Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Требования к автобусам для перевозки пассажиров в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Такая ответственная задача требует от водителя высокого уровня профессионализма, внимательности и стрессоустойчивости. Важно четко понимать, соответствует ли рабочее место всем требованиям законодательства. Кроме того, высокому уровню безопасности должны соответствовать и транспортные средства, задействованные на городских, пригородных или междугородних маршрутах. Именно поэтому требования к пассажирским автобусам также заранее регулируются действующими правилами и нормативами.
Кому нужно лицензирование автобусов
Давайте рассмотрим конкретные ситуации.
- Автобус, принадлежащий организации или производству, перевозит людей по заводской территории. При этом он не покидает ее. В данном случае, разрешение не требуется.
- Служебный автобус, собирающий сотрудников в разных точках населенного пункта, для доставки их рабочие места — лицензия необходима.
- Автобус используется только в личных целях, не предусматривающих транспортировку людей — лицензия не нужна.
Согласно принятым ФЗ, обязательная лицензия должна быть:
- у школьного автобуса;
- у туристического автобуса;
- у служебного транспорта;
- у заказных автобусов.
Исключить из списка обязательного лицензирования можно ТС:
- пожарной охраны;
- скорой медицинской помощи;
- полиции;
- аварийно-спасательной службы;
- военной автомобильной инспекции;
- федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих безопасность;
- федеральных органов исполнительной власти, отвечающих за гос. охрану;
- транспорт ВСРФ, национальной гвардии, СКРФ.
Что такое организованная перевозка детей?
Согласно п. 1.2 ПДД, при такой перевозке:
1) используется автобус, который не является общественным транспортом,
2) едет группа детей больше 8 человек,
3) дети без родителей или законных представителей.
Должны быть соблюдены все условия одновременно. То есть, если в автобусе (даже специально выделенном) едут 10 детей, но с родителями — это не организованная перевозка. Если дети едут с учителем на городском автобусе в музей — это тоже не организованная перевозка.
То есть, тренер вполне может на своей личной машине вывезти четверо своих воспитанников в соседний район на соревнования. Ему не обязательно заказывать для этого автобус. При этом остальные требования по перевозке детей (удерживающие устройства, доверенности от родителей) ему, естественно, надо выполнить.
Требования при международных перевозках
Если требования к автобусам для перевозки пассажиров внутри города и за его пределами различаются незначительно, то международные перевозки имеют существенные отличия. Это обусловлено необходимостью пересечения государственной границы. Транспортное средство в этом случае должно соответствовать повышенным требованиям по обеспечению комфорта и безопасности людей.
Все документы, необходимые для осуществления поездки, должны иметь актуальный срок действия. Их необходимо заранее оформить надлежащим образом в соответствующих государственных и иных учреждениях, уполномоченных выдавать такие справки.
К водителям предъявляются те же требования, что и при внутригородских и междугородних поездках. В дополнение к ним требуется знание нюансов процедуры пересечения таможни, правил высадки пассажиров для прохождения проверки с участием собак, заполнения таможенной документации и т. д.
К транспорту дальнего следования применяются усиленные технические требования. Это обусловлено большой длительностью поездки.
Основные требования к автобусам
В салоне должна быть представлена определенная информация:
- наименование и контакты контролирующего госоргана;
- правила пользования транспортом;
- ФИО водителя и кондуктора;
- указатели расположения кнопок экстренной остановки, аварийных выходов и огнетушителей;
- наименование и контакты перевозчика.
При необходимости: номера мест для сидения, а также таблички для пассажиров с детьми или людей с ограниченными возможностями.
Транспортные средства, согласно требованиям к автобусам для перевозки, должен иметь исправную отопительную систему, рабочие дверные и оконные механизмы, тахограф, а также исправное освещение салона и рабочие динамики для голосовых сообщений. Перед наступлением зимы необходимо менять шины, проверять эффективность отопительной системы, герметичность окон, аварийных люков и всех дверей. Также заранее следует проводить капитальный ремонт.
Марка, мощность, конструкция и тип ТС должны соответствовать главной цели, которая заключается в осуществлении пассажирских перевозок. Кроме того, габаритные и весовые параметры транспортного средства должны обеспечивать его свободное передвижение по дорогам РФ.
Выход в рейс невозможен без определенного пакета документов:
- путевой лист;
- техпаспорт пассажирского автобуса;
- лицензия на осуществление пассажирских перевозок;
- диагностическая карта ТО;
- удостоверение категории D;
- свидетельство о регистрации ТС;
- полис ОСАГО;
- справка о прохождении водителем медкомиссии.
Права и обязанности пассажира
Каждый пассажир, пользующийся услугами общественного транспорта, имеет определенные права:
- перевозить ручную кладь;
- требовать остановить ТС на любом участке движения, предварительно сообщив об этом кондуктору или водителю;
- получать информацию о расписании в остановочном пункте или от водителя;
- перевозить с собой детей;
- приобретать билеты на поездку любым доступным маршрутом, которыми пользуются перевозчики;
- сдавать багаж водителю в багажный отсек ТС;
- садиться или высаживаться из автотранспорта в любом остановочном пункте, предусмотренном расписанием.
Требования к транспорту для перевозки пассажиров регламентируются рядом законов и нормативно-правовых актов, которые определяют не только условия использования транспортных средств, но и стандарты безопасности и экологической совместимости. Главным из них является Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», который устанавливает общие принципы и требования к безопасности на дорогах. Кроме того, в этой области действуют нормативные документы, разработанные Министерством транспорта и другими ведомствами.
Требования к общественному транспорту устанавливают и ПДД. Документ содержит нормы, регулирующие техническое состояние транспортных средств, порядок их эксплуатации, др. Кроме того, имеются ГОСТы (государственные стандарты), которые определяют технические требования к автобусам, включая стандарты на безопасность, комфортность и энергоэффективность ТС.
Требования при совершении междугородных/международных перевозок
При выполнении междугородних пассажирских перевозок требования к автобусам включают наличие пакета документов:
- Копия лицензии на осуществление деятельности компанией-перевозчиком с нотариальным заверением.
- Водительские права категории D.
- Страховой полис ОСАГО.
- Путевой лист.
- Справка о пройденной медкомиссии водителем.
- Диагностическая карта ТО автобуса.
- Свидетельство о регистрации ТС, техпаспорт автобуса.
Для создания безопасных условий при выполнении перевозки пассажиров водитель обязан:
- Контролировать соблюдение пассажирами предписанных мер безопасности.
- Не выполнять посадку/высадку людей до окончательной остановки транспорта.
- Складировать багаж в специальных отсеках, которые являются обязательными для автобусов, курсирующих на дальних маршрутах.
- Соблюдать установленный маршрут.
Перевозить пассажиров стоя в салоне можно только для поездок, не превышающих по дальности 70 км. Для этого салон должен быть оборудован поручнями и иметь достаточно свободного места, чтобы люди могли стоять удобно и безопасно. На маршрутах, продолжительность которых более 500 км, в рейс отправляются два водителя.
Основные требования к автобусам, выполняющим перевозки пассажиров по городу и за городом, имеют незначительные отличия. В отношении международных поездок действуют другие правила, что обусловлено необходимостью пересечения госграницы. Используемый для поездок в другую страну транспорт должен отвечать повышенным требованиям комфорта и безопасности пассажиров.
Документы, которые должны быть у водителя, оформляются надлежащим образом до отправки в рейс, заверяются в соответствующих инстанциях. Бумаги должны соответствовать срокам их действия.
В требованиях к водителю нет отличий от поездок по городу и между городами. В качестве дополнения шофер должен знать особенности процедуры прохождения таможни, правила высадки пассажиров в случае проверки с участием собак, заполнения таможенных документов и т.д.
К транспорту, отправляющемуся в дальние рейсы с пассажирами, предъявляются повышенные требования. Автобус должен обладать следующими характеристиками:
- Соответствие типа, марки и мощности требованиям, предъявляемым к ТС, участвующим в перевозке пассажиров на значительные расстояния.
- Характеристики и экипировка автобуса должны отвечать нормам, обеспечивающим его проезд по российским и зарубежным дорогам.
- Желательно оснащение элементами удобства (туалетами).
- Рабочее состояние дверных, оконных элементов.
- Маркировка посадочных кресел номерами.
- Наличие внутри салона исправного освещения и отопления.
Как работает лицензия на автобус для водителей?
Лицензия на право пассажирских перевозок в автобусе в 2024 году предоставляет индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу и водителю возможность осуществлять законную деятельность. В результате процедуры в единый реестр вносятся необходимые данные о субъектах отношений, о транспортных средствах и всех показателях, контролируемых государственным органом.
Наличие лицензии на автобус возлагает определенные обязательства:
- Пользоваться только тем транспортом, который отражен в реестре.
- Следить за безопасностью дорожного движения.
- Регулярно осуществлять техосмотр (перед рейсом и сменой).
- Вести путевые листы.
- Использовать все необходимые приборы и оборудование.
- Применять спутниковую навигацию ГЛОНАСС.
- Осуществлять инструктаж работников транспорта.
- Организовывать стажировки.
- Следить за здоровьем персонала, проводить медосмотры.
- ОРГАНИЗОВАННАЯ ПЕРЕВОЗКА ГРУПП ДЕТЕЙ АВТОБУСАМИ
- В целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий при организованных перевозках групп детей автобусами в Российской Федерации введены специальные требования к таким перевозкам.
- На этой странице вы найдете информацию о нормативных документах, регламентирующих требования к перевозке групп детей, методические рекомендации по их организации и другую полезную информацию.
- ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ К ОРГАНИЗОВАННОЙ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУПП ДЕТЕЙ
- Согласно определению Правил дорожного движения:»Организованная перевозка группы детей» — перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей.
Организованная перевозка группы детей должна осуществляться в соответствии с Правилами дорожного движения, а также Правилами организованной перевозки групп детей автобусами (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2020 № 1527) (далее — Правила), в автобусе, обозначенном опознавательными знаками «Перевозка детей» (п. 23.6 ПДД).
Опознавательный знак «Перевозка детей» — в виде квадрата желтого цвета с каймой красного цвета (ширина каймы — 1/10 стороны), с черным изображением символа дорожного знака 1.23 (сторона квадрата опознавательного знака, расположенного спереди транспортного средства, должна быть не менее 250 мм, сзади — 400 мм).
Скорость движения автобуса, осуществляющего организованную перевозку групп детей не должна превышать 60 км/ч (п. 10.3 ПДД).
В связи с этим на задней части кузова слева у автобуса также должен быть установлен опознавательный знак «Ограничение скорости» — в виде уменьшенного цветного изображения дорожного знака 3.24 с указанием разрешенной скорости «60 км~ч» (диаметр знака — не менее 160 мм, ширина каймы — 1/10 диаметра).
- Включенный проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета не дает преимущества в движении и служит для предупреждения других участников движения.
- ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРАВИЛ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУПП ДЕТЕЙ АВТОБУСАМИ
- В случае если организованная перевозка группы детей осуществляется 1 автобусом или 2 автобусами, перед началом осуществления такой перевозки в подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее — подразделение Госавтоинспекции) на районном уровне по месту начала организованной перевозки группы детей подается уведомление об организованной перевозке группы детей.
- В случае если указанная перевозка осуществляется 3 автобусами и более, перед началом осуществления такой перевозки подается заявка на сопровождение автобусов патрульным автомобилем (патрульными автомобилями) подразделения Госавтоинспекции:
- при необходимости организации сопровождения по дорогам общего пользования, расположенным на территории нескольких муниципальных образований в пределах субъекта Российской Федерации, закрытых административно-территориальных образований, нескольких субъектов Российской Федерации, — в подразделение Госавтоинспекции на региональном уровне по месту начала организованной перевозки группы детей либо Центр специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации;
- при необходимости организации сопровождения по дорогам общего пользования, расположенным в пределах районов, городов и иных муниципальных образований, закрытых административно-территориальных образований, комплекса «Байконур», — в подразделение Госавтоинспекции на районном уровне по месту начала организованной перевозки группы детей.
- Предусмотренное пунктом 3 Правил уведомление подается лицом, планирующим организованную перевозку группы детей (далее — организатор перевозки), в том числе фрахтователем или фрахтовщиком (если перевозка осуществляется по договору фрахтования), в соответствии с формой, установленной Министерством внутренних дел Российской Федерации, с учетом положений настоящих Правил.
Требования к автобусу
Для того чтобы автобус был допущен к эксплуатации по перевозке пассажиров, он должен соответствовать следующим требованиям:
- пребывать в собственности перевозчика или другом законном владении, как того требует часть 2 статьи 34.1. ФЗ № 220;
- согласно пункту 29 Правил, на лобовом стекле, на заднем окне и правой стороне кузова автобуса в обязательном порядке должен быть размещен указатель маршрута, который можно прочитать на определенном расстоянии;
- на указателе, который размещается на лобовом стекле, должно содержаться название как пункта отправления, так и пункта назначения;
- на указателе, который располагается на правой стороне кузова, обязательно указывается название начального пункта, основные промежуточные пункты остановок, конечный пункт назначения;
- согласно пункту 31 Правил, указатель, размещенный на лобовом стекле, должен быть не выше 14 см;
- согласно пункту 36 Правил, на ветровом стекле или по правой стороне кузова автобуса размещается краткая или полная информация о перевозчике.
Важно! В салоне автобуса, как предусмотрено пунктом 37 Правил, должна размещаться следующая информация:
- полное наименование, адрес места нахождения, контактные номера телефонов перевозчика;
- фамилия, имя, отчество водителя и кондуктора. Если водителей несколько, сведения указываются о каждом, кто управляет транспортным средством;
- название, адрес нахождения, контактные телефоны государственного органа, который осуществляет контроль за данным маршрутом перевозки;
- в доступном для пассажиров месте – номера с обозначением мест для сидения. Данное требование не относится к автобусам, в которых не предусмотрены конкретные номера для сидения пассажиров;
- стоимость проезда до конечного и промежуточных пунктов назначения и цена провоза багажа;
- таблички с местами, предназначенными для людей с детьми, а также инвалидов или имеющих ограниченные физические возможности;
- указатели, где расположены огнетушители, установлены кнопки для экстренной остановки автобуса, места аварийных выходов;
- в доступном месте должна располагаться отдельная табличка с выпиской или полным текстом Правил пользования транспортным средством.
Автобус перед отправлением в рейс должен быть осмотрен специалистами перевозчика на соответствие его требованиям безопасности, которые предусмотрены ФЗ от 10.12.95 года “О безопасности…”.
Перевозки вахтового типа
Перевозки пассажиров могут осуществляться вахтовым методом, который применяется:
- для доставки рабочих и служащих предприятия, организации или учреждения от их места их проживания к месту работы и обратно. При этом в свободное время автобус в течение рабочего для может быть использован для служебных поездок. Ярким примером является школьный автобус, который собирает учащихся по месту их жительства и отвозит к зданию школы, или задействование автобуса в сельской местности, где существует большой интервал в движении транспорта;
- для доставки смен рабочих на строительные объекты, в шахты, на нефтяные разработки.
Вахтовый автобус должен иметь достаточно места для размещения багажа, а также инструментов, необходимых для работы, иметь складные лестницы для посадки и высадки рабочих.
Запомните! По своим конструктивным особенностям автобус вахтового типа должен иметь возможность:
- преодолевать труднодоступные участки движения;
- устанавливать профессиональное оборудование.
Это является важным для работников нефтяной и энергетической промышленности. Как показывает практика, вахтовые автобусы – это дешевый и незаменимый транспорт.
Требования к автобусу
Как было раньше. Автобус должен был быть:
– не старше 10 лет,
– соответствующим техническим требованиям к перевозкам пассажиров,
– допущен к участию в дорожном движении
– оснащен тахографом и аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS,
– оборудован ремнями безопасности.
Как сейчас. В новых Правилах упомянуто лишь одно требование: чтобы автобус был оснащен ремнями безопасности.
Однако это не значит, что остальные требования автоматически не предъявляются — они предъявляются, просто регулируются другими законодательными актами. По факту, полностью отменили только одно условие — о возрасте автобусов. И установку ГЛОНАСС можно отложить до сентября 2021 года.
Автобусы для перевозки детей и технические требования ГОСТ Р 51160-98
Требования к автобусу, допущенному к перевозке несовершеннолетних детей, установлены стандартом.
Сфера его действия распространяется на все транспортные средства для перевозок пассажиров до 16 лет, для их максимальной безопасности.
Согласно требований указанного стандарта автобус должен:
- быть оборудован устройством ограничения скорости, если конструктивно его скорость может превышать 60 км/ч;
- иметь желтую раскраску, опознавательные знаки, указывающие на перевозку детей, а также на боковых сторонах иметь надписи крупными контрастными буквами «Дети»;
- быть оборудован автоматической системой оповещения при движении задним ходом;
- проходить периодические осмотры и техническое обслуживание всех механизмов и деталей, отвечающих за безопасную эксплуатацию.
В документе также установлены правила расположения сидений в салоне, оборудования рабочего места водителя, требование наличия удерживающих систем.
Требования к групповым перевозкам детей предъявляют и правила, утвержденные Постановлением № 1527. Согласно нему такой автобус должен:
- соответствовать техническим требованиям, предъявляемым к пассажирским перевозкам;
- быть допущенным к передвижению по дорогам;
- оснащаться тахографом и навигационной системой ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
- оборудован ремнями безопасности.
Изменения правил организованной перевозки детей
Данные изменения правил касаются оформления документов.
- Ответственному за перевозку группы детей больше не нужно иметь при себе список мест, где дети будут размещаться на ночной отдых. Не нужен и список гостиниц.
- Если в пути автобус сломается и будет поставлен новый — разрешается составить Акт замены. В нем нужно указать причину, дату и время замены, ФИО и номер телефона водителя сломавшегося автобуса и ФИО ответственного за перевозку.
- Если кто-то из включенных в список отсутствует или произошла замена одного пассажира другим — в документ можно внести изменения и заверить их подписью ответственного за перевозку.
Обновленные требования к тахографам в 2024 году
В 2024 году вступают в силу обновленные требования к тахографам. Тахографы — это устройства, установленные на автомобилях, которые используются для контроля за соблюдением правил перевозок и рабочего времени водителей.
Одним из ключевых изменений является расширение списка автомобилей, на которые должны быть установлены тахографы. В 2024 году этот список будет включать следующие категории транспортных средств:
- Грузовые автомобили с разрешенной полной массой свыше 3,5 тонны;
- Автобусы и троллейбусы, вместимость которых превышает 9 человек (включая водителя);
- Автомобили, используемые для коммерческой деятельности, независимо от их грузоподъемности или количества перевозимых пассажиров.
Это означает, что больше категорий транспортных средств должны будут быть оборудованы тахографами для контроля за рабочим временем водителей и соблюдением правил перевозок.
Другое важное изменение касается самого устройства тахографа. Новые требования предусматривают использование цифровых тахографов, которые должны будут быть подключены к цифровой инфраструктуре, обеспечивающей обмен данными с транспортными компаниями и дорожными службами.