Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выплаты страховой компании при ДТП 2024 сумма по тотал». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Тотал или тотальная гибель – это понятие из сферы моторного страхования, означающее, что стоимость причиненного вреда достигает или превышает рыночную стоимость транспорта. Другими словами, автомобиль не подлежит восстановлению, или же производить ремонт нецелесообразно. Когда страховая организация оценивает урон, причиненный имуществу, она учитывает его текущую среднюю стоимость и потенциальные затраты на ремонтные работы. Если стоимость ремонта превышает рыночную цену, то страховщик признает это тоталом. Для клиента данное понятие связано с утратой возможности использовать транспорт (возможно временно). Это значит, что ему запрещается садиться за руль до момента его восстановления.
Получится ли взыскать остаток с причинителя вреда?
В соответствии с ФЗ-№40, лимит выплат за урон имуществу составляет 400 тыс. рублей. Однако при тотале размер убытков может значительно превышать это значение. Что же делать, если выплаты по страховке было недостаточно? Как получить дополнительное возмещение от виновника аварии, если страхования было мало?
Да, оставшуюся сумму можно взыскать с причинителя вреда через суд. То есть виновный водитель должен будет компенсировать нанесенный урон за вычетом рабочих запчастей и с учетом износа. Конечно, полную стоимость автомобиля вы получить назад не сможете, ведь виновник происшествия не должен платить за падение цены из-за длительной эксплуатации вашего ТС. А вот оставшуюся часть убытков он обязан покрыть. Тем не менее, полученных средств вряд ли хватит на покупку аналогичного нового автотранспорта.
Как подать заявление на возмещение по ОСАГО?
Предположим, что вас постигла крайне неприятная участь – другой автомобилист въехал в вашу машину. Вне зависимости от того, насколько серьезными были повреждения, процесс оформления аварии будет одинаковым. Разве что в ситуации с крупным ущербом (и потенциальной гибелью) требуется предоставить составление извещения профессионалам. Европротокол в подобных ситуациях не используется. Итак, давайте рассмотрим весь ваш путь для получения страховой компенсации по ОСАГО. Вкратце он будет выглядеть так:
- Вызов специалистов на место происшествия или оформление европротокола (если полученный ущерб не превышает 400 тыс. рублей).
- Получение извещения об аварии.
- Сбор нужных документов.
- Поход к страховщику.
- Ожидание выплаты или ремонта (второе невозможно, если случай признают тотальным).
В первую очередь, после столкновения обязательно вызовите дорожную полицию. Специалисты, которые приедут на место происшествия, оформят извещение должным образом, отразив все нюансы произошедшего. Этот документ в дальнейшем потребуется для обращения к страховщику.
Когда все участники аварии получили по извещению, им придется отправиться в свои страховые компании. Предварительно соберите нужные документы. Согласно правилам, вам понадобятся:
- Копии паспортов всех участников аварии.
- Копия вашего водительского удостоверения.
- Ваш полис страхования (оригинал).
- СТС или ПТС.
- Заполненное заявление на получение страховой выплаты. Шаблон вам должен предоставить сам страховщик.
- Извещение, составленное инспекторами. В нем подробно описаны детали аварии, включая повреждения автомобиля.
- Реквизиты для компенсации вреда (ваш банковский счет).
Предоставив все вышеперечисленное в офис СК, остается ждать решения организации. На осмотр машины отводится 5 суток. При этом суммарно рассмотрение обращения занимает 20 дней. Если страховщик “затоталит” авто, то после этого периода вам переведут деньги на банковский счет. Если вам удастся избежать признания ситуации тоталом, то вы можете рассчитывать на восстановление транспорта вместо получения денежной компенсации. Отметим, что автомобиль должны отремонтировать в течение 30 дней.
У меня есть Каско – можно ли обратиться после подачи заявления по ОСАГО?
Как уже было сказано в самом начале нашей статьи, условия по договорам КАСКО, как правило, отличаются от условий ОСАГО. Если последние прописаны преимущественно в законе, то первые зависят во многом от самого договора. И в каждой конкретной ситуации может быть выгоднее обращаться либо по КАСКО, либо по ОСАГО.
Если вы выясните, что по КАСКО получите больше денег, уже после того, как подали заявление по ОСАГО, то можете отказаться и отозвать это заявление, если конечно, страховщик еще не произвел выплату страхового возмещения. Ведь получить деньги 2 раза за один и тот же автомобиль законно нельзя.
Что делать, если ГОТС страховщик оценил по “несправедливой” цене
Два основных варианта решения проблемы:
- — предложить страховщику снизить ущерб, например, заменив ремонт у дилера на обычное СТОА, договориться о замене запчастей не на новые, а с “разборов”. У дилера это сделать невозможно.
- — привлечь другого независимого оценщика для расчета ГОТС (вашего авто). Но в этом случае, скорее всего вы столкнетесь с проблемой обращения в суд, когда “ваш” оценщик” остаточную стоимость остатков автомобиля оценит в 250 000 рублей, а страховой компании – 750 000 рублей. С большой доле вероятности суд назначит новую экспертизу, и вам скорее всего для получения выплаты придется понести расходы на представителя для судебного разбирательства, новую оценку, и потерять время на суд первой инстанции и апелляцию. Конечно, вы сможете взыскать еще неустойку, написать жалобу финомбудсмену, в ЦБ, но это будет бременем вашей заботы по ремонту вашего авто.
Лимит выплат по ОСАГО в 2024 году
Внесенные изменения коснулись и максимального размер страховых выплат по страховке ОСАГО. Была пересмотрена сумма выплат для разных ситуаций в бо́льшую сторону, и на сегодняшний день установлены следующие размеры возмещения при аварии:
- 400 тыс. рублей — максимум в случае причинения вреда имуществу в ДТП;
- 500 тыс. рублей — если вред причинен здоровью или жизни участника аварии;
- 50 тыс. рублей — выплаты для дальних родственников, которые хотят получить компенсацию затрат на захоронение погибшего в аварии;
- 475 тыс. рублей — выплаты близким родственникам погибшего в аварии человека;
- 100 тыс. рублей — максимальная сумма по европротоколу.
Признание полной гибели авто означает превышение стоимости ремонтных работ для восстановления над рыночной стоимостью. Водителю не всегда понятно, как страховщики признают ТС таковым.
Исходя из понятия, собственник представляет себе груду железа, которой место только на пункте приёма металлолома. Но, на практике всё не так страшно!
Согласно Закону «Об ОСАГО» № 40-ФЗ, транспортное средство признаётся страховой компанией полностью погибшим в тех случаях, когда его невозможно восстановить или если расходы на восстановление будут равны или превысят рыночную стоимость аналогичного автомобиля.
Страховщику выгодно признать конструктивную гибель автомобиля, если траты на ремонт составляют 70% и больше от рыночной цены машины.
Признание зкономической тотальной гибелью ТС означает отсутствие выгоды для страхователя в ремонте ТС.
Что такое тотальная гибель автомобиля
Последствия наступления страхового случая могут быть настолько плачевными, что приходится говорить о тотальном уничтожении автомобиля: если повреждено более 65-80%, то восстановление автомобиля признается экспертом экономически нецелесообразным. Так как после такого ущерба машина не может быть восстановлена.
В такой ситуации страховщику проще выплатить клиенту стоимость автомобиля (конечно, с учетом износа, за минусом уцелевших деталей и т. д.), чем ремонтировать ТС, ведь к стоимости деталей пришлось бы прибавить дорогостоящие ремонтные работы. Чтобы подтвердить обоснованность своего решения по определению размера выплат, СК обращается к независимым экспертам – они и только они выносят заключение об объеме повреждений.
Конструктивная гибель автомобиля может наступить не только в результате ДТП, но и в результате:
- пожара;
- противоправных действий посторонних лиц;
- повреждения упавшим (отскочившим) предметом;
- из-за стихийного бедствия.
Риск практически полного или полного уничтожения автомобиля предусмотрен, как правило, в каждом договоре КАСКО, но условия соглашения между страховой и клиентом различаются. Например, существуют и специальные предложения на рынке страховых услуг – страхование по программе «Тотал-Каско». От обычного КАСКО отличается ограниченным перечнем страховых случаев – только те, которые приводят к тотальной гибели и стоимостью страховки. Этот вариант обычно дешевле на 50-60%. Есть и объединенное предложение «Тотал + угон». Указанные программы оказываются актуальны для водителей с большим стажем вождения, когда у них имеются опасения по поводу сохранности автомобиля. Например, к ТС имеют доступ посторонние лица (оно не хранится в гараже, а, например, паркуется во дворе жилого дома).
Условия страхования отличаются не только в зависимости от программы, но и от условий, установленных в каждой конкретной СК. Например, страховщики устанавливают разную величину минимального порога разрушений, после которого можно смело заявлять о конструктивной гибели авто. СК берут за основу процентное соотношение суммы страхования (как правило, стоимость машины) и суммы, требуемой для восстановления ТС – может составлять 65% (Росгосстрах), 70%, а может 80% (РЕСО-Гарантия). Например, при страховой сумме в 500 т. р. машина будет признана не подлежащей восстановлению, если на ремонт, по оценкам экспертов, потребуется более 400 т. р. Или если при стоимости автомобиля в 1 млн. рублей требуется 750 тыс. на восстановление (75% от стоимости).
Почему невыгодно оставлять себе остатки автомобиля и выгодна гибель авто
Если случился тотал по Каско, почему не выгодно оставлять себе годные остатки транспортного средства? Такой вопрос возникает у многих автолюбителей, чьей машине причинён большой ущерб.
Все дело в том, что страховой компании намного выгоднее признать машину непригодной и выплатить своему клиенту всю сумму компенсации, чем оплачивать детали и ремонтные работы. Не секрет, что средняя стоимость норма часа по ремонту составляет не менее 1000 рублей. Такие траты совершенно неприемлемы для страховой компании, в случае, если машина признана непригодной для эксплуатации. Именно поэтому страховым компаниям выгодно признавать полную гибель автомобиля.
Что касается годных остатков, то клиенту не выгодно оставлять их себе:
- По причине того, что их в дальнейшем будет крайне сложно реализовать или практически невозможно. Получается, оставляя себе годные детали, вы уходите в минус.
- Получая годные остатки, страховая компания занижает сумму выплаты.
- Все детали необходимо где-то хранить.
Получается, владельцу транспортного средства намного выгоднее сразу получить компенсационную выплату и приобрести новое транспортное средство, чем тратить время и продавать годные остатки самостоятельно.
Тотал для кредитных авто
Если машина кредитная и заложена в коммерческом банке, страховая компания проводит экспертизу, готовит документы с подтверждением размера ущерба. Затем она гасит задолженность перед кредитором и переводит на счет клиента оставшиеся средства.
Приведем пример такого расчета. Страхователь взял заем на покупку авто в сумме 1 000 000 рублей. На момент аварии он погасил долг на 250 000 рублей. Банку будет выплачено 750 000, а страхователю — остальные 250 000.
Существует альтернативный вариант перечисления денег. На счет банка переводится вся сумма стоимости застрахованного авто. После списания долга кредитор передает заемщику оставшиеся средства.
Для определения страховой стоимости применяется несложная формула. Ежемесячно после подписания соглашения от страховой суммы (определяется при заключении договора) отнимается выраженная в деньгах степень износа.
Порядок оформления компенсации
Чтобы получить выплаты по каско при тотале автомобиля, необходимо грамотное оформление документов. Во время заключения договора страховщики выдают памятку с подробным алгоритмом действий при наступлении страхового случая.
После аварии на дороге необходимо вызвать сотрудников Госавтоинспекции для документальной фиксации страхового случая. Альтернативный вариант — пригласить аварийного комиссара. Он подготовит и соберет пакет документов.
Внимание! Если повреждение произошло из-за возгорания, пострадавшее лицо обращается в отделение пожарной охраны, при стихийном бедствии — в местное отделение Росгидромета.
Переставлять ТС с места аварии не нужно. Рекомендуется сделать фото автотранспорта, зоны ДТП и повреждения. Желательно записать контактные данные свидетелей — они пригодятся в случае возникновения споров.
При обращении в офис страховщика необходимо иметь следующие документы:
- заполненное заявление;
- паспорт собственника ТС;
- ПТС/СТС;
- бланк полиса каско;
- водительские права;
- справку из компетентного органа (пожнадзора, ГИБДД, Росгидромета), удостоверяющую факт наступления страхового случая.
Обыкновенно выплата по КАСКО при тотале производится в строго установленные сроки. Для этого по закону у страховщика есть 30 дней на рассмотрение поданных документов, а потом еще 10 рабочих дней для передачи денежных средств собственнику авто.
Как известно, сегодня компании предпочитают работать и по безналичным формам возмещения, и с выплатами наличными на руки. Нередко страховщики даже настаивают на наличной системе расчета – так намного проще договориться, но и сделать факт передачи денег менее прозрачным для контролирующих органов. В какой-то степени можно утверждать, что уважающие себя компании будут работать строго с зачислениями на банковскую карту.
Ну а что касается момента, когда начинается отсчет сроков выплаты, то тут все гораздо понятнее. Все страховые компании придерживаются правила, что ожидание выплаты начинается с того момента, как был подан последний необходимый документ.
Значит я могу рассчитывать на 400 тысяч рублей?
Установленный законом лимит по ОСАГО не означает, что вы получите всю сумму. На практике есть лишь несколько водителей, которые, в частности, получают в общей сложности 400, 000 рублей ущерба по автомобилю. Это связано с тем, что страховые компании используют единую методику расчета (ЕМР) для расчета компенсации, а стоимость запасных частей получается по РСА.
Именно эту систему обязаны использовать все страховые компании. И он не свободен от своих недостатков …
В 2024 году страховое вознаграждение будет выплачиваться одним из двух способов.
- Деньгами,
- Страховка выдается при направлении в один из кооперативных сервисов для ремонта транспортного средства.
Однако при расчете страховой суммы учитывается амортизация транспортного средства. Максимальный износ для узлов, деталей и агрегатов составляет до 50%. Это означает, что если первоначальный ущерб оценивается в 180 000, то с учетом износа эта сумма может быть уменьшена вдвое — до 90 000 рублей.
На сегодняшний день в законе прописаны суммы, подлежащие выплате. В большинстве случаев они зависят не только от условий страхового случая, но и от повреждений автомобиля, участия пассажира и тяжести последствий. Последствия — это смертельный исход для пассажира и материальный ущерб.
Минимальный размер компенсации в рамках ОСАГО в случае ДТП зависит от степени повреждения транспортного средства и количества участников и пострадавших в ДТП. Он составляет от 35 000 рублей. В настоящее время компенсация за повреждение транспортного средства составляет 400 000 рублей. А если причинен вред жизни и здоровью человека, то сумма достигает 500 000 рублей.
Если в авариях погибают люди, выплаты производятся всем семьям, потерявшим близкого человека.Компенсация РАМИ по страхованию от несчастных случаев со смертельным исходом при использовании двигателя TPL фиксирована. Она составляет 475 000 рублей на финансовые выплаты и 25 000 рублей на погребение погибших. Если ДТП произошло по вине пешехода, проводится специальное расследование, в ходе которого выясняются все обстоятельства дела.
Порядок возмещения. Что делать и что будет дальше?
Порядок оформления страхового возмещения по полису страхования остается прежним:
- Вместе с другим участником ДТП оформите европротокол, сделайте фото или видео, зафиксировав положение и повреждения транспортных средств.
- Если есть пострадавшие или в ДТП попало более двух транспортных средств, вызовите инспекторов ГИБДД для оформления ДТП, составьте протокол, установите виновника.
- Обратитесь в страховую компанию для получения страхового возмещения или прямого возмещения убытков (в зависимости от вашей конкретной ситуации) с полным комплектом необходимых документов.
- Страховщик обязан осмотреть вашу машину в течение 5 рабочих дней. Поскольку мы говорим о том, признается тотал или нет, скорее всего, такое транспортное средство не может участвовать в дорожном движении, и поэтому СК обязана осмотреть транспортное средство на ее месте нахождения, то есть где-то рядом с вашим домом, гаражом или на стоянке. Нет обязанности везти машину к страховщику на эвакуаторе. Даже если компания скажет, что возместит расходы, не стоит этого делать, поскольку страховая компания просто вычтет расходы на эвакуатор из суммы возмещения (в конце концов, закон фактически позволяет им недоплатить 10% ущерба).
- Как правило, в течение 20 календарных дней страховщик обязан организовать ремонт вашего авто (выдать вам направление на ремонт) или выплатить возмещение. Если речь идет о полном разрушении, то ремонта быть не может, а оплата производится только наличными.
- В течение того же 20-дневного периода страховая компания обязана сообщить об отказе, если она примет такое решение. В этом случае отказ должен быть мотивированным.
Как видите, здесь все очень просто и стандартно!
Если произошло занижение суммы возмещения страховой компанией, заказывайте независимую экспертизу.
Факт признания страховой компанией невозможности восстановления я также может быть оспорен независимой экспертизой. Например, эксперт может определить, намеренно ли СК завышает тариф ремонтных работ, чтобы подтвердить тотал и выплатить владельцу меньшую сумму.
Можно ли взыскать недостающую сумму выплаты с виновника?
Хорошая новость из приведенного выше примера заключается в том, что оставшуюся сумму в 500 тысяч вы можете получить напрямую с виновника аварии.
Выше был подсчет компенсации только по полису, но, как известно, разницу можно взыскать с виновного водителя, если возмещение по страховкене полностью покрывает ущерб.
И здесь у нас для вас уже плохие новости. В этой ситуации применяется новая методика Минюста для определения данного ущерба. В ней описаны новые правила проведения судебно-автотехнической экспертизы, на которые должны ориентироваться специалисты в 2022 году.
Согласно этой методике, если цена ремонта плюс стоимость утери товарной стоимости (УТС) больше или равна рыночной стоимости автомобиля до повреждения, ущерб считается равным этой рыночной стоимости.
Как видите, есть противоречия. Для целей полиса стоимость годных остатков вычитается из стоимости транспортного средства, а при взыскании разницы с виновника или ущерба (когда виновник не имел полиса страхования) — возмещается рыночная цена машины.
Но, к счастью или нет, наши суды сглаживают это противоречие своими решениями и не возмещают полную рыночную стоимость автомобиля, если остаются годные остатки. Они мотивируют это, в частности, тем, что владелец поврежденного авто получит неоправданное обогащение. Судебная практика по таким делам, как правило, однозначна.
Однако эту возможность нельзя исключать: судья может принять решение о взыскании полной стоимости транспортного средства с виновника аварии, но с передачей пригодных к использованию остатков ему. И пусть уже он пытается их продать. Такая судебная практика существует в 2022 году.
Кем и как определяется
Недостаток в том, что сейчас нет единой методики, которая позволяет определить тотальную гибель автомобиля. Также нет и единого нормативно-правового акта для КАСКО, который регламентировал был данный вопрос. Преимущество в том, что ранее было больше сложностей для признания транспортного средства непригодным для восстановления. Сейчас все проходит по упрощенному алгоритму.
Кто может оценить автомобиль:
- работники страховщика, но только при условии наличия соответствующего разрешения на проведение оценки;
- независимые эксперты, имеющие лицензию на предоставление оценочных услуг.
Как получить максимальную выплату от страховой
При аварийной ситуации немедленно остановите автомобиль, даже если ваша остановка создаст препятствия для других участников дорожного движения. Затем зафиксируйте точное время аварии, выставьте на проезжую часть знаки аварийной остановки и включите аварийные сигналы.
После этого необходимо выяснить есть ли пострадавшие, и вызвать бригаду скорой, если кому-то из участников необходима медпомощь. Затем вызывайте ГИБДД, сотрудники которого составят официальный протокол. Желательно записать данные свидетелей и сфотографировать место ДТП.
В течение следующих пяти дней обратитесь в отдел урегулирования убытков страховой компании, чтобы составить заявление. Для этого вам потребуются следующие документы:
- паспорт пострадавшего;
- паспорт или свидетельство о регистрации автомобиля;
- водительские права и страховой полис ОСАГО;
- протокол, составленный сотрудником ГИБДД или европротокол.
Вместе с документами необходимо предоставить автомобиль, который сотрудники компании должны осмотреть лично, чтобы выяснить сумму ущерба и возможную выплату. Затем остается только дождаться решения страховой компании и зачисления денег на личный счет.