Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Грозит ли срок за незаконное хранение огнестрельного оружия?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Комментируемая ст. 20.8 КоАП РФ устанавливает меры административной ответственности за нарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, перевозки, ношения, коллекционирования, экспонирования, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием.
Комментарий к ст. 20.11 КоАП
1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения в сфере оборота и использования оружия.
2. Объективная сторона части первой комментируемой статьи выражается в нарушении установленных сроков регистрации приобретенного по лицензиям органов внутренних дел оружия, а равно установленных сроков продления (перерегистрации) разрешений (открытых лицензий) на его хранение и ношение или сроков постановки оружия на учет в органах внутренних дел при изменении гражданином постоянного места жительства.
Данное правонарушение совершается гражданином (владельцем оружия). Установленные сроки регистрации и продления разрешения регламентируются Федеральным законом от 13 ноября 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии». По прибытии к новому месту жительства граждане обязаны в 10-дневный срок обратиться в органы внутренних дел для переоформления оружия.
3. Объективная сторона части второй состоит в нарушении должностными лицами, ответственными за хранение и использование оружия, сроков постановки оружия на учет в органах внутренних дел, продления (перерегистрации) разрешений (открытых лицензий на его хранение и ношение).
4. Субъектами административных правонарушений выступают граждане и должностные лица.
5. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.
6. Дела об административных правонарушениях уполномочены рассматривать должностные лица органов внутренних дел.
Объектом правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьями 20.8-20.15 КоАП РФ, являются общественный порядок и общественная безопасность, а также установленные правила оборота гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации.
Часть 1 ст. 20.8 предусматривает ответственность за нарушение правил производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему. Объективная сторона этого правонарушения, выражается в противоправном действии (бездействии), в результате которого произошло нарушение установленных правил по производству, продаже, хранению или учету оружия и патронов к нему.
Субъектами правонарушения, являются должностные лица, в чьи обязанности входит соблюдение указанных правил и юридические лица. Правонарушение, может быть совершено умышленно или по неосторожности.
Совершение данного правонарушения влечет наказание в виде административного штрафа налагаемого на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (от 4000 до 5000 р.); на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда (в десять раз больше). Необходимо знать, что в настоящее время все размеры административных штрафов рассчитываются исходя из того, что минимальный размер оплаты труда равен 100 р.
Примером указанных нарушений может быть производство, продажа, хранение оружия без соответствующей охраны, без сигнализации в помещении, где хранится оружие; без учета сведений, кому из работников организации передается оружие для выполнения ее уставных задач.
Правовые основы для владения оружием
Основной закон, который регламентирует правила приобретения и хранения гражданского вооружения – это закон «Об оружии», вступивший в силу еще с 1998 года, а в настоящее время актуален в последней редакции.
Согласно одной из статей этого закона, владельцы травматического оружия, которое определено, как огнестрельное оружие ограниченного поражения, обязаны иметь лицензию.
Дело в том, что лицензирование является своеобразным способом установить возможность наделения гражданина правом приобретать и носить оружие.
Процедура лицензирования предполагает документальное подтверждение соответствия претендента предъявленным требованиям. Собрав необходимые документы, гражданин получает разрешение на покупку травматики. После этого в установленные сроки ствол необходимо зарегистрировать и получить лицензию на его хранение и ношение. В противном случае оборот оружия считается незаконным.
В указанном законе прописано не только требование по лицензированию, но и определены нормы для травматического оружия. Это огнестрельное оружие, предназначенное для стрельбы особыми травматическими патронами. Оно не направлено на поражение живой цели и причинение ей существенного ущерба.
Дульная энергия разрешенного оружия не должна превышать 91 Дж. Следующее требование сформулировано для обоймы пистолета или барабана револьвера. Магазин не должен вмещать в себя более 10 патронов.
Ударно-спусковой механизм пистолета может быть двойного типа, то есть, возможна стрельба методом самовзвода, однако исключается стрельба очередями в автоматическом режиме.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Московской области
Ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом огнестрельного оружия и боеприпасов
Оружие всегда было опасным инструментом поражения. С его использованием совершается значительное количество преступлений.
В большинстве совершенных тяжких и особо тяжких преступлений фигурируют квалифицирующие признаки ст.
222 Уголовного кодекса Российской Федерации – незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов.
Таким образом, именно незаконный оборот оружия является одним из факторов, порождающих совершение тяжких и особо тяжких преступлений,
в частности, убийств, разбоев и бандитизма.
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, регламентируются Федеральным законом РФ от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии». Последствием нарушения установленных правил обращения с оружием является привлечение виновных лиц к административной либо уголовной ответственности.
Административная ответственность предусмотрена за нарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, перевозки, ношения, коллекционирования, экспонирования, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием (статья 20.8 КоАП РФ).
- К примеру, нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами влечет административный штраф в размере до 2 тысяч рублей либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок до одного года.
- За ношение огнестрельного оружия лицом, находящимся в состоянии опьянения, на гражданина не только наложат штраф до 5 тысяч рублей, но и могут конфисковать оружие и патроны к нему или лишить права на приобретение, хранение и ношение оружия на срок до 2 лет.
- Если гражданин, осуществляющий ношение огнестрельного оружия, откажется выполнять, законные требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, его также лишат права на приобретение, хранение и ношение оружия на срок от 1 года до 2 лет с возможной конфискацией оружия и патронов к нему.
- Кроме того, за нарушение правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему законодательством предусмотрена ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере до 5 тысяч рублей.
- Если гражданин незаконно приобрел, продал, передал, хранил, перевез или носил гражданское огнестрельное гладкоствольное оружие и огнестрельное оружие ограниченного поражения ему грозит штраф до 5 тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административный арестна срок до 15 суток с конфискацией оружия и патронов к нему.
Уголовная ответственность предусмотрена за незаконное приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение оружия (ст. 222 УК РФ). Данное преступление посягает на общественную безопасность в сфере законного оборота и обращения оружия.
Предметом данного преступления являются огнестрельное оружие, его основные части, боеприпасы (за исключением гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, его основных частей и патронов к нему, огнестрельного оружия ограниченного поражения, его основных частей и патронов к нему), а ч. 4 ст.
222 УК РФ – гражданское огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, огнестрельное оружие ограниченного поражения, газовое, холодное оружие, в том числе метательное.
Что грозит за нарушение правил
Выявление фактов нарушения правил может происходить не только при контрольных проверках МВД. Если оружие, зарегистрированное на определенного гражданина, выступало орудие преступления или административного проступка, будут устанавливаться причины его попадания в чужие руки.
Наказание за такие случаи не последует, если противоправное завладение оружием произошло, несмотря на выполнение всех правил хранения.
Факт нарушения фиксируется в протоколе, который уполномочены составлять сотрудники МВД. Для предотвращения иных нарушений оружие может изыматься у владельца – оно будет возвращено после завершения дела, если гражданин не будет лишен разрешения. Протокол и иные материалы направляются для рассмотрения дела в суд. Процедура привлечения к ответственности заключается в следующем:
- по сведениям протокола устанавливаются характеристики и тип оружия (если предметы не относятся к средствам самообороны, на которые нужно получать разрешение, дело будет прекращено);
- если факты нарушений подтверждены, суд выносит постановление по одной из частей ст. 20.8 КоАП РФ;
- наказание может заключаться в штрафе (в пределах 500-2000 руб.), либо в лишении прав на оружие на срок от 6 месяцев до одного года.
Если для случаев ношения оружия важное значение имеет алкогольное опьянение гражданина, то для нарушений правил хранения такие признаки не повлекут ужесточение санкций.
Установление характеристик вооружения может подтвердить незаконный характер его приобретения. Если у гражданина отсутствует разрешение от МВД, он не имеет право хранить какое-либо оружие. В этом случае, основанием для наказания будет не нарушение правил хранения, а ч.6 ст. 20.8 КоАП РФ – незаконное хранение оружия.
Комментарии к ст. 20.8 КОАП РФ
1. Данная статья обеспечивает административными мерами охрану отношений, регулируемых Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» (с изм. и доп.) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ.
2. Объектом комментируемого административного правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
3. Объективную сторону правонарушения характеризуют действия либо бездействие, связанные с нарушением соответствующих правил производства, продажи, хранения, учета, коллекционирования, экспонирования, ношения, уничтожения оружия и патронов к нему. Следует разграничивать данное административное правонарушение с уголовно наказуемыми деяниями, предусмотренными ст. ст. 222 — 223 УК РФ, — «за незаконные производство и оборот оружия». В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. N 5 (с изм. и доп.) разъясняется, что при рассмотрении дел о нарушениях правил оборота оружия и боеприпасов необходимо иметь в виду, что неправомерные действия лица могут содержать одновременно признаки состава как административного правонарушения, так и преступления, при этом в случаях, когда допущенное лицом административное правонарушение (например, нарушение правил хранения или ношения оружия или боеприпасов к нему, их продажи и т.п.) содержит также признаки уголовно наказуемого деяния, указанное лицо может быть привлечено лишь к административной ответственности.
К правилам, за нарушение которых данной статьей устанавливается административное наказание, относятся нормы Федерального закона «Об оружии» (например, ст. ст. 10, 14, 15 и др.), Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 (с изм. и доп.), Правила получения в органах внутренних дел во временное пользование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия юридическими лицами с особыми уставными задачами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. N 460 (с изм. и доп.), Правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 октября 1997 г. N 1314 (с изм. и доп.), Правила учета и ношения холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с казачьей формой, и Перечень типов и описание моделей холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с казачьей формой, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2001 г. N 648 (с изм. и доп.), Правила награждения граждан Российской Федерации гражданским, боевым короткоствольным ручным стрелковым и холодным оружием, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. N 718.
При квалификации нарушений правил хранения оружия, административные наказания за которые предусмотрены ч. ч. 1 и 2 данной статьи, необходимо иметь в виду, что они разграничены по субъекту правонарушения.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного данной статьей, следует отличать от составов ст. ст. 20.9 — 20.14 Кодекса, которые содержат специальные составы правонарушений по отношению к данной статье.
4. Субъект правонарушения — юридическое лицо, должностное лицо, а также гражданин, достигший 16-летнего возраста (следует учитывать, что право на приобретение оружия имеют граждане, достигшие 18-летнего возраста).
5. С субъективной стороны вина юридического лица определяется в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 настоящего Кодекса. Совершение данного правонарушения должностным лицом либо гражданином характеризуется умышленной формой вины (ч. 1 ст. 2.2).
6. Дела о данных административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3). Кроме того, такие дела рассматриваются судьями, если должностные лица органов внутренних дел (полиции) при необходимости решения о назначении административного наказания по ч. ч. 2 и 3 данной статьи в виде возмездного изъятия оружия передают и на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).
7. Необходимо иметь в виду, что Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 398-ФЗ в комментируемую статью внесены значительные изменения, вступающие в силу с 1 июля 2011 г.
В ч. 2 статьи установлена ответственность за грубое нарушение лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Таким образом, к правилам, нарушение которых влечет административную ответственность по данной статье, специально отнесено Положение о лицензировании производства оружия и основных частей огнестрельного оружия, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2008 г. N 890 (с изм. и доп.).
За совершение указанного правонарушения к должностным лицам применяется административное наказание в виде дисквалификации, а к юридическим лицам — в виде административного приостановления деятельности.
В силу этого с учетом положений ст. ст. 3.11 и 3.12 Кодекса с 1 июля 2011 г. дела об этих правонарушениях будут рассматриваться судьями (ч. 1 ст. 23.1).
В ч. 3 предусмотрена ответственность за нарушение порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием. В этой связи следует учитывать положения ст. 13 Федерального закона «Об оружии», в соответствии с которыми организации, имеющие право проводить подготовку лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием, а также проверку знания правил и наличия навыков безопасного обращения с оружием, определяются Правительством РФ. Порядок проверки знания правил и наличия навыков безопасного обращения с оружием устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В случае совершения данного правонарушения альтернативным административным наказанием должностных лиц по отношению к штрафу является дисквалификация.
В силу этого с учетом положений ст. 3.11 Кодекса с 1 июля 2011 г. должностные лица органов внутренних дел (полиции) будут передавать дела на рассмотрение судьям в случае необходимости решения вопроса о назначении наказания в виде дисквалификации (ч. 2 ст. 23.1).
В ч. 4 (ныне ч. 2) альтернативным административным наказанием по отношению к штрафу является лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия, а возмездное изъятие оружия и патронов к нему, относящееся к дополнительным наказаниям, исключается из перечня административных санкций (с 1 июля 2011 г. ст. 3.6 Кодекса признается утратившей силу).
В силу этого с учетом положений ст. 3.8 Кодекса с 1 июля 2011 г. должностные лица органов внутренних дел (полиции) будут передавать дела на рассмотрение судьям в случае необходимости решения вопроса о назначении наказания в виде лишения права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия (ч. 2 ст. 23.1).
В ч. 5 (ныне ч. 3) возмездное изъятие оружия и патронов к нему, относящееся к дополнительным наказаниям, исключается из перечня административных санкций, а применительно к юридическим лицам альтернативным наказанием по отношению к штрафу является административное приостановление деятельности.
В силу этого с учетом положений ст. 3.12 Кодекса с 1 июля 2011 г. должностные лица органов внутренних дел (полиции) будут передавать дела на рассмотрение судьям в случае необходимости решения вопроса о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности (ч. 2 ст. 23.1).
Хранение оружия и боеприпасов юридическими лицами
В отличие от граждан, которые не имеют более никаких помещений, кроме своей собственной квартиры, компании обязаны хранить оружие в отдельных помещениях.
Оружие также должно находиться в сейфах и специальных шкафах. Оружие должно быть в разряженном состоянии со спущенным курком на предохранителе. Патроны располагаются отдельно от оружия.
Юридические лица обязаны хранить оружие с креплением на нем бирок с указанием серии, модели и наименования оружия.
Обязательно отдельно должно храниться то оружие, которое принято на ответственное хранение у граждан, от оружия, хранящегося на балансе самой компании.
Россыпные патроны необходимо держать исключительно в металлических ящиках под двумя надежными замками.
Ношение и транспортировка оружия
К ношению и транспортировке охотничьего или иного оружия и боеприпасов предъявляются еще более жесткие требования, чем к его хранению.
Основные ограничения представлены ниже:
- Ношение охотничьего оружия допускается только в специальных охот угодьях;
- Ношение оружия для самообороны допускается только в кобуре на предохранителе;
- Запрещается ношение оружия на массовых мероприятиях;
- Запрещено носить огнестрельное оружие лицу, находящему в состоянии опьянения;
- Запрещена стрельба из оружия в не отведенных для этого местах;
- При ношении оружия требуется иметь при себе паспорт и лицензию.
Для того, чтобы транспортировать оружие, необходимо получить специальное разрешение со сроком действия не более 1 месяца.
Без разрешения можно перевозить следующие виды оружия:
- Не подлежащие регистрации;
- Огнестрельное оружие для самообороны без права ношения;
- Охотничье и спортивное оружие при транспортировке до места охоты или соревнований;
- Которое перемещается в пределах субъекта РФ, где оно зарегистрировано.
Хранение холодного оружия
Выше говорилось исключительно об оружии огнестрельном. Что же касается хранения (а также ношения) холодного оружия, то и здесь закон предусматривает определенные правила и условия, а равно и ответственность за нарушение таких правил.
Правила хранения холодного оружия гораздо мягче, чем огнестрельного оружия, но нужна специальная лицензия на его приобретение. В случае же незаконного приобретения, равно как ношения и хранения холодного оружия, уголовная ответственность российским законодательством не предусмотрена, а предусмотрена лишь административная ответственность. За приобретение и ношение холодного оружия статья АК предусматривает штраф в размере от 500 до 2 тыс. рублей и лишает владельца права носить и хранить холодное оружие сроком до одного года.
Судебная практика по статье 20.8 КоАП РФ:
Решение Верховного суда: Определение N 66-О09-183 от 16.12.2009 Судебная коллегия по уголовным делам, кассация
Решение Верховного суда: Определение N 16-О09-40 от 19.11.2009 Судебная коллегия по уголовным делам, кассация
Решение Верховного суда: Постановление N 301-АД16-8306 от 29.07.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Определение N ВАС-7841/14 от 30.06.2014 Коллегия по административным правоотношениям, надзор
Решение Верховного суда: Определение N 308-КГ17-5735 от 16.05.2017 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Определение N 309-АД17-10501 от 21.08.2017 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Определение N 301-АД16-8306 от 11.07.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Другой комментарий к статье 222 Уголовного Кодекса РФ
1. Оборот оружия на территории России регулируется Федеральным законом «Об оружии» 1996 г. (в ред. от 10.07.2012). Кроме того, целый ряд важных положений применительно к квалификации преступления, предусмотренного ст. 222 УК, содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. N 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» (ред. от 06.02.2007) (см.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2002. N 5).
2. Объект преступления, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 228 УК, — общественная безопасность в сфере оборота огнестрельного (из числа предметов данного преступления исключены: гражданское огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, его основные части и патроны к нему, огнестрельное оружие ограниченного поражения, его основные части и патроны к нему, холодное и газовое оружие) оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Указанный перечень отражает предметы данного преступления.
3. В соответствии с Федеральным законом «Об оружии» огнестрельное оружие — это оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда (винтовки, карабины, автоматы, пистолеты, револьверы, охотничье с нарезным стволом, обрезы из охотничьих ружей). Оружие может быть как заводского производства, так и самодельным. Боевые припасы — это устройства или предметы (снаряды, патроны, гранаты, мины), предназначенные для выстрела из оружия соответствующего вида. Взрывчатыми признаются химические вещества и их смеси, способные к взрыву без доступа кислорода (порох, динамит, тротил, пластиды, твердое ракетное топливо). Взрывные устройства — это устройства, снаряженные взрывчатым веществом, предназначенные для подрыва различных объектов.
4. Объективная сторона преступления характеризуется совершением хотя бы одного из следующих незаконных действий: приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств. Под приобретением указанных предметов понимается получение их в постоянное или временное владение любым способом (покупка, обмен, получение в дар или в уплату долга). Передача — это безвозмездное отчуждение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств другим лицам. Под сбытом понимается возмездная передача указанных предметов другим лицам. Хранением огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств признается фактическое обладание ими независимо от конкретного местонахождения (в жилище, тайнике). Под перевозкой понимаются действия по перемещению данных предметов любым транспортным средством. Ношение указанных предметов имеет место в случаях, когда виновный тайно или открыто держит их при себе (в одежде, кобуре, сумке). Обязательный признак рассматриваемого преступления — незаконность оборота огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, т.е. совершение указанных в ч. 1 ст. 222 УК действий в нарушение разрешительно-лицензионного порядка оборота оружия согласно требованиям Федерального закона «Об оружии».
5. Состав преступления является формальным, оно признается оконченным с момента совершения любого из вышеназванных действий.
6. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает опасность и противоправность своих действий и желает их совершить.
7. Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста.
8. По ч. 2 ст. 222 УК наступает ответственность за те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, а по ч. 3 ст. 222 УК — за те же деяния, совершенные организованной группой (см. комментарий к ст. 35 УК).
9. В ч. 4 ст. 222 УК установлена ответственность за незаконный сбыт гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового и холодного оружия, в том числе метательного. Газовое оружие — это оружие, предназначенное для временного поражения живой цели путем применения слезоточивых и раздражающих веществ. Холодное оружие — это оружие, предназначенное для поражения цели с помощью мускульной силы человека либо механического устройства. Холодное метательное оружие — это оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение с помощью мускульной силы человека либо механического устройства. Сбыт названных видов оружия признается незаконным, если он осуществлен в нарушение установленного порядка. При этом аэрозольные устройства не являются предметом преступления по ч. 4 ст. 222 УК, так как могут быть приобретены без получения лицензии. Их ношение также не запрещено уголовным законом.
Ответственность за хранение, использование без разрешения
Если выяснится, что вы храните дома газовое оружие без лицензии, то последует наказание в соответствии со статьей 20.8 КоАП. Будет назначен штраф, размер которого доходит до 2.000 руб. В некоторых ситуациях штраф возрастет до 5 000 руб. Возможно, гражданину будет отказано в выдаче лицензии на неопределенный срок.
Уголовная ответственность за хранение газового оружия без лицензии не предусмотрено. Однако за сбыт такого оружия можно получить 222 статью Уголовного кодекса.
Возможно ли избежать штрафа в случае просрочки разрешения на оружие, узнайте из статьи по ссылке.
Несмотря на то, что газовое оружие – это средство самозащиты, всё же, оно может нанести существенный вред здоровью. Это значит, что государство нужно известить о своем желании приобрести и, возможно, использовать газовое оружие. Для этого и нужна официально оформленная лицензия. Несмотря на то, что вы обладаете правом на самооборону, никто не отменяет вашу ответственность перед другими гражданами.
За нарушение правил хранения и ношения оружия предусмотрена ответственность
Оружие подлежит регистрации в органе внутренних дел по месту жительства в двухнедельный срок со дня его приобретения. Перерегистрация оружия проводится за месяц до истечения срока действия лицензии либо разрешения. При перемене места жительства владелец зарегистрированного оружия обязан обратиться в орган внутренних дел с просьбой о снятии оружия с учета, указав адрес нового места жительства.
За данное правонарушение предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа в размере от 40 до 50 тыс. рублей с конфискацией оружия и патронов к нему.
Хранение оружия и патронов к нему должно осуществляться с использованием технических средств охраны (металлических шкафов, охранной сигнализации и т. д.). За нарушение перечисленных правил, а также за хранение патронов сверх разрешенного объема, также предусмотрена административная ответственность по части 4 статьи 20.8 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере от 500 до 2000 рублей. Жестокое обращение к животным и ответственность за него? За нарушение сроков регистрации (перерегистрации) приобретенного по лицензиям органов внутренних дел оружия, а также сроков постановки его на учет в органах внутренних дел при изменении гражданином места жительства виновное лицо подлежит привлечению к административной ответственности по статье 20.11 КоАП РФ.
Что говорит закон — какая статья
Уголовное законодательство предусматривает ответственность за незаконное приобретение (то есть не в соответствии с предусмотренными для оборота оружия правилами), передачу без цели сбыта, сбыт, хранение, перевозку и ношение любого вида боевого, служебного, гражданского оружия, изготовленного промышленным способом в России или за границей, а также кустарным способом или самостоятельно. В рамках рассматриваемой статьи незаконное хранение рассматривается в отношении холодного и газового оружия. Статья, предусматривающая ответственность за все эти деяния по отдельности или в совокупности, включена в Уголовный кодекс РФ под номером 222.
Указанная статья исключает из перечня незаконно хранимого оружия гражданское огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, огнестрельное оружие ограниченного поражения, их части и патроны к ним. Травматическое оружие относится к гражданскому и также не подпадает под определение статьи 222 УК РФ. Нарушение правил хранения травматического оружия и незаконное хранение его влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 20.8 КоАП РФ.
Также не считается незаконно хранимым в рамках этой статьи оружием сигнальное, спортивное, стартовое, строительно-монтажные пистолеты, предметы бытового назначения. Все они могут быть признаны орудиями при совершении с их помощью иных преступлений, а также включены в категорию оружия соответствующим федеральным законом. Но их хранение хотя бы и в нарушение правил не подпадает под действие рассматриваемой статьи.
На самом деле, если правильно подойти к процессу получения лицензии, то при нормальном психическом состоянии и достаточном количестве денег на курсы, получить ее достаточно просто. Вся процедура оформления понятна и довольно проста, поэтому при желании пройти ее может каждый. Именно поэтому не стоит покупать даже охотничьи ружья незаконно, чтобы впоследствии не оказаться под угрозой административного или уголовного наказания. Одного подобного разрешения будет достаточно на 5 лет, после чего его спокойно можно продлить. Это заметно спасет впоследствии время и деньги, поскольку в противной ситуации придется выплатить штраф и лишиться ружья, а то и оказаться в тюрьме. Проблема с незаконным оборотом и хранением оружия становится с каждым годом все актуальнее, поэтому правоохранительные органы пытаются ее решить одной из первых.