- КОАП

Изъятие земельного участка без компенсации в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изъятие земельного участка без компенсации в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Со дня принятия и в течение 3 лет действует решение об изъятии, которое возможно обжаловать в суде по закону. Есть у собственника право обжаловать возможность построения в другом месте гособъектов, обоснованность и сам факт решения, ну и конечно условия выкупа (пп. 13, 14 ст. 56.6 ЗК РФ).

Срок решения об изъятии земли действует в течение трех лет

За изымаемое имущество, государство обязуется компенсировать в виде другой недвижимости или же в денежном эквиваленте. Собственник сам решает какой выбрать вариант компенсации. Ввиду того, что происходит выкуп земли государством у вас, то вам определяют цену выкупа и сумму, какая будет уплачена вам.

Оценивается рыночная стоимость и несмотря на то, что собственник готов договориться с госорганом о цене, но оценщика хоть как придется привлекать.

Для оценки убытков собственника берутся такие данные и включаются в выкупную цену, как: скважина, хозяйственные постройки, наличие многолетних насаждений, расходы связанные с переездом собственника.

Государство вправе не компенсировать цену недвижимости, если она не соответствует целевому назначению земельного участка. Смотреть в пп. 2, 8 ст. 56.8 ЗК РФ. Не входят для компенсации и постройки, какие были построены уже после уведомления об изъятии земельного участка.

Вам обязаны прислать проект соглашения на изъятие недвижимости для подписания вами (п. 2 ст. 56.9 ЗК РФ). В нем должны быть указаны сроки и порядок расчетов компенсации. А вы можете предложить свой вариант, либо согласиться с представленным (п. 2 ст. 56.10 ЗК РФ).

РАЗМЕР, СРОКИ И ПОРЯДОК ОПЛАТЫ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ

  1. Стоимость услуг Исполнителя определяется Онлайн-заказе юридических услуг в соответствии с Прайс-листом. Исполнитель вправе самостоятельно вносить изменения в Прайс-лист. Стоимость оплаченных Заказчиком услуг на основании созданного Онлайн-заказа юридических услуг изменению не подлежит. Стоимость услуг Исполнителя не включает НДС в связи с применением Исполнителем упрощенной системы налогообложения.
  2. Юридическая услуга предоставляется в полном объеме при условии 100% (стопроцентной) предоплаты Заказчиком.
  3. Оплата юридических услуг производится Заказчиком в российских рублях с использованием банковской карты на веб-сайте Исполнителя после заполнения Онлайн-заказа юридических услуг. Также Заказчик может оплатить услуги Исполнителя с помощью банковской карты в Личном кабинете клиента или иным способом на основании Счета на оплату, размещенного Исполнителем в Личном кабинете клиента.
  4. Оплата стоимости услуг производится Заказчиком в срок не позднее 3 (трёх) дней с момента создания Заказчиком Онлайн-заказа юридических услуг. По истечении указанного срока Исполнитель вправе внести изменения в стоимость, состав и сроки оказания услуг.
  5. Услуги считаются оплаченными Заказчиком с момента поступлении всей суммы оплаты на расчетный счет Исполнителя.
  6. После проведения Заказчиком предоплаты и зачисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя настоящий Договор вступает в силу.
  7. Настоящим Исполнитель и Заказчик (в дальнейшем – Стороны) договорились, что в случае, если на момент прекращения или расторжения Договора стоимость оплаченных услуг превышает стоимость фактически оказанных Исполнителем услуг, то разница между указанными суммами не возвращается, а признается внесенной Заказчиком в счет оплаты (предоплаты) услуг Исполнителя в рамках других (в том числе будущих) договоров. Для возврата указанных денежных средств Заказчик должен направить Исполнителю письменное заявление с указание полных банковских реквизитов расчетного счета.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

  1. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
  2. Исполнитель ни при каких обстоятельствах не несет никакой ответственности по настоящему Договору за:
    • какие-либо действия/бездействие, являющиеся прямым или косвенным результатом действий/бездействия каких-либо третьих сторон;
    • какие-либо косвенные убытки и/или упущенную выгоду Заказчика и/или третьих сторон вне зависимости от того, мог Исполнитель предвидеть возможность таких убытков или нет;
    • использование (невозможность использования) и какие бы то ни было последствия использования (невозможности использования) Заказчиком заказанных документов или шаблонов документов.
  3. Совокупная ответственность Исполнителя по настоящему Договору, по любому иску или претензии в отношении настоящего Договора или его исполнения, ограничивается суммой платежа, уплаченного Исполнителю Заказчиком по настоящему Договору.
  4. Исполнитель, надлежащим образом исполнивший свои обязательства, не несет ответственность за решения, принимаемые судом, иными государственными органами и должностными лицами, и не может нести ответственности за результат.
Читайте также:  Все изменения по УСН с 2023 года

Пользование землей после принятия решения об изъятии, но до прекращения имущественных прав

В соответствии со стат. 280 ГК РФ, собственники участков земли и лица, владеющие ими на основании других вещных прав, обладают полномочием по владению, пользованию и распоряжению землей до даты регистрации перехода имущественных прав в Росреестре в связи с изъятием.

А это значит, что правообладатель может даже продавать, обменивать, дарить или иным образом отчуждать землю до тех пор, пока она фактически не перейдет в муниципальную, региональную или федеральную собственность.

Важно! Гражданин несет риск несения всех финансовых убытков, если со дня уведомления о принятии решения об изъятии он решит произвести неотделимые улучшения, реконструировать здания, находящиеся на участке, или иным образом “вложиться”. То есть все эти траты ему не скомпенсируют.

Как происходит изъятие

Чтобы земельный объект мог быть изъят на легальном основании, должен выноситься распорядительный акт властных органов или судебное решение. Иные документы, в том числе различных государственных служб и ведомств не могут стать причиной для принудительного лишения собственника его имущества.

Порядок изъятия земельного участка у собственника для нужд публичных образований предусматривает выплату возмещения, а последовательность действий будет выглядеть следующим образом:

  1. властный орган принимает решение об изъятии земельного надела, которое должно соответствовать требованиям законодательных актов;
  2. принятое решение доводится до сведения правообладателя путем направления письменного уведомления – в этом документе указывает срок, цель и порядок изъятия, а также размер предлагаемой компенсации;
  3. если правообладатель усматривает нарушение закона при вынесении решения или расчете суммы компенсации, он вправе подать на обжалование в суд;
  4. если в срок, указанный в уведомлении, правообладатель не выполнит предусмотренные действия, земля изымается в принудительном порядке.

С 2006 года в собственности компании «Оазис Техно» находился земельный участок с кадастровым номером 50:20:0020109:77 площадью 1 403 кв.м, в с/о Новоивановское г. Москвы в районе п. Заречье. Правительство в 2009-2010 гг. запроектировало через указанный участок строительство автомобильной дороги общего пользования от 53-го километра МКАД до д. Сколково.

Для этого Правительство Московской области решило изъять у «Оазис Техно» указанный участок, но процедура не была произведена в порядке, предусмотренными на такой случай подзаконными нормативными актами. Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к компании «Оазис Техно», чтобы принудительно выкупить указанный участок для государственных нужд. Однако суд отказал министерству, так как не была соблюдена процедура изъятия. Несмотря на это, на земельном участке «Оазис Техно» продолжились работы по строительству дороги и проведению коммуникаций.

Сегодня по территории земельного участка, принадлежащего «Оазис Техно», фактически проходит автодорога общего пользования. Причем линейный объект передан из собственности Московской области в собственность г. Москвы. Из-за сложившейся ситуации компания не имеет возможности ни воспользоваться принадлежащим ему имуществом, ни получить компенсацию за изъятый участок. Это и стало причиной обращения общества в Арбитражный суд Московской области.

В ходе заседания судья установил следующее. Порядок изъятия земельных участков регламентируется Гражданским и Земельным Кодексами. Пункт 1 статьи 279 ГК РФ и статья 49 Земельного Кодекса устанавливают:

  • участок изымается у владельца для государственных либо муниципальных нужд посредством выкупа;
  • за изымаемый участок его собственнику предоставляется возмещение;
  • если на участке имеются объекты недвижимости, также возмещается их рыночная стоимость.

Порядок выкупа определен статьями 279-282 ГК РФ, согласно которым также производится выплата возмещения стоимости земельного участка.

Согласно Принудительный выкуп ЗУ происходит в соответствии с решением компетентного государственного органа и при условии компенсации владельцу равнозначного стоимости ЗУ возмещения. Сумма возмещения может быть определена по соглашению с владельцем, а также решением суда. При расчете суммы возмещения учитываются:

  • рыночная стоимость земли;
  • рыночная стоимость объектов недвижимости, расположенных на участке;
  • убытки, понесенные владельцем в связи с изъятием земли;
  • убытки, понесенные из-за досрочного прерывания обязательств;
  • упущенная выгода (недополученная прибыль).

Определение размера выплаты: порядок и «подводные камни»

Компенсация рассчитывается исходя из рыночной стоимости объекта недвижимости, а также убытков, причиненных реквизицией. При определении стоимости компенсации необходимо не только информацию о виде разрешенного использования, но и фактическое использование отчуждаемых объектов. Сумма компенсации позволять предпринимателю или физическому лицу восстановить имущественные потери.

Читайте также:  Денежные выплаты и доплаты ветеранам труда в Московской области в 2023 году

Расчет возмещения необходимо сделать не позднее чем за 2 месяца до передачи правообладателю участка документов об отчуждении недвижимости. Все расходы, связанные с установлением стоимости несет орган, принявший решение об изъятии.

При определении суммы компенсации не учитывают:

  • постройки и другие улучшения, возведенные после получения уведомления об изъятии, а также заключенные впоследствии сделки;
  • объекты самовольного строительства.

Необходимые документы

  • Свидетельство о государственной регистрации права, либо договор купли – продажи, либо Выписка из ЕГРН, либо иной документ, подтверждающий вид права на недвижимость;
  • Договор аренды (в случае оценки арендованного имущества, либо оценки частичных прав);
  • Сведения об имеющихся обременениях (договор залога, долгосрочной аренды);
  • Технический паспорт на улучшение;
  • Поэтажный план;
  • Экспликация помещений к поэтажному плану;
  • Кадастровый паспорт земельного участка;
  • Справка о первоначальной балансовой и остаточной стоимости объекта на дату проведения оценки (собственником является юридическое лицо).

По данным Россельхознадзора, общая площадь сельскохозяйственных земель в России составляет 385 млн га и около 12% из них не используется. За последние три года выявлено более 2,3 млн га брошенных участков, но вернуть в оборот удалось лишь треть — 748,6 тыс. га.

Как отметили в Минсельхозе России, в ближайшие пять лет по всей стране предстоит вернуть в оборот 4,8 млн га земель сельхозназначения. Это будет происходить, в том числе, и за счет изменения процедуры изъятия «у собственника застоявшейся» земли и ее дальнейшей продажи. Россельхознадзору больше не придется подтверждать факт неиспользования земельных участков по назначению в течение трех лет. Критерии для определения фактов использования или неиспользования земли должно утвердить правительство.

Чиновники Минсельхоза считают, что изменения в законодательстве позволят сократить на три года срок вовлечения в сельскохозяйственный оборот заброшенных и заросших кустарником земельных участков.

В Минсельхозе подчеркнули, что поправки в закон не ущемят интересы дачников и владельцев «шести соток» — новые нормы не относится к садово-огородным участкам, ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства, к участкам, на которых расположены объекты недвижимости. Даже нерадивых хозяев-бизнесменов постараются не обидеть – бывшему собственнику участка выплатят сумму, полученную от продажи на торгах изъятой земли.

Особенности процедуры

Начинается процедура изъятия земли с выявления владельцев. Заинтересованный орган подает запрос в Росреестр. При отсутствии ответа соответствующие запросы посылаются в архивы организаций, где предположительно могут храниться сведения.

Также поиск собственников ведется через размещение оповещений на официальном сайте и иных информационных ресурсах госорганов не менее чем за два месяца до принятия решения об изъятии.

Если же поиски проводились, но владельцы так и не найдены, то инициатор через суд признает право собственности государства или муниципалитета на объекты недвижимости, расположенные на изымаемом участке.

Задуматься о риске потерять свое право стоит гражданам, чьи земельные участки регистрировались до 1998 года.

Если сам собственник не подтвердил свое право посредством подачи в Росреестр, то в государственной базе сведения о правообладателе могут отсутствовать вовсе. Уполномоченные органы в суде могут признать участок публичной собственностью.

Судебная практика по вопросам изъятия земельных участков показывают, что часто публичные органы лишены права реализации принудительного изъятия земель по причине нарушения установленного порядка.

Как правило, суды отказываются удовлетворять иски об изъятии, если не соблюден законодательный порядок, включающий в себя:

  • принятие решения;
  • уведомление правообладателя;
  • проведение оценки земли;
  • заключение соглашения об изъятии;
  • возмещение убытков правообладателя;
  • фактическое изъятие участка;
  • регистрацию перехода права собственности.

Сроки и условия изъятия земельных участков

Законы об изъятии земельных участков в Российской Федерации устанавливают определенные сроки и условия, которые должны соблюдаться при проведении процедуры изъятия.

Во-первых, для осуществления изъятия земельного участка необходимо наличие у соответствующих органов власти законного основания. Как правило, изъятие может производиться в целях реализации общественных интересов, таких как строительство дорог, коммуникаций, объектов социальной инфраструктуры и т.д.

Во-вторых, сроки изъятия земельных участков могут быть различными и определяются в соответствии с типом объекта, для которого предусматривается изъятие. Обычно, сроки оговариваются в договоре, который заключается между владельцем земельного участка и государственным органом.

Кроме того, при изъятии земельного участка обязательно должна быть выплачена компенсация его владельцу. Порядок и размер компенсации также устанавливаются законодательством.

Следует отметить, что процедура изъятия земельного участка должна быть проведена в соответствии с требованиями Конституции РФ и других нормативно-правовых актов. В случае нарушения закона в процессе изъятия, владелец участка имеет право обратиться в суд с жалобой.

Таким образом, сроки и условия изъятия земельных участков в Российской Федерации должны быть четко регламентированы законодательством и обеспечивать справедливое и сбалансированное решение интересов государства и граждан.

Читайте также:  Больничный при орви срок действия и порядок оформления выплаты

Договоритесь об адекватном возмещении

Вместе с решением по участку органы власти, скорее всего, пришлют и так называемое соглашение об изъятии – если оно уже подготовлено (или это произойдет несколько позже).

В проекте указываются условия изъятия и, самое главное, размер возмещения.

«В него должна быть включена рыночная стоимость земельного надела (исходя из вида его разрешенного использования), убытки, причиненные его изъятием, стоимость объектов недвижимости, расположенных на участке. Вместо денежного возмещения правообладателю может быть предоставлен другой участок или иное недвижимое имущество в зачет стоимости изымаемого», – отмечает Вероника Перфильева.

На раздумья хозяину участка отводится три месяца, в течение этого срока он может предложить властям свой проект соглашения на своих условиях (для этого придется за свой счет заказать оценку имущества и ущерба). Если за 90 дней стороны не пришли к консенсусу, вопрос будет решаться через суд.

Доводить дело до суда имеет смысл только в том случае, если предложенные государством условия, действительно, несправедливы и ущемляют права землевладельца, – говорят юристы. Едва ли стоит рассчитывать нажиться на изъятии участка, требуя за него чрезмерную компенсацию.

Гарантии для собственников земельных участков

Изъятие земли с 1 января 2024 года вызывает определенную тревогу у собственников земельных участков. Однако, государство обеспечивает определенные гарантии для защиты их прав и интересов.

Во-первых, собственники земли имеют право на справедливую компенсацию при изъятии земельного участка. Размер компенсации определяется согласно законодательству и учитывает такие факторы, как площадь участка, его расположение, наличие построек, почвенное покрытие и другие характеристики. Государство обязано выплатить компенсацию в полном объеме в установленные сроки.

Во-вторых, собственники земельных участков имеют право на предварительное уведомление о намерении изъять их землю и на участие в процессе решения данного вопроса. Они имеют право высказать свое мнение и представить свои доводы в отношении изъятия земли. Государственные органы обязаны учесть мнение и интересы собственников при принятии решения об изъятии земли.

Таким образом, государство предусматривает гарантии для собственников земельных участков, чтобы защитить их права и интересы при изъятии земли с 1 января 2024 года. Однако, важно собственникам быть внимательными и в случае возникновения спорных ситуаций обратиться за юридической помощью для защиты своих интересов.

Российское законодательство об изъятии земель Случаи изъятия земельных участков

Сразу отметим, что непосредственно Гражданский кодекс конкретные нужды Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, которые могли бы послужить основанием для изъятия земельного участка у собственника, не раскрывает. В самом общем виде государственные и муниципальные нужды определены в ст. 49 ЗК РФ. В этой норме одновременно подчеркиваются, во-первых, исключительность действий по изъятию земельных участков и, во-вторых, что изъятие земельного участка у собственника может быть обусловлено только двумя случаями:

  1. выполнение международных обязательств РФ;
  2. размещение объектов государственного или муниципального значения, когда отсутствуют другие варианты их возможного размещения.

Одновременно Земельный кодекс определяет хотя и в общем виде, но все же в достаточной степени конкретное назначение объектов, под размещение которых допускается изъятие земельных участков. К таким объектам отнесены:

  • объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
  • объекты использования атомной энергии;
  • объекты обороны и безопасности;
  • объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
  • объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
  • объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы РФ;
  • линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
  • объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения;
  • автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

Приведенный перечень не является закрытым, поскольку основанием для изъятия земель для государственных или муниципальных нужд могут послужить и иные обстоятельства, но только если они установлены федеральными законами либо законами субъектов РФ соответственно в отношении земель, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности.

В соответствии с п. 3 ст. 55 ЗК РФ порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены данного участка; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством. К нему мы и обратимся.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *