Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: ««Это не генетика, а травма» – 5 главных особенностей детей-сирот». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Будущим приемным родителям или опекунам нужно обязательно знать о нарушениях привязанности, возникающих у приемных детей. Эти нарушения – корень многих проблемных ситуаций, поэтому если родитель понимает, что происходит с его приемным ребенком, то ему легче сохранять самообладание самому, а также находить подход к ребенку и решать возникающие проблемы.
Проблемы с формированием привязанности
Привязанность – это желание поддерживать и сохранять близкие отношения с другим человеком. Это потребность в близости, в общении, доверии. Научно доказан такой факт, что эмоциональное тепло влияет на развитие детей. Забота и участие взрослого позволяет ребенку учиться у взрослых, доверять и людям, и миру как таковому. Если же у маленького ребенка не было опыта продолжительных близких отношений с одним человеком, либо эти отношения несколько раз прерывались и не восстанавливались, то его способность к поддержанию привязанности уменьшается или утрачивается, в связи с чем могут возникнуть, например, такие ситуации:
- ребенок провоцирует, намеренно раздражает родителей, проверяет на прочность;
- ребенок может вообще не допускать доверительных отношений ни с одним взрослым. Он закрыт, эмоционально холоден. Он не агрессивен, но избегает близких отношений;
- ребенок то грубит и провоцирует, то ведет себя прямо противоположным образом – ищет ласки и внимания;
- ребенок намеренно нарушает границы, не испытывает сочувствия, предпочитает, чтобы его боялись. В этих случаях могут наблюдаться жестокие и разрушительные действия;
- ребенок ищет маму и папу во всех окружающих людях, готов быть со всеми ласковым. Качество здесь заменяется количеством.
Нужно ли рассказывать ребенку о кровной семье?
Рассказывать ли ребенку о его биологических родителях, и как это делать – этот вопрос волнует практически всех приемных родителей. С одной стороны, может казаться, что разговор о кровных родителях вызовет грустные или неприятные воспоминания, и приемные родители этого избегают. Но если не говорить о чем-то – это не значит, что ребенок не будет об этом думать, и ситуация как таковая не изменится.
Первый вопрос – стоит ли вообще говорить ребенку о том, что он приемный. Этот вопрос, как правило, возникает в случае усыновления совсем маленьких детей, которые еще не могут осознанно помнить своих родителей.
Если отвечать на этот вопрос кратко, то специалисты по работе с усыновлением говорят однозначно – да, сообщать ребенку нужно. И это подтверждается десятками лет практики и тысячами семей, в которых возникали сложности именно из-за попыток сохранить тайну.
Некоторые приемные родители пытаются создать тайну, и тайна окутывает многих родственников и друзей семьи. Выросшие дети зачастую уже догадываются, что им что-то не говорят. Случаи, когда тайна все-таки становится явной, возникают часто, а вот последствия этого для ребенка (в любом возрасте, даже взрослого человека) очень тяжелы. У него страдает чувство доверия к миру, принадлежности к своему роду. Возникают семейные конфликты, иногда очень тяжелые. Может даже произойти разрыв с приемными родителями на эмоциональной волне. Поэтому вовремя и правильно рассказать ребенку о его кровных родителях – это путь к тому, что ребенок примет эту ситуацию наименее болезненно.
Чем раньше это будет сделано – тем лучше. Маленький ребенок воспримет это как данность, и потом просто постепенно будет взрослеть с этим. Может быть, он будет вспоминать об этом очень редко. Но в любом случае, эта информация уже не станет шоком для него и сама по себе не будет препятствием для формирования близких отношений с приемной семьей.
Если приемные родители чувствуют какое-то неудобство, страх, стыд рассказать об этом, то лучше сначала разобраться со своими чувствами и их причиной. Как правило, во всех органах опеки есть школы приемных родителей, где психологи специализируются именно на этих темах. Можно консультироваться и в других психологических службах. Главное, чтобы приемный мама или папа смогли вновь обрести уверенность и спокойствие.
Значительные проблемы могут возникнуть в семье, где супружеская пара усыновила дитя с внутренним намерением «заменить» умершего ребёнка. В таком случае приемный малыш обязательно почувствует, что от него ожидают определенного поведения (поступков, привычек), и ощутит колоссальный дискомфорт. А главное, никто в семье не сможет полюбить друг друга искренне. Родители будут лелеять свое воспоминание, а не живого кроху, тогда как сам ребёнок ощутит себя в этой ситуации лишним, одиноким.
При любых обстоятельствах приемный малыш не должен ощущать себя неполноценным в новой семье. Не нужно его сравнивать с кем-то другим. Если родителям все же не удается справиться с негативными психологическими установками самостоятельно, то им имеет смысл обратиться за консультацией к хорошему семейному психологу, который поможет решить проблему еще в зачатке.
Все тайное становится явным
– Недавно был спор в соцсетях про раскрытие тайны. Приемная мама разыскала родственников ребенка, рассказала им про него, ему про них. На нее обрушился шквал негодования, мол, как она могла потревожить людей…
– Когда в семье хранится какая-то тайна, это всегда напряжение. Это большая иллюзия, что мы возьмем ребенка и напрочь забудем о том, что он не наш. Усыновители, которые скрывают от ребенка информацию, всё время будто сидят на пороховой бочке, непонятно, откуда может стать известной эта информация. И часто она становится известной совсем не так, как надо. Когда родители что-то скрывают, ребенок всегда чувствует. И задает вопросы. И чувствует, что его обманывают, поэтому думает, что с ним что-то не то, что его, может, не любят, а может, ему не рады. Он тоже начинает напрягаться, причем сам не понимает из-за чего.
С психологической точки зрения гораздо комфортнее всем, если тайны нет. Раскрывать ее надо грамотно, спокойно, без какого-то надрыва, мол, тебя, бедную сиротку, бросили, а мы, такие благородные, тебя подобрали. Не надо этого. Надо так: «Мы очень хотели ребенка, слава богу, что твоя мама тебя родила. Жаль, что она не смогла о тебе заботиться, но не было бы ее, не было бы тебя у нас, такого замечательного».
В какой-то момент ребенок всё равно проявляет интерес к кровным родственникам. Это не имеет отношения к усыновителям, это нормальное желание понимать, кто я такой, откуда взялся. Ребенок найдет, поинтересуется, ему станет что-то понятнее. Некоторые говорят: «Я наконец увидел человека, который на меня внешне похож».
Школа повышает риск возврата ребенка в детдом
– Договариваются, передоговариваются, но всё равно возникают проблемы с возвратами. Мне звонила приемная мама, рыдала, говорила, что не справилась, хочет вернуть ребенка в детский дом. Непреодолимым препятствием стала школа. Вы помогаете в таких случаях?
– У замещающих семей есть служба сопровождения при опеке, которая их, с одной стороны, проверяет, с другой – оказывает психологическую и педагогическую помощь. Если какой-то кризис в замещающей семье, это, прежде всего, задача этой службы.
Бывает, обращаются с этим. Печально, что чаще всего обращаются, когда ситуация пиковая, точка невозврата уже пройдена. Если бы чуть пораньше, когда только начали эти негативные чувства возникать, тогда было бы проще помочь.
– Боятся, что скажут: «Ага, ты не справляешься», что начнут упрекать…
– В том числе. У обычных родителей есть социальная тревожность: как обо мне подумают. У приемных родителей и опекунов эта тревожность еще больше. Их же контролируют, должен же соответствовать… Бывает, довольно легкомысленно относятся к самой идее принять ребенка. Изначально мотивы были слабоваты, поэтому не вывозят потом. Оказывается, те минусы, которые есть в принятии ребенка, как-то не учли, очень романтизировали этот процесс. У кого-то реально сильно меняется семейная ситуация: кто-то умер, остались без работы.
Иногда – не полюбили. Вот никак. Им кажется, что это тоже причина для возврата ребенка. На самом деле, нет. Педагог в школе не любит всех детей или воспитатель в садике, но если он профессионал, он о них заботится, относится к ним с уважением, бережно. Любовь не возникает прямо тут же, сейчас. Привязанность, про которую я говорила, – мы двое, доверяем друг другу, – она же со временем формируется. Ждать, что она за месяц появится, нельзя. Надо пуд соли вместе съесть, тогда она сформируется постепенно.
– По поводу образования и школ: сотрудничаете или нет с этой сферой? Рассказываете учителям про привязанность, про депривацию, про то, что к таким детям нужно иное отношение?
— Хорошо бы, если так, но это не в рамках нашего госзадания. Бывает, мы отвечаем на запросы: записываем видеоролики, готовим раздатку, скидываем литературу для учителей. Есть книга Людмилы Петрановской «К вам в класс пришел приемный ребенок». Она именно для учителей и родителей написана.
Педагогический университет заказывает у нас спецкурс, мы им объясняем, что такое депривация, что такое приемные дети.
– Учитель, например, тоже сетовала, что их этому не учат, не объясняют. Она говорит: «Что мне делать 8 марта с детьми, у которых нет мамы».
– Сложный вопрос, да. Может, предложить сделать подарок учителю, однокласснице.
– Чем случаи возврата опасны для ребенка?
– Очень опасны. Когда ребенок появляется в семье, у него формируется привязанность к родителям, это базовое чувство безопасности – «я хороший, мир хороший и безопасный, тут можно прекрасно существовать». Из таких детей вырастают люди спокойные, уверенные, целеустремленные. Если вдруг привязанность не формируется или нарушается, то нарушается базовое чувство безопасности – «небезопасно в мире» или «меня любить не за что».
Очень многие дети думают: «Я какой-то не такой, поэтому от меня отказались».
Если вдруг ребенок попадает в приемную семью, он сначала не очень доверяет: плавали, знаем. Базовая безопасность уже нарушена. Если у него формируется вторичная привязанность, то он снова научается верить взрослым – «оказывается, меня могут любить, мир может быть безопасным». И тут – оп! – его отдают обратно. И привязанность рушится.
Приемные родители: радости и горести
Приемный родитель, приглашая ребенка в свою семью из детского дома или социального приюта, часто внутренне ощущает гордость
и подъем, потому что делает экстраординарный поступок, который должен изменить к лучшему судьбу ребенка. Однако достаточно скоро приемный родитель понимает, что помощи, сочувствия и поддержки достаточно мало в том обществе, в котором он создал приемную семью. Соседи подозревают его в корысти: думают, что ребенка приняли в семью из-за денег. Медицинские учреждения приходится штурмовать, пытаясь понять, какие заболевания — нередко хронические — нужно лечить срочно. Трудно найти хорошую школу, так как в личном деле у ребенка все достаточно плачевно.
И вот, сталкиваясь с подозрительностью и осуждением в обществе, приемный родитель занимает позицию глухой обороны. Он готов агрессивно защищать свою правоту и бороться за лучшие условия для своих детей в школе, учится не надеяться на помощь и поддержку, учится не доверять, критиковать, скандалить и искать правды в верхах управленческой иерархии. А иногда терпит несправедливость, пытается подстроиться под ожидания учителей, администрации, психологов, родственников, знакомых, испытывает стыд и вину за неудачи своего нового ребенка.
И бывает, что, не имея больше сил сопротивляться и пытаться найти помощь и поддержку, отдает ребенка обратно в детский дом…
Индивидуальные требования к норме похвалы
Особенно в похвале нуждаются следующие категории детей:
=> дети с комплексом неполноценности, основанным на их действительных недостатках. Без похвалы такие дети страдают. Эта похвала – пособие и подарок для неимущих;
=> дети с обоснованным комплексом «сверх полноценности» (действительно талантливые дети). Для них похвала – гормон роста, они знают о своих преимуществах, но нуждаются в признании окружающих. Если детей не хвалить, они не завянут, но и не расцветут;
=> самолюбивые дети с повышенной чувствительностью к оценке. Им похвала в принципе вредна, но без нее они не могут обходиться. Выход: не хвалить открыто, но сообщать ребенку безоценочные сведения о его реальных достоинствах, избегая сравнений с другими детьми.
Чем больше проблем у приёмных детей, тем большую тревогу испытывают родители.
Насколько вы согласны со следующими высказываниями? |
Уровень проблемности * |
|||
1. |
2. |
3. |
4. |
|
Окружающие часто не понимают моего решения взять ребёнка |
19% |
32% |
47% |
57% |
Быть приёмным родителем оказалось труднее, чем я думал |
16% |
25% |
35% |
51% |
Часто испытываю неловкость из-за поведения ребёнка |
7% |
9% |
18% |
35% |
Иногда мне кажется, что я не справляюсь с ролью родителя |
6% |
10% |
16% |
29% |
Мне приходили мысли, что решение взять ребёнка было ошибкой |
7% |
6% |
16% |
29% |
Не могу до конца принять приёмного ребёнка |
5% |
4% |
7% |
18% |
Может так получиться, что мне придётся вернуть ребёнка |
3% |
4% |
5% |
16% |
* Благополучные семьи — 1. Умеренные проблемы — 2. Серьёзные проблемы — 3. Профессиональные проблемы — 4. |
Адаптация ребенка в приемной семье зависит от ряда детерминирующих обстоятельств, включая, прежде всего социально-психологические условия и факторы.
В теоретических и прикладных психологических исследованиях при анализе понятия «условия» принято подчеркивать преимущественно их объективный характер и значимую роль в возникновении и существовании явлений, протекании процессов и проявлении состояний (Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, А.И. Донцов и др.). Социально-психологические условия в данном исследовании выступают как значимые обстоятельства, от которых зависит успешность адаптации ребенка в приемной семье.
В современной научной литературе рядом авторов при изучении данной проблемы выделяются различные условия (А.И. Довгалевская, О.В. Заводилкина, Н.П. Иванова, В.Н. Ослон и др.). Так, В.В. Барабанова основными условиями считает эмоционально-личностное благополучие в семье, совместимость родителей и приемных детей, своевременную перестройку взаимоотношений членов семьи с приемным ребенком, смену социально-психологических ролей и др. [21; С.88].
Каждое из этих условий оказывает свое влияние на процессы адаптации ребенка в приемной семье. Эмоционально-личностное благополучие ребенка можно рассматривать как одно из основных условий его успешной адаптации, поскольку эмоциональное состояние в своей основной функции является сигналом индивиду о личностном благополучии/неблагополучии. Многообразие семейных ситуаций порождает целую гамму «оттенков» эмоционального реагирования, в которой преобладают негативные или позитивные эмоции. Именно позитивные эмоции скрепляют семью и являются условием успешной адаптации ребенка в приемной семье. Особой проблемой в исследовании условий, влияющих на адаптацию ребенка в приемной семье, служит их своевременное выявление. Сложность и актуальность решения этой проблемы заключается в том, что нарушения в процессе адаптации ребенка приводят к неустойчивости новых отношений, эмоциональной уязвимости как ребенка, так и родителей, повышенной тревожности у членов семьи, формирования агрессивного или неуверенного поведения у ребенка в новых для него обстоятельствах, обидчивость и даже предпочтение перспективы возвращения в прежние условия воспитания. Сложность этого периода в жизни ребенка объясняется и тем, что фактически период адаптации ребенка в приемной семье представляет собой осложнение процесса его социализации. Он помещен в хотя и желанную, но новую и непредсказуемую для него среду. В этой новой для ребенка семейной среде непредсказуема степень сходства характеров нового члена семьи с приемными родителями, особенности их межличностного взаимодействия, вероятностные ситуации общения и возникающие при этом проблемы, оценка членами семьи друг друга, взаимодействие привычного для ребенка и нового культурного контекста и др. (А.Н. Прихожан, Н.Н. Толстых и др.). Далее продолжительность периода адаптации ребенка в приемной семье может существенно отличаться от этапа к этапу (Е.И.Казакова, Л.М. Шипицына и др.).
Возникают различные у родителей и приемного ребенка ожидания. Возможно нарушение чувства безопасности у ребенка вместо ожидаемого им чувства защищенности в семье. Ребенок может по-разному относится к родительскому контролю. Его потребность в любви и одобрении может быть удовлетворена в различной степени. Он может протестовать против морального осуждения некоторых его поступков родителями, которые стоят на иных позициях «правильного» поведения. Отношения приемного ребенка с родителями может носить «незавершенный» характер, когда они не достигают необходимого уровня прочности и стабильности [191]. На период адаптации ребенка в приемной семье влияет «образ мыслей семьи», «образ общения семьи», «образ культуры семьи», «образ благополучия семьи», «образ членов семьи». Можно полагать, что в процессе адаптации ребенка в приемной семье происходит формирование собирательного образа его новой семьи, состоящего из названных и, возможно, иных компонентов. Одновременно происходит формирование образа приемного ребенка у его новых родителей.
Особую роль в адаптации ребенка в приемной семье играет психологическая совместимость детей и их приемных родителей (В.Н. Ослон, Н.Д. Соколова и др.). Психологическая совместимость индивидов рассматривается в психологии межличностных отношений как важнейшее условие конструктивного взаимодействия личностей (А.И. Агеев, Е.В. Иванова, Ф.З. Меерсон и др.). Психологическая сущность этого явления заключается в том, что индивиды имеют достаточный личностный потенциал для приспосабливания (адаптации) друг к другу, для трансформации в определенных пределах собственных установок, ценностей и мотивов, для отказа от тех или иных личностных притязаний, а также для принятия позиции противоположной стороны и взгляда на ситуацию «иными глазами» (B.C. Олейников, С.А. Пакулина, А.А. Реан, А.В. Сиомичев и др.).
Сказанное в полной мере относится к процессу адаптации ребенка в приемной семье. Появление ребенка в новой для него семье одновременно означает прием в семью нового и незнакомого члена. В этой ситуации возможно как незатрудненное и «обтекаемое» проникновение ребенка в новые для него семейные отношения, так и «негладкое» (неплавное) протекание этого процесса. Уже в самый начальный период пребывания ребенка в новой для него семье возможны «открытия», которые члены семьи делают друг в друге. Новые для себя взгляды на приемную семью возникают у ребенка, впервые попавшего в семейную атмосферу. Новые и нередко неожиданные умозаключения возможны также у родителей о ребенке, которого они взяли на воспитание. Как «гладкое» протекание адаптации ребенка в приемной семье, так и затрудненный ход этого процесса во многом зависит от психологической совместимости ребенка и приемных родителей. Психологическая совместимость в семейных отношениях является таким меоісличностньїм свойством, которое исключает полностью/частично необходимость преодоления трудностей в межличностных отношениях за счет совпадения мотивов, взаимодополнения стратегий и общей направленности ценностей
Сказанное означает, что психологическая совместимость, как существующее между индивидами единство, является условием, значительно облегчающим процесс адаптации ребенка в приемной семье (В.М. Целуйко, А.Г. Шмелев, К.В. Ягнюк и др.). Если ребенок и приемные родители совместимы друг с другом, им не требуется прибегать к особым стратегиям оздоровления или нормализации возникающих в семье отношений. Их отношения складываются благополучно за счет того, что у ребенка и его приемных родителей совпадают мотивы как в семейной жизни, так и в других видах деятельности. Стратегии ребенка и его приемных родителей дополняют и поддерживают друг друга. Так, если ребенок в силу индивидуальных особенностей временно воздерживается от общения с новыми для него членами семьи, эти действия правильно понимаются, воспринимаются и вызывают одобрение, так как направлены на улучшение ситуации в семье. Процесс адаптации становится более успешным, если у ребенка и его приемных родителей совпадают ценностные ориентации. Если для ребенка и его приемных родителей одинаково ценным является мир и покой в семье, это значительно повышает шансы успешного развития семейных отношений и адаптации ребенка в приемной семье.
«У нас все — наши!» — гордо говорит Даша. В её семье 8 детей. Идея взять приёмных детей из детского дома у них с мужем Андреем была всегда, с момента создания семьи. «Мы женаты уже 12 лет. У нас трое кровных сыновей. Даниле 12 лет, Михаилу 5 лет и Петру 3 года. Мы хотели дочку. Отправились за ней, но дочки не оказалось. Зато нам предложили познакомиться с мальчиком, ему тогда было 10 месяцев. Красивый здоровый пухляш. Вот он, наш восточный парень! Это Руслан, — рассказывает Даша, обнимая вьющихся вокруг неё малышей. — Я считаю, на всё воля божья, и судьба, значит, распорядилась так, чтобы мы взяли его». История продолжилась: затем Даша и Андрей взяли из детского дома 10-летнюю Дашу, потом в семье появились близнецы Денис и Владик, а последним пришёл малыш Гена: сотрудники органов опеки сами позвонили и сообщили, что внезапно без родителей остался 28-дневный малыш, и Даша с Андреем тут же поехали за мальчиком.
Психологические особенности приёмных детей
Понятный распорядок дня и режим нужны всем детям, да и взрослым, в общем-то, тоже. Приемного ребенка очень важно сразу же познакомить с правилами, по которым он будет жить в вашей семье, и рассказать, как все устроено. Некоторые семьи во время гостевых визитов (это «пробный период», когда ребенок приезжает на время пожить в семье потенциальных родителей) хотят позволить ребенку все, чтобы он почувствовал себя хорошо, но это ошибка. Ведь потом, в обычной жизни правила будут другими, и ребенок почувствует себя обманутым. Лучше сразу выяснить, впишется ли воспитанник в правила вашего дома, чем решать эту проблему позже и отдавать его обратно в детский дом. Психологи школы приемных родителей советуют не препираться с ребенком по вопросам, которые находятся вне вашего контроля: например, когда подросток кричит, что не хочет ходить в школу, родители могут лишь объяснить, что получать образование все равно придется, ведь это не их личный каприз, а требование государства. Вы не можете отменить домашние задания, но всегда можете посочувствовать — это ребенку и нужно.
После «медового месяца» обычно наступает менее радостный период адаптации, когда ребенок начинает проверять родителей на прочность и отстаивать свои границы. Пока происходит притирка, ребенок может провоцировать родителей, делая разные вещи, за которые его теоретически могут вернуть в детдом. По логике ребенка, раз собственная мама когда-то его оставила, значит, и новая семья может поступить так же. И, чтобы довериться взрослым, ребенку нужно быть уверенным в том, что его не вернут, что его готовы принять любым. Тут родителям важно дать понять, что в жизни ребенка будут определенные запреты и правила, но вообще-то они рассчитывают жить с ним вместе долго и счастливо: «Играть в футбол в квартире мы, конечно, не разрешаем, но и отдавать тебя за это никуда не собираемся».
Юридических нюансов между разными формами устройства детей больше, но в рамках данной статьи о них мы говорить не будем. Хочу обозначить только одно, самое важное в данном контексте.
- Усыновление – это безвозмездная опека над ребенком. Оформляются необходимые документы, и малыш становится полноценным членом семьи. Все расходы и заботы ложатся на плечи родителей.
- Приемная семья – возмездная форма, то есть государство оказывает финансовую помощь приемным семьям, а между государством и семьей заключается договор, взрослый носит статус воспитателя и получает зарплату.
Существуют и другие характерные особенности приемной семьи, отличающие ее от других форм замещающих семей:
- Взять на воспитание можно одновременно до 8 детей.
- Ребенок носит статус воспитанника.
- Срок пребывания ребенка в семье оговаривается в договоре между органами опеки и приемной семьей.
Нередко форма приемной семьи служит проверкой для дальнейшего усыновления или опекунства. В приемную семью ребенок может быть помещен временно, например, при социальном сиротстве, когда мать или отец находятся на исправлении.
К функциям приемной семьи относится:
- развивающая,
- социализирующая,
- корригирующая,
- реабилитационная.
В обязанности приемных родителей входит:
- Воспитание на основе взаимоуважения, организации совместного быта и досуга, взаимопомощи.
- Создание условий для получения образования, физического и психического благополучия, духовного и нравственного развития.
- Защита прав и интересов ребенка.
- Своевременный и соответствующий уход и лечение ребенка.
- Взаимодействие с учителями или воспитателями образовательного учреждения, которое посещает ребенок.
- Извещение органов опеки о возникших проблемах или невозможности ухода за ребенком.
Из этого возникают следующие компетенции приемных родителей:
- Способность защитить права и интересы ребенка.
- Умение создать благоприятные условия жизнедеятельности, которые обеспечат процесс успешной психологической адаптации и социализации приемного ребенка.
Естественно, приемные родители должны быть дееспособными. Согласно гражданскому и семейному кодексу, обязательно прохождение школы приемных родителей, которая обеспечивает психолого-педагогическую и социально-правовую готовность граждан к принятию и воспитанию приемного ребенка.
Давление на ребенка и ожидание (не всегда осознаваемое) благодарности с его стороны. Каждый приемный ребенок испытывает ее, но не каждый может ее выразить.
Научить выражать благодарность и другим полезным социальным навыкам – задача приемных родителей. Научить, а не ожидать (требовать).
Детская тревога по поводу места и роли ребенка устраняется беседой. Но сначала родители должны обсудить это со специалистом, сопровождающим семью. Нужно в доступной и корректной форме объяснить ребенку, как и почему он оказался в семье, какие перспективы его ожидают.
Можно использовать примерно такую структуру разговора: «Твои родители не могут сейчас о тебе заботиться. Мы будем заботиться о тебе. Мы постараемся, чтобы тебе было хорошо у нас». Иногда можно добавить: «Когда дела у твоих родителей наладятся (они найдут работу, отремонтируют жилье, соберут необходимые документы и прочее), ты сможешь вернуться к ним», то есть рассказать о реальной ситуации в семье, но делать это можно только после обсуждения с психологом.
В контексте приемной семьи любой кризис можно считать конструктивным, даже если он носит ненормативный характер. Тому есть несколько объяснений:
- Кризис указывает на конкретную проблему, помогает ее понять и проработать.
- Нерешенный кризис не дает идти вперед в адаптации. В совокупности этапы адаптации и кризисы указывают направление и динамику движения семьи.
- Преодоление кризиса придает уверенности каждому члену семьи, и родителям как воспитателям в частности, дает силы на дальнейшую работу.
- Успешное разрешение кризиса способствует повышению самооценки ребенка и снижению уровня тревожности.
Продолжительность и особенности адаптации зависят от психического и физического состояния ребенка и членов приемной семьи, особенностей проживания и подготовленности родителей, возраста ребенка. Оптимальный возраст для устройства – 3 года и младше.
В психологии принято выделять 4 адаптационных этапа ребенка в приемной семье.
Первый месяц жизни в приемной семье. Как ребенок, так и другие члены семьи наполнены ожиданиями, интересом и идеализированными установками. Каждый хочет показать себя с лучшей стороны.
Первый кризис в новой семье, который сигнализирует об успешной адаптации. Гораздо хуже, если его нет. Ребенок понемногу осваивается и начинает проявлять свое «Я», что выражает хулиганством, непониманием между ним и семьей. Часто на этом этапе родители приходят в ужас и сомневаются о своем решении, конечно, если не знают, что проблемный этап – хороший признак.
Будущим приемным родителям или опекунам нужно обязательно знать о нарушениях привязанности, возникающих у приемных детей. Эти нарушения – корень многих проблемных ситуаций, поэтому если родитель понимает, что происходит с его приемным ребенком, то ему легче сохранять самообладание самому, а также находить подход к ребенку и решать возникающие проблемы.
Привязанность – это желание поддерживать и сохранять близкие отношения с другим человеком. Это потребность в близости, в общении, доверии. Научно доказан такой факт, что эмоциональное тепло влияет на развитие детей. Забота и участие взрослого позволяет ребенку учиться у взрослых, доверять и людям, и миру как таковому. Если же у маленького ребенка не было опыта продолжительных близких отношений с одним человеком, либо эти отношения несколько раз прерывались и не восстанавливались, то его способность к поддержанию привязанности уменьшается или утрачивается, в связи с чем могут возникнуть, например, такие ситуации:
- ребенок провоцирует, намеренно раздражает родителей, проверяет на прочность;
- ребенок может вообще не допускать доверительных отношений ни с одним взрослым. Он закрыт, эмоционально холоден. Он не агрессивен, но избегает близких отношений;
- ребенок то грубит и провоцирует, то ведет себя прямо противоположным образом – ищет ласки и внимания;
- ребенок намеренно нарушает границы, не испытывает сочувствия, предпочитает, чтобы его боялись. В этих случаях могут наблюдаться жестокие и разрушительные действия;
- ребенок ищет маму и папу во всех окружающих людях, готов быть со всеми ласковым. Качество здесь заменяется количеством.
Как правило, поведение ребенка с нарушением привязанности можно отнести к одному из типов, описанных выше. Родителям нужно знать, что практически все они корректируются, но требуется время, терпение, и иногда – помощь специалистов. Ситуации с жестоким, деструктивным поведением ребенка требуют отдельного контроля, потому что добиться социализации такого ребенка особенно сложно.
В начале 2000-х я училась в институте и вместе с подругой Катей жила у одной хорошей бабульки, Алевтины Петровны. Под нашим балконом каждый день гуляла пара среднего возраста с маленькой девочкой и грудным ребенком. При взгляде на них сразу становилось понятно, что они очень любят своих детей.
Как-то раз мы спросили о них Алевтину Петровну, и она рассказала историю этой семьи.
Вика и Антон поженились, будучи студентами. Молодые жили в любви и согласии, но омрачало их счастливый брак отсутствие детей. Антон служил в милиции, Вика – преподавала математику в школе. Родители подарили им на свадьбу квартиру – все складывалось отлично! Печалило только одно – в их уютном доме до сих пор не появился малыш.
Они прожили в браке больше 10 лет, лечились, ездили по самым дорогим врачам, но все было тщетно. От отчаяния Вика предложила взять ребенка из детского дома.
Так в семье появилась Настя, ей было полтора годика, когда ее удочерили. Жизнь молодой семьи наполнилась смыслом и долгожданной радостью. Антон и Вика приняли девочку как родную, дарили ей всю свою любовь и заботу. Друзья и соседи умилялись при виде этой семейной пары, радовались за малышку, говорили, как ей повезло с приемными родителями.
Будут ли изменения в выплате пособий до 1,5 лет?
Стоит учесть тот факт, что правительство оказывает поддержку приёмным семьям наравне с обычными. Патронатные семьи в 2018-2019 г. наделены теми же преимуществами, что и другие семьи по той причине, что заниматься воспитанием детей – это большая ответственность. Исходя из этого необходимо рассмотреть все возможности, которые предоставляют пособия для того, чтобы семьи могли принять правильное решение.
Минимальная ежемесячная выплата на 1 ребёнка равна 4 тыс. р. Данные условия будут применяться с 31 декабря 2018 г. по 31 декабря 2019 г. Невзирая на нестабильность экономического положения, на данную расходную статью государство уже запланировало бюджет, поэтому не стоит опасаться задержек по выплатам.
Важно! Также имеется информация о том, что пособия будут увеличены на 7%.
«Осталось только чувство, что всё вокруг непривычное, и воспоминание о своей дурацкой причёске»
Главный вопрос состоял в том, что делать со мной: я была младше брата и сестры и не могла попасть с ними в одну группу. Тётя хотела, чтобы обо мне было кому позаботиться. Она приняла решение, что я пойду в школу в пять лет вместе с сестрой. В таком случае мы попадали в одну группу в детском доме и могли жить вместе. Это в итоге отразилось на моей успеваемости: в школе было очень тяжело, я плохо училась и слабо усваивала материал.
Детдом, куда мы попали, находился в посёлке Ясная Поляна, совсем недалеко от нашего родного села. Это было государственное учреждение, где воспитывались дети от трёх до восемнадцати лет. Можно было уйти оттуда и раньше, если закончишь девять классов и поступишь учиться в техникум или училище. Мы жили в трёхэтажном кирпичном здании, которое могло вместить в себя около трёхсот человек вместе с персоналом. Рядом находилась общеобразовательная школа, которая соединялась с детдомом отдельным переходом, — он же выполнял функцию актового зала.