температуру. При отсутствии жалоб, признаков заболеваний или употребления алкоголя, нарушения режима труда и отдыха водитель допускается к работе.
Если во время послерейсового медосмотра выявлены признаки употребления водителем алкоголя, наркотиков или других психоактивных веществ, проводится контроль трезвости. Он представляет собой клиническое обследование и исследование выдыхаемого воздуха и мочи на наличие в них различных групп психоактивных веществ.