Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности работы воспитателя в логопедической группе дошкольного учреждения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Можно ли работать учителем-логопедом после курсов профессиональной переподготовки? Это ещё один вопрос, который приходится слышать от коллег. К тому же подобных курсов в интернете сейчас большое количество.
Большинство людей уже в школе задумываются о будущей профессиональной деятельности, связанной с дефектологией, как правило, среди них чаще встречаются девушки. Но, специальность логопеда имеет свои требования к кандидату, одно из них – отсутствие дефектов звукопроизношения и грамотный речевой строй.
Общая культура речи тоже является преимуществом для тех, кто решил выбрать этот профессиональный путь. При взаимодействии с учащимися необходимо следить за корректностью стилистики, орфоэпии и избегать просторечий. Речевой стиль логопеда должен быть достойным примером для ученика, который совершенствует свои вербальные навыки.
Основные направления деятельности логопеда в ДОУ
В систему логопедической помощи, реализуемой в детском саду, входят:
- Диагностические процедуры. Своевременно исследуются не только речевое развитие, но и социально-личностные, познавательные и физические особенности детей с дефектами речи.
- Коррекционно-развивающие мероприятия. Сюда входят расширение словарного запаса, развитие артикуляционного аппарата, автоматизация и дифференциация звуков, совершенствование мелкой моторики, дыхательная гимнастика.
-
Просвещение и консультирование участников образовательного процесса (родители, педагоги). Это одна из многих функциональных обязанностей учителя-логопеда в детском саду. Может быть реализована в рамках родительского собрания, на котором родители получают информацию о факторах риска, особенностях и пользе логопедических занятий.
В процессе консультирования педагоги и родители знакомятся со спецификой работы логопеда с детьми, имеющими нарушения речи, и получают рекомендации, выполнение которых способствуют повышению эффективности оказываемой помощи. - Методическая деятельность. Учитель-логопед создает рекомендации методического характера для родителей и педагогов, принимает участие в профессиональных объединениях, где происходит обмен опытом, занимается созданием развивающей среды, например, изготовлением пособий и другого дидактического материала для работы.
- Аналитическая деятельность. Сюда входит анализ и мониторинг результатов коррекционно-развивающей деятельности, отслеживание динамики развития воспитанников. Для этого проводятся диагностические процедуры (в начале учебного года и в конце), данные которых сравниваются и анализируются, что дает возможность увидеть эффективность работы, проведенной за год.
Логопедическая или обычная группа ДОУ: в чем отличия
Различия между обычной массовой и логопедической группой есть. Хотя, на первый взгляд, может показаться, что в них все проходит в одном режиме. Основное отличие заключается в специфике самой работы:
- В логогруппе иначе составлен режим дня, и по-другому проходят образовательные занятия, а именно:
- В течение всего дня работу проводит не только воспитатель, но и логопед, занятия характеризуются коррекционной направленностью.
- Логопед и воспитатель группы ведут тетрадь взаимодействия, благодаря которой они могут закреплять пройденный материал и ускоренно компенсировать речевые проблемы.
- Ведется интенсивно индивидуальная работа. Такие занятия проводятся по 10-15 минут в зависимости от психических познавательных особенностей каждого из воспитанников (внимания, памяти, мышления, восприятия). На занятие логопед может взять и двух-трех детей, при условии, что они имеют одинаковые речевые нарушения и находятся на одном уровне развития. Планирование такой работы проводится поэтапно: от формирования правильного дыхания до автоматизации и дифференциации звуков.
- Занятия воспитателя и логопеда проводятся не только фронтально, но и по подгруппам. В то время как первая подгруппа занимается с воспитателем, вторая – у логопеда, после чего дети меняются.
- Оснащение логопедической группы также отличается от массовой:
- Здесь располагается зеркало для индивидуальной работы. Имеется зона по коррекции произношения, оформление которой проводится согласно возрасту и особенностям речи детей. Особое внимание уделяется развитию фонематического слуха, поэтому в развивающую среду подгруппы включены музыкальные игры, ширмы и т. д. Для воспитанников групп с ОНР (общим недоразвитием речи) доступны различные игры по сенсорике, так как речь тесно связана с ней.
- Есть логопедический кабинет или уголок.
- В отличие от обычной, в речевую спецгруппу меньший набор. По всем правилам количество воспитанников не должно превышать десяти, но бывают и исключения. Из-за нехватки мест, в некоторых случаях наполняемость может быть выше.
- Перспективное планирование соответствует особенностям речевого развития воспитанников.
Могу ли я работать учителем-логопедом в ДОУ, имея лишь диплом о переподготовке.
Для того, чтобы максимально эффективно планировать и применять коррекционную работу в сфере речевой патологии у детей, воспитатель должен понимать особенности психологических процессов, связанных с нарушениями речевой деятельности:
- Проблемы с памятью, вниманием, способностью сосредоточиться на решении конкретной задачи.
- Нарушения артикуляционной и пальчиковой моторики.
- Неполное формирование словесно-логического мышления.
Так как дети с патологиями речи имеют и другие отклонения или отставания в развитии, это может проявляться следующим образом:
- Воспитанники не могут воспроизвести порядок расположения предметов, если их переставить. Иногда дети не могут справиться с последовательностью расположения даже 3 – 4 предметов.
- Неспособны найти несоответствия в парных рисунках.
- Не полностью выявляют предметы, которые нужно рассортировать по определенному признаку, например, отложить в сторону вещи из дерева, бумаги, ткани и так далее.
Такие дети расторможены, они не могут сосредотачиваться на одном действии или предмете дольше нескольких минут, очень быстро устают, поэтому воспитателю в группе для воспитанников с отклонениями в речи потребуется обязательно наглядно подкреплять свои действия.
Также ему придется использовать более простые речевые конструкции, объяснять свои действия предельно кратко и понятно для детей соответствующего возраста и уровня знаний, давать им отдых между упражнениями.
Малыши с такими особенностями намного легче запоминают все на непроизвольном уровне, чем на произвольном, поэтому строить все занятия нужно в легкой игровой форме, чтобы заинтересовать детей в происходящем.
Цели логопедических занятий – формирование и исправление нарушений речи у детей. Логопед это работник с обширным профилем. Он и подбирает упражнения для исправления речи (правильное построение фраз).
Логопед в ДОУ
Бесплатно логопедическую помощь (например, в Москве) можно получить в:
- детсаду (при наличии логопедического пункта);
- ДОУ коррекционного типа;
- детской поликлинике.
Проведение занятия
К сведению. Для получения документа на медико-психолого-педагогическую комиссию в логопедическую группу, нужна консультация со специалистом. Её возможно получить в детской поликлинике, детском саду по месту жительства у работника. Комиссия обычно проводится весной, а коррекционно-логопедические занятия с октября.
Некоторые родители считают, что логогруппа только для детей с проблемами в развитии. Но на деле в логогруппе находятся дети и со следующими заболеваниями:
Обратите внимание! Для того, чтобы попасть в логогруппу, у ребенка должен быть сохранен минимальный интеллект для понимания и слух, чтобы слушать работника — это минимальные нормативные требования.
Для того чтобы понять, что же правильно, следует разобрать нюансы. Имеет логопедическая группа в детском саду плюсы и минусы.
Плюсы:
- Небольшое количество детей в таких группах (11-14 человек) по сравнению с обычными (приблизительно 20-26 человек).
- На каждую логопедическую группу выделяют двух воспитателей со специальным образованием.
- Больше развивающих занятий.
- Очень хорошая подготовка детей к школе. Здесь уделяется большое внимание развитию, поэтому дети из логопедических групп умнее своих сверстников.
Логопедическая группа
Минусы:
- Коллектив детей с различными проблемами и задержкой речи. Ребенок может повторять слова своих сверстников, которые не выговаривают их правильно. Из-за этого может ухудшиться его речь.
- При резкой смене садика у ребенка может случиться стресс, ему будет тяжело переносить переход в группу.
- Для получения плюсов логопедических групп требуется регулярное посещение, при пропуске занятий особого эффекта не будет.
Методика развития речи у неговорящих детей
Существует рабочая программа по логопедии для дошкольников по ФГОС. Ее выбирают из нескольких. Некоторые популярные примеры:
- Программа автора Нищева Н.В. Её название «Коррекционно-развивающая работа в логогруппе для детей в дошкольном возрасте с проблемной речью». Цель данной работы в том, чтобы решить проблему и помочь детям с проблемной речью.
- Программа Пахомовой Т.Г. по исправлению речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Это решение поставленной проблемы по ФГОС, как помочь детям, у которых нарушена память и развитие речи.
Логопедическая работа воспитателя
Различия между обычной массовой и логопедической группой есть. Хотя, на первый взгляд, может показаться, что в них все проходит в одном режиме. Основное отличие заключается в специфике самой работы:
- В логогруппе иначе составлен режим дня, и по-другому проходят образовательные занятия, а именно:
- В течение всего дня работу проводит не только воспитатель, но и логопед, занятия характеризуются коррекционной направленностью.
- Логопед и воспитатель группы ведут тетрадь взаимодействия, благодаря которой они могут закреплять пройденный материал и ускоренно компенсировать речевые проблемы.
- Ведется интенсивно индивидуальная работа. Такие занятия проводятся по 10-15 минут в зависимости от психических познавательных особенностей каждого из воспитанников (внимания, памяти, мышления, восприятия). На занятие логопед может взять и двух-трех детей, при условии, что они имеют одинаковые речевые нарушения и находятся на одном уровне развития. Планирование такой работы проводится поэтапно: от формирования правильного дыхания до автоматизации и дифференциации звуков.
- Занятия воспитателя и логопеда проводятся не только фронтально, но и по подгруппам. В то время как первая подгруппа занимается с воспитателем, вторая – у логопеда, после чего дети меняются.
- Оснащение логопедической группы также отличается от массовой:
- Здесь располагается зеркало для индивидуальной работы. Имеется зона по коррекции произношения, оформление которой проводится согласно возрасту и особенностям речи детей. Особое внимание уделяется развитию фонематического слуха, поэтому в развивающую среду подгруппы включены музыкальные игры, ширмы и т. д. Для воспитанников групп с ОНР (общим недоразвитием речи) доступны различные игры по сенсорике, так как речь тесно связана с ней.
- Есть логопедический кабинет или уголок.
- В отличие от обычной, в речевую спецгруппу меньший набор. По всем правилам количество воспитанников не должно превышать десяти, но бывают и исключения. Из-за нехватки мест, в некоторых случаях наполняемость может быть выше.
- Перспективное планирование соответствует особенностям речевого развития воспитанников.
В логопедической практике часто специалисты сталкиваются с проблемой в работе с родителями, препятствующими коррекционному процессу. Среди родителей есть такие, которые побаиваются отдавать своего ребенка в логогруппу, ссылаясь на то, что:
- Малыш может замкнуться в себе, ему будет некомфортно и он может получить стресс из-за смены детского коллектива и взрослых.
- Вдруг в спецгруппе будут дошкольники, имеющие более серьезные нарушения речи, и малыш станет на их фоне говорить еще хуже.
На самом деле существенных минусов и поводов для переживания нет. Несоответствие возрасту, психическим и речевым особенностям детей, определенным в одну подгруппу, − крайне редкое явление, с этим можно столкнуться только в случае несоблюдения правил, прописанных в государственных стандартах.
Программа имеет несколько вариантов трудоемкости (объема академических часов), каждый из которых может быть освоен в обычном режиме обучения и интенсивном. Это позволяет Вам выбрать наиболее подходящий для Ваших нужд вариант программы. Учебный план, срок обучения и стоимость программы зависят от выбранной трудоемкости и режима обучения. Представленная ниже информация позволит Вам принять верное решение.
Поступить на обучение может любой желающий (профиль образования не обязательно должен быть педагогическим). Для начала обучения необходимо отправить заявку на обучение (кнопка “Зарегистрироваться”). Далее в личном кабинете (создается автоматически) необходимо заполнить электронную анкету слушателя. На ее основе автоматически сформируется договор и заявление на обучение.
После этого документы для личного дела слушателя необходимо отправить через Ваш личный кабинет и произвести оплату по квитанции в банке (квитанции размещаются в личном кабинете) или по реквизитам в любой платежной системе. Все готово! Вы можете приступать к обучению!
Для поступления требуются в электронном (сканированном) виде следующие документы:
- заявление и договор об обучении (оформляются автоматически)
- копия документа об образовании или справка об обучении (для студентов)
- копия паспорта (первый разворот)
- документ о смене имени, отчества или фамилии (если фамилия, имя или отчество в паспорте и дипломе не совпадают).
Какую профессию вы освоите?
Выбирайте одно из актуальных направлений для профессионального роста:
- Учитель начальных классов
- Учитель старшей школы (у нас ведется переподготовка на все существующие в школьной программе предметы)
- Преподаватель спортивных дисциплин для школьного и внешкольного образования
- Воспитатели, вожатые и другие сотрудники детских внешкольных учреждений
- Специалисты по охране труда, пожарной безопасности и пр.
- Специалисты по маркетинговому продвижению в сфере образования
ГБОУ Школа имени Артема Боровика
Группа педагогов ГБОУ Школа имени Артема Боровика (дошкольное отделение «Радуга») выражает огромную благодарность организаторам курсов повышения квалификации за высокий профессиональный уровень!
Выражаем искреннюю признательность вашему учебному заведению за предоставленную возможность пройти очередной курс повышения квалификации. Это отличная возможность получить новые знания без отрыва от дома и работы. Учебный процесс поставлен очень грамотно, блоки лекций и дополнительные материалы содержат ответы на все вопросы последующего тестирования. Желаем дальнейшего развития и процветания!
С уважением и благодарностью, слушатели курсов
Гвоздева Татьяна Евгеньевна,
Полукравец Елена Анатольевна,
Сандина Ольга Александровна,
Державина Алеся Владимировна,
Клименкова Светлана Валерьевна,
Сумина Людмила Владимировна,
Сумина Лидия Анатольевна.
Капустина Т.А., Туапсе
Дата отправки: Thu, 21 Jul 2016 13:23:05 +0300
ФИО: Капустина Татьяна Анатольевна
Контактный телефон: 8-928-40…………
Адрес электронной почты:
Текст отзыва: Прошла дистанционные курсы переподготовки на учителя информатики и ИКТ с 25 мая по 10 июля 2016г., После оплаты 1 части (платила двумя частями) , получила доступы в течении 2-х дней, общение с куратором всегда было доступно. В интернете кое где встречались сомнительные отзывы, наводящие на сомнение, всё равно рискнула. И НЕ жалею. Выполнила все контрольные задания, уточнила у куратора о времени отправления диплома, и… ВСЁ В ПОЛНОМ ПОРЯДКЕ. Учёба закончилась 10 июля а 21 июля я его уже получила по почте в глубинке Туапсинского р-на Краснодарского края. Упаковка хорошая, влагостойкая, сам диплом не повреждён. Ещё раз, ОГРОМНОЕ СПАСИБО за возможность получить дополнительную профессию без лишних затрат времени и денег на поездки. Обязательно буду рекомендовать для обучения своим будущим коллегам. Обязательно подам все данные по МИСАО в Туапсинский центр Занятости населения, чтобы выходили на новый уровень — дистанционно — переквалифицировать безработное население, а то у них до сих пор — платим пособие за личное посещение Вами занятий в учебном заведении — просто бред!!! В нашей современной жизни.
Отзыв об обучении по программе профессиональной переподготовки по специальности: Преподаватель технологии и изобразительного искусства.
Перед поступлением на обучение в Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки ФИПКИП прочитала разные отзывы об институте и качестве преподавания. Но, все же выбрала этот институт, в надежде, что мои ожидания оправдаются. Договор заключала непосредственно в самом институте на м.Волжская.
После подписания договора и оплаты получила пакет с исходными программами по обучению и материал для обучения.
Скажу честно, что не сразу разобралась, как необходимо выполнять и в какой последовательности работы. Куратор посоветовал изучить все присланные материалы и начинать делать контрольные. По мере изучения материалов, все становилось понятным и дальнейших консультаций не потребовалось.
Поразило, что все материалы были подобраны качественно и компактно. Они позволяли охватить весь спектр современных тенденций, используемых и продвигаемых сегодня в обучении и воспитании детей начальной и средней школы по педагогике и психологии школьников с учетом ФГОС. Могу добавить только следующее: если человек имеет образование и опыт работы, то пройти обучение по переподготовке по желаемой профессии реально возможно и не сложно. Это требует определенных усилий, но не требует отвлечения от основной работы.
Выражаю благодарность всем сотрудникам института, за моральную и профессиональную поддержку в период обучения.
С уважением, Елена Натур
Начните с простых задач
Главная ваша задача как начинающего специалиста — получить первый опыт работы с клиентами. Решите, каких детей вы хотите обучать: дошкольников, школьников, детей с ОВЗ? Или, может быть, вам больше нравится работать со взрослыми?
Если пока не приняли решение, начните с простых задач. Устройтесь в логопункт при ДОО или начальной школе. Зарплата у начинающего логопеда невысока — от 12 тыс., но и проблемы с речью у воспитанников обычных детских садов и школ неглубокие (чаще всего это дислалия), а потому корректировать их несложно.
Подойдет для начинающих и логопедический центр — здесь вы сможете общаться с опытными специалистами, перенимать у них приемы работы. Наконец, у вас будет к кому обратиться, если возникнут сложности.
Как оформить ребёнка в логопедическую группу?
Если ваш малыш уже посещает детский сад, и после осмотра логопед сделал заключение о необходимости его перевода в логопедическую группу, от вас требуется только согласие на этот перевод. Все комиссии, обычно, ребёнок проходит в своём детском саду и только в исключительных случаях может быть направлен в стороннюю организацию (к примеру, районную комиссию). Родители об этом ставятся в известность и уже сами решают — соглашаться им или нет.
Если ваш ребёнок ещё не посещает детский сад, то для начала вам нужно посетить логопеда поликлиники в которой наблюдается ребёнок. Если специалист найдёт отклонения, то он даст направление в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Перед тем, как туда отправляться, нужно посетить следующих специалистов:
- педиатра,
- окулиста,
- оториноларинголога,
- невропатолога,
- психиатра (по показаниям).
Затем нужно записаться на ПМПК и в назначенный день явиться туда вместе с ребёнком и следующими документами:
- паспорт сопровождающего родственника (родителя или опекуна);
- свидетельство о рождении ребёнка;
- заключения вышеперечисленных специалистов.
Комиссия решает последовательно два вопроса.
Первый: нуждается ли ребёнок в логопедической группе.
Второй, если ответ на первый вопрос положительный: в какую именно коррекционную группу определить ребёнка. Возможны несколько вариантов:
- группа заикания — если есть хоть малейшее заикание;
- недоразвития речи — если есть грубая задержка развития речи;
- нарушения речи фонетико-фонематического характера — если малыш не произносит более 10 звуков;
- нарушения произношения отдельных звуков — если малыш неправильно произносит небольшое количество звуков.
Логопедическая или обычная группа ДОУ: в чем отличия
Различия между обычной массовой и логопедической группой есть. Хотя, на первый взгляд, может показаться, что в них все проходит в одном режиме. Основное отличие заключается в специфике самой работы:
- В логогруппе иначе составлен режим дня, и по-другому проходят образовательные занятия, а именно:
- В течение всего дня работу проводит не только воспитатель, но и логопед, занятия характеризуются коррекционной направленностью.
- Логопед и воспитатель группы ведут тетрадь взаимодействия, благодаря которой они могут закреплять пройденный материал и ускоренно компенсировать речевые проблемы.
- Ведется интенсивно индивидуальная работа. Такие занятия проводятся по 10-15 минут в зависимости от психических познавательных особенностей каждого из воспитанников (внимания, памяти, мышления, восприятия). На занятие логопед может взять и двух-трех детей, при условии, что они имеют одинаковые речевые нарушения и находятся на одном уровне развития. Планирование такой работы проводится поэтапно: от формирования правильного дыхания до автоматизации и дифференциации звуков.
- Занятия воспитателя и логопеда проводятся не только фронтально, но и по подгруппам. В то время как первая подгруппа занимается с воспитателем, вторая – у логопеда, после чего дети меняются.
- Оснащение логопедической группы также отличается от массовой:
- Здесь располагается зеркало для индивидуальной работы. Имеется зона по коррекции произношения, оформление которой проводится согласно возрасту и особенностям речи детей. Особое внимание уделяется развитию фонематического слуха, поэтому в развивающую среду подгруппы включены музыкальные игры, ширмы и т. д. Для воспитанников групп с ОНР (общим недоразвитием речи) доступны различные игры по сенсорике, так как речь тесно связана с ней.
- Есть логопедический кабинет или уголок.
- В отличие от обычной, в речевую спецгруппу меньший набор. По всем правилам количество воспитанников не должно превышать десяти, но бывают и исключения. Из-за нехватки мест, в некоторых случаях наполняемость может быть выше.
- Перспективное планирование соответствует особенностям речевого развития воспитанников.
Результат после обучения
Знания
- Основы педагогики и психологии дошкольников.
- Особенности использования логопедических методик во время занятий с дошкольниками.
- Особенности предшкольной подготовки детей с нарушениями речи.
- Результативные методики и техники развития речи.
Навыки
- Применение игровых упражнений для формирования звукопроизношения: песен, считалок, музыкальных постановок.
- Выбор и использование упражнений артикуляционной гимнастики в зависимости от коррекционных задач.
- Выбор и применение упражнений для правильной постановки интонаций, голоса, дыхания.
- Использование логоритмики для коррекции дефектов речи и формирования мелкой моторики.
- Применение специальных методик и техник для развития речи дошкольников: визуальных, вербальных, игровых.
- Анализ динамики и итогов работы.
- Подготовка отчетных документов и методических материалов: картотек упражнений, программ развивающих занятий и др.
- Взаимодействие с педагогом-логопедом и родителями для повышения эффективности коррекционной деятельности.
Как получить документы?
По окончании обучения Вы можете получить документы лично или посредством заказного письма (на Ваш выбор). Адрес для направления документов указывается в электронной анкете слушателя в личном кабинете.
Дипломы оформляются в бумажном виде на специальных бланках с несколькими степенями защиты.
Вместе с дипломом выдается приложение с выпиской оценок, договор и акт в бумажном виде.
В соответсвии с законодательством РФ, диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации выдается лицам, имеющим высшее или среднее профессиональное образование.
Если слушатель не имеет такого образования, ему будет выдано свидетельство о дополнительном образовании (при получении среднего профессионального или высшего образования в будущем слушателю также будет выдан диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации).
Документы оформляются от 1 до 10 рабочих дней (на практике 1-3 дня).