Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем занимается отдел работы с налогоплательщиками в налоговой инспекции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С отдела работы с налогоплательщиками в налоговой инспекции начинается вся технологическая цепочка. Отделы работают со всеми налогоплательщиками: юридическими, физическими лицами, индивидуальными предпринимателями. При приеме пакета документов от налогоплательщика специалисты отделов работы с налогоплательщиками контролируют только, все ли документы представил налогоплательщик, разборчиво ли они заполнены, если на них необходимые реквизиты, печати и подписи. Затем отдел работы с налогоплательщиками передает в отдел ввода информации, сотрудники которого вводят информацию в базу данных. А непосредственно проверки расчетов налогоплательщиков занимаются работники отдела камеральных проверок.
Взаимосвязь отдела работы налогоплательщиками другими подразделениями инспекции
Отдел работы с налогоплательщиками регистрирует заявление налогоплательщика о зачете переплаты в счет погашения задолженности по налогам или о возврате. Отсюда заявление налогоплательщика попадает в отдел учета, отчетности и анализа, где оно проверяется. Дальше это заявление попадает в отдел камеральных проверок. Если отдел камеральных проверок выявил, какие-либо расхождения, то в отдел работы с налогоплательщиками отправляется уведомление о необходимости проведения сверки расчетов.
Отдел работы с налогоплательщиками производит информирование отдела регистрации и учета налогоплательщиков о наличии оснований для инициирования ликвидации налогоплательщиков — юридических лиц. Так же отдел работы с налогоплательщиками отвечает за организацию публикации сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, а так же сведений признанных не действительными. Отдел информационных технологий обеспечивает в отделе работы с налогоплательщиками работоспособность аппаратной части, системного и прикладного программного обеспечения общего применения.
Отдел камеральных проверок проводит работы по проставлению отметок на счетах — фактурах, представляемых лицами, совершающими операции с нефтепродуктами только, когда из отдела работы с налогоплательщиками поступит заявление от конкретного лица. Потом отдел работы с налогоплательщиками выдает счет-фактуру с отметкой налогового органа или с отказом о проставлении отметки.
Отдел работы с налогоплательщиками принимает заявление от налогоплательщика — экспортера о выдаче справки для представления в таможенный орган. Передает это заявление в отдел камеральных проверок, который подготавливает эту справку. Выдачу справки производит отдел работы с налогоплательщиками.
Отдел работы с налогоплательщиками подготавливает ответы на письменные запросы налогоплательщиков. В этом принимает участие отдел выездных проверок.
Полномочия налоговой инспекции
Налоговая инспекция осуществляет следующие полномочия:
государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов;
контроль и надзор в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, представлением деклараций, осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами;
проверка деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности.
бесплатное информирование (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о:
— о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
— порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
— правах и обязанностях налогоплательщиков;
— полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
предоставление формы налоговой отчетности и разъяснений по порядку их заполнения;
учет всех налогоплательщиков, ведение Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и Единого государственного реестра налогоплательщиков;
принятие в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;
возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов по налогам, формы налоговых деклараций и иные документы в случаях, установленных законодательством России, и направляет их для утверждения в Министерство финансов;
утверждение формы налогового уведомления, форму требования об уплате налога, формы заявления, уведомления и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
Порядок проведения «камералки»
Камеральную проверку можно условно разделить на два этапа: автоматизированный контроль и углубленная проверка. Автоматизированный контроль отчетности происходит фактически без участия налоговиков. После того, как данные из декларации (расчета) загружены в информационную систему инспекции, компьютер сам проверяет правильность заполнения строк отчетности и сверяет контрольные соотношения.
Также сведения из деклараций «прогоняются» по специальным базам данных — так называемым автоматическим системам контроля (АСК). Самая известная из них — АСК НДС-2, с помощью которой проводится «перекрестная» проверка данных всех деклараций по НДС и выявляются «разрывы» в цепочках формирования добавленной стоимости. То есть обнаруживаются ситуации, когда налог к вычету принимается, а на следующем этапе в бюджет не перечисляется.
ВНИМАНИЕ. Риск доначислений при камеральной проверке по НДС можно снизить, если заранее сверить с контрагентами полученные и выставленные счета-фактуры.
Если по результатам автоматизированного контроля в отчетности обнаружены ошибки, расхождения или несоответствия, то это является поводом для углубленной проверки. Также расширенная проверка осуществляется в том случае, если в декларации заявлены льготы или сумма НДС к возмещению. Кроме того, обязательной углубленной ревизии подвергается отчетность по налогам, связанным с использованием природных ресурсов (п. 3, 6, 8 и 9 ст. 88 НК РФ).
Организация приема налогоплательщиков
Вопрос организации приема налогоплательщиков налоговое ведомство связывает с тем, кто, когда и где будет его осуществлять, руководствуясь Приказом МНС России от 29.10.2003 N БГ-3-25/575 «О порядке приема налогоплательщиков в инспекциях МНС России».
Кто? Прием ведут сотрудники отдела работы с налогоплательщиками. Из Регламента исключена норма, устанавливающая лимит продолжительности работы должностного лица отдела работы с налогоплательщиками по непосредственному приему налогоплательщиков в операционном зале. Раньше он был равен четырем часам. Это было связано как со спецификой работы с физическими лицами, так и с повышенной психологической нагрузкой должностных лиц, а также с необходимостью повышения их профессионального уровня.
Когда? Прием должен осуществляться ежедневно в течение всего рабочего дня (п. 1.1.1 Регламента). Работа отдела налогового органа по приему налогоплательщиков во время перерыва для отдыха и питания, установленного Правилами внутреннего трудового распорядка, должна быть организована по сменному графику в период с 11.30 до 14.30.
Как? Пунктом 1.1.7 Регламента установлено, что должностные лица налоговых органов должны относиться к налогоплательщикам корректно и внимательно. Для сотрудников отдела работы с налогоплательщиками предусмотрены не только, например, бейджи, но и настольные таблички.
Публичное информирование
Публичное информирование осуществляется с использованием стендов и посредством проведения семинаров с налогоплательщиками.
Стенды могут размещаться как в здании инспекции, так и в других учреждениях и общественных местах. В п. 4.4.1.5 Регламента указаны сведения, которые должны размещаться на стендах с организационно-распорядительной информацией, в п. 4.4.1.6 — тематических. В соответствии с новым Регламентом в данный перечень включена информация, связанная с порядком учета физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям.
Для информирования налогоплательщиков о действующем законодательстве и по иным вопросам организуются семинары, в которых принимают участие специалисты инспекции ФНС России и УМНС по субъекту РФ. Семинары могут быть как тематическими, так и по общим вопросам.
В процессе работы сотрудники отдела камеральных проверок руководствуются строго прописанными в законодательствами актами и указами. На данный момент «камералка» обязана использовать в своей работе нормы права, прописанные в статьях 87, 88, 90, 91 Налогового кодекса РФ.
Приказы Федеральной Налоговой службы (ФАС) также имею высшую силу для сотрудников отдела. Все основные вопросы, связанные с камеральным отделом, четко прописаны в статье 88 Налогового кодекса РФ.
Помимо того, что сотрудники налоговой службы опираются на уже изданные законодательные акты, камеральный отдел внимательно отслеживает все изменения в законодательстве. Такой мониторинг законодательной базы позволяет инспекторам осуществлять свою деятельность в режиме максимальной эффективности.
Виды камеральной проверки
Камеральная проверка может быть общей и углубленной.
Программа пересчитывает расчеты, сравнивает показатели, которые нужны для исчисления налоговой базы, с предыдущими отчетными периодами: проверяет, как они сопоставляются, выявляет ошибки и противоречия.
Если нет разрывов или неувязки между показателями, которые представил налогоплательщик, камеральная проверка на этом заканчивается.
Углубленная камеральная проверка проводится, если в отчетность закралась ошибка. К примеру, программа АИС вывела одну сумму налога, а налогоплательщик представил другую. В таком случае налоговый инспектор может:
При углубленной камеральной проверке налоговый инспектор отправляет в государственные органы запросы на информацию о налогоплательщике. Например, узнает в Росреестре, есть конкретная недвижимость в собственности ООО или нет.
Всю полученную информацию инспектор затем анализирует и решает, не нарушил ли налогоплательщик налоговое законодательство.
Если по результатам углубленной проверки налогоплательщик исправил недочеты и ошибки в документах или, например, уплатил недоимку по налогам, камеральная проверка автоматически завершается.
Выездная проверка — это когда налоговые инспекторы приезжают на место, где находится налогоплательщик: в цех, магазин, склад и т. д. Домой к ИП или физлицу они не приходят.
На выезд инспекторы собираются по решению руководителя ИФНС и только в определенных случаях. Подробнее об этом расскажу ниже.
По возмещению НДС камеральная проверка всегда проходит углубленно, ведь фирма запрашивает деньги из госбюджета, где важна каждая копейка.
Если инспектор убедится, что нарушений законодательства нет, он поручит казначейству перечислить деньги на расчетный счет организации — возместить НДС.
🏛 Структура налоговой инспекции
На основании п. 4 Положения о ФНС Постановления Правительства РФ №506 от 2004 г. в систему налоговых органов входят Федеральная налоговая служба (ФНС) и территориальные органы. Иерархия налоговой инспекции состоит из нескольких уровней: федеральный, муниципальный и местный.
В структуру ФНС входят:
На межрегиональном уровне в систему контроля входят межрегиональные инспекции по федеральным округам, по крупнейшим налогоплательщикам, по обработке данных, по ценообразованию и по камеральному контролю.
Типовая инспекция налоговой службы подотчетна ФНС. Инспекции бывают межрайонного и районного уровней. После реформирования системы организации налоговых служб многие районные инспекции упразднили и преобразовали в межрайонные инспекции (они распространяют свое действие на несколько районов в городе).
Налоговый инспектор о работе: про грубость, зарплату и знание законов
Финансовый отдел Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве является самостоятельным структурным подразделением УФНС России по г. Москве.
Налоговые органы имеют право передавать материалы по фактам нарушения в органы МВД, если по этим нарушениям предусмотрена уголовная ответственность, а также подавать иски в суд.
Если компания не платит налоги, могут арестовать ее имущество — например, транспорт или оборудование. Налоговая может наложить арест, только если уже приняла все меры по взысканию задолженности — направила требование об уплате и попыталась взыскать недоимку со счетов компании, но это не привело к результату.
Во многих инспекциях жалуются на то, что в недавно созданные отделы по работе с налогоплательщиками очень сложно набрать людей, да и найти свободные помещения, куда можно было бы их посадить, нелегко.
Налоговый инспектор отвечает за то, чтобы жители Российской Федерации вовремя платили налоги. В полном объеме. А также проверяет предприятия на то, чтобы они не скрывали, не занижали свои доходы. И чтобы казна регулярно пополнялась отчислениями.
После комиссии по легализации налоговой базы назначат выездную проверку?
Это зависит от очень многих факторов. Говорить «в общем», не на примере конкретной ситуации — то же самое, что блуждать в тумане. Но мы попробуем.
Назначение выездной проверки зависит от конкретной ИФНС и её плана. По неофициальным комментариям налоговых инспекторов в Москве, риски назначения выездной возникают если на комиссии вам вменяют доплату более 5 млн руб.
В период пандемии продолжительность проверок сильно увеличилась, потому что налоговики всё согласовывают в управлении службы. В среднем ВНП длится до 12 месяцев, плюс оформление результатов выездной проверки – еще несколько месяцев. Но поступление НДС в бюджет налоговой требуется прямо сейчас, чтобы показать хорошие цифры по результатам года. Что из этого следует?
Отчасти это значит, что инспекция будет рада любым деньгам. С этой позиции имеет смысл согласиться с налоговой и доплатить НДС, если это можно сделать без серьёзных последствий для финансов компании.
Есть мнение, что стоит один раз «повестись» и заплатить по требованию инспекции, то она начнёт «доить» постоянно. С этой позицией мы можем поспорить. По нашему мнению, доплачивать надо по тем контрагентам, претензии по которым обоснованы, например:
Доплата по контрагентам у которых повышенный риск, позволит точечно уточнить налоговые обязательства. В свою очередь когда «плохие» контрагенты будут исключены из книги покупок, то у инспекции не будет «серьезных» причин включать вас в план выездных.
Организация информационной работы
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения.
Этому праву налогоплательщиков корреспондирует обязанность налоговых органов, закрепленная в пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ: бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения.
Во исполнение этих норм законодательства о налогах и сборах Регламентом предусмотрен порядок информационной работы с налогоплательщиками. Не знаем почему, но в нем налоговое ведомство не упоминает о своей обязанности по бесплатному информированию налогоплательщиков, которая содержится в ст. 32 НК РФ. То ли оно посчитало, что их подопечные и так прекрасно знают свои обязанности, то ли это требование налогового законодательства показалось им не столь важным и заслуживающим внимания.
Основной акцент в Регламенте сделан на необходимости информационной работы по представлению налоговой отчетности в электронном виде, подробно расписано, в каком порядке и какие аргументы надо приводить при объяснении преимуществ электронной сдачи отчетности.
Какие функции выполняет ИФНС?
- Регистрация налогоплательщиков: ИФНС отвечает за регистрацию организаций и граждан в качестве налогоплательщиков. Она выдает соответствующие свидетельства о регистрации и коды налогоплательщика.
- Налоговый контроль: ИФНС проводит контроль и проверки налогового учета организаций и граждан, чтобы обеспечить своевременное и правильное уплату налогов. Она также осуществляет контроль за правильностью представления налоговой отчетности и документации.
- Учет и взимание налогов: ИФНС осуществляет учет и взимание различных видов налогов, таких как налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, НДС и т.д. Она следит за своевременным внесением налоговых платежей и начисляет пени и штрафы в случае нарушений.
- Консультационная работа: ИФНС предоставляет налоговые консультации организациям и гражданам по вопросам налогообложения. Она отвечает на вопросы, предоставляет информацию о правилах и процедурах налогообложения.
ИФНС играет важную роль в поддержке налоговой системы и обеспечении справедливого и эффективного сбора налоговых платежей. Благодаря своим функциям, ИФНС способствует созданию благоприятных условий для развития бизнеса и строительства стабильной налоговой системы в России.
Отделы учета и работы с налогоплательщиками
В структуре Управлений ФНС по субъектам РФ, инспекций ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления, а также инспекций ФНС межрайонного уровня обычно выделяются отделы, ответственные за те или иные направления работы налогового органа. Наряду с отделом учета и регистрации налогоплательщиков, отделом работы с налогоплательщиками выделяют, к примеру, следующие отделы:
- отдел камеральных проверок;
- отдел выездных проверок;
- отдел урегулирования задолженности;
- аналитический отдел;
- юридический отдел;
- отдел информатизации.
Состав конкретных отделов налогового органа зависит от его расположения и загруженности. Как правило, в налоговом органе выделяются несколько отделов камеральных и выездных проверок, а отдел регистрации и учета налогоплательщиков, напротив, может объединяться с отделом по работе с налогоплательщиками и именоваться, к примеру, отделом учета и работы с налогоплательщиками или вовсе отделом учета налогоплательщиков.
Расскажем о типичных направлениях деятельности отдела регистрации и учета налогоплательщиков и о том, чем занимается отдел работы с налогоплательщиками.
Основные направления деятельности | |
---|---|
отдела регистрации и учета налогоплательщиков | отдела работы с налогоплательщиками |
— учет юридических и физических лиц; — предоставление сведений из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН, реестра дисквалифицированных лиц; — информирование налогоплательщиков по вопросам государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, учета налогоплательщиков |
— прием и ввод отчетности (на бумажном носителе и в электронном виде), в том числе по телекоммуникационным каналам связи; — сверка расчетов налогоплательщиков с бюджетом; — информационно-разъяснительная работа с налогоплательщиками по вопросам применения налогового законодательства |
Что такое аналитический отдел в налоговой инспекции
Аналитический отдел налоговой инспекции является одним из ключевых структурных подразделений данной федеральной службы, на который возложена колоссальная работа по обработке огромного массива информации, поступающей в ведомство от всех подведомственных организаций, физических лиц и прочих субъектов налогообложения.
Аналитический отдел выстраивает свою деятельность не только по вертикали ( с подотчетными ему структурами и лицами), но также по горизонтальной линии в рамках межведомственного взаимодействия с иными правительственными финансовыми структурами.
Аналитический отдел выполняет комплексную работу: это означает, что все направления его деятельности взаимосвязаны и интегрированы друг в друга.
Как работает отдел оперативного контроля ИФНС?
Отдел оперативного контроля ИФНС осуществляет контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и налогообложением предпринимателей и организаций.
Сотрудники отдела получают информацию о деятельности предпринимателей и организаций из различных источников: налоговых деклараций, регистрационных документов, информации о кассовых операциях и других.
Если в ходе контроля выявляются нарушения в соблюдении правил налогообложения и ведении бухгалтерского учета, сотрудники ИФНС могут требовать предоставления дополнительных документов и проведения выездной проверки.
При проверке отдел оперативного контроля ИФНС устанавливает связь с предпринимателем или организацией, предоставляет информацию о порядке проведения работы и требованиях к соблюдению правил налогообложения.
Полученные от органов контроля за регистрацию информации без предварительного разрешения начальника отдела оперативного контроля ИФНС не могут быть использованы в деятельности налоговой инспекции.
В целом, отдел оперативного контроля ИФНС играет важную роль в обеспечении соблюдения правил налогообложения на территории России.