Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какими льготами пользуются ликвидаторы Чернобыльской АЭС в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как такового понятия «чернобыльской пенсии» не существует. Чернобыльцы получают свою пенсию в повышенном по сравнению с обычной пенсией размером либо как инвалиды, либо по старости лет. Пенсионный возраст чернобыльцев наступает раньше, чем у других категорий работников. На сколько именно – зависит от льготной категории и стажа.
Статус «чернобылец»: категории лиц, которым положены льготы
К категории «чернобылец» согласно Разделу II Закона 1 относится широкий спектр лиц – не только непосредственные ликвидаторы аварии, но также те, кто проживал близко к ЧАЭС, и другие работники станции.
Территория, которая претерпела воздействие радиации, на законодательном уровне условно разделена на 4 зоны:
- Отчуждения. Непригодные для жизни земли, которые получили наибольшую степень радиации.
- Отселения. Площади, с которых выселялись люди из-за превышения радиационного фона, но на которые можно вернуться в случае его нормализации.
- Проживания с правами на отселение. Территории, также получившие радиацию, однако жители которых имели право самостоятельно принять решение – уезжать или остаться.
- Проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Независимо от того, в какой зоне проживал или работал человек, он наделен правом возмещения вреда, который причинила катастрофа 1986 г., а также получения социальной и материальной помощи.
Всего есть 4 категории чернобыльцев:
- Первая. К ней относятся ликвидаторы, которые стали инвалидами из-за пребывания в очаге катастрофы или получили лучевое заболевание.
-
Вторая. В нее входят ликвидаторы, которые находились определенное время в зоне отчуждения:
- с момента происшествия и до 01.07.1986 года — вне зависимости от длительности пребывания;
- с 01.07.1986 г. по 31.12.1986 года — от 5-ти суток;
- в течение 1987 года — от 14 суток;
- те, кто эвакуировался из зоны отчуждения (в том числе – в утробе матери) и обязательного выселения;
-
Третья. Не ликвидаторы, но те, кто:
- находился в области отчуждения с 1 июля по 31 декабря 1986 года — до 5 суток;
- пребывал в ней на протяжении 1987 года — до 14 суток;
- был там с 1988 по 1990 годы – от 1 месяца;
- работал в пунктах санобработки граждан в течение 1986 года — от 14 суток;
- жил в зонах обязательного и добровольного переселения, но не вошел в предыдущую категорию.
- Четвертая. Это постоянно проживающие в зоне радиологического контроля усиленного режима, если до 1993 года они прожили там от 4 и более лет.
Трудовые права чернобыльцев защищаются ТК РФ в усиленном режиме, а именно – они пользуются следующими трудовыми льготами:
- Не подпадают под сокращение кадров в случае его проведения на предприятии.
- Наделены правом обязательного обеспечения рабочим местом в случае переезда.
- У них на протяжении 4-х месяцев сохраняется средняя заработная плата и не прерывается стаж при увольнении с предыдущего места работы.
- Чернобыльцы получают доплату до размера прежнего заработка, если их перевели по медицинским показаниям на место с меньшей зарплатой.*
- В плане отпуска они вольны сами выбирать его дату, а не идти на ежегодный отдых тогда, когда скажет работодатель.
- Кроме основного отпускного периода, который оплачивается всем работникам по ТК РФ, чернобыльцы имеют право раз в 12 месяцев воспользоваться дополнительными 14 днями оплачиваемого отпуска.
* — доплата производится за счет работодателя до полного восстановления трудоспособности или получения группы инвалидности.
Кому предназначаются льготы участникам ликвидации аварии на ЧАЭС
Претендовать на получение льгот, установленных Правительством в качестве компенсации за утраченное здоровье, могут следующие категории лиц:
Получатели льгот | Комментарий |
Граждане, которые участвовали в период с 1957 по 1958 год в мероприятиях по ликвидации последствий катастрофы на ПО «Маяк». | Также люди, кто в период с 1949 по 1956 год реабилитировал территории вдоль реки Теча, в которую были сброшены радиационных отходы, и проводил защитные мероприятия по предотвращению распространения загрязнений. |
Медицинский персонал (младший, средний), а также врачи и сотрудники медицинских учреждений, пострадавшие от облучения при оказании помощи жертвам радиации с 26.04 по 30.06 1986 года | Кроме медицинских работников, которые по характеру своей проф. деятельности постоянно работают с какими бы то ни было источниками радиационных излучений. |
Военнослужащие и военнообязанные граждане, трудившиеся на объекте «Укрытие» в период с 1988 по 1990 год | Включая призванных на военные сборы |
Рядовые органов внутренних дел и начальствующий состав ОВД, проходившие службу в зоне отчуждения | В период с 1986 по 1987 год |
Военнослужащие и военнообязанные, которые были призваны на сборы или по долгу службы привлеченные к участию в мероприятиях по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в зоне отчуждения | Сюда включаются также представители летно-подъемного и инженерно-технического состава авиации (вне зависимости от рода выполняемых работ и дислокации). |
Ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской АЭС (1986-1987 гг.) в зоне отчуждения, участники мероприятий по эвакуации людей, с/х животных, ценностей | В том числе командированные и временно направленные в зону отчуждения лица. |
Размер ЕДВ с 1 февраля 2023 года — таблица
Величина ежемесячной выплаты от Пенсионного фонда определяется с учетом двух критериев:
- Категории федеральных льготников;
- А также решения получателя ЕДВ по формату предоставления набора соц. услуг, включающего обеспечение лекарствами, путевкой в санаторий и право бесплатного проезда.
Если отказаться от получения соцпакета, ЕДВ будет выплачиваться в полном размере. Если же частично или полностью пользоваться льготами, тогда из выплаты будет удерживаться определенный денежный эквивалент. То есть сумма будет меньше.
Размеры ЕДВ, которые будут выплачиваться в 2023 году для основных категорий льготников, представлены ниже в таблице. Причем величина выплат с 1 февраля 2023 г. указана с учетом запланированной индексации на 12,4%.
Категория получателей пособия | Размер ЕДВ в 2023 году | ||
---|---|---|---|
с 1 по 31 января 2023 г. | с 1 февраля 2023 г. (с повышением на 12,4%) | ||
Инвалиды | 1 группы | 4430,70 | 4980,11 |
2 группы | 3164,22 | 3556,58 | |
3 группы | 2533,00 | 2847,09 | |
дети | 3164,22 | 3556,58 | |
участники войны | 6328,41 | 7113,13 | |
Инвалиды в результате аварии на ЧАЭС (чернобыльцы) | 3164,22 | 3556,58 | |
Родственники умерших (погибших) ветеранов, инвалидов войны | 1899,73 | 2135,30 | |
Ветераны боевых действий | 3481,85 | 3913,60 | |
Участники ВОВ | 4746,29 | 5334,83 | |
Герои РФ, СССР, полные кавалеры ордена Славы | 74616,99 | 83869,50 |
Примечание: в таблице указаны максимальные размеры ЕДВ, выплачиваемые при полном отказе от соцпакета. При сохранении права на льготы НСУ суммы будут меньше указанных.
Логика Конституционного Суда
Конституционный Суд в определении указывает, что военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы.
Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Как оформить статус чернобыльца?
Статус чернобыльца подтверждает удостоверение. Оформить его можно в органах соцзащиты по месту проживания, обратившись туда с заявлением и предоставив следующую папку с бумагами:
- паспорт;
- свидетельство о рождении ребенка;
- справку, что на момент аварии чернобылец имел регистрацию в соответствующем населенном пункте;
- справку об инвалидности;
- подтверждение участия в ликвидации;
- бумаги, подтверждающие родство с чернобыльцем, пр.
В каждом конкретном случае – список документов может варьироваться, поэтому если есть возможность – лучше уточнить этот момент в соцзащите.
Подать документы на удостоверение чернобыльца можно несколькими способами:
- совершив визит в соцзащиту;
- лично в МФЦ;
- онлайн через сайт госуслуги.
Кому предназначаются льготы участникам ликвидации аварии на ЧАЭС
Претендовать на получение льгот, установленных Правительством в качестве компенсации за утраченное здоровье, могут следующие категории лиц:
Получатели льгот | Комментарий |
Граждане, которые участвовали в период с 1957 по 1958 год в мероприятиях по ликвидации последствий катастрофы на ПО «Маяк». | Также люди, кто в период с 1949 по 1956 год реабилитировал территории вдоль реки Теча, в которую были сброшены радиационных отходы, и проводил защитные мероприятия по предотвращению распространения загрязнений. |
Медицинский персонал (младший, средний), а также врачи и сотрудники медицинских учреждений, пострадавшие от облучения при оказании помощи жертвам радиации с 26.04 по 30.06 1986 года | Кроме медицинских работников, которые по характеру своей проф. деятельности постоянно работают с какими бы то ни было источниками радиационных излучений. |
Военнослужащие и военнообязанные граждане, трудившиеся на объекте «Укрытие» в период с 1988 по 1990 год | Включая призванных на военные сборы |
Рядовые органов внутренних дел и начальствующий состав ОВД, проходившие службу в зоне отчуждения | В период с 1986 по 1987 год |
Военнослужащие и военнообязанные, которые были призваны на сборы или по долгу службы привлеченные к участию в мероприятиях по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в зоне отчуждения | Сюда включаются также представители летно-подъемного и инженерно-технического состава авиации (вне зависимости от рода выполняемых работ и дислокации). |
Ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской АЭС (1986-1987 гг.) в зоне отчуждения, участники мероприятий по эвакуации людей, с/х животных, ценностей | В том числе командированные и временно направленные в зону отчуждения лица. |
Ошибка: На льготы участникам ликвидации аварии на ЧАЭС претендует сотрудник медицинского учреждения. Он участвовал в оказании помощи пострадавшим от радиации в зоне отчуждения. По роду своей профессиональной деятельности врач работает с в условиях радиационного излучения.
Комментарий: Медицинскому персоналу, который ежедневно по роду своей деятельности сталкивается с радиационным излучением, не положены подобные льготы. Упомянутые лица получают льготы, положенные им по причине работы в опасных для здоровья условиях.
Ошибка: Гражданин, участвовавший в эвакуации людей из зоны отчуждения ЧАЭС, не претендует на льготы участникам ликвидации аварии на ЧАЭС. Причиной тому является тот факт, что он был направлен на работы в командировку.
Комментарий: Командированные и временно направленные на работу в зону отчуждения люди также имеют право на получение указанных льгот.
Государственная помощь вдовам чернобыльцев
- паспорта с отметкой о заключении брака;
- свидетельства о смерти супруга;
- удостоверения, подтверждающего «чернобыльский» статус;
- бумаг, заявляющих о родственной связи с мужчиной;
- трудовой книжки;
- удостоверения, подтверждающего собственную инвалидность или инвалидность мужа (при наличии);
- бумаг о владении землей, транспортным средством, недвижимостью;
- справки о проживании в одной из 4-х зон;
- справки о том, что умерший гражданин был военнослужащим, ликвидатором.
- с ограниченными физическими возможностями по причине аварии;
- ликвидаторы взрыва на ЧАЭС;
- военнослужащие и пожарные, которые устраняли последствия трагедии;
- люди, эвакуированные из зоны отчуждения или отселения;
- граждане, являющиеся донорами костного мозга для пострадавших;
- военные и медицинские работники, вывозившие людей, животных, предметы искусства из зараженной зоны;
- дети, рожденные от матерей, проживавших в зоне заражения;
- жители и сотрудники предприятий всех четырех зон вокруг ЧАЭС.
Льготы ликвидаторам последствий аварии на ЧАЭС
- те, кто занимался непосредственно ликвидацией опасных последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
- те, кто занимался эвакуацией людей, живших в зоне поражения, а также сельскохозяйственных животных и ценностей, находившихся в этой зоне, – к этой категории отнесены и работавшие там люди и те, кто был направлен в командировку;
- военные, которых привлекали к работам, направленным на ликвидацию последствий аварии;
- служащие из состава ОВД, которые несли службу в месте аварии;
- граждане, принимавшие непосредственное участие в проекте «Укрытие» в 1988-1990 г.г.;
- все работники медицинских учреждений, получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медпомощи в период аварии;
- ликвидаторы аварии на ПО «Маяк» в 1957-1958 г.г. и в районе реки Теча в 1949-1956 г.г.
Категории чернобыльцев
Зона, попавшая под воздействие негативной радиоактивности, разделена на четыре территории:
- Зона отчуждения. Земли, расположенные вокруг здания АЭС, находящиеся в непосредственной близости от 4-х энергоблоков. На данной территории проживание граждан запрещено, также как и ограничена возможность ведения хозяйственной деятельности и природопользования.
- Зона отселения. Население было отселено с данной территории до момента понижения риска радиационного ущерба. Лица, выехавшие с загрязненной радиацией области, могут полностью рассчитывать на возмещение вреда и социальную поддержку.
- Область, где проживающие лица имеют право на отселение. В данной зоне осуществляется постоянный медицинский контроль за здоровьем каждого человека, а также проводятся различные мероприятия, направленные на снижение риска заболеваемости населения. Из данной области граждане также имеют право переехать и пользоваться льготами, предусмотренными Законом.
- Зона с допустимым уровнем радиации. Жители этой территории также имеют право на социально-экономические льготы и поддержку государства.
Новые возможности для чернобыльцев в 2024 году
2024 год обещает стать переломным для чернобыльцев и предоставить им новые возможности. После долгого времени борьбы за признание своих прав и компенсации за страдания, чернобыльцы наконец-то могут рассчитывать на лучшее будущее.
Одной из основных перспектив для чернобыльцев в 2024 году является индексация их выплат. Это позволит увеличить размер социальной поддержки и улучшить финансовое положение чернобыльцев. Индексация позволит учесть рост цен и инфляцию, чтобы выплаты оставались релевантными и достаточными для обеспечения нормальной жизни.
Кроме того, разработка новых социальных программ и медицинской помощи также является значимым шагом вперед. В 2024 году чернобыльцы получат доступ к более качественной и современной медицинской помощи, которая учитывает специфические заболевания и проблемы, связанные с радиацией. Это позволит повысить качество жизни чернобыльцев и обеспечить им необходимую поддержку.
Однако, несмотря на все перспективы, индексация и новые программы также сталкиваются с определенными трудностями. Некоторые проблемы могут возникнуть при определении критериев и порядка индексации. Необходимо учесть множество факторов, чтобы обеспечить справедливое распределение ресурсов.
Также важно обеспечить доступ чернобыльцев к медицинским услугам и социальной поддержке. В некоторых регионах страны доступ к медицинским услугам ограничен или затруднен. Поэтому необходимо разработать меры, которые обеспечат равный доступ к медицинской помощи для всех чернобыльцев, независимо от их места жительства.
Государственная поддержка чернобыльцев является важным аспектом их будущего. Государство должно приложить все усилия для обеспечения не только финансовой, но и социальной поддержки чернобыльцев. Это поможет им справиться с последствиями катастрофы и достойно жить в будущем.
Важно, чтобы государство приняло активную роль в решении проблем чернобыльцев. Это включает в себя разработку и реализацию специальных программ, обучение медицинского персонала и информирование общества о правах чернобыльцев и доступных мероприятиях. Только совместными усилиями можно добиться прогресса и улучшения условий жизни чернобыльцев.
Для эффективной работы и решения проблем чернобыльцев также необходимо повысить их информированность. Образовательные программы и доступ к информации о правах и возможностях чернобыльцев являются важным шагом в этом направлении. Чернобыльцы должны знать свои права и быть осведомленными о доступных ресурсах, чтобы максимально воспользоваться предоставленными возможностями.
Все эти шаги и перспективы открывают новые горизонты для чернобыльцев в 2024 году. Они позволят им преодолеть трудности и прожить более достойную жизнь после страшной трагедии. Главное — совместные усилия государства, общества и чернобыльцев для достижения этих целей.
Роль государства в решении проблем чернобыльцев
Одной из наиболее важных и ответственных ролей в решении проблем чернобыльцев в 2024 году играет государство. Это государство должно не только обеспечить финансовую поддержку, но и разработать и реализовать политики и программы, направленные на улучшение жизни и здоровья чернобыльцев.
Прежде всего, государство должно обеспечить доступ к высококачественной медицинской помощи для чернобыльцев. Это включает в себя создание специализированных медицинских центров, где будут работать врачи, обладающие специфическими знаниями и опытом в области лечения последствий радиации. Кроме того, государство должно содействовать развитию научно-исследовательской деятельности, направленной на поиск новых методов диагностики и лечения чернобыльцев.
Кроме того, государство должно разработать и реализовать программы социальной поддержки для чернобыльцев. Это может включать предоставление финансовых выплат, предоставление жилья, обучение и поддержку при трудоустройстве. Государство должно также обеспечить доступ к социальным услугам, таким как психологическая помощь и социальная реабилитация.
Важно отметить, что роль государства не ограничивается только финансовой поддержкой и разработкой программ. Государство должно также играть активную роль в обеспечении прав чернобыльцев и защите их интересов. Это включает в себя создание и поддержку органов государственного управления, ответственных за защиту прав чернобыльцев, а также обеспечение доступа к информации и образованию о правах чернобыльцев.
В целом, роль государства в решении проблем чернобыльцев в 2024 году является незаменимой. Это государство должно быть гарантом социальной справедливости и заботы о чернобыльцах, обеспечивая им не только материальную поддержку, но и доступ к медицинским услугам, социальной поддержке и информации. От ответственности государства зависит будущее и качество жизни тех, кто страдает от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Кто имеет право на получение льгот и выплат
В истории СССР были крупные техногенные катастрофы, некоторые из них привели к радиоактивному заражению местности и нанесли ущерб огромному количеству людей. Самая печальная катастрофа – авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 года. Но были также и другие аварии. Так, 29 сентября 1957 года произошла «Кыштымская авария» – катастрофическая ситуация на химическом комбинате «Маяк» (закрытый город Челябинск-40, в настоящее время – Озерск). Взорвалась емкость с радиоактивными отходами. Однако еще с 1948 года радиоактивные отходы сливались в реку Теча. Кроме того, с 1949 года советские власти проводили ядерные испытания на Семипалатинском испытательном полигоне (сейчас территория Казахстана). Из-за несовершенства технологий территория оказалась зараженной, негативные последствия для здоровья и сейчас ощущают военнослужащие, работники полигона, жители окружающих населенных пунктов.
Для обеспечения социальной защиты пострадавших был принят Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Нормы этого закона распространяются и на пострадавших при других техногенных катастрофах с радиационным заражением.
Льготы ликвидаторам и гражданам, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС
Для получения ЕДВ необходимо проделать такой алгоритм:
- Обратиться на выбор в ПФ РФ, МФЦ или на портал Госуслуг.
- Составить и подать заявление на начисление выплат.
- Приложить к заявлению паспорт и ветеранское удостоверение.
- Заблаговременно указать способ доставки выплаты в случае ее назначения.
Пенсионный фонд ограничен во времени рассмотрения подобных заявлений. Претенденту на получение ЕДВ обязаны ответить в течение 10 дней с момента обращения.
В случае назначения выплаты, она будет переводиться на банковскую карту, доставляться на дом или выдаваться на почте, согласно возможностям и желанию заявителя.
Если гражданин имеет право на получение выплаты по нескольким основаниям, ЕДВ назначается только по одному из них — на выбор получателя.
Например, человек является не только ветераном БД, но и инвалидом 1 группы. В таком случае, выгоднее получать выплату по инвалидности, т.к. ее размер выше, чем для ВБД (в 2022 г. составляет 4324,43 руб.).
Закон №5-ФЗ, изданный в январе 1995 года, устанавливает перечень лиц, которые наделены правом стать обладателем звания «Ветеран военных операций»:
- Граждане, находившиеся на государственной должности в момент прохождения службы в Афганистане в 1980-х годах. При этом они должны полностью отработать установленный период или досрочно откомандироваться на основании какой-либо важной причины.
- Граждане, осуществлявшие обслуживание армейских частей РФ или Союза, которые расположены в пределах иностранной державы. Эта категория людей должна быть ранена, изувечена либо контужена при выполнении воинских обязанностей. Также к данной группе могут относиться люди, которые представлены к награде (медали, ордена РФ, СССР за участие в военных операциях).
- Лица, состоящие в лётном составе вооружённых сил, совершавших полёты по маршруту из СССР в Афганистан и в обратном направлении во время проведения боевых операций.
- Служащие армейских автотранспортных батальонов, осуществлявших перевозку грузов по афганской территории во время проведения боевых мероприятий.
- Военнослужащие начальственного и рядового корпуса МВД, лица в отставке и в запасе, принимающие участие в исполнении заданий Правительства по нахождению и ликвидации мин (траление и их уничтожение через подрывание) территорий Союза и соседних стран в 1945-1951 годах.
- Лица, состоящие на военной службе либо находящиеся в запасе, служащие МВД, которые приняли участие в военных действиях в составе боевых подразделений СССР или России.
Статус ветерана военных операций подтверждается специальным удостоверением.
- Пенсии, исчисленные в зависимости от зарплаты и стажа, с 1 марта для 8 млн украинцев выросли на 11%, в среднем рост составил 300 грн.
- 12 марта 2021 года глава Минсоцполитики Марина Лазебная заявила о том, что надеется, что законопроект, которым «отвяжут» социальные выплаты от уровня прожиточного минимума, примут в ближайшее время — это позволит увеличить уровень минимальной пенсии до 3 500 грн.
- С 1 апреля 2021 года в Украине пенсионный возраст для женщин увеличили с 59,5 до 60 лет.
Ликвидаторы – так называли тех, кто пытался минимизировать последствия аварии на ЧАЭС. Около 600 000 людей со всего СССР могут называть себя ликвидаторами. Самыми первыми на устранении последствий взрыва работали сотрудники станции, пожарные и милиционеры. Все они были обречены. Двое погибли сразу при взрыве, ещё несколько десятков человек умерли в течение нескольких недель после аварии.
Со всех уголков страны к ЧАЭС съезжались тысячи людей: специалисты-химики и физики, военные из войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ), солдаты-срочники, строители, бульдозеристы, водители, крановщики, сварщики… тысячи и тысячи людей.
Максимальная доза радиации, которую позволялось набирать ликвидатором – 25 рентген, это составляло примерно половину допустимой дозы для военнослужащих при действиях на заражённой местности (50 рентген). Порог острой лучевой болезни, грозящей летальным исходом, начинается где-то на уровне 100 рентген (1 грей). Каждый день дозиметристы вписывали в личные карточки полученные дозы и когда общая превышала норму – работа ликвидатора в Зоне считалась законченной и он отправлялся домой. Но не всегда вовремя прибывала смена, часто данные в карточках занижались, а фон вблизи станции был настолько нестабилен, что даже люди, находящиеся в одной группе на расстоянии 50 метров друг от друга, могли получать совершенно разные дозы и эффективно проконтролировать это даже с помощью индивидуальных дозиметров было невозможно.