Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уважаемые посетители официального сайта Управления!». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Ярославской областям (Управление Россельхознадзора по Тверской и Ярославской областям) является межрегиональным органом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) и создано для осуществления функций по контролю и надзору в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»), соблюдения законодательства в области виноградарства и виноделия (за исключением вопросов лицензирования, оказания государственных услуг и осуществления государственного контроля (надзора), регулируемых законодательством в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных (далее — закрепленная сфера деятельности), а также для реализации отдельных установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации задач и функций Россельхознадзора.
Комментарий к ст. 46 БК РФ
Комментируемая статья посвящена нормативам, по которым и иные суммы принудительного изъятия зачисляются в бюджеты бюджетной системы РФ.
Необходимо учитывать, что положение абзаца третьего подпункта 6.1 пункта 1 статьи 46 БК РФ, устанавливающего, что штрафы за нарушение законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, устанавливающего внесение платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов, вступает в силу с 15.11.2015 (часть 2 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 68-ФЗ).
В пункте 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» разъяснено, что при разрешении вопроса о том, в какой бюджет подлежат зачислению суммы денежных взысканий (штрафов), конфискаций и компенсаций за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, судам следует руководствоваться положениями пунктов 1, 4 и 5 части 1 и частью 6 статьи 46 БК РФ.
Судебная практика.
В Апелляционном определении Свердловского областного суда от 15.04.2014 по делу N 33-4927/2014 суд удовлетворил требования прокурора к обществу о возмещении ущерба за нарушение природоохранного законодательства, указав при этом, что по смыслу пункта 6 статьи 46 БК РФ данной специальной нормой права предусмотрено взыскание денежных сумм по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в муниципальный бюджет.
В Апелляционном определении Новосибирского областного суда от 16.01.2014 по делу N 33-229/2014 суд удовлетворил требования прокурора муниципального района о взыскании с гражданина в пользу муниципального образования суммы возмещения вреда, причиненного окружающей среде незаконной рубкой леса. Судом дано толкование о том, что норма, закрепленная в пункте 6 статьи 46 БК РФ, является специальной по отношению к норме подпункта 4 пункта 1 статьи 46 БК РФ, соответственно, при наличии конкуренции правовых норм имеет приоритет в применении.
Изъятие земельных участков — редкая мера, которую применяют лишь по решению суда, если собственник не исполнил предписание об устранении нарушения. Принудительное изъятие проводится при отказе устранить выявленное нарушение и после привлечения собственника к административной ответственности.
Основания, по которым Росреестр может запустить процедуру изъятия земельного участка у собственника или расторгнуть с ним договор аренды, указаны в Гражданском и Земельном кодексах. Среди них:
- неиспользование участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества в течение трех лет;
- использование земельного участка не в соответствии с установленными для него целевым назначением и (или) видом разрешенного использования.
Порядок назначения ареста по «административке»
Зачастую административному аресту лица предшествует его административное задержание, производимое в качестве обеспечительной меры производства дел по проступкам административного характера, а также направленное на исполнение судебного постановления в отношении административного правонарушения (ст27.3 ч.1 КоАП).
Максимальная продолжительность административного задержания правонарушителя, по которому осуществляется производство дела по «административке» – 48 часов (ст.27.5 ч.2 КоАП). Срок задержания учитывается в сроке назначаемого ареста (ст.3.9. ч.3 и ст.32.8 ч.3 КоАП).
Замечу, что отсчет периода административного задержания отсчитывается от времени доставления субъекта в служебное помещение силовиков. Если же доставлен пьяный гражданин – исчисление срока задержания для него происходит со времени отрезвления (ст.27.5 ч.4).
Протокол по правонарушению, наказуемому административным арестом, направляется для судебного рассмотрения незамедлительно, сразу после составления (ст.28.8 ч.2 КоАП). Рассмотрение судьей такого административного дела выполняется в день поступления протокола и материалов по правонарушению, а по административно задержанному согласно постановления прокурора – в 48 часовой срок от времени задержания (ст.29.6 ч.4 КоАП).
Организации, получившие судебное определение об истребовании данных по административному делу, наказанием по которому является арест, обязаны сообщить их незамедлительно, т.е. при возникновении технической возможности исполнить запрос (ст.26.10 КоАП). Следует отметить наличие ответственности за несвоевременность предоставления, либо не предоставление госоргану законно истребованных сведений (ст.19.7 КоАП).
По вынесении судьей постановления об аресте правонарушителя по «административке», его исполнение осуществляется сотрудниками ОВД немедленно (ст.32.8 ч.1 КоАП). Арестованное лицо препровождается в спецприемник МВД, где находится весь срок назначенного ареста (ст.32.8 ч.2 КоАП).
Нарушение порядка ведения бюджетного учета, порядка составления бюджетных смет.
В силу п. 1 ст. 221 БК РФ бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение, в соответствии с Общими требованиями к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденными Приказом Минфина РФ от 20.11.2007 № 112н. Главные распорядители средств бюджета утверждают данный порядок согласно законодательству РФ, в том числе с учетом указанных требований.
Исходя из п. 3, 6 названных требований составление сметы – это установление объема и распределения направлений расходования средств бюджета на основании доведенных до учреждения в предусмотренном порядке лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения на период одного финансового года.
Как оплатить административный штраф? Чтобы справиться с подобной операцией, достаточно следовать простейшим инструкциям. Они будут представлены ниже.
Первым делом каждый человек должен понимать, какие вообще существуют способы перечисления денег в государственную казну в виде штрафов. На данный момент можно справиться с поставленной задачей:
- при помощи интернет-банкинга;
- посредством обращения в кассу банка;
- через терминалы оплаты;
- при помощи банкоматов;
- через «Госуслуги»;
- посредством «Почты России»;
- путем работы с сервисом «Оплата госуслуг»;
- интернет-кошельками;
- посредством официальной страницы ГАИ;
- используя сторонние интернет-сервисы оплаты штрафов.
Последний вариант не пользуется особым спросом. Основная масса указанных приемов предусматривает комиссию. Но, если обратиться за помощью в конкретные места, можно избежать дополнительных расходов.
Возмещение имущественного вреда, причиненного земельным правонарушением
Вред, причиненный нарушением земельного права, подлежит возмещению причинителем вреда в соответствии с нормами земельного, а также гражданского права о деликтной и договорной ответственности.
Вред, причиненный нарушением норм земельного права, — убытки, которые несут государство, физические и юридические лица в результате умышленного или неосторожного нарушения правовых земельных требований либо в результате неправомерной нормотворческой деятельности государственных органов. Такой вред выражается в утрате, повреждении земель, их деградации, повреждении здоровья и имущества граждан. В экономическом аспекте этот вред трансформируется в стоимость утраченного или поврежденного имущества, вынужденных расходов на очистку или рекультивацию земель, расходов на восстановление здоровья, а также в стоимость неполученных доходов в результате утраты либо повреждения земель. Предусматриваются два способа возмещения вреда — реальное возмещение вреда путем восстановления физических и химических характеристик земель либо возмещение вреда в денежной форме в виде возмещения причиненных убытков, включая расходы на восстановление земель. Реальное возмещение вреда означает, что причинитель вреда обязан своими силами и за счет собственных средств очистить земельный участок от загрязнения, восстановить или рекультивировать земли (ст. 76 ЗК). На практике реальное возмещение происходит редко. Поэтому в большинстве случаев возникает необходимость денежной компенсации. Возмещаются убытки также в случаях причинения вреда гражданам или юридическим лицам изданием исполнительными органами государственной власти не соответствующего закону и нарушающего права на землю нормативного или ненормативного акта (ст. 61 ЗК). Размер причиненных убытков определяется при рассмотрении дел о земельных правонарушениях. Расчетным путем определяется сумма — стоимость причиненных убытков, а потом решается вопрос об их полной ил частичной компенсации потерпевшей стороне.
Применяются калькуляционный, таксовый и социально-алиментный способы расчета убытков. Методика расчета убытков с использованием калькуляционного способа установлена Положением о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства.
Убытки, вызванные ухудшением качества земель, включают затраты на проведение почвенных, агрохимических и других специальных обследований и изысканий, а также мероприятий, обеспечивающих восстановление качества земель. Упущенная выгода является частью убытков, причиненных пользователям земли. Убытки в виде упущенной выгоды — недополученные денежные доходы землепользователей в расчете на предстоящий период, необходимый для восстановления нарушенного производства.
В случае повреждения земель сельскохозяйственного назначения дополнительно к понесенным убыткам возмещаются потери сельскохозяйственного производства, которые выражаются в сокращении (безвозвратной потере) площадей используемых сельскохозяйственных угодий или ухудшении их качества (снижение плодородия почв под влиянием хозяйственной деятельности) и/ возмещаются в целях сохранения уровня сельскохозяйственного производства путем восстановления площадей сельскохозяйствен-! ных угодий и их качества.
Потери возмещаются в размере стоимости освоения равновеликой площади новых земель с учетом проведения на них мероприятий по улучшению качества почв до уровня плодородия изымаемых земель.
Суммы компенсации вреда здоровью граждан устанавливаются на основе расходов на лечение, потерю трудоспособности и т. д.
Таксовый способ возмещения имущественного вреда применяется в случаях ухудшения качества сельскохозяйственных земель и устанавливается в виде нормативов стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд.
При социально-алиментном способе возмещения убытков их размер вообще не определяется, а компенсация осуществляется в виде льгот и специальных выплат (пособий). Социально-алиментный способ применяется в случаях, когда размер вреда невозможно или трудно определить путем калькуляции убытков или при помощи такс. Это чаще всего — крупные аварии, охватывающие большие территории и значительное число пострадавших. В области земельных правоотношений социально-алиментный способ компенсации вреда предусмотрен в случаях существенного ухудшения среды жизнедеятельности, вызванного нарушением законодательства о градостроительстве, включая правила землепользования в городах и других населенных пунктах.
При возникновении таких ситуаций органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления могут принять решение о компенсации причиненного вреда, в том числе об установлении специальных льгот и пособий. Они могут включать предоставление жилых помещений в первоочередном или внеочередном порядке, выделение пособий для переселенцев. Средства на предоставление специальных льгот и пособий для определенной категории пострадавших граждан выплачиваются за счет соответствующих бюджетов и других источников. Компенсация вреда посредством установления специальных льгот и пособий не освобождает лиц, виновных в нарушении законодательства о градостроительстве, от обязанности возместить причиненный вред (ст. 70 Градостроительного кодекса РФ). Вред возмещается причинителем вреда собственнику либо пользователю земельного участка, понесшему убытки, в добровольном порядке либо по решению суда или арбитражного суда по искам граждан и организаций. Вопрос о возмещении материального вреда может быть решен судом самостоятельно независимо от предъявления иска на основании ст. 29 УПК.
О правах и обязанностях собственников земли
Необходимо также обратить внимание на законные обязанности и полномочия субъектов земельных правоотношений. Вот на что имеет право собственник земли:
- возведение производственных, жилых, культурных или прочих объектов на своей территории;
- использование земли для собственных нужд в установленном законом порядке;
- законная реализация оросительных, мелиоративных, осушительных и прочих работ с землей;
- осуществление посевов и посадки различных растительных культур.
А какими обязанностями обладает собственник земли? Здесь стоит обратить внимание на статью 42 ЗК РФ, в которой даются указания:
- на реализацию своевременных платежей за пользование землей;
- на осуществление мероприятий по охране земельных участков;
- на использование земли в строгом соответствии с установленными целями;
- на охрану земли от деградации, истощения, порчи, загрязнения и т.д.
Неисполнение представленных обязанностей повлечет за собой установление административно-правовой ответственности за земельные правонарушения.
Установка спецсигналов и рекламных конструкций
Статья КоАП | Нарушение | Наказание |
---|---|---|
12.4 ч.1 | Установка на передней части ТС световых приборов с огнями красного цвета или световозвращающих приспособлений красного цвета, а равно световых приборов, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску ТС к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения | 3000 руб., конфискация ТС |
12.4 ч.2 | Установка на ТС без соответствующего разрешения устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации) или незаконная установка на ТС опознавательного фонаря легкового такси или опознавательного знака «Инвалид» | 5000 руб., конфискация ТС |
12.4 ч.3 | Незаконное нанесение на наружные поверхности ТС специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб или цветографической схемы легкового такси | 5000 руб. |
12.31 ч.4 | Выпуск на линию ТС с установленными на нем без соответствующего разрешения устройствами для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации), а равно с незаконно нанесенными на его наружные поверхности специальными цветографическими схемами автомобилей оперативных служб | На граждан штраф не распространяется |
14.37 | Установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 КоАП РФ | 1000 — 1500 руб. (штраф не может быть уплачен в размере половины стоимости) |
14.38 ч.1 | Размещение рекламы, имеющей сходство с дорожными знаками, или размещение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения | 2000 — 2500 руб. (штраф не может быть уплачен в размере половины стоимости) |
14.38 ч.2 | Использование ТС исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции, в том числе переоборудование ТС для распространения рекламы, в результате которого ТС полностью или частично утратило функции, для выполнения которых оно было предназначено, переоборудование кузова ТС с приданием ему вида определенного товара | 3000 — 5000 руб. (штраф не может быть уплачен в размере половины стоимости) |
14.38 ч.3 | Размещение рекламы на ТС, на наружные поверхности которого нанесены специальные цветографические схемы автомобилей оперативных служб, ТС, оборудованном устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, ТС федеральной почтовой связи, на боковых поверхностях которого расположены по диагонали белые полосы на синем фоне, а также на ТС, предназначенном для перевозки опасных грузов | 2000 — 2500 руб. (штраф не может быть уплачен в размере половины стоимости) |
14.38 ч.4 | Размещение на ТС рекламы, создающей угрозу безопасности дорожного движения, в том числе рекламы, ограничивающей обзор лицу, управляющему ТС, и другим участникам дорожного движения | 2000 — 2500 руб. (штраф не может быть уплачен в размере половины стоимости) |
14.38 ч.5 | Распространение звуковой рекламы с использованием ТС, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием ТС | 2000 — 2500 руб. (штраф не может быть уплачен в размере половины стоимости) |
Движение по автомагистрали
Статья КоАП | Нарушение | Наказание |
---|---|---|
12.11 ч.1 | Движение по автомагистрали на ТС, скорость которого по технической характеристике или по его состоянию менее 40 километров в час, а равно остановка ТС на автомагистрали вне специальных площадок для стоянки | 1000 руб. |
12.11 ч.2 | Движение на грузовом автомобиле с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны по автомагистрали далее второй полосы, а равно учебная езда по автомагистрали | 1000 руб. |
12.11 ч.3 | Разворот или въезд ТС в технологические разрывы разделительной полосы на автомагистрали либо движение задним ходом по автомагистрали | 2500 руб. |
Об участниках и объектах земельных правоотношений
Прежде чем приступить к детальному анализу конкретных преступлений, санкции за которые регулируются Административным кодексом, желательно остановиться на вопросах и объектах взаимоотношений в рассматриваемой сфере. Согласно статье 5 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) в правоотношениях участвуют как сами граждане России, так и юридические лица, в том числе регионы Российской Федерации и различные муниципальные образования. Вот что можно назвать предметом:
- землепользователи — лица, владеющие землей на правах постоянного или бесплатного пользования;
- землевладельцы — люди, в собственности которых находятся земельные участки;
- землевладельцы — лица, наследующие земельные владения;
- держатели сервитутов — лица, имеющие право ограниченного пользования определенной территориальной территорией.
Здесь стоит выделить арендаторов и землевладельцев, которые также являются субъектами взаимоотношений на рассматриваемой территории. Объектами, как бы трудно их ни было угадать, является сама местность или ее части.
Для начала стоит обратить внимание на статью 74 Земельного кодекса РФ, которая регулирует установление санкций как за административные, так и за уголовные и дисциплинарные правонарушения. Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение административного законодательства является виновным и противоправным действием или бездействием, за которое к пострадавшим должны быть наложены санкции. Рассматриваемый вид ответственности может нести лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Большинство правонарушений, связанных с земельной собственностью, предусмотрены главой 7 Административного кодекса. Следовательно, стоит обратить внимание на статью 7.1, в которой говорится о несанкционированном захвате земли и использовании этой территории без оформления соответствующих документов. У такого преступления даже есть официальное название: «нарушение границы». В этом случае человек может нарушить закон как намеренно, так и совершенно случайно. Согласно статье 7.2, гражданин за нарушение границ налагается штраф или предупреждение.
Минимальные и максимальные суммы штрафов
Фиксированный размер для уплаты административного штрафа — базовый способ наказания. Окончательная сумма постановления будет зависеть от:
- суммы невыплаченного налога, сбора или других обязательных взносов в госбюджет;
- стоимости муниципального или государственного контракта;
- величины невыполненных договорных обязательств;
- кадастровой оценки недвижимого имущества;
- минимальной заработной плате без учета районного коэффициента на момент совершения противоправного действия;
- стоимости объекта на момент начала или окончания нарушения;
- типа лиц, привлекаемых к ответственности — для физлиц 25 МРОТ, для должностного лица — 50 МРОТ, для предприятий вне зависимости от формы собственности — 1000 МРОТ.
Отдельные случаи финансового наказания можно представить в виде таблицы.
Как оспорить штраф за неиспользование участка из земель сельскохозяйственного назначения в течение срока, установленного законом (ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ)
За неиспользование участка из земель сельскохозяйственного назначения в течение срока, установленного законом, предусмотрена ответственность по части 2 статьи 8.8 КоАП РФ.
До 20 марта 2015 года ответственность по этому составу наступала по части 1.1 статьи 8.8. КоАП РФ, которая фактически стала теперь частью 2 статьи 8.8 КоАП РФ. Поэтому вся правоприменительная практика по части 1.
1 статьи 8.8 КоАП РФ актуальна и сейчас.
Важно попытаться обжаловать постановление о привлечении к ответственности, поскольку даже минимальный штраф для организации за нарушение части 2 статьи 8.8 КоАП РФ составляет существенную сумму – 200 тыс. руб. (см., например, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18 февраля 2015 г. по делу № А54-2421/2014).
Статья 8.8 КоАП РФ включает в себя четыре состава:
При определенных обстоятельствах суд может признать незаконным и отменить постановление о привлечении лица к ответственности по части 2 статьи 8.8 КоАП РФ, вынесенное уполномоченным органом. Например, когда:
При этом, даже если само правонарушение действительно было, в ряде случаев постановление о привлечении к ответственности можно оспорить по процессуальным основаниям. В частности, если административный орган нарушил правила составления протокола о правонарушении.
За неиспользование участка из земель сельскохозяйственного назначения в течение срока, установленного законом, грозит штраф:
Такая ответственность установлена в части 2 статьи 8.8 КоАП РФ. В указанном составе не упоминаются индивидуальные предприниматели, однако они несут ответственность в том же размере, что и должностные лица, поскольку в КоАП РФ не предусмотрено иное ( ст. 2.4 КоАП РФ).
При назначении наказания учитывается кадастровая стоимость земельного участка. Она указана в государственном кадастре недвижимости. Ее можно узнать, получив кадастровую справку о кадастровой стоимости объекта недвижимости. См. также Как узнать кадастровую стоимость.
Признаки неиспользования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения установлены в перечне признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, утвержденном постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. № 369.
Юридическому лицу стоит обжаловать постановление о привлечении к ответственности, поскольку, даже если суд признает, что нарушение имело место, он может снизить размер штрафа за правонарушение по части 2 статьи 8.8 КоАП РФ. Снизить штраф суд вправе до суммы менее чем 200 тыс. руб., несмотря на то что выход за такой предел в КоАП РФ не предусмотрен.
Дело в том, что Конституционный суд РФ указал, что отсутствие в КоАП РФ возможности снижения суммы штрафа, низший предел которой установлен в размере более 100 тыс. руб., не обеспечивает назначение справедливого и соразмерного административного наказания, поскольку не позволяет надлежащим образом учесть следующее:
Исходя из этого вывода, Конституционный суд РФ отметил, что суд вправе снизить размер штрафа до суммы менее его минимального размера в отношении любого состава КоАП РФ, предусматривающего минимальный штраф в размере от 100 тыс. руб.
Такая позиция Конституционного суда РФ изложена в постановлении от 25 февраля 2014 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.
3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами обществ с ограниченной ответственностью «Барышский мясокомбинат» и «ВОЛМЕТ», открытых акционерных обществ «Завод «Реконд», «Эксплуатационно-технический узел связи» и «Электронкомплекс», закрытых акционерных обществ «ГЕОТЕХНИКА П» и «РАНГ» и бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики «Детская городская больница № 3 «Нейрон» Министерства здравоохранения Удмуртской Республики».
На практике это означает, что суд при рассмотрении дела по части 2 статьи 8.8 КоАП РФ должен руководствоваться этой позицией Конституционного суда РФ и вправе изменить постановление о привлечении к ответственности, снизив штраф (см., например, постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 февраля 2015 г. № Ф05-204/2015 по делу № А41-41476/14).
В каких случаях наступает административная ответственность за нарушение земельного законодательства?
Административная ответственность в сфере земельного законодательства может наступать за следующие группы проступков:
- Нарушения правил, по которым должны использоваться участки (деятельность, противоречащая целевому назначению земли, и т. п.).
- Посягательства на участок, который является не только хозяйственным, но и природным объектом (нарушение правил работы с химикатами, порча земли и т. д.).
- Нарушения, связанные с гражданскими и иными правоотношениями, касающимися участка (самозахват земли, уничтожение знаков и т. п.).
- Нарушения, касающиеся порядка управления землей. Сюда относится несоблюдения сроков рассмотрения заявлений о выделе земли и нарушение порядка регистрации прав и сделок. В основном ответственность за эти нарушения касается должностных лиц, однако если нарушается порядок регистрации, могут подвергнуться наказанию и другие граждане или даже организации.
Как осуществляется незаконное завладение землей
Граждане могут разными способами присваивать себе чужие земельные наделы. Объектами их посягательств становятся как приватные территории, так и общественные аграрные угодья. К примеру, кем-то из соседей осуществляется самовольная постройка с захватом земли общего пользования. Построив на ней сооружения для личных целей, нарушитель сужает проезд к участкам других землевладельцев и попирает их право на беспрепятственный доступ транспорта к дому.
Землевладельцы, права которых были нарушены, сообщают о действиях захватчиков в органы местной власти, а те реагируют на них соответствующим образом.
Самовольное присвоение земель, находящихся в собственности других граждан, случается значительно реже, чем самозахват земли общего пользования, поскольку такие случаи устанавливаются очень быстро и могут быть оспорены в судебном порядке.
Никому не досаждать, но проверку — выполнять
Основным видом земельного надзора и контроля является проверка.
— Проверки возможны на всех категориях земель, — рассказал и.о. начальника отдела государственного земельного надзора Владимир Гуляев.- Порядок проведения проверок отражен в 294 законе от 26 декабря 2008 года. Причем изменения в Земельный Кодекс (п.4 статьи 71-й) предусматривают проверку не только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но и граждан.
Сама процедура проверки такова. Сначала в Росреестр поступает обращение, как основание для проверки. Затем выясняется, какая это будет проверка – плановая или внеплановая.
— В первом случае, проверка касается юридического лица и индивидуальных предпринимателей, — объяснил Гуляев. — Она должна быть запланирована до 1 сентября и согласована прокуратурой. Если прокуратура согласовывает проверку, решение публикуется как на сайте прокуратуры, так и на сайте Росреестра.
И первое что нужно знать юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю — проведение плановых проверок не может быть произвольным ни по времени, ни по количеству. Плановые проверки осуществляется не чаще, чем раз в три года. При этом есть четко установленные сроки.
На проверку юридического лица в зависимости от статуса дается: 20 рабочих дней — на крупное предприятие, на малый и средний бизнес — 50 часов, на мелкий бизнес — 15 часов. Обычно на объект должны выходить представители сразу нескольких государственных органов, чтобы одновременно сэкономить время и не слишком досаждать проверяемым.