- Гражданское право

Как правильно заполнить акт о повреждении груза в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правильно заполнить акт о повреждении груза в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В случае, если вам дано задание по составлению акта о повреждении груза, а вы никогда прежде не встречались с этим документом, прочитайте приведенную ниже информацию и посмотрите пример – по его образцу вы без особых сложностей сформируете собственный бланк.

Особенности формирования акта, общие моменты

Перед тем, как приступить к детальному описанию именно этого акта, дадим общие сведения, которые относятся ко всем подобным бумагам.

  1. Начнем с того, что с 2013 года единые для всех формы первичных документов отменены, так что сейчас все акты допускается делать в произвольном виде. Если же на предприятии имеется свой стандарт документа – надо обязательно формировать акт по его типу.
  2. Акт можно писать на фирменном бланке (если таковое требование установлено руководством компании) или на обычном листе бумаги (лучше А4 формата), вручную или на компьютере — последний вариант удобнее всего, но в этом случае бланк потом нужно распечатать.
  3. Акт всегда надо составлять минимум в трех одинаковых экземплярах.
    • Первый из них отправляется предприятию-изготовителю/поставщику груза,
    • второй остается у организации-заказчика/покупателя,
    • третий передается перевозчику.

    Все три экземпляра должны быть подписаны ответственными лицами (членами комиссии).

  4. Проштамповывать бланк следует только в том случае, если условие об использовании штемпельных клише прописано в учетной политике организаций, представители которых составляют документ.
  5. Оформляя акт, следует быть предельно внимательным, скрупулезно описывая все найденные повреждения. Нужно помнить о том, что в ситуациях, когда дело доходит до разбирательств в судебной инстанции, именно этот документ зачастую становится главным доказательным аргументом.

Объясняем, как составить акт «на пальцах»

В верхней части листа бумаги указываем наименование организации, составившей акт, со ссылкой на её организационно-правовую форму (ОАО, ООО). Далее присваиваем документу уникальный номер для хранения и документооборота в фирме. Ниже по документу оставляем дату и место составления официальной бумаги. На этом работа с реквизитами окончена.

Переходя к основной части, следует начать с обозначения всех сторон процедуры. Речь идёт о заказчике, поставщике, транспортной компании. Ссылаемся на полученную транспортную накладную, указываем фактическое время получения груза. Сравниваем заявленные по накладной данные с фактическими. Ёмко описываем характер повреждений, точно количество битого товара. Оцениваем понесённый заказчиком ущерб. Устанавливаем причину образования повреждений. Если в ходе приёмки осуществлялась фото или видеосъемка, прикладываем материалы к акту и обозначаем их в качестве приложений.

Акт может составлять любой работник организации, в должностные обязанности которого входит данная функция. Это может быть руководитель структурного подразделения, юрист, секретарь или просто материально-ответственное лицо.

При создании акта должны присутствовать и другие сотрудники компании, которые выступят в роли свидетелей нанесенных повреждений. Таким образом, формируется специальная комиссия в составе не менее трех человек, лучше работников разных отделов.

Если испорченное имущество относится к высокотехнологичному оборудованию или приборам, для более точной диагностики вреда к составлению акта следует привлечь специалиста инженерно-технической или сервисной службы, действующей внутри предприятия или стороннего эксперта.

Оформление акта. На что обратить внимание

При оформлении акта, также как и при его написании, можно руководствоваться собственными соображениями, поскольку закон не предъявляет к этому параметру никаких особых требований. Акт можно писать на простом чистом листе бумаги или на фирменном бланке организации. Вносить информацию можно от руки (любой шариковой ручкой, но только не карандашом) или печатать на компьютере.

Читайте также:  Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения.

Важно! В акте должны наличествовать подписи его непосредственного составителя и присутствовавших сотрудников – их автографы будут свидетельствовать о том, что все внесенные в документ сведения верны.

Желательно получить и подпись виновника порчи имущества, но если он отказывается подписывать документ, можно прямо в акте сделать соответствующую пометку или составить отдельный акт об отказе подписать акт.

Заверять печатью бланк акта не обязательно – с 2021 года использование штемпельных изделий на предприятиях и в организациях необходимо только в тех случаях, если это закреплено во внутренних нормативно-правовых бумагах фирмы.

Акт составляется в двух экземплярах:

  • один остается в компании и отправляется в бухгалтерию для списания имущества или выделения денег на ремонтные работы,
  • второй передается сотруднику, причинившему ущерб.

При необходимости можно составить и дополнительные копии акта.

Пошаговый алгоритм приемки товара

Все правила указываются в договоре. Их количество зависит от нескольких факторов:

  • используемого транспортного средства;
  • места разгрузки;
  • параметров груза.

Список составляется для каждой компании индивидуально, но за базу может использовать следующее:

  • выполняется подъезд к месту размещения;
  • проверка сопроводительной документации;
  • определение размеров ворот для проезда транспорта;
  • выделение пространства для разгрузки;
  • подача оборудования для перевозки;
  • осмотр, пересчет и взвешивание товаров;
  • вывоз с помощью рохли на место хранения;
  • сверка и оформление сопроводительных документов;
  • регистрация актов в случае выявления бракованных или недостающих товаров;
  • письменное оформление данных о получении груза в реестр;
  • подготовка зоны для размещения и хранения.

В каких случаях необходим

Акт о порче является документом, который фиксирует факт наличия повреждения и характер повреждения.

Этот документ — основание для:

  • взыскания компенсации за причиненный ущерб (добровольно или через суд);
  • применения дисциплинарного взыскания к виновному лицу;
  • списания поврежденного имущества с балансового учета.

Данный акт является важным документом при оформлении страховых случаев.

Наиболее типичные случаи, когда составление акта о порче необходимо для частных лиц и для организаций:

  1. Повреждение имущества и помещений (в том числе жилых) в результате пожара или затопления.
  2. Повреждение помещений и имущества в результате чрезвычайных ситуаций, техногенных катастроф и стихийных бедствий.
  3. Повреждение транспортных средств, спецтехники и другого имущества в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП).
  4. Повреждение имущества в результате действий третьих лиц — из-за хищения или умышленных/неумышленных действий.
  5. Повреждение имущества при проведении каких-либо работ (строительных, ремонтных, уборки в помещении и т. д.).
  6. Повреждение имущества при неаккуратном или неправильном обращении с ним.
  7. Повреждение имущества при его доставке, погрузке, выгрузке, перевозке или переноске.
  8. Порча документов по различным причинам.

Что необходимо проверить при приемке товара

Кладовщик, следуя распечатанной и прикрепленной к стене инструкции, совершает следующие действия:

  • Проверяет реквизиты поставщика по терминалу сбора данных.
  • Инспектирует совпадения цен.
  • Пересчитывает, осматривает тару и коробки.
  • Узнает при каком температурном режиме перевозились скоропортящиеся продукты.
  • Проверяет маркирование.
  • Выборочно вскрывает коробки для визуального осмотра.
  • Если обнаруживаются недостатки, то кладовщик останавливает процесс получения, повторно все пересчитывает и взвешивает.
  • В конце он ставит свою подпись, дату и печать (штамп) на сопроводительных документах.
  • В компьютере отображает принятие продукции.
  • Вносит в программную базу штрихкоды.
  • Распределяет груз по зонам хранения.

Составление акта о причинении вреда

Убытки возмещаются частично в случае наличия урона от недееспособного лица либо того, кто не достиг совершеннолетнего возраста. Страховой полис в пользу потерпевшего также делает частичные выплаты актуальными.

Документирование произошедшего осуществляется только после того, как объект осмотрит специальная комиссия. Ее состав может быть разным в каждой конкретной ситуации. Этот документ должен содержать следующие сведения:

  • меры, связанные с розыском либо определением виновных лиц
  • описание пострадавшего имущества, неважно, где именно оно находилось
  • характеристика повреждений, включая причины, последствия с детальным описанием
  • адрес, по которому и был причинен ущерб
  • должности и фамилии членов комиссии вместе с данными по пострадавшему лицу
  • дата и место составления самого документа

Акт о порче имущества при доставке или перевозке товара

Даже если доставка осуществляется со всеми надлежащими мерами, порча перевозимых товаров не может быть исключена. Не углубляясь в причины и поиски виновных, следует отметить, что стоимость пришедшего в негодность или испорченного груза должна быть компенсирована – за счет ли страховки, материальной ответственности виновного лица либо другим способом. Сами поврежденные товары нужно включить в убытки, подводя бухгалтерский баланс. Для этого нужно документальное основание – акт о порче имущества при грузоперевозках.

Читайте также:  Поэтапная инструкция, как создать гаражный кооператив, устав и регистрация

В случае обнаружения таких проблем при получении товара, покупатель (получатель) совместно с лицом, доставившим груз (экспедитором, курьером, водителем, представителем фирмы) должны выяснить важные подробности, которые будут упомянуты в акте:

  • наименование товара, подвергшегося повреждению
  • количество испорченного груза в стандартных единицах его измерения (штуках, кг, метрах и пр.);
  • характер внешних повреждений упаковки;
  • надлежащим ли образом были упакованы товары, имеется ли необходимая маркировка на упаковке.

ВАЖНО! Формировать акт нужно непосредственно после доставки, в присутствии доставившей его стороны.

Кроме этих подробностей, в акте следует указать:

  • место поставки и место назначения груза;
  • данные обо всех сторонах: отправителе, перевозчике, получателе;
  • время доставки (по плану и по факту);
  • описание товаров (в соответствии с документацией);
  • как выглядел груз после прибытия;
  • примерная сумма ущерба.

В выводах следует установить причину повреждений и ответственное за них лицо (если это возможно).

Для обеспечения достоверности нужно пригласить в качестве членов комиссии еще не менее двух человек. Ими могут выступить квалифицированные работники, могущие оценить ущерб и удостоверить порчу, например, бухгалтер организации-получателя, юрист, менеджер по поставкам и др.

Желательно приложить дополнительные документальные свидетельства: фото груза, запись камеры видеорегистратора автомобиля перевозчика, письменные свидетельства очевидцев и др.

Нужно сделать не менее 3 экземпляров акта:

  • для поставщика товара;
  • для лица или компании, осуществлявшего перевозку;
  • для получателя груза.

Какие характеристики мебели рассматриваются для списания?

Когда речь идет о мебели, в основном имеют в виду офисную мебель. Хотя это может быть и обстановка торговых или производственных помещений, а также помещений общепита.
Общими моментами, по которым мебель может быть признана негодной для дальнейшего использования, являются:

  1. Частичная или полная утрата основных механических функций:
  • поломка ножек, спинки, подлокотников, стенок;
  • деформация сиденья стула или рабочей поверхности стола;
  • поломка механизмов (например, регулировки высоты или наклона спинки офисного стула).
  1. Неустранимые дефекты внешнего вида:
  • несмываемые загрязнения;
  • заметные дефекты обивки или окраски (лакировки);
  • изменение цвета или прочности обивки (например, в результате воздействия солнечных лучей).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Обстановка офиса или зала ресторана зачастую является «лицом» компании-владельца, поэтому роль дефектов внешнего вида при определении причин списания стола или стула может быть не менее важна, чем утрата эксплуатационных характеристик.

Как правильно заполнить форму ТОРГ-15

Потери от боя, лома или порчи товаров списываются на счёт виновного сотрудника. Испорченный товар уничтожают. В случае если не удалось установить виновного в порче товара, то такие потери списываются как внереализационные расходы организации.

— причина уценки или списания товаров: порча, бой или лом;

— код причины списания или уценки (если организация не использует систему кодов, то ставят прочерк);

— причина образования порчи, боя или лома (например, товар был разбит по причине несоблюдения правил разгрузки товаров);

— код причины образования порчи, боя или лома (если организация не использует систему кодов, то ставят прочерк);

— наименования испорченных товаров с указанием стоимости товара после уценки;

— должность и ФИО сотрудников, виновных в порче товара;

— распоряжение руководителя с указанием о дальнейших действий с товарами (уценить или списать), сумму потерь от порчи товара, а также на счёт кого из сотрудников списать данные потери.

Перевозчик доставил поврежденный груз. Составляем акт о несохранности груза правильно

Неправильно составленный акт о несохранности груза лишает добросовестного заказчика права на возмещение убытков. Разберемся, как составить акт правильно.

При приемке груза к перевозке перевозчик обязан проверить его количество и качество, наличие транспортных документов. Если в них при приемке не внесли уточнений (оговорок), груз считается принятым в надлежащем состоянии и указанном количестве. Дальше ответственность за целостность и сохранность несет перевозчик, если иное не предусматривает договор.

То же происходит при приемке груза грузополучателем после перевозки. Если в транспортных документах после приемки не ставится отметка о несохранности груза, он считается принятым в надлежащем состоянии.

Читайте также:  Отчёт о финансовых результатах: что это такое и как его составить

Важно отметить, что грузополучателю недостаточно самостоятельно сделать отметку о повреждении груза в ТТН, CMR-накладной. При наличии недостатков или разногласий, связанных с несохранностью груза при автоперевозке, представители обеих сторон — грузополучателя и перевозчика должны составить и подписать акт о несохранности или о разногласиях. Он составляется в двух экземплярах по форме согласно приложению 8 к Правилам автоперевозок грузов. Первый экземпляр акта передается автоперевозчику вместе с ТТН или CMR-накладной, второй — заказчику перевозки. Факт составления акта отражается в ТТН, CMR-накладной. Указанное требование закрепляет п. 102 Правил автоперевозок грузов.

Согласно п. 86 и 87 Правил автоперевозок грузов автоперевозчик по своей инициативе или по требованию грузополучателя может пригласить экспертов, чтобы установить размер или причины недостачи, порчи или повреждения груза, а также чтобы определить сумму, на которую снизилась стоимость груза. Экспертиза должна проводиться в присутствии представителей автоперевозчика и грузополучателя. При неявке одной из сторон, извещенной о проведении экспертизы, акт составляется в ее отсутствие и признается действительным.

Акт о несохранности груза нельзя путать с актом приемки по количеству и качеству, который составляется, когда груз принимается по договору купли-продажи. Тогда стороны руководствуются Положением о приемке товара по количеству и качеству. При договоре перевозки при приемке груза необходимо руководствоваться Правилами автоперевозок грузов.

Акт — важное доказательство несохранности перевозки груза. Благодаря ему в дальнейшем с перевозчика можно взыскать причиненные убытки. Но следует помнить, что в акте следует указать:

— точное количество поврежденного груза;

— наличие доступа к грузу в поврежденных местах;

— состояние пломбы на контейнере, кузове, грузовых местах;

— причину несохранной автоперевозки.

Иначе взыскать все причиненные убытки будет проблематично.

Если сохранность груза зависит от температурного режима, рекомендуется при приемке измерять температуру в транспортном средстве с ее фиксацией в акте или в ТТН. Также в акте целесообразно указать все иные обстоятельства перевозки груза, в том числе простои, особенности такелажа, упаковки и т.д.

Только так заказчик и грузополучатель смогут обезопасить себя и потребовать возмещения убытков.

Пример из судебной практики

Заказчик международной перевозки обратился в суд с иском о взыскании с перевозчика убытков, причиненных повреждением груза. Истец ссылался на несоблюдение существенных условий перевозки груза (температурного режима), что привело к изменению сортности пиломатериалов и уменьшению их стоимости. Факт наличия недостатков подтверждала отметка в CMR-накладной и информация грузополучателя. В спецификации и CMR-накладной отметки сделало неустановленное лицо, а не водитель.

Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что истец документально не подтвердил размера убытков и достоверно не доказал причинения перевозчиком убытков в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по перевозке груза.

При приемке груза у грузополучателя не возникло претензий к количеству, весу и объему. На момент приемки температура в транспортном средстве не измерялась. Акт об обнаружении порчи груза, подписанный водителем перевозчика, не составлялся. Имевшаяся в CMR-накладной запись не позволяла установить точное количество поврежденного груза и правомерность отметки, сделанной полномочным представителем грузополучателя. Размер и объем причиненных убытков истец определил в одностороннем порядке на основании информации грузополучателя без участия перевозчика и приглашения представителя торгово-промышленной палаты, как это предусматривал договор (Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 12.08.2020 по делу N 120-3/2019/37А/787К).

Вот так неправильно составленный акт не дал заказчику возможности получить возмещение убытков.

На практике еще бывают случаи, когда после подписания акта вторая сторона всячески старается уйти от ответственности. Например, утверждает, что акт не подписывала, подпись подделана, после подписания в акте появились новые пункты. Чтобы избежать этого, можно предусмотреть еще в договоре, что в случае обнаружения недостатков акт будет составляться с участием третьей независимой стороны. Такой подход позволит исключить риски.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *