Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административный штраф выставлен дважды по одному делу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Водитель считается подвергнутым наказанию год с момента уплаты штрафа. Если в этот период водитель совершил повторное нарушение и за него предусмотрена дополнительная ответственность, водителю будет назначено более жесткое наказание. Как считать этот период по штрафам со скидкой разъяснил Конституционный Суд.
Срок, когда правонарушение считается однородным.
Теперь давайте о сроке (периоде), когда правонарушение считается однородным. Про него говорится в другой статье КоАП.
КоАП РФ Статья 4.6. Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию
1. Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.
2. Лицо, которому назначено административное наказание в виде административного штрафа за совершение административного правонарушения и которое уплатило административный штраф до дня вступления в законную силу соответствующего постановления о назначении административного наказания, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу указанного постановления до истечения одного года со дня уплаты административного штрафа.
Кто будет привлечен к ответственности за повторное нарушение, если первое нарушение зафиксировала автоматическая камера?
Выше в данной статье рассматривалась ситуация, когда один и тот же водитель дважды допустил одно и то же нарушение правил дорожного движения. Однако на практике можно встретить и более сложные случаи.
В описанной ситуации к ответственности привлекается не водитель, а собственник транспортного средства (часть 1 статии 2.6.1 КоАП):
1. К административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
То есть, нарушение, зафиксированное автоматической камерой, является первым для собственника автомобиля, а не для человека, который фактически находился за рулем.
Если через несколько месяцев Олег допустит превышение скорости на 60-80 км/ч, то для него это нарушение будет считаться повторным и его ждет лишение прав. При этом фактически нарушение будет первым.
Именно так происходит по умолчанию. И многие владельцы автомобилей, доверяющие управление другим лицам, попадают в подобную неприятную ситуацию.
На практике существует возможность исправить эту ситуацию, то есть «переписать» штраф на водителя, который фактически находился за рулем. Однако позаботиться об этом нужно заранее. Обратимся к части 2 статьи 2.6.1 КоАП:
2. Собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
Итак, если автовладелец получил штраф за нарушение правил и понимает, что в момент нарушения за рулем находился не он, то нужно сделать следующее:
1. Нужно подать жалобу в подразделение ГИБДД, сотрудники которого наложили штраф.
2. В тексте жалобы нужно указать, что в момент нарушения за рулем автомобиля находился другой водитель.
3. К тексту жалобы имеет смысл приложить документы, подтверждающие право другого водителя на распоряжение транспортным средством (полис ОСАГО, в который вписан этот водитель, доверенность, договор аренды и т.п.).
4. Водитель, который находился за рулем, должен подтвердить сотрудникам ГИБДД, что за рулем был именно он.
Если все сделать правильно, то штраф «перепишут» с автовладельца на водителя.
И за нарушение, которое Олег допустил позже, он был бы привлечен к ответственности, как за первое, а не как за повторное.
Как считается повторность, если авто принадлежит юридическому лицу
Если нарушение фиксирует дорожная камера, штраф приходит собственнику автомобиля (ч.1 статьи 2.6.1 КоАП).
Нарушение считается повторным именно для собственника машины. Если машина принадлежит юрлицу, два одинаковых нарушения ее машин по закону считаются повторными.
Допустим, компании принадлежит 10 машин, две из них превысили скорость на 40 км/ч. Второй штраф вынесут с учетом повторности. Для камеры фотофиксации нарушитель был один — компания-собственник, чьи данные были в базе ГИБДД. Это подтверждает судебная практика (Решение № 12-11/2019 12-147/2018 от 30 января 2019 г. по делу № 12-11/2019). То же правило работает, если одной машиной организации управляли разные водители.
Если организация установит виновника и предоставит в ГИБДД доказательства, что машиной управлял конкретный водитель, административное дело в отношении юрлица прекратят. Штраф вынесут на водителя. Следующее нарушение для компании повторным считаться не будет.
У меня два штрафа за превышение скорости на одном и том же участке
Я получил два штрафа за превышение скоростного режима. Оба нарушения были зафиксированы камерами в одно и то же время, предположительно в одном и том же месте. Точный адрес указан только в одной квитанции. Во второй квитанции указано то же время с точностью до минуты, та же улица, но номера дома нет.
Думаю, что оба постановления были выписаны за одно и то же правонарушение: я двигался с превышением скорости и меня зафиксировали сразу две камеры.
Получается, можно установить десяток камер друг за другом и выписывать штрафы пачками. Законно ли это?
Максим
Ситуации, когда человеку неправомерно назначают административное наказание, встречаются часто. Иногда в этом виноваты недобросовестные сотрудники ГИБДД, а иногда сбоят системы видеофиксации. Если вам за одно нарушение выписали десять штрафов, их можно и нужно обжаловать.
Расскажу подробно, куда вам обращаться и что делать.
В вашем случае как минимум одно из постановлений выписано неправомерно. В соответствии с частью 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Статья 30.2 КоАП РФ разрешает водителю самому выбирать, как обжаловать штраф. Жалобу можно направить инспектору ГИБДД, вышестоящему должностному лицу, который уполномочен рассматривать такие жалобы, или сразу обратиться в суд. Контакты должностных лиц ГИБДД, которым можно направить жалобу, указываются в самом постановлении.
Если решите сразу обратиться в суд, уточните в системе ГАС «Правосудие», к какому районному суду относится адрес правонарушения.
Даже если вы по ошибке обратитесь не в то подразделение ГИБДД или не в тот суд, ничего страшного не произойдет. Жалобу переправят куда надо, а вас об этом уведомят письменно.
Госпошлиной обжалование административных правонарушений не облагается.
Прочие статьи КоАП, предполагающие повторное применение
В административном кодексе содержится 32 различных главы, и только 12-я повествует о нарушениях ПДД.
Остальные главы, несмотря на то, что они малознакомы большей части населения, но также имеют законную силу, и некоторые статьи содержат в себе возможность применения признака повторности для усугубления вины периодического нарушителя и вынесения ему более строгого наказания, чем впервые.
К данным статьям относятся деяния, описанные главой 6-й, совершение которых отрицательным образом сказывается на здоровье или санитарно-гигиеническом благополучии граждан, что значит общественную вредность для населения. Наказания по некоторым статьям этого раздела имеют признак повторности и выносятся по большей части представителями Роспотребнадзора.
Не менее важной является 7-я глава КоАП, в которой представлены различные виды посягательства на собственность государства или других граждан, которые также имеют признак повторного применения в случае выявления фактов нарушения дважды за испытательный период в 1 год.
Кодекс также содержит многие статьи в части охраны окружающей среды, нарушения правил рыболовства и охоты, ношения и хранения оружия, правонарушения техники безопасности и действующих нормативов при строительном и промышленном производстве, нарушения в сельском хозяйстве при возделывании земель, в области связи и передачи информации, а также многие другие пункты. И на каждую из глав находится свой орган надзора, способный пресечь незаконную деятельность.
Правовая природа административных наказаний
Наказания занимают особое место в системе мер административного принуждения, поскольку применяются только к лицам, совершившим административное правонарушение. Наказывая, государство принуждает правонарушителя к законопослушному поведению, так как сущность наказания состоит в лишении или ограничении определенных субъективных прав, что означает принудительное причинение ему ущемлений морального, физического или имущественного характера. Это полностью соответствует требованиям ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой каждый член общества может быть подвергнут ограничениям, установленным законом, с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния.
Административное наказание выражает отрицательную оценку государством совершенного правонарушения. Карательная сущность наказания состоит в предусмотренных КоАП РФ ограничениях прав и свобод физического или юридического лица. Это может быть связано, например, с материальными потерями при применении штрафа, конфискации, при ограничении свободы личности (аресте) или с иными неблагоприятными последствиями. Кара – сущность, а не цель наказания.
Правила назначения административных наказаний
Органы государства и должностные лица при назначении административных наказаний обязаны руководствоваться определенными правилами, которые предусмотрены гл. 4 КоАП РФ.
Наказания назначаются в соответствии с общими принципами административной ответственности, такими как законность, справедливость и индивидуализация.
Принцип законности обеспечивается тем, что наказание должно быть назначено в пределах санкций, установленных законодательством (КоАП РФ, законом субъекта РФ) за конкретное административное правонарушение. Не допускается применение наказания выше предусмотренной данной нормой санкции. При этом никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
Требование законности проявляется и в том, что при назначении наказания следует учитывать положения КоАП, которые конкретизируют общие правила назначения наказаний применительно к отдельным категориям правонарушителей, например, к несовершеннолетним, беременным женщинам и др.
Справедливость наказания заключается в том, что более строгое наказание из числа предусмотренных за совершенное правонарушение назначается только в тех случаях, когда менее строгий вид наказания не соответствует тяжести совершенного правонарушения. Необходимо также учитывать, что законодательством предусмотрена возможность замены строгого наказания более мягким. Например, допускается наложение штрафа в меньшем размере, чем это предусмотрено соответствующей статьей КоАП РФ, а также замена штрафа предупреждением.
Индивидуализация наказания выражается в определении меры наказания, необходимой и достаточной именно для данного лица, с учетом характера совершенного им правонарушения, личности виновного, его имущественного положения, наличия на его иждивении детей и т. п. При привлечении к ответственности юридического лица необходимо учитывать его финансовое положение.
В индивидуализации наказания большую роль играют обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Повторное совершение административного правонарушения
Повторное совершение административного правонарушения – это отягчающий фактор серьёзных противоправных деяний, предусмотренных в тех ст. КоАП, нарушение которых влечёт за собой угрозу жизни и здоровью человека, а также порчу личного, общественного или государственного имущества. Чаще всего наказания за данные нарушения влекут за собой не только серьёзные административные взыскания, но и прочие дисциплинарные меры воздействия, предусмотренные КоАП.
Если говорить про главу 12, предусматривающую ответственность за правонарушения в области соблюдения ПДД, то под отягчающие факторы попадают следующие статьи, за что выписываются повторные штрафы ГИБДД:
- Вождение ТС, не прошедшего государственную регистрации в сроки, установленные законом, равно, как и управление авто с просроченным талоном техобслуживания.
- Превышение установленного ПДД скоростного режима на автодорогах на величину более 60 км/ч.
Нарушение ПДД.
- Игнорирование водителем дорожных знаков при проезде через нерегулируемые перекрёстки.
- Игнорирование водителем запрещающего сигнала светофора, равно, как и соответствующего жеста регулировщика.
- Нарушение правил, предписываемых дорожной разметкой и запрещающих знаков при движении по полосе, предназначенной для противоположного движения автотранспорта.
- Нарушения правил выбора направления движения при езде по дороге с односторонним движением, предназначенной для потока транспортных средств встречного направления.
- Движение грузового автомобиля с разрешённой массой более 12 т без оплаты тарифа по пользованию и причинения вреда дорожному полотну, предназначенному для всех участников движения.
- Если водитель позволил себе оставить ТС на месте ДТП.
Обратите внимание! До введения последних поправок в 2020 году для езды в нетрезвом виде, когда повторное подобное правонарушение автоматически считается преступлением и попадает под действие статьи 164.1 УК РФ, это деяние, совершённое повторно, также каралось более серьёзными административными взысканиями.
Процедура рассмотрения повторных нарушений
Мы уже знаем, что значит повторное нарушение, а теперь рассмотрим, как сотрудник дорожной полиции устанавливает этот факт. Когда инспектор остановил автомобиль, нарушившего ПДД водителя, то прежде чем оформлять протокол он связывается с дежурной частью и запрашивает информацию о правонарушителе.
Государственная инспекция безопасности дорожного движения имеет базу данных, в которую вносятся все наказания вынесенные автолюбителям за нарушения ПДД. Его коллеги проверят базу данных и передадут, имеющуюся там информацию. Оформив Протокол за повторное нарушение ПДД, инспектор не выписывает Постановление за второе нарушение того же дорожного правила, как предусмотрено при совершении первого нарушения.
Повторное нарушение скоростного режима.
Протокол передаётся полицейским в дежурную часть. Там его изучают, еще раз проверяют автомобилиста по базе, и принимают решение по делу: взыскать штраф за повторное нарушение ПДД или передать материалы в суд. Именно суд имеет право лишить нарушителя удостоверения.
Конечно, бывают различные ситуации, не позволяющие сразу узнать информацию о предыдущих правонарушениях остановленного автолюбителя. Например, отсутствие связи, проблемы в функционировании базы, банальная забывчивость инспектора ДПС и др.
Мнение эксперта
Сергей Александрович
Независимый эксперт в сфере оценки после ДТП, юрист в автоправе со стажем.
Получить бесплатную помощь!
. Dismiss
Но все Протоколы проходят дополнительную проверку офицерами дежурной части. При выявлении того, что правонарушение является повторным, водителям, нарушившим дорожные правила, высылаю уведомление о пересмотре их дела.
Повторность административного правонарушения какой срок
№ | Нарушение | Статья при первом нарушении | Статья при повторном нарушении |
1 | Управление незарегистрированным транспортным средством | 12.1 ч.1 | 12.1 ч.11 |
2 | Превышение скорости на 40-60 км/ч | 12.9 ч.3 | 12.9 ч.6 |
3 | Превышение скорости на 60-80 км/ч | 12.9 ч.4 | 12.9 ч.7 |
4 | Превышение скорости на 80 км/ч и более | 12.9 ч.5 | 12.9 ч.7 |
5 | Пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, остановка или стоянка на железнодорожном переезде | 12.10 ч.1 | 12.10 ч.3 |
6 | Проезд на запрещающий сигнал светофора или запрещающий жест регулировщика | 12.2 ч.1 | 12.12 ч.3 |
7 | Выезд на полосу встречного движения или на трамвайные пути встречного направления (кроме объезда препятствия) | 12.15 ч.4 | 12.15 ч.5 |
8 | Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением | 12.16 ч.3 | 12.16 ч.31 |
9 | Движение автомобиля с разрешенной максимальной массой более 12 тонн без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения | 12.213 ч.1 | 12.213 ч.2 |
10 | Управление транспортным средством в состоянии опьянения | 12.8, 12.26, 264 УК РФ | 2641 УК РФ |
Меры избегания наказания
Если человек настроен на то, чтобы выполнить условия приговора с целью в итоге опять сесть за руль, то ему необходимо избегать вождения в период, назначенный судом во время разбирательства первичного нарушения. Когда срок закончится, нужно четко соблюдать все ПДД без исключения. Такой факт спустя весь период наказания может значительно помочь, если деяние повторилось. Суд может рассмотреть повторный инцидент в качестве первого, соответственно, и мера наказания будет не такая серьезная, какой могла бы быть в другом случае.
Если же водитель допустил серьезный проступок по статье, которая уже была затронута ранее, а со времени ее совершения прошел год, то человек может обойтись минимальными последствиями. Главное, чтобы в суде у него были все документы и материалы, которые подтвердят данный факт. В противном случае результатом послужит более строгое наказание, которые не порадуют водителя.
Однородное административное правонарушение как критерий тяжести наказания водителя за нарушение правил дорожного движения
П ри рассмотрении судами административных дел нередко возникает инициированный сотрудниками ГИБДД (ГАИ) вопрос назначения водителю наказания с учетом отягчающего административную ответственность обстоятельства, а именно: повторное совершение однородного административного правонарушения ( п.2 ч.1 ст.4.3 КоАП РФ ).
Однако, указанная норма содержит лишь определение понятия «повторность» («то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения»), тогда как понятие «однородность» осталось законодателем неопределенным.
Исправлять недоработку законодателя пришлось Верховному Суду РФ в 2013 году .
Так, в п.16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъясняется:
«…однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства, независимо от того, установлена ли административная ответственность за совершенные правонарушения в одной или нескольких статьях КоАП РФ (например, совершение лицом, считающимся подвергнутым административному наказанию за нарушение правил дорожного движения по части 2 статьи 12.9 КоАП РФ, административного правонарушения в области дорожного движения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ).»
Как видим, понятие «однородность» административного правонарушения определено Верховным Судом РФ через понятие «единый родовой объект посягательства», а в качестве примера приведены Правила дорожного движения (ПДД).
Меры, которые следует принять водителю во избежание наказания за повторное правонарушение
Для того, чтобы предотвратить применение отягчающих обстоятельств за повторные правонарушение, водителю следует не садиться за руль во время первоначального лишения, а в течение года после окончания этого периода постараться не нарушать ПДД. Это означает, что по прошествии указанного периода все возможные последствия первоначального срока лишения будут сняты, а отягчающая поправка к статье КоАП обнулится, и в случае нарушения той же статьи, по которой водитель когда-то был лишён ВУ, наказание будет наложено как для первичного совершения противоправного деяния.
В том случае, если водитель был задержан за грубый проступок по статье, уже ранее фигурировавшей на протяжении его стажа, но он точно убеждён, что с момента вступления взыскания в силу прошёл минимум 1 год, то такому водителю следует тщательно подготовиться к судебному процессу и найти материалы дела по прошлому административному правонарушению. Данные материалы могут помочь доказать истечение срока наказания по первоначальному лишению, если при анализе текущего дела суд попытается углядеть признаки повторности.
III. Основная и специальная литература
11. Бахрах Д.Н. Административное право России/ Учебник, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2006. – 228с.
12. Бахрах Д. Н. Проблемы длящихся правонарушений. Современное право. М.: Эксмо, 2014. – 207 с.
13. Бежанов В.О. Рецидив административного правонарушения// Вестник РГГУ. – 2011. — № 8. – 42 с.
14. Бубон К. В. Без вины виноватые// Адвокат. – 2008. — № 1. – 15 с.
15. Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П. Российское административное право: Учебник для вузов. — М.: Юристъ, 2013.- 162 с.
16. Гусева Т.А. Длящиеся административные правонарушения// эж-ЮРИСТ. – 2009. — № 10. – 21 с
17. Каширин А.С. Нарушитель во времени// эж-ЮРИСТ, № 6. – 2008. – 116 с.
18. Козлов Ю.М., Попов Л.Л. Административное право: Учебник для вузов для юридических специальностей. — М.: Юристъ, 2020. — 72 с.
19. Кононов Э. А. Материально-процессуальные основы административной ответственности юридических дис. канд. юрид. наук: 12.00.14.- Хабаровск, 2007.- 169 с.
20. Крамник А.Н. Множественность административных правонарушений. – М.: Юрайт, 2013. — 19 с.
21. Лукашук И. И. Право международной ответственности. Учебник для студентов юрид. фак. и вузов. М.: Волтерс Клувер, 2005. – 196 с.
22. Манохин В. М., Адушкин Ю. С. Российское административное право: Учебник. 2-е изд., испр. и доп. Саратов, 2013. – 128 с.
23. Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие для вузов. -М.: Юристъ, 2007.- 448с.
24. Плотникова Л. Ю. Проблемы привлечения к административной ответственности за длящееся административное правонарушение. /Л. Ю. Плотникова. //Закон. -2008. — № 9. — С. 52 — 53.