Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужен ли техосмотр в 2023 году для постановки на учет автомобиля ГИБДД?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Несмотря на изменение требований, прохождение технического осмотра по-прежнему является необходимым и обязательным условием для законной эксплуатации транспортных средств. Без этого можно за руль не садиться. А вот нужно ли предъявлять диагностическую карту сотруднику ДПС? Возить постоянно с собой документ о прохождении в автосервисе процедуры диагностики больше не нужно. По закону никто не может обязать автовладельца это делать. Теперь сотрудники ГИБДД лишены полномочий требовать документ и прохождении ТО. За его отсутствие не предусмотрена административная ответственность. Если инспекторы ГИБДД станут утверждать, что документ о прохождении техобслуживания должен быть при себе и угрожать штрафом, то их действия будут считаться неправомерными.
Каким автомобилям нужно проходить обязательный техосмотр в 2022 году?
Итак, информацию об этом можно найти в ст. 15 ФЗ-170 О техосмотре, где подробнейшим образом описано, кому из водителей нужно получать диагностические карты, а кто освобождён от этой обязанности.
Частота осмотра машины на станции ТО зависит от типа транспортного средства, владельца, но самое главное – от года производства автомобиля.
Тип транспортного средства | Кому принадлежит? | Год выпуска ТС | Как часто нужно проходить техосмотр? |
---|---|---|---|
Легковые автомобили | юридическому лицу | от 4 до 10 лет | каждые 24 месяца |
Легковые машины | юридическому лицу | 10 лет и старше | ежегодно |
Легковое авто, используемое в любом виде деятельности за исключением такси | физическому лицу (гражданину) | старше 4 лет и до 10 лет | каждые 24 месяца |
Легковой автомобиль, используемый в любом виде деятельности, кроме такси | физлицу | от 10 лет | раз в 12 месяцев |
Легковые такси | неважно | до 5 лет | один раз в год |
Легковые такси | неважно | от 5 лет и старше | каждые 6 месяцев |
Грузовики, массой до 3,5 тонн | неважно | 4-10 лет | раз в 24 месяца |
Грузовой транспорт с разрешённой массой менее 3,5 тонн | неважно | свыше 10 лет | ежегодно |
Грузовики, чья масса свыше 3,5 тонн | неважно | до 5 лет | раз в год |
Грузовые машины с массой более 3,5 тонн | неважно | более 5 лет | каждые 6 месяцев |
Грузовые авто, предназначенные для перевозки людей с числом мест от 8 и более (не считая места водителя) | неважно | до 5 лет | каждые 12 месяцев |
Грузовики для перевозки людей с числом мест свыше 8 | неважно | старше 5 лет | раз в полгода |
Грузовой автотранспорт, оборудованный и перевозящий опасные грузы | неважно | неважно | один раз в 12 месяцев |
Автобусы | неважно | до 5 лет | ежегодно |
Автобусы | неважно | старше 5 лет | каждые 6 месяцев |
Прицепы или полуприцепы грузовиков, массой свыше 3,5 тонн | юридическому лицу | от 4 до 10 лет | один раз в 24 месяца |
Те же прицепы и полуприцепы | юрлицу | от 10 лет и старше | каждые 12 месяцев |
Требования для прохождения техосмотра в 2023 году
Процедура ТО регламентирована ПП РФ от 05.12.2011 № 1008 “О проведении техосмотра ТС” (далее – ПП № 1008). Основные узлы и агрегаты, которые проверяются экспертом, разделены на 7 групп:
- тормозные системы. Эксперт проверяет исправность, безопасность и эффективность её работы;
- рулевое управление. Проводится диагностика маневренности, люфта, гидроусилителя и подвески;
- внешние световые приборы. Проверяется их наличие, регулировка, функционирование, целостность, яркость и отсутствие загрязнений;
- стеклоочистители и стеклоомыватели. Оценивается их наличие, работоспособность, подача жидкости;
- шины и колёса. Проводится проверка целостности резины, высоты протектора, отсутствие трещин, наличие всех элементов крепления колёс и т.д.;
- двигатель и его системы. Проверяется уровень экологичности мотора, отсутствие подтеканий, правильное размещение, уровень шума.
- дополнительные агрегаты. Проверка замков, сцепления, ремней безопасности, аварийных сигналов, аптечки, огнетушителя.
С 12.02.2018 года вступили в силу изменения по части требований к проведению техосмотра машины. Обновлены и расширены основные требования к фарам и рассеивателям, шипованной резине, ГБО, стеклоочистителям, гидроусилителю руля, утечке масла, аптечке, огнетушителю и др. Рассмотрим каждое из новых требований операционно-постовых карт технического осмотра.
Нужен ли техосмотр в 2023 году для постановки на учет автомобиля в ГИБДД?
Каждое транспортное средство, выезжая на дороги страны, должно соответствовать требованиям, предъявляемым к участникам дорожного движения. Это, в первую очередь, исправность, что поможет избежать аварийных ситуаций.
Соответствие допуску и безопасности подтверждается прохождением технического осмотра. Результатом является диагностическая карта. Но она не требуется при постановке на учет транспортного средства.
Перечень необходимых документов для проведения регистрационных действий в ГИБДД перечислен в ч. 1,2 ст. 15 Закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ:
- заявление автовладельца, на основании которого будет производиться постановка на учет автомобиля;
- паспорт собственника машины;
- ПТС, если выдан в бумажном виде;
- свидетельство о регистрации ТС (при наличии);
- документ о праве собственности на авто (договор купли-продажи или иной);
- полис ОСАГО и платежный документ об уплате госпошлины (по желанию).
Что будет если попадешься повторно или в третий раз
Согласитесь, неприятная ситуация, если вас утром остановят и выпишут штраф, а потом повторно в обед. Такое может случиться с водителями такси или автобуса, которые активно передвигаются за рулем своего транспортного средства.
Важно знать, что в такой ситуации штраф за непрохождение техосмотра выписывается только 1 раз, который действует 24 часа. Если спустя указанное время водителя вновь остановит сотрудник ГИБДД и осмотра не будет, то будет выписан еще штраф. Так будет продолжаться до тех пор, пока собственник машины не получит обязательный документ, по итогам проверки.
При этом важно понимать, что стоимость штрафа может быть в разы выше, чем плата за прохождение осмотра. Поэтому не стоит рисковать и переплачивать, поскольку процедура получения занимает по времени не более 30 минут. При этом проверить машину можно в любой день недели.
Проверка технического состояния автомобилей, не прошедших технический осмотр, сотрудниками ГИБДД
Рассмотрим новый пункт 8 статьи 15 Федерального закона «О техосмотре», которого не было в первоначальном варианте законопроекта, однако впоследствии он появился:
8. Если в отношении транспортного средства проведена проверка технического состояния в форме технического осмотра и выдана диагностическая карта, содержащая заключение о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, проверка технического состояния данного транспортного средства в форме государственного контроля (надзора) за безопасностью дорожного движения не проводится, за исключением случаев визуального обнаружения признаков наличия у него технической неисправности, создающей угрозу безопасности дорожного движения.
Суть данного пункта сводится к тому, что если у автомобиля есть действующая диагностическая карта технического осмотра, то в некоторых случаях он освобождается от проверки технического состояния сотрудниками ГИБДД. То есть, если автовладелец пройдет техосмотр по собственному желанию, то в некоторых случаях полицейские не будут проверять автомобиль на дороге.
Однако, формулировка данного пункта вызывает множество вопросов у автовладельцев. Ведь на первый взгляд может показаться, что автомобили, у которых техосмотр не пройден, с 30 декабря 2021 года будут регулярно останавливать на постах и проверять их техническое состояние. На самом деле это не так.
Освобождает ли отмена ТО от ответственности?
Хотя технический осмотр в целом ряде случаев становится необязательным, это не освобождает владельцев транспорта от ответственности и обязанности поддерживать автомобиль в исправном состоянии. Согласно п. 2.3.1 ПДД, водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства. Поэтому рекомендуется все же обращаться к техническим специалистам и для ремонта, и для регулярной проверки исправности всех деталей и функций.
Отмена обязательного ТО не препятствует регулярному прохождению этой процедуры. У тех, кто все же решит проводить технический осмотр своего транспорта, будет преимущество. Например, их не смогут заставить проходить ТО «на месте» при остановке транспортного средства сотрудником ДПС (проверить наличие действующей диагностической карты должностное лицо может в электронной базе данных). По меньшей мере для старых автомобилей регулярные проверки могут быть лучшим решением. Однако за отсутствие свежего ТО штрафовать перестанут, что стало хорошей новостью для всех автовладельцев.
Проверок стало меньше
С 1 сентября 2022 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 9 марта 2022 г. № 306. Документ изменил регламент проведения технического осмотра – проверок стало меньше. Теперь в списке 55 пунктов, против 82-х, которые были раньше. Не будут, например, контролировать:
- наличие коррозии элементов тормозной системы;
- наличие повреждений тормозных трубопроводов;
- наличие мест для установки государственного регистрационного знака;
- уровень шума выпускной системы;
- наличие каплепадения масла и других жидкостей из двигателя, коробки передач, мостов, аккумуляторов;
- наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки;
- способность стеклоомывателя подавать жидкость на лобовое стекло;
- работу штатного противоугонного устройства.
Также отменены и некоторые другие требования к проверке автомобиля. При этом закон по-прежнему запрещает самостоятельно вносить изменения в конструкцию авто. С явными переделками конструкции и дополнительным оборудованием, которые не внесены в регистрационные документы, пройти осмотр не получится. Аптечку и огнетушитель, которые не проверяют по новым правилам при техосмотре, обязательно нужно иметь в автомобиле. Это требование ПДД, которое никто не отменял.
Регистрация авто в ГИБДД в 2023 году
Поставить автомобиль на учет в ГИБДД может владелец автомобиля или доверенное лицо. У вашего представителя должна быть рукописная доверенность и оригинал вашего паспорта. Если вы не готовы отдавать свой паспорт другому человеку, оформите нотариальную доверенность.
На оформление авто в ГИБДД отводится 10 дней с момента покупки. Если не успеете уложиться в отведенное время, придется заплатить штраф от 1500 до 2000 рублей. Чтобы сохранить деньги и избежать проблем с законом, придется пройти бюрократический квест, который состоит из 6 этапов:
-
Прохождение техосмотра.
-
Оформление страховки.
-
Сбор пакета документов.
-
Оплата государственной пошлины.
-
Подготовка автомобиля к осмотру.
-
Прохождение регистрации в ГИБДД.
Рассмотрим каждый этап в отдельности.
Нужно ли проходить ТО для постановки автомобиля на учет?
Собственник обязан поставить транспорт на учет, получить регистрационное свидетельство (СТС), госномера. Без них машина не допускается к дорожному движению. Подать заявление на регистрацию нужно в первые 10 суток после подписания договора купли-продажи, получения ТС по наследству, в подарок. Пройти процедуру может хозяин или законный представитель по доверенности. Прописка не имеет значения, владелец имеет право обратиться в ближайшее отделение для получения услуги.
Регистрация автомобиля подтверждает его соответствие требованиям и нормам безопасности. Авто проверяется инспекторами ГИБДД на специальной площадке отделения. Инспектор осматривает общее состояние машины, сверяет VIN-код, маркировку номерных деталей с ПТС. Проверка на площадке в ГАИ длится 15-20 минут, она не позволяет точно оценить состояние транспорта, увидеть ряд технических неисправностей, которые могут привести к дорожно-транспортным происшествиям.
Доказать соответствие автомобиля установленным требованиям безопасности можно после прохождения техосмотра. Обратите внимание, до 2023 года, чтобы застраховать машину, требовалась диагностическая карта, а получить ее можно при техосмотре. Сегодня это требование отменено, карта не входит в обязательный перечень документов для оформления страховки. Однако это не означает, что управлять транспортом разрешено без прохождения техосмотра.
Важно! Прохождение техосмотра раз в два года обязательно для автомобилей, которым четыре года и больше. Независимо от года выпуска, ежегодное прохождение техосмотров и получение диагностических карт обязательно для такси, автобусов, учебных автомобилей, спецтранспорта, грузовых машин, имеющих сидения для перевозки более восьми человек и с грузоподъемностью свыше 3,5 тонн.
Фейк о скрытом патрулировании
Многие издания сообщают несколько неверно трактованную информацию о том, что якобы теперь патрульные машины могут быть без цветографической схемы, а сотрудники полиции – в гражданском. И таким образом они могут выявлять нарушения ПДД и штрафовать водителей.
Это не совсем так.
Изменения коснулись, действительно, форменной одежды – её в новой редакции Приказа можно не надевать (пункт 12). А патрульные машины без раскраски можно было использовать и до поправок. Однако, в этом случае у сотрудника ГИБД нет права остановки транспортного средства и вынесения постановления с наказанием.
Таким образом, получаем четыре варианта надзора.
- Сотрудники на патрульном автомобиле ГИБДД в раскраске полиции и в форменной одежде – допускаются все законные административные действия.
- Сотрудники на патрульной машине без цветографической схемы, но в форме – имеют право остановки, составления протокола, выписывания штрафа и выполнять все другие законные процедуры (как и пунктом выше).
- ДПС в машине без цветографии и без формы – могут фиксировать нарушения, а затем передавать их нарядам в форме, которые уже могут привлекать водителей к ответственности. Самостоятельно даже останавливать машины они не имеют права.
- А вот в гражданском авто, не относящимся к патрульным, даже будучи в форменной одежде сотрудники вести надзор не могут.
Более подробно мы рассказывали в специальной статье про новый закон о скрытом патрулировании и фейках в связи с этим.
Порядок проведения ТО
Независимо от места регистрации и фактического проживания, автомобилист, вправе обратиться в любой удобный авторизованный пункт проведения ТО. После проверки соответствия информации в документах и узлах агрегата, сотрудники аккредитованной организации проводят осмотр.
Оценке эксперта подвергаются следующие параметры транспорта:
- тормоза;
- рулевое управление;
- осветительные приборы;
- стеклоочистители;
- колеса;
- двигатель;
- конструкция кузова;
- наличие знака экстренной остановки, аптечки и баллона-огнетушителя.
Необходимые документы
Чтобы получить карту диагностики, нужно обратиться в авторизованную станцию с заявлением. Для прохождения процедуры водитель должен предъявить на пункте техосмотра определенный перечень бумаг, без наличия которых технический осмотр провести не возможно.
Документы для прохождения техосмотра в 2023:
- паспорт;
- свидетельство о регистрации авто или ПТС;
- удостоверения водителя;
- квитанция об оплате услуг оператора.
Кто и как проводит техосмотр
Государственный ТО проводят специализированные предприятия (операторы ТО), аккредитованные РСА для этих целей, с возможностью оформления диагностических карт в цифровом формате и передачи данных о проведении осмотра в единую электронную базу. Цель осмотра – ревизия технического состояния рабочих механизмов машины на предмет обеспечения безопасности водителя, пассажиров и пешеходов, принимающих участие в дорожном движении.
При техосмотре проверяют важные системы автомобиля:
- состояние и исправность тормозной системы машины;
- работу двигателя;
- исправность аварийной сигнализации;
- рулевую систему;
- функционирование фар и прочих оптических конструкций;
- работу стеклоочистителей;
- функционирование других механизмов.
При выявленных неисправностях заключение о техосмотре не выписывается.
Процедуру не смогут пройти автомобили:
- при отсутствии полной герметичности (наличие течи рабочей жидкости) в моторе, КПП, бортовых редукторах, кондиционере и прочих системах;
- при нанесении пленки или тонировки на фары автомобиля или на другие оптические системы;
- с переделками конструкции, безопасность которых не подтверждена технической экспертизой и не зарегистрирована в ГИБДД;
- при отсутствии огнетушителя, светоотражающего знака аварийной остановки, аптечки с годным набором медицинских средств.
Что такое диагностическая карта?
Диагностическая карта — это специальный документ, выдаваемый владельцу транспортного средства после прохождения техосмотра. Оформляется на листе формата А4 с таблицей, в которой содержится 68 пунктов. По ним проверяется автомобиль с целью выявления возможных поломок, препятствующих безопасной эксплуатации транспортного средства.
Диагностическая карта необходима для оформления полиса ОСАГО. Возить ее с собой необязательно — все сведения содержатся в базе данных, и сотрудник ГИБДД может сделать запрос для оценки технического состояния автомобиля.
Что нужно знать автовладельцу о диагностической карте:
- Документ оформляется не на водителя, а на автомобиль. Если вы покупаете или продаете подержанный транспорт, переоформлять карту не нужно. Снова пройти техосмотр придется только после окончания срока действия документа.
- Если карты была утеряна, ее можно легко восстановить. Для этого обратитесь к оператору службы технического осмотра, где был выдан документ, или в любой пункт. Все сведения содержаться в электронном виде в базе данных, поэтому оператору достаточно распечатать дубликат. За данную услугу придется заплатить около 300 рублей.
- При оформлении полиса ОСАГО или КАСКО в режиме онлайн потребуется указать номер диагностической карты. Лично предъявлять ее не нужно.
- Диагностическая карта действует не только на территории России, но и в других странах. Она может использоваться при оформлении международных прав.
- Диагностическая карта является документом строгой отчетности. Подделать ее невозможно — полис ОСАГО не будет оформлен, а обман обнаружится уже при первой проверке документов сотрудниками ДПС.
Диагностическая карта при дорожно-транспортном происшествии
Если же страховщик требует в обязательном порядке пройти ТО, мотивируя невыплатой возмещения при ДТП, то это повод обратиться в другую компанию. Пока не пройдет три года с даты выпуска автомобиля, проходить ТО его владелец обязан лишь при внесении в конструкцию существенных изменений. До достижения легковым автомобилем 7-летнего возраста, техосмотр проводится с интервалом в 2 года.
Столько же, соответственно, и будет действовать диагностическая карта. Затем техосмотры и оформление по их результатам ДК становятся ежегодными. Внеочередной техосмотр необходим лишь в том случае, если автовладелец решает усовершенствовать свою машину и готовится к регистрации изменений в ее конструкции.
Приведенные сроки относятся только к личным легковым автомобилям. Для пассажирских такси и автобусов, а также грузовиков, перевозящих опасные грузы, действуют специальные сроки проведения ТО.